Транда лубочная что это

Значение слова «лубочный»

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

1. Сделанный из лубка (в 1 знач.), из луба (во 2 знач.). Лубочные санки. Лубочное лукошко.

2. Напечатанный с лубка (в 3 знач.). Лубочные картинки.

3. Относящийся или принадлежащий к произведениям, которые издавались в дореволюционной России для народа и отличались примитивностью содержания. Лубочная литература.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЛУБО’ЧНЫЙ [шн], ая, ое. 1. То же, что лубяной. Лубочные сани. 2. О картинках: печатавшийся первоначально с гравированных липовых лубков и отличавшийся крайней примитивностью исполнения (истор.). Лубочные картинки. || перен. Неискусный, аляповатый (о картинках, живописи). 3. Прил., по знач. связанное с литературой, издававшейся в прежнее время с «просветительной» целью и отличавшейся обычно примитивностью содержания и оформления. || перен. Вульгарный, невысокого художественного достоинства, неискусный (о литературе; пренебр.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

лубо́чный

1. сделанный из лубка (внутренней части коры), из луба

2. спец. напечатанный с лубка (гравированной липовой доски)

3. относящийся или принадлежащий к произведениям, которые издавались в дореволюционной России для народа и отличались примитивностью содержания, также похожий на такие произведения ◆ Гараська был здоровяк, плотно сложен и угрюм. Полутатарин, полурусский, он с лица напоминал Пугачева, каким малюют его на лубочных картинках. С. В. Аникин, «Гараська-диктатор», 1907 г. (цитата из Викитеки)

Делаем Карту слов лучше вместе

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что этоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова двуединство (существительное):

Источник

Как русские изобрели мемы еще в 17 веке: история лубка

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Друзья Савоська и Парамошка играют в карты под наблюдением своих прихвостней. Вот проигрывает Савоська и в отчаянии рвёт на себе волосы. Победитель Парамошка насмехается над ним, а приспешник и говорит, показывая фигу проигравшему: «Вот, Савоська не выиграл медный грош у Парамошки». Второй же подбадривает Савоську: «Не плачь дурак, сукин сын Савоська, будет обыгран и Парамошка».

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Савоська и Парамошка», XVIII век. «Парамошка с Савоською в карты играл, и Парамошка Савоську обыграл. Савоська в кошелёк воззрился, ажно один грош очутился. И стал его [Парамошка] пересмехать, и он стал на себе волосы рвать».

История появления

Способ массового производства лубочных картин был придуман еще в VIII веке в Китае, спустя семь столетий гравюра добралась до Европы. В Россию эта техника пришла через Украину, Белоруссию и Балканские страны.

Лубки методом ксилографии (гравюры по дереву) печатались в типографии Киево-Печерской лавры – одного из первых монастырей Киевской Руси. Естественно, главные сюжеты на тот момент были библейскими – веселые лубки про Савоську и Парамошку тогда еще не создавали. Самой первой гравюрой считается икона «Успение Богородицы» (1614-1624).

Распространение лубочных картинок в Москве началось с царского двора в 1635 году, когда 7-летнему царевичу Алексею Михайловичу купили печатные листы на Красной площади. Позже лубочные картинки появились у бояр, а вскоре распространились и среди крестьян.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

«Красная площадь во второй половине XVII века», А.М. Васнецов, 1925.

В XVII веке основным жанром лубочных листов все еще был религиозный. Но городские художники, помимо правдоподобного изображения святых на гравюрах, создавали печатные листы увеселительного характера для продажи крестьянам.

В 1653 году после церковной реформы Никона старообрядцы и никониане печатали свои лубки. Все это привело к тому, что в 1674 году патриарх Иоаким запретил изображать святых на лубочных картинках.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Архангел Михаил», неизвестный автор, 1668 год.

К тому времени в Москве уже были свои мастерские по производству лубков, например, «Печатная слобода» на углу Сретенского и Рождественского бульваров. Там вместе работали печатники и резчики лубочных листов. В слободе в том числе работали мастера из киево-львовской типографской школы, например, Василий Корень, известный созданием первой в России гравированной Библии.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Изгнание из рая», Василий Корень, XVII век.

В конце XVII и в начале XVIII века в торговых рядах появляются лубки с изображениями народных сказок, былин и легенд. Самыми знаменитыми персонажами фольклора, которые изображались на лубках, были Бова Королевич и Еруслан Лазаревич. Они были известны своей недюжинной силой и храбростью перед полчищами врагов. Их приключения были разными.

Богатырь Еруслан Лазаревич много путешествовал и побывал в тридесятом царстве, и в Вахрамеевом, где женится на своей возлюбленной Марфе Вахрамеевой. Он встретил на своем пути храброго богатыря Ивана и стал его другом. Не обошлось и без битвы с трехголовым змеем.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Еруслан Лазаревич», XVIII век.

В отличии от Еруслана, который добровольно отправился в путешествие, Бова Королевич сбежал из дворца из-за своей злобной матери Миритрицы и попал в королевство Зензивия Андроновича. Он влюбился в его дочь, Дружевну. Много кто хотел заполучить возлюбленную героя, поэтому Бова Королевич участвовал в битвах и в итоге спас Дружевну из рук короля Маркобруна.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Бова Королевич и богатырь Полкан», XIX век.

В XVIII веке Петр I понял, что лубочные листы хорошо работают как внутренняя пропаганда. Поэтому в 1711 году он создал гравировальную палату, где работали лучшие мастера лубочного дела. А уже в 1724 году император издал указ о печати лубков с медных пластин.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Трапеза благочестивых и нечестивых», XVIII век.

Несмотря на попытку государства контролировать производство лубков, деревянные гравюры продолжали продавать в торговых рядах. По стране даже распространились лубочные картинки, высмеивающие императора и его реформы.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «О том, как мыши кота хоронили», XVIII век. Это сатира на похороны императора Петра I, которого изображали свирепым котом.

В XIX веке лубочные картинки показали свою эффективность как средство массовой информации. Во время Отечественной войны 1812 года были востребованы лубки на военную тематику. Точные даты, реальные имена и детали делали лубочные картинки главным информационным источником. Часть событий показывали рисунком, часть – раскрывали в поясняющем тексте. Помимо фактов, художественное изображение определенного эпизода эмоционально окрашивало словесную часть лубочного листа, возбуждало воображение читателя.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Куликовская битва», вторая половина XIX века.

Помимо военной славы, библейских сюжетов и фольклора, лубки изображали моменты из жизни крестьянина, например, процесс плетения лаптей.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Мужик лапти плетет», XVIII век.

Во многом лубки заменяли крестьянам художественную литературу.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Конек-горбунок», XIX век.

Также на лубках изображались «небылицы». Фактически, лубок – это мемы дореволюционной России.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Медведь с козою прохлаждается», XVIII век. «Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. И медведь шляпу вздел, да в дудку играл, а коза сива в сарафане синем, с рожками и с колокольчиками, и с ложками скачет и вприсядку пляшет».

С помощью лубков также высмеивали тщеславие и жадность представителей высших сословий.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Франт и продажная франтиха», XVIII век. «Я с малых лет привычки сей держуся: без денег ни с каким красавцем не люблюся; а для прибытка я совсем не дика: за деньги я любить готова хоть быка».

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Сказка о рыбаке и рыбке» по сказке А.С. Пушкина, 1878.

Переломным моментом в истории лубка стал 1918 год. Печатное дело перешло под контроль государства и попало под идеологический контроль. Несмотря на это, в XX веке традиции лубка продолжали прослеживаться в творчестве советских художников, например, Василия Кандинского.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Роспись на стекле «Амазонка в горах», 1918.

Лубок сегодня

Со временем лубок перестал быть массовым видом творчества, найти его можно только в музеях.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Георгий Победоносец», 1967-1980.

Еще один современный художник Андрей Кузнецов рисует интернет-лубки на злободневные темы, полные гротеска и аллегорий. На рисунках также можно встретить персонажей из зарубежного кино и советских мультфильмов.

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок: «Бьет, значит любит», 2003. «А вот вам двойной Ван Дамм инда с собой любился, что надвое и раделился. Вдруг же водки напьеца тако сам с собою и дерется».

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубок «Аникейка», 2003. «Аникейка ламер кнопицы нажимает да ничего в этом не понимает купил свисток, а куда вставить его и не знает».

Источник

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что этоn_dank

N.Dank. Согревая ладошки луж.

Лубок «Как мыши кота хоронили». Происхождение сюжета. Сатирический сюжет в народном творчестве.

Знаменитый мотив русского лубка «Как мыши кота хоронили» является не только сказочным сюжетом, но и одним из самых востребованных на протяжении многих столетий примеров острой социальной сатиры.

Фотографии сделаны в Русском музее в 2017 году. Резная скульптура Фёдора Дмитриевича Ерошкина (1879–1936)
Ерошкин Ф. Д. Коллекция Русского музея. Санкт-Петербург.
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Я была уверена, что кот притворяется, а глупые мыши рано радуются. Уверенность моя основывалась на знаниях, почерпнутых когда-то из детской сказки «Как мыши кота хоронили» в пересказе Василия Андреевича Жуковского. У Жуковского хитрый и опасный кот Мурлыка обманул мышей и устроил настоящее мышиное побоище. Оказывается, история эта пришла из глубины веков, и рассказывал её всяк на свой лад.

Рисунки к произведению Жуковского выполнил русский художник Георгий Нарбут (1886—1920).
Издательство: Стрекоза, 2017 год. Серия: Школьная программа
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Лубочная картинка XVIII века.
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Стасов подробно рассматривает оттиски на бумаге и делает вывод:

* с Резани в тексте 1858 года написано через «е»

Ещё один вариант. Источник иллюстрации: «Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский» Т. 1 Санкт-Петербург. Издание Р. Голике 1900 год (б-ка им. Н. А. Некрасова). Примечание: написание фамилии автора через «о».
На этой гравюре «мышка тянет табачишка», сидя в коляске — верхний ряд справа.
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Снегирёв, в свою очередь, ориентируется на описание гравюры, сделанное Стасовым:
«Г. Стасовъ почитаеть етотъ естампъ оттискомъ, сдѣланнымъ въ XVIII вѣкѣ съ досокъ, рѣзанныхъ ранѣе того времени, именно въ первой половинѣ тогоже столѣтія, но съ нѣкоторыми только подробностями, принадлежащими XVII вѣку. Въ етой редакции всѣхъ фигуръ 23, между тѣмъ какъ въ позднѣйшей, составленной по образцу первой, ихъ 66; при томъ многія оконечности и надписи прибавлены. Намъ неизвѣстно, когда именно и кѣмъ сочинена и пересочинена ета кар­тинка; но послѣдующая изданія, рѣзанныя на мѣди, не похожи на вышеприведенную нами».

Летний вариант гравюры с 66 мышами. Источник иллюстрации: «Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский» Т. 1 Санкт-Петербург. Издание Р. Голике 1900 год
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Снегирёв даёт описание каждой из 66 мышей, текст можно увеличить (жаргонизмы он запикивает точками):
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

«Появившиеся на Москве около половины XVII века Немецкие потешные печатные листы – картинки забавного содержания продавались вместе с печатными книгами, рукописями, писчею бумагой, молотковыми и простыми картами в Овощном ряду, потом на Спасском мосту ‹. › Немецкие потешные листы, без сомнения, перерабатывались у нас в особенных исключительных формах; их переделывали на русский лад или, находя в русской жизни подобные предметы для воспроизведения их в художестве, олицетворяли и в лубочных картинках; нередко черты отечественных поверий и обычаев вставлялись в иностранные рамы, а иногда сцены из немецкой жизни облекаемы были в русские формы и наоборот».

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Сюжет с охотником в сопровождении зверей был очень популярен во многих европейских странах. Вариантов процессии очень много, какой именно из вариантов обсуждают Снегирёв и Стасов, не знаю.

Снегирёв, так же как и Стасов, видят сходство сюжетов с немецкими картинками, в частности, с Нирембергской (Нюренбергской) картинкой.
«Здесь почти вся обстановка старинных похорон знатной особы, где смешано старое с новым, русское с иностранным; исключено только всё священное и церковное, между тем как на Нирембергской картинке лисица с крестом в лапах явно предста­вляет духовную особу.
Очевидно, целью сочинителя была не одна забава и балагурство; но он хотел олицетворить в каррикатуре освобождение слабых от гонителя, в утешение гонимым и в урок гонителям. Мышам только он присвоил человеческие страсти: лицемемерие, ненависть, злопамятность; внутренняя радость у них прикрыта наружного пе­чалью. Так «Рязанская мышь горько плачет, а сама в присядку пляшет » ; «Мышь веселая в волынку играет, песни напевает, Кота проклинаетъ. Применение этого изображения к случаям в жизни простого народа было весьма близко и легко: по сему, вероятно, эта картинка усвоилась ему. В коте он видит обидчика, в мышах обиженных, в смерти его освобождение и торжество других, отрадный конец гоненениям». стр. 126-127.

Снегирёв вслед за Стасовым пытается углубиться в историю в поисках первообраза:
«Если верить г. Макарову, то в Чешской хронике Венцеслава Гайка 1553 года, изданной в Вене 1782 года, в том самом месте, где упоминается о покушении Римского Первосвященника привлечь Россию к Римской Церкви, на поляхъ отмечено : «при­готовили было такую же сатиру, какую Лютеране о погребении кота мышами». На сём основании г. Макаров и предполагал, что первообразом этой Русской простонародной картинки была сатира в лицах, выпущенная в свет сперва Лютеранами, потом Чехами по случаю смерти Папы Пия V, или Григория XIII, преследовав­шего и тех, и других. Но так как, к сожалению, г. Макаров не доска­зал, когда, кем именно и на каком языке сделана приписка: то подобного свидетельства нельзя принять в основание к заключе­нию, что действительно сатира эта сочинена на современного Царю Ивану Васильевичу Римского Первосвященника ».

Далее Снегирёв рассказывает историю о коте царя Алексея Михаиловича, гравюра с оного хранится в Императорской библиотеке, а также поднимает вопрос о том, кому Алексей Михаилович был ненавистен, если речь всё-таки о нём. Снегирёв допускает возможность иностранного первоисточника, но подчеркивает, что эстамп был переработан в национальных формах и применим к отечественным событиям. В своём исследовании он приходит к выводу, что наиболее соответствуют рассматриваемаму сюжету времена Петра I, следовательно картинка выпущена была не ранее начала или середины XVIII века.

Подробнее версии событий в интерпретации Снегирёва:
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Ровинский в очередной раз перечисляет различные версии поиска первоисточника. Он считает, что «родословіе кота нашего отъ Лютеранъ и Чеховъ XVI вѣка не под тверждается никакими данными». Ещё менее вероятным кажется вариант из древней Индии, некоторые исследователи приводили в доказательство «индійскую народную картинку, представляющую кота Видало и рисованную отъ руки индійскимъ богомазомъ въ новѣйшее время». Там изображён рыжий с чёрными пятнами и чёрным хвостом кот Видало в окружении мышей. И далее перечисляются похожие сюжеты:
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Хотелось бы обратить внимание на ошибку или же путаницу, которую допускает Ровинский. Речь вот об этом портрете кота:
Чешский художник Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота Великого князя Московского. 1663 год.
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Ровинский сообщает, что Снегирёв писал про изображение любимого кота Ивана Грозного . Это не так, в данном случае он вводит читателей в заблуждение. Путаница с котом произошла по вине некого Чижова (или Чижева), который сообщал, что видел в Дрездене экземпляр гравюры с изображением кота, но без датировки, обрезанным снизу, и Чижов решил, что кот принадлежал царю Иоанну IV Грозному. И. М. Снегирёв в книге «Лубочные картинки русского народа в Московском мире» рассматривал, как один из возможных, вариант интерпретации, в котором лубок «Мыши кота погребают» является сатирой на царя Алексея Михайловича. Гравюра чешского художника Вацлава Холлара «Подлинный портрет кота Великого князя Московского», выполненная в 1660-е годы, могла послужить «предметом к сочинению такой картинки». Изображённый на гравюре Холлара кот в работе Снегирёва именуется как «любимый Царём Алексеем Михайловичем кот». Но вариант о сатире на Царя Алексея Михаиловича не окончательный вывод, более вероятной Снегирёв в своём труде называет версию о том, что лубок «Мыши кота погребают» является сатирой на Петра I (см. выше две страницы: Подробнее версии событий в интерпретации Снегирёва).

Ровинский, как и Снегирёв, полагает, что автором лубочной картинки про кота и мышей был скорее всего ожесточённый гонениями раскольник, враг петровских нововведений:
«Раскольники имѣли полное право радоваться котову погребенію, потому что этотъ котъ особенно преслѣдовалъ ихъ и ихъ бороды; они звали его Антихристомъ и лютымъ звѣремъ крокодиломъ, а на картинкѣ „отъ Христа паденіе Антихриста» даже нарисовали этого послѣдняго въ образѣ Петра».
Ровинский приписывает раскольникам авторство ещё нескольких лубочных картинок, которые считаются направленными против Петра. Такова, к примеру, картинка, изображающая драку бабы Яги с крокодилом: драка, вероятно, произошла из-за сткляницы вина.
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Д. А. Ровинский обращает внимание, что это мог быть ответ на картинку с изображением цирюльника, который собирается остричь раскольнику бороду, — эта картинка, по мнению Ровинского, была сочинена и пущена в народ по приказу самого Петра. Но петровская картинка в ход не пошла, и повторения не имела, — «а время показало, насколько Петр был неправ в этом деле, даже смотря на него с современной ему точки зрения».

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это
Цирюльник хочет раскольнику бороду остричь, тот упирается со словами: «слушай, цирюльникъ, я бороды стричь не хочу, вотъ гляди я на тебя скоро караулъ закричу».
«Въ словѣ о брадобритіи, приписываемомъ патріарху Адріану, даже упоминается, что въ Вильнѣ новокрестившіеся Антоній, Іоаннъ и Евстафій пострадали за брадобритіе отъ невѣрнаго князя Ольгерда и причтены за это къ лику святыхъ. «Безбородому невозможно и въ царствіе небесное внити!» Борода есть Богомъ данная мужскому полу красота! И вдругъ, ни съ того ни съ сего, вышелъ указъ, что бородa-де лишняя тягота».

Кот казанский, ставший героем фольклорных и лубочных сюжетов, представлен на отдельной лубочной картинке XVIII века. Был кот нрава крутого: ««когда въ живности пребывалъ, по цѣлому мышенку глоталъ», и много изобидѣлъ онъ въ жизни своей народа; за то эти обиженные и собрались посмотрѣть на своего недруга и съ радостію привѣтствуютъ стараго лиходѣя. »

«Кот брысь, он же Алабрыс», он же «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской…»
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Самый полный зимний вариант гравюры, порядка 90 фигур. Текст можно увеличить.
Источник иллюстрации: «Русские народные картинки. Собрал и описал Д. А. Ровинский» Т. 1 Санкт-Петербург. Издание Р. Голике 1900 год
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это

Таким образом, рассмотрены следующие исследования:
1. Стасов на сочинения Равинского, 1858 год
2. Снегирёв, со ссылкой на Стасова, 1861 год
3. Ровинский со ссылкой на Снегирёва и др. 1881 год.

Можно долго гадать о том, какая важная персона изображена на русской лубочной картинке в образе кота, от которого натерпелось мышиное племя. Но меня интересует не столько сама картинка, сколько сюжет. Сюжет гораздо старше всех известных картинок, и является он прежде всего сатирическим. Не мягкий юмор, не просто потешки-небылицы, а жёсткая сатира. Тексты написаны эзоповым языком. Как писал Соловьёв: «Басни на лубочныхъ картинкахъ, по большей части, Езоповы. »

Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это
Это только присказка . Новую интересную информацию я нашла в книге «CARICATURE & GROTESQUE In Literature and Art. BY THOMAS WRIGHT» London, 1865.
Книга рассказывает о карикатурных и гротескных фигурах, изображенных на древних манускриптах или используемых в декоративном оформлении древних храмов. В данном случае речь о процессии с лисой, которая на картинке очень напоминает белку. Носилки несут козел и кабан, собака дергает кабана за хвост. Заяц несёт зажженную свечу, впереди него – волк, несущий крест, и медведь, держащий в одной руке сосуд со святой водой, а в другой – кропило. Утверждается, что это скульптурный орнамент Страсбургского Штрасбургского собора, находится он где-то на колонне рядом с алтарём. Я о таком никогда не слышала.

Штрасбург (нем. Strasburg) — город в Германии, в земле Мекленбург-Передняя Померания, может быть там находится орнамент с животными (?) Или в Австрии(?) Подтверждения я пока не нашла, не понимаю о каком городе и каком соборе речь.
Транда лубочная что это. Смотреть фото Транда лубочная что это. Смотреть картинку Транда лубочная что это. Картинка про Транда лубочная что это. Фото Транда лубочная что это
Английский археолог и писатель Thomas Wright (1810–1877) по поводу данного сюжета ссылается на произведения английского баснописца XIII века Odo of Cheriton (c. 1185–c. 1247):

Odo de Cirington, the fabulist, tells us how, one day, the wolf died, and the lion called the animals together to celebrate his exequies. The hare carried the holy water, hedgehogs bore the candles, the goats rang the bells, the moles dug the grave, the foxes carried the corpse on the bier. Berengarius, the bear, celebrated mass, the ox read the gospel, and the ass the epistle. When the mass was concluded, and Isengrin buried, the animals made a splendid seast out of his goods, and wished for such another funeral.

Баснописец Одо Херитон рассказывает про волка, чью кончину празднуют созванные львом звери: заяц несёт святую воду, ежи – свечи, козы звонят в колокола, вол читает проповедь и т. д. Добро волчье поделено, звери довольны.

То есть басня об освобождении от ненавистного правителя существовала, как минимум, за 300 лет до начала правления Ивана Грозного, а уж к какой конкретной персоне на каком историческом отрезке времени относились шутки-басни-картинки надо разбираться в каждом конкретном варианте отдельно.

Об опасности сатиры.
Фёдор Григорьевич Солнцев (1801—1892) — художник, архитектор, историк, академик и профессор Императорской Академии художеств — «МОЯ ЖИЗНЬ І ХУДОЖЕСТВЕННО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ», 1876 год.

События 1834 года.
Анна Алексеевна Оленина — дочь президента Петербургской Академии художеств Алексея Николаевича Оленина.

«В это именно время случилось происшествие, которое могло кончиться для меня неприятностью. Однажды Анна Алексеевна Оленина, которой я давал уроки по рисованию, вместе с под­ругами своими, графиней Блудовой и Уваровой, попросили меня нарисовать картину «Погребение кота мышами». Милые, умные и любезные просительницы рассказывали, как следовало сделать мышей, в каком мундире нарисовать кота и проч. Всё это ис­полнял я в точности, ничего не подозревая. Когда картина была готова и я уже забыл о ней, как раз пришел я к Алексею Николаевичу; он открыл бюро, вынул мой рисунок и спросил:
— «Это ты рисовал?»
— Точно так.
— «Ты можешь больно поплатиться за эти шалости. Мы с тобой должны ехать к графу Бенкендорфу».
— Помилуйте, Алексей Николаевич, — сказалъ я, — ведь я ни в чем не виноват: рисовал в вашем доме и под дик­товку Анны Алексеевны.
— «Всё равно, надо ехать к шефу жандармов. Я получил предложениe— тебя доставить к нему».
Мы поехали.
— «Это вы рисовали?» — спросил меня Бенкендорф, показы­вая мой рисунок.
— Я.
— «Знаете, что это каррикатура над известными в столице лицами, — сказалъ мне граф. — Рисунок ваш получил я от императрицы».
Все это было для меня крайне неожиданно. »

Ох, какова Анна Алексеевна! Совершенно непонятно, каким образом рисунок попал к императрице, но это исторический факт, о котором не следует забывать.
Солнцеву поставили на вид, не более того, однако, история запомнилась
.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *