Тотальная афазия что это такое
Афазия – виды и лечение
Причины появления афазии
Нарушение речевой функции связано с изменениями, которые происходят в главном органе центральной нервной системы (когда речь у человека уже окончательно сформировалась). При этом существует множество причин, которые способствуют развитию болезни. Среди наиболее распространенных отмечают:
инсульты (геморрагические или ишемические). Важно отметить, что у людей, которые перенесли геморрагический инсульт, диагностируют тотальный или смешанный синдром, а у людей, которые перенесли ишемический инсульт, диагностируют моторную или сенсорную форму;
черепно-мозговые травмы – механические повреждения черепа и внутричерепных образований (в частности, головного мозга, мозговых оболочек, сосудов). К ним относятся ушибы (контузии), сдавление (компрессия) и сотрясение мозга;
болезни мозга воспалительного характера (в частности, энцефалит, абсцесс);
новообразования головного мозга;
патологии центральной нервной системы;
ранее перенесенные оперативные вмешательства на головном мозге.
Кроме того, специалисты различают множество факторов, которые значительно повышают риск развития нарушения речевой функции.
Основные виды афазий: клиническая картина
В соответствии со степенью выраженности патологии различают частичную (когда полноценная речь чередуется с нарушениями) и тотальную (когда речь имеет существенные нарушения) афазию. В зависимости от поражения конкретной мозговой зоны, выделяют шесть основных видов, рассмотрим каждый более подробно.
Семантическая афазия
Такая форма появляется, когда затрагивается теменно-затылочный отдел левого полушария. У людей отмечается полное непонимание речевых формулировок, которые отражают пространственные соотношения, нарушается понимание просматриваемого текста. Также, наблюдаются затруднения в осуществлении заданий, содержащих сложные синтаксические структуры. В этом случае не нарушается понимание при восприятии простых предложений, но человек забывает названия привычных предметов. Речь сохранена, но письмо и чтение значительно замедляются. У многих развивается акалькулия – патология, при которой человек не понимает числа и арифметические действия.
Чтобы диагностировать эту форму болезни, специалисты придумывают задачи, в которых требуется квазипространственный синтез. К примеру, сравнительные предложения: «локоны Иры темнее, чем у Маши, но светлее локонов Даши. У кого самые темные локоны?». Также, прибегают к решению несложных арифметических задач.
Акустико мнестическая афазия
Она появляется при поражении средних отделов височной области, которые находятся вне ядерной зоны слухового анализатора. При данной форме человек страдает сложностями с удержанием в памяти сведений, воспринятых на слух. Объем запоминания существенно снижается, в результате чего человек не в состоянии повторить за врачом-логопедом несложную связку из нескольких слов, уловить смысл речи в затрудненных условиях (например, при быстром темпе, во время разговора с несколькими людьми сразу). Стоит отметить, что сложности с речевой коммуникацией восполняется повышенной речевой активностью. У некоторых искажаются зрительные представления об объекте, появляются сильные проблемы в названии различных предметов. Расстройство памяти протекает с нарушением письма.
Сенсорная афазия
Она проявляется, когда у человека происходит поражение главного органа центральной нервной системы в зоне височных долей. Сенсорная афазия подразделяется на три подвида: корковую, субкортикальную и транскортикальную. Корковый подвид является тяжелым расстройством, при котором поражается речевая зона Вернике (отвечает за восприятие и обработку звуков). В такой ситуации человек не понимает и не произносит звуки. При субкортикальном подвиде у человека происходит искажение трансляции импульсов от центров, которые воспринимают звуковую информацию.
При транскортикальной типе афазии возникает нарушение проведения нервного импульса между центрами Вернике и Брока. Но способность воспринимать легкие речевые конструкции сохраняется. В первые 4-8 недель после повреждений такого типа, речь пациентов состоит из хаотичного набора звуков и слогов, поэтому смысл фраз непонятен для других людей. Вне зависимости от подвида различают следующие симптомы сенсорной афазии:
отсутствие способности нормально воспринимать речь (при сохранном слухе);
отклонения со стороны нервной системы (тревожность и агрессия, связанные с непониманием происходящего);
возможность произносить звуки и слова, но лишенные смысла;
судороги (спазмы) в теле;
ухудшение зрительной функции.
Моторная афазия
Она бывает двух типов – афферентная и эфферентная. Болезнь может протекать по-разному. В первом случае у пациента отмечается отсутствие инстинктивной речи, речевой эмбол. Из-за того, что сильно нарушена артикуляция, человек не в состоянии определить, что надо сделать, чтобы произнести конкретный звук. Во разговоре пациенты часто переставляют местами отдельные буквы или слова.
Во втором случае у человека сохраняется ситуативная речь, но сильно нарушается повторение. При такой форме диагностировано нарушение понимания устной речи. Характерна неконтролируемая речь, которая часто состоит из случайного набора букв и слов. Речь скудная, многие пациенты не используют предлоги.
Пациентов беспокоит кинетическая апраксия, из-за которой не удается переключиться с одного положения на другое. На фоне этого в речи человека происходят перестановки звуков и слогов. Ключевое отличие этой формы болезни – продолжительные остановки. При этом совсем не нарушается произношение отдельно-взятых звуков. Также, отмечаются грубые нарушения (в частности, дислексия).
Динамическая афазия
Такая форма появляется при поражении отделов левого доминантного полушария. Главный речевой дефект – затруднение или невозможность активного высказывания. Человек без проблем произносит отдельные звуки, повторяет без трудностей фразы, но коммуникативная функция при этом нарушена. При сильной выраженности расстройства диагностируется не только речевой дефект: появляется выраженная эхолалия и эхопраксия (когда человек повторяет за своим оппонентом механически его действия).
У пациента нарушена экспрессивная речь. Есть несколько вариантов динамической афазии, которые отличаются разной степенью нарушения коммуникативной функции: от отсутствия экспрессивной речи до незначительного нарушения речевой коммуникации. Таким пациентам требуется регулярная стимуляция речи. Их речь характеризуется наличием речевых шаблонов. У пациентов нарушено спонтанное развернутое высказывание. К примеру, пересказывая прочитанный рассказ, он произносит вслух отдельные моменты, которые не связаны друг с другом (отсутствует смысловое звено).
Тотальная афазия
При сильных повреждениях коры доминантного полушария, которые захватывают моторные и сенсорные речевые зоны, появляется тотальная афазия. Речь у человека отсутствует полностью, он не воспринимает фразы других. Происходит поражение многих речевых участков мозга. Это наиболее тяжелая степень поражения. Все типы афазий поддаются коррекции, но лечение тотальной проходит дольше всего. Стоит отметить, что иногда встречаются смешанные формы, например, афферентно-эфферентные.
Большое значение уделяют развивающим занятиям. Их составляют для каждого пациента индивидуально, с учетом возрастных и психологических особенностей. В спокойной и привычной обстановке для пациента выполняются комплексы упражнений, которые отлично развивают работу органов чувств и способствуют развитию правильного восприятия информации. Такие занятия практикуют в разных форматах: в форме активных двигательных упражнений в специальной комнате, так и в палате пациента.
Диагностика и способы лечения афазии в Москве
Решить проблему удастся с помощью квалифицированных специалистов. Болезнь требует устранения главной причины и дальнейшей коррекции. Скорость ее коррекции во многом зависит от степени поражения мозга, поэтому важно не затягивать с визитом к специалисту. Диагностикой и терапией расстройств речевой деятельности занимаются специалисты отделения неврологии.
На первичном приеме врач собирает анамнез, проводит сбор жалоб (в случае с афазией, при невозможности самостоятельно описать состояние к диагностике привлекают ближайших родственников), проводит общий осмотр на предмет наличия внешних отклонений (в частности, опущение уголка губ, снижение тонуса конечностей).
Дополнительно требуется осмотр у врача-невролога в команде с логопедом-дефектологом, чтобы можно было оценить характер нарушения, подобрать подходящие мероприятия по корректировке. Для начала терапии требуется тестирование, включающее оценку следующих симптомов:
Спонтанная речь. Речь оценивают по количеству произносимых слов, наличию спонтанных ошибок, частотности пауз для подбора подходящих слов.
Понимание. Пациента просят указать на объекты, которые называет специалист, ответить на элементарные вопросы («да» или «нет»).
Перечисление объектов. Пациента просят сказать, как называется конкретный объект, на который указывает специалист.
Чтение и письмо. Пациенту дают задачу написать любую фразу и произнести ее вслух. Это позволяет оценить степень понимания и произношения.
Семантическое занятие. Врач требует назвать всех животных, которые пациент вспомнит за одну минуту.
Инструментальная диагностика
Для постановки правильного диагноза необходима инструментальная диагностика. Пациенту назначают электроэнцефалографию. Это методика исследования электрической активности мозга посредством размещения электродов в конкретных зонах на поверхности головы.
Чтобы наглядно увидеть строение мозга, выявить следы кровоизлияний, воспалительного процесса, злокачественных новообразований, назначают компьютерную (КТ) или магнитно-резонансную томографию (МРТ). Если требуется уточнить целостность сосудов, выявить аневризмы и иные сосудистые нарушения, то может потребоваться ангиография. Осуществление комплексной диагностики дает возможность дифференцировать афазию от алалии, тугоухости и иных патологий.
Терапия заболевания напрямую зависит от формы. Продолжительность восстановления речи занимает немало времени. Оно зависит от ряда условий: причины появления, точной локализации повреждения, степень расстройства речи, возраста пациента.
Для пациента разрабатывается индивидуальный план лечения, в котором уделяют внимание лекарственной терапии, физиотерапии, арт-терапии и занятиям с логопедом-дефектологом. Лекарственная терапия включает в себя назначение антибактериальных препаратов, ноотропов и других средств (в зависимости от клинической картины). К примеру, при массовых патологических изменениях, которые вызывают вазогенный отёк, врач назначает прием кортикостероидов. С целью профилактики приступов эпилепсии необходим прием противосудорожных препаратов.
Упражнениями для коррекции
Кому-то проще начинать произносить звуки, а потом переходить к более сложным словам, а кому-то, напротив, намного проще говорить слова, а потом выделять звуки. Существует множество упражнений, которые существенно способствуют коррекции заболевания. При появлении проблем с пониманием речи, рекомендовано сначала выполнить три действия:
Показать на картинке, где расположена конкретная деталь изображения.
Ответить на простые вопросы. К примеру: «ты сейчас сидишь на стуле?», «ты сейчас гуляешь на свежем воздухе?».
Осуществить простые действия. К примеру, открыть тетрадь, сжать кулак.
Это примерный план, логопед-дефектолог может давать и другие задания. В этом случае главное, чтобы человек научился понимать, что от него требуют. Часто проводят артикулярную гимнастику. Логопед учит человека правильному произношению звуков, составлению фраз с помощью специальных упражнений. Врач ведет работы, направленные на запоминание названий различных предметов и их назначений.
Прогноз и предупреждение возникновения афазии
Профилактические меры борьбы с патологией включают в себя своевременное обращение к специалисту при наличии беспокоящих симптомов. Также, избежать появления стойких речевых патологий удается благодаря контролю АД (чтобы исключить нарушения мозгового кровообращения), своевременному устранению болезней, которые связаны с нарушением функционирования мозга и лечению черепно-мозговых травм.
Прогнозирование восстановления речевой функции зависит от размера и расположения поражения, от срока начала реабилитационных мер, от возраста и желания самого пациента. Лучшая динамика наблюдается у пациентов юного возраста. Своевременное начало восстановления дает возможность предотвратить сосредоточение патологических речевых симптомов. В среднем, работа с врачом-логопедом длится 18-24 месяцев.
Преимущества обращения в Юсуповскую больницу
Лечение афазии разных форм в Москве проводят опытные специалисты неврологического отделения Юсуповской больницы. Доверяя нам свое здоровье, можно быть уверенным в получении квалифицированной медицинской помощи. Каждому пациенту гарантирован индивидуальный подход. В своей работе врачи используют проверенные современные методики, что обеспечивает положительный результат терапии.
Несмотря на высокое качество оказываемых услуг, цены доступные (подробнее с прайс-листом можно ознакомиться на сайте). Помимо неврологии доступны услуги и по другим направлениям, среди которых онкология, хирургия, терапия. Для удобства оплату за лечение можно осуществлять наличными и по безналичному расчету. Чтобы записаться на прием к специалисту, достаточно позвонить по указанным номерам или заполнить заявку в онлайн-режиме, оставив свои контактные данные.
Тотальная афазия – это одновременное, тяжело выраженное нарушение моторного и сенсорного звена речи. Синдром характеризуется отсутствием спонтанной и непониманием обращенной речи, расстройством операций чтения и письма, что делает невозможным вербальный контакт с больным. Из сопутствующих расстройств наблюдается гемиплегия. Область поражения устанавливается с помощью церебральной МРТ/КТ, УЗДС артерий головного мозга. С целью оценки речевого и психологического статуса больного выполняется тестирование. Лечение включает фармакотерапию, нейрохирургические вмешательства, логопедическую помощь, нейрокоррекцию.
МКБ-10
Общие сведения
Тотальная (глобальная, сенсомоторая) афазия − наиболее тяжелая форма афатического расстройства, при которой в равной степени страдают экспрессивные и рецептивные языковые навыки. Частота глобальной афазии неизвестна, поскольку чаще разлитое речевое нарушение носит транзиторный характер и наблюдается только в остром периоде мозговой катастрофы. Примерно в трети случаев тотальная афазия остается в резидуальном периоде травмы или заболевания. Это приводит к тяжелой и длительной инвалидизации больных, требует привлечения значительных реабилитационных ресурсов.
Причины
Тотальная афазия является результатом обширного поражения доминантного полушария, охватывающего несколько речевых областей, отвечающих за продукцию и понимание речи. В патологический процесс в различных комбинациях вовлекаются центры Брока, Вернике (перисильвиева область), островковая доля, теменные области. Нередко к сенсомоторной афазии приводит повреждение подкорковых образований: таламуса, базальных ядер, белого вещества мозга. Подобные поражения могут развиваться в результате следующих причин:
Преходящая глобальная афазия, когда пациент утрачивает речевую функцию на короткое время, может возникнуть вследствие транзиторной ишемической атаки, мигренозного приступа, эпилептического припадка.
Патогенез
Механизм развития тотальной афазии зависит от области поражения. Так, при вовлечении перисильвиевой коры (зоны вокруг Сильвиевой борозды, разделяющей лобную и височную доли) и прилежащей к этой области теменной коры развивается орально-артикуляционная апраксия, акустическая агнозия. Нарушается произнесение, понимание, повторение устного и письменного высказывания. Перисильвиева область кровоснабжается из бассейна средней мозговой артерии, поэтому ее окклюзии или разрывы наиболее часто выступают причиной тотальной афазии.
Поражение подкорковых структур тесно связано с корковыми речевыми центрами. При наличии субкортикальных патологических очагов речевая деятельность нарушается по типу псевдолобного и псевдовисочного синдромов. Кроме этого, тотальная афазия возникает, если очаг поражения затрагивает белое вещество любой доли мозга: височной, лобной, теменной.
Глобальная афазия часто наблюдается в первые сутки после тяжелого повреждения головного мозга из-за церебрального отека. Через некоторое время, по мере естественного восстановления и в результате терапии тотальная афазия может трансформироваться в экспрессивную (моторную) или рецептивную (сенсорную). В некоторых случаях синдром тотального распада речи остается в качестве основного.
Классификация
Тотальная афазия делится на 2 вида в зависимости от сохранности речевых функций:
Замечено, что большие по площади, но малые по протяженности очаги поражения (геморрагии, ишемии) вызывают афазию с частичным сохранением понимания обращенной речи. Напротив, латерально расположенные, вытянутые в передне-заднем направлении зоны повреждения обусловливают полную форму тотальной афазии.
Симптомы тотальной афазии
В остром постинсультном или посттравматическом периоде большинство афатических расстройств носит глобальный характер. У больных нарушено как моторное, так и сенсорное звено речевой функции. Как правило, в первые недели после острой мозговой катастрофы понимание речи постепенно улучшается, и глобальная афазия сменяется другой формой, чаще тяжелой афазией Брока. Однако у части пациентов глобальный распад языковой функции сохраняется длительное время.
Несмотря на тяжесть нарушения речи, языковые возможности лиц, страдающих глобальной афазией, могут быть различными. Одним пациентам доступно произнесение некоторых звуков и слов, в частности, спонтанных ответов «да» и «нет», или же автоматизированных рядов (счет, перечисление дней недели, слова песен). У таких пациентов может присутствовать эмоционально окрашенный речевой эмбол.
Аналогичная ситуация отмечается с пониманием речи. Некоторые больные узнают на слух и реагируют на личностно значимые обозначения (имена близких, название знакомых мест), в то время как другие темы разговора остаются непонятными. Люди с тотальной афазией могут угадывать мимику лица или тон голоса говорящего, поэтому часто кажется, что они понимают речь лучше, чем есть на самом деле. Другие пациенты с тотальной афазией не в состоянии произнести ни одного звука и не понимают обращенной речи.
Грубо нарушены или совсем невозможны чтение, счет, письмо (алексия, акалькулия, аграфия). Практически у всех больных отмечается правосторонняя гемиплегия/гемипарез, часто выявляется глубокая гемигипостезия или гемианестезия, гемианопсия. Благодаря сохранности правого полушария человек с тотальной афазией может выражать себя с помощью мимики, интонации, жестов.
Осложнения
Обширные повреждения мозга, нарушающие речевой потенциал, также могут ухудшать другие психические функции. При наличии сопутствующего когнитивного дефицита могут возникнуть трудности с вниманием, памятью, обучением. Без должного восстановительного лечения и реабилитации больные с тотальной афазией остаются глубокими инвалидами из-за полной невозможности коммуникации с внешним миром, ограничений движения и самообслуживания. Такие пациенты испытывают глубокую депрессию, часто не имеют достаточной мотивации к занятиям.
Диагностика
Обследование больного с тотальным распадом речевых навыков начинается с определения причины и зоны церебрального поражения. Установление формы афазии становится возможным только после окончания острейшего периода церебральной катастрофы. В диагностическом консультировании больных участвуют врачи-неврологи и нейрохирурги, логопеды, нейропсихологии. Минимальный план обследования:
Лечение тотальной афазии
Терапия и хирургия
В первые часы ишемического инсульта наиболее эффективным является проведение реперфузионной терапии (внутривенного или внутриартериального тромболизиса). Для борьбы с отеком мозга применяют диуретики, умеренную гипотермию. В период лечения больные получают антикоагулянты, антиагреганты, нейропротекторы, антиоксиданты, антигипертензивные средства.
По показаниям осуществляются оперативные вмешательства: каротидная эндартерэктомия, имплантация каротидного стента во внутреннюю сонную артерию, удаление церебральных неоплазий. Внутричерепные геморрагии требуют проведения краниотомии и оперативного удаления внутримозговой гематомы, аспирации гематомы через фрезевое отверстие, стереотаксического удаления.
Физическая реабилитация
Методы физической реабилитации направлены на активизацию двигательной активности, способности к самообслуживанию. Больным рекомендуется дозированная физическая нагрузка: лечебная гимнастика, механотерапия, эрготерапия. При сопутствующей дисфагии проводятся сеансы нейромышечной электростимуляции Vocastim. При парезах целесообразно назначение процедур электрофореза, миостимуляции, магнитотерапии, дарсонвализации.
Логопедическая коррекция
На занятиях по восстановлению речи первоочередное внимание уделяется улучшению восприятия обращенной речи. Для этого сначала активизируют неречевой слуховой гнозис, акустическое внимание и контроль. Затем переходят к дифференцированному восприятию речевых звуков и их произнесению. При этом опираются на тактильные ощущения, визуальное восприятие, прибегают к вкусовой и обонятельной стимуляции.
В речевой реабилитации лиц с тотальной афазией особую роль играет использование различных мобильных приложений, средств и методов альтернативной речевой коммуникации, жестовой речи. Несмотря на то, что речевая терапия не всегда оказывается эффективной при синдроме тотальной афазии, она может способствовать значительному расширению коммуникативных навыков, улучшению самочувствия больных, снижению уровня депрессии.
Прогноз и профилактика
При оценке речевого прогноза тотальной афазии основными факторами, влияющими на нейропластичность мозга, выступают возраст, локализация поражения, преморбидный когнитивный и соматический статус, мотивация на лечение. Решающим при этом является раннее начало логотерапии (в первый месяц после возникшего нарушения).
Хотя речевой прогноз для лиц с глобальной афазией не слишком благоприятен, в целом возможно достичь заметного улучшения в различных аспектах языка. Обычно понимание речи удается нормализовать, но в последующем сохраняется моторная афазия Брока или транскортикальная афазия различной степени тяжести. Худшие результаты восстановления речевой функции показывают пациенты с очаговым поражением лобно-височно-теменной области − у них отмечается минимальное улучшение речи или сохранение глобальной афазии.
Профилактика включает мероприятия по предупреждению травм головы, церебральных инсультов, нейроинфекций. Следует ответственно подходить к лечению фоновых заболеваний, которые могут послужить этиофактором тотальной афазии.
Тотальная афазия что это такое
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Понятие «афазия» — это нарушение сформированной речи у взрослых и детей старше трех лет.
Статья:
Понятие «афазия» — это нарушение сформированной речи у взрослых и детей старше трех лет. Она может выражаться в частичной или полной утрате речевых навыков. Возникает подобное явление из-за поражения отделов мозга, отвечающих за артикуляцию, слух, речевой аппарат в целом. Особенности течения и характер афазии определяется степенью поражения и локализацией.
Речевой аппарат – это сложный механизм, состоящий из нескольких конструкций – афферентных и эфферентных. Первые состоят из рецепторов нервных центров, вторые – связь нервных центров с органами. Понимание речи протекает как анализ и синтез звуков, воспринимая информацию зрительной, на слух. Произношение представляет собой систему определенных артикуляционных движений, в механизме которых происходит сбои по причине афазии.
Что такое афазия
Это речевое нарушение характеризующиеся проблемами с пониманием речи и ее произношением. Происходит она вследствие поражений корковых отделов речи, базальных ядер. Данный диагноз устанавливается опираясь на определенные симптомы, исследования МРТ, КТ.
У правшей и примерно 70% левшей, речевые отделы располагаются в левом полушарии. У трети левшей – в правом. В корковые речевые отделы включают в себя:
Эти отделы коры мозга объединяют в так называемый функциональный треугольник. Каждый из них может получить какие-либо повреждения в результате ряда причин:
Это приводит к речевым нарушениям. Афазия отличается от речевых нарушений, моторной дисфункции артикуляционных мышц, как например в случае дизартрии. Афазией занимаются специалисты в области нейролингвистики. Также подключаются нейропсихологи, радиологи и другие медицинские специалисты.
Механизм развития моторной афазии
В мозге есть два основных отдела, которые несут речевые функции. Название этих центров названы в честь своих открывателей. Отдел, отвечающий за синтез речи назвать в честь Брока. Область мозга, которая выполняет понимание речи – центр Вернике.
Эфферентная афазия обусловлена локализацией очага поражения в зоне Брока. Находится она в заднем отделе лобной доли. Она граничит с отделом контролирующий мимику лица. В некоторых случаях, в зависимости от обширности поражения могут страдать соседние отделы.
Основное отличие афазии у детей и взрослых, в том, что у ребенка быстрее проходит обратное развитие. Если улучшение картины не происходит в первые 2-3 недели, прогноз на положительный исход существенно снижается.
Именно поэтому коррекция напрямую зависит от возраста пациента. Методы, которые используются логопедами серьезно отличаются у детей и взрослых. Причинами афазии являются те же причины, свойственные для алалии, но проявляются они на более поздних сроках жизни. Есть несколько типов афазии, для каждого из них характерны свои особенности и причины появления:
Афазия Вернике
Пациенты с поражением этой части имеют ряд особенностей:
Может также наблюдаться потеря правого поля зрения, так как рядом с этим центром находится зрительный отдел.
Афазия Брока
Больной с моторной афазией понимает и осмысливает услышанное хорошо, но страдает его произношение. Заболевание затрагивает речеобразование и способность писать. Это осложняет общение с окружающими. Может одновременно наблюдаться неспособность правильно называть предметы. Также может быть нарушено письмо.
Сопутствующие симптомы
Невролог должен определить вид расстройства, которые есть у пациента. Дисфазия Брока или моторная сопровождается:
Для нарушений в центре Вернике характерны следующие черты:
Если установлен тип нарушения, необходимо обратить внимание на параллельные симптомы. В случае инсультов, эфферентная афазия возникает редко. Могут быть нарушена двигательная функция – парезы, или обездвиженность конечностей – плегия.
Факторы-провокаторы нарушения
Сенсорный тип афазии может появиться по ряду причин. У взрослых к этому могут привести болезни связанные с сердечно-сосудистой системой. Как правило это инсульты. Это речевое нарушение – следствие органического поражения речевых отделов.
Эти повреждения происходят после периода формирования артикуляции. Распространенной причиной являются травмы головы – ЧМТ, воспаления в мозгу, произошедшие после энцефалита, лейкоэнцефалит, опухоли, ряд заболеваний центрально-нервной системы, перенесенные операции на головном мозге. Для детей главной причиной являются травмы, инфекции, воспаления, сосудистые заболевания. Афазия имеет три типа этиологии:
Сосудистые поражения имеют различную природу происхождения. Это могут быть инсульт, инфаркт, проблемы с кровоснабжением головного мозга. В свою очередь они также подразделяются на более узкие медицинские причины. Травмирование может быть открытым и закрытым. Они оба могут привести к повреждения речевых центров. Для данного типа характерно обширное область поражения – контузия. В данном случае может быть затронут не только речевой центр, но и другие, в зависимости от силы удара и места, куда он был нанесен.
Классификация и виды (таблица)
Афферентная моторная афазия | Повреждения в нижнем отделе центральной зоны ГМ | Неспособность совершать некоторые движения языком, губами, артикуляционными мышцами, но есть возможность делать их непроизвольно. Проявляется данный тип в: | |
• сложности с артикулированной речью; | |||
• неправильная артикуляция; | |||
• поисках артикуляции. | |||
Эфферентная моторная афазия | Поражения в премоторной зоне | В норме должна обеспечиваться смена артикуляции. | |
При очаговости появляется патологии в артикуляторных актах. Появляются персеверации, затрудняющие смену артикуляционных поз. Речь рванная, прерывающаяся на фрагментах и высказываниях. Проявляются системные нарушения — проблемы с чтением, письмом, пониманием речи окружающих. | |||
Динамическая афазия | Поражения локализуются в лобном отделе левого полушария. | Проявляется речевой аспонтанностью и инактивностьюи. Есть два типа: | |
Проявляется нарушениями в речевом программировании. Пациенты используют речевые штампы, которые не требуют деятельности так называемого речевого программирования. Такая речь бедна, простой структурой. | Наблюдаются нарушения в грамматической структуре. Для этого типа свойственен аграмматизм, проявляющийся ошибками в согласованности. Речь простая и односложная. Трудности в произношении незначительны. | ||
Сенсорная (акустико-гностическая) афазия | Поражения зоны Вернике | Первичным дефектом является слуховая агнозия, которая является основой фонетического слуха. Такие пациенты не могут диффиринцировать фонемы, выделять звуки из речи. Такие нарушения обусловливают грубые нарушения речи— понимания. | |
Акустико-мнестическая афазия | Средние и задние отделы височной области | Дефект проявляется в сфере слуховой деятельности. Больной не может держать в памяти услышанное. Сокращается объем общего запоминания. Вследствие чего возникают трудности с пониманием больших текстов, статей. В своей речи сокращается словарный запас. | |
Семантическая афазия | Поражения теменно-затылочных областей | Характерен импрессивный аграмматизм — непонимание сложной речевых оборотов. |
Ранняя детская афазия
У детей афазия случается реже чем у взрослых, и она сильно отличается по своему течению, коррекции, проявлениям. Чем меньше ребенок возрастом, тем больше она схожа с алалией. Другими словами, она по своим симптомам является не нарушением, а недоразвитостью речевого аппарата. В старшем возрасте афазия более склонна к взрослой.
У детей она проявляется с меньшей стойкостью, диффузно. Мозг ребенка еще развивается, формируются его отделы, образуются интенсивно нейронные связи, следовательно, повреждение не проявляется в полной картине. Функцию пострадавших клеток берут на себя соседние участки.
Прогноз для детей более благоприятен, чем для взрослых. У детей нет богатого речевого опыта, которые есть у взрослого. Навыки еще не развиты и не сформированы. Особенно это касается письма и чтения, если говорить о маленьких детях. Логопедическая коррекция не может опираться на них. Как правило у детей с афазией чаще случается аграмматизм.
Афазии у детей относятся к группе полиэтилогических нарушений ЦНС. Они отличаются полной или частичной потерей речи. В области педиатрии такие случаи встречаются не часто. В общей статистике страдающих афазией, на детей приходится лишь 1%.
Причины афазии у детей и взрослых одинаковая. У детей больше преобладает травмирование мозга. Сходство заключается в том, что для обоих характерно повреждение уже сформированного речевого аппарата. В этом заключается схожесть симптомов – нейродинамичиские нарушения, сопутствующие синдромы.
Для детей свойственен нестойкий характер заболевания, быстрое восстановление речевых навыков. Однако данная проблема с детьми является изученной еще недостаточно. Это касается и коррекционно-восстановительный процесс.
Диагностика речевого расстройства
Самой распространенной классификацией детской афазии является разделение, разработанное А.Р. Лурии. В нее входят:
Самой редкой формой для детей является семантическая афазия, по причине недостаточной сформированностью участков коры головного мозга. До 12-13 лет такой диагноз не может быть поставлен. В острый период нельзя провести полное логопедическое обследование ребенка. Особенности острого периода выражаются и недостаточным психологическим развитием.
Для детей дошкольников подбираются особые диагностические методы, схожие с детьми, страдающими ОНР. Используется наблюдение за ребенком. Диагностика проводится сбором информацией о физическом, речевом, психическом развитии. Особое внимание уделяется на то, насколько была развита речь ребенка до момента возникновения афазии. На процесс диагностики может уйти до 40 минут. Исходя из этого, логопед устанавливает речевое расстройство, степень их тяжести, процессы нейродинамики:
Лабораторные анализы не дают должного эффекта. Они могут указать на причину появления нарушения. В качестве инструментальной диагностики ребенку проводится:
ЭЭГ нужно для определения активности участков коры, наличия эпилептиформных припадков.
Особенности коррекции речевых нарушений в остром периоде
Лечение у детей предполагает использование специальных программ, проводящийся логопедом. Лечение направлено на компенсацию речевых механизмов, прямым и непрямым методами. Прямые способы проводятся на ранних сроках и включают в себя активирование резервных способностей клеток головного мозга.
Непрямые способы должны компенсировать утерянные функции посредством функциональной перестройки отделов головного мозга. В качестве материалов используются карточки, картинки, специальное компьютерные программы, логопедические упражнения. Эффективность обучения зависит от ряда факторов:
Мозг ребенка пластичнее, чем у взрослого. Восстановление при лёгких поражениях проходят быстрее. При структурной афазией в легкой степени, речевые способности восстанавливаются в течение 3-5 недель, при средней степени тяжести на это может потребоваться 1-6 месяцев. При наличии синдрома Ландау-Клеффнера кроме обучения потребуется медикаментозное лечение.
Формы сенсорной афазии
Сенсорная афазия – расстройство речевого аппарата, спровоцированное поражениями височных долей мозга ребенка. У взрослых причиной является инсульт. При данном типе, пациент отчетливо слышит речь, но не может понять ее смысла, могут быть нарушены вербальные навыки коммуникации. Другое название сенсорного типа – афазия Вернике. У детей она возникает вследствие инфекционных заболеваний ЦНС, травм, осложнения после гриппа. Существует четыре типа, которые встречаются у детей и взрослых.
Акустико-гностическая сенсорная афазия
Ребенок с таким диагнозом не понимает обращенную к нему речь. Пациент теряет взаимосвязь между объектом и его названием. Ребенок лишается доступа у участкам мозга, которые ответственны за определение предметов. Он знает назначение какого-либо предмета, но не может назвать его. Может наблюдаться нарушение понимания лишь некоторых слов. При тяжелых поражениях количество таких слов многочисленно. В самых тяжелых случаях ребенок не понимает речь совсем. Пациент с такой формой афазии в тяжелой стадии воспринимает речь окружающих как иностранный язык.
В раннем возрасте шансы на компенсацию высоки. Соседние участки мозга возьмут на себя утраченный функционал, но для этого потребуется соответствующая коррекция и время. Кроме сенсорного центра, в голове есть моторный речевой центр, отвечающий за собственную речь. Они связаны между собой. Таким образом нарушения в одном центре затрагивают состояния другого. При сенсорной афазии нарушается речь ребенка:
Ребенок может говорить слишком много, но эта речь не несет смысловой нагрузки. Такое явление называется логореей. На один вопрос пациент может отвечать по-разному. Также может нарушаться письменная способность – алексия. Могут наблюдаться пропуски слов, звуков, замена слогов, но при этом нет понимания этих ошибок. Ребенок считает, что он пишет и использует правильное слова и не совершает никаких ошибок.
Субкортикальная
Происходит такой тип сенсорной афазии при нарушениях ассоциативных связей сенсорного центра речи, но слух полностью сохранен. Другими словами, наблюдается словесная глухота, при которой ребенок не слышит речь, но читает хорошо. В другом типе, больной повторяет услышанные слова, но не понимает значения этих слов.
Акустико-мнестическая
Происходит поражение коры головного мозга левого височного отдела. Страдает в первую очередь память ребенка, нарушения ассоциативных связей между сенсорным и моторным речевыми отделами. Этот диагноз не позволяет ребенку назвать предметы, но есть понимание речи окружающих, умеет писать. Основной трудностью является сложности в подборе правильного слова, ему сложно выстроить правильную фразу.
Семантическая сенсорная афазия
Поражения локализуются в затылочно-височной части, при котором регистрируется нарушения с восприятием пространственных понятий. Ребенку сложно подобрать предлоги, например, правильно употреблять в своей речи «в», «на» и другие. Есть сложно в определении физических размеров окружающих предметов. Ребенок забывает некоторые слова, но с подсказкой взрослого быстро их вспоминает.
Тотальная афазия
Эта речевая патология, при которой пациент лишается понимания речи окружающих, не может выражаться. Утрата речи происходит при обширных инсультах, тяжелых травм мозга. Тяжесть напрямую зависит от степени поражения и локализации очага.
Акалькулия афазия
Слово происходит от греческого А – частица отрицания и. Calculatio – счет, то есть нарушения способности считать и проводить вычислительные операции, даже самые простые. Характеризуется акалькулия поражениями коры головного мозга. Есть несколько видов нарушения. Первичная акалькулия является патологией в понимании чисел, разрядов, проблемами со счетом, непонимание знаков арифметики. Вторичная – часть нейропсихологического синдрома.
Такой тип развивается параллельно с другими нарушениями, такими как афазия, агнозия и другие. Если поражения находятся в височной части, могут наблюдаться проблемы с устным счетом. При поражениях в затылочной части, могут не распознаваться написанные цифры. Выделяются четыре типа акалькулии:
Обычно акалькулия встречается отдельно от других нарушений редко, а происходит параллельно с иными речевыми и нейропсихологическими нарушениями.
Сенсорно моторная афазия
Непонимание речи связано с поражениями в слуховом аппарате и дисфункцией артикуляции. Больной не может оценить правильность произношения слов другими людьми и у самого себя, при этом происходит раздражение от того что нет правильной коммуникации. Клиническая картина сенсомоторной афазии имеет специфические признаки, облегчающие диагностирование. Такими признаками являются:
У детей и взрослых сенсомоторный тип схож по своим проявлением, симптоматике, этиологии. У детей афазия происходит из-за травм мозга.
Формы и признаки моторной афазии
Разработана классификация, разделяющая моторный тип заболевания на различные формы. Больной с таким нарушением имеет нечленораздельную речь, вследствие повреждений речевых отделов мозга. Формами моторной афазии являются:
В практике встречаются смешанные афазии. На развитие, характер, протекание влияют ряд факторов:
В зависимости от этих факторов может возникать грубая, частичная моторные афазии.
Моторная дисфазия и степени тяжести
Есть четыре типа тяжести афазии:
Коррекция напрямую зависит от степени тяжести афазии и для коррекционной работы требуется разное время, упражнения, программы.
Афферентная моторная афазия артикулярная
Этот термин ввел в оборот А.Р Лурия в 1969 году. Это одно из самых тяжелых речевых нарушений, часто протекающая параллельно с эфферентной формой. Она характеризуется развитием грубой моторной афазией, преодоление которые занимает много времени и усилий. Происходит такая форма при поражениях постцентральных отделов головного мозга, вторичных зон речи, расположенных в корковом отделе.
Грубая форма афазии затрагивает оральный и артикуляционные механизмы. Такие пациенты могут осуществлять только имитацию оральных поз, устная речь для них недоступна. Экспрессивная речь образуется сочетанием работы всего артикуляционного аппарата – губы, язык, гортань, мускулы лица. Регуляция осуществляется непрерывной афферентацией – определение состояния речевых органов корой мозга. При таком поражении этот механизм повреждается либо полностью прекращает свое функционирование.
Эфферентная моторная афазия Брока
Нарушение происходит в двигательном звене речевого аппарата вследствие поражений премоторной зоны. Наблюдается сложности при смене артикуляционных поз, заторможенность речевого процесса, диспросодия, персеверации, расстройства письменности. Диагностируется эфферентная моторная афазия невролого-логопедическим обследованием, МРТ коры головного мозга. При необходимости назначается люмбальная пункция.
Процесс коррекции проводится логопедами, неврологами. В зависимости от тяжести, назначается медикаментозное лечение. В 1861 французский хирург Поль Брок впервые определил отдел мозга, находящийся в нижней извилине лобной части левого полушария, были установлены его функции. В дальнейшем этот отдел получил название в честь своего первооткрывателя. Данный центр несет на себе моторное речевое значение. При его поражениях появляется моторная разновидность.
Причины появления эфферентной моторной афазии
Основными причинами являются:
Патогенез
Центр Брока выполняет главную роль артикуляционной мышечной активности, необходимая для скоординированной работы всех речедвигательных органов. Поражение в нем проявляются сбоем в эфферентной импульсации, которая ответственна за речевой акты и их сменяемость. Следствием этого является повторение слов, перестановки слов во фразе, персеверации, инертность речи.
Классификация
Симптомы различаются от степени тяжести заболевания. Исходя их этого различаются подходы коррекции. Классифицируется эфферентная афазия на три степени:
В лёгкой степени данный тип не вызывает ограничения способности строить коммуникацию с другими людьми.
Динамическая моторная афазия
Динамическая моторная афазия – отсутствие или нарушения в сложившейся речи. В связи с чем происходит невозможность высказываться. Возникает подобное вследствие поражений в префронтальной зоне левого полушария. Впервые данный синдром был открыт в 1934 году Карлом Клейстом. Он предложил, что при таком поражении происходит нарушения в спонтанной речи.
Динамической афазии также характерны проблемы с устной и письменной речью, сложности в некоторых мыслительных процессах. Такие пациенты испытывают трудность с построением предложения, совершают грамматические и синтаксические ошибки, они плохо воспринимают глаголы. Причинами динамической афазии служат патологические изменения в работе корковых структур головного мозга. Они находятся в задне-лобном отделе мозга спровоцированные инфекциями, травмами, нарушенными кровообращением.
Лечение моторной афазии: общие принципы
На лечении и коррекции афазии специализируется логопед-афазист. Часть терапии осуществляется родными пациента. Это процесс длительный, предполагающий растормаживание речи и создания у больного психологического настроя на процесс терапии. Одним из эффективных методов лечение является прослушивание и напевание известных песен (по возможности). Так человек должным образом настроиться на правильный ход, приподнять у него настроение, самоуверенность. Постепенно пациент начнет стараться сам подпевать или стараться это сделать.
Лечение афферентного типа
Главной целью терапии является восстановление произношения. Для этой задачи используются:
В последнем пункте вначале проводится счет до десяти, затем можно перейти к проговариванию дней недели. На начальных этапах терапии чтение и письмо не используются. На поздних этапах, логопед подключает работу со звуками и буквами.
Лечение динамической моторной афазии
В данном случае необходимо проводить коррекцию нарушений внутренний речи пациента, восстановление возможности артикуляции. Для этого есть упражнения:
Логопедами часто используется еще составление предложений или фраз. Они должны быть не длинными и не иметь в составе сложных слов.
Помощь при сенсомоторной типе
Терапия направлена на восстановление понимания речи окружающих. Для этого применяются:
Пациент должен читать текста, написанные разными шрифтами под контролем логопеда. Выздоровлением считают увеличение лексикона и переход к более выполнению более сложных заданий.
Особенности протекания сенсомоторной афазии у детей
Сенсомоторную афазию у детей часто путают у детей с алалией. Основным отличием является регрессированная развитая речь у ребенка. Проявляется такая форма афазии в следующем:
Характерной чертой сенсомоторной афазии – аналогичные симптомы у детей и взрослых. У обоих пропадает сформированные речевые функции. Для нее характерны неврологические синдромы, снижающие речевой синдром.
Диагностика занимает у логопеда 10-60 минут. Специалист ставит диагноз, степень тяжести, выраженность, особенности протекания заболевания. Во время острого периода обследование ребенка затруднительно либо вовсе невозможно. Это продиктовано причинами плохим общем самочувствием ребенка, высокой утомляемостью. Диагноз, поставленный в данный момент может не соответствовать действительному, и через некоторое время его придется корректировать. Должны быть оценены:
Для детей свойственно яркое проявление острой фазы чем у взрослых так как их психологические функции и эмоционально-волевое состояние сформированы не полностью. Специфика установления точного диагноза зависит от возраста ребенка и степень сформированности речевого аппарата у него. Для дошкольников разработана упрощенная схема диагностирования, которая напоминает выявление общего недоразвития речи (ОНР). Логопед собирает полный анамнез пациента и устанавливает психическое и речевое развитие ребенка.
Также отличается коррекционная работа для детей и взрослых, имеющие одинаковый диагноз – сенсомоторная афазия, даже если они имеют одинаковую степень тяжести. Лечение проводится по двум направлениям:
Дополнительно могут быть показаны физиопроцедуры, лечебная профилактика, массаж и другие. Занятия с логопедом проводят до трех лет и зависят от вида сенсомоторной афазии и ее тяжести. Если работа проходит с подростком, используются методы для взрослых, если с ребенком – занятия имеют игровую форму.
Другие формы афазии
Существует много форм афазий, классификация которых проводится по ее особенностям течения, причин появления, методов терапии.
Афферентная афазия
Причиной являются повреждения премоторных участков коры мозга. Проявляется она в многократном повторении определенного звука, так как пациент не может изменить артикуляционную позу. Речь прерывистая, наличие готовых речевых штампов. В большинстве случае, у пациентов встречается смешанный тип – афферентный и эфферентный. Это проявляется комплексными симптомами обеих типов афазии и носит название сенсомоторная афазия.
Нельзя считать афазию психическим заболеванием, психика пациента и уровень интеллекта не страдает. К больному нужно относится с пониманием, нельзя повышать на него голос, кричать, выражать недовольство им. Такие действия приведут к ухудшению психологического состояния пациента. Нужно говорить медленно, без использования длинных сложных предложений, свести к минимуму жестикуляцию. Можно задавать вопросы, предполагающие ответ да или нет. Нельзя ограничивать круг общения, задавать вопросы. Афферентная афазия может сопровождаться осложнениями в виде плохой социализацией и инвалидизацией.
Эфферентная
Чаще осложнения такой афазии случается у детей, что связано с особенностями работы нервной системы у детей. Ее признаками являются:
Для точного диагностирования требуется анализ детской речи, его слуха и памяти, интеллекта. Одной из самых точных методик является тесты на память цепочек слов. В ряде случаев назначается МРТ мозга, биопсия, ангиография, УЗИ сосудов головного мозга.
Акустико гностическая сенсорная
Возникает у людей со сформированной речью и навыками. Представляет собой агнозию речи – нарушения в способности понимать и анализировать обращенную к нему речь. Выявил и впервые описал ее психоневролог Карл Вернике. В его честь и называется данный тип афазии. Наблюдается она как следствие ишемических инсультов, последствия травм головы. Наблюдается чаще у людей старше 50 лет.
Акустико мнестическая
Наличие негрубых нарушений в понимании речи, смысла слов. Заметны незначительные нарушения в своей устной речи. Для данного типа характерны нарушения повторения слов. Такие пациенты повторяют первое слово и последнее, в результате чего окружающие не понимают из сказанного никакого смысла.
Семантическая
Возникает семантическая афазия при поражениях в височно-теменно- затылочной части левого полушария. Характеризуется нарушенным понимание семантики речи, сложных предложений, акалькулией, зрительно-пространственным гнозисом. Диагностика строится на основе логопедического, неврологического обследования. Работа логопеда проводится поэтапно, с параллельной этиопатогенетической терапией и восстановительным лечением.
Динамическая
В тяжелых формах динамическая афазия характеризуется отсутствием в речи ребенка вопросов, просьб, аутичное поведение, замыкание в себе. Ребенок перестает интересоваться окружающим миром. Пациент откликается на речь, обращенную к нему, но не станет инициировать общение самостоятельно. Ребенок повторяет слова взрослого, иногда даже движения. При тяжелых формах заболевания ребенок не понимает сложную речь. Происходит фиксация на отдельных словах речи, остальная часть не воспринимается, полного понимания нет. В легкой форме ребенок повторяет услышанные им фразы от взрослых, но в редактированном виде.
Амнестико-семантическая афазия
При таком типе афазии не страдает синтагматическая организация речи, слух остается в норме. Наблюдаются при поиске нужного для данного контекста слова. Слова во фразе могут заменяться, изменяя смысл сказанного вплоть до противоположного.
Методы диагностики афазии
Диагностика афазии у детей строится на сборе анамнестической информации, осмотре, общении с ребенком и его родителем. Родитель указывает на причину появления расстройства речи, динамику протекания и развития болезни. При осмотре обращается внимание на имеющиеся неврологические проблемы, которые могут влиять на течение и коррекцию афазии.
Психиатр или педиатр должны оценить устную речь пациента, его способность писать, читать, считать. Все это определяет форму и степень тяжести заболевания. Проведение лабораторных анализов не имеют эффективности, они могут указать на этиологию, но не всех случаях. Педиатр может дать направление на проведение исследований головного мозга:
ЭЭГ показывает активность участков коры головного мозга. КТ черепа назначается если причиной афазии является травма головы.
Компьютерный скрининг-тест
Развитие компьютерных технологий и сферы IT, дали возможность получить новые данные о состоянии и изменении коры головного мозга, определить степень его поражений, актуальное состояния участков мозга, ответственных за речевую деятельность. Таким способом является скрининг-тест. Проводит эту процедуру невролог или логопед. Само обследование состоит из нескольких этапов:
Специалист получает общий результат, выраженный в логопедическом диагнозе. Исследование может проводиться на любом из этапов и занимает времени 5-25 минут.
Коррекция афазии
Коррекция и лечение афазии у детей подразумевает использование восстановительного обучения, которое проводится под контролем логопеда. Суть этого метода – активирование компенсации мозга прямым и непрямым способами. Прямые методы используются на раннем сроке, в его основе лежит использование резервов клеток коры головного мозга. Непрямые методы – это компенсация утраченных функций за счет проведения перестройки структуры мозга.
Эффективность зависит от:
В случае структурных афазий в легкой тяжести, способность общения возвращается через 3-5 недель после начала коррекционной работы. При средней требуется 1-6 месяцев, при тяжелой более шести месяцев.
Логопедическая коррекция
Для устранения всех проявлений афазии в подростковом возрасте может потребоваться до 5 лет. Из-за возраста, дети не всегда могут понимать всю серьезность речевого нарушения, у них может быть надежда на то, что проблема пройдет сама собой. Специалист, проводящий коррекцию должен создать у своего пациента мотивацию на прохождение лечения.
Сама коррекция зависит от возраста ребенка. Для дошкольников или детей начальных классов используются игровые формы развития и восстановления речи:
У детей школьного возраста наблюдаются проблемы с пространственно-временным ориентированием. Для устранения этих явлений используются математические и логические задачи, изучение иностранного языка.
Поэтапная реабилитация
Восстановление речевых функций происходит постепенно. Лечение афазии имеет не только логопедическую помощь, массаж и специальные лекарственные препарата, но и комплексную длительную реабилитацию, срок проведения которой напрямую зависит от тяжести и формы афазии.
Главными задачами реабилитации речевого аппарата являются восстановление речи и социальная реабилитация пациента с целью его полной интеграции в общество. Ранее начала способствует полному восстановлению речевых навыков и установлению ее естественного темпа.
Максимальная эффективность реабилитации в первые три месяца. Длительность должна составлять не менее трех часов в день на протяжении минимум пяти месяцев. В тяжелых степенях может потребоваться от шести месяцев до двух лет. Выбор вида реабилитации, ее длительность, используемые упражнения определяются по индивидуальному плану специалистами по речевому развитию.
При остром и раннем периоде реабилитация должна проводиться в пассивном режиме. Но на поздних этапах пациент должен принимать в ней активное участие. Реабилитация в острой фазе заключается в:
В данный период занятия носят психотерапевтический характер. Занятия проводятся вполголоса или даже шепотом. На третьей недели у логопеда появляется полный образ речевых нарушений. Здесь определяется порядок логопедической реабилитации. На ранних стадиях реабилитации используются:
На поздних фазах логопедической терапии применяется речевая компенсация. Речь не должна восстановиться в своем прежнем виде, а в измененном. Одна форма афазии у разных пациентов может проявляться различным способом и иметь отличия в своей симптоматике.
Упражнения и задания для позднего периода реабилитации речи устанавливаются по индивидуальному признаку.
Для всех этапов имеет важное значение эмоции больного. Они остро нуждаются в беседах со своими родными, близкими, друзьями. Восстановление проходит быстрее если пациент настроен психологически и уверен в получении положительного результата.
Первые два года после перенесенного инсульта или травмы пациент должен наблюдаться у своего лечащего врача. Занятия с логопедом проводятся около двух-трех лет.
Транскраниальная магнитная стимуляция
Транскраниальная магнитная стимуляция или сокращенно ТКМС – процедура безболезненная и не инвазивная. Главным ее преимуществом является точность воздействия на определенные отделы головного мозга, ответственные за речь и ее понимание.
Магнитное поле, которое образуется током, стимулирует электрические импульсы в мозгу пациента. Такое влияние может быть стимулирующим и тормозящим мозговую речевую деятельность, в зависимости от потребности реабилитации. Преимуществами ТКМС являются:
Данная процедура проводится при аутизме, ЗПР, алалии, афазии и других нарушениях.
Рекомендации родственникам
Существуют общие рекомендации для больных афазий, которые исполнимы вне зависимости от возраста пациента:
Главное, пациент не должен терять дух при реабилитации и опускать руки.
Прогноз для детей с афазией
В большинстве случаев сохраняется положительный прогноз. На это влияет ранняя диагностика, время начала коррекции. В течении первых недель коррекции начнут появляться первые изменения, через несколько месяцев можно получить регресс патологии вплоть до полного восстановления всех речевых нарушений, полученных при афазии.
Если отсутствуют признаки улучшения ситуации на первых этапах коррекции, прогноз на восстановление становится негативным.