Торг по сунне что это
Торг по сунне что это
Торговля в какой-то мере становится испытанием для человека. Наша слабость проявляется при взаимодействии с деньгами, в дороге и на работе. В этих трех случаях человек показывает свое истинное лицо. Поэтому хотелось бы проинформировать общественность о торговой этике, установленной Исламом.
Из 275-ого аята суры «аль-Бакара» мы знаем, что Ислам сделал дозволенным занятие торговлей: «Аллах разрешил торговлю». История показала, что честная торговля стала причиной благосклонного отношения к мусульманам. Всевышний говорит в следующем аяте: «О вы, которые уверовали, не пожирайте имущества друг друга несправедливо, не имея на это никакого права; но вы можете совершать между собою торговые сделки по взаимному согласию» (Сура «ан-Ниса», 29). Как вы видите из вышесказанных аятов, Ислам дозволяет заниматься торговлей.
Хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) также говорят, что честность в торговле ведет к прибыли. «Девять десятых бараката от торговли и земледелия, остальное от животноводства». В другом хадисе говорится: «В Судный день честный, правдивый торговец будет вместе с Пророками, праведниками, а также шахидами». Поэтому важно, чтобы торговля осуществлялась, следуя определенным адабам.
Адабы торговли
Предмет торговли должен быть дозволенным
Быть честным и искренним
В торговле не разрешается использовать разные уловки и давать ложные клятвы для продвижения товара. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Избегайте излишней клятвы при торговле! Даже если и будете в прибыли, но останетесь в печали».
Не делать большую наценку на товар
Наценка на стоимость товара должна быть умеренной. Вы не только заработаете на этом, но и будете полезны окружающим. Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: «Кто из людей лучший?». На что он ответил: «Полезный окружающим». Если вы добры к людям, Аллах будет добр к вам. Те, кто хочет получить прибыль во время кризиса, забывают адабы торговли, ставя любую цену на товар, способствуя девальвации денег, и не принимают во внимание тот факт, что это приводит к хаотичному росту цен на продукты питания, лекарства и т.д.
Проявлять снисходительность
Нужно идти на уступки, создавая людям облегчение. Что касается облегчения со стороны покупателя, то это своевременная оплата купленного товара, а также своевременное возвращение долга. Аллах любит проявляющих снисходительность в торговле.
Честно предоставлять информацию о недостатках товара
Если товар имеет какие-либо дефекты, продавец обязан сказать об этом. Иначе, вы совершите несправедливость. Всемогущий Аллах говорит в Коране: «Поистине, Аллах не любит несправедливых» (Сура «аль-Анфал», 58). Если продавец обманывает покупателя, он совершает грех, а прибыль от этой сделки является харамом. Если обе стороны не скрывают достоинств и недостатков товара, то баракат увеличится. В случае сокрытия недостатков, в Коране говорится: «Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания» (Сура Аль Имран: 77).
Быть справедливым в весах и мерах
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Взвешивайте по справедливости и не допускайте недовеса» (сура «ар-Рахман», 9-аят). Всемогущий Аллах послал полную суру под названием «Мутаффифин» (те, кто обманывают в торговле), которая осуждает тех, кто обвешивает на весах, посягает на средства и права людей и причиняет им вред. В первых аятах этой суры говорится: «Горе обвешивающим, которые требуют дать им сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами мерят или взвешивают для других, то наносят им урон».
Не дозволено ожидать роста цен
Ислам запрещает хранение потребительских товаров на складах, намеренно не выставляя на продажу, в ожидании роста цен. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал в хадисе, что люди, занимающиеся подобным, являются грешниками. И не секрет, что такие случаи широко распространены в нашем обществе.
Не переусердствовать в торге
Ардак Нусипханулы,
Главный имам г. Талдыкорган
Торг по сунне что это
Вопрос: Обязательно ли торговаться при совершений сделки?
Ответ: Нет, это не является обязательным условием. Торговаться – сунна нашего пророка. Также как при совершений сделки не разрешается дать себя обмануть, также не разрешается и обманывать. В переводе трех хадиси шарифов сказано:
«Не из нас те, кто обманывают мусульман.» (Имам Рафии)
«Обманывающие нас не могут быть в наших рядах.» (Табарани)
«Не войдет в Рай обманывающий.» (Тирмизи)
У бедных нужно покупать подороже, тем самым обрадовать их, но если оказаться обманутым покупая у богатого, то это плохо, за это не получить саваба. Это понесенный убыток. Если возможно, то нужно поторговаться и взять дешевле. Досточтимые Хасан и Хусейн торговались при каждой покупке, делали все чтобы взять подешевле. Когда им сказали »Вы тысячами раздаете милостыню, зачем же вы при каждой покупке торгуетесь, сбивая цену?» на что они ответили »Мы даем ради Аллаха. Чем больше мы дадим тем меньше его будет, но убыток при покупке говорит о недостатке ума и денег.» (Кимийа-и саадат)
Вопрос: Торговаться при покупке это сунна и поэтому, как быть если продавец недоволен предложенной ценой?
Ответ: Торговаться это не значит купить дешевле. Если обратимся к продавцу »продай по такой-то цене» то тем самым поторгуемся и выполним сунну.
Другие статьи в этом разделе
ПРОСИТЬ В ДОЛГ РАЗРЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО КОГДА ЭТО НЕОБХОДИМО
Вопрос: В каком случае разрешается просить в долг? Может ли тот кто не имеет нисаба брать в долг для совершения курбана? Дается ли в долг тому кто расходует свои средства на запретное?
Ответ: Брать деньги в долг разрешается только когда это необходимо. Такая необходимость бывает трех видов:
1 – Лузум-и иджаби. Тот кто не имеет нафака или имеет сомнительные средства, для того чтобы получить дозвол.
ПОЛОЖЕНИЕ ПОДЧИНЕННЫХ
Вопрос: Начальник говорит «Если не будешь обманывать и хитрить можешь увольняться». Разрешается ли идти на ухищрения?
Ответ: Хитрить не разрешается.
Вопрос: Работаю в чайной. Могу ли гостя бесплатно угостить чаем?
Ответ: Если начальник разрешает то можно.
Вопрос: Хозяин лавки сухофруктов где я работаю говорит можешь есть сколько хоче.
Торг по сунне что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Фикх торговли. Раздел 1. Торговые сделки.
السلام عليكم ورحمة الله وبركاته
По милости Аллаха завершён перевод книги «аль-Фикх аль-муяссар фи ду’ аль-Китаб ва ас-Сунна» («Облегчённый фикх в свете Корана и Сунны»). Вниманию уважаемых посетителей сайта предлагается перевод одной из глав этой книги: «Торгово-финансовые отношения». Как известно из Сунны, распространение торговли и сближение рынков, что особенно заметно в наше время, является одним из малых признаков приближающегося Судного Дня. В качестве подтверждения приведём несколько хадисов. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Судный Час не наступит до тех пор, пока не появится смута, пока не распространится ложь и пока не сблизятся рынки» [Ахмад. Аль-Хайсами назвал это хадис достоверным]. Кроме того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, когда до наступления Судного Часа останется совсем немного, люди будут приветствовать только близких и знакомых людей и распространится торговля так, что жена станет помогать мужу в торговле, и будет часто встречаться разрыв родственных связей, лжесвидетельство, сокрытие правдивого свидетельства, и распространится письменность». [Ахмад. См. также «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», № 647]. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Одними из признаков Судного Часа являются распространение и умножение богатства, а также распространение торговли». [Ан-Насаи и Ахмад, См. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», т. 2, стр. 251-252].
Сегодня распространение торговли и сближение рынков сопровождается быстрым ростом финансово-экономических связей, международной экономической интеграцией, технологическим прогрессом и т.д. Более того, все люди, мусульмане и неверующие, ежедневно вступают в торгово-экономические и финансовые отношения. Таким образом, данная тема чрезвычайно важна для каждого верующего, кто желает следовать по пути Аллаха и Его посланника.
Поэтому, с дозволения Аллаха, на протяжении ближайших нескольких месяцев мы будем размещать на нашем сайте перевод 23 разделов главы о торгово-экономических и финансовых отношениях: торговые сделки, ростовщичество, ссуда, залог, аванс, перевод долга, ручательство, гарантия, имущественная ответственность и т.д. Прошу Аллаха вознаградить всех, кто участвовал в редактировании данного раздела, а также тех, кто будет руководствоваться предписаниями Шариата при заключении торговых и иных сделок, ведь Он — Слышащий, Отвечающий на мольбы, Близкий!
Вопрос: Можно ли в Исламе торговаться?
Да вознаградит вас Аллах! Каково положение торга при купле-продаже? Не лишается ли человек за это благословения в торговле?
Ответ:О торгах до нас дошёл хадис от УммАнмар:
Передаётся что Кайла Умм бани Анмар, сказала: «Как то раз я пришла к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он совершалУмру, в тот момент он находился неподалёку от Марвы, и я спросила его: «ОПосланник Аллаха! Я женщина, занимающаяся куплей-продажей, когда я хочу купить что-либо, то предлагаю за товар меньшую цену, чем хочу, потом добавляю, потом ещё добавляю, пока цена не достигнет той, которую я хочу. Когда же я хочу продать что-либо, то увеличиваю реальную цену товара, делая её выше, чем ту, за которую хочу продать, а потом снижаю до той цены, которую хочу за товар». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не делай так, о Кайла! Если хочешь продать что-то, то торгуй этим по цене, которую хочешь получить за товар, продай его либо откажи в продаже. А если хочешь что-то купить, торгуйся до цены, которую ты хочешь, возьми товар либо не бери!» («Сунан» Ибн Маджа №2195).Поэтому учёные считают, что торговаться разрешено, но не чрезмерно. Если человек тебе скажет, что стоимость этой вещи –сто, и ты знаешь, что стоимость этой вещи действительно сто, то ты не имеешь право сказать восемьдесят, потому что это будет притеснением в отношении твоего брата-мусульманина и причинением ему вреда, ведь такая торговля не исходит от чистосердечного отношения к твоему брату. Такую торговлю учёные порицают, хотя сама по себе сделка будет действительной, но не будет покупателю благословения в купленном таким образом товаре, поскольку если бы он был на месте продавца, то не был бы доволен, если бы этот товар купили по такой низкой цене!
В достоверном хадисе сказано:
Передаётся от Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует Аллах (того) человека, который проявляет великодушие, когда продаёт, покупает и требует возврата (того, что ему должны)!»(«Сахих» Аль-Бухари №1934).Порицается торг, чтобы только поторговаться. Если же при торговании, на товар устанавливается его истинная цена, тогда в этом нет никакого стеснения!
Следующее доказательство разрешённости торговаться приводится в хадисе Ибн Умара,он передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха, сказал:
«Не перебивайте друг другу торговлю в тот момент, когда продавец и покупатель сошлись в цене (имеется в виду момент, когда сделка до конца не завершена), и не сватайтесь к той девушке, к которой уже посватались». Также передаётся от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Не перебивайте друг другу торговлю…» (имеется в виду аналогичная изложенной вышеситуация, но уже после завершения сделки до конца)» («Сунан» Ат-Тирмизи №1213.Достоверный, хороший хадис).Слова Пророка: «Не перебивайте друг другу торговлю» как раз и указывают на то, что когда два человека торгуются, то нельзя в этот торг вмешиваться третьему человеку со своим предложением!
Некоторые учёныесчитают, что торговаться запрещено, однако это мнение является слабым и ошибочным, поскольку оно основано на недостоверном хадисе, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговаться. О том, что этот хадис является слабым, говорил Имам аль-Бухари. Таким образом, правильное мнение заключается в том, что торговаться разрешено, однако чтобы при этом были соблюдены перечисленные вышеусловия.
Другой немаловажный момент–следить за языком во время торгования. Например, если покупатель видит, что товар продаётся за десять, а он полагает, что стоимость его девять, говорит: «Десять?! Побойся Аллаха!» Если он хочет, пусть покупает за десять, если нет–пусть уходит. Но нельзя при торговле применять выражения, которые по нормам Ислама используются, например, при побуждении человека к отказу от порицаемого или запрещённого! А Аллах Всевышний знает лучше!
Купля-продажа в исламе
Вопросы приобретения товаров и услуг актуальны для любого общества, каким бы ни было технологическое развитие. В этом смысле необходимость регулировать торговлю в целях соблюдения интересов как продавцов, так и покупателей приобретает важное значение. В исламе эти моменты были учтены ещё на заре становления религии: Коран и Благородная сунна содержат множество экономических принципов и правил, соблюдение которых поможет избежать проблем в этом мире и в вечности.
Любое исследование вопросов, касающихся социального бытия людей (а вопросы торговли, безусловно, относятся к таковым) требует определения понятий и терминов, выступающих инструментами для разбора ситуаций. Арабский язык похож на русский тем, что в нём одно и то же явление может выражаться сразу несколькими словами, которые, как правило, делают акцент на какой-то одной стороне изучаемого процесса или явления. Вот и торговля может быть разделена сразу на несколько этапов и, соответственно, описана разными терминами.
Ключевые понятия
«Покупка» – в Священном Коране это слово можно встретить в суре «Тауба» («Покаяние»):
«Поистине, Всевышний Аллах купил у уверовавших в Него людей в обмен на райскую обитель их жизнь и всё, что им принадлежит…» (9:111)
В этой части Писания слово «покупать» выражается арабским глаголом «иштэра».
В другом кораническом аяте рассказывается следующее:
«Всевышний Творец дал разрешение вам на ведение торговли, но запретил занятие ростовщичеством» (2:275)
Сура «Ан-Ниса» также подчёркивает важность торговли, её роль заменителя противоправным действиям по овладению чужим имуществом:
«О те, которые верят во Всевышнего Творца и Его посланника! Вам запрещено посягать на чужое имущество, на которое у вас нет никакого права. Вместо этого занимайтесь торговлей, основанной на взаимном согласии сторон…» (4:29)
Таким образом, в исламском праве под покупкой понимается результат договора (подразумевается обоюдное согласие) между двумя сторонами по обмену одной собственности на другую. При этом собственность должна, с точки зрения Шариата, обладать ценностью (об этом будет сказано ниже).
«Продавец» – на арабском языке обозначается словом «баиг».
«Покупатель» – на арабском языке будет произноситься как «муштари».
«Цена» – на языке Священного Корана это слово произносится как «саман».
«Объект торговли» – на арабском языке «мабиг».
Элементы, без которых торговые отношения между сторонами будут недействительными
Их всего два, но они отражают один из важнейших принципов – взаимное согласие:
а) предложение – иджяб (будь то со стороны продавца или от покупателя), которое всегда идёт первым;
б) согласие – кабул, которое всегда произносится после предложения.
Важно отметить, что эти слова должны произноситься либо в прошедшем, либо в настоящем времени. Если предложение или согласие будут сказаны участником торговых отношений в будущем времени, то сделка как таковая считается, согласно исламскому праву, недействительной и ни к чему не обязывающей.
К тому же факт купли-продажи считается соответствующим Шариату, если никакие слова во время этого акта не произносятся. Например, в настоящее время на кассе магазина при оплате товара речевая коммуникация между продавцом и покупателем сведена к минимуму. Некоторые торговые точки и вовсе отказываются от кассиров, заменяя их аппаратами. Естественно, в этом случае нельзя вести речь о несоответствии подобных действий Шариату, так как продавцом выступает обезличенная в масштабах одного магазина компания.
Помимо этих двух неотъемлемых элементов торговли, есть также условия купли-продажи. Они тоже носят обязательный характер:
1. Продавец и покупатель должны находиться в здравом рассудке.
2. Формулировки предложения и согласия должны быть чёткими, если без переговорного процесса торговля невозможна.
3. Предложение и согласие должны относиться к одному и тому же основанию предмета сделки. То есть если в предложении речь шла о пяти саженцах, то согласие нельзя давать по поводу семи саженцев.
4. Сделка должна проходить без большого смыслового разрыва между предложением и согласием. Допустим, после того, как потенциальный покупатель обратился к человеку, который владеет каким-то интересным предметом или ресурсом, последний просто ушёл, не дав никакого внятного ответа на сделанное предложение, но согласился после какого-то времени, когда покупатель, возможно, и забыл о факте своего предложения. В этой ситуации факт купли-продажи не произошёл. Другое дело – если потенциальный продавец сказал бы покупателю, что ему нужно некоторое время на обдумывание сделки. В этом случае отношения между двумя субъектами носят совершенно иной характер, они уже имеют какие-то договорённости, которые необходимо исполнять (имеется ввиду, прежде всего, информационное оповещение о согласии либо отказе проводить сделку после размышления о ней).
5. Товар должен представлять ценность (то есть одна крупинка риса не может выступать в качестве объекта сделки, так как её ценность крайне низка, она не способна утолить голод и прочее) и быть халяльным (например, торговать алкоголем нельзя).
6. Товар должен находиться в собственности у продавца. К тому же нельзя продавать объекты, которые находятся в пользовании всеми людьми (например, реки, озёра, горы, холмы, моря и так далее).
7. Нельзя продавать то, чего ещё нет в наличии и что зависит от каких-то природных факторов (например, плоды какого-то растения). Этот запрет не касается промышленных товаров.
8. Купля-продажа совершается в отношении объекта, свойства которого известны. Например, неизвестный баран в стаде, который может иметь какие-то физические дефекты, не может продаваться.
Существуют и второстепенные условия торговли:
1) Продавцу не стоит настаивать на серьёзном завышении цены, а покупателю – бесконечно торговаться.
2) Нельзя излишне нахваливать собственный товар, вводя в заблуждение покупателя.
3) Нельзя скупать товар, который имеет общественную значимость, стремясь сыграть на искусственном завышении цен на рынке.
4) Торговлю следует вести в местах, где можно оценить качества продаваемого товара.
Расторжение договора купли-продажи
Заключительный посланник Всевышнего Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Человек, который расторг сделку с тем, кто покаялся о совершённой покупке (либо продаже), заслуживает прощения грехов в Судный день» (Тирмизи).
В Шариате расторжение сделки купли-продажи между сторонами, которое не оставляет никого из них в убытке, именуется термином «икаля».
Если предложение об аннулировании сделки встречает согласие второй стороны, то возвращается изначально выплаченная цена. Когда товар за время пользования подвергся некоторым дефектам, цена при его возврате может быть снижена.
Аннулирование сделки невозможно, если товар был уничтожен (подобное решение не касается случая, когда были уничтожены деньги).
Когда между сторонами произошёл товарный обмен, то он также может быть аннулирован после того, как поступило соответствующее предложение. Если в этом случае был уничтожен товар, то можно вернуть деньги за него или отдать что-то эквивалентное.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!