Топаз т с на бирке что значит
Как правильно читать ярлык на ювелирных украшениях
Ярлык, или «бирка» – это гарантия качества и подлинности ювелирного изделия. Все украшения, которые подготовлены к реализации, должны иметь опломбированные ювелирные ярлыки с достоверной информацией о товаре. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ «Правила продажи отдельных видов товаров». Ведь действительно, каждый знак, цифра и буква имеют значение, и поэтому вся информация, указанная на бирке, должна быть понятна.
Расшифровать ярлык не сложно. Рассмотрим все составляющие на примере бирок ювелирных изделий от Maxim Demidov.
Название и товарный знак производителя
Юридический адрес компании-изготовителя
Наименование изделия
Кольцо, браслет, серьги, колье и др.;
Заводской артикул
Артикул — условное обозначение, которое присваивается товару для его идентификации.
Вид драгоценного металла и проба
Указывается название металла, либо элемент периодический системы Д.И. Менделеева:
Масса украшения в граммах
Масса украшения включает вес металла и вставок из драгоценных камней.
Чтобы узнать чистый вес металла, необходимо из общей массы изделия вычесть массу драгоценных камней в каратах.
Штрих-код
Информация указывает на то, что ювелирное украшение продаётся законно. Правительство РФ рассматривает поправки в законодательство о введении дополнительной обязательной маркировки на ювелирные изделия. Если поправки вступят в силу, то на бирку будет помещен QR-код, который автоматически её расшифрует через мобильное приложение.
Наименование вставок
На обороте ярлыка указываются характеристики вставок в ювелирное украшение. Этот раздел включает в себя информацию:
Методы облагораживания и торговые коды, применяемые для маркировки
Во всем мире действует общепринятая аббревиатура, обозначающая облагораживание.
Огранка
Огранка драгоценного камня тоже имеет буквенное обозначение:
Подробнее ознакомиться с самыми популярными и интересными видами огранки можно в нашей статье «Формы роскоши и красоты».
Рядом с буквенным обозначением огранки бриллианта указывается количество граней:
Сведения о происхождении искусственной вставки
Если в украшении присутствует искусственная вставка, то этот факт тоже должен быть отражен в информации на бирке. Природные вставки обозначаются без дополнительных символов и уточнений. Искусственные вставки могут обозначаться как ГТ – гидротермальный.
Драгоценные камни: масса, количество, месторождение
Количество драгоценных камней указывается перед наименованием камня или перед указанием огранки.
Некоторые производители указывают месторождение камня. Этот тренд появился среди ювелиров совсем недавно, когда многие покупатели стали интересоваться – где добывают природные самоцветы.
Ещё один важный пункт на ярлыке – штамп ОТК. Отдел технического контроля – это отдел в компании-производителя, который осуществляет независимый контроль по соответствию выпускаемой продукции установленным требованиям.
Если мы прочитаем ярлык от ювелирного украшения Maxim Demidov «Пери», то получим следующую информацию по вставкам:
Внешний вид ярлыка
Изготавливают ярлык из плотной бумаги или из синтетического материала, чтобы он надолго сохранил сведения об украшении. Крепят бирку к изделию с помощью нити и фиксируют миниатюрной пломбой. Отверстие для пропуска нити делается типографским методом и закрепляется специальным металлическим кольцом.
Можно ли дарить украшения с биркой?
Очень часто ювелирное украшение приобретается в качестве подарка. Но как же его дарить – с ярлыком или без?
По правилам ювелирного этикета и хорошего тона, дарить драгоценности принято исключительно вместе с ярлыком, но без ценника и чека. Если вы считаете, что с биркой украшение выглядит не так празднично, то её можно срезать и отдать отдельно, после вручения главного подарка. Ярлык – это очень серьезный нюанс, так как именно на нём содержится вся информация об изделии и сторона, принимающая подарок, уже будет знать:
Как отличить голубой топаз от подделки
Приятный нежный цвет голубого топаза делает его востребованным у любителей ювелирных украшений. Но велика вероятность наткнуться на подделку, выполненную так искусно, что распознать с первого взгляда невозможно. Тем не менее, есть надежные способы и подсказки, как отличить голубой топаз от стекляшки или другого вида имитации.
Признаки природного минерала
Настоящий голубой топаз характеризуется рядом признаков:
Эти советы рассчитаны на определение подлинности самостоятельно в домашних условиях, но только ювелир наверняка знает, как отличить от подделки натуральный самоцвет.
При покупке не стоит пренебрегать консультацией специалиста. Очевидный признак фальшивки — низкая цена.
Иногда голубые кристаллы сами могут быть имитацией более дорогих камней. Их продают в качестве сапфиров и аквамаринов. В первом случае оценивают твердость (у топаза она меньше, чем у сапфира), показатель преломления света и удельный вес. Отличить камень от аквамарина можно по более сильному блеску и игре цвета. Кроме того, аквамарину присущ серебристый отблеск, которого нет у топаза.
Виды подделок
Имитация драгоценных камней — прибыльный вид мошенничества, известный с древности. Раньше за голубые топазы часто выдавали окрашенные недрагоценные кристаллы. Сегодняшние технологии создания имитаций продвинулись вперед, драгоценности подделывают часто, но по-прежнему есть способы отличить их.
Как определить синтетический камень
Искусственные кристаллы получают в лабораторных условиях, это трудоемкий и затратный процесс. Стоят такие минералы дешевле, а выглядят зачастую лучше — более прозрачные, с насыщенным цветом. Не считаются подделками топазы с примесями — иногда в процессе обработки их добавляют специально, чтобы придать камню нужную окраску.
Производство гидротермальных топазов экономически невыгодно, поэтому в качестве имитации часто выступает искусственный сапфир или рубин. Аналоги похожи на настоящий самоцвет внешне, повторяют большинство физических свойств. Но синтетический камень, как правило, менее прочен и долговечен. Его синтез похож на выращивание цветов в оранжерее. Ученые создают условия, необходимые минералу для развития, следят за его ростом, целенаправленно влияют на внешние качества — цвет, прозрачность, блеск. Выращиваемые в таких условиях кристаллы крупнее, чем в природе, скорость их роста в несколько раз быстрее, а цвета — насыщеннее: натуральный топаз яркого синего цвета встретить в природе сложно.
Выращивание камней в искусственных условиях регулируется правовыми актами, согласно которым на бирке ювелирного изделия должно быть указано, что минерал синтетический. Если нет сведений о происхождении вставки, распознать синтетический топаз в домашних условиях будет нелегко.
Главное его отличие от натурального — глубина оттенка и полное отсутствие дефектов.
Следует отличать синтетический топаз от фианита, не имеющего аналога в природе и потому более дешевого. Этот искусственный кристалл обладает сильным, алмазным, блеском, не свойственным топазу. Кроме того, у фианита отсутствует эффект плеохроизма — он не изменяет окраску при смене угла обзора или освещения.
Как распознать подделку из кварца или стекла
Кварцевые и стеклянные фальшивки распространены, поскольку они дешевле и на первый взгляд неотличимы от натурального камня. Но существуют некоторые особенности, позволяющие отличить топаз от подделки:
Добросовестные ювелиры используют в изделиях минералы, прошедшие проверку на подлинность у профессионального оценщика. У таких камней имеется сертификат, который продавец должен предоставить по требованию покупателя. Это юридический документ, описывающий характеристики: цвет, размер, наличие вкраплений и примесей, место добычи, способ огранки. Если в магазине отказываются от его предоставления, вероятно, сертификат попросту отсутствует, что косвенно свидетельствует о продаже имитации.
Как не дать себя обмануть, правильно читая бирки на ювелирных изделиях
Довольно часто нам приходится отвечать на вопрос: «Как разобраться с тем что написано на бирке ювелирного изделия с натуральными камнями? Что означают все эти буквенно-цифровые сокращения?» Вопрос этот интересует многих и звучит довольно часто.
Небольшая бирка, которая прикреплена к изделию с драгоценным камнем, содержит в себе интересную и полезную информацию.
Вот только разобраться в этой «абракадабре» из цифр и букв простому обывателю порой не под силу. О чем нам расскажет ярлычок, мы и попробуем разобраться ниже.
Во многих зарубежных странах представленные на прилавках магазинов ювелирные изделия имеют только ценники. Всю же интересующую информацию покупатель получает от продавца, как представителя магазина, гарантирующего подлинность изделия.
При покупке, продавец от имени предприятия-изготовителя и магазина выдает покупателю соответствующий документ, которым, как правило, является Сертификат на изделие.
По нашему российскому законодательству, Сертификаты на ювелирные изделия выдаются лишь на украшения с бриллиантами весом свыше 1 карата. Для всех остальных изделий Сертификаты соответствия качества заменяют бирки или этикетки.
Такие «ухищрения» связаны с тем, что производители часто жалуются на мизерные размеры бирок, указанные в стандарте. А ведь на этих бирках необходимо поместить всю нужную информацию о предприятии-изготовителе, а также исчерпывающую информацию об самом изделии и драгоценных камнях, входящих в состав украшения.
Сам дизайн ювелирных бирок очень разнообразен – от простеньких прямоугольных этикеток до художественно-оформленных красочных книжечек. Это происходит оттого, что заводы–изготовители заказывают разработку дизайна и печать бирок с индивидуальным макетом исходя из собственных предпочтений, бюджета и маркетинговой политики.
Для многих заводов–изготовителей ювелирная бирка стала своеобразным «рекламным буклетом», их «визитной карточкой». Единым здесь является лишь соблюдение всех нужных размеров и стандартов заполнения.
Бирки должны быть прикреплены к изделиям нитками и опломбированы. Это требование обязательно для всех изделий с драгоценными камнями.
А теперь давайте подробно рассмотрим, что за информацию мы видим на бирке, и как нам понять, что же это означает.
И если основная информация в принципе вопросов не вызывает, то вот с полем «характеристика вставки» вопросы возникают регулярно, так как выглядит эта «характеристика» как буквенно-цифровая аббревиатура. Давайте вместе попробуем разобраться, что же там «зашифровано».
Стандарт ОСТ 117-3-002-95 дает только пример последовательности записи в бирке ювелирного изделия характеристик драгоценных камней, от которых зависит их коммерческая стоимость. Такими характеристиками являются: форма, вид, тип и качество огранки, цвет, группа дефектности и масса в каратах.
Вот только из-за того, что бирка имеет небольшой размер, нанести большой объем информации на нее не получается. Поэтому в нормативных документах было разрешено вносить названия камней и некоторые другие характеристики, используя сокращения.
Порядок записи даже в сокращенном виде всегда один. При нанесении аббревиатуры камня строго соблюдаются следующие правила:
Во-первых, если в составе изделия несколько камней, то информация о них располагается на бирке в определенной последовательности: сначала описываются камни бриллиантовой группы, затем драгоценной, потом полудрагоценной, далее органического происхождения, поделочные и искусственные камни.
Сама информация о камне также записывается в определенной последовательности: сначала количество камней, затем наименование, форма, огранка, вес в каратах, цвет и чистота.
Во-вторых, разрешено группировать камни по размерам внутри одного наименования. Так, например, если в украшении есть несколько сапфиров со схожими характеристиками формы и огранки, входящих в одну категорию размерности, их количество и веса суммируются.
В-третьих, в зависимости от типа камня установлен перечень информации, вносимый на бирку. Ниже приведен перечень информации для разных типов камней:
В-четвертых, при внесении информации о наименовании камня допускается его сокращенное название.
Давайте разберем на примерах форму записи характеристик различных драгоценных камней.
Начнем с самого дорого камня – бриллианта.
Как я уже писал ранее, вслед за указанием количества и наименования камней должна быть написана их форма огранки.
Чаще всего при огранке бриллианту придают форму «Круг». Именно эта фигура видна если смотреть на камень в проекции «сверху». Считается, что это оптимальная форма для максимального преломления лучей света и отражения их через верхнюю площадку.
Камень в этом случае «играет» во всю силу и раскрывает всю свою красоту. В настоящее время классическим бриллиантом считается алмаз, ограненный бриллиантовой огранкой на 57 граней и имеющий круглую форму.
После указания формы огранки записывают двухзначное число, которое означает количество граней у камня.
Следующая характеристика – вес бриллианта. Он указывается в каратах. 1 карат = 0,2 грамма. Обычно записывается в виде дроби в десятичном виде с тремя знаками после запятой. Хотя иногда производители указывают и всего два знака после запятой.
Такая точность связана в первую очередь с очень высокой ценой бриллиантов. Разница даже в сотую долю карата имеет значение при ценообразовании.
Кроме того, цена бриллиантов в зависимости от их веса растет не в арифметической прогрессии, а в геометрической: цена за карат у бриллиантов весом 0,29 ct и 0,3 ct различна, так как бриллианты 0,29 ct относятся еще к мелким и ценятся меньше чем 0,3 ct, которые относятся уже к средним.
По той же аналогии цена за карат у бриллиантов 0,99 ct, которые относятся к средним, существенно ниже чем у бриллиантов весом от 1 ct, считающимся уже крупными. Бриллиант в 2 ct стоит в 3 раза дороже однокаратника, а в 3 ct — в 10 раз дороже. И чем больше вес, тем такая прогрессия растет быстрее. Бриллиант в 10 ct оценивается уже в 100 раз дороже однокаратника.
Далее пишут две цифры через дробь.
Первая цифра обозначает цвет камня. Цвет бриллианта может варьироваться от 1 до 9 — от практически бесцветных бриллиантов до черных. За отсчет принимают цифру «1», что соответствует абсолютно бесцветному камню, который в природе практически не встречается. Иногда цвет обозначается как «6-1», «8-4», «9-2» и т. д. Тогда цифра после дефиса обозначает степень интенсивности цвета в пределах одной цветовой группы.
Так, например, цифра «8» означает, что дефект будет виден невооруженным взглядом, «5» – видны в 10-кратную лупу, «3» – дефект сможет увидеть только профессионал при помощи «продвинутых» приборов, ну а «1» среди природных, а не искусственно выращенных, камней практически не встречается.
Ну и в самом конце буквой указывается качество огранки. Буквами от А до Г обозначается 4 группы качества огранки: А (отличная), Б (хорошая), В (удовлетворительная) и Г (неудовлетворительная).
Что касается рубинов и сапфиров, то для оценки их характеристик существуют несколько иные технические условия. Согласно им, при описании камней указываются: количество камней; форма и размер камня; вес камня в каратах; группа цвета; группа чистоты; качество огранки.
При указании формы и размера камня производители часто указывают только диаметр камня в миллиметрах, если камень круглой формы. А если его форма фантазийная, то просто указывается размер в миллиметрах в виде Длина * Ширина.
Стоит отметить, что производители не всегда используют при заполнении бирок римские цифры, а зачастую указывают группу цвета арабскими цифрами, более привычными нам.
Группа чистоты камня может варьироваться от 1 до 4. Чем меньше цифра, тем выше чистота и, соответственно, дороже камень.
Для оценки производственных дефектов предусмотрены 4 группы качества огранки: А (отличная), Б (хорошая), В (удовлетворительная) и Г (неудовлетворительная).
Менее определенной является запись характеристик для вставок из обработанных изумрудов. Отраслевой стандарт ОСТ 117-3-002-95 не требует указания в реквизитах формы и типа огранки, а только ее вида, т.е. огранки вида «кабошон» или «фацетная».
Для оценки цвета для изумрудов установлены 5 групп. Они, также, как и у рубинов с сапфирами, обозначаются римскими цифрами от I до V. И здесь опять стоит отметить, что производители не всегда используют при заполнении бирок римские цифры, а зачастую указывают группу цвета арабскими цифрами.
В заключение отмечу, что в настоящее время в различных нормативных документах нередко встречаются противоречия и неоднозначность в названиях и определениях одних и тех же понятий и величин. Поэтому каждое предприятие-изготовитель по-своему трактует нечетко прописанные правила. Не редки случаи, когда бирки заполняются с некоторыми отклонениями от описанных мной правил, что тоже следует учитывать.
Теперь для вас не составит труда прочесть зашифрованную производителем украшений информацию о камнях. Проверьте себя:
Чем искусственный топаз отличается от природного?
Камень топаз — один из самых популярных полудрагоценных минералов среди любителей украшений. Он очень красив, а по стоимости гораздо дешевле, чем дорогие бриллианты. Благодаря своей прочности и податливости к любым видам обработки натуральный камень, добываемый в природе, нашел широкое применение среди мастеров-ювелиров, которые на современном этапе подвергают его любым испытаниям. Именно по этой причине в обиходе и возникло такое выражение, как «искусственный топаз» — людям известно о том, что существуют технологии, с помощью которых можно создавать и синтетические аналоги натуральных минералов.
Однако так ли все просто на самом деле и всякий ли камень, называющийся в обиходе «подделкой» является ею на самом деле? Сегодня мы и попытаемся в этом разобраться.
Несколько слов о современных технологиях и махинациях
Технический прогресс постоянно развивается. На сегодняшний день специалисты действительно владеют методикой, позволяющей искусственно выращивать топазы, которые, на первый взгляд, совсем не отличаются от настоящих. Далее будет рассказано подробнее о том, что представляет из себя такой синтез. Но сразу хотелось бы отметить, что этот трудоемкий лабораторный процесс достоин уважения, в отличие от реальных подделок, когда под топаз маскируют обычные яркие стекляшки, стоимость которых — копейки. Наловчившиеся мошенники, к сожалению, часто подделывают стекло под топазы и умело продают его незадачливым покупателям.
Существует и более «благородный» метод подделывания топазов, когда изначальным сырьем для их изготовления служит кварц, который стоит значительно дешевле. Он представляет собой минерал, во многом родственный натуральному топазу по структуре и внешнему виду.
Такое изделие вполне достойно покупки. Но важно, чтобы продавцы не обманывали покупателей и честно говорили о том, что это — имитация под природный топаз, не завышая цену запредельно. Конечно, честных и грамотных продавцов в ювелирном деле можно встретить, но, тем не менее, в этой среде никто не застрахован от обмана.
Как получают обработанные топазы
Чтобы грамотно подойти к покупке, важно знать и о таком понятии, как техническая обработка, которую проходит большая часть натуральных камней перед тем, как попасть на витрину ювелирного магазина. Бывают разные технологии, которые позволяют сделать камень чище, обесцветить, убрать ненужные сероватые оттенки.
Голубой топаз можно получить из серого, применив по отношению к нему радиоактивное облучение. Именно так из невзрачного серого камня получаются разные оттенки синего. Если процесс удался, и бледноватый камушек засиял яркой синевой, его сразу отправляют на продажу. Более тусклые его «собратья» будут обрабатываться дальше, до достижения нужного цветового эффекта.
Кстати, любимый многими радужный экземпляр, который называется мистическим топазом, можно получить как раз из минералов бледно-голубого цвета, напылив на них тоненькую пленку с помощью специального аппарата — магнетрона. Мистик-топазу нет равных по переливам всеми цветами радуги, и он тоже вполне достоин приобретения. Благо и цена на него вполне приемлема. Конечно, со временем такой красавец может поблекнуть. Но если знать о том, что он очень не любит солнечного света, и обращаться с ним аккуратно, он будет радовать своей красотой гораздо дольше.
Облучение, нагревание, магнетронное напыление — все эти методы облагораживания не делают натуральный камень «ненастоящим» или «искусственным». Такое определение неверно, и в данном случае правильно будет говорить о природных камнях, которые прошли тот или иной вид обработки. По качеству они остаются такими же. Однако их цвет выглядит более ярким и насыщенным. Структура их остается прежней, они могут также наэлектризовываться, как и до обработки, не теряя своих природных свойств.
Не менее известные топазы, которые издавна назывались «империалами», в природе имеют красноватый, желтый и оранжевый цвета. Если их термически обработать, цвет станет более насыщенным. При этом цена и на тот, и на другой экземпляр будет примерно одинаковой.
Безусловно, цветовой оттенок камня — дело вкуса, и спорить о том, как определить подлинность топаза в этом случае, не имеет смысла. Обработанные камни были и остаются натуральными, единственное их качество, которое изменяется после обработки — это цвет.
Искусственные топазы: дорогое удовольствие
Как уже становится ясно, обработанные камни следует отличать от искусственных на том основании, что в первом случае человек только частично принял участие в их обработке. Во втором случае процесс изготовления камня создается и контролируется специалистами с начала до конца. Так получается синтетический минерал, иными словами, выращенный искусственным путем, в специальных лабораторных условиях.
Исходя из его популярного названия, к нему часто применяется пренебрежительное слово «синтетика». Наверное, люди думают, что в его основу положены синтетические материалы вроде пластмассы, но это совсем не так. Слово «синтетический» следует понимать как «полученный путем процесса синтеза» — или, если быть точнее, воссоздания структуры камня в условиях, которые максимально приближены к природным.
Камни выращиваются в несколько этапов. Основным материалом служит водный раствор, имеющий очень сложный химический состав. Материал помещается в автоклав и подвергается нагреву до 500°С. Причем сам процесс нагревания имеет определенные тонкости и цикличность. Эта технология была разработана в семидесятых годах прошлого столетия и увенчалась успехом при применении. В условиях природы формирование топазов может занять несколько сотен лет, а в лаборатории камни можно изготовить за несколько месяцев.
Однако впоследствии оказалось, что ставить «на поток» синтетический топаз не имеет смысла: финансовые затраты на такое производство оказались слишком высоки. Намного выше, чем поиск и стоимость на рынке уже «готовых» природных камней. Несмотря на уникальность этой технологии, коммерческой выгоды она принести не может.
Поэтому искусственный топаз в розничной продаже найти фактически невозможно. Справедливо считается, что окрашивание, облучение и нагревание природных камней обходится значительно быстрее и дешевле, чем трудоемкий лабораторный процесс, при котором необходим постоянный контроль специалистов-геммологов.
Как узнать синтетический камень
Безусловно, любители украшений и здесь имеют право задать резонный вопрос о том, как отличить настоящий топаз от синтетического. А вдруг и с таким экземпляром придется иметь дело? Поскольку технология производства кристалла топаза была доведена специалистами до совершенства, по внешнему виду даже опытные ювелиры не всегда могут сказать, природный это камень или же выращенный искусственным путем.
Проверить его детально и распознать рукотворный топаз возможно только проведя экспертизу с применением специального оборудования. Кристаллы природных аналогов всегда имеют мелкие изъяны и несовершенства, не видимые простым глазом. Синтетические же топазы при тестировании выглядят слишком идеальными — что и наводит на мысль о создании их человеком, а не природой.
Эти камни можно назвать уникальными — по той простой причине, что их так просто не приобретешь. Тем более, видимой разницы с природными топазами у них нет. Они также подвержены электризации и могут выгорать на солнце, имеют ту же твердость и блеск. Поэтому несправедливо называть их подделкой, особенно учитывая, что натуральные камни можно встретить гораздо чаще, чем рукотворные.
К сожалению, люди пока еще не изобрели менее дорогостоящую технологию их изготовления. Поэтому искусственные топазы можно встретить только на выставках, в музеях или в качестве экспонатов в крупных геммологических лабораториях.
Как распознать подделку из кварца или стекла?
Исходя из предыдущих разделов, мы пришли к выводу о том, что слово «подделка» некорректно будет распространять на обработанные и искусственно выращенные виды камней. Словом «подделка» можно обозначить, например, кварц, либо, в худшем случае, дешевое, но искусно обработанное изделие из стекла.
Если вы поклонник «природной» окраски камней и не любите яркие «химические» цвета, выбирайте прозрачные топазы, которые могут совсем не иметь цвета. Они выглядят скромно, но, благодаря своей естественности, будут служить благородным и надежным украшением, которое не выгорит на солнце и не поблекнет с течением времени.
Помните о том, что камни ярко-красных или зеленых цветов почти не встречаются в природе, являются уникальными экземплярами и стоят очень дорого. В ювелирных магазинах есть много украшений именно с такими цветами топазов — без сомнения, в них легко будет узнать обработанные камни.
Чтобы не купить вместо натурального камня обыкновенную стекляшку или кварц, вам помогут несколько рекомендаций о том, как отличить топаз от подделки:
Вопрос, как отличить подделку, если хочется быть еще больше уверенным в «натуральности» камня, можно решить, отправившись в лабораторию к ювелирам. Существует простой эксперимент, который проводится в лабораторных условиях, с применением специального химического раствора — йодистого метилена. Если в него опустить природный топаз, он сразу станет тонуть и быстро опустится на дно, а если это стекло или кварц — он останется плавать сверху.
Но помните, что, кроме стекла и кварца, существует еще один «коварный» камень — фианит, который умельцы тоже частенько подделывают под топаз. Он настолько «замаскировался» под него, что умеет тонуть в йодометиленовом растворе. Отличить его от топаза можно только путем проведения более глубокого анализа кристаллической решетки с применением специальных оптических приборов.
Как определить настоящий топаз, исследовав название того или иного камня? На первый взгляд, вопрос может показаться странным, но он имеет свой смысл. Дело в том, что многие ошибочно считают так называемый «раухтопаз» натуральным и покупают его, не разобравшись в элементарных тонкостях.
Слово «раух», в переводе с немецкого обзначающее «дым» и соответствующее русскому названию «дымчатый топаз», не имеет ничего с ним общего. Оно означает всего лишь серую разновидность кварца, который всегда можно отличить от топаза по твердости и чрезмерной легкости. Сам по себе дымчатый кварц очень привлекателен и тоже достоин покупки, но у честных предпринимателей он должен продаваться за соответствующую ему справедливую цену.
Несколько полезных советов
Если вы любите топазы, интересуетесь методикой их обработки и тем, как они выглядят в природной среде, вам не составит труда справиться с тем, как отличить топаз от подделки в наиболее легких случаях — применив визуальный осмотр, наэлектризовав камень и обратив внимание на яркость его цвета и вес. Также следует иметь в виду то, что камни бывают разных цветов и в природе, и после обработки. Как уже было сказано, их природная окраска выглядит куда более скромно, чем рукотворная. Но и та, и другая имеет свойство со временем блекнуть. Особенно, если не беречь украшение и подвергать его постоянному воздействию солнца и света.
Если вы приобрели облученный камень, имейте в виду, что он, к сожалению, потеряет свою яркость через пару лет, даже если его беречь и хранить в темноте. У обработанных камней нет способности к самовосстановлению цвета, в то время как природные топазы могут «восстанавливаться», если поместить их в темное место. Однако при желании можно отнести поблекший минерал в ювелирную мастерскую и, в зависимости от его состояния, попытаться облучить его повторно.
Что касается стоимости, природные минералы более скромной окраски стоят всегда дороже ярких, которые прошли обработку. И это понятно: такая красота часто оказывается недолговечной. С одной стороны, хорошо, если ее получится на какое-то время восстановить, подвергнув камень повторным экспериментам. Но с другой — невозможно поддерживать искусственную яркость постоянно, потому что регулярное облучение и подкрашивание очень скоро негативно скажется на внешнем виде и структуре топаза.
Понятие «искусственный топаз» никак не связано ни с пластмассой, ни с синтетикой, ни с обработанными камнями. Рукотворный камень, сделанный человеком, встречается в продаже не так часто, и это понятие следует отличать от слова «подделка», к которой смело можно отнести стекло, кварц и даже «хитрые» фианиты. И синтетический, и обработанный камень смело можно называть натуральным. Если вы владеете несложными навыками, это позволит вам отличить настоящий топаз от дешевой стекляшки или более дешевого кварца.