Толстой после бала в чем смысл рассказа
Смысл рассказа «После бала» Толстого
Красота и изящество не всегда бывают настоящими. Выставленные на показ, они выглядят естественно и правдоподобно. Но зачастую бывает достаточно какой-то случайности, чтобы весь лоск слетел как маска. Как правило, под маской скрывается неприглядная, грубая, жестокая человеческая натура.
Так можно описать смысл названия рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Содержание произведения Рассказ «После бала» основан на реальной истории. Произошла она с братом Льва Толстого и глубоко задела будущего писателя.
Сюжет произведения
Повествование ведётся от лица немолодого мужчины, Ивана Васильевича. Он вспоминает случай из своей молодости, который стал определяющим для него в последующей жизни.
В то время, которое описывается в рассказе «После бала» Иван Васильевич был молодым студентом. Главным развлечением для молодёжи были различные вечера и балы. Также герой был влюблён в молодую девушку Варю. Будущее рисовалось ему безмятежным и определённым.
События рассказа разворачиваются в течение одного дня Масленицы, а также последующих ночи и утра.
Происходит всё в такой последовательности:
В последний день масленичной недели губернский предводитель даёт большой бал. Иван Васильевич «опьянён» любовью к Вареньке и танцует с ней почти все танцы. На балу также присутствует отец девушки — пожилой красивый военный Петр Владиславич. В конце вечера Варя танцует мазурку со своим отцом, и Иван Васильевич очарован ими. Ему глубоко симпатичен этот благородный офицер, который к тому же является отцом его возлюбленной.
Ночью молодой человек не может заснуть из-за переполнявших его чувств. Он решает прогуляться по городку и выходит к дому, где живёт Варенька. Иван Васильевич видит, что возле дома что-то происходит. Подойдя ближе, он понимает, что военные гонят сквозь строй солдата-дезертира. А руководит казнью тот самый красивый офицер — отец Вареньки. Только в его облике мало осталось от того человека, который был на балу. Теперь это жестокий и грубый человек, которому нравится то, что происходит. Когда молодой офицер попытался возмутиться жестокости наказания, Петр Владиславич ударил его по щеке перчаткой. Что касается Ивана Васильевича, то старый офицер сделал вид, что не знает его.
В смятении Иван Васильевич возвратился домой. Ему было трудно представить, что человек на балу — добрый, благородный, и жестокий военный на ночном плацу — одно и тоже лицо. Иван Васильевич не может принять это и мучается. И самое ужасное, что теперь, представляя возлюбленную, он видел и избитого солдата.
Любовь молодого человека быстро кончилась. Он так и не смог забыть или объяснить жестокость Петра Владиславича.
В чём смысл рассказа
В своём рассказе Лев Толстой затрагивает нравственные проблемы общества второй половины XIX века. Путём противопоставление двух сцен, автор заставляет задуматься о проблемах в кругах аристократии. Безнаказанность присутствует во всех сферах жизни, но в армии это проявляется наиболее ярко. Молодым людям приходится принимать грубую действительность и поступаться своими принципами. Они ещё не могут бороться с этим, так как восстание декабристов было не так давно, и любые выступления против власти жёстко пересекаются.
Смысл финала
Сам Иван Васильевич не стал ни военным, ни служащим. История, произошедшая после бала много лет назад слишком сильно повлияла на него. Он не смог смириться с лицемерием, но и бороться против порочных и несчастных людей тоже не стал.
То, что уважаемый, благородный член общества оказался жестоким тираном, носящим маску, говорит о бездушности самого общества, о его нравственном кризисе.
Растерянность и наивность Ивана Васильевича может показаться слабостью. Но он увидел, рассмотрел, что так не должно поступать, что жестокость по отношению к тому, кто не может дать ответ, безнравственна и не достойна благородного человека.
Анализ рассказа Л. Н. Толстого После бала
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» был опубликован после смерти писателя в 1911 году и входил в сборник в пользу евреев, пострадавших в «кишиневском погроме»*. Изначально данное произведение имело другие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите».
Как и все глубокомысленные произведения Толстого — это, несмотря на свою непродолжительность, тоже изобилует деталями и ставит перед внимательным читателем непростую задачу, а именно: докопаться до истинной сути произведения, которых, как окажется, не одна и все они противоречивы. Данное произведение до сих пор исследуется учеными и библиографами Льва Николаевича, и никто до сих пор не может дать однозначного ответа по поводу его содержания.
Для кого-то это произведение будет о неразделенной любви. Кто-то подумает, что герой, подобно Андрею Балконскому (еще один легендарный персонаж из эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир») разочаровался в идее воинской доблести, после увиденного наказания солдата. Возможно, для кого-то полковник, отец возлюбленной главного героя, станет основным антагонистом этой истории и во всех несчастьях будет виноват только он. Но Толстой был бы не Толстой, если бы дьявол не крылся в деталях.
«После Бала» во многом автобиографическое произведение и основано на воспоминаниях автора. В нем поднимаются остросоциальные темы. Тема взросления и становления героя. Прослеживается тема непонимания друг друга разными поколениями.
Сюжет повествует об Иване Васильевиче, который в кругу своих близких слушателей рассказывает о том, что не среда влияет на судьбу человека, а случай. Что все может изменить какой-то непредвиденный момент, к которому человек не был готов и что этот самый момент способен перевернуть все мировоззрение, все идеи и помыслы человека вплоть до самой его смерти. Судя по всему, рассказчик уже пожилой человек, его собеседники начинают над ним подтрунивать, но он продолжает. Он вспоминает о днях своей былой юности, о том, как хотел поступить на военную службу, о балах, о первой любви. О своей первой любви он говорит с таким благоговением и упоением, что собеседники и здесь начинают над ним подшучивать из-за его старомодных взглядов, на что Иван Васильевич сильно обижается, ведь он идеализировал образ своей первой влюбленности и возвел его в статус божества. Он так же упрекает более юное поколение в склонности все опошлить и осквернить. Герой продолжает свой рассказ, он описывает воздушный, почти сказочно-прекрасный бал, об опьяняющем его разум чувстве любви к прекрасной даме. Он говорит о том, как танцевал с ней мазурку до самого утра и как не помня самого себя добрался домой и от перевозбуждения чувств не мог заснуть. Затем в рассказе, до того подернутом какой-то дымкой неестественных мечтаний, наступает пробуждение. Сначала Иван Васильевич описывает дом, в котором живет вместе со своим покойным братом и крепостным, затем он описывает улицу, по которой решил прогуляться, потому что не мог заснуть после волнительной ночи и наконец он окончательно сбрасывает оковы сна, сковывающие его разум все это время.
Герой приходит на поле, где видит, как целый отряд, бьет солдата в качестве карательной меры за попытку бегства из казармы. Эта ужасная сцена навсегда запечатлевается у него в голове. Его начинает тошнить. Ему становится плохо. Герой впадает в лихорадочное состояние. Он видит полковника, который руководит процессом и узнает в нем отца своей возлюбленной, от этого ему становится еще более не по себе.
Заканчивается рассказ тем, что Иван Васильевич говорит:
«Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».
Эта несправедливость по отношению к беглому солдату, которую увидел главный герой в корне изменило его оставшуюся жизнь. После этого события он не поступил на военную службу и не женился на своей возлюбленной.
Главным героем выступает сам рассказчик, по имени Иван Васильевич. Сначала мы видим его уже сформировавшейся личностью, которая рассказывает о себе же в более юные годы. Т.е. это два персонажа: старый и молодой. Это две разные личности. Иван Васильевич стоик, повествующий о своей юношеской наивности, о том, как он учился и беззаботно веселился в компании друзей. Что главным в его жизни были вечера и балы. Он был молод, хорош собой и его ничего не волновало кроме веселья и кутежа, но однажды в его жизни все переменил один лишь случай. Да, возможно, он был в компании людей, которые способствовали подобному образу жизни, но Иван Васильевич настаивает на том, что лишь случай может заставить человека сделать переоценку ценностей, а не смена среды.
Иван Васильевич – идеалист, сотканный из одних сплошных противоречий. Человек, который сам создал образ идеальной любви и в него же и влюбился. Он не был готов столкнуться с жестокой действительностью, которая в конечном итоге разрушила все его представления и в какой-то степени сломала ему жизнь. Перевернула всю его дальнейшую судьбу с ног на голову. Сцена избиения беглого солдата потрясает его до глубины души.
Все бы это сошло на нет и не возникло бы противоречивых мыслей, можно было бы согласится с героем, ведь он мастерски вводит читателя в заблуждение, если бы не одна деталь. При разговоре с кузнецом, который шел вместе с ним к полю, где избивали солдата, между ними произошел короткий диалог:
– Что они делают? – спросил я кузнеца, остановившегося рядом со мною.
– Татарина гоняют за побег, – сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.
— именно слово «побег» играет ключевую роль. Как герой он видит ситуацию только с одной стороны, со стороны наказания и угнетения несчастных крестьян, но уже в армии. Он не обращает внимание на то, что так было заведено для армии тех лет и что телесные наказания были отменены только в 19 веке. Показное наказание за попытку бегства перед всем полком, потому что такой солдат мог убежать во время боя и спровоцировать панику. В армии того времени практиковался механизм «свой-чужой». Все бьющие обозначают, что наказуемый человек для них чужой, а значит они такими не будут. Каждый должен ударить сильно, и полковник за этим следит.
Сегодня этот человек просит о помиловании, а завтра он предаст родину или станет дезертиром. Зверство, описанное в рассказе следует рассматривать в относительных мерах. Но главный герой не хочет понимать этой другой стороны и принимает все категорично. Перед его глазами только изувеченное тело несчастного солдата, его спина, превращенная в кровавое месиво. Тут же у главного героя мелькает в голове ассоциация жесткого обращения с крепостными. Он приравнивает солдат и крестьян к одному сословию и то как другие, более высокого происхождения, погоняют их точно скотину. Ведь все равны перед богом, но какие-то люди ставят себя выше других. Это событие навсегда отталкивает героя от службы в армии.
Любовь главного героя к этой девушке была слишком идеализирована, он слишком сильно превозносил ее в глазах своих слушателей. Сравнивал ее царственной особой, возвышая над всеми остальными. Это восхищение наталкивает на параллель с духовной, сакральной любовью, которые люди испытывают, когда верят в Бога. Отказ от этой любви, это как отход автора рассказа от веры.
Ко всему этому еще примешивается личность полковника, который руководит побоями. В нем рассказчик узнает отца Вареньки – своей первой любви. Возможно, именно этот факт оттолкнул его от неё и «любовь сошла на нет». Что у такой прекрасной и воздушной девушки, такой монстр отец, к которому он тут же начал испытывать отвращение, хотя восхищался им будучи на балу, наблюдая за тем, как тот танцует со своей дочерью. Они оба казались ему идеалом, сошедшим с полотна картины. Но вины полковника тоже нет в том, что именно он был руководителем, ведь он всего лишь выступал в роли винтика под названием «государство».
Герой рассказа не понимает, что государство – это слаженный механизм, где все его граждане всего лишь винтики.
Несмотря на все это, постоянные протесты против телесных наказаний в армии только нарастали, что и отразил в своем рассказе Л.Н. Толстой.
Исходя из всего вышеперечисленного, я считаю, что герой данного произведения – это ненадежный рассказчик. Возможно, данное впечатление производит то, что и сама ситуация двойственная: с одной стороны, явное проявление жестокости в своей самой изощренной манере, с другой стороны вынужденная мера. Тем не менее это не отменяет того факта, что главный герой является инфантильным идеалистом, в глазах которого однажды рухнули его представления, полные заблуждений, о мире, который его окружал.
Второстепенные персонажи описаны по воспоминаниям главного героя. Ими являются полковник, его дочь Варенька и конечно же слушатели. Основной акцент герой произведения делает на описание внешности Вареньки. В его глазах она возвышенное, почти неземное существо. Высокая, стройная с царственным видом, но с ласковой улыбкой и с блестящими глазами. Даже в описании этого образа идеальной женщины чувствуется как герой умышленно ее идеализирует, над чем и подтрунивают слушающие его люди. Отец Вареньки тоже имеет два облика, тот, что на балу и тот, что после бала. Идет противопоставление одного образа другому. На балу это высокий, красивый, статный и свежий старик, похожий на Николая I, когда как уже утром он видит настоящего тирана, который одним своими видом повергает окружающих людей в ужас и страх. И наконец слушатели, которые так и норовят подколоть старика. Они явно моложе его, на что намекают их расхождения во взглядах на любовь, общение и дружбу. По началу герой не хочет рассказывать им свою историю, но они подогревают в нем интерес наводящими вопросами, благодаря которым их беседа вылилась в целый рассказ.
Композиционно произведение представляет собой «рассказ в рассказе» или принцип «матрешки». Такой прием используется автором, когда в основное произведение укладывается дополнительный рассказ от действующего лица одного из героев. В данном случае от лица Ивана Васильевича. Основное произведение является рамкой для вставленного в него произведения или рассказа.
Рассказ написан литературным языком. В нем присутствуют слова на иностранном языке, что указывает на высокий статус автора: «Encore», «la Nicolas I», «ma chere». Данный прием также вводит нас в реалии эпохи того времени и что в России 170 лет назад действительно господствовала иностранная культура. В высшем обществе было принято говорить на французском, немецком или английском языках, говорить по-русски считалось плохим тоном. Так же присутствует восходящая градация в предложении: «Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы.», «То тихо и плавно, то шумно и бурно», являются градацией. В тексте присутствует вопросно-ответная форма изложения: «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть.», «– Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль.» В рассказе много раз повторяются слова «умилился», «умиление», что указывает на манерность главного героя и его постоянное витание в мечтах.
Весь рассказ выстроен на некой антитезе, на сопоставлении бального зала с его искусственным освещением, с естественным рассветом нового дня, что намекает на искусственность, жеманность и лицемерность высшего общества и что ничего нет прекраснее естественной красоты и искренности. На сравнении с высокомерными и кичливыми людьми, которые окружали героя на балу, и потом, когда он шел по улице с простыми рабочими крестьянами. И наконец на противопоставлении образа полковника, как отца Вареньки на балу при всем параде и того черствого и бездушного солдафона, с которым герою пришлось встретится в самом конце.
Рассказ «После бала» несет очень глубокий нравственный и социальный посыл. В нем идет речь о смене эпох, когда идеализированная реальность, с ее оторванным от реальности жеманным высшим обществом, столкнулась с той самой жестокой действительностью, разбившись вдребезги. Для меня произведение искусства, является настоящим искусством только в том случае, если при взгляде на него задаешься вопросами, на которые не можешь дать однозначного ответа. Исходя из всего вышесказанного я все равно считаю, что что-то упустила из вида и это парадокс для столь маленького произведения. С развитием интернета и практически безграничного потока самой разной информации в человеке вырабатывается системный подход к решению той или иной проблемы. Современные технологии позволяют нам рассматривать или анализировать проблему с разных сторон или объемно. Чем больше узнаешь о произведении, тем больше погружаешься во внутренний, противоречивый мир писателя. Многие ученые исследуют произведения Л. Н. Толстого и никто не может дать однозначный ответ на все проблемы, которые автор поднимал в своих книгах. Что безусловно делает этого писателя гениальным, но в то же время я сама задаюсь вопросом, а все ли на самом деле было задумано так многогранно и неоднозначно или это уже наши знания и системные подходы к решению проблем намеренно усложняют произведения в нашем восприятии от их первоначальной задумки?
*Один из самых известных еврейских погромов в Российской империи, произошедший при попустительстве властей 6 —7 апреля 1903 года в Кишинёве. Во время погрома было убито около 50 человек, искалечено около 600, повреждено около 1;3 всех домостроений города.
Анализ «После бала» Толстой
Всего получено оценок: 2286.
Всего получено оценок: 2286.
Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы. Анализ рассказа «После бала» включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением После бала.
Год написания – 1903 год.
История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюблённым в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости её отца по отношению к солдату.
Тема – Главная тема произведения – нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.
Композиция – Композиция построена на антитезе – противопоставлении сцены бала и сцены наказания беглого солдата.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.
Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного начальника. Намерения молодого человека были достаточно серьёзны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем жестокого обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище расправы над несчастным настолько сильно потрясло молодого человека, что тот в одночасье передумал жениться.
Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложил её на бумаге он лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».
Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.
Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.
Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.
В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.
Но уже ранним утром всё это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.
Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.
Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия человека, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящимся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого.
Композиция
Сюжет рассказа укладывается в рамки одних суток, круто перевернувших всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).
Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.
Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «После бала».
Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем, 2–3 героя, показан один случай из жизни одного героя. Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нём описаны две эпохи – 40-е годы XIX века, и закат XIX столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.
Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально произошедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.
«После бала»: краткое содержание и анализ произведения
Бал на картине 1904 года: Wikipedia/Вильгельм Гаузе
Лев Николаевич Толстой всемирно известен прежде всего объемными литературными произведениями. Однако короткие рассказы давались ему ничуть не хуже. Один из них — «После бала». Краткое содержание непременно стоит прочитать, чтобы понять авторский посыл и оценить глубину творчества великого писателя.
«После бала»: краткое содержание
В 1870-х Толстой пребывал в глубоком духовном кризисе, пытался отыскать жизненные ориентиры и путь к Богу. С тех пор его остро интересовали проблемы взаимоотношений между людьми. Одно из произведений, которое написал после кризиса Толстой, — «После бала». Краткое содержание рассказа даст общее понимание о его сюжете и моральных вопросах, которые так волновали автора:
Но у Ивана Васильевича другой взгляд на этот счет. И в доказательство своей точки зрения у него была история.
На Масленицу губернский предводитель устроил праздничный бал. Опьяненный любовью, Иван Васильевич только и делал, что танцевал с Варенькой. Все вокруг обращали на нее внимание — и мужчины, и женщины.
Был на балу и ее отец — полковник Петр Владиславович. Он превосходно выглядел, был красивым и статным. Хозяйка дома уговаривала его исполнить танец с дочерью. Сначала он отказывался, говоря, что разучился танцевать, но затем с улыбкой взял Вареньку за руку и повел в такт музыке.
Присутствующие с восторгом наблюдали за парой, смотрел и Иван Васильевич. Любовь разлилась в нем, и даже Петр Владиславович вызывал у него нежное восхищение.
Подойдя ближе, увидел солдат в черных мундирах, построенных в два ряда. Барабан и флейта выдавали неприятную мелодию. От кузнеца, который стоял рядом, Иван Васильевич узнал, что солдаты гоняли татарина за дезертирство.
Он остался смотреть за процессией: двое солдат вели раздетого по пояс человека, а остальные по очереди били его палками по спине. Следом за татарином шел высокий военный, в котором Иван Васильевич узнал отца Вареньки. Татарин просил о милости, но солдаты все сильнее хлестали его шатающееся окровавленное тело.
Полковник твердым шагом следовал за преступником. Вдруг он быстро подошел к одному из солдат и с криками ударил по лицу за то, что тот недостаточно сильно бил дезертира. Командир приказал подать новых шпицрутенов и в этот момент встретился взглядом с Иваном Васильевичем, но сделал вид, что не знает его.
С того дня любовь к Вареньке постепенно сходила на нет. Оказываясь рядом с ней, он вспоминал про полковника и поддавался неприятным чувствам, пока и вовсе не разлюбил.
«После бала»: анализ произведения
На проблемы нравственности всегда обращал внимание Толстой. «После бала» — яркий тому пример. Чтобы понять глубину авторского замысла, скрытого в произведении «После бала», кратко обозначим его литературные особенности:
История написания
У произведения любопытная история создания. «После бала» — это вовсе не выдумка, а основанный на реальных событиях рассказ. Брат писателя Сергей Николаевич горячо влюбился в девушку Вареньку и уже собирался просить ее руки. Отец Вареньки был военным градоначальником, и однажды Сергею пришлось увидеть его жестокое обращение с беглым солдатом. То зрелище настолько поразило молодого человека, что он быстро охладел и расхотел жениться.
Лев Толстой несколько лет вынашивал идею для будущего произведения. Он написал рассказ в 1903 году, однако опубликовали его уже после смерти Толстого — в 1911-м. Не мог автор определиться и с подходящим названием. Были разные варианты:
Название, на котором остановился Лев Толстой, — «После бала» — выбрано не зря. В нем подчеркнута парадоксальность жизни: веселье и лоск сменяются суровой действительностью, как и за блестящей внешностью часто прячется жестокость.
«После бала»: жанр и композиция
Произведение «После бала» по форме — рассказ, на что указывают его характеристики:
Однако Толстой использовал необычный прием и создал рассказ в рассказе. Благодаря этому произведение охватило сразу две эпохи:
Этим приемом автор подчеркнул, что с течением времени обычаи и быт могут меняться, но глобальные нравственные проблемы остаются неизменными.
Специфика композиции рассказа заключается в том, что он незримо разделен на две части:
Варенька с отцом: YouTube/MyBook
«После бала»: герои
Прежде чем приступить к анализу авторского посыла в рассказе «После бала», характеристика героев поможет лучше понять суть истории:
Портреты персонажей передают взгляды самого автора на мир, в частности — на любовь и жестокость.
Проблематика и основная идея
В рассказе «После бала» автор размышляет о сути таких вещей, как честь, справедливость и человечность. В центре его внимания — неоднозначный образ полковника. Респектабельный и привлекательный внешне мужчина поражает рассказчика зверским поведением, своей закулисной жизнью. Толстой разоблачает лицемерие, свойственное свету, указывает, что под маской благодушия и блестящих манер скрывается ужасная изнанка.
Главный герой видит другую сторону полковника. Он не в состоянии принять такую жестокость и не хочет становиться частью этого зла. Поэтому делает внутренний выбор и отказывается от личного счастья.
Через рассказчика автор передает главную мысль. Да, человек не всегда может сам изменить мир и повлиять на обстоятельства. Но каждый должен сделать выбор, быть ли ему причастным ко злу или всегда оставаться честным с собой.
Рассказ «После бала» показывает, что Лев Толстой мастерски владеет коротким жанром и на нескольких страницах способен рассмотреть глобальные, вечные темы.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора