Толстая торпеда что это
Уникальные русские торпеды 65-76 и 65-76А
Необходимо напомнить историю 650-мм торпед. Работы в этом направлении стартовали еще в конце пятидесятых годов и имели специфическую цель. Командование затребовало создать перспективную торпеду, отличающуюся высочайшей дальностью хода и способную нести специальную боевую часть. Предполагалось, что такую торпеду можно будет запускать за пределами противолодочной обороны противника, и она сможет одним взрывом уничтожать целое корабельное соединение.
Разработка проекта была поручена НИИ-400 (ныне ЦНИИ «Гидроприбор»). Главным конструктором назначили В.А. Келейникова. Серийное производство торпед впоследствии было освоено машиностроительным заводом им. Кирова (г. Алма-Ата). По мере развития проекта и появления новых типов вооружения состав участников проекта не изменялся.
Работы по торпеде нового типа продолжались до середины семидесятых годов. После завершения всех испытаний, изделие было принято на вооружение под названием 65-76. В ходе доработки проекта в соответствии с новыми пожеланиями заказчика торпеда получила не только конвенциональную боевую часть, но и модернизированную систему наведения. Таким образом, проигрывая в одних боевых характеристиках, новая торпеда 65-76 обходила базовую 65-73 в других.
К началу восьмидесятых годов в СССР стартовала программа строительства новых атомных подводных лодок, относимых к условному третьему поколению. В соответствии с планами командования, такие корабли должны были сохранить мощные торпеды калибра 650 мм. При этом использование изделий 65-76 в существующем виде посчитали нецелесообразным. Для вооружения новых подлодок требовалась обновленная и улучшенная торпеда. Приказ о начале ее разработки вышел в самом конце 1982 года.
Проектированием торпеды вновь занялся ЦНИИ «Гидроприбор»; главным конструктором на этот раз был Б.И. Лаврищев. Вариант торпеды 65-76 для подлодок третьего поколения обозначили как 65-76А. Кроме того, изделию присвоили имя «Кит». Проект не предусматривал большого количества изменений, благодаря чему его разработка заняла всего несколько месяцев. Уже в 1983 году удалось провести первые испытательные стрельбы. Впрочем, в дальнейшем работы в некоторой мере затянулись. Проверки завершились только к началу девяностых годов. Приказ о принятии торпеды 65-76А на вооружение и развертывании ее серийного производства появился только весной 1991 года.
Неядерные торпеды 65-76 и 65-76А представляли собой варианты дальнейшего развития одной и той же базовой конструкции, вследствие чего имеют массу общих черт. Одновременно с этим два изделия отличались определенными особенностями технического и эксплуатационного характера. Несмотря на отличия, основные характеристики двух торпед находились на одном уровне.
Оба изделия имеют традиционный для торпед цилиндрический корпус с полусферической головной и конической кормовой частью. Позади кормового сужения находятся несколько рулей и водометный движители, вынесенные при помощи продольных балок. Компоновка корпуса – классическая. В головной части помещаются приборный отсек и зарядное отделение, крупная центральная часть отдана под топливо, а в корме находятся силовая установка и рулевые машинки.
По известным данным, две торпеды комплектовались активными системами самонаведения, определяющими кильватерный след цели. Эта система основывалась на агрегатах, заимствованных у отечественных торпед предыдущих моделей. В рамках проекта «Кит» средства управления серьезным образом не дорабатывались. Обе торпеды не имели средств телеуправления и должны были искать цель самостоятельно.
Перед выстрелом изделия 65-76 и 65-76А должны были получать информацию от корабельных приборов управления стрельбой. В более раннем проекте использовался механический способ ввода – торпеда получала информацию через специальные шпиндели. Изделие «Кит» получило более совершенную электрическую систему, основанную на наборе контактов.
Обе торпеды относятся к классу тепловых и используют газотурбинную силовую установку. Они оснащены тепловым перекисным турбинным двигателем типа 2ДТ. Это изделие было разработано в НИИ «Мортеплотехника» в середине шестидесятых годов и уже использовалось на некоторых отечественных торпедах. Двигатель использовал в качестве топлива пероксид водорода и выдавал мощность боле 1430 л.с. За счет высокой мощности и значительного запаса топлива такой двигатель позволял получить достаточно высокую скорость хода при выдающихся показателях дальности.
Крутящий момент газовой турбины выдавался на крыльчатку водометного движителя, помещенную внутри кольцевого канала. Управление по курсу и глубине осуществляется при помощи нескольких плоскостей, помещенных непосредственно перед водометом.
Обе торпеды имели диаметр 650 мм и общую длину 11,3 м. Более старое изделие 65-76 имело массу 4,45 т. Согласно источникам, указывающим увеличение боезаряда при модернизации, более новый «Кит» отличался массой 4,75 т.
Во время испытаний пуски торпед 65-76 осуществлялись с глубин до 150 м. При этом заявлена возможность стрельбы на глубинах до 450-480 м. Скорость носителя при стрельбе ограничивается 13 узлами. Силовая установка достаточной мощности позволяла обеим торпедам развивать скорость до 50 узлов. На максимальной скорости дальность хода достигает 50 км. Уменьшение скорости хода до 30-35 км/ч позволяет увеличить дальность вдвое. К цели торпеда идет на глубине 14 м.
Первым носителем новейшей торпеды 65-76 стала атомная подводная лодка К-387 проекта 671РТ «Семга». В носовом отсеке этого корабля находились два торпедных аппарата калибра 650 мм и четыре 533-мм системы. В общей сложности было построено семь таких подлодок. Далее была построена 21 подлодка проекта 671РТМ. Все эти корабли относились ко второму поколению и могли использовать только торпеды двух типов: 65-73 и 65-76.
Дальнейшее развитие подводного флота привело к строительству новых лодок третьего поколения, а также к разработке модернизированной торпеды 65-76А. Одними из первых подлодок следующего поколения, способными нести торпеды «Кит», стали корабли проекта 671РТМК. В рамках этого проекта ВМФ пополнился пятью боевыми единицами.
Также 650-мм торпедами вооружались атомные подводные лодки проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей». По первому проекту построили всего два корабля, тогда как вторых запланировали 18 единиц и построили 11. Как и в случае с другими проектами, предусматривалось оснащение лодки двумя торпедными аппаратами большого калибра. Вместе с ними имелись и «традиционные» 533-мм устройства.
Самое мощное в количественном отношении торпедное вооружение несут современные многоцелевые АПЛ проекта 971 «Щука-Б». В их носовом отсеке располагается сразу четыре торпедных аппарата, предназначенные для применения изделий 65-76А. Боекомплект может включать до 12 торпед этого типа в дополнение к 28 единицам вооружения меньшего калибра. Следует отметить, что 650-мм торпедные аппараты также могут использоваться в качестве пусковых установок для противолодочных ракет некоторых типов.
С середины семидесятых и до начала девяностых годов основной дальноходной торпедой калибра 650 мм, состоявшей на вооружении отечественных подводных сил, была 65-76. Обновление флота привело к появлению ее улучшенной модификации, совместимой с более новыми кораблями. Плановое обновление корабельного состава, а также известные события прошлых десятилетий, повлекшие за собой резкое сокращение численности подлодок, привели к изменению соотношения носителей 65-76 и 65-76А. Почти все лодки второго поколения были списаны ввиду морального и физического устаревания или из-за финансовых проблем, в результате чего «Кит» стал основной торпедой своего класса.
В августе 2000 года во время учений в Баренцевом море погибла атомная подлодка К-141 «Курск» проекта 949А. Позже лодку подняли, что позволило провести все необходимые мероприятия и установить причину трагедии. Следственная группа определила, что при подготовке к выстрелу учебной торпедой 65-76 произошла утечка топлива, из-за чего начался пожар. Пламя спровоцировало подрыв боевых частей других торпед, находившихся в носовом отсеке. Такая версия была принята не всеми и подверглась критике, однако вскоре появились новые официальные рекомендации, связанные с результатами расследования.
Согласно последним данным, торпеды 65-76А до сих пор состоят на вооружении российских подводных сил. 25 марта телеканал «Звезда» показал очередной выпуск программы «Военная приемка» под названием «Звериная дивизия, часть 2». В этом выпуске авторы программы продолжили рассказ о дивизии подводных лодок ВМФ России, эксплуатирующей многоцелевые АПЛ проекта 971 «Щука-Б». Корабли этого типа, стоит напомнить, оснащены сразу четырьмя торпедными аппаратами калибра 650 мм.
Согласно последним данным, дальноходные торпеды 65-76А до сих пор остаются на вооружении. С их помощью подлодки нескольких типов могут атаковать надводные цели на большой дальности, фактически из-за пределов зоны ответственности противолодочной обороны противника. Это снижает риски для субмарины, а также позволяет с высокой эффективностью решать боевые задачи. Не сумев вовремя обнаружить и уничтожить идущую торпеду, противник рискует потерять крупный корабль.
Новейшие многоцелевые атомные подлодки оснащаются только торпедными аппаратами калибра 533 мм; более крупные системы уже не применяются. Задача повышения дальности стрельбы по кораблям противника теперь решается двумя способами. Во-первых, создаются улучшенные 533-мм торпеды с повышенными характеристиками. Второй метод решения проблемы – современные противокорабельные ракеты с достаточной дальностью стрельбы, запускаемые прямо из штатного торпедного аппарата. Все это позволяет получать желаемые результаты без необходимости сборки и установки чрезмерно крупного торпедного аппарата.
На протяжении нескольких десятилетий торпеды 65-76 и 65-76А были самым серьезным аргументом в арсенале части советских и российских подводных лодок. Такой статус они имеют и сейчас, но дальнейшее развитие вооружений подводного флота делает подобные торпеды ненужными. Их задачи с не меньшей эффективностью могут решаться современными и перспективными ракетами. Со временем торпеды «Кит» выйдут из эксплуатации вместе со своими носителями, но в обозримом будущем им предстоит продолжать службу, дополняя другие вооружения военно-морского флота.
Есть ли торпеда опаснее «Шквала»?
На рубеже 1960-70х годов в Советском Союзе появились опытные разработки по теме тяжелых торпед, наводящихся по кильватерному следу вражеских кораблей.
Примерно в это же время на вопрос военного корреспондента: «Как вы собираетесь защищать авианосцы от русских супер-торпед?» один из высокопоставленных представителей ВМС США дал простой и лаконичный ответ: «Поставим по крейсеру в кильватер каждого авианосца».
Феномен торпедного оружия
В отличие от повреждений, вызванных попаданием ПКР, где еще актуальны такие проблемы, как «тушение пожаров» и «борьба за живучесть», встреча с торпедой ставит перед несчастными моряками простой вопрос: где спасательные плотики и надувные жилеты? – корабли класса «эсминец» или «крейсер» просто разламываются пополам от взрыва обычных торпед.
Русский ответ
В годы Холодной войны на море сложилась весьма абсурдная и неоднозначная ситуация. Американский флот, благодаря палубной авиации и совершенным ЗРК, сумел создать исключительную по своей прочности морскую систему ПВО, делавшую американские эскадры практически неуязвимыми для средств воздушного нападения.
Русские поступили в лучших традициях Сунь Цзы. Древний китайский трактат «Искусство Войны» гласит: иди туда, где меньше всего ждут, атакуй там, где хуже подготовились. Действительно, зачем «лезть на вилы» палубных истребителей и современных зенитных комплексов, если можно ударить из-под воды?
Янки оценили русский юмор и принялись остервенело искать средства для предотвращения подводных атак. Кое-что им удалось – уже к началу 1970-х годов стало ясно, что торпедная атака АУГ имеющимися средствами сопряжена со смертельным риском. Янки организовали сплошную зону ПЛО в радиусе 20 миль от авианосного ордера, где основная роль отводилась подкильным гидролокаторам кораблей охранения и противолодочным ракетоторпедам ASROC. Дальность обнаружения самого современного американского сонара AN/SQS-53 составляла до 10 миль в активном режиме (прямая видимость); в пассивном режиме до 20-30 миль. Дальность стрельбы комплекса ASROC не превышала 9 километров.
«Мертвые сектора» под днищами кораблей надежно прикрыли многоцелевые атомные подлодки, а где-то далеко в океане, в десятках миль от идущей эскадры, вели непрерывный поиск противолодочные вертолеты и специализированные самолеты «Викинг» и «Орион».
Кроме того, американцы предприняли решительные меры по противодействию выпущенным торпедам: за кормой каждого корабля «болтался» поплавок буксируемой шумовой ловушки AN/SLQ-15 Nixie, что сделало малоэффективным применение торпед с пассивным наведением на шум винтов вражеских кораблей.
Анализируя сложившуюся ситуацию, советские моряки справедливо рассудили, что шанс быть обнаруженным противолодочной авиацией сравнительно невелик – любая АУГ, конвой или отряд боевых кораблей вряд ли способны постоянно держать в воздухе более 8-10 машин. Слишком мало, чтобы контролировать десятки тысяч квадратных километров прилегающего водного пространства.
Главное – «не попадаться на глаза» гидролокаторам эскортных крейсеров и атомных подлодок ВМС США. В этом случае нужно выпускать торпеды с дистанции хотя бы 40…50 километров (≈20…30 морских миль). С обнаружением и целеуказанием проблем не возникало – грохот винтов крупных корабельных соединений был отчетливо слышен за сотню километров.
65-76 «Кит»
…11-метровая «стрела» мчится сквозь толщу воды, сканируя гидролокатором пространство на наличие неоднородностей и завихрений водной среды. Эти завихрения не что иное, как кильватерный след – возмущения воды, остающиеся за кормой идущего корабля. Один из главных демаскирующих факторов, «стоячая волна» различимая даже спустя много часов после прохода крупной морской техники.
В это время к обреченному соединению несутся следующие две торпеды – подлодка, перезарядив аппараты, отправляет янки новый подарок. Всего в боекомплекте «Барракуды» двенадцать супер-боеприпасов. Одну за другой, лодка отстреливает «толстые торпеды» с дистанции полсотни километров, наблюдая за мечущимися по поверхности океана кораблями янки. Сама лодка неуязвима для средств ПЛО авианосной группировки – их разделяет 50 километров.
Положение американских моряков осложнялось тем, что «толстые торпеды» входили в боекомплект 60 атомоходов ВМФ СССР.
Носителями выступали многоцелевые АПЛ проектов 671 РТ и РТМ(К), 945 и 971. Также, супер-торпедами оснащались «батоны» 949 проекта (да, уважаемый читатель, помимо ракет комплекса П-700, «батон» мог огреть «вероятного противника» дюжиной торпед 65-76 «Кит»). Каждая из вышеуказанных подлодок имела по два или четыре торпедных аппарата калибра 650 мм, боекомплект варьировался от 8 до 12 «толстых торпед» (разумеется, не считая обычных боеприпасов калибра 533 мм).
Одним словом, Пентагону было над чем задуматься.
Торпеда-убийца
Одним из «слабых мест» торпеды назывался её движитель – впечатляющая дальность стрельбы была достигнута с использованием движителя на перекиси водорода. А это означает гигантские давления, бурно реагирующие компоненты и потенциальная возможность начала непроизвольной реакции взрывного характера. В качестве аргумента, сторонники версии взрыва «толстой торпеды» приводят такой факт, что от торпед на перекиси водорода отказались все «цивилизованные» страны мира. Иногда из уст «демократически настроенных специалистов» приходится слышать такое абсурдное утверждение, якобы «нищий совок» создал торпеду на перекисно-водородной смеси только лишь из желания «сэкономить» (разумеется «специалисты» не удосужились заглянуть в Интернет и хотя бы вкратце ознакомиться с ТТХ и историей появления «толстых торпед»).
Тем не менее, большинство мореманов, не понаслышке знакомых с данной торпедной системой, подвергают сомнению официальную точку зрения. Причин тому две.
Второй аргумент звучит не менее серьезно – кто и каким образом определил, что виновником гибели лодки стала именно «толстая торпеда»? Ведь торпедный отсек «Курска» был отрезан и уничтожен на дне подрывными зарядами. Зачем вообще понадобилось отпиливать носовую часть? Боюсь, что ответ мы узнаем нескоро.
Что касается утверждения о всемирном отказе от перекисноводородных торпед, то это также является заблуждением. Разработанная в 1984 году шведская тяжелая торпеда Тр613, работающая на смеси перекиси водорода и этанола, до сих пор стоит на вооружении ВМС Швеции и ВМС Норвегии. И никаких проблем!
Забытый герой
В связи с катастрофой АПЛ «Курск» было принято решении о снятии торпеды 65-76 «Кит» с вооружения ВМФ России. Очень сомнительное и неоправданное решение, наверняка принятое не без подсказки со стороны наших «Западных партнеров». Теперь никакой «Шквал» не заменит утраченные боевые возможности подлодок.
65 сантиметров смерти. Отказ от 65-см торпедных аппаратов — ошибка
В апреле 1972 года на заводе «Красное Сормово» была заложена головная подлодка проекта 671РТ «Сёмга» — К-387. Спустя менее двух лет, в конце декабря 1972 года, корабль вступил в строй. Эта лодка стала первым носителем нового оружия: торпед и противолодочных ракет калибром 650 миллиметров. Из шести имевшихся на борту торпедных аппаратов только четыре имели калибр 533 миллиметра. А два были 650-миллиметровыми, предназначенными для огромных противокорабельных торпед калибром 65 сантиметров или сравнимых по размерам противолодочных ракет (ПЛУР).
Уже в начале восьмидесятых годов появилась более совершенная, чем 65-76, торпеда ДСТ, однако на вооружение она не попала, хотя на многих лодках к началу девяностых под неё даже была доработана БИУС. Торпеда отличалась большей безопасностью, наличием телеуправления, меньшей шумностью и в целом была намного более совершенной, чем 65-76А, и намного более безопасной в обращении.
Несколькими годами позже, при совершенно безумных обстоятельствах были уничтожены соответствующие испытательные стенды. Лучше всего это проиллюстрировано в книге:
Сегодня, однако, обстановка кардинально изменилась, и мы твёрдо можем быть уверены в следующем – отказ от развития линейки 650-мм торпед и ТА под них – ошибка. И вот почему.
Новая реальность подводной войны.
В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века противолодочные силы ВМС США совершили революционный рывок в своём развитии. Рывок, аналогичный тому, который был сделан в ходе Второй мировой войны во время Битвы за Атлантику. Или, используем другую аналогию – обстановка в подводной войне для подводных лодок изменилась также, как она изменилась для самолётов в небе когда появились массовые РЛС противовоздушной обороны – это не привело к исчезновению самолётов, но характер войны в воздухе изменило полностью.
Так, массово вошли в строй средства низкочастотного акустического поиска – теперь подводная лодка, до которой дошла волна большой длины от источника внешнего НЧ-«подсвета» возвращала её обратно в толщу воды и обнаруживалась независимо от своего уровня малошумности и скрытности. Появились вычислительные комплексы, способные работать с любым массивом датчиков и излучателей как с единым целым, что превращало поле буёв в огромную единую антенну из множества совместно работающих элементов.
Мощно вошли в практику неакустические способы обнаружения подлодок по волновым проявлениям на поверхности воды. Появились высокоэффективные буксируемые ГАС, способные отслеживать и низкочастотные колебания воды, порождаемые движущейся подлодкой.
Значительно выросла эффективность торпед. Соединившись с наработанным странами НАТО опытом в противолодочной обороне, всё это резко, на порядки, облегчило работу противолодочным силам и настолько же осложнило подводным лодкам сохранение скрытности.
Именно поэтому, например, американские подводники не любят применять ПКР «Гарпун» — она демаскирует факт присутствия в районе подводной лодки и может показать противнику где она точно находится. А торпеда Mk.48, хоть и отличается высоким уровнем шума, но за счёт дальности пуска на телеуправлении и возможности вывести её на цель не с той стороны, откуда она была запущена (дав противнику ложный пеленг), у лодки есть шанс остаться необнаруженной даже при применении торпед, «показав» противнику только сами торпеды, но не их носитель.
Поразить при этом торпеду современному надводному кораблю куда сложнее, чем ракету, а разрушительная сила у торпеды несоизмеримо выше.
Размер имеет значение
И вот тут внезапно оказывается, что в габаритах 650-мм торпеды можно создать намного более эффективное средство для атаки надводных кораблей, чем 533-мм торпеда обычного размера. Какого бы уровня совершенства не достигли энергетические установки торпед, а в 650-мм корпус можно поместить намного более мощную двигательную установку, нежели в 533 миллиметровый, если конечно речь идёт о двигателях, находящихся на одном техническом уровне.
Если однажды дело дойдёт до создания новых торпед в этом калибре, то, сочетая наличие у 650-мм торпеды режима экономичного хода со скоростью 35-40 узлов, большого запаса унитарного топлива или же мощных батарей, плавного набора скорости (и медленного увеличения шумности) после выхода из торпедного аппарата, наличие телеуправления для контроля за торпедой до момента обнаружения её системой самонаведения кильватерного следа корабля-цели и системы самонаведения по кильватерному следу после отключения телеуправления и отделения оптиковолоконного кабеля, можно добиться по-настоящему «ракетных» дальностей применения торпед против надводных кораблей и их групп, при этом лодке не нужно будет рисковать и занимать позицию слишком близко к атакуемому ордеру, а наличие телеуправления позволит провести доразведку кильватерного следа с поступлением на борт подлодки информации о том, что след на самом деле найден.
Факт же того, что идёт атака, противник осознает только тогда, когда его гидроакустики услышат идущую на корабль торпеду, то есть спустя длительное время после пуска, что даст лодке достаточное время, чтобы скрыться – и это кардинальное отличие торпедной атаки от ракетной.
На торпеде калибром 533 мм всё это тоже возможно реализовать, но обеспечить ту самую «ракетную» дальность несоизмеримо труднее, во-первых, и по этому параметру 650-мм торпеда всё равно выиграет при прочих равных условиях — во-вторых.
Таким образом, из всех имеющихся вариантов, при разработке торпеды для атаки надводных целей, калибр 650 миллиметров предпочтительнее.
Важный момент – в толстом корпусе 650-мм торпеды намного проще реализовать те или иные меры по акустической защите торпеды – компоновка 533-мм торпед слишком плотная для этого, вообще не факт, что будет удаваться обеспечивать им необходимую уже в ближайшем будущем скрытность – американцы с их Mk.48 этого уже не могут её обеспечить. Большая торпеда 650-мм может быть намного менее шумной, чем сделанная на том же технологическом уровне торпеда калибра 533-мм.
Кроме того, возможен и эффективен вариант «удвоенного боекомплекта» — когда в калибре 650 мм принимаются короткие торпеды, что существенно снижает остроту проблемы. По оценкам отечественных специалистов, 650-мм торпеда будет по своим транспортным характеристикам превосходить 533-мм торпеду даже при длине корпуса 6 метров (65-76 имели длину более 11 метров), (см. Д.т.н. А.С. Котов, А. Ю. Кринский, «Альтернатива дальноходным противокорабельным торпедам 65-76 есть», Научно-технический сборник «Подводное морское оружие» Концерн МПО «Гидроприбор»).
И для борьбы с подлодками калибр 650 мм может дать очень много.
На открытой воде у командира атомной ПЛ, при обнаружении кильватерного следа иностранной ПЛ иногда есть возможность сразу же применить запускаемую через торпедный аппарат ПЛУР. Этот способ атаки позволяет не дать иностранной ПЛ сблизиться с отечественной на дистанцию применения оружия
Но значительная часть нашего подводного противостояния с Западом проходит подо льдом. А там это невозможно сделать.
Гипотетическая торпеда с наведением по подводному кильватерному следу могла бы проследовать за иностранной подлодкой, причём на малом ходу, не обнаруживая себя – такой режим движения вполне реализуем на электрических торпедах на современном технологическом уровне. И здесь мы опять приходим к тому, что 650-мм торпеда при выполнении такой задачи может оказаться лучше, чем 533-мм. Лодка, выполняющая задачу по скрытному поиску противника под водой, может петлять, менять курс, с целью обнаружить слежение за собой. С учётом того, что торпеда-преследователь должна двигаться скрытно, ей может понадобиться большая дальность, чтобы идти за целью повторяя её траекторию. А размеры «головы» торпеды позволят разместить в ней более крупногабаритную систему самонаведения, что в свете размеров нашего электронного оборудования тоже может оказаться необходимым, если в нормальном 533-мм калибре нужный функционал не получится реализовать.
Естественно, что такая противолодочная крупногабаритная торпеда должна быть электрической, а не тепловой. И даже при следовании по кильватерному следу она должна иметь телеуправление для оценки происходящего на борту запустившей её российской подводной лодки.
Всё вышеперечисленное неожиданным образом делает 650-мм торпедные аппараты востребованными даже на подлодках стратегического назначения – ведь если охота на надводные корабли штатной их задачей не является, то бой с лодкой-охотником противника для них практически неизбежен в случае реальной войны.
Ещё одним плюсом торпедного аппарата большого калибра является возможность запустить через него более крупный необитаемый подводный аппарат, чем обеспечивает 533-мм ТА. Такие НПА, также как и торпеды, контролируемые или управляемые через оптиковолоконный кабель, могут применяться для разведки в самых разнообразных условиях. Их можно использовать даже для выдачи целеуказания оружию. Более того, технически реализуемо создать на таком НПА «удалённый перископ», с помощью которого командир ПЛ мог бы визуально оценить надводную обстановку в десятках километров от самой подлодки. И опять размеры такого «дрона» оказываются полезными – в него можно установить более мощные батареи и более объёмные и тяжёлые электронные системы, что, увы, в наших условиях всё ещё востребовано.
Ещё одним важным преимуществом, которое даёт 650-мм торпедный аппарат на каждой многоцелевой подлодке, является возможность создания и боевого применения крылатых ракет большого размера и соответственно дальности.
В случае России гипотетическая ракета большого размера будет иметь дальность, исчисляемую многими тысячами километров.
Выводы
В конце восьмидесятых годов в ВМФ и оборонно-промышленном комплексе возникла недооценка потенциала 650-мм торпед. Отчасти это было вызвано объективными причинами, а отчасти было просто ошибкой.
На данный момент в России идёт ОКР «Лайка» — программа разработки подводной лодки следующего поколения. Будет правильно, если у неё на борту вновь появятся 650-мм торпедные аппараты. Точно также будет правильно, если при начинающейся всё-таки сейчас модернизации атомоходов третьего поколения, 650-мм торпедные аппараты не только останутся в составе их вооружения, но и получат в боекомплект новые торпеды и крылатые ракеты.
Если мы не будем делать глупостей, «65 сантиметров смерти» ещё скажут своё веское слово.
Александр Тимохин