Тобогган что это такое
Тобогган
Тобога́н — бесполозные сани, использовавшиеся индейцами Северной Америки. Представляют собой несколько скреплённых досок с загнутым передком. Длина саней 3-4 метра, ширина 30-40 сантиметров. Использовались обычно для перевозки грузов вручную или с помощью собак, иногда для катания с гор.
В начале XX века проводились официальные соревнования по спуску с гор на усовершенствованном тобоггане. В 1923 году была основана Международная федерация бобслея и тобоггана (фр. Fédération Internationale de Bobsleigh et de Tobogganing — FIBT) — ФИБТ. Несмотря на то, что вскоре проведение соревнований по тобоггану прекратилось, и сегодня федерация занимается развитием только бобслейного спорта, упоминание тобоггана в её названии сохранено, как дань традиции.
В России также тобогганом называют вид водной горки в аквапарках (с открытым верхом).
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Тобогган» в других словарях:
ТОБОГГАН — ТОБОГГАН, бесполозные сани из досок (длина 3 4 м, ширина 30 40 см), скрепленных несколькими поперечинами и ремнями из оленьей кожи, распространенные среди индейцев Канады. Официальные соревнования по спуску с гор на тобоггане проводятся с начала… … Современная энциклопедия
ТОБОГГАН — (алгонкинск.) бесполозные сани у индейцев Сев. Америки; несколько досок, скрепленных поперечинами и ремнями, с загнутым передком; по бокам натянута шкура или береста. Как вид спорта известен с нач. 20 в … Большой Энциклопедический словарь
тобогган — сущ., кол во синонимов: 2 • сани (41) • тобоган (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ТОБОГГАН — (алгонк.), бесполозные сани у индейцев Северной Америки несколько скреплённых досок с загнутым передком … Этнографический словарь
Тобогган — ТОБОГГАН, бесполозные сани из досок (длина 3 4 м, ширина 30 40 см), скрепленных несколькими поперечинами и ремнями из оленьей кожи, распространенные среди индейцев Канады. Официальные соревнования по спуску с гор на тобоггане проводятся с начала… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
тобогган — (алгонк.), бесполозные сани у индейцев Северной Америки несколько скреплённых досок с загнутым передком … Энциклопедия «Народы и религии мира»
тобогган — (алгонкинск.), бесполозные охотничьи сани у индейцев Северной Америки несколько скреплённых досок с загнутым передком. Тобогган тянули вручную или при помощи собак. Как вид спорта известен с начала XX в. * * * ТОБОГГАН ТОБОГГАН (алгонкинск.),… … Энциклопедический словарь
тобогган — (англ. toboggan алгонкинск.) 1) у индейцев канады бесполезные сани для перевозки грузов вручную или с помощью собак; состоят из нескольких тонких досок с поперечинами, скрепленными ремнями, передок загнут; 2) специальные деревянные сани для… … Словарь иностранных слов русского языка
Тобогган — (алгонк.), бесполозные сани у индейцев Северной Америки несколько скреплённых досок с загнутым передком … Этнографический словарь
Тобогган — таббоган, тобоган (слово алгонкинского происхождения), бесполозные сани, распространённые среди индейцев Канады. Состоят из досок длиной 3 4 м и шириной 30 40 см, скрепленных несколькими поперечинами и ремнями из оленьей кожи. Передок Т.… … Большая советская энциклопедия
Катание на плетеных санях тобогган
Хотите почувствовать себя ребенком? Тогда не пропустите одно из туристических развлечений Фуншала – 2 километровый спуск в санях-корзинах по асфальтированной горной дороге.
Традиционный вид транспорта в городе Фуншал (фото: Visit Madeira)
В XIX веке плетёные сани (Carros de Cesto do Monte) являлись для местных жителей общественным видом транспорта. Они позволяли быстро спустится из горной деревни Монте в пригород Фуншала, городок Livramento. Сегодня это туристический аттракцион, сохраняющий давние традиции острова.
Строение и управление санями
Сами корзины сплетены вручную и установлены на деревянные полозья. Для управления таким транспортом требуется 2 водителя, их называют – каррейрос (carreiros).
Возчики из Монте (carreiros do Monte) традиционно одеты во всё белое, их головы покрыты мадерьянскими соломенными шляпами (Chapéus de palha), а на ногах – специальная обувь на толстой платформе, которая используется ими для торможения саней. Управление осуществляется веревками, привязанными к полозьям. А чтобы сани катились шустрей, полозья обматывают тряпками пропитанными жиром.
Тобо́гган, тобога́н или таббоган – бесполозные сани (фото: Jennifer Frederick)
Кстати, называть плетеные сани Carros de Cesto do Monte словом «Тобогган» неправильно. Поскольку Toboggan – это бесполозные сани. Смотрите картинку выше.
О поездке
2 километровый маршрут проложен по общественным улицам, где ходят люди и ездят машины. Но не стоит переживать: большая часть пути пролегает по дороге, где движение транспорта запрещено, а там, где ездят автомобили, трасса проходит по строго выделенной полосе.
Двое каррейрос за 10 минут с ветерком прокатят вас по асфальтированной дороге с крутыми спусками и поворотами. Кстати, максимальная скорость саней – 38 км/ч. Во время движении на одном из спусков делают фото, после поездки его можно выкупить за €10.
Где начало маршрута?
Найти стоянку Carros de Cesto не сложно. Она располагается прямо у подножья монументальной лестницы, ведущей к церкви Святой Девы из Монте (Nossa Senhora Do Monte). Смотрите на карте.
Участок дороги где катают в корзинах-санях называют Caminho do Comboio – «Дорога поезда». Он соединяет приход Монте с районом Ливраменто (Livramento). Конечная точка на карте. Здесь есть сувенирные магазины, бар, туалет. Рядом дежурят такси, есть остановка автобуса №19.
Часы работы и стоимость поездки на санях в Монте:
Прокатиться с горы Монте в плетеных санях можно с понедельника по субботу с 09:00 до 18:00. В воскресенье – выходной.
На санях не катают в Страстную пятницу и Пасхальное воскресенье, а также 1 января, 14 и 15 августа, 25 декабря.
Как после катания на санях добраться в центр Фуншала?
Нужно понимать, что скатившись в санях-корзинах вы оказываетесь далеко не в центре Фуншала. Расстояние до центра столицы около 2,5 км, перепад высот 270 м.
План на целый день
Поездку на санях-корзинах можно совместить сразу с несколькими достопримечательностями:
Тобогган. Виды и трассы. Устройство и применение. Особенности
Слово «тобогган» относится к диалекту эскимосов Канады и означает сани без полозьев. Это самая древняя разновидность саней. Они служили транспортным средством для перевозки грузов и пассажиров. Сегодня же тобогганом называют большое количество различных устройств для спуска с горы не только зимой, но и летом.
В конце 19 в. бесполозные санки получили распространение в Соединенных Штатах. Там даже проходили турниры по спуску с гор на скорость.
В 20 в. тобогган был усовершенствован и состязания по спуску со склона на нем приобрели официальный характер. В 1923 г. сформировалась Международная федерация бобслея и тобоггана. Сегодня турниры по тобоггану уже не проводятся, но в названии спортивной организации этот термин остался как дань традиции.
Что представляет собой тобогган
Другое название этого приспособления — плоские сани. Поверхность их ровная, а передний край задран вверх. Полозья отсутствуют. Первоначально сани представляли собой несколько скрепленных ремнями досок с бортами из шкуры животных или бересты. Сегодня для изготовления саней используется дерево, пластик и другие материалы.
В движение санки приводились людьми, собачьими упряжками или домашним скотом. Современные тобогганы управляемые и рассчитаны на двух человек. Сейчас они используются в основном для спортивных игр и развлечений. Но в некоторых северных регионах с частыми метелями и снегопадами их до сих пор применяют в качестве транспортного средства. Плоские сани бывают легкими, на которых можно перевезти максимум трех человек с небольшим багажом, а бывают и большие экипажи, на которых можно путешествовать. Однако и здесь катание на санях выступает не только необходимостью, но и элементом национальной культуры. Веселые спуски завершаются вечеринками с горячими напитками и вкусностями дома у камина.
Тем не менее тобогган как средство транспортировки еще не изжил себя. Можно встретить и большие промышленные сани, на которых перемещают габаритные и тяжелые грузы.
Еще одна разновидность плоских санок — плетеные. Самое большое распространение они получили на Мадейре, где их называют Carros de Cesto do Monte. В 19 в. они выступали общественным транспортом для местного населения — на них можно было быстро спуститься из деревушки Монте, расположенной в горах, в город Livramento. Сегодня катание на плетеных санях представляет собой аттракцион для туристов, желающих познакомиться с традициями острова.
Вообще, называть плетеные сани тобогганом не совсем правильно, ведь их конструкция существенно отличается от традиционной. Но название прижилось и используется до сих пор. Корзины для размещения пассажиров плетут вручную и устанавливают на деревянный каркас. Управляют санками 2 водителя, на местном диалекте именуемых каррейрос. Извозчики носят белые одежды, на ногах — специальная обувь на большой платформе, необходимая для торможения, а на голове — национальные мадерьянские шляпы из соломы. Каррейрос управляют тобогганом при помощи веревок, а для более быстрого хода часть саней, соприкасающуюся с землей, смазывают жиром.
Разновидности трасс и тобогганов
Сегодня существует несколько видов трасс для катания на плоских санях, для каждой из которых предусмотрена своя конструкция тобоггана.
Наибольший интерес представляет трасса-желоб протяженностью от 250 м до 2,5 км. Ее мастерят из нержавеющей стали и оснащают трамплинами и крутыми виражами. Отдельные элементы конструкции соединяют при помощи сварки или скользящих соединений, которые могут компенсировать изменение длины при перепаде температур. Трасса огораживается защитными трубами, которые изолируют острые края желоба и препятствуют вылету санок за пределы желоба.
Для спуска по такой трассе используется полозной или роликовый тобогган. Первый тип оптимален для прохождения крутых склонов (до 60 градусов). Эти сани оснащаются парой колес и двумя парами полозьев по бортам. На полозьях происходит скольжение по желобу.
Для более покатых спусков (не более 30 градусов) применяются сани на 4-х обрезиненных роликах. Они развивают намного большую скорость. Такой может вмещать двух пассажиров — такая разновидность называется двухместный твинбоб. Он тяжелый, но удобный и может двигаться со скоростью порядка 40 км/ч.
У таких санок имеется тормоз — единственное средство для управления ими. В принципе, в нем нет острой необходимости, ведь трасса построена так, чтобы тобогган не смог улететь из желоба. А в конце пути его принудительно тормозит специальное устройство. Однако те, кто испытывает страх, могут дернуть соответствующий рычаг на любом участке трассы. При торможении следует учитывать, что сзади могут подоспеть другие санки, едущие с большей скоростью, в результате чего произойдет столкновение. Для предотвращения такого события некоторые трассы оснащаются электромагнитными тормозами. Они регулируются датчиками, фиксирующими расстояние между следующими друг за другом тобогганами, и автоматически замедляют более быстрые сани.
Такую трассу эксплуатируют в качестве аттракциона круглый год. Но в тех регионах (например, в Альпах), где часты осадки, желоб быстро выходит из строя. Да и кататься в непогоду не представляется возможным. Там трассы делают заподлицо со склоном и дополнительно накрывают сверху щитами. Поверх таких желобов прокладываются традиционные маршруты для горнолыжного спорта.
Рельсовый
С 1997 г. в горах можно встретить новую разновидность трасс — «альпийские горки». Кататься на них можно в любое время года — направляющие в виде труб подняты на такую высоту, чтобы их не могло занести снегом. Тобогган движется по такой горке на роликах, опираясь на рельсы-трубы. Маневренность таких трасс ниже, чем у желобных, но это компенсируется конструкцией самих санок, качающихся на виражах.
Старт может происходить как сверху, так и снизу. Если стартуют внизу, то тобогган с пассажиром поднимают вверх, как это происходит на американских горках. Для этого существует специальная подъемная трасса. Для старта из верхней точки пассажиров вначале поднимают на склон на кресельных подъемниках. Подъемники используются те же, что доставляют на гору лыжников, ведь трассы для тобоггана совпадают с горнолыжными. Это предусмотрено специально, с целью экономии средств.
Трассы для спуска на плоских санках поначалу существовали только на альпийских курортах. Теперь более 20 спусков насчитывается в Китае. В нашей стране оборудована и работает только одна — под Москвой, в парке «Яхрома». Протяженность ее спуска — 553 м, а подъема — 175 м. Запланировано строительство подобных трасс в Москве (на Воробьевых горах), в Сорочанах и в Красной Поляне (Сочи). Скоро любители острых ощущений получат прекрасную возможность испытать их.
Водная горка
Другое название — боди слайд. Это один из наиболее распространенных аттракционов в аквапарках. Представляет собой отрытый желоб, по которому осуществляется спуск со скоростью около 25 км/ч. Изготавливается из стеклопластика и может иметь любой цвет, в том числе прозрачный, что увеличивает остроту ощущений.
Существует несколько вариантов водного тобоггана:
Групповой спуск происходит на специальных надувных тобогганах-ватрушках. Для этого предназначены не аттракционы аквапарка, а специальные длинные водные горки, имеющиеся в некоторых странах мира. Движение на них не такое стремительное, но количество эмоций ничуть не меньше.
Тобогган что это такое
Тобогган. Виды и трассы. Устройство и применение. Особенности
Тобогган. Виды и трассы. Устройство и применение. Особенности
Слово «тобогган» относится к диалекту эскимосов Канады и означает сани без полозьев. Это самая древняя разновидность саней. Они служили транспортным средством для перевозки грузов и пассажиров. Сегодня же тобогганом называют большое количество различных устройств для спуска с горы не только зимой, но и летом.
В конце 19 в. бесполозные санки получили распространение в Соединенных Штатах. Там даже проходили турниры по спуску с гор на скорость.
В 20 в. тобогган был усовершенствован и состязания по спуску со склона на нем приобрели официальный характер. В 1923 г. сформировалась Международная федерация бобслея и тобоггана. Сегодня турниры по тобоггану уже не проводятся, но в названии спортивной организации этот термин остался как дань традиции.
Что представляет собой тобогган
Другое название этого приспособления — плоские сани. Поверхность их ровная, а передний край задран вверх. Полозья отсутствуют. Первоначально сани представляли собой несколько скрепленных ремнями досок с бортами из шкуры животных или бересты. Сегодня для изготовления саней используется дерево, пластик и другие материалы.
В движение санки приводились людьми, собачьими упряжками или домашним скотом. Современные тобогганы управляемые и рассчитаны на двух человек. Сейчас они используются в основном для спортивных игр и развлечений. Но в некоторых северных регионах с частыми метелями и снегопадами их до сих пор применяют в качестве транспортного средства. Плоские сани бывают легкими, на которых можно перевезти максимум трех человек с небольшим багажом, а бывают и большие экипажи, на которых можно путешествовать. Однако и здесь катание на санях выступает не только необходимостью, но и элементом национальной культуры. Веселые спуски завершаются вечеринками с горячими напитками и вкусностями дома у камина.
Тем не менее тобогган как средство транспортировки еще не изжил себя. Можно встретить и большие промышленные сани, на которых перемещают габаритные и тяжелые грузы.
Еще одна разновидность плоских санок — плетеные. Самое большое распространение они получили на Мадейре, где их называют Carros de Cesto do Monte. В 19 в. они выступали общественным транспортом для местного населения — на них можно было быстро спуститься из деревушки Монте, расположенной в горах, в город Livramento. Сегодня катание на плетеных санях представляет собой аттракцион для туристов, желающих познакомиться с традициями острова.
Вообще, называть плетеные сани тобогганом не совсем правильно, ведь их конструкция существенно отличается от традиционной. Но название прижилось и используется до сих пор. Корзины для размещения пассажиров плетут вручную и устанавливают на деревянный каркас. Управляют санками 2 водителя, на местном диалекте именуемых каррейрос. Извозчики носят белые одежды, на ногах — специальная обувь на большой платформе, необходимая для торможения, а на голове — национальные мадерьянские шляпы из соломы. Каррейрос управляют тобогганом при помощи веревок, а для более быстрого хода часть саней, соприкасающуюся с землей, смазывают жиром.
Разновидности трасс и тобогганов
Сегодня существует несколько видов трасс для катания на плоских санях, для каждой из которых предусмотрена своя конструкция тобоггана.
Наибольший интерес представляет трасса-желоб протяженностью от 250 м до 2,5 км. Ее мастерят из нержавеющей стали и оснащают трамплинами и крутыми виражами. Отдельные элементы конструкции соединяют при помощи сварки или скользящих соединений, которые могут компенсировать изменение длины при перепаде температур. Трасса огораживается защитными трубами, которые изолируют острые края желоба и препятствуют вылету санок за пределы желоба.
Для спуска по такой трассе используется полозной или роликовый тобогган. Первый тип оптимален для прохождения крутых склонов (до 60 градусов). Эти сани оснащаются парой колес и двумя парами полозьев по бортам. На полозьях происходит скольжение по желобу.
Для более покатых спусков (не более 30 градусов) применяются сани на 4-х обрезиненных роликах. Они развивают намного большую скорость. Такой может вмещать двух пассажиров — такая разновидность называется двухместный твинбоб. Он тяжелый, но удобный и может двигаться со скоростью порядка 40 км/ч.
У таких санок имеется тормоз — единственное средство для управления ими. В принципе, в нем нет острой необходимости, ведь трасса построена так, чтобы тобогган не смог улететь из желоба. А в конце пути его принудительно тормозит специальное устройство. Однако те, кто испытывает страх, могут дернуть соответствующий рычаг на любом участке трассы. При торможении следует учитывать, что сзади могут подоспеть другие санки, едущие с большей скоростью, в результате чего произойдет столкновение. Для предотвращения такого события некоторые трассы оснащаются электромагнитными тормозами. Они регулируются датчиками, фиксирующими расстояние между следующими друг за другом тобогганами, и автоматически замедляют более быстрые сани.
Такую трассу эксплуатируют в качестве аттракциона круглый год. Но в тех регионах (например, в Альпах), где часты осадки, желоб быстро выходит из строя. Да и кататься в непогоду не представляется возможным. Там трассы делают заподлицо со склоном и дополнительно накрывают сверху щитами. Поверх таких желобов прокладываются традиционные маршруты для горнолыжного спорта.
Рельсовый
С 1997 г. в горах можно встретить новую разновидность трасс — «альпийские горки». Кататься на них можно в любое время года — направляющие в виде труб подняты на такую высоту, чтобы их не могло занести снегом. Тобогган движется по такой горке на роликах, опираясь на рельсы-трубы. Маневренность таких трасс ниже, чем у желобных, но это компенсируется конструкцией самих санок, качающихся на виражах.
Старт может происходить как сверху, так и снизу. Если стартуют внизу, то тобогган с пассажиром поднимают вверх, как это происходит на американских горках. Для этого существует специальная подъемная трасса. Для старта из верхней точки пассажиров вначале поднимают на склон на кресельных подъемниках. Подъемники используются те же, что доставляют на гору лыжников, ведь трассы для тобоггана совпадают с горнолыжными. Это предусмотрено специально, с целью экономии средств.
Трассы для спуска на плоских санках поначалу существовали только на альпийских курортах. Теперь более 20 спусков насчитывается в Китае. В нашей стране оборудована и работает только одна — под Москвой, в парке «Яхрома». Протяженность ее спуска — 553 м, а подъема — 175 м. Запланировано строительство подобных трасс в Москве (на Воробьевых горах), в Сорочанах и в Красной Поляне (Сочи). Скоро любители острых ощущений получат прекрасную возможность испытать их.
Водная горка
Другое название — боди слайд. Это один из наиболее распространенных аттракционов в аквапарках. Представляет собой отрытый желоб, по которому осуществляется спуск со скоростью около 25 км/ч. Изготавливается из стеклопластика и может иметь любой цвет, в том числе прозрачный, что увеличивает остроту ощущений.
Существует несколько вариантов водного тобоггана:
Групповой спуск происходит на специальных надувных тобогганах-ватрушках. Для этого предназначены не аттракционы аквапарка, а специальные длинные водные горки, имеющиеся в некоторых странах мира. Движение на них не такое стремительное, но количество эмоций ничуть не меньше.