То что в памяти не точно можно назвать
Тест умственных способностей
ТЕСТ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1. Если две порции мороженого стоят восемь центов, то сколько порций Вы смогли бы купить на восемьдесят центов?
а. 160 b. 16 с. 20 d. 64 е. 6
2. У ребенка не всегда есть.
а. глаза b. нос с. игрушки d. легкое е. рот
3. В школе, скорее всего, имеется.
a. учебник b. доска с. уборщица d. учитель е. карандаш
4. Обычно о характере человека надежнее судить по.
а. богатству b. внешности с. голосу d. поступкам е. туфлям
5. Первая фигура соотносится со второй так же, как третья фигура соотносится с одной из следующих четырех. С которой?
6. Противоположное по значению слову НЕУКЛЮЖИЙ является.
а. сильный b. здоровый с. красивый d. медленный е. грациозный
7. Луна относится к Земле, как Земля относится к.
а. Венере b. облакам с. Солнцу d. звездам е. Вселенной
8. Если первые два утверждения верны, то третье ______?
Джордж старше Билла. Гарри старше Джорджа. Билл моложе Гарри.
а. верно b. неверно с. неопределенно
9. Которое из пяти данных ниже слов менее всего похоже на четыре остальных?
а. скорый b. быстрый с. скоростной d. бежать е. быстроходный
10. Которое из этих слов идет в словаре первым по порядку?
а. фрукты b. форточка с. фабрика d. фаянс е. фейерверк
11. Алмазы дороже стекла, потому что они.
а. красивее b. чище с. прозрачны d. из углерода е. реже встречаются
12. Какая буква в слове ПЕРГАМЕНТ занимает по счету то же место (считая от начала), как и в алфавите?
а. Н b. Р с. П d. А e. Г
13. То, что в памяти не точно, можно назвать.
а. безопасным b. смутным с. забытым d. прекрасным е. грустным
14. Если собака может пробежать 10 футов за 1/5 секунды, то сколько футов она может пробежать за 20 секунд?
а. 500 b. 350 с. 2500 d. 1000 е. 250
15. Четыре из этих пяти слов в чем-то схожи, какое из них не вписывается в этот ряд?
а. бензин b. нефть с. дерево d. электричество е. уголь
16. Если 5 ящиков апельсинов весят 200 фунтов, а каждый пустой ящик весит 5 фунтов, то сколько фунтов апельсинов в пяти ящиках?
а. 205 b. 55 с. 175 d. 120 е. 195
17. Одно число в следующем ряду выпадает из последовательности: 1, 6, 2, 7, 3, 8, 4, 9, 5, 9. Какое число неверно?
а. 7 b. 9 с. 10 d. 12 е. 6
18. Первая фигура соотносится со второй так же, как третья фигура соотносится с одной из следующих четырех. С которой?
19. Если 2.5 ярда проволоки стоят 15 центов, то сколько будут стоить 20 ярдов?
20. Четыре из этих слов в чем-то похожи. Какое не так похоже на остальные?
а. бросать b. недолюбливать с. отвергать d. отвечать е. слушать
21. Противоположным экономии является.
а. приобретение b. скупость с. пустая трата d. неразумная трата е. трата
22. Дискуссия всегда предполагает наличие.
а. аргумента b. офиса с. председателя d. слушателей е. темы
23. Найдите 2 буквы в слове НЕВРОПАТОЛОГ, между которыми в слове столько же букв, сколько букв между ними в алфавите. Которая из этих 2-х букв идет первая в алфавите?
а. П b. О с. Н d. T е. А
Нельзя стать чемпионом по плаванию без большой тренировки. Джим часто тренируется в плавании. Джим будет чемпионом по плаванию.
а. верно b. не верно с. неопределенно
25. Которое из этих выражений менее всего похоже на остальные три?
26. Сколько из данных ниже слов можно составить из букв слова КРЕСТОВИНА, используя любую букву любое количество раз?
Франт, кроссовки, аквамарин, винтовка, верста, треска, антоновка.
а. 3 b. 6 с. 7 d. 5 е. 4
27. В физике закон сохранения энергии является.
а. устаревшим b. абсолютным с. гипотетическим d. теоретическим
28. ЛАК относится к БАК, как. к КОЗА.
а. лук b. боты с. край d. кипа е. лоза
29. Которое из этих слов относится к МЕДЛЕННО, как МНОГО относится к МАЛО?
а. идти b. всегда с. очень d. говорить е. быстро
а. редко b. периодически с. часто d. никогда е. переменно
31. Мужчина и его жена, его две дочери и их мужья и четверо детей в семье каждой дочери составляют группу из. человек.
а. 14 b. 12 с. 6 d. 9 е. 15
а. любовь b. ободрение с. радость d. неприязнь е. страх
33. КИНОФИЛЬМ относится к ФОТОГРАФИИ так же, как. относится к ОЗЕРУ.
а. плавание b. водопад с. яхта d. рыба е. вода
а. напитки b. игры с. гости d. кабаре е. официанты
35. ЧАСЫ относятся к ВРЕМЕНИ, как ВЕСЫ к.
а. тяжелый b. движение с. вес d. унция е. безмен
а. хаос b. деятельность с. перестановка d. путаница е. продвижение
37. Если первые два утверждения верны, то третье.
а. верно b. неверно с. неясно
38. Если слова, данные ниже, переставить, чтобы получилось предложение, имеющее смысл, то с какой буквы будет начинаться второе слово в этом предложении?
ЛЮДЕЙ ДВЕ ИМЕЕТ НОГИ БОЛЬШИНСТВО
а. А b. Д с. Л d. H е. И
39. Первая фигура соотносится со второй так же, как третья фигура соотносится с одной из следующих четырех. С которой?
40. ПРАВДА относится с ЛОЖЬЮ так же, как. с отсутствием.
а. ложь b. отпуск с. присутствие d. прогул е. визит
41. Отец всегда. чем его сын.
а. выше b. медлительнее с. старше d. умнее е. проницательнее
42. Такие вещи как язык, одежда, традиции, цвет кожи показывают.
а. темперамент b. расовую принадлежность с. место рождения d. место проживания е. личность
43. Строение (здание) всегда имеет.
а. двери b. окна с. стены d. кирпичи е. трубы
44. Что относится к сфере так же, как квадрат относится к кубу?
а. стороны b. окружность с. треугольник d. углы е. размеры
45. Какая из этих пар слов менее всего похожа на остальные три?
46. Два слова НЕОБХОДИМЫЙ и ЖЕЛАННЫЙ означают.
а. противоположное b. то же самое с. ни то же самое, ни противоположное
47. Из пяти слов, данных ниже, четыре определенным образом похожи. Которое отличается от остальных четырех?
а. бежать b. идти пешком с. ползти d. припасть к земле / пресмыкаться
а. невероятной b. умной с. губительной d. недалекой с. астрономической
49. Противоположным слову ХРАБРЫЙ является.
а. упрямый b. предатель с. трусливый d. медлительный е. безответственный
50. Противоположным слову УСПЕХ является.
а. обеспечить b. отступить с. неудача d. задержка е. победа;
51. Предшествовать означает «быть прежде кого-то или чего-то», предвидеть означает «знать заранее», значит, «пред-» означает
а. устроить b. до с. сделать заранее d. идти до е. сделать до или после
53. Какое число в этом ряду появляется второй раз ближе к началу? 7 5 6 4 8 9 1 0 6 0 9 9 7 6 5 8 4 1 9 0 2
а. 5 b. 1 с. 0 d. 6 е. 7
54. Первая фигура соотносится со второй так же, как третья фигура соотносится с одной из следующих четырех.
55. Если первые два из данных утверждений верны, то третье.
а. верно b. неверно с. неопределенно
56. Если слова, данные ниже, переставить, чтобы получилось предложение, то на какую букву будет оканчиваться четвертое слово в предложении?
В ЖУРАВЛЬ СИНИЦА РУКЕ В ЛУЧШЕ НЕБЕ ЧЕМ
а. Е b. Ь с. А d. М е. В
57. Сифон изготавливает смесь из 3-х частей воды и 2-х частей апельсинового сиропа. Сколько литров воды потребуется на изготовление 100 литров смеси?
а. 80 b. 33 1/2 с. 60 d. 66 2/3 е. 40
58. Если человек говорит вещи, которые, как он знает, неверны, то его называют.
а. осторожным b. упрямым с. лживым d. неинформированным
59. Которое из этих выражений менее всего похоже на остальные три?
а. читать книги b. стелить постель с. принимать гостей d. создавать трудности
60. Если отец может пройти 10 футов, в то время как ребенок проползает 4 фута, то сколько футов может пройти отец, пока ребенок проползет 6 футов?
а. 12 b. 8 с. 15 d. 18 е. 20
61. Утверждение, которое не имеет определенного значения, называют.
а. несправедливым b. верным с. неясным d. сомнительным е. неверным
62. Которое из следующих слов является чертой личности?
а. богатство b. репутация с. положение d. замкнутость е. власть
а. 11 b. 3 с. 5 d. 9 е. 10
64. ИДУЩИЙ относится к УШЕДШИЙ как СЕЙЧАС относится к.
а. будет b. сегодня с. тогда d. вчера е. в последующем
65. Если из слов, данных ниже, построить предложение, то на какую букву будет оканчиваться последнее слово в предложении?
ЗНАЕТ МАТЬ ЛУЧШИЙ ВСЕГДА ОТВЕТ НЕ
66. Первая фигура соотносится со второй так же, как третья фигура соотносится с одной из следующих четырех.
67. Кусок бечевки в 72 дюйма длиной садится до 66 дюймов, если его намочить. Какая длина будет у 96-дюймовой бечевки после того, как ее намочили?
а. 92 b. 48 с. 88 d. 90 е. 76
68. Которая из пяти вещей, данных ниже, более всего схожа с этими тремя: известь, хлопок, слоновая кость?
а. вода d. снег с. нефть d. сыр е. море
69. Если бы Вы смотрели на пять данных ниже слов в зеркало, стоящее прямо вверху страницы, то которое из них выглядело бы почти так же, как если бы Вы смотрели прямо на него?
а. ОКНО b. МАМA с. ЛАПА d. ОНО е. ЛИЛИЯ
70. Тигр больше всего похож на.
а. осла b. слона с. волка d. кошку е. зебру
71. Какое дополнительное слово из пяти слов внизу дополнило бы это предложение наиболее правильно? Учителя. мудрее своих учеников.
а. всегда b. никогда не с. намного d. обычно е. редко бывают
72. Какая буква является четвертой направо от буквы, стоящей посередине между «X» и «Е» в слове СТИХОТВОРЕНИЕ?
а. О b. Е с. Р d. И е. Н
73. Которое из пяти слов, данных ниже, менее всего похоже на остальные четыре?
а. лев b. акробат с. клоун d. цирк е. лошадь
74. РЕГРЕСС относится к ЭВОЛЮЦИИ как ПРОГРЕСС относится к.
а. экспрессия b. девальвация с. ретрогрессия d. революция е. замедление
75. Одно число является неверным в следующем ряду: 2, 4, 8, 16, 32, 60, 128. Каким должно быть это число?
а. 3 b. 9 с. 18 d. 64 е. 96
76. Если электропоезд движется на север со скоростью 15 км/час, а ветер дует на юг со скоростью 30 км/час, то поезд будет двигаться на юг со скоростью 15 км/час.
а. верно b. неверно с. неопределенно
а. 36 1/3 b. 16 с. 18 d. 23 2/3 е. 24
78. Какая цифра находиться здесь в пространстве, которое в окружности и в треугольнике, но не в прямоугольнике?
а. 1 b. 2 с. 3 d. 4 е. 5
79. Сколько тут есть цифр, каждая из которых входит в две геометрические фигуры (но только в две)?
а. 1 b. 2 с. 3 d. 4 е. 5
80. Какая цифра входит в ту же геометрическую фигуру или фигуры (и в никакие другие), как и цифра 7?
Виды памяти и их особенности (Немов Р. С.)
Настроить шрифт
Краткое содержание: Основания для классификации видов памяти. Деление памяти по времени хранения информации на мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную, генетическую.
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществления деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, классификации, установлению в нем определенных внутренних (структура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в повседневной жизни: кратковременной и долговременной.
Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется механическая память, ее возможности. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально ограниченного объема кратковременной памяти человека вновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тогда, когда человеку приходится иметь дело с такой информацией, которую он не в состоянии полностью запомнить и которая ему предъявляется непрерывно и последовательно.
Почему, например, мы так часто испытываем серьезные трудности при запоминании и сохранении в памяти имен, фамилий и отчеств новых для нас людей, с которыми нас только что познакомили? По-видимому, по той причине, что объем информации, имеющейся в этих словах, находится на пределе возможностей кратковременной памяти, и если к нему добавляется новая информация (а это как раз и происходит, когда представленный нам человек начинает говорить), то старая, связанная с его именем, вытесняется. Непроизвольно переключая внимание на то, что говорит человек, мы тем самым перестаем повторять его имя, фамилию и отчество и в результате скоро о них забываем.
Кратковременная память играет большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит информационной перегрузки долговременной памяти излишними сведениями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материалом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.
Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях друг о друге, описать те индивидуальные особенности, которые они во время первой встречи заметили друг у друга, в среднем ими называется обычно такое количество черт, которое соответствует объему кратковременной памяти, т.е. 7+2.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточного хранилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.
Переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, поступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное усилие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковременной памяти и на более длительный срок, чем несколько десятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из кратковременной в долговременную память такого количества информации, которое превышает индивидуальный объем кратковременной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.
Обычно же без повторения в долговременной памяти оказывается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Данную особенность кратковременной памяти иллюстрирует следующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интервале между первичным восприятием этих букв и их припоминанием испытуемым не дают возможности повторять эти буквы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет тройками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их воспроизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначально воспринятой ими информации.
Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому материалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий материал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраняется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следовательно, не запомнил его. Процедура введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что можно обозначить словом, то мы этим словом, как правило, пользуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, причем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закрываем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обязательно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, представить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.
Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемым зрительно предъявить значительное количество слов, заведомо превышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характерно только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.
В случаях болезненных нарушений долговременная и кратковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезненном нарушении памяти, которое именуется ретроградной амнезией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событиях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, — антероградной амнезии — сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в долговременную память.
Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совместную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными р. аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически представлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных авторов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возможностями произвольного припоминания хранящейся в ней информации. Кроме того, для того чтобы информация из кратковременного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то время, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электронно-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.
Во многих жизненных ситуациях процессы кратковременной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысловой обработки и группировки материала, который облегчает запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает использование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группировки запоминаемого материала, сведения его к количеству смысловых единиц, не превышающих объема кратковременной памяти.
Рис. 42. Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти
Перевод информации из кратковременной в долговременную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала осмыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за недостаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.
Рассмотрим теперь особенности и некоторые механизмы работы долговременной памяти. Эта память обычно начинает функционировать не сразу после того, как человеком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.
Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний мы попытаемся через некоторое время воспроизвести длинный ряд слов, то так же обычно совершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминании кратковременная память. Однако эти ошибки бывают иными. В большинстве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы используем другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудности при припоминании и часто терпели неудачу. На этой же особенности долговременной памяти, вероятно, основан процесс узнавания когда-то виденного или слышанного.
Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. — Т. II. — М., 1979. (Память и мышление: 118— 341. Память. Припоминание: 341—366.)
Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. — М., 1973. (Виды памяти: 99—113. Возрастные изменения памяти: 114—121.)
Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. (Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психологии: 9—137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141— 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241. Сравнение непроизвольного и произвольного запоминания: 245—425. Развитие памяти: 425—514.)
Ипполитов Ф.В. Память школьника. — М., 1978. (Советы по улучшению памяти: 28—45.)
Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978. (Кратковременная память: 83—159. Долговременная память:
160—215. Запоминание: 216—236. Припоминание (воспроизведение):
237—271. Память и зрение: 272—291.)
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения:
В 2 т. — М., 1983. — Т. I. (Развитие высших форм запоминания:
Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976. (Развитие памяти: 8—37, 94—137. Произвольное запоминание: 38—93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138—219. Развитие памяти в процессе обучения: 220—246.)
Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7—20. Эмоции и регуляция памяти: 325—351. Нейропсихологическая регуляция памяти: 351—356. Психофизиологические аспекты модуляции памяти: 374-388.)
Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988. (Механизмы памяти: 67—83.)
Общая психология. — М., 1986. (Память: 291—321.)
Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7—10. Связь познавательной активности и памяти: 10—24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25—43.)
Развитие памяти. — Рига, 1991. (Что такое память: 5—10. Парадоксы памяти: 11—117. Память глазами физиолога: 18—30. Память глазами психолога: 31—42. Можно ли тренировать память: 43—47. Какая у меня память: 48—53.)
Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие памяти: 126—149.)
Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. II. — М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5—294. О некоторых корреляциях в области памяти: 316—327.)