То что в памяти не точно можно назвать

Тест умственных способностей

То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть фото То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть картинку То что в памяти не точно можно назвать. Картинка про То что в памяти не точно можно назвать. Фото То что в памяти не точно можно назвать

ТЕСТ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1. Если две порции мороженого стоят восемь центов, то сколько порций Вы смогли бы купить на восемьдесят центов?

а. 160 b. 16 с. 20 d. 64 е. 6

2. У ребенка не всегда есть.

а. глаза b. нос с. игрушки d. легкое е. рот

3. В школе, скорее всего, имеется.

a. учебник b. доска с. уборщица d. учитель е. карандаш

4. Обычно о характере человека надежнее судить по.

а. богатству b. внешности с. голосу d. поступкам е. туфлям

5. Первая фигура соотносится со второй так же, как третья фигура соотносится с одной из следующих четырех. С которой?

То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть фото То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть картинку То что в памяти не точно можно назвать. Картинка про То что в памяти не точно можно назвать. Фото То что в памяти не точно можно назвать

6. Противоположное по значению слову НЕУКЛЮЖИЙ является.

а. сильный b. здоровый с. красивый d. медленный е. грациозный

7. Луна относится к Земле, как Земля относится к.

а. Венере b. облакам с. Солнцу d. звездам е. Вселенной

8. Если первые два утверждения верны, то третье ______?

Джордж старше Билла. Гарри старше Джорджа. Билл моложе Гарри.

а. верно b. неверно с. неопределенно

9. Которое из пяти данных ниже слов менее всего похоже на четыре остальных?

а. скорый b. быстрый с. скоростной d. бежать е. быстроходный

10. Которое из этих слов идет в словаре первым по порядку?

а. фрукты b. форточка с. фабрика d. фаянс е. фейерверк

11. Алмазы дороже стекла, потому что они.

а. красивее b. чище с. прозрачны d. из углерода е. реже встречаются

12. Какая буква в слове ПЕРГАМЕНТ занимает по счету то же место (считая от начала), как и в алфавите?

а. Н b. Р с. П d. А e. Г

13. То, что в памяти не точно, можно назвать.

а. безопасным b. смутным с. забытым d. прекрасным е. грустным

14. Если собака может пробежать 10 футов за 1/5 секунды, то сколько футов она может пробежать за 20 секунд?

а. 500 b. 350 с. 2500 d. 1000 е. 250

15. Четыре из этих пяти слов в чем-то схожи, какое из них не вписывается в этот ряд?

а. бензин b. нефть с. дерево d. электричество е. уголь

16. Если 5 ящиков апельсинов весят 200 фунтов, а каждый пустой ящик весит 5 фунтов, то сколько фунтов апельсинов в пяти ящиках?

а. 205 b. 55 с. 175 d. 120 е. 195

17. Одно число в следующем ряду выпадает из последовательности: 1, 6, 2, 7, 3, 8, 4, 9, 5, 9. Какое число неверно?

а. 7 b. 9 с. 10 d. 12 е. 6

18. Первая фигура соотносится со второй так же, как третья фигура соотносится с одной из следующих четырех. С которой?

То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть фото То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть картинку То что в памяти не точно можно назвать. Картинка про То что в памяти не точно можно назвать. Фото То что в памяти не точно можно назвать

19. Если 2.5 ярда проволоки стоят 15 центов, то сколько будут стоить 20 ярдов?

20. Четыре из этих слов в чем-то похожи. Какое не так похоже на остальные?

а. бросать b. недолюбливать с. отвергать d. отвечать е. слушать

21. Противоположным экономии является.

а. приобретение b. скупость с. пустая трата d. неразумная трата е. трата

22. Дискуссия всегда предполагает наличие.

а. аргумента b. офиса с. председателя d. слушателей е. темы

23. Найдите 2 буквы в слове НЕВРОПАТОЛОГ, между которыми в слове столько же букв, сколько букв между ними в алфавите. Которая из этих 2-х букв идет первая в алфавите?

а. П b. О с. Н d. T е. А

Нельзя стать чемпионом по плаванию без большой тренировки. Джим часто тренируется в плавании. Джим будет чемпионом по плаванию.

а. верно b. не верно с. неопределенно

25. Которое из этих выражений менее всего похоже на остальные три?

26. Сколько из данных ниже слов можно составить из букв слова КРЕСТОВИНА, используя любую букву любое количество раз?

Франт, кроссовки, аквамарин, винтовка, верста, треска, антоновка.

а. 3 b. 6 с. 7 d. 5 е. 4

27. В физике закон сохранения энергии является.

а. устаревшим b. абсолютным с. гипотетическим d. теоретическим

28. ЛАК относится к БАК, как. к КОЗА.

а. лук b. боты с. край d. кипа е. лоза

29. Которое из этих слов относится к МЕДЛЕННО, как МНОГО относится к МАЛО?

а. идти b. всегда с. очень d. говорить е. быстро

а. редко b. периодически с. часто d. никогда е. переменно

31. Мужчина и его жена, его две дочери и их мужья и четверо детей в семье каждой дочери составляют группу из. человек.

а. 14 b. 12 с. 6 d. 9 е. 15

а. любовь b. ободрение с. радость d. неприязнь е. страх

33. КИНОФИЛЬМ относится к ФОТОГРАФИИ так же, как. относится к ОЗЕРУ.

а. плавание b. водопад с. яхта d. рыба е. вода

а. напитки b. игры с. гости d. кабаре е. официанты

35. ЧАСЫ относятся к ВРЕМЕНИ, как ВЕСЫ к.

а. тяжелый b. движение с. вес d. унция е. безмен

а. хаос b. деятельность с. перестановка d. путаница е. продвижение

37. Если первые два утверждения верны, то третье.

а. верно b. неверно с. неясно

38. Если слова, данные ниже, переставить, чтобы получилось предложение, имеющее смысл, то с какой буквы будет начинаться второе слово в этом предложении?

ЛЮДЕЙ ДВЕ ИМЕЕТ НОГИ БОЛЬШИНСТВО

а. А b. Д с. Л d. H е. И

39. Первая фигура соотносится со второй так же, как третья фигура соотносится с одной из следующих четырех. С которой?

То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть фото То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть картинку То что в памяти не точно можно назвать. Картинка про То что в памяти не точно можно назвать. Фото То что в памяти не точно можно назвать

40. ПРАВДА относится с ЛОЖЬЮ так же, как. с отсутствием.

а. ложь b. отпуск с. присутствие d. прогул е. визит

41. Отец всегда. чем его сын.

а. выше b. медлительнее с. старше d. умнее е. проницательнее

42. Такие вещи как язык, одежда, традиции, цвет кожи показывают.

а. темперамент b. расовую принадлежность с. место рождения d. место проживания е. личность

43. Строение (здание) всегда имеет.

а. двери b. окна с. стены d. кирпичи е. трубы

44. Что относится к сфере так же, как квадрат относится к кубу?

а. стороны b. окружность с. треугольник d. углы е. размеры

45. Какая из этих пар слов менее всего похожа на остальные три?

46. Два слова НЕОБХОДИМЫЙ и ЖЕЛАННЫЙ означают.

а. противоположное b. то же самое с. ни то же самое, ни противоположное

47. Из пяти слов, данных ниже, четыре определенным образом похожи. Которое отличается от остальных четырех?

а. бежать b. идти пешком с. ползти d. припасть к земле / пресмыкаться

а. невероятной b. умной с. губительной d. недалекой с. астрономической

49. Противоположным слову ХРАБРЫЙ является.

а. упрямый b. предатель с. трусливый d. медлительный е. безответственный

50. Противоположным слову УСПЕХ является.

а. обеспечить b. отступить с. неудача d. задержка е. победа;

51. Предшествовать означает «быть прежде кого-то или чего-то», предвидеть означает «знать заранее», значит, «пред-» означает

а. устроить b. до с. сделать заранее d. идти до е. сделать до или после

53. Какое число в этом ряду появляется второй раз ближе к началу? 7 5 6 4 8 9 1 0 6 0 9 9 7 6 5 8 4 1 9 0 2

а. 5 b. 1 с. 0 d. 6 е. 7

54. Первая фигура соотносится со второй так же, как третья фигура соотносится с одной из следующих четырех.

То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть фото То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть картинку То что в памяти не точно можно назвать. Картинка про То что в памяти не точно можно назвать. Фото То что в памяти не точно можно назвать

55. Если первые два из данных утверждений верны, то третье.

а. верно b. неверно с. неопределенно

56. Если слова, данные ниже, переставить, чтобы получилось предложение, то на какую букву будет оканчиваться четвертое слово в предложении?

В ЖУРАВЛЬ СИНИЦА РУКЕ В ЛУЧШЕ НЕБЕ ЧЕМ

а. Е b. Ь с. А d. М е. В

57. Сифон изготавливает смесь из 3-х частей воды и 2-х частей апельсинового сиропа. Сколько литров воды потребуется на изготовление 100 литров смеси?

а. 80 b. 33 1/2 с. 60 d. 66 2/3 е. 40

58. Если человек говорит вещи, которые, как он знает, неверны, то его называют.

а. осторожным b. упрямым с. лживым d. неинформированным

59. Которое из этих выражений менее всего похоже на остальные три?

а. читать книги b. стелить постель с. принимать гостей d. создавать трудности

60. Если отец может пройти 10 футов, в то время как ребенок проползает 4 фута, то сколько футов может пройти отец, пока ребенок проползет 6 футов?

а. 12 b. 8 с. 15 d. 18 е. 20

61. Утверждение, которое не имеет определенного значения, называют.

а. несправедливым b. верным с. неясным d. сомнительным е. неверным

62. Которое из следующих слов является чертой личности?

а. богатство b. репутация с. положение d. замкнутость е. власть

а. 11 b. 3 с. 5 d. 9 е. 10

64. ИДУЩИЙ относится к УШЕДШИЙ как СЕЙЧАС относится к.

а. будет b. сегодня с. тогда d. вчера е. в последующем

65. Если из слов, данных ниже, построить предложение, то на какую букву будет оканчиваться последнее слово в предложении?

ЗНАЕТ МАТЬ ЛУЧШИЙ ВСЕГДА ОТВЕТ НЕ

66. Первая фигура соотносится со второй так же, как третья фигура соотносится с одной из следующих четырех.

То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть фото То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть картинку То что в памяти не точно можно назвать. Картинка про То что в памяти не точно можно назвать. Фото То что в памяти не точно можно назвать

67. Кусок бечевки в 72 дюйма длиной садится до 66 дюймов, если его намочить. Какая длина будет у 96-дюймовой бечевки после того, как ее намочили?

а. 92 b. 48 с. 88 d. 90 е. 76

68. Которая из пяти вещей, данных ниже, более всего схожа с этими тремя: известь, хлопок, слоновая кость?

а. вода d. снег с. нефть d. сыр е. море

69. Если бы Вы смотрели на пять данных ниже слов в зеркало, стоящее прямо вверху страницы, то которое из них выглядело бы почти так же, как если бы Вы смотрели прямо на него?

а. ОКНО b. МАМA с. ЛАПА d. ОНО е. ЛИЛИЯ

70. Тигр больше всего похож на.

а. осла b. слона с. волка d. кошку е. зебру

71. Какое дополнительное слово из пяти слов внизу дополнило бы это предложение наиболее правильно? Учителя. мудрее своих учеников.

а. всегда b. никогда не с. намного d. обычно е. редко бывают

72. Какая буква является четвертой направо от буквы, стоящей посередине между «X» и «Е» в слове СТИХОТВОРЕНИЕ?

а. О b. Е с. Р d. И е. Н

73. Которое из пяти слов, данных ниже, менее всего похоже на остальные четыре?

а. лев b. акробат с. клоун d. цирк е. лошадь

74. РЕГРЕСС относится к ЭВОЛЮЦИИ как ПРОГРЕСС относится к.

а. экспрессия b. девальвация с. ретрогрессия d. революция е. замедление

75. Одно число является неверным в следующем ряду: 2, 4, 8, 16, 32, 60, 128. Каким должно быть это число?

а. 3 b. 9 с. 18 d. 64 е. 96

76. Если электропоезд движется на север со скоростью 15 км/час, а ветер дует на юг со скоростью 30 км/час, то поезд будет двигаться на юг со скоростью 15 км/час.

а. верно b. неверно с. неопределенно

а. 36 1/3 b. 16 с. 18 d. 23 2/3 е. 24

78. Какая цифра находиться здесь в пространстве, которое в окружности и в треугольнике, но не в прямоугольнике?

То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть фото То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть картинку То что в памяти не точно можно назвать. Картинка про То что в памяти не точно можно назвать. Фото То что в памяти не точно можно назвать

а. 1 b. 2 с. 3 d. 4 е. 5

79. Сколько тут есть цифр, каждая из которых входит в две геометрические фигуры (но только в две)?

а. 1 b. 2 с. 3 d. 4 е. 5

80. Какая цифра входит в ту же геометрическую фигуру или фигуры (и в никакие другие), как и цифра 7?

Источник

Виды памяти и их особенности (Немов Р. С.)

Настроить шрифт

Краткое содержание: Основания для классификации видов памя­ти. Деление памяти по времени хранения информации на мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную, генетическую.

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по време­ни сохранения материала, другое — по преобладающему в про­цессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и дру­гих видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной ин­формации. Эта память — непосредственное отражение инфор­мации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгно­венная память представляет собой полное остаточное впечатле­ние, которое возникает от непосредственного восприятия сти­мулов. Это — память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хране­ния информации в течение короткого промежутка времени. Дли­тельность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторе­ния). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознатель­ной установки на запоминание, но зато с установкой на после­дующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизве­сти спустя несколько десятков секунд после однократного предъ­явления ему этой информации.

Кратковременная память связана с так называемым актуаль­ным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попада­ет только та информация, которая сознается, соотносится с ак­туальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного сро­ка, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, встав­шей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оператив­ной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения ин­формации и своим свойствам занимает промежуточное поло­жение между кратковременной и долговременной.

Долговременная это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроиз­водиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной инфор­мации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. По­следняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания неред­ко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функциониро­вание на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в кото­рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз­водится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-види­мому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведе­нием зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хо­рошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетиче­ским восприятием, способные в течение достаточно продолжи­тельного времени «видеть» воспринятую картину в своем вооб­ражении после того, как она перестала воздействовать на орга­ны чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней осно­ван, в частности, процесс запоминания и воспроизведения ма­териала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное вос­произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим ино­странные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тес­ным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рас­суждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текс­та и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают уче­ные, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

Двигательная память представляет собой запоминание и со­хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участ­вует в формировании двигательных, в частности трудовых и спор­тивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движе­ний человека напрямую связано с этим видом памяти.

Эмоциональная память это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос­редственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запомина­ется им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио­нальной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в процессах запоминания и восп­роизведения материала память делят на непроизвольную и произ­вольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без осо­бых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая за­дача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превос­ходит его. Установлено, например, что лучше непроизвольно за­поминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает в качестве цели, а не средства осуществле­ния деятельности. Непроизвольно лучше запоминается также ма­териал, с которым связана интересная и сложная умственная ра­бота и который для человека имеет большое значение. Показано, что в том случае, когда с запоминаемым материалом проводится значительная работа по его осмыслению, преобразованию, клас­сификации, установлению в нем определенных внутренних (струк­тура) и внешних (ассоциации) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в по­вседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характе­ризует природную память человека и обнаруживает тенденцию к сохранению в течение всей жизни. Им в первую очередь оп­ределяется механическая память, ее возможности. С особенно­стями кратковременной памяти, обусловленными ограничен­ностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально огра­ниченного объема кратковременной памяти человека вновь по­ступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратно исчезает, забывается, не попадает в долговременное хранилище. Это, в частности, происходит тог­да, когда человеку приходится иметь дело с такой информа­цией, которую он не в состоянии полностью запомнить и кото­рая ему предъявляется непрерывно и последовательно.

Почему, например, мы так часто испытываем серьезные труд­ности при запоминании и сохранении в памяти имен, фамилий и отчеств новых для нас людей, с которыми нас только что позна­комили? По-видимому, по той причине, что объем информации, имеющейся в этих словах, находится на пределе возможностей кратковременной памяти, и если к нему добавляется новая ин­формация (а это как раз и происходит, когда представленный нам человек начинает говорить), то старая, связанная с его име­нем, вытесняется. Непроизвольно переключая внимание на то, что говорит человек, мы тем самым перестаем повторять его имя, фамилию и отчество и в результате скоро о них забываем.

Кратковременная память играет большую роль в жизни че­ловека. Благодаря ей перерабатывается самый большой объем информации, сразу отсеивается ненужная и остается потенци­ально полезная. Вследствие этого не происходит информаци­онной перегрузки долговременной памяти излишними сведе­ниями, экономится время человека. Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления; материа­лом последнего, как правило, становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характе­ристикам оперативной памяти.

Данный вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что в том случае, когда впер­вые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатле­ниях друг о друге, описать те индивидуальные особенности, ко­торые они во время первой встречи заметили друг у друга, в среднем ими называется обычно такое количество черт, кото­рое соответствует объему кратковременной памяти, т.е. 7+2.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормаль­ное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковремен­ная память выступает в роли обязательного промежуточного хра­нилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобран­ную информацию в долговременную память.

Переход информации из кратковременной в долговремен­ную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, по­ступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное уси­лие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковре­менной памяти и на более длительный срок, чем несколько де­сятков секунд. Тем самым можно обеспечить перевод из крат­ковременной в долговременную память такого количества ин­формации, которое превышает индивидуальный объем кратко­временной памяти. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

Обычно же без повторения в долговременной памяти оказы­вается лишь то, что находится в сфере внимания человека. Дан­ную особенность кратковременной памяти иллюстрирует сле­дующий опыт. В нем испытуемых просят запомнить всего лишь 3 буквы и спустя примерно 18 с воспроизвести их. Но в интер­вале между первичным восприятием этих букв и их припоми­нанием испытуемым не дают возможности повторять эти бук­вы про себя. Сразу же после предъявления трех разных букв им предлагается в быстром темпе начать вести обратный счет трой­ками, начиная с какого-нибудь большого числа, например с 55. В этом случае оказывается, что многие испытуемые вообще не в состоянии запомнить данные буквы и безошибочно их восп­роизвести через 18 с. В среднем в памяти людей, прошедших через подобный опыт, сохраняется не более 20% первоначаль­но воспринятой ими информации.

Многие жизненные психологические проблемы, казалось бы, связанные с памятью, на самом деле зависят не от памяти как таковой, а от возможности обеспечить длительное и устойчивое внимание человека к запоминаемому или припоминаемому ма­териалу. Если удается обратить внимание человека на что-либо, сосредоточить его внимание на этом, то соответствующий ма­териал лучше запоминается и, следовательно, дольше сохраня­ется в памяти. Этот факт можно проиллюстрировать с помощью следующего опыта. Если предложить человеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какого цве­та, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не раз видел, мимо которого неоднократно прохо­дил, но который не вызывал к себе повышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленный вопрос, не­смотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются, когда их просят сказать, какой цифрой, рим­ской или арабской, изображена на циферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее на часах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы, не обращал внимание на этот факт и, следова­тельно, не запомнил его. Процедура введения информации в кратковременную память и представляет собой акт обращения на нее внимания.

Одним из возможных механизмов кратковременного запо­минания является временное кодирование, т.е. отражение запо­минаемого материала в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой или зрительной системе человека. Например, когда мы запоминаем нечто такое, что мож­но обозначить словом, то мы этим словом, как правило, поль­зуемся, мысленно произнося его про себя несколько раз, при­чем делаем это или осознанно, продуманно, или неосознанно, механически. Если требуется зрительно запомнить какую-либо картину, то, внимательно посмотрев на нее, мы обычно закры­ваем глаза или отвлекаем внимание от разглядывания для того, чтобы сосредоточить его на запоминании. При этом мы обяза­тельно стараемся мысленно воспроизвести увиденное, предста­вить его зрительно или выразить его смысл словами. Часто для того, чтобы нечто действительно запомнилось, мы стараемся по ассоциации с ним вызвать у себя определенную реакцию. Порождение такой реакции следует рассматривать как особый психофизиологический механизм, способствующий активизации и интегрированию процессов, служащих средством запомина­ния и воспроизведения.

Тот факт, что при введении информации в долговременную память она, как правило, перекодируется в акустическую форму, доказывается следующим экспериментом. Если испытуемым зри­тельно предъявить значительное количество слов, заведомо пре­вышающих по своему числу объем кратковременной памяти, и затем проанализировать ошибки, которые они допускают при ее воспроизведении, то окажется, что нередко правильные буквы в словах замещаются теми ошибочными буквами, которые близки к ним по звучанию, а не по написанию. Это, очевидно, характер­но только для людей, владеющих вербальной символикой, т.е. звуковой речью. Люди, глухие от рождения, не нуждаются в том, чтобы преобразовать видимые слова в слышимые.

В случаях болезненных нарушений долговременная и крат­ковременная память могут существовать и функционировать как относительно независимые. К примеру, при таком болезнен­ном нарушении памяти, которое именуется ретроградной ам­незией, страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания о тех событи­ях, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания, также связанном с нарушениями памяти, — антероградной амнезии — сохранной остается и кратковременная, и долговременная память. Однако при этом страдает способ­ность ввода новой информации в долговременную память.

Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, описывающая их совмест­ную, взаимосвязанную деятельность, разработана американскими учеными р. аткинсоном и Р. Шифрином. Она схематически пред­ставлена на рис. 42. В соответствии с теорией названных ав­торов долговременная память представляется практически не ограниченной по объему, но обладает ограниченными возмож­ностями произвольного припоминания хранящейся в ней ин­формации. Кроме того, для того чтобы информация из кратко­временного хранилища попала в долговременное, необходимо, чтобы с ней была проведена определенная работа еще в то вре­мя, когда она находится в кратковременной памяти. Это работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и до­ступный мозгу человека. Данный процесс в чем-то аналогичен тому, который происходит при вводе информации в электрон­но-вычислительную машину. Известно, что все современные ЭВМ способны хранить информацию в двоичных кодах, и для того чтобы память машины сработала, любые вводимые в нее сведения должны быть представлены в таком виде.

Во многих жизненных ситуациях процессы кратковремен­ной и долговременной памяти работают во взаимосвязи и па­раллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возмож­ности его кратковременной памяти, он часто сознательно или бессознательно обращается к использованию приема смысло­вой обработки и группировки материала, который облегчает запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает ис­пользование долговременной памяти, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группировки запоминаемого материала, сведения его к количеству смысловых единиц, не превышаю­щих объема кратковременной памяти.

То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть фото То что в памяти не точно можно назвать. Смотреть картинку То что в памяти не точно можно назвать. Картинка про То что в памяти не точно можно назвать. Фото То что в памяти не точно можно назвать

Рис. 42. Схема памяти по Р. Аткинсону и Р. Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включающая вытеснение, повто­рение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти

Перевод информации из кратковременной в долговремен­ную память нередко вызывает затруднения, так как для того, чтобы это наилучшим образом сделать, необходимо сначала ос­мыслить и определенным образом структурировать материал, связать его с тем, что человек хорошо знает. Именно из-за не­достаточности этой работы или из-за неумения ее осуществлять быстро и эффективно память людей кажется слабой, хотя на самом деле она может обладать большими возможностями.

Рассмотрим теперь особенности и некоторые механизмы ра­боты долговременной памяти. Эта память обычно начинает фун­кционировать не сразу после того, как человеком был воспри­нят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходи­мое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с одного процесса на другой, с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса не могут происходить параллельно, так как структура их различна, а механизмы несовместимы, противо­положно направлены. Акустическое кодирование характерно для перевода информации из кратковременной в долговременную память, где она уже хранится, вероятно, не в форме звуковых, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово.

Если, например, после некоторого количества прочтений или прослушиваний мы попытаемся через некоторое время воспро­извести длинный ряд слов, то так же обычно совершаем ошибки, как и тогда, когда не срабатывает при запоминании кратковре­менная память. Однако эти ошибки бывают иными. В большин­стве случаев вместо забытых слов при воспоминании мы исполь­зуем другие, близкие к ним не по звучанию или написанию, а по смыслу. Часто бывает так, что человек, будучи не в состоянии точно вспомнить забытое слово, вместе с тем хорошо помнит его смысл, может передать его иными словами и уверенно отвергает другие, не похожие на данное слово сочетания звуков. Благодаря тому, что смысл вспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемое или по крайней мере заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу. Если бы этого не было, то мы бы испытывали огромные трудно­сти при припоминании и часто терпели неудачу. На этой же осо­бенности долговременной памяти, вероятно, основан процесс уз­навания когда-то виденного или слышанного.

Блонский П.П. Избранные педагогические и психологиче­ские сочинения. — Т. II. — М., 1979. (Память и мышление: 118— 341. Память. Припоминание: 341—366.)

Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. — М., 1973. (Виды памяти: 99—113. Возрастные изменения памяти: 114—121.)

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. (Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психо­логии: 9—137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141— 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241. Сравне­ние непроизвольного и произвольного запоминания: 245—425. Раз­витие памяти: 425—514.)

Ипполитов Ф.В. Память школьника. — М., 1978. (Советы по улучшению памяти: 28—45.)

Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978. (Кратковременная память: 83—159. Долговременная память:

160—215. Запоминание: 216—236. Припоминание (воспроизведение):

237—271. Память и зрение: 272—291.)

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения:

В 2 т. — М., 1983. — Т. I. (Развитие высших форм запоминания:

Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976. (Разви­тие памяти: 8—37, 94—137. Произвольное запоминание: 38—93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138—219. Раз­витие памяти в процессе обучения: 220—246.)

Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7—20. Эмоции и регуляция памяти: 325—351. Нейропсихологическая регуляция па­мяти: 351—356. Психофизиологические аспекты модуляции памя­ти: 374-388.)

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988. (Механизмы памяти: 67—83.)

Общая психология. — М., 1986. (Память: 291—321.)

Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7—10. Связь позна­вательной активности и памяти: 10—24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25—43.)

Развитие памяти. — Рига, 1991. (Что такое память: 5—10. Парадоксы памяти: 11—117. Память глазами физиолога: 18—30. Память глазами психолога: 31—42. Можно ли тренировать па­мять: 43—47. Какая у меня память: 48—53.)

Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие памяти: 126—149.)

Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. II. — М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5—294. О неко­торых корреляциях в области памяти: 316—327.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *