То что увидел он было так неожиданно что он испугался
То, что увидел он, было так неожиданно, что он испугался?
То, что увидел он, было так неожиданно, что он испугался.
Определи вид связи частей СПП : а) последовательное б) однородное в) неоднородное г) параллельное.
Вид связи : неоднородное.
Определите тип подчинения придаточных в составе СПП.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА Надо составить сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) и последовательным подчинением?
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА Надо составить сложноподчинённое предложение с параллельным (неоднородным) и последовательным подчинением.
Определите тип связи (сочинительная или подчинительная), и грамматическую основу?
Определите тип связи (сочинительная или подчинительная), и грамматическую основу.
А также ССП или СПП.
Перед тобой предложения, они перепутаны местами?
Перед тобой предложения, они перепутаны местами.
Составь из предложений связный текст.
Если бы я был главным начальником над школами, я бы сделал так.
И три с однородной.
5 предложения из однородные и неоднородные определения?
5 предложения из однородные и неоднородные определения.
Составить предложения со всеми видами придаточных и со всеми видами подчинения ( последовательное, параллельное, однородное)?
Составить предложения со всеми видами придаточных и со всеми видами подчинения ( последовательное, параллельное, однородное).
Объясните почему этот текст параллельной связи?
Объясните почему этот текст параллельной связи.
Написать 5 предложений с разными видами связи ( ссп и спп)?
Написать 5 предложений с разными видами связи ( ссп и спп).
1 Указать номера ССП2 Указать номера СПП3 Указать номера СБП4 СПП с однородным подчинением (указать №)5 СПП с последовательным подчинением (указать №)6 СПП с параллельным подчинением (указать №)7 Указ?
1 Указать номера ССП
2 Указать номера СПП
3 Указать номера СБП
4 СПП с однородным подчинением (указать №)
5 СПП с последовательным подчинением (указать №)
6 СПП с параллельным подчинением (указать №)
7 Указать предложения с обособлеными обстоятельствами
8 Указать предложения с однородными членами
9 СПП с придаточными времени
10 СПП с изьяснительными придаточным
11 СПП с придаточным условием
Предложения на картинке.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Том 7. Рассказы, повести 1888-1891
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Антон Павлович Чехов
Полное собрание сочинений в тридцати томах
Том 7. Рассказы, повести 1888-1891
А.П. Чехов. Фотография 1893 г.
Ночь. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слышно мурлычет:
Баю-баюшки-баю, А я песенку спою…
Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку… Когда лампадка начинает мигать, пятно и тени оживают и приходят в движение, как от ветра. Душно. Пахнет щами и сапожным товаром.
Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но всё еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.
— Баю-баюшки-баю, — мурлычет она, — тебе кашки наварю…
В печке кричит сверчок. В соседней комнате, за дверью, похрапывают хозяин и подмастерье Афанасий… Колыбель жалобно скрипит, сама Варька мурлычет — и всё это сливается в ночную, убаюкивающую музыку, которую так сладко слушать, когда ложишься в постель. Теперь же эта музыка только раздражает и гнетет, потому что она вгоняет в дремоту, а спать нельзя; если Варька, не дай бог, уснет, то хозяева прибьют ее.
Лампадка мигает. Зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут в полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки и в ее наполовину уснувшем мозгу складываются в туманные грезы. Она видит темные облака, которые гоняются друг за другом по небу и кричат, как ребенок. Но вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперед какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман видны леса. Вдруг люди с котомками и тени падают на землю в жидкую грязь. — «Зачем это?» — спрашивает Варька. — «Спать, спать!» — отвечают ей. И они засыпают крепко, спят сладко, а на телеграфных проволоках сидят вороны и сороки, кричат, как ребенок, и стараются разбудить их.
— Баю-баюшки-баю, а я песенку спою… — мурлычет Варька и уже видит себя в темной, душной избе.
На полу ворочается ее покойный отец Ефим Степанов. Она не видит его, но слышит, как он катается от боли по полу и стонет. У него, как он говорит, «разыгралась грыжа». Боль так сильна, что он не может выговорить ни одного слова и только втягивает в себя воздух и отбивает зубами барабанную дробь:
Мать Пелагея побежала в усадьбу к господам сказать, что Ефим помирает. Она давно уже ушла и пора бы ей вернуться. Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу». Но вот слышно, кто-то подъехал к избе. Это господа прислали молодого доктора, который приехал к ним из города в гости. Доктор входит в избу; его не видно в потемках, но слышно, как он кашляет и щелкает дверью.
— Засветите огонь, — говорит он.
— Бу-бу-бу… — отвечает Ефим.
Пелагея бросается к печке и начинает искать черепок со спичками. Проходит минута в молчании. Доктор, порывшись в карманах, зажигает свою спичку.
— Сейчас, батюшка, сейчас, — говорит Пелагея, бросается вон из избы и немного погодя возвращается с огарком.
Щеки у Ефима розовые, глаза блестят и взгляд как-то особенно остр, точно Ефим видит насквозь и избу и доктора.
— Ну, что? Что ты это вздумал? — говорит доктор, нагибаясь к нему. — Эге! Давно ли это у тебя?
— Чего-с? Помирать, ваше благородие, пришло время… Не быть мне в живых…
— Полно вздор говорить… Вылечим!
Доктор с четверть часа возится с Ефимом; потом поднимается и говорит:
— Я ничего не могу поделать… Тебе нужно в больницу ехать, там тебе операцию сделают. Сейчас же поезжай… Непременно поезжай! Немножко поздно, в больнице все уже спят, но это ничего, я тебе записочку дам. Слышишь?
— Батюшка, да на чем же он поедет? — говорит Пелагея. — У нас нет лошади.
— Ничего, я попрошу господ, они дадут лошадь.
Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу»… Спустя полчаса к избе кто-то подъезжает. Это господа прислали тележку, чтобы ехать в больницу. Ефим собирается и едет…
Но вот наступает хорошее, ясное утро. Пелагеи нет дома: она пошла в больницу узнать, что делается с Ефимом. Где-то плачет ребенок, и Варька слышит, как кто-то ее голосом поет:
— Баю-баюшки-баю, а я песенку спою…
Возвращается Пелагея; она крестится и шепчет:
— Ночью вправили ему, а к утру богу душу отдал… Царство небесное, вечный покой… Сказывают, поздно захватили… Надо бы раньше…
Варька идет в лес и плачет там, но вдруг кто-то бьет ее по затылку с такой силой, что она стукается лбом о березу. Она поднимает глаза и видит перед собой хозяина-сапожника.
— Ты что же это, паршивая? — говорит он. — Дитё плачет, а ты спишь?
Он больно треплет ее за ухо, а она встряхивает головой, качает колыбель и мурлычет свою песню. Зеленое пятно и тени от панталон и пеленок колеблются, мигают ей и скоро опять овладевают ее мозгом. Опять она видит шоссе, покрытое жидкою грязью. Люди с котомками на спинах и тени разлеглись и крепко спят. Глядя на них, Варьке страстно хочется спать; она легла бы с наслаждением, но мать Пелагея идет рядом и торопит ее. Обе они спешат в город наниматься.
— Подайте милостынки Христа ради! — просит мать у встречных. — Явите божескую милость, господа милосердные!
— Подай сюда ребенка! — отвечает ей чей-то знакомый голос. — Подай сюда ребенка! — повторяет тот же голос, но уже сердито и резко. — Спишь, подлая?
Варька вскакивает и, оглядевшись, понимает, в чем дело: нет ни шоссе, ни Пелагеи, ни встречных, а стоит посреди комнатки одна только хозяйка, которая пришла покормить своего ребенка. Пока толстая,
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Степь
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Антон Павлович Чехов
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
Издание подготовил М.П. ГРОМОВ
МОСКВА ‘НАУКА’ 1995 РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ ‘ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ’
Д.С. Лихачев (почетный председатель), В.Е. Багно, Н.И. Балашов (заместитель председателя), В.Э. Вацуро, M.Л. Гаспаров, А.Л. Гришунин, Н.Я. Дьяконова, Б.Ф. Егоров (председатель), А.В. Лавров, А.Д. Михайлов, И.Г. Птушкина (ученый секретарь), И.М. Стеблин-Каменский, С.О. Шмидт
Ответственный редактор И.Г. Птушкина
СТЕПЬ (ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОЕЗДКИ)
Первая страница ‘Степи’ в журнале ‘Северный вестник’ (1888, № 3)
Из N., уездного города Z-ой губернии, ранним июльским утром выехала и с громом покатила по почтовому тракту безрессорная, ошарпанная бричка, одна из тех допотопных бричек, на которых ездят теперь на Руси только купеческие приказчики, гуртовщики и небогатые священники. Она тарахтела и взвизгивала при малейшем движении; ей угрюмо вторило ведро, привязанное к ее задку, — и по одним этим звукам да по жалким кожаным тряпочкам, болтавшимся на ее облезлом теле, можно было судить о ее ветхости и готовности идти в слом.
В бричке сидело двое N-ских обывателей: N-ский купец Иван Иваныч Кузьмичов, бритый, в очках и в соломенной шляпе, больше похожий на чиновника, чем на купца, и другой — отец Христофор Сирийский, настоятель1 N-ской Николаевской церкви, маленький длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане, в широкополом цилиндре и в шитом, цветном поясе. Первый о чем-то сосредоточенно думал и встряхивал головою, чтобы прогнать дремоту; на лице его привычная деловая сухость боролась с благодушием человека, только что простившегося с родней и хорошо выпившего; второй же влажными глазками удивленно глядел на мир Божий и улыбался так широко, что, казалось, улыбка захватывала даже поля цилиндра; лицо его было красно и имело озябший вид. Оба они, как Кузьмичов, так и о. Христофор, ехали теперь продавать шерсть. Прощаясь с домочадцами, они только что сытно закусили пышками со сметаной и, несмотря на раннее утро, выпили… Настроение духа у обоих было прекрасное.
Кроме только что описанных двух и кучера Дениски, неутомимо стегавшего по паре шустрых гнедых лошадок, в бричке находился еще один пассажир — мальчик лет девяти, с темным от загара и мокрым от слез лицом. Это был Егорушка, племянник Кузьмичова. С разрешения дяди и с благословения о. Христофора, он ехал куда-то поступать в гимназию. Его мамаша, Ольга Ивановна, вдова коллежского секретаря и родная сестра Кузьмичова, любившая образованных людей и благородное общество, умолила своего брата, ехавшего продавать шерсть, взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию; и теперь мальчик, не понимая, куда и зачем он едет, сидел на облучке рядом с Дениской, держался за его локоть, чтоб не свалиться, и подпрыгивал, как чайник на конфорке. От быстрой езды его красная рубаха пузырем вздувалась на спине и новая ямщицкая шляпа с павлиньим пером то и дело сползала на затылок. Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.
Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых, тихо ходивших около высокой белой стены, на маленькие решетчатые окна, на крест, блестевший на крыше, и вспомнил, как неделю тому назад в день Казанской Божией матери, он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник; а еще ранее, на Пасху, он приходил в острог с кухаркой Людмилой и с Дениской и приносил сюда куличи, яйца, пироги и жареную говядину; арестанты благодарили и крестились, а один из них подарил Егорушке оловянные запонки собственного изделия.
Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла всё позади. За острогом промелькнули черные, закопченные кузницы, за ними уютное, зеленое кладбище, обнесенное оградой из булыжника; из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишневых деревьев и издали кажутся белыми пятнами. Егорушка вспомнил, что, когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами в белое море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь, точками. За оградой под вишнями день и ночь спали Егорушкин отец и бабушка Зинаида Даниловна. Когда бабушка умерла, ее положили в длинный, узкий гроб и прикрыли двумя пятаками ее глаза, которые не хотели закрываться. До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит…
А за кладбищем дымились кирпичные заводы. Густой, черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле, и лениво поднимался вверх. Небо над заводами и кладбищем было смугло, и большие тени от клубов дыма ползли по полю и через дорогу. В дыму около крыш двигались люди и лошади, покрытые красной пылью…
За заводами кончался город и начиналось поле. Егорушка в последний раз оглянулся на город, припал лицом к локтю Дениски и горько заплакал…
— Ну, не отревелся еще, рёва! — сказал Кузьмичов. — Опять, баловник, слюни распустил! Не хочешь ехать, так оставайся. Никто силой не тянет!
— Ничего, ничего, брат Егор, ничего… — забормотал скороговоркой о. Христофор. — Ничего, брат… Призывай Бога… Не за худом едешь, а за добром. Ученье, как говорится, свет, а неученье — тьма… Истинно так.
— Хочешь вернуться? — спросил Кузьмичов.
— Хо… хочу… — ответил Егорушка, всхлипывая.
— И вернулся бы. Всё равно попусту едешь, за семь верст киселя хлебать.
— Ничего, ничего, брат… — продолжал о. Христофор. — Бога призывай… Ломоносов так же вот с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Европу. Умственность, воспринимаемая с верой, дает плоды, Богу угодные. Как сказано в молитве? Создателю во славу, родителям же нашим на утешение, церкви и отечеству на пользу… Так-то.
СПП с несколькими придаточными
Просмотр содержимого документа
«СПП с несколькими придаточными»
Тема: СПП с несколькими придаточными и знаки препинания в них
Тип урока: урок усвоения новых знаний
обеспечить усвоение знаний о способах и последовательности присоединения придаточных предложений к главному с целью подготовки к сдаче ОГЭ;
развивать умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;
воспитывать уважение к мнению товарища при работе в парах.
Методы работы: частично-поисковый, самостоятельная работа обучающихся по осмыслению и усвоению нового материала, контрольно-оценочный метод.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах.
Наглядность урока: интерактивная доска, слайдовая презентация.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. (Презентация)
1) Какие предложения называются сложноподчиненными?
2) Верно ли утверждение, что придаточные предложения всегда стоят после главных?
3) На какие группы делятся сложноподчиненные предложения по их значению?
4) Назовите виды придаточных предложений.
5) Как мы определяем вид придаточного предложения?
6) Как связываются простые предложения в составе СПП?
7) Как отличить союз от союзного слова?
8) Верно ли утверждение, что союз или союзное слово всегда подскажет, к какому виду относится придаточное?
9) Если в придаточном предложении есть
1. Частица ли – это изъяснит.
2. Союз так что – следствия.
3. Союзы если, ежели, коли, кабы, раз – условия.
5. Союзы потому что, так как, ибо – причины.
6. Союзы едва, пока, с тех пор как, до тех пор как – времени.
Введение в тему урока:
Учитель: Перед вами демоверсия ОГЭ по русскому языку 2016 года(демоверсия взята с сайта http://egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege/1982-demoversii-ege-2016-fipi.). Какие задания тестовой части направлены на проверку знаний синтаксических норм? (предполагаемый ответ : задания 6-14)
Учитель: Что необходимо знать, чтобы правильно выполнить задания:
— № 7? (ответ: определение словосочетания и способы связи в нем);
— №№8 и 11? (ответ: главные члены предложения и способы их выражения)
— №12? (ответ: признаки ССП и СПП, сочинительные и подчинительные союзы)
— № 13? (теоретически мы уже сталкивались с предложениями, в которых несколько придаточных предложений, но мы не умеем определять виды подчинения придаточных)
Учитель: Действительно, до сих пор мы изучали с вами СПП с одним придаточным.
Тема сегодняшнего урока: «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и знаки препинания в них».
Итак, в СПП может быть более одного придаточного предложения. В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется. Возможны три вида подчинения:
1) последовательное 2) параллельное 3) однородное
Погружение в тему урока.
Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.
(Материалом для наблюдения служит упр. 167, стр.105 учебника «Русский язык» 9 класс Р.Н.Бунеев)
— Прочитайте предложения, найдите главные и придаточные части предложения. Составьте схемы предложений. Попробуйте определить особенности построения предложений.
Предложения упражнения проецируются на экране
1 предложение. Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет, не помирившись с ним. (Л.Н.Толстой)
Определяем виды придаточных предложений: 1-е отвечает на вопрос о чем?, значит оно – изъяснительное, 2-ое на вопрос что?, оно тоже изъяснительное, 3-е на вопрос при каком условии? оно обстоятельственное условия.
Учитель: заметьте, главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного. Такой способ подчинения называется ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ
2 предложение. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади… ожидали его уже четвертые сутки. (А.С.Пушкин)
Определяем виды придаточных предложений: 1-ое отвечает на вопрос о чем?, оно изъяснительное 2-ое на вопрос что?
Учитель: заметьте, оба придаточных относятся к одному главному предложению. В данном СПП разные вопросы задаются от одного и того же главного предложения, только от разных его членов. Такой способ подчинения называется ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ
3 предложение. По милости Пугачева я имел добрую лошадь, с которой я делился скудной пищей и на которой ежедневно езжал я за город перестреливаться с пугачевскими наездниками. (А.С.Пушкин)
1 и 2 придаточные отвечают на один и тот же вопрос: какую? И являются придаточными определительными.
Учитель: заметьте, придаточные предложения в данном СПП являются предложениями одного типа, относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.одинаковый вопрос мы задаем от одного и того же слова к двум придатоным. Такой способ подчинения называется ОДНОРОДНЫМ.
Прочитайте теоретический материал п. 22 и сопоставьте его со своими наблюдениями. Составьте и напишите простой план текста. Расскажите о СПП с несколькими придаточными своему соседу по парте.
Учитель: Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.
Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.
Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.
Практическая часть: Тест с использованием предложений упр. 169. (Задания составлены учителем)
1. Все предложения в упражнении пронумерованы. Распределите предложения по количеству грамматических основ. Сколько всего групп у вас получилось? (ответ: две, в предложениях №№ 1,2,3,4,7 по три ГО, в предложениях №№ 5,6,8-по 4 ГО)
Какие предложения у вас не названы и почему (ответ 6 и 8, так как в них совмещены разные способы подчинения: последовательное и однородное подчинение, предл. №6; паралелльное и последовательное, предл. №8)
(Предложения упр.160 также проецируются на экране)
1.Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и покрытый инеем.
2. То, что увидел он, было так неожиданно, что он испугался.
3. Егорушка сунул в карман пряник и попятился к двери, так как был уже не в силах дышать затхлым и кислым воздухом, в котором жили хозяева.
4. Если завтра увидите его, то попросите. Чтобы он ко мне заехал на минутку.
5.Кто же, наконец, это неуловимый, таинственный Варламов, о котором так много говорят, которого презирает Соломон и который нужен даже красивой графине?
6. Рассказывали также, что раза два в год графиня давала бал, на который приглашались дворяне и чиновники со всей губернии и приезжал даже Варламов…
7.Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается весела. Молодая трескотня, какой не бывает днем…
8. А то, бывало, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степняки зовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! Сплю! Сплю!»
Работа у доски (вызываются три человека).
Составьте схемы предложений по одному на каждое подчинение: 1 ученик – с последовательным, 2 ученик – с однородным, 3 ученик- с параллельным)
Проба сил Разбор заданий ОГЭ по теме «СПП с несколькими придаточными» (задание № 13 взяты из Сборника материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе МБОУ «Посольская средняя общеобразовательная школа» МО «Кабанский район» Республики Бурятия, 2013 года, источник http://www. school422.ru/system/files/)
(Карточки с заданиями находятся на каждой парте)
1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Назовите номер этого предложения.
(37)А по небу планетария летело небесное светило — солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?
(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.
2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников. (16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой.
3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день.
(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.
(3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.
(5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто-то.
(6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.
4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…
(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.
5. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:
(33)— Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.
(34)Вася думал вслух, не переставая играть:
(35)— Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…
6. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.
(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.
(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно.
(52)— Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.
(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.
7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.
5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.
8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными:
15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.
16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады. »
9. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя. посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке.
10. Среди предложений 6 — 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Напишите номер этого предложения.
(6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других.
— Какие основные виды СПП с двумя или несколькими придаточными вы знаете?
— В чём различие между однородным и параллельным подчинением?
— Могут ли быть сочинительные союзы в СПП с однородным подчинением придаточных?
Сегодня я узнал об СПП…
Об СПП с несколькими придаточными в дальнейшем хочу узнать…
Интересной была мысль о…
Выставление оценок за урок
Домашнее задание: выучить теорию п.22, выполнить упр. 172
УМК и оценочное средство
Учебник «Русский язык», 9 класс под редакцией Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Е.С. Барова, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева Москва «Баласс» 2012.