То что происходит сейчас на факультете это настоящий анонс
. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Задание 1. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.
Неправильный вариант Правильный вариант
1. Автор сказал рецензенту, что вы не можете
не замечать того нового, что имеется в ра¬боте.
2. То, что происходит сейчас на факультете, это
настоящий анонс.
3. Профессор показал мне курсовой проект
и сказал, что он уже устарел.
4. Следует отметить следующие особенности.
5. Устав после лекций, мне не работалось.
6. Можно согласиться с теми главами этого ре¬ферата,
где не содержится никаких внут¬ренних противоречий.
7. Это исследование имеет большую роль
в раз¬витии современной науки.
8. Они уже сейчас готовые к экзамену.
9. Не всегда существует взаимопонимание ме¬жду народом
и их представителями в Зако¬нодательном собрании.
10. В январе месяце начнется выдача
удостове¬рений нового образца.
11. Я попросил подругу принести свои записи лекций.
12. Правильно определив цели и задачи
иссле¬дования, эксперимент показал следую¬щее.
13. В курсовых работах допускаются орфогра¬фические ошибки.
14. Условия для достижения положительных результатов
были созданы, однако тем не ме¬нее испытания прошли
неудачно.
15. Эта статья содержательная и интересна.
Контрольная работа Функциональные стили речи
Функциональные стили речи
1. Что вы понимаете под функциональным стилем?
2. Перечислите функциональные стили, которые выделяются в современном русском литературном языке.
3. За счет чего создается единство стиля? Чем отличается один стиль от другого?
4. Что такое стилеобразующие факторы? Перечислите три основных стилеобразующих фактора.
5. Охарактеризуйте научный стиль (назовите сферу его функционирования, подстили и жанровые разновидности.
6. Перечислите языковые средства, формирующие научный стиль речи.
7.Охарактеризуйте официально-деловой стиль (назовите сферу его функционирования, форму речи, в которой он реализуется, перечислите подстили и жанровые разновидности, основные стилеобразующие черты, лексические, фразеологические и грамматические особенности).
8. Правомерно ли ставить вопрос о наличии речевых штампов в официально-деловой речи? Мотивируйте свой ответ.
Задание 1. Переработать текст источника, с учетом факторов, обеспечивающих легкость восприятия.
Укажите в произношении приведенных ниже слов допуск=тимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характе=ристику.
Задание 1 Прочитайте текст. Замените в тексте фразеологизмы словами или выражениями, близкими по значению. Как изменилась вы¬разительность получившегося текста?
Задание 1 1) Определите, к какому стилю речи относится каждый из фрагментов текстов (1-4).
Задание 1 Определите, к какому стилю речи относится каждый из фрагментов текстов. Проведите их лексико-стилистический разбор.
1. Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образо¬вание и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам. Педагогика вклю¬чает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной работы со взрослыми.
Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология — как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организа¬ции учебно-воспитательного процесса, его содержа¬ние, принципы, организационные формы, методы и приемы.
2.
С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.
В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.
Задание 1. Определите, к какому функционально-смысловому типу речи от¬носятся тексты. Найдите в текстах лексические средства связи.
1. Прочитайте юмористический рассказ 0. Новожилова «Не Чехов». Определите нарушения требований к официально-деловому стилю в первом и втором письмах. Используя факты, упомянутые в двух письмах, составьте текст делового письма в соответствии с требо¬ваниями стиля и структуры этого речевого жанра.
Директор механического завода делал третью попытку прочесть официальное письмо, подготовленное его заместителем.
«На Ваш № 475/16 от 16.12.77 г. в настоящем сообщаем, что в силу того, что фактическое наличие запрашиваемых сведений в части частей к редуктору РМ-250 подтвердилось частично, обращаемся с просьбой разрешить пролонги¬ровать с целью увеличения наличия существующего сог. » —Директор сломал карандаш, швырнул обломки и поднял телефонную трубку.
— Антон Палыч, зайди, пожалуйста, ко мне. Через минуту заместитель появился в кабинете.
— Ты, Антон Палыч, деловой человек, опытный работник, но, послушай, когда я отучу тебя от этого бюрократического стиля? Пишешь письмо, причем в мини¬стерство, и что ты думаешь, там твои спирали читать будут?
— Так ведь я. не Чехов, — привычно буркнул Антон Палыч.
— Возможно, ты не Чехов и не Анатоль Франс, но простое письмо ты написать мо-жешь?
Заместитель сокрушенно молчал. Директор посмотрел на него и смягчился.
. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Раздел 1. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Задание 1. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.
Неправильный вариант Правильный вариант
1. Автор сказал рецензенту, что вы не можете
не замечать того нового, что имеется в ра¬боте.
2. То, что происходит сейчас на факультете, это
настоящий анонс.
3. Профессор показал мне курсовой проект
и сказал, что он уже устарел.
4. Следует отметить следующие особенности.
5. Устав после лекций, мне не работалось.
6. Можно согласиться с теми главами этого ре¬ферата,
где не содержится никаких внут¬ренних противоречий.
7. Это исследование имеет большую роль
в раз¬витии современной науки.
8. Они уже сейчас готовые к экзамену.
9. Не всегда существует взаимопонимание ме¬жду народом
и их представителями в Зако¬нодательном собрании.
10. В январе месяце начнется выдача
удостове¬рений нового образца.
11. Я попросил подругу принести свои записи лекций.
12. Правильно определив цели и задачи
иссле¬дования, эксперимент показал следую¬щее.
13. В курсовых работах допускаются орфогра¬фические ошибки.
14. Условия для достижения положительных результатов
были созданы, однако тем не ме¬нее испытания прошли
неудачно.
15. Эта статья содержательная и интересна.
Задание 2
Укажите, как произносится в приведенных ниже словах согласный перед е. При наличии вариантов дайте их нормативно-стилистическую характеристику.
Образец выполнения задания: анемия [н’э], антитеза [тэ и допустимо т’э], депо [д’э, уста¬ревает дэ].
Аннексия, агрессор, альтернатива, апартеид, атеист, бандероль, бассейн, берет, бизнес, бифштекс, гантели, дебаты, дегенерат, деградация, дезорганизация, декан, деквалификация, демаскировать, демилитаризация, де¬мобилизация, дефект, дефис, дефицит, деформировать, интенсивно, интервал, интервент, кодекс, конденсация, корректный, музей, нетто, Одесса, пионер, пюре, резерв, резервуар, рейс, реквием, реле, сессия, тезис, темп, тен¬денция, теннис, тире, тоннель, фонема.
В случае затрудне¬ний обращайтесь к словарям, а также к кн.: Розенталь Д.Э. Прак-тическая стилистика русского языка (любое издание).
Раздел 2.
Задание 1
Исправьте текст.
1. На вокзале висит объявление: «Касса для ко¬мандировочных на втором этаже». 2. Господа ко¬мандировочные, получите командировочные удосто¬верения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4, Пред¬седатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись кни¬ги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень; как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактичес¬кое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Ав¬тор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Тол-стого к языку — о требовании простоты и ясности, понятливости. Задание 2
Задание 2
Найдите ошибки в предложениях и определите их характер. Отредактируйте предложения.
1. Давайте сличим наши часы.
2. Вы сфотографировались на фотографии?
3. А теперь сказанное поясню словами.
4. Идем мы по минному полю — то он впереди, то я сзади.
5. На поле боя раздавались крики и стоны мертвецов.
6. Риэлтерские фирмы и люди в этих фирмах зарабатывают весьма приличные деньги.
7. И все это происходит на фоне любимой у средств массовой информации темы безумно криминального рынка недвижимости, регулярно раскручиваемой на все лады везде, где только можно и нельзя.
8. Наша страна построена руками народных сердец.
Задание 3
Прочитайте текст. 1. Выпишите любые 5 из подчеркнутых слов и подберите к ним синонимы. 2. В каждом ряду синонимов отметьте знаком плюс (+) слова с положительной оценкой, знаком минус (-) — слова с отрицательной оценкой, буквой «н» — стилистиче¬ски нейтральные слова. 3. Расставьте слова в синонимическом ряду по степени увеличения интенсивности действия, признака там, где это возможно. Объясните свой выбор.
В начале прошлого века знаменитый французский физик, астроном, математик, естествоиспытатель, а также дипломат Доминик Франсуа Араго, сменивший в жизни своей множество постов, начиная с директора обсерватории и кончая чле¬ном временного французского послереволюционного правительства 1848 года, написал очень интересную книгу. Название ее, как отмечают многие, напоминает морское проклятье — «Гром и молния», да и содержание — в большой мере — проклятье небесам, насылающим на беззащитное население бесчисленные кары в виде громов и молний. Книга содержит несметное количество фактов, относя-щихся к разновидностям молний и громов, которых Араго насчитывает сотни — редкая наблюдательность!
(Карцев В. Приключения великих уравнений.
М., 1970)
1)
2)
3)
4)
5)
Задание 4
Напишите предложения с приведенны¬ми ниже фразеологизмами. Объясните значение фразеологизмов: блудный сын, сизифов труд, ящик Пандоры, пиррова победа.
Человек с большой буквы, телеграфный столб, абсо¬лютный ноль, ветер в голове, светлая личность, ума палата, блудный сын, сизифов труд, ящик Пандоры, пиррова победа, не робкого десят¬ка, собака на сене.
Задание 5
Найдите речевые ошибки в употребле¬нии фразеологизмов (неоправданная замена компонен¬тов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме); исправьте текст.
1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета. 2. Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение, 3. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.
Стили речи
Научный Официально-деловой Публицистический Разговорный
Материал для справок: монография, доклад, репортаж, рефе¬рат, аннотация, патентное описание, словарь, передовая статья, справочник, каталог, очерк, диссертация, записка, отчет о проведе¬нии научно-исследовательской работы, автореферат диссертации, беседа на бытовую тему, методическое пособие, спор, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, доверенность, заявление, учебник, сопроводительное письмо.
Задание 3
Прочитайте текст тезисов. Подчеркните языковые средства, ха¬рактерные для научного стиля.
Управление переходным процессом генератора кратковременного действия
рассматривается переходный процесс синхронного генератора кратковременного действия, сопровождающийся существенным падением угловой скорости. Генера¬тор включен на активно-индуктивную нагрузку и работает за счет кинетической энергии предварительно раскрученного маховика, механически связанного с ро¬тором. Определен закон изменения напряжения возбуждения, обеспечивающий заданное изменение мощности в течение рабочего процесса, за исключением ма¬лого интервала времени после включения генератора на нагрузку. Показано, что для получения постоянной мощности на нагрузке необходимо вре¬менное снижение напряжения в начале рабочего процесса вплоть до его ревер¬сирования и лишь затем постепенное его увеличение.
А. Д. Саблин.Д. Ю. Скубов
Раздел 4
Деловой стиль речи
Задание 1. Напишите одну из деловых бумаг (справку, заявление, докладную записку, отчет, протокол и т.д.), используя характер¬ные для деловых документов языковые средства.
Задание 2. Прочитайте юмористический рассказ 0. Новожилова «Не Чехов». Определите нарушения требований к официально-деловому стилю в первом и втором письмах. Используя факты, упомянутые в двух письмах, составьте текст делового письма в соответствии с требо¬ваниями стиля и структуры этого речевого жанра.
Директор механического завода делал третью попытку прочесть официальное письмо, подготовленное его заместителем.
«На Ваш № 475/16 от 16.12.77 г. в настоящем сообщаем, что в силу того, что фактическое наличие запрашиваемых сведений в части частей к редуктору РМ-250 подтвердилось частично, обращаемся с просьбой разрешить пролонги¬ровать с целью увеличения наличия существующего сог. » —Директор сломал карандаш, швырнул обломки и поднял телефонную трубку.
— Антон Палыч, зайди, пожалуйста, ко мне. Через минуту заместитель появился в кабинете.
— Ты, Антон Палыч, деловой человек, опытный работник, но, послушай, когда я отучу тебя от этого бюрократического стиля? Пишешь письмо, причем в мини¬стерство, и что ты думаешь, там твои спирали читать будут?
— Так ведь я. не Чехов, — привычно буркнул Антон Палыч.
— Возможно, ты не Чехов и не Анатоль Франс, но простое письмо ты написать мо¬жешь?
Заместитель сокрушенно молчал. Директор посмотрел на него и смягчился.
— Вот что. Бери это письмо и переделывай. Пиши просто, никаких «увеличения
наличия». Небось в личных письмах изъясняешься нормальным языком? Посмот¬
реть письмо я уже не смогу: вызывают в Москву на совещание.
Через пять дней, в разгар совещания, заместитель министра прочел «для разряд¬ки» официальное письмо, адресованное ему механическим заводом. «На Ваш № 475/16 от 16.12.77 г. Здравствуйте!
В первых строках своего письма спешу сообщить, что письмо Ваше мы получили, за что большое Вам спасибо. Все живы-здоровы, чего и Вам желаем. Погода у нас стоит хорошая, правда, вчера выпал снег, но он растаял. Насчет дела, о котором Вы спрашивали, могу сообщить, что эти вахлаки с заво¬да запчастей совсем перестали посылать шестерёночки, а когда если и при¬шлют, то у них зубешки не сходятся. Так что из запасов, которые были, скоро останется шиш с маслом. Очень прошу, рявкните на них между делом, а то ника¬кой нет управы и возможностей в смысле обуздания с нашей стороны.
До свидания. Ждем ответа, как соловей лета. Заместитель директора механического завода А. П. Чечкин».
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Текст любого письма состоит из следующих частей: 1) обраще¬ния, 2) вводной части, 3) основной части, 4) заключения.
Структурная схема делового письма
Помогите пожалуйста.
Высшее образование. Русский язык для нас
Помогите пожалуйста. ⇐ Высшее образование
Сообщение ксюша123 » 16 янв 2012, 10:51
Объясните какие ошибки допущены в приведенных предложениях и исправте их:
Студенты 1 курса для вселения в общежитие должны предоставить справки.
Он был смешной парень, как начнет смеяться, не остановить.
Этому вопросу наш начальник не уделяет значения.
Товарищи перед лицом врага объединимся воедино.
Председатель собрания представил слово докладчику.
Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.
В студенческом коллективе всегда столько много разных идей.
Большинство станков уже сломались.
Вдруг слон стал не слушать хозяина.
И решил он выпровожать своих гостей.
Увидев делегатов, их лица застыли.
Я взял в библиотеке книгу, где рассказывается о жизни животных.
Мы готовимся к 8 марту.
Он был предан своей родине.
Каждое слово, сказанное внизу, слышно в комнате и обратно.
Мои варианты ответов:
Большинство станков вышло из строя.
И решил он проводить своих гостей.
Он был верен своей родине.
Хотя был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться.
Председатель собрания предоставил слово докладчику.
Вдруг слон перестал слушать хозяина.
У студенческого коллектива всегда много разных идей.
Этому вопросу наш начальник не уделяет внимания.
Каждое слово, сказанное внизу, слышно в комнате.
Помогите остальное исправить, и если в этих что то не так подскажите что.
Сообщение Князь Мышкин » 16 янв 2012, 13:47
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.
Сообщение irida » 17 янв 2012, 03:48
Князь Мышкин, как раз ксюша123 разместила свои варианты решения. ))
Исправлю только то, что бросилось в глаза:
Прошу прощения, что без нумерации. Надеюсь, чем-то помогла.
Нормы современного русского языка
Сведения из истории русского языка.
Соотношение понятий, классификация понятий.
Понятие речи
Речь рассматривают часто как реализацию языка, в связи с этим можно обнаружить следующие отличия речи и языка:
… темпа, использованием жеста мимики.
В конце 20 века ученые обнаружили, что разговорная речь существенно отличается от письменной квалифицированной. Разговорная речь обладает специфическими особенностями – 1) … 2) она спонтанна 3) обладает специфическими нормами 4) для неё свойственны объединенные смысловые (семантические) изменения. Таким образом, разговорная речь представляет собой отдельное самостоятельно явление. Разговорная речь имеет свои нормы: 1) они связывают слова в предложения 2) морфологические нормы
Понятие русского языка изменялось. Можно выделить следующие этапы развития русского языка:
3) Татаро-монгольская ига привело к разделению украинского, русского, белорусского языка.
4) оформление национального русского языка
Курс русский язык и культура речи должен научить:
1) говорить правильней
2) выбирать необходимые языковые средства
3) строить свою речь выразительно
Объект этой дисциплины – это современный русский литературный язык – это язык 19-21 века, нормированный, образцовый. Культура речи – это владение нормами современного русского литературного языка.
Три аспекта культуры речи:
1) нормативный аспект
2) коммуникативный аспект
3) этический аспект (владение нормами в ситуации)
Языковая норма – это совокупность явлений, разрешенных системой языка и закрепленных в речи его носителей как обязательный.
Можно говорить о следующих видах норм:
Орфоэпические – низший уровень, уровень звуков.
Морфологический – слово в его изменении, правила изменения слова (падежи, склонения).
Синтаксические – как правильно построить словосочетания или предложения, как согласовать подлежащее и сказуемое между собой.
Орфоэпические нормы | Акцентологические нормы | Морфологические нормы | Синтаксические нормы |
амёба ( | каталОг ( | этот рантье ( | альтернатива чему ( |
повлёкший ( | договОр ( | этот пенальти ( | версия чего ( |
ака[д’э]мия ( | тОрты ( | эти инспекторы ( | благодарить за что ( |
[дэ]тектор ( | профессорОв ( | эти кремы ( | вопреки чему ( |
[д‘э]кан ( | (задача) сложнА ( | трое грузин (нулевое окончание) | согласно чему ( |
(работа) начатА ( | килограмм бананов (искл. яблок) | ||
(она) совралА ( | лучше | ||
(ты) включИшь (свет) ( | умнейший | ||
облегчИть (выбор) ( | о пятидесяти (изменение склонения числительных) | ||
В две тысячи седьмом году ( | |||
(ветер) колышет (траву) ( | |||
поезжайте! ( | |||
кладите! ( | |||
она машет рукой ( |
«Что» переводит прямую речь в косвенную.
Автор сказал рецензенту, что вы не можете замечать нового. Нарушение в оформлении прямой речи – нарушение синтаксической нормы.
Анонс – перечень мероприятий, которые случаются в ближайшее время.
То, что происходит на факультете, это настоящий анонс. Нонсенс – лексическая ошибка, нарушение использования заимствованного слова.
Профессор показал мне курсовой проект и сказал, что он устарел. Заменить он на тот.
Следует отметить следующие особенности. Стоит отметить – тавтология.
Устав после лекций, мне не работалось – безличная форма – не работалось. Я не мог работать, потому что я устал. Нарушение синтаксической нормы.
Можно согласиться с рефератом, где содержатся противоречия. Можно согласиться с рефератом, в котором содержатся противоречия. Нарушение синтаксической нормы.
Это исследование имеет (играет) большую роль в развитии науки. Это исследование имеет большое роль (значение) в развитии науки.
Они уже сейчас готовые к экзамену. Они уже (сейчас) готовы к экзамену. Нарушение морфологической нормы – употребление прилагательного.
В январе месяце. Плеоназм – речевая зависимость. Январь итак месяц.
Я попросил подругу принести свои записи лекций.
Правильно определив цели и задачи, эксперимент показал следующее. Правильно определив цели, мы определили в эксперименте.
В курсовых работах допускаются орфографические ошибки. В курсовых работах студенты допускают орфографические ошибки. Лексический уровень ошибки.
Однако, тем не менее испытания прошли. Лексическая ошибка, слова дублируют друг друга по смыслу.
Эта статья содержательна и интересна.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА, ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Задание 1. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.
Неправильный вариант Правильный вариант
1. Автор сказал рецензенту, что вы не можете
не замечать того нового, что имеется в ра¬боте.
2. То, что происходит сейчас на факультете, это
настоящий анонс.
3. Профессор показал мне курсовой проект
и сказал, что он уже устарел.
4. Следует отметить следующие особенности.
5. Устав после лекций, мне не работалось.
6. Можно согласиться с теми главами этого ре¬ферата,
где не содержится никаких внут¬ренних противоречий.
7. Это исследование имеет большую роль
в раз¬витии современной науки.
8. Они уже сейчас готовые к экзамену.
9. Не всегда существует взаимопонимание ме¬жду народом
и их представителями в Зако¬нодательном собрании.
10. В январе месяце начнется выдача
удостове¬рений нового образца.
11. Я попросил подругу принести свои записи лекций.
12. Правильно определив цели и задачи
иссле¬дования, эксперимент показал следую¬щее.
13. В курсовых работах допускаются орфогра¬фические ошибки.
14. Условия для достижения положительных результатов
были созданы, однако тем не ме¬нее испытания прошли
неудачно.
15. Эта статья содержательная и интересна.
Контрольная работа Функциональные стили речи
Функциональные стили речи
1. Что вы понимаете под функциональным стилем?
2. Перечислите функциональные стили, которые выделяются в современном русском литературном языке.
3. За счет чего создается единство стиля? Чем отличается один стиль от другого?
4. Что такое стилеобразующие факторы? Перечислите три основных стилеобразующих фактора.
5. Охарактеризуйте научный стиль (назовите сферу его функционирования, подстили и жанровые разновидности.
6. Перечислите языковые средства, формирующие научный стиль речи.
7.Охарактеризуйте официально-деловой стиль (назовите сферу его функционирования, форму речи, в которой он реализуется, перечислите подстили и жанровые разновидности, основные стилеобразующие черты, лексические, фразеологические и грамматические особенности).
8. Правомерно ли ставить вопрос о наличии речевых штампов в официально-деловой речи? Мотивируйте свой ответ.
Задание 1. Переработать текст источника, с учетом факторов, обеспечивающих легкость восприятия.
Укажите в произношении приведенных ниже слов допуск=тимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характе=ристику.
Задание 1 Прочитайте текст. Замените в тексте фразеологизмы словами или выражениями, близкими по значению. Как изменилась вы¬разительность получившегося текста?
Задание 1 1) Определите, к какому стилю речи относится каждый из фрагментов текстов (1-4).
Задание 1 Определите, к какому стилю речи относится каждый из фрагментов текстов. Проведите их лексико-стилистический разбор.
1. Педагогика — совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образо¬вание и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам. Педагогика вклю¬чает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной работы со взрослыми.
Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология — как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организа¬ции учебно-воспитательного процесса, его содержа¬ние, принципы, организационные формы, методы и приемы.
2.
С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.
В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно.
Задание 1. Определите, к какому функционально-смысловому типу речи от¬носятся тексты. Найдите в текстах лексические средства связи.
1. Прочитайте юмористический рассказ 0. Новожилова «Не Чехов». Определите нарушения требований к официально-деловому стилю в первом и втором письмах. Используя факты, упомянутые в двух письмах, составьте текст делового письма в соответствии с требо¬ваниями стиля и структуры этого речевого жанра.
Директор механического завода делал третью попытку прочесть официальное письмо, подготовленное его заместителем.
«На Ваш № 475/16 от 16.12.77 г. в настоящем сообщаем, что в силу того, что фактическое наличие запрашиваемых сведений в части частей к редуктору РМ-250 подтвердилось частично, обращаемся с просьбой разрешить пролонги¬ровать с целью увеличения наличия существующего сог. » —Директор сломал карандаш, швырнул обломки и поднял телефонную трубку.
— Антон Палыч, зайди, пожалуйста, ко мне. Через минуту заместитель появился в кабинете.
— Ты, Антон Палыч, деловой человек, опытный работник, но, послушай, когда я отучу тебя от этого бюрократического стиля? Пишешь письмо, причем в мини¬стерство, и что ты думаешь, там твои спирали читать будут?
— Так ведь я. не Чехов, — привычно буркнул Антон Палыч.
— Возможно, ты не Чехов и не Анатоль Франс, но простое письмо ты написать мо-жешь?
Заместитель сокрушенно молчал. Директор посмотрел на него и смягчился.