То что обусловлено внешними причинами существования и развития предмета процесса
Главные онтологические категории
Категории представляют собой общее, предельно широкое понятие, которое отражает всеобщие, существенные свойства и связи материального и духовного бытия. В них концентрируется содержание науки, обобщаются результаты познания, они же направляют процесс познания. Категории – это итог познания, они имеют методологическое значение. Категории – наиболее общие понятия, отражающие существенные связи явлений и процессов. Категории диалектики есть общие, предельно широкие понятия, отражающие связи и стороны бытия и мышления и выступающие парами. К числу категорий диалектики относятся: единичное и общее; причина и следствие; необходимость и случайность; содержание и форма; сущность и явление; возможность и действительность.
1. Единичное и общее. Единичное – это свойства и связи, присущие лишь данному предмету, явлению или процессу и отсутствующие у других (неповторимые). Общее – это свойства и связи, присущие многим предметам, явлениям и процессам; это – единое во многом.
2. Причина и следствие. Причина – взаимодействие между двумя или несколькими телами или элементами, сторонами одного и того же тела, вызывающее определенные изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах. Следствие – изменения, появляющиеся во взаимодействующих телах или элементах, сторонах в результате их взаимодействия. Причинно-следственная связь является формой всеобщей связи. Причина является активным, действенным фактором, и ее не следует отождествлять с условиями, способствующими проявлению причины. Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами его не вызывающие. Различные условия порождают разные следствия.
Причина связана со следствием необходимым, а не случайным образом, они находятся в непрерывном единстве. Причина предшествует следствию во времени, иначе не было бы истории, отсутствовала бы возможность предотвращать нежелательные следствия. Причина и следствие связаны генетически: первое порождает второе.
Причинно-следственная связь носит объективный, всеобщий и качественно многообразный характер. Существуют внешние и внутренние причины, основные и второстепенные, полные и специфические. Полная причина определяется как совокупность всех событий, при которых появляется определенное следствие. Специфическая причина представляет собой совокупность наиболее существенных в данной ситуации факторов, от которых зависит следствие.
3. Необходимость и случайность. Необходимость – то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития предмета, процесса. Случайность – то, что обусловлено внешними причинами существования и развития предмета (процесса), его взаимодействием с другими, окружающими его предметами (процессами). Если понятие причинности отражает обусловленность одних форм бытия другими, генетическую связь явлений, то понятие необходимости отражает неизбежность проявления соответствующих условий тех или иных связей и свойств. В понятии необходимости констатируется факт наступления после взаимодействия не любых, а определенных результатов. Необходимыми называются свойства и связи, имеющие причину своего существования в себе, обусловленные внутренней природой предмета, явления, процесса. Необходимость, в отличие от случайности, имеет свое основание в сущности предмета. Феномены необходимости и случайности существуют объективно, образуя единство противоположностей.
Случайности могут внешними и внутренними, благоприятными и неблагоприятными. Анализ взаимосвязи понятий «необходимость» и «случайность» является общетеоретической основой осмысления проблемы взаимосвязи социально-философских категорий «необходимость» и «свобода». Адекватное осмысление диалектики необходимости и случайности имеет важное мировоззренческое, методологическое и практическое значение. Абсолютизация необходимости в социальной сфере порождает пассивное отношение к социальной действительности, а абсолютизация случайности способна порождать в человеческих действиях авантюризм и волюнтаризм.
4. Содержание и форма. Содержание – вся совокупность сторон, свойств, признаков предмета, явления, процесса. Форма есть способ существования, способ развития, выражения содержания; внутренняя организация содержания. Содержание и форма предполагают и взаимообусловливают друг друга, не существуют друг без друга. Форма заключена в содержании, так как элементы системы включают в себя их связи, а содержание включается в форму, поскольку организация устойчивых связей есть в то же время и организация элементов. Форма содержательна, а содержание оформлено.
Взаимодействие содержания и формы определяет развитие предмета. Являясь противоположностями, эти феномены не только взаимополагают, но и взаимоисключают друг друга. Содержание играет определяющую роль в отношении формы, но форма обладает относительной самостоятельностью в отношении содержания. Относительно самостоятельный характер формы по отношению к содержанию проявляется в различных аспектах: 1) форма может отставать от развития содержания; 2) она может активно воздействовать на него, ускоряя или, наоборот, препятствуя его развитию; 3) одна и та же форма может служить выражением разного содержания; 4) различные формы могут выражать одно и то же содержание; 5) новое содержание может использовать старую форму; 6) старое содержание может облечься в новую форму.
Как и иные категориальные пары, категории содержания и формы недопустимо отрывать друг от друга и абсолютизировать одну из них, недооценивать другую. В сфере практической деятельности абсолютизация содержания ведет к схематизму в работе, а абсолютизация формы – к формализму и бюрократизму, к видимости дела. Поэтому преобразования объектов и явлений в социальной сфере носят оптимальный характер лишь при учете диалектической взаимосвязи их содержательного и структурного начал.
5. Сущность и явление. Сущность есть внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, скрытая за поверхностью явлений и выражающаяся в них. Явление есть внешняя, более изменчивая сторона действительности, представляющая собой форму выражения сущности. Сущность и явление – взаимосвязанные величины: сущность является, а явление существенно. Вместе с тем сущность – более устойчивая сторона предмета, а явление есть ее выражение и оно богаче сущности, так как отражает не только сущность данного предмета, но и другие явления, с которыми взаимодействуют. Явление более подвижно, чем сущность.
Сущность – основа явления, и хотя более устойчива, чем явление, она также изменяется. Явление находится на поверхности, поэтому изучение объектов и процессов начинается с изучения явлений, доступных непосредственному восприятию, и лишь затем исследуется сущность.
6. Возможность и действительность. Действительность – это то, что существует реально, что уже наступило, проявилось. Возможность – это то, чего еще нет, но что может наступить, проявиться. Возможность, реализуясь, превращается в действительность, отсюда: действи-тельность – осуществившаяся возможность; возможность – потенциальная действительность. Возможность существует реально, но лишь как свойство, способность вещи при соответствующих условиях превращаться из одной вещи или качественного состояния в другие.
Существующие возможности можно классифицировать по определенным признакам. Есть возможности реальные и формальные, абстрактные и конкретные, обратимые и необратимые.
При анализе феноменов возможности и действительности необходимо учитывать их единство и вместе с тем не следует их отождествлять. Если отрыв возможности от действительности и абсолютизация возможности на практике могут привести к авантюризму и волюнтаризму, то их отождествление способствует формированию пассивного отношения к бытию.
Итак, категории философии являются средством познания действительности с целью ее преобразования. Вся система диалектических категорий обладает следующими функциями: онтологической, гносеологической, логической и методологической.
Задания для проверки уровня компетенций:
1. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы».
2. Известный древнегреческий афоризм призывает:
«Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».
а) Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни.
б) О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь?
в) Сформулируйте этот закон и назовите его основные категории.
3. Поразмышляйте над следующим высказыванием:
«В диалектике отрицать не значит просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом… Я должен не только что-либо подвергнуть отрицанию, но и снова снять это отрицание. Следовательно, первое отрицание необходимо произвести таким образом, чтобы второе оставалось возможным… Но как этого достичь? Если я размолол ячменное зерно или раздавил насекомое, то хотя я и совершил первый акт отрицания, но сделал невозможным второй. Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие». (Ф. Энгельс).
а) Что такое «первое отрицание»? Каковым оно должно быть, чтобы сохранилось развитие?
б) Что такое «снятие», каковы его основные характеристики?
в) Сформулируйте в заключение закон отрицания отрицания. Приведите свои примеры.
г) Ответьте на вопрос, какой именно момент развития этот закон характеризует?
4. Какой подход используется для определения материи в данном высказывании?
«…вещь может быть принята в расчет в качестве материи, или тела, как живая, чувствующая, разумная, горячая, холодная, движущаяся, находящаяся в покое; над всеми этими именами подразумевается материя, или тело, так как все таковые имена суть имена материи» (П. Гольбах).
а) Диалектический или метафизический подход используется для определения материи?
б) С чем отождествляется материя?
в) В чем видит Гольбах проблему познания материи?
5. Является ли следующее рассуждение Дж. Беркли диалектическим?
«Я должен сознаться, что не нахожу, будто движение может быть иным, кроме относительного; так что для преодоления движения следует представить по меньшей мере два тела, расстояние между которыми или относительное положение которых изменяется».
6. Прочтите высказывание Г.В. Плеханова:
«Всякое движение есть диалектический процесс, живое противоречие, а так как нет ни одного явления природы, при объяснении которого нам не приходилось бы в последнем счете апеллировать к движению, то надо согласиться с Гегелем, который говорил, что диалектика есть душа всякого научного познания»[1].
В чем преимущества диалектики как метода познания?
7. «Диалектика стала наиболее удачной формой софистики. Не существует более вечной Истины и вечного Разума. Реальность — это история; история — это движение. Движение — это диалектический переход. Подпавший под влияние диалектики, исходя из природы своих познаний, без колебаний переменит любой свой взгляд на взгляд, полностью противоположный. Любой человек, который захочет придерживаться чего-то определенного, или не захочет постоянно менять свои взгляды и попытается доказывать свою правоту, прибегая к марксизму или обращаясь за поддержкой к фактам, будет объявлен буржуазным реакционером, и ему предложат впредь мыслить диалектически. Из-за этого в умах бедняг-правоверных воцарилась такая сумятица, что они готовы принять на веру любое положение, совершать любое действие и повиноваться любой команде, потому что, как им внушили, в этом и заключается то повиновение диалектике истории, в которой мудрый учитель искушен куда больше, чем любой правоверный. Эта новая наука постоянно сбивает с толку правоверных и приводит их в полное смятение, что им отныне остается лишь повиноваться приказаниям» (К. Ясперс).
а) Правильно ли Ясперс излагает диалектику?
б) Если десятки специальных наук изучают различные изменения — процессы образования и разрушения химических соединений, живых организмов, звёзд, государств, то чем же диалектика отличается от этих наук?
8. Известно выражение, что рука, отделенная от тела, лишь по названию рука. В свете каких категорий диалектики становится ясным это выражение?
9. Древнегреческий философ Эвбулит в софизме «Сорит» («Куча») поставил вопрос, ответ на который явил собой в конце концов один из основных законов диалектики:
«Составляет ли одно зерно кучу?» — «Нет». А еще одно прибавленное к первому?» — «Так же нет». Поставленный вопрос повторяется до тех пор, пока не пришлось признать, что в результате прибавления очередного зерна получилось то, что отрицалось вначале, то есть куча зерна».
О какой диалектической закономерности идет речь?
10. Как-то во дворике Парижского университета у «ангельского доктора» Фомы Аквинского вышел спор о том, есть ли у крота глаза. Каждый стоял на своем истово и непоколебимо. Но тут садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми да и предложи свои услуги:
«— Хотите, — сказал он, я вам сей же миг принесу живого крота. Вы посмотрите на него, на том и разрешится ваш спор.
— Ни в коем случае! Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли в принципе у принципиального крота принципиальные глаза».
Какой способ мышления высмеивается в этом историческом анекдоте?
Список рекомендуемой литературы
[1] К вопросу о развитии монистического взгляда на историю // Избр. философские произведения: В 5 т. М., 1956, Т. 1. С. 566.
Проблемы познания в философии
Введение.
1.Сущность познания, его понимание в истории философской мысли.
2.Чувственное и рациональное познание.
3.Проблема истины.
4.Истина и практика. Основные подходы.
Проблемой ПОЗНАНИЯ, его возможностей и закономерностей занимается теория познания или гносеология (от греч. gnosis — знание, и logos — учение), которая является одним из разделов философии.
1 вопрос. СУЩНОСТЬ ПОЗНАНИЯ, ЕГО ПОНИМАНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.
ПОЗНАНИЕ – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
СУБЪЕКТ познания — это активно осуществляющий познавательную деятельность производитель знания. Субъектом познания является, прежде всего, личность. Именно она непосредственно наделена способностью познавать. Но субъектом познания может быть и коллектив, социальная группа, а также общество в целом.
ОбЪЕКТ познания — это то, на что направлена познающая деятельность субъекта, фрагмент бытия, оказавшийся в поле зрения его познающей мысли. Объекты познания делятся на:
• первичные, то есть фрагменты природной и социальной действительности;
• вторичные — различные проявления духовного мира людей;
• третичные — свой собственный духовный мир.
В философии существуют 2 ОСОВНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ:
1. ГНОСТИЦИЗМ. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Познание — это такое отношение человека к миру, в результате которого человек получает новое знание о нем. Это процесс получения знания.
2. АГНОСТИЦИЗМ. Агностики (часто идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.
Агностицизм в познании обусловлен причинами гносеологического и социального порядка. К гносеологическим причинам относят:
• сложность и противоречивость любого объекта познания, неполное совпадение явления и сущности;
• определенную ограниченность и противоречивость самого процесса познания (ошибки чувственного восприятия, возможность заблуждений, неполнота знаний и т. д.);
• непонимание диалектики объективного мира и его познания, ошибочность методологических позиций (субъективизм, метафизичность).
Социальной причиной является позиция определенных социальных сил, заинтересованных в утрате широкими массами гносеологического оптимизма для их оглупления и выключения из социальной жизни.
Агностицизм может выступать в различных формах. В связи с разнообразием этих форм, заглянем в историю философских учений.
1.СКЕПТИЦИЗМ. Элементы агностицизма мы наблюдаем впервые в философов-скептиков античного мира (ПИРОН, ЭНЕСИДЕМ и др.). Они утверждали, что все знания нужно подвергать сомнению. Такая позиция играла положительную роль в борьбе против различного рода догматов.
2.СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ. Крайняя форма скептицизма родилась в XVIII веке в рассуждениях английского философа, субъективного идеалиста Д.ЮМА, который вообще отрицал вопрос о существовании объективного мира, поскольку, по его мнению, сознание человека не может выйти за пределы субъективных ощущений, а, следовательно, не может и познать мир.
3.ДУАЛИЗМ. Несколько смягченной является другая форма агностицизма — дуалистическая позиция И. КАНТА, согласно которой признавалось реальное существование мира вещей, но отрицалось возможность их всестороннего познания. Человек, по мнению И,КАНТА, может познать явления объективного мира лишь до определенных пределов; проникнуть же в их сущность («вещь в себе») ему не дано.
4. РЕЛЯТИВИЗМ и другие. В современных условиях агностицизм чаще всего выступает в форме релятивизма и иррационализма. Если первый преувеличивает, абсолютизирует относительность наших знаний, объявляет любые научные теории условными и относительными, то второй принижает роль разума в науке, утверждает, что мир по своей природе иррационален, а потому и непознаваем.
К этим течениям мы ещё вернёмся при рассмотрении 3 и 4 вопроса данной лекции и попытаемся более чётко обозначить их в рамках проблемы истины и её критериев.
2 вопрос. ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ.
В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.
1. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. Чувственное познание: это непосредственное взаимодействие субъекта и объекта, отражение предметов и процессов с помощью органов чувств, в результате которого человек получает первичные знания об объекте. Выделяют два рода чувственных форм: первого рода или индивидуальные ощущения, восприятия и представления окружающей действительности и второго рода, то есть ощущения слов, рисунков, фотографий, образцов, клипов, проекций и прочих выработанных человечеством средств, для передачи содержания ощущений и восприятия многих и многих действующих людей.
Простыми ФОРМАМИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются ощущения, восприятия и представления.
а) ОЩУЩЕНИЕ — это начальная, исходная форма познания, осуществляющая непосредственную связь с миром, превращение физиологического процесса в психический, в факт сознания и возникновение идеального образа отражаемого объекта. Ощущения (осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) отражают лишь отдельные стороны объекта и не дают целостной картины о нем.
б) ВОСПРИЯТИЕ — это комплекс нескольких ощущений; процесс построения целостных образов предметов и их взаимоотношений, действующих в данный момент на органы чувств.
в) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это воспроизведение с помощью памяти и воображения уже имевшихся в прошлом личном и общественном опыте восприятий. Представление служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием.
2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Рациональное познание (мышление): это форма познания, в процессе которой человек получает вторичные (выводные) знания, используя не непосредственный контакт с предметами и явлениями, а опосредующую промежуточную связь в виде абстрактных форм.
Рациональное познание осуществляется в трёх простых формах: понятии, суждении и умозаключении и сложных (высших) формах мышления: темах, проблемах, гипотезах, теориях, науках и т. д.
а) ПОНЯТИЕ — это исходная форма рационального познания, логическая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства и отношения предмета.
б) СУЖДЕНИЕ — это мысль, в которой утверждается или отрицается что — либо относительно предметов или явлений.
в) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — это такая форма мышления, благодаря которой из нескольких взаимосвязанных суждений выводятся новые.
3.Близким к рациональному является ИНТУИТИВНОЕ ПОЗНАНИЕ, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне. Интуиция: это непосредственное внезапное неосознанное получение знаний. Она принадлежит к надсознательной области духовного мира человека.
ВИДЫ ИНТУИЦИИ:
1. Чувственная (мгновенное чувство).
2. Рациональная (мгновенное решение логических проблем).
3. Эйдическая, как синтез чувственной и рациональной интуиции.
3 вопрос. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.
ИСТИНА — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержания наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Это верное знание о предмете.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ к пониманию истины:
ОБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина — это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом.
СВОЙСТВА ИСТИНЫ:
Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме.
Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.
В-третьих, истина — это диалектическое единство абсолютного и относительного.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА — это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается:
1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима;
2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин.
Под ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНОЙ понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная.
Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма — одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия. Напомним, Релятивизм утверждает(см. вопрос1), что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину. ДОГМАТИЗМ, напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины.
Диалектика утверждает: нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность.
В тоже время, абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Это мы и проследим в ходе следующего вопроса.
4. ИСТИНА И ПРАКТИКА. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ.
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ сложна и активно дискутируется на современном этапе. В истории философии сложились несколько пониманий, способов толкования истины. У истины есть свои критерии и соответствующие им теории.
1.СЕНСУАЛИСТСКАЯ. СЕНСУАЛИСТЫ считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств.
2. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина — это то, что есть». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается и становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична.
3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ. «Истина — это соответствие знаний действительности». Это классическая гносеологическая концепция. Однако и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. — вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.
4. ПОЗИТИВИСТСКАЯ. «Истина — это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?). Одна часть неопозитивистов развивает теорию ВЕРИФИКАЦИИ, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая — утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой.
5. ПРАГМАТИЧЕСКАЯ. «Истина — это полезность знания, его эффективность». По этим критериям в качестве истинного признавалось то, что в данный момент времени дает эффект, приносит своего рода «прибыль». одной из гланых оластей применения такого подхода стала политика.
6. КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ (основоположник — Ж. А. Пуанкаре). «Истина — это соглашение». По этому определению, в случае возникновения разногласий, нужно просто договориться между собой, что считать истиной. Ясно, что подобная позиция может быть применима лишь в довольно узких областях деятельности, и лишь на определенное время.
Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины. Истина одновременно:
— субъективна и объективна (этот человек порядочный);
— абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);
— относительна и абсолютна (пример с атомом).
Что же мы понимаем под понятиями заблуждение и ложь? На их счет принят такой «договор».
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины.
Ложь — намеренное искажение верного.
Учитывается тот факт, что в познавательной деятельности людей большое значение имеют вера, уверенность, убеждение, заинтересованность. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры. Причём, если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.
Процесс познания не может быть реализован без достижения понимания. Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия. Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог. Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».
Именно в этом плане важна Интерпретация — вариант изложения понимания. Художественная литература, например, предоставляет нам возможность филологической интерпретации. Причем, интерпретации могут подвергаться исторические события и факты, теории и теоретические концепции, нормы поведения и поступки и т. д.
Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан. Феноменом, отвечающим этим условиям, является практика.
ПРАКТИКА — это целенаправленная, предметная, преобразующая деятельность людей. Она не сводится к личному опыту индивида, а является материальной деятельностью людей во всем ее объеме (производственном, потребительском, экономическом, научном, художественном и т. д.) и историческом развитии. Именно историчность, изменчивость практики обуславливает ее относительный характер: на каждом конкретном этапе познания она имеет ограниченные возможности, которые не позволяют проверить все добытые знания.
ПРАТИКА – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные ВИДЫ ПРАКТИКИ:
1. Материальное производство.
2. Управленческая деятельность.
3. Научный эксперимент.
ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ – то, чем она является:
1. Критерием истины.
2. Основой познания.
3. Целью познания.
4. Результатом познания.
Но нужно учитывать и то, что есть сферы, недоступные для проверки. К ним относятся, например, математический и логический способы получения знания.
Таким образом, в результате сложного и длительного процесса возникновения и развития сознания, человек приобрёл способность адекватно отражать объективный мир выявлять его закономерности. Именно в сознании познающего субъекта формируется образ изучаемого объекта. Основной же формой познания и критерием истины является практика. Однако, практика является хоть и решающим, но не единственным таким критерием.