Тко в снт что это
Обращение с ТКО в садово-дачных объединениях
Под обязанность заключить договор с региональным оператором попадают все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы (ТКО), в том числе и все виды садово-дачных объединений. Это требование Федерального закона №89 «Об отходах производства и потребления». Правление товарищества заключает контракт с действующим регоператором ЭкоСтройРесурс на всех дачников. Но что делать если собственник оформил дом, как индивидуальное жилое строение (ИЖС)?
Разница расчетов для жилого и садового дома на территории СНТ
1. Жилой дом (или часть жилого дома), расположенный на территории садово-дачного товарищества оформлен как ИЖС (индивидуальное жилищное строительство)
Если в документах о собственности (выписке ЕГРН) в отношении объекта недвижимости «Назначение объекта» обозначено как «жилое», то плата за услугу по обращению с ТКО будет рассчитываться исходя из нормативов накопления для жилых помещений, утвержденных приказом МинЭнерго от 29.12.2018 №1023*.
Для городских округов Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск норматив накопления ТКО составляет 0,091 м3 на 1 кв. метр общей площади жилого помещения. Единый тариф составляет 598,16 руб/м3.
Квитанция от регионального оператора может приходить как индивидуально собственнику дома, так и СНТ, в случае если договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в интересах собственника, заключила организация (СНТ). Сумма начисления для ИЖС от этого не меняется.
2. На земельном участке в черте СНТ возведён садовый дом
В этом случае, расчет для садово-дачного товарищества будет осуществлен исходя из количества членов объединения. Дачники передают свою часть платежа за обращение с ТКО правлению (в составе членского взноса), а правление перечисляет общую сумму региональному оператору.
Норматив накопления ТКО для членов СНТ утвержден приказом МинЭнерго от 19.12.2016 № 804, он рассчитан с учетом сезонности, подразумевающей проживание потребителей на территории СНТ в теплое время года (с апреля по октябрь) и составляет 2,26 м3 в год на 1 участника объединения.
Льготы и скидки
Индивидуальное жилое строительство подразумевает круглогодичное проживание собственника, в связи с чем ТКО на территории ИЖС также образуется круглый год, поэтому никаких сезонных скидок для индивидуальных жилых помещений не предусмотрено.
А вот все садово-дачные объединения при оформлении договора с регоператором могут получить 50-процентную скидку на каждого участника такого объединения. Таким образом, сумма платежа будет не 112 рублей, а 56 рублей 32 копейки в месяц.
Как уменьшить оплату на сумму членского взноса за ТКО, если дом оформлен как жилой
Если в товариществе все документы оформлены правильно, то ситуации с двойными платежами возникнуть не должно. Но если такое случилось и собственнику жилого дома на территории СНТ приходит индивидуальная квитанция от регионального оператора, рассчитанная по площади дома, и одновременно садово-дачное товарищество просит оплачивать ТКО в составе членского взноса, то необходимо:
Председатель садово-дачного товарищества должен обратиться к региональному оператору (и приложить копию заявления собственника) для оформления допсоглашения к договору, чтобы уменьшить сумму платежей на членов СНТ. После этого ЭкоСтройРесурс сделает перерасчёт оплаты за услугу «Обращение с ТКО» в связи с уменьшением количества членов СНТ.
Корректировка сведений
Если вы считаете, что в свидетельстве о праве собственности (в выписке из ЕГРН) содержатся неверные сведения – например, неверно указана общая площадь или назначение объекта недвижимости, вы можете обратиться в отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) для устранения допущенной ошибки. Именно Росреестр уполномочен вносить изменения в ЕГРН.
Когда данные в свидетельстве о собственности будут изменены, владелец недвижимости сможет обратиться в любой центр обслуживания «ЭкоСтройРесурса» с подтверждающими документами и заявлением об уточнённых данных.
Правомерность начисления платы за ТКО
Согласно ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами. В ч. 4 ст. 154 ЖК РФ конкретизируется, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» у регионального оператора должен быть заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В СНТ договор на вывоз мусора заключается централизовано со специализированной компанией, оплата ее услуг осуществляется за счет членских взносов членов товарищества (п. 3 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Таким образом, в случае если у вашего СНТ заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и вы систематически уплачиваете членские взносы, то отдельно оплачивать услуги специализированной компании вы не должны.
В связи с тем, что оплата услуг регионального оператора происходит в пределах утвержденного единого тарифа на его услуги, расчет происходит из установленных нормативов по объемам накопления мусора и тарифов на оплату услуг регионального оператора.
Тот факт, что в январе и феврале вы не проживали в жилом доме в СНТ, не дает вам возможности не оплачивать данные платежи, так как согласно п. 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, вам нужно оплатить вывоз твердых коммунальных отходов, но так как договор с региональным оператором заключен СНТ, а вы систематически вносите членские взносы, из которых и осуществляется оплата услуг специализированной компании, отдельно платить за вывоз твердых коммунальных отходов вы не должны.
Вы можете направить письменное заявление в управляющую компанию о несогласии с начислением вам платы за ТКО и потребовать перерасчета, указав на то, что договор заключен с СНТ и членские взносы вами оплачены.
Как платить за вывоз мусора с подмосковной дачи
Я живу и прописана в Москве и там оплачиваю вывоз мусора. Есть дачный участок, где стоят два домика. Счет за вывоз твердых бытовых отходов — ТБО — выставляют на оба. Мы приезжаем на дачу по выходным, да и то только летом.
Посоветуйте, пожалуйста, как отказаться от вывоза мусора с октября по май. Как пересчитать вывоз мусора на один жилой дом?
Марина, напрямую отказаться от вывоза мусора на даче нельзя: это не предусмотрено законом. Но у вас есть право пересчитать до нуля уже произведенные начисления, чтобы не платить за одну услугу дважды.
С января 2019 года плату за вывоз мусора в Московской области начисляют по количеству квадратных метров. Так что не имеет значения, сколько у вас домов: два маленьких или один большой. Плату рассчитают по суммарной площади.
Почему требуют плату за вывоз мусора с дачи
В Московской области плату за обращение с твердыми коммунальными отходами — ТКО — начисляют исходя из площади жилого помещения.
Организацию, которая вывозит мусор, не интересует, живете вы в своем доме или нет. У них есть информация: на подведомственной территории столько-то квадратных метров жилья, в среднем там производят столько-то кубометров мусора. Среднее количество — это и есть норматив.
Таким образом, организация заранее знает, сколько денег должна получить от жителей за месяц. Это позволяет ей рассчитать, как часто она может отправлять машины и работников за мусором.
Как получить перерасчет и почему его обязаны сделать
Вывоз мусора — это коммунальная услуга, которая регулируется правилами предоставления коммунальных услуг.
В этих правилах нет нормы, что за коммунальные услуги, которыми вы не пользуетесь, можно не платить. Зато есть нормы о перерасчете платы за ЖКУ. Он возможен в редких случаях. Например, если потребитель отсутствует в жилом помещении более пяти дней подряд и подтвердил это документами, ему должны сделать перерасчет за время отсутствия. Пересчитают плату только за коммунальные услуги в квартире, где нет счетчиков по технической причине, и только за шесть месяцев. За услуги на общедомовые нужды и услуги, которые рассчитывают по площади жилья, заплатить придется.
После мусорной реформы появилась отдельная норма о перерасчете платы за вывоз ТКО по тому адресу, где вы не живете. Перерасчет также сделают только за полгода, если вас не было в квартире или доме больше пяти дней подряд.
За перерасчетом можно обратиться к региональному оператору по вывозу мусора в течение 30 дней после возвращения или заранее. Контакты регионального оператора указаны в верхней части квитанции. Право на перерасчет нужно подтвердить. Например, можно получить в организации по вывозу мусора в Москве справку, что по адресу вашей регистрации за такой-то период уже начисляли плату за вывоз ТКО. Эту справку нужно представить оператору в Подмосковье, который вывозит мусор с вашей дачи.
Смысл перерасчета не в том, чтобы не платить за услугу, если ею не пользовались. Перерасчет делают, чтобы люди дважды не платили за одно и то же. Почти невозможно достоверно установить, что вы действительно не выбрасывали мусор на своей даче все время с октября по май. Но в те дни, когда вы платите за вывоз мусора в Москве, вы не должны платить за его вывоз где-то еще, и наоборот.
Потребитель представил квитанции, что он в те же месяцы оплачивал вывоз мусора по другому адресу — за себя и членов своей семьи.
Региональный оператор по вывозу мусора с решением не согласился и пожаловался в Московский областной суд, но тот оставил решение без изменения.
Я думаю, что и в течение года вы можете выбирать, по какому адресу платить за вывоз мусора, а где просить перерасчета. Не стоит ограничиваться периодом с мая по октябрь, ведь даже в летние месяцы, когда вы живете то в Москве, то на даче, вы не должны платить за одну услугу дважды.
Когда в перерасчете откажут
В вашем случае не получится отказаться от услуги по вывозу мусора заранее. Разве что у вас будут документы о направлении в длительную командировку или на длительное стационарное лечение. А еще не сделают перерасчет сразу с октября по май, ведь это семь месяцев, а перерасчет возможен только за полгода. Придется обращаться за ним дважды. Также перерасчет не сделают без документальных оснований.
Например, суд города Протвино Московской области отказал в перерасчете платы за вывоз ТБО, поскольку потребитель ссылался только на то, что в квартире никто не живет и мусор не производит. Истец не подтвердил, что он платил за вывоз мусора по другому адресу. Более того, он требовал перерасчета за шесть месяцев, за два из которых уже заплатил, то есть был согласен с выставленной квитанцией.
Суд города Одинцово Московской области отказал в перерасчете, потому что истец требовал его за будущий период. Мужчина в марте представил оператору справку председателя правления СНТ о том, что будет отсутствовать в жилом доме по апрель включительно. Но не только это смутило суд: после апреля никаких дополнительных документов коммунальщики от истца не получили. В апелляции решение немного изменили: правильно учли площадь дома и уменьшили плату на 50 Р в месяц.
Кроме того, перерасчет не сделают, если вы живете по другому адресу без документов. Например, если сняли квартиру по устной договоренности и без временной регистрации, перерасчета по квартире, где вы прописаны, не будет.
Все эти правила действуют в тех населенных пунктах, где плата начисляется по количеству квадратных метров. Там, где ее считают по количеству прописанных людей, правила перерасчета отличаются. Я уже писала, что в городе, где плата за вывоз мусора связана не с площадью, а с количеством прописанных, перерасчет за непроживание не сделают, а будут начислять плату по числу собственников.
Еще на тему мусора у нас есть статья про то, как выбросить старый диван и сломанную стиральную машину. Посмотрите, если интересно.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Вывоз мусора в СНТ
Как выбирают регионального оператора по вывозу мусора
«В нашем товариществе творится настоящий кошмар, — возмущается собственник участка в подмосковном СНТ. — Мусор с территории не вывозили уже больше двух недель. Контейнеры переполнены, бумаги, пакеты и другую грязь разносит по всей округе. А запах, исходящий от мусорных баков, словами вообще не передать. Вместо того чтобы наслаждаться летними днями, мы вдыхаем „ароматы» отходов, которые на жаре только усиливаются».
Такой случай — не единичный. На то, что региональный оператор халатно относится к выполнению своих обязанностей, жалуются многие садоводы. Однако отказаться от услуг компании, с которой заключен договор, не получится: члены садоводческого товарищества не имеют возможности выбирать оператора. Эта процедура проводится региональными властями на конкурсной основе.
Региональный оператор должен в полной мере выполнять поставленные задачи и своевременно вывозить бытовые отходы на всей территории региона. Для этих целей разрешено заключать договоры с компаниями-подрядчиками. Но контроль за выполнением всех работ остается на операторе.
Ведение бухгалтерии СНТ
Тарифы регионального оператора
Стоимость вывоза мусора формируется отдельно в каждом регионе РФ. Тарифы устанавливают местные власти с учетом предложений компании, выбранной в качестве регионального оператора.
Обязанность председателя — оплачивать услуги из взносов, собранных с садоводов. Если договор на вывоз мусора заключен с СНТ, то никакие дополнительные платы дачникам вносить не придется.
Какой мусор должен вывозить региональный оператор
Российское законодательство разделило все отходы на пять классов, различных по степени безопасности:
Региональный оператор в СНТ обязан вывозить только твердые бытовые отходы, относящиеся к пятому классу.
Это бытовой мусор, который копится у каждого владельца частного дома или квартиры в результате повседневной жизнедеятельности: упаковки от продуктов, остатки пищи, пакеты, а также старая бытовая техника, одежда и обувь, поломанная мебель, фасовочный картон, упаковочная бумага и т.д.
Также региональный оператор имеет право не забирать мусор, если он способен нанести вред здоровью людей или вывести мусороуборочную технику из строя.
Требования к мусорным площадкам
На месте сбора мусора потребуется установить не менее двух контейнеров, предназначенных для раздельного сбора органических и неорганических отходов.
Как оборудовать площадку
Перед тем как оборудовать площадку, председателю потребуется провести общее собрание членов товарищества и утвердить место размещения мусорных баков. Далее этот момент необходимо согласовать с органами местного самоуправления: каждая площадка должна быть внесена в единый реестр мест накопления отходов.
На основании поступившего заключения администрация примет решение об оборудовании площадки для сбора мусора. Если Санэпиднадзор выявит нарушения, их придется устранять, а затем подавать повторную заявку.
Договор с региональным оператором
После того как мусорная площадка полностью оборудована в соответствии со всеми санитарно-эпидемиологическими нормами и согласована с местной администрацией, председателю можно заключать договор с региональным оператором о вывозе мусора из СНТ.
Перед этим дачникам нужно утвердить схему вывоза мусора. Она может производиться круглый год или только в течение дачного сезона. Последний вариант актуален для тех товариществ, жители которых не остаются в своих загородных домах на зиму.
Если местные власти по каким-то причинам не определились с выбором регионального оператора, жители СНТ имеют право самостоятельно выбрать организацию, которая будет заниматься вывозом мусора. Главное, чтобы у компании присутствовала необходимая лицензия. С организацией также потребуется заключить договор.
Тко в снт что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 октября 2019 г. № 08-25-53/24802 “О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО”
Минприроды России в связи с неоднократным поступлением обращений по вопросам регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в пределах имеющихся полномочий полагает возможным разъяснить следующее.
Таким образом, к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
При этом согласно положениям статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, установленных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 (Правила № 505).
Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, согласно которому коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Положения в части коммерческого учета ТКО применительно к собственникам жилых помещений (жилой дом, квартира) уточняются в Правилах № 354.
В связи с вышеизложенным, отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом № 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Вместе с тем, согласно пункту 3 Правил определения нормативов в целях определения нормативов в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
В свою очередь Методическими рекомендациями утвержден рекомендуемый перечень категорий объектов, на которых образуются ТКО.
Таким образом, уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, подлежит учету при определении нормативов ТКО.
В соответствии с ЖК РФ, под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден и введен в действие с 1 июля 2015 г. приказом Росстандарта от 27 октября 2014 г. № 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД, при наличии порубочного билета. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ.
На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключённым с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
В соответствии с Правилами № 1156 потребители (собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО), осуществляют складирование ТКО и КГО в местах сбора и накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.
Способы складирования КГО:
1. В бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
2. На специальных площадках для складирования КГО.
В связи с тем, что площадки для складирования КГО могут быть расположены не в непосредственной близости от источника их образования, пунктом 12 Правил № 1156 предусматривается, что потребители имеют самостоятельную возможность доставить КГО на площадку для их складирования, определенную договором на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
На основании изложенного, КГО образуются у физических лиц и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
С учетом положений Правил № 1156 в части определения КГО, их складирования, а также Правил определения нормативов в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются КГО), КГО должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Таким образом, отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как КГО и подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
При этом согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Таким образом, отходы, образованные при капитальном ремонте жилых помещений (это работы по замене и восстановлению несущих, ограждающих и коммуникационных конструкций, пришедших в негодность в результате эксплуатации), не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
3. Статьей 1 Закона № 89-ФЗ определено, что ТКО являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Таким образом, исходя из указанного определения, отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности физических лиц в процессе отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) могут быть отнесены к ТКО на основании основного признака, как отходы, образованные внутри жилого помещения, и также подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.
Одновременно Минприроды России сообщает, что в соответствии с абзацем вторым пункта 14 Правил № 1156 в контейнерах запрещается складировать, в частности, горящие, раскаленные или горячие отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Следовательно, если образованные физическими лицами отходы в результате отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) в конкретном случае являются горящими, раскаленными или горячими отходами, то их складирование в контейнерах не допускается.
4. Согласно статье 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО. При этом накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО осуществляются в соответствии с Правилами № 1156.
В соответствии с положениями статьи 8 Закона № 89-ФЗ с 1 января 2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров, и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД.
Согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества в МКД. Доля в праве общей собственности на общее имущество в МКД собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД определена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен МКД и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту “д(2)” пункта 11 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
При этом в соответствии с пунктом 17 Правил № 491, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления МКД:
В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденный Постановлением № 290, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО, под которой понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (пункт 26(1) Минимального перечня услуг).
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих, в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из комплексного анализа законодательства Российской Федерации следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе по выкату контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений МКД или лицах, осуществляющих управление МКД. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, в том числе выкат контейнеров из мусороприемных камер до мест накопления ТКО, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в МКД.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Одновременно Минприроды России сообщает следующее.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:
— установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
— содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории).
Организация и содержание контейнерной площадки невозможно без наличия на ней контейнера. Контейнер является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
Необходимая валовая выручка регионального оператора, в том числе, включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание в размере не более 1% от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования).
Учитывая вышеизложенные требования законодательства Российской Федерации, приобретение контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию может осуществляться региональным оператором, но только в пределах, не превышающих 1% необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования, при учете органом регулирования тарифов соответствующих расходов.
По общему правилу, контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление МКД, потребителями.
Подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Таким образом, прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы МСУ. Непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Пунктом 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772- 2001).
Из анализа приведенных правовых норм следует, что федеральное законодательство не возлагает на граждан и юридических лиц обязанности по содержанию иных территорий, кроме земельных участков, находящихся в их собственности или владении.
Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТКО, расположенных на неразграниченных землях, возлагается на органы МСУ.
В случае осуществления ликвидации несанкционированной свалки ТКО силами регионального оператора, согласно пункту 17 Правил № 1156, за региональным оператором остается право обращения в суд с требованием о взыскании понесенных убытков.
Дополнительно Минприроды России сообщает, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи, следует учитывать, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации | В.Г. Логинов |
Обзор документа
Минприроды разъяснило, что к твердым бытовым отходам (ТКО) могут быть отнесены отходы, образованные гражданами в пределах жилых помещений, а также подобные им по составу отходы, образованные организациями и ИП. Отходы, возникающие в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют законодательному определению ТКО.
Для установления нормативов накопления отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории (например, уличный смет).
Растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО. Они должны вывозиться по договорам с лицами, обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Региональные операторы в рамках установленного единого тарифа обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют закону и учтены в нормативах накопления ТКО.
Отходы от текущего ремонта жилых помещений классифицируются как крупногабаритные отходы и вывозятся региональным оператором в рамках единого тарифа.
Отходы, образованные при капремонте жилых помещений, не относятся к ТКО и не входят в зону ответственности регионального оператора.
Если образованные физическими лицами отходы в результате отопления частных домовладений и помещений твердым топливом (дрова, уголь) являются горящими, раскаленными или горячими отходами, то их нельзя помещать в контейнеры.
Ликвидировать несанкционированные свалки ТКО, расположенные на неразграниченных землях, обязаны органы местного самоуправления.
Разъяснены условия содержания мест (площадок) накопления ТКО.