Тире три точки три тире три точки что это
Сигнал SOS: три точки – три тире – три точки
Все романтические расшифровки сигнала SOS – такие, как «save our souls» («спасите наши души») или «swim or sink» («плыть или тонуть») – не имеют ничего общего с реальной историей его возникновения. Сигнал появился в самом начале XX века: его утвердили на очередном съезде радиотелеграфистов с подачи немцев. Одним из первых нововведением – впрочем, как известно, безуспешно – воспользовался экипаж терпящего бедствие «Титаника».
Впервые связь с кораблем, попавшим в неприятную ситуацию, установили ещё в 1899 году. Случилось это, кстати, в России: с помощью изобретения учёного Александра Попова по радиосвязи удалось установить контакт с командой броненосца «Адмирал Апраксин» — корабль тогда всего лишь сел на мель в Финском заливе. Рыбаков, естественно, удалось спасти, и тогда стало ясно, что вряд ли в последние годы появлялись настолько же важные для мореходства вещи, как радиосвязь.
Впрочем, пожинать лавры своего изобретения электротехнику Попову не пришлось — за него это сделал итальянец Маркони, который уже в 1900 году создал «Британскую компанию Маркони». Успех фирмы был предопределен: более того, вскоре выяснилось, что сигналы можно передавать не только на берег, но и с одного корабля на другой. Примерно тогда же Маркони произвел настоящий фурор: передал самый простой сигнал — три точки — на другую сторону Атлантического океана.
Впрочем, на протяжении нескольких лет радисты, которые уже появились на кораблях, устраивали на одной волне — ей пользовались практически все — настоящий хаос: получить важную информацию из-за постоянного грохота и потока бессвязных сообщений было практически невозможно. Тогда-то и собралась первая конференция по вопросам беспроволочной связи: специалисты решили упорядочить общение на радиоволнах, а также ввести специальный сигнал, который бы обозначил кораблекрушение. Получив такое сообщение, другие судна должны были — так, по крайней мере, предполагалось — спешить на помощь и передавать сигнал дальше на побережье.
В целом, сигнал бедствия, при помощи которого по радиоволнам передавали важнейшую информацию, уже существовал, но только на железных дорогах. Там радисты пользовались обозначение CQ. К этому на конференции добавили ещё одну букву D, от английского слова «distress», что можно перевести как «бедствие». В то же время делегаты съезда постановили, что без особой надобности такой сигнал использовать ни в коем случае нельзя — за ложную тревогу предложили ввести серьёзное наказание, вплоть до материальных взысканий.
Вскоре после решения конференции нововведением пришлось воспользоваться экипажу корабля «Республика»: в самом начале 1909 года пароход налетел на другое судно, которые, не получив серьёзных повреждений, ретировалось в порт. Ситуация же на «Республике» была плачевной — вода хлестала сквозь пробоину, а командир корабля решился на то, чтобы послать сигнал о помощи. В итоге проходивший почти в ста километрах от места столкновения корабль «Балтик» прибыл и смог спасти всю команду — более 500 человек.
Конференция работников беспроволочной связи была не последней — после первой собрали вторую, которая, к слову, получилась гораздо более успешной: представители стран, где было развито судоходство, приехали на неё с разных концов света. На ней обозначили первые проблемы: как выяснилось, подавать сигнал CQD совсем неудобно, поскольку это требовало большого мастерства от радиста, который к тому же во время бедствия оказывался в крайне затруднительных обстоятельствах. Тогда же выбор и пал на сигнал SOS, с которым согласилось большинство участников конференции. Он был просто, понятен и лёгок в наборе.
Некоторое время радисты пользовались обоими сигналами: так, например, команда «Титаника», как считается, передавала в эфир и CQD, и SOS. Впрочем, со временем последний сигнал окончательно вытеснил из эфира первоначальный. Тем не менее, иногда сигнал бедствия пропускали: так, например, недалеко от крушения «Титаника» проходил пароход «Калифорнан». Однако радист, согласно одной из версий, уже лёг спать, а другие члены команды не смогли настроить приемник так, чтобы распознать сигнал. Для того, чтобы таких ситуаций больше не возникало, в 1929 году на очередном съезде по охране жизни на море владельцев кораблей обязали не только расширить штат радистов, но и оборудовать каждое судно специальной системой, которая автоматически принимает сигнал тревоги.
Несмотря на то, что символ SOS сейчас известен практически каждому, использовать его перестали с конца XX века. Тогда появилась новая, более современная система подачи сигналов бедствия. Тем не менее, от рулевого на корабле все равно требуют знать азбуку Морзе, поскольку иногда информацию с корабля на корабль передают световыми сигналами.
Блог моряка торгового флота
Записки о морской жизни.
суббота, 14 апреля 2012 г.
Три точки, три тире, три точки
Сегодня поговорим об истории сигналов бедствия – очень важной составляющей морской профессии. Какие сигналы использовали мореплаватели до появления современной Глобальной Морской Системы Связи и для обеспечения Безопасности (GMDSS). Во времена седые и дремучие, когда корабли имели паруса, а моряки контракты по три года сигналы бедствия подавали всеми возможными способами. Обычно палили из всех корабельных орудий, колотили в рынду и жгли смоляные бочки стараясь привлечь внимание. Так случилось, например, в 1588 году с одним из кораблей испанской армады «Санта Мария де ла Роса», которое попало в сильнейший шторм у берегов Кубы. Моряки как ни пытались побороть стихию, но последняя одержала верх – несмотря на все усилия: поднятые флаги, пальбу из орудий и махание руками судно затонуло вместе со всем экипажем. Тогда-то и призадумались моряки о маломальской стандартизации подаваемых сигналов бедствия, чтобы было отчетливо понятно, что суета на палубе это действительно призыв о помощи, а не пьяный дебош.
В 1760-х годах на морском флоте стали осваивать систему визуальной связи, используя семафорную азбуку. Сигнальщик, держа в обеих руках флажки, имитировал стрелки часов, где каждой букве и цифре соответствовало определённое положение рук с флажками. Данная система связи получила большую популярность и используется до сих пор, когда другие способы связи невозможны.
Однако флаги, выстрелы и какие-либо зрительные сигналы эффективны лишь в пределах видимости и слышимости. Часто у моряков просто не было никаких шансов спастись. Нужно было что-то менять, нужны были более действенные средства. И они со временем появились.
Гигантским шагом на пути развития средств связи стало изобретение радио. Скажем спасибо гражданину Сэмюелю Морзе, который придумал свою собственную азбуку, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. С её помощью телеграфисты могли посылать сообщения по проводам посредством так называемого ключа, приводимого в действие кистью руки. При нажатии ключа контакт замыкался и на другом конце провода получали электрический сигнал. За каждой буквой и цифрой Сэмюель Морзе закрепил определённую комбинацию коротких и длинных звуков (сигналов) – точек и тире.
Данное изобретение пришло и на флот, где быстро оценили достоинства азбуки и помимо радиотелеграфа, использовали азбуку Морзе также в общении между собой благодаря специальным судовым прожекторам. Точка – короткая вспышка, тире – длинная. Радиосвязь стала одной из наиважнейших новшеств на флоте. Но вскоре появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, так как на судах в то время использовали радиооборудование некоторых конкурирующих между собой компаний: «Marconi», «Telefunken» и «Сляби-Арко». Так как не было общих правил, то каждая компания разрабатывала свой собственный сигнал бедствия, что доставляло немало хлопот морякам. Так как последние оказались невольными заложниками борьбы конкурирующих организаций на рынке радиотелеграфии.
Компания «Маркони», например, использовала сигнал бедствия для своего оборудования – «CQD» (– • – • – – • – – • • ). К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger». Представители немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» использовали сигнал «SOE» ( • • • – – – • ). Но эти сигналы нельзя было назвать единым международным сигналом бедствия. Довольно часто призыв о помощи передавался вообще без всякого сигнала бедствия.
В середине 1906 года в Берлине состоялась Международная Радиотелеграфная Конференция. На которой, после многочисленных дебатов между участниками, было найдено соломоново решение – сигналом бедствия для радиосвязи на море отныне был установлен сигнал – «SOS». А все остальные сигналы бедствия отменялись.
Вопреки распространённому убеждению, «SOS» не является какой-либо аббревиатурой. Это просто случайно выбранная последовательность, удобная для запоминания и легко распознаваемая на слух. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как Save Our Ship (спасите наш корабль), или Save Our Souls (спасите наши души), или Swim Or Sink (плывите или утонем) появились уже после принятия сигнала.
Его принятие себя полностью оправдало – 10 июня 1909 года у берегов Азорских островов пассажирское судно «Slavonia» налетело на камни. Его радист передачей в эфир сигнала бедствия выбрал именно сигнал «SOS». В итоге не погиб ни один человек. Хотя, по инерции, судовые радисты некоторых компаний продолжали использовать и сигнал «CQD». Так небезызвестный всем пассажирский лайнер «Титаник», который, кстати сегодня празднует 100 лет своего первого и последнего рейса, в первые часы бедствия передавали только сигнал «CQD» и лишь в конце катастрофы – поочередно «SOS» и «СQD».
В 20-30-х годах прошлого столетия радисты уже могли свободно вести диалог в радиоэфире. Но возник простой житейский вопрос – как передавать сообщения первостепенной важности, которые понимали бы все? Ведь экипажи морских судов говорят на разных языках. И вот в 1947 году в Атлантик-Сити очередная Международная конференция ответила на этот вопрос, утвердив слово «Mayday» как международный сигнал бедствия в радиотелефонной (голосовой) связи. Примечателен тот факт, что в голосовой связи сигнал «SOS» не применяется, сигналом бедствия приобщении радио служит именно слово «Mayday».
С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации сигнал «SOS» заменен автоматизированной системой оповещения о бедствии – GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.
Прогресс не стоит на месте. Так на смену корабельным орудиям и парусам пришли радары и системы спутниковой навигации. Спасательные службы постоянно прослушивают радиоэфир и в отличие от мореплавателей давних времён, если сегодня кто-то терпит бедствие, он может быть уверен, что ему обязательно придут на помощь.
Кстати, передача ложного сигнала бедствия во многих странах считается преступлением. Это связано с высокой стоимостью спасательных операций и с риском, которому могут подвергаться их участники.
Сегодня поговорим об истории сигналов бедствия – очень важной составляющей морской профессии. Какие сигналы использовали мореплаватели до появления современной Глобальной Морской Системы Связи и для обеспечения Безопасности (GMDSS). Во времена седые и дремучие, когда корабли имели паруса, а моряки контракты по три года сигналы бедствия подавали всеми возможными способами. Обычно палили из всех корабельных орудий, колотили в рынду и жгли смоляные бочки стараясь привлечь внимание. Так случилось, например, в 1588 году с одним из кораблей испанской армады «Санта Мария де ла Роса», которое попало в сильнейший шторм у берегов Кубы. Моряки как ни пытались побороть стихию, но последняя одержала верх – несмотря на все усилия: поднятые флаги, пальбу из орудий и махание руками судно затонуло вместе со всем экипажем. Тогда-то и призадумались моряки о маломальской стандартизации подаваемых сигналов бедствия, чтобы было отчетливо понятно, что суета на палубе это действительно призыв о помощи, а не пьяный дебош.
В 1760-х годах на морском флоте стали осваивать систему визуальной связи, используя семафорную азбуку. Сигнальщик, держа в обеих руках флажки, имитировал стрелки часов, где каждой букве и цифре соответствовало определённое положение рук с флажками. Данная система связи получила большую популярность и используется до сих пор, когда другие способы связи невозможны.
Однако флаги, выстрелы и какие-либо зрительные сигналы эффективны лишь в пределах видимости и слышимости. Часто у моряков просто не было никаких шансов спастись. Нужно было что-то менять, нужны были более действенные средства. И они со временем появились.
Гигантским шагом на пути развития средств связи стало изобретение радио. Скажем спасибо гражданину Сэмюелю Морзе, который придумал свою собственную азбуку, изначально разработанную для наземного проводного телеграфа. С её помощью телеграфисты могли посылать сообщения по проводам посредством так называемого ключа, приводимого в действие кистью руки. При нажатии ключа контакт замыкался и на другом конце провода получали электрический сигнал. За каждой буквой и цифрой Сэмюель Морзе закрепил определённую комбинацию коротких и длинных звуков (сигналов) – точек и тире.
Данное изобретение пришло и на флот, где быстро оценили достоинства азбуки и помимо радиотелеграфа, использовали азбуку Морзе также в общении между собой благодаря специальным судовым прожекторам. Точка – короткая вспышка, тире – длинная. Радиосвязь стала одной из наиважнейших новшеств на флоте. Но вскоре появилась необходимость в стандартизации коммуникаций, так как на судах в то время использовали радиооборудование некоторых конкурирующих между собой компаний: «Marconi», «Telefunken» и «Сляби-Арко». Так как не было общих правил, то каждая компания разрабатывала свой собственный сигнал бедствия, что доставляло немало хлопот морякам. Так как последние оказались невольными заложниками борьбы конкурирующих организаций на рынке радиотелеграфии.
Компания «Маркони», например, использовала сигнал бедствия для своего оборудования – «CQD» (– • – • – – • – – • • ). К этому сочетанию моряки быстро подобрали фразу «Come Quick, Danger». Представители немецкой радиотелеграфной фирмы «Сляби-Арко» использовали сигнал «SOE» ( • • • – – – • ). Но эти сигналы нельзя было назвать единым международным сигналом бедствия. Довольно часто призыв о помощи передавался вообще без всякого сигнала бедствия.
В середине 1906 года в Берлине состоялась Международная Радиотелеграфная Конференция. На которой, после многочисленных дебатов между участниками, было найдено соломоново решение – сигналом бедствия для радиосвязи на море отныне был установлен сигнал – «SOS». А все остальные сигналы бедствия отменялись.
Вопреки распространённому убеждению, «SOS» не является какой-либо аббревиатурой. Это просто случайно выбранная последовательность, удобная для запоминания и легко распознаваемая на слух. Фразы, которые часто связывают с этим сигналом, такие как Save Our Ship (спасите наш корабль), или Save Our Souls (спасите наши души), или Swim Or Sink (плывите или утонем) появились уже после принятия сигнала.
Его принятие себя полностью оправдало – 10 июня 1909 года у берегов Азорских островов пассажирское судно «Slavonia» налетело на камни. Его радист передачей в эфир сигнала бедствия выбрал именно сигнал «SOS». В итоге не погиб ни один человек. Хотя, по инерции, судовые радисты некоторых компаний продолжали использовать и сигнал «CQD». Так небезызвестный всем пассажирский лайнер «Титаник», который, кстати сегодня празднует 100 лет своего первого и последнего рейса, в первые часы бедствия передавали только сигнал «CQD» и лишь в конце катастрофы – поочередно «SOS» и «СQD».
В 20-30-х годах прошлого столетия радисты уже могли свободно вести диалог в радиоэфире. Но возник простой житейский вопрос – как передавать сообщения первостепенной важности, которые понимали бы все? Ведь экипажи морских судов говорят на разных языках. И вот в 1947 году в Атлантик-Сити очередная Международная конференция ответила на этот вопрос, утвердив слово «Mayday» как международный сигнал бедствия в радиотелефонной (голосовой) связи. Примечателен тот факт, что в голосовой связи сигнал «SOS» не применяется, сигналом бедствия приобщении радио служит именно слово «Mayday».
С 1 февраля 1999 решением Международной морской организации сигнал «SOS» заменен автоматизированной системой оповещения о бедствии – GMDSS. В связи с этим значение сигнала «SOS» уменьшилось, хотя он по-прежнему может применяться.
Прогресс не стоит на месте. Так на смену корабельным орудиям и парусам пришли радары и системы спутниковой навигации. Спасательные службы постоянно прослушивают радиоэфир и в отличие от мореплавателей давних времён, если сегодня кто-то терпит бедствие, он может быть уверен, что ему обязательно придут на помощь.
Кстати, передача ложного сигнала бедствия во многих странах считается преступлением. Это связано с высокой стоимостью спасательных операций и с риском, которому могут подвергаться их участники.
Азбука Морзе
Коды Морзе. Русский алфавит Морзе. Напевы и сокращения.
На этой странице даётся справочная информация о коде Морзе, приводятся примеры закодированных символов, рассказывается об азбуке Морзе, выделяются особенности алфавита Морзе для русских букв. Алфавит Морзе представлен в виде таблицы и в виде картинок, которые можно скачать или распечатать.
Что такое азбука Морзе?
Азбука Морзе — азбука, в которой буквы закодированы с помощью кода Морзе. Изначально использовалось название «Код Морзе», но с началом Первой мировой войны выросла необходимость передачи буквенных кодов, код стал называться азбукой. В разной справочной литературе можно встретить разный «набор» азбуки: с включением только букв или с включением также цифр и знаков препинания. Наравне с названиями «Код Морзе» и «Азбука Морзе» популярно также название «Морзянка». С учетом тематики нашего сайта детально будет показан только русский алфавит Морзе.
Код Морзе изобретен в 1838 году, назван в честь его создателя Сэмюэля Морзе. Первая депеша по способу Морзе была послана между Вашингтоном и Балтимором 24 мая 1844 года с текстом «Вот что творит Бог».
Код Морзе
Код задает способ кодирования знаков последовательностью звуковых сигналов по определенным правилам. Код позволяет кодировать цифры, буквы, знаки пунктуации, служебные символы посредством длинных сигналов (тире) и коротких (точек). Сэмюэлю Морзе принадлежит идея кодирования, который приписывал себе изобретение телеграфа. Кодирование букв, а возможно и цифр, осуществил Альфред Вейлор (коллега Морзе). Позже код усовершенствовал Фридрих Герке. Код Морзе известен также как «Морзянка». Под международным телеграфным кодом, включающим 26 латинских букв, 10 цифр, знаки препинания и служебные символы, также понимается код Морзе.
Особенности кода Морзе:
Русский алфавит Морзе
В мировом телеграфе широко используется азбука Морзе для латинских букв. Существует вариант азбуки для русских букв. Русский алфавит из 33-х букв представлен 32-мя различными кодами Морзе (е=ё). При составлении русской азбуки Морзе учитывались начертаний русских букв. На картинке ниже показана «связь» кодов с начертанием букв.
Рис. 1. Азбука Морзе
Особенности азбуки Морзе для русского алфавита:
Скачать и распечатать азбуку Морзе:
Русский алфавит Морзе через термины «точка-тире».
Цифры и знаки препинания
Коды Морзе для цифр, знаков препинания, служебных символов, команд. У левой и правой круглой скобки код одинаковый.
Цифра | Код |
---|---|
0 | |
1 | • |
2 | • • |
3 | • • • |
4 | • • • • |
5 | • • • • • |
6 | |
7 | |
8 | |
9 |
Команда | Код |
---|---|
Ошибка/перебой | • • • • • • • • |
Конец связи | • • • |
Название и обозначение знака | Код | |
---|---|---|
точка | . | • • • • • • |
запятая | , | • • • |
двоеточие | : | |
точка с запятой | ; | |
левая круглая скобка | ( | |
правая круглая скобка | ) | |
апостроф | ‘ | • • |
кавычки | « | • • • • |
тире | — | |
косая черта | / | |
знак вопроса | ? | • • • • |
восклицательный знак | ! | |
эт коммерческая | @ | • • • |
Скачать и распечатать коды Морзе:
Напевы
Для изучения кодов Морзе используют напевы — слова, которые «похожи» на код. Слова состоят из такого числа слогов и способа произношения, при которых слово становится «похожим» на код. Слоги с гласными а, о, ы означают тире, слоги с другими гласными и «ай» означают точку. Таким образом, слово (напев) быстро ассоциируется с нужным кодом. Подход с использованием напевов помогает быстрее и легче запомнить азбуку Морзе, так как обычные слова привычнее человеку, чем сложно запоминающиеся комбинации точек и тире. Слово из напева начинается на ту же букву, что и буква азбуки. Это упрощает обучение.
Международный символ | Русский символ | Код Морзе | Напев |
---|---|---|---|
A | А | · − | ай-даа, ай-ваа |
B | Б | − · · · | баа-ки-те-кут, беей-ба-ра-бан |
C | Ц | − · − · | цаа-пли-наа-ши, цаа-пли-цаа-пли, цаа-пли-хоо-дят, цыы-па-цыы-па, цаа-пик-цаа-пик |
D | Д | − · · | доо-ми-ки, дааай-во-ы, дааач-ни-ки |
E | Е | · | есть |
F | Ф | · · − · | фи-ли-моон-чик, фи-ти-фаааа-ти |
G | Г | − − · | гаа-гаа-рин, гаа-раа-жи, гоо-воо-ри |
H | Х | · · · · | хи-ми-чи-те |
I | И | · · | и-ди, ишь-ты |
J | Й | · − − − | йош-каа-раа-лаа, и-краат-коо-еее, ес-наа-паа-раа |
K | К | − · − | каак-де-лаа, каак-же-таак, каа-тень-каа, кааа-те-тааа |
L | Л | · − · · | лу-наа-ти-ки, ли-моон-чи-ки, ли-шаай-ни-ки |
M | М | − − | маа-маа, моор-зее |
N | Н | − · | ноо-мер, наа-те, нооо-сик |
O | О | − − − | оо-коо-лоо |
P | П | · − − · | пи-лаа-поо-ёт, пи-лаа-ноо-ет |
Q | Щ | − − · − | щаа-ваам-не-шаа, щуу-каа-жи-вааа, щууу-каааа-плы-лааа, щууу-кааа-не-тааа, дааай-дааай-бор-щаааа, даай-даай-ви-нааа |
R | Р | · − · | ру-каа-ми, ре-шаа-ет, ре-бяяяя-та |
S | С | · · · | си-не-е, сам-та-кой, са-мо-лёт |
T | Т | − | таак, таам |
U | У | · · − | у-нес-лоо, у-бе-гуу |
V | Ж | · · · − | я-бук-ва-жее, же-ле-ки-тааа, же-ле-зис-тооо, жи-ви-те-тааак, жди-те-е-гоо |
W | В | · − − | ви-даа-лаа, вол-чаа-таа |
X | Ь | − · · − | тоо-мяг-кий-знаак, знааак-мяг-кий-знааак |
Y | Ы | − · − − | ыы-не-наа-доо, тыыы-не-мыыы-тааа |
Z | З | − − · · | заа-каа-ти-ки, заа-моо-чи-ки, зааа-хааа-ри-ки, заа-раа-зи-ки |
Ö | Ч | − − − · | чее-лоо-вее-чик, чаа-шаа-тоо-нет |
CH | Ш | − − − − | шаа-раа-ваа-рыы, шуу-раа-доо-маа |
Ñ | Ъ | − − · − − | твёёр-дыый-не-мяяг-киий |
É | Э | · · − · · | э-ле-роо-ни-ки, э-ле-ктроо-ни-ка |
Ü | Ю | · · − − | ю-ли-ааа-наа |
Ä | Я | · − · − | я-маал-я-маал, а-яяя-ска-заал |
1 | · − − − − | и-тооль-коо-оо-дноо, ку-даа-тыы-поо-шлаа, од-наа-гоо-лоо-ваа, пей-воод-кууу-ооо-диин | |
2 | · · − − − | две-не-хоо-роо-шоо, я-на-гоор-куу-шлаа, я-до-моой-поо-шлаа | |
3 | · · · − − | три-те-бе-маа-лоо, и-дут-дев-чаа-таа, де-ли-те-саа-хаар, где-тё-тя-каа-тяя и-дут-ра-диис-тыы, три-де-пу-тааа-тааа, и-дут-три-браа-тааа, люб-лю-сол-дааа-тааа | |
4 | · · · · − | че-тве-ри-те-каа, че-ты-ре-ча-сааа, ко-ман-дир-пол-каа, че-ты-ре-пол-ка, э-то-бу-ду-яяя | |
5 | · · · · · | пя-ти-ле-ти-е, пе-тя-пе-ту-шок, пя-те-ро-впу-ти, пя-ти-си-ни-е | |
6 | − · · · · | поо-шес-ти-бе-ри, шууу-ры-до-ма-нет, шеесть-по-ка-бе-ри, наам-пе-ре-да-ли, даай-по-це-ло-вать, шееесть-пе-ре-да-ю, дааа-хо-лос-тя-ки | |
7 | − − · · · | даай-даай-за-ку-рить, даа-даа-се-ме-ри, сеемь-сеемь-хо-ро-шо, да-да-се-ме-рик, даай-даай-се-ме-рик, дааай-дааай-дя-дя-семь, даа-ваай-на-ли-вай | |
8 | − − − · · | воось-моо-гоо-и-ди, вооо-сееемь-соооо-тен-ных, моо-лоо-коо-ки-пит, наа-наа-нааа-ку-ри, воо-лоо-саа-ти-ки, во-семь-маль-чи-ков | |
9 | − − − − · | ноо-наа-ноо-наа-ми, паа-паа-маа-муу-тык, де-вя-ти-хва-тит, дее-вяя-тоо-гоо-жди, дее-вяя-тии-соо-тый, воо-доо-проо-воод-чик | |
0 | − − − − − | нооль-тоо-оо-коо-лоо, саа-мыый-длиин-ныый-нооль, ло-мо-но-со-ва |
Q-коды и сокращения
Иногда для ускорения радиопередачи сообщений используют сокращения некоторых популярных слов и оборотов. Их называют радиожаргоном. Среди всех сокращений выделяют трёхбуквенные комбинации, начинающиеся с буквы Q, которые называют Q-кодами. Если в конце сообщения ставится знак вопроса, то фраза имеет вопросительную форму, если знака вопроса нет, то утвердительную форму. Для передачи сообщений на русском также придумали трёхбуквенные сокращения: ЗДР — здравствуйте, ДСВ — до свидания, СПБ — спасибо, БЛГ — благодарю и другие.
Таблица Q-кодов
Q-код | Расшифровка |
---|---|
QRA? | Как называется ваше судно? |
QRD? | Откуда и куда вы идёте? |
QRL | Я занят |
QRM | Мне мешают помехи от других станций |
QRN | Мне мешают атмосферные помехи |
QRO | Увеличьте мощность передатчика |
QRP | Уменьшите мощность передатчика |
QRQ | Передавайте быстрее |
QRS | Передавайте медленнее |
QRT | Прекратите передачу |
QRU? | Есть ли у вас что-нибудь для меня? |
QRV? | Готовы ли вы? |
QRY | Ваша очередь |
QRZ? | Кто меня вызывает? |
QSB | Ваши сигналы замирают |
QSD | Ваша манипуляция имеет дефекты |
QSL | Приём ваших сообщений подтверждаю |
QSM | Повторите последнее сообщение |
QSO | Связь с. непосредственно |
QSP? | Можете ли вы передать. |
QSQ? | Есть ли у вас врач? |
QSS | Моя рабочая частота. |
QSU | Ваша рабочая частота. |
QSV | Дайте(даю) настройку |
QSW | Передавайте на данной частоте |
QTC | У меня имеется для вас сообщение |
QTH | Сообщите ваши координаты |
QTO? | Из какого порта вы вышли? |
QTP? | В какой порт вы заходите? |
QUF | Я получил сигнал бедствия от. |
Таблица русских сокращений
Сокращение | Расшифровка |
---|---|
оп | радиооператор |
шрм | начальник р/станции |
ом | дружище |
рдо | радиограмма |
сию | сейчас |
нв | начало передачи сообщения |
км | капитан |
срч | срочно |
навип | навигационное предупреждение |
навим | навигационное сообщение |
бпч | буквопечатание |
га | готов |
т/х | теплоход |
св | средние волны |
кв | короткие волны |
укв | ультракороткие волны |
зпт | запятая |
тчк | точка |
двтчк | двоеточие |
ю ш | южная широта |
Таблица английских сокращений
Сокращение | Расшифровка |
---|---|
gm | доброе утро |
gd | добрый день |
sig | подпись |
msg | сообщение |
tu | спасибо |
r | понял |
pse | пожалуйста |
urg | срочно |
wx | прогноз погоды |
rpt | повторите |
bk | прервите передачу |
k | приглашение к работе |
m/v | теплоход |
cq | всем |
sp | период молчания |
de | я есть |
as | ждите |
ck | количество слов |
fm | от,из |
eta | предполагаемое время прибытия |
sos | сигнал бедствия |
73 | наилучшие пожелания |
88 | целую |
Кодировщик
Для преобразования русских букв в коды Морзе используйте наш кодировщик Морзе.