сколько после родов нельзя ходить в церковь
Когда можно идти в церковь после родов
Этот вопрос волнует многих новоиспеченных мамочек. Ведь им очень хочется поставить в храме свечку за здравие своего малыша, заказать благодарственный молебен, попросить у Божьей Матери защиты для крохи. Итак, сколько надо ждать после родов, чтобы сходить в церковь?
Роды и посещение храма
В церкви установлены специальные каноны. Согласно ним, прикасаться ко всему святому разрешается только людям, чистым духовно и физически. Период природного очищения женского организма церковь зачисляет к физическим нечистотам.
Когда духовных пастырей спрашивают о том, когда новоиспеченной маме можно войти в храм, они четко и конкретно отвечают: через 40 дней после родов. Тогда в храм разрешается маме заходить со своим малышом. В этот день священнослужитель возносит молитву о матери, затем о младенце. Если до этого периода малыша уже окрестили, то свершается обряд его воцерковления. Это специальное таинство, после которого дитя становится рабом Божьим, членом Церкви Христовой.
Есть несколько причин, по которым родившей недавно женщине запрещается посещать храм:
Почему же надо ждать именно 40 дней? Потому что физиологические выделения у женщин после родов длятся примерно 6 недель. Это как раз 40 дней, необходимых для восстановления организма. Данный период надо посвятить заботе о своем физическом здоровье, а потом уже — о духовном.
Можно ли женщине после родов заходить в храм?
Я недавно родила дочь, хотела с ребенком зайти в церковь, но моя тетя сказала, что сорок дней после родов женщина не имеет права посещать храм. Почему?
Ольга Хоненко
Отвечает протоиерей Александр Ильин
Когда Иисус Христос начал проповедовать, в деревнях Иудеи прозвучала совершенно новая весть, поставившая под сомнение глубоко укоренившиеся положения благочестия – как фарисейского, так и древнего мира в целом. Он провозгласил, что только злые намерения, исходящие из сердца, оскверняют нас (Мк 7:15). Так наш Спаситель поместил категории «чистоты» и «нечистоты» только в нашу совесть – сферу свободной воли по отношению к греху и добродетели.
Более того, Господь указывает среди толпы на женщину с кровотечением, которая коснулась Его одежды в надежде быть исцеленной: Он исцеляет ее и хвалит ее веру (Мф, 9: 20-22). Почему Христос открывает эту женщину для толпы? Св. Иоанн Златоуст отвечает, что Господь «открывает ее веру всем, чтобы и другие не боялись подражать ей».
Итак, оскверняет человека только грех. Дело в том, что в храме Божием не должна проливаться кровь. Когда в церкви произошло кровопролитие, то такой храм переосвящают. А во время месячных у женщины как раз невольно выходит кровь. В давние времена не было еще таких средств гигиены, которые есть сейчас, и существовала опасность такого кровопролития, поэтому и появились такие правила. Но это не означает сегодня, что, если у женщины возникла необходимость помолиться в церкви, она не может этого сделать. В свое время Патриарх Сербский Павел в статье «Может ли женщина всегда приходить в храм?» приходит к мысли, что женщине с менструацией разрешено быть в церкви, даже прикладываться к иконам, нельзя лишь приступать к Причастию.
Поскольку запрет пребывания в храме женщинам после родов вызван схожими причинами, то нет никаких веских причин запрещать им заходить в храм и молиться. Однако ради послушания Церкви не стоит пренебрегать ее правилами – на 40-й день священник прочитает над роженицей очистительные молитвы, и тогда можно жить полноценной церковной жизнью.
Что нельзя делать после родов? 14 главных табу
Всем доброго дня! Послеродовой период для новоиспеченной мамы сложный и очень счастливый одновременно. Чтобы он прошел максимально «безболезненно», рассказываю о разумных ограничениях для недавних рожениц.
Чрезмерное рвение и напряжение – это лишнее в любых делах, а в деликатном вопросе восстановления молодой мамы после родов – тем более. Выдохните и прислушайтесь к моим советам, что точно нельзя делать после родов, чтобы адаптация к новому статусу прошла без осложнений.
14 важных запретов после родов
Эти «нельзя» помогут сохранить физическое и психическое здоровье мамы, а значит, и здоровье малыша.
1. Нельзя сидеть после наложения швов
Швы накладывают, если во время родов проводили эпизиотомию или произошел разрыв. Чтобы заживление прошло успешно, не стоит делать резких движений – важен покой для кожи и мышц и максимальная аккуратность.
На частый вопрос: «Сколько нельзя сидеть после родов в этом случае?» отвечаю – обычно 2 недели.
2. Нельзя нежиться в горячей ванне
Желание полежать в горячей ванне с душистой пеной понятно. Но такое удовольствие сразу после родов противопоказано, потому что:
3. Нельзя забывать о личной гигиене
После похода в туалет, а это каждые 2-4 часа, вместо использования туалетной бумаги лучше подмываться. Удобно делать это теплой чистой водой или травяным отваром. Идеальная чистота должна соблюдаться и в районе послеоперационных швов. Не менее важно вовремя менять прокладки.
Терпеть и подолгу не ходить в туалет тоже нельзя. Своевременное опорожнение помогает выходить лишнему содержимому в матке, а ей самой сокращаться до исходных размеров.
Еще один момент – запоры, являющиеся вполне обычным явлением после родов. Наладить стул можно с помощью продуктов, богатых на клетчатку, и обильного питья. А вот тужиться изо всех сил не стоит.
4. Не сидеть на строгой диете
Питание мамы должно быть разнообразным и полезным, чтобы восстановительные процессы протекали в нужном темпе. Следует отказаться от диет с целью вернуть «добеременный» вес. Набранные килограммы постепенно уйдут сами, когда наладится гормональный фон. Но и переедать тоже не нужно.
Стопроцентных ограничений не существует. Поэтому можно есть все, но, чтобы отследить у ребенка реакцию на какие-то продукты, стоит вести пищевой дневник. Также помните, что:
Также рекомендую избегать любой пищи, содержащей химические добавки.
5. Нельзя забывать о питье
Питьевой режим выбирается индивидуально для каждой женщины и зависит от особенностей лактации. Как правило, это примерно 1,5-2 л жидкости в сутки.
Лучший «напиток» для молодой мамы – теплая вода без газа. Но также можно пить фруктовые и ягодные компоты, чай.
Не стоит употреблять лактационные чаи. Во-первых, их эффективность не доказана. Во-вторых, они могут провоцировать газообразование у новорожденных. В-третьих, могут вызывать непредсказуемые последствия при взаимодействии с другими препаратами.
Один из распространенных вопросов, который мне задают: «Можно ли употреблять алкоголь?» Алкоголь вреден всем и он проникает в грудное молоко. Но если мама очень хочет, иногда можно выпить хорошего вина сразу после кормления и подождать пару часов до следующего «сеанса». За это время оно выводится из молока и сцеживаться не нужно.
6. Нельзя поднимать тяжести и переохлаждаться
Нельзя поднимать ничего тяжелее 4-5 кг, при этом малыша старайтесь держать полулежа или лежа. И уж тем более нельзя переносить коляску через ступеньки и бордюры, заносить на нужный этаж без лифта. Все это может привести к травматизму и опущению органов.
Также во избежание искривления позвоночника меняйте руки при ношении малыша. Иначе велика вероятность развития сколиоза, который трудно будет скорректировать.
Еще один момент – нельзя переохлаждаться. Критическое снижение температуры тела грозит замедлением обмена веществ, а значит, тормозит восстановление организма и может спровоцировать исчезновение молока. Важно все время находиться в тепле при любых обстоятельствах и погоде.
7. Нельзя заниматься спортом
Острое желание вернуться в хорошую форму объяснимо, но придется потерпеть. Любые интенсивные спортивные занятия в первые 2-6 месяцев после родов, особенно качание пресса, – это зло. Почему так? Интенсивные упражнения грозят опущением органов.
Практически сразу разрешены небольшие занятия лежа: медленные махи руками и ногами, движения стопами, повороты корпуса, разминка спины, растяжка мышц. Полезной будет и дыхательная гимнастика, прогулки на свежем воздухе.
Кроме спорта в запретную категорию попадают вакуум и другие йоговские упражнения, яростная генеральная уборка – она требует больших усилий и нагрузок, порой даже больших, чем фитнес.
8. Нельзя сразу заниматься сексом
Меня часто спрашивают: «Сколько после родов нельзя заниматься интимной жизнью?». Отвечаю: минимум 1,5 месяца. За это время:
Еще одно важное условие возобновления интимных отношений – настрой молодой мамы. Либидо восстанавливается у всех рожениц в разное время, отсутствие сексуального желания в послеродовой период длится от 2 недель до 6 месяцев.
9. Нельзя практиковать самолечение
Мама обязательно должна прислушиваться к себе и не игнорировать тревожные симптомы вроде болей разной интенсивности внизу живота, повышенной температуры, выделений с неприятным запахом. Все это может указывать на то, что матка плохо сокращается, в ней образовались застои или воспаление. В таких случаях нужно сразу обратиться к врачу.
Самолечение, бесконтрольное употребление большинства лекарственных препаратов может навредить маме и малышу, т.к они могут проникать в грудное молоко и вызывать различные реакции у ребенка.
Консультироваться с врачом стоит по поводу приема любых таблеток и трав. С особой осторожностью нужно отнестись к противосудорожным, успокоительным и гормоносодержащим средствам.
10. Нельзя забывать о себе
Полностью погрузиться во вскармливание, уход и заботу о ребенке – это нормально и правильно. Но женщина, тем более в такой сложный адаптационный период, – не робот, а потому нуждается в отдыхе. Здоровая, спокойная, счастливая мама – залог такого же здорового, довольного малыша.
Нужно научиться периодически откладывать все дела и фокусироваться исключительно на себе. Рекомендую:
Такие простые действия помогут перезагрузиться и придадут сил.
11. Нельзя отказываться от помощи близких
Бушующие гормоны часто дарят молодой мамочке ощущение всесилия. На волне этой уверенности ей кажется, что она в состоянии свернуть горы. Но объять необъятное сложно, да и не нужно. А вот что необходимо, так это беречь силы и отдыхать с удвоенным усердием. Ведь бодрая мама уделит малышу намного больше внимания и успеет сделать больше полезных дел. Поэтому нельзя отвергать предложенную помощь, при необходимости – не стесняться просить о ней и принимать ее с благодарностью.
Близкие могут одинаково успешно выполнять работы по дому (стирку, уборку, глажку, приготовление еды) и элементарный уход за новорожденным.
12. Не стоит загонять внутрь эмоции
В послеродовом периоде психоэмоциональное состояние женщины очень нестабильно. Она может за целый день поплакать, посмеяться, погрустить, поверить в собственные силы, разочароваться в себе и решить, что весь мир настроен против нее.
Она в это время имеет право на любые эмоции. Важно не таить их глубоко внутри, а выражать накопившееся. Например, делиться с близким человеком или психологом, т.е. проговаривать трудные моменты родов и материнства. Также можно петь в голос, выплескивать свои ощущения и переживания на холсте или в другом творчестве.
13. Не нужно слишком сильно волноваться
Поводов для волнения найдется множество. В первую очередь – это сомнения и переживания, все ли в порядке с малышом, так ли он ест, спит, ходит в туалет? А помимо этого одолевают мысли бытового характера: «покормили ли собаку», «оплатили ли счета за электричество» и т.д.
Думать обо всем и одновременно сложно. Советую сосредоточиться на главном в этот период члене семьи, а остальные вопросы решать по мере возникновения.
14. Желательно не выходить сразу на работу
Многие женщины стремятся поскорее вернуться на работу, поскольку чувствуют потребность самореализоваться. Но все же не стоит возвращаться к карьере сразу после рождения крохи.
Желательно посвятить малышу хотя бы первые полгода, когда он остро нуждается в материнском тепле, ласке, внимании. За это время установится контакт между мамой и новым новорожденным человеком, наладится грудное вскармливание. Но если такой возможности нет, важно, чтобы за малышом ухаживал чуткий человек, способный удовлетворять все его потребности, в том числе эмоциональные.
Что нельзя определили, а что делать можно и нужно? Расслабиться. Позволить телу и психике восстановиться. Просто наслаждаться материнством.
Что можно и что нельзя делать в церкви?
Что нельзя делать в церкви?
Когда нельзя идти в церковь?
Почему в церковь нельзя в брюках?
Почему нельзя в церковь без платка?
Почему нельзя в церкви быть в шляпке?
Почему нельзя в церковь в шортах?
Почему в храм нельзя в галстуке?
Почему нельзя переодеваться в церкви?
Почему язычникам нельзя в церковь?
Почему нельзя фотографировать в церкви?
Почему в церкви нельзя сидеть?
Почему собакам нельзя заходить в церковь? Почему собакам нельзя в храм?
Почему кошкам нельзя заходить в церковь?
Почему нельзя скрещивать ноги в церкви?
Почему нельзя в церкви зажигать свечу?
Почему нельзя проходить за аналоем в церкви?
Почему женщинам нельзя заходить в алтарь в церкви?
Почему нельзя в церковь с месячными?
Почему беременным нельзя в церковь?
После родов нельзя в Церковь?
Почему нельзя есть в церкви?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Что можно и что нельзя делать в церкви — этим вопросом часто задаются те, кто только начинает свой путь в церковной жизни. Главное, что нужно понимать: церковь (храм) для православного христианина — место, где все имеет причастность к божественному свету.
В церкви верующие собираются для общей молитвы на богослужениях, именно здесь совершаются таинства — Крещение, Венчание, соборование, исповедь и Евхаристия (Причастие) и, конечно, в церковь можно зайти помолиться в любое время — в радости и в горе.
Христиане верят, что Бог слышит наши молитвы, где бы мы ни находились. Поэтому можно молиться дома, в транспорте, на своем рабочем месте. Но наше присутствие в церкви помогает настроиться на молитву. Архитектура храма, иконопись, структура богослужения — все этому способствует. Ведь все наши органы чувств — двери, через которые до нас доносятся смыслы. Главное — отнестись к этому осознанно. Постараться разобраться, что и зачем происходит в церкви.
Кроме того, несмотря на всю важность личной молитвы, необходима и молитва общая. «Как наше тело есть нечто единое, хотя состоит из многих членов, так и в Церкви все мы составляем нечто единое; хотя она состоит из многих членов, но эти многие суть одно тело», — писал святитель Иоанн Златоуст, а святитель Игнатий Брянчанинов добавлял, что «Церковь соединяет Бога и человека Таинствами.
Многие люди стесняются приходить в церковь, полагая, что не умеют вести себя там «правильно». Из-за боязни что-то сделать не так, они лишают себя церковной молитвы. Благоговейное отношение к церкви само по себе хорошо и правильно. Однако оно порождает массу вопросов и сомнений. Мы собрали наиболее распространенные и постарались на них ответить.
Что нельзя делать в церкви?
Для тех, кто бывает в храме очень редко, или собирается прийти туда в первый раз, мы подробно разобрали все возможные опасения.
Когда нельзя идти в церковь?
Верующие люди стремятся как можно чаще бывать в храме. Ситуаций, когда стоит отказаться от посещения храма, совсем немного.
Почему в церковь нельзя в брюках?
Много лет идут дискуссии в отношении одежды, в которой женщинам прилично приходить в храм. Почему принято ходить на богослужения в платье или юбке? Правильно ли считать брюки «неженской» одеждой?
Почему нельзя в церковь без платка?
Как появилась традиция покрывать голову при посещении храма? Насколько это правило обязательно, и соблюдают ли его в других православных церквях? Нужно ли надевать платок маленьким девочкам и незамужним женщинам?
Почему нельзя в церкви быть в шляпке?
Какие альтернативы могут заменить привычный платок или косынку в храме? Можно ли прийти туда в берете, шапочке, капюшоне или, например, шляпке?
Почему нельзя в церковь в шортах?
К мужскому гардеробу обычно требований меньше, но некоторые формы одежды в церкви считаются нежелательными. Можно ли прийти в храм в спортивном костюме? А если вы находитесь в поездке? Как быть мужчине, если он решил зайти в храм в поездке или в отпуске, и не одет должным образом?
Почему в храм нельзя в галстуке?
Если в церковь не рекомендуют приходить в спортивной или пляжной одежде, то, может быть, мужчинам лучше выбирать костюм с галстуком? Однако можно услышать, что галстук для верующего человека неприемлем. Насколько это обоснованно?
Почему нельзя переодеваться в церкви?
Если в церкви существуют определенные требования к внешнему виду, то предусмотрена ли там возможность привести себя в надлежащий вид? Как поступить, если в церкви нужно поменять одежду ребенку? Как переодеваться в специальную крещальную одежду перед таинством Крещения?
Почему язычникам нельзя в церковь?
Могут ли заходить в православный храм неверующие, христиане других конфессий, представители других религий? Как быть, если человек другой религии хочет зайти в храм из культурного интереса? А если он хочет посетить церковь, чтобы провести языческий обряд?
Почему нельзя фотографировать в церкви?
Как относиться к ограничениям на фото- и видеосъемку в православных храмах? Чем обусловлен полный запрет на использование фотовспышки в некоторых церквях? При каких условиях можно сделать фотоснимки или записать видео в храме или монастыре?
Почему в церкви нельзя сидеть?
Известно, что в католических и протестантских храмах верующие во время богослужения рассаживаются на специальных скамьях. В православной традиции это не принято. В то же время, в некоторых церквях можно встретить лавочки — для кого они предназначены?
Почему собакам нельзя заходить в церковь? Почему собакам нельзя в храм?
Для христианина естественно доброе и милосердное отношение к животным, но мы обычно не видим их в храме. Бытует даже мнение, что если в храм забежит собака, его придется заново освящать. Неужели это правда?
Почему кошкам нельзя заходить в церковь?
Порой в православных храмах, особенно, расположенных в сельской местности, можно встретить кошек. Почему эти животные получили «привилегию» бывать в церкви? Значит ли это, что они «лучше» других четвероногих?
Почему нельзя скрещивать ноги в церкви?
В церковном быту, как ни прискорбно, бытует много суеверий. Например, касающихся того, как в храме следует стоять или сидеть. Мы объясняем, как они возникли, и как реагировать, если вам говорят, что класть ногу на ногу в церкви ни в коем случае нельзя.
Почему нельзя в церкви зажигать свечу?
К числу церковных предрассудков можно отнести и вопрос о том, как «правильно» зажигать свечи и лампады. Забегая вперед отметим, что, действительно, есть способы, зажигать, гасить и ставить свечи, которые предпочтительнее других по чисто практическим соображениям, однако неправильно вкладывать в эти простые действия сакральный смысл.
Почему нельзя проходить за аналоем в церкви?
Обычай не проходить между праздничной иконой и солеей (возвышение перед алтарем) возник из практической необходимости, но некоторые верующие считают, что пройти в этом месте мирянину — грех. Так ли это на самом деле?
Почему женщинам нельзя заходить в алтарь в церкви?
Можно ли считать, что женщина «хуже» мужчины или может «осквернить» алтарь, если войдет в него? Конечно, нет. Тогда откуда появилось это правило и в каких случаях женщины все-таки могут находиться в алтаре?
Почему нельзя в церковь с месячными?
Дни месячного очищения сопряжены для женщин с рядом ограничений. Какие из них имеют под собой основания, а какие — нет? Например, можно ли приходить в храм и прикладываться к иконам? А приступать к таинствам?
Почему беременным нельзя в церковь?
Беременным женщинам объективно приходится сталкиваться с массой ограничений, но имеет ли под собой основание рекомендация не ходить в церковь? Стоит ли выстаивать длинные службы во время беременности, можно ли приступать к Таинствам в этот период?
После родов нельзя в Церковь?
После родов нельзя в церковь? Среди псевдо-запретов, известных в церковной среде, — представление о том, что после родов нельзя в церковь. В какой мере это утверждение справедливо, а в какой нет, а также о том, когда новоиспеченной матери приходить в храм, мы рассказываем в этой статье.
Почему нельзя есть в церкви?
Очевидно, что церковь — не лучшее место для того, чтобы перекусить гамбургером с колой. Но можно ли здесь выпить глоток воды (не святой?), дать что-то съестное проголодавшемуся ребенку? Нужно ли выходить из храма, чтобы съесть просфору?
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
В церковной богослужебной практике такой обряд получил название «Молитвы жене родильнице (родившей. – Прим. авт.), по четыредесяти дней», т. е. после сорока дней после родов. В данный обряд включены также молитвы на благословение ребенка роженицы и воцерковление (введение или внесение отрочати либо младенца в храм).
Действительно, данный обряд – это не Таинство. Но вспомним слова Спасителя, сказанные Им перед тем, как святой Иоанн Предтеча должен был Его крестить: «…оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Т. е. Сын Божий хоть и не должен был, но исполнил все повеления Бога Отца, данные ветхозаветной Церкви.
Не значит ли это, что и нам, православным христианам, следует исполнять всякую Божественную правду, данную новозаветной Церкви? Конечно, мы должны следовать примеру Господа нашего Иисуса Христа, ведь все Таинства и обряды Православной Церкви – это лестница на Небо. Они предназначены для нашего спасения.
Здесь нужно с Божьей помощью сказать, что Церковь, как любящая Мать, стремится освятить благодатью Святого Духа все этапы жизни человека, начиная с рождения и не заканчивая уже никогда. Если мы рассмотрим внимательно то, что сегодня можно именовать Таинством Крещения, получится некий соединенный воедино сплав из двух Таинств – Крещения и Миропомазания и нескольких обрядов (наречение имени, молитвы оглашенных, помазывание елеем, измовение, пострижение волос, часто молитвы матери и так называемое воцерковление). Сейчас в виду удобства это все соединено в единый сплав, длящийся по времени около одного часа. Но не так было в древней Церкви… Существовал целый период постепенного погружения в дивный мир веры, в Церковь, если хотите, ребенка, его семьи, восприемников и родственников. Их вхождение в духовное Небо на земле – в Церковь Божию. Фактически оно и было, и осталось непрекращающимся никогда паломничеством-путешествием к Богу – лестницей на Небо.
Мне очень нравится меткое и образное выражение игумена Нектария (Морозова): «Воцерковление – это это как бы врастание человека в организм Церкви, превращение из христианина номинального в христианина реального, вхождение в ее жизнь настолько глубокое, что эта жизнь становится в полной мере и его жизнью». Это выражение показывает нам, что и крещение, и воцерковление – это не просто формальность, не просто слова и штамп некий. Нет. Это живой процесс соединения каждого конкретного человека с Церковью Христовой и с Самим Богом, насколько это вообще возможно для человека. Это реальная дорога в рай, во спасение для каждого из нас. И нам нужно только стараться с Божьей помощью по ней идти!
Итак, вернемся к древней Церкви. В самый первый день, когда жена родит ребенка, к ней призывался священник, который благословлял ее и дитя, читал определенные молитвы. В них он молился об исцелении роженицы, о прощении ее грехов, об ограждении от лукавых духов и болезней младенца. Позже, в советское время, конечно, этот обряд практически вышел из употребления, так как священники просто не допускались в роддом. Но молитвы (назовем их молитвами первого дня) можно читать и сейчас. Можно и сегодня договориться с врачами и с батюшкой, чтобы его впустили в роддом, в палату для чтения над мамой и ребенком данных молитв. Многие священники читают эти молитвы для своих матушек и новорожденных чад.
На восьмой день (библейская ветхозаветная традиция; Богомладенца Иисуса нарекали в восьмой день (Лк. 2:21)) младенца приносили в храм, и священник нарекал ему имя. В требнике есть «Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осьмый день рождения своего».
Далее если мы внимательно вчитаемся в чинопоследования требника, то увидим, что сотворение оглашенного, помазывание елеем, Таинство Крещения, Таинство Миропомазания почти везде имеют начальный священнический возглас и отпусты. Это свидетельствует о том, что все эти чинопоследования дробились и совершались один за другим в разное время. К примеру, измовение и пострижение волос производилось на восьмой день после Таинства Крещения. Данное действо было связано с тем, что крещения в древней Церкви очень часто происходили перед Пасхой. И на протяжении всей Светлой седмицы новопросвещенный (только что крестившийся человек) должен был посещать все пасхальные богослужения суточного круга. На них (или сразу после них) в храмах происходили мистагогии – тайноводческие проповеди, подготавливающие верующих к участию в жизни Церкви, и особенно в Таинстве Евхаристии. Мистагогии проводились обязательно после совершения над человеком Таинства Крещения, так как считалось, что только благодать Святого Духа, преподанная новопросвещенному в Таинстве Крещения, открывает ему разум, сердце и душу для понимания-вхождения в Таинство Причащения.
Восьмой же день также имел свою символику. Шесть дней Господь творил мир, в седьмой день почил от трудов Своих. А восьмой день – это новая эра. Время Второго пришествия Христова, время нового мира, нового горнего града Иерусалима. Поэтому приведение в храм (часто по завершении Светлой седмицы, на Антипасху (от крещений, которые часто происходили в Великую Субботу, как раз на восьмой день)) новопросвещенного для измовения и пострижения власов символизировало то, что он, крестившись, входит в вечность, в новый мир, в духовное Небо.
Сейчас все эти Таинства и обряды соединены, как правило, между собой в единое целое. Но их духовного смысла мы, конечно, не должны терять.
Что касается воцерковления. Оно совершается на сороковой день после рождения. Можно и позже. Традиция сорокового дня также библейская. Именно на сороковой день Пресвятая Богородица, праведный Иосиф Обручник принесли в Иерусалимский храм Богомладенца Христа, как то предписывал закон Моисея. Поэтому и мы, следуя примеру Спасителя и Святого Семейства, совершаем обряд воцерковления именно на сороковой день. Разрешено позже, но не раньше. Биологически это связано с очищением материнской утробы от родов: выхождение плаценты, вод, крови и пр. Литургически: после прохождения обряда воцерковления женщина допускается к причащению Тела и Крови Христовых. До этого, в принципе, она не может причащаться. Только ввиду страха смертного (тяжкой болезни или под угрозой смерти) разрешено женщине причаститься без воцерковления. Еще одна особенность: если мать неверующая или умерла уже, то тогда обряд воцерковления можно провести только с ребенком. При этом исключаются молитвы матери. Воцерковление над человеком производится только один раз в жизни. Для матери, понятно, возможно повторение, в случае рождения ею на протяжении жизни детей.
Сам обряд воцерковления условно можно разделить на две части. В первой перед обрядом мать и ребенок поставляются в притворе храма, куда к ним выходит священник в фелони и с крестом.
Конструктивно эта часть состоит из обычного начала «Благословен Бог наш по «Отче наш». Через несколько молитвословий священник читает молитвы для матери и для ребенка. Примечательно, что в пояснениях к обряду пишется, что в определенный момент мать должна приклонить свою голову с младенцем «вкупе», т. е. с церковнославянского – «вместе», прикоснувшись своей головой к голове ребенка. Это обозначает, что сейчас жизнь матери и ребенка словно бы соединена в единое целое, в единую жизнь, собственно, как и жизнь всей их семьи.
Во время данного преклонения священник кладет крестное знамение на главе ребенка. Молитвы над матерью имеют преимущественно очистительный и разрешительный характер. Священник просит, чтобы Господь очистил роженицу от скверны и греха и сподобил ее причащения Святых Христовых Таин. Молитвы над ребенком в основном благословляющие. Пример из чина воцерковления: «И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрстви…».
Вторую часть чинопоследования привожу цитатой из Настольной книги священнослужителя:
«…Священник, взяв ребенка на руки в притворе храма, изображает им крестное знáмение пред входом в храм и возглашает:
‟Воцерковляется раб Божий (раба Божия, имярек) во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”.
Новокрещеный вступает в Церковь, а через нее в Новую Жизнь, в Царствие Божие.
Внеся его в храм, священник произносит:
‟Внидет в Дом Твой, поклони΄тся ко храму Святому Твоему”.
Войдя в храм, новокрещеный погружается в духовную стихию непрестанной радости, мира, любви и хваления. Остановившись посреди храма, священник возглашает: ‟Воцерковляется paб Божий (имярек)! Посредé Церкве воспоет Тя”.
Приблизившись к Святая Святых – алтарю, священник, держа младенца лицом к нему, вновь произносит:
‟Воцерковляется раб Божий (имярек)”.
Здесь, у Престола Всевышнего, и должна исполниться вся его жизнь.
Далее младенец мужского пола вносится в алтарь через северную дверь и обносится вокруг престола через Горнее место. Ребенок приносится Богу и поклоняется Ему. (Прикладывать младенца к престолу или жертвеннику, как это делают в отдельных приходах, ни в коем случае не следует.) При этом священник произносит песнь Симеона Богоприимца:
‟Ныне отпущаеши раба Твоего (рабу Твою), Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко ви΄деста очи мои спасение Твое. ”
Воцерковление заканчивается обычным отпу́стом, после чего бывает целование Креста. Этот заключительный обряд можно соотнести с ‟крещальной процессией” в древней Церкви, приспособленной к обстоятельствам Крещения младенца, во время которой новокрещеные с возжженными свечами шествовали из баптистерия в храм для участия совместно со всей общиной в Таинстве Евхаристии».
Примечательно, что в требнике написано: перед отпустом воцерковления священник «полагает е (т. е. младенца. – Прим. авт.) при дверех жертвенника (Царскими вратами – Прим. авт.). И тако восприемник поклонився трижды, вземлет е, и исходит».
Интересно об этом написано в вышеупомянутой Настольной книге священнослужителя: «Указание Требника ‟И no сих полагает е (младенца) при двéрех жертвенника. ” не следует понимать буквально, так как в греческом оригинале в этом месте стоит слово ‟тифиси”, которое может быть переведено и как ‟поставляет”. Тем более что положить на пол только что крещенного и миропомазанного младенца значило бы унизить эти два великих Таинства. Следует передать его на руки матери, уже стоящей к тому времени у Царских врат».
Еще одна литургическая тонкость. Нужно с Божьей помощью ответить на вопрос: почему чинопоследование воцерковления стоит в требнике перед крещением? На этот вопрос ученые-литургисты отвечают следующим образом.
Вполне возможно, что первая часть обряда, о которой мы упомянули выше, действительно совершалась над матерью и ребенком до Таинства Крещения, а вторая часть – уже после Таинства Крещения. Первоначально первая и вторая часть были независимыми, отдельными друг от друга обрядами, которые позже слились воедино. И теперь в большинстве случаев это соединенное воцерковление совершается после Таинства Крещения.
А мы, дорогие братья и сестры, возрадуемся, что Мать-Церковь так полно и глубоко принимает нас в Свои объятия, соединяя со Христом. Будем стараться относиться к православным Таинствам и обрядам не просто как к дани доброй дедушкиной традиции, но как к этапам и источникам спасительной жизни во Христе.
Ибо они и есть теми каналами, через которые мы получаем благодать Божию, животворящую и воскрешающую нас.