штыками можно сделать все что угодно только нельзя на них сидеть
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У ФХ Ц Ч Ш Э Ю Я
Наполеон Бонапарт.
******************************************
Бог воюет на той стороне, у которой при прочих равных условиях больше войск.
Бог дал мне корону. Горе тому, кто ее тронет.
Богатство состоит не в обладании сокровищами, но в том употреблении, которое умеют им дать.
Большие батальоны всегда правы.
В интересах государства, чтобы должностные лица постоянно сменялись: ежели этот принцип не соблюдается, то неизбежно появляются удельные владения и сеньориальное правосудие.
В каждом большом деле всегда приходится какую-то часть оставить на долю случая.
В несчастии обыкновенно не уважают того, в ком прежде почитали величие.
В ранце каждого солдата лежит жезл маршала.
В революциях мы сталкиваемся с людьми двух сортов: теми, кто их совершает и с использующими оные в своих целях.
В сущности, название и образ правления не имеют никакой важности: если только правосудие оказывается всем гражданам, если они уравнены в правах, государство управляется хорошо.
В управлении не должно быть полуответственности: она с неизбежностью ведет к утайке растрат и неисполнению законов.
Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно.
Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима.
Вождь подобен торговцу, вложившему свои средства в дело и ожидающему прибыли.
Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.
Всякий глава партии должен уметь пользоваться воодушевлением сторонников, ибо нет партии, которая не имела бы своих горячих приверженцев. И величайший военачальник во главе своих солдат, лишенных боевого духа, оказывается полной бездарностью.
Вы хотите узнать, надежны ли ваши друзья? Для сего надобно оказаться в несчастии.
Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить.
Государство без религии, подобно кораблю без компаса.
Дабы погубить отечество, достаточно даже одного негодяя: тому в истории было немало примеров.
Для управления печатью нужны хлыст и шпоры.
Есть два рычага, которыми можно двигать людей, страх и личный интерес.
Искусные льстецы обычно не менее искусные клеветники.
Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности.
Истинный героизм состоит в том, чтобы быть выше злосчастий жизни.
Истинный герой играет во время сражения шахматную партию независимо от ее исхода.
Каждый прав по-своему.
Красивая женщина нравится глазам, а добрая сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая сокровищем.
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.
Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен позволять себе порывистых движений.
Легче составлять законы, чем исполнять их.
Между теми, кто ищет смерти, мало тех, кто находит ее в то самое время, когда оная была бы им на пользу.
Мудрецов постигшие их бедствия возвышают, а глупцов ломают окончательно.
Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.
Нации, народу, армии, всем французам не следует забывать о своем прошлом: ведь оное составляет их славу.
Нет ничего высокомернее бессилия, которое чувствует, что его поддерживают.
Нет силы без умения.
Неустрашимых людей нет между теми, которым есть что терять.
Никогда не рассматривайте, к какой партии принадлежал человек, который ищет у вас правосудия.
Ничто так численно не умножает батальоны, как успех.
Нужно сперва ввязаться в бой, а там видно будет.
Один плохой главнокомандующий лучше двух хороших.
Оказывается, что из ста бывших в прошлом королевских фаворитов по крайней мере девяносто пять были повешены.
Остановиться можно при подъеме, но не при падении.
От великого до смешного один шаг.
От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают.
Перевороты совершаются брюхом.
Пишите коротко и неясно.
Победа принадлежит самым упорным.
Победу одерживают не числом. Александр победил триста тысяч персов во главе двадцати тысяч македонян.
Помните, что я имею привычку или победить, или остаться на поле сражения!
Последнее слово всегда остается за общественным мнением.
Правительства, в которых высказываются противоположные мнения, годятся, пока царит мир.
Природой брак не предусмотрен.
Сила никогда не бывает смешной.
Случай правит миром.
Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет.
Те, кто готовы взяться за управление, должны быть готовы к тому, что их захотят умертвить.
Те, кто ищет счастия в роскоши и расточительстве, подобны предпочитающим блеск свечей сиянию солнца.
Только правда оскорбительна.
Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им, могут держать его в невежестве.
Тот, кто не стремится снискать уважение современников, не достоин его.
Трусливый бежит от того, кто злее его; слабого побеждает сильнейший: таково происхождение политического права.
У политики нет сердца, а есть только голова.
У французов чувство национальной чести всегда тлеет под пеплом. Достаточно лишь искры, чтобы разжечь его.
Удача следует за великим человеком.
Что значит для такого человека, как я, какой-нибудь миллион человеческих жизней?
Что такое история, как не ложь, с которой все согласны?
Штыками можно сделать все что угодно; только нельзя на них сидеть.
Этими жалкими побрякушками можно управлять людьми!
Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим.
Я осыпал золотом моих сподвижников: но мне надобно было понимать, что, разбогатев, человеку уже не хочется подвергать себя смертельной опасности.
Я показал им путь славы: они не хотели; я открыл им мои передние: они бросились толпой.
***********
15 афоризмов Наполеона Бонапарта
Фигура Наполеона (1769 — 1821) повлияла не только на европейскую историю и политику, но и на искусство. Его образ вдохновил превеликое множество писателей и художников. Из наиболее очевидных примеров: «Евгений Онегин» Пушкина и «Преступление и наказание» Достоевского. Ежегодно выходят сотни книг о первом императоре Франции.
Сам Наполеон оставил после себя довольно внушительное наследие: от трудов по праву и военному делу до мемуаров и рассуждений. Многие его высказывания стали афоризмами.
Мы отобрали 15 наиболее ярких из них:
Если поставить баранов во главе львов, то львы баранеют, а наоборот — то даже баран будет иметь львиное сердце.
Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности.
Те, кто готовы взяться за управление, должны быть готовы к тому, что их захотят умертвить.
Лидер — это торговец надеждой.
Нужно сперва ввязаться в бой, а там видно будет.
Общество без религии — как корабль без компаса. Без религии человек ходит во тьме. Только религия указывает человеку на его начало и конец. Христос полезен государству.
Солдаты — цифры, которыми разрешаются политические задачи.
Штыками можно сделать всё что угодно; только нельзя на них сидеть.
В России нет дорог — только направления.
Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как страна, защищаемая народом, непобедима.
Для ведения войны мне необходимы три вещи: во-первых — деньги, во-вторых — деньги и в-третьих — деньги.
Остановиться можно при подъёме, но не при падении.
Воображение правит миром.
История соткана из лжи, в которую все верят.
zotych7
zotych7
Унести родину на подошвах своих сапог
30 марта 1794 года группа относительно умеренных якобинцев во главе с Дантоном была арестована и предана суду Революционного трибунала. Незадолго до ареста друзья предложили Дантону бежать из Франции. Дантон будто бы ответил:
– Возможно ли унести родину на подошвах своих сапог?
Эти слова привел в том же году Жан Клод де ла Туш (дипломат, секретный агент, противник якобинцев) в памфлете «Полная правда об истинных заправилах сентябрьских событий 1792 года».
Ответ на этот вопрос давался различный.
В 1933 году, после прихода к власти нацистов, Томас Манн – к тому времени уже нобелевский лауреат – эмигрировал из Германии. Сначала он вместе с семьей поселился в Цюрихе, а в начале 1938 года отправился в США, чтобы преподавать в Принстонском университете. 21 февраля Манн прибыл морем в Нью-Йорк, где его встретили газетные репортеры. Один из них спросил, насколько тяжело он переносит изгнание. На другой день в «Нью-Йорк таймс» был опубликован ответ писателя:
Перенести это трудно. Но если что делает изгнание легче, так это сознание того, насколько отравлена атмосфера Германии. И легче еще потому, что на самом деле тут нет никакой утраты. Где я, там и Германия. Я несу немецкую культуру в себе.
Как видим, Манн не считал невозможным унести родину вместе с собой.
Год спустя вышел в свет его роман «Лотта в Веймаре». Здесь Гёте говорит о современных ему немецких националистах:
– Они доверчиво преклоняются перед любым кликушествующим негодяем, который обращается к самым низким их инстинктам, оправдывает их пороки и учит понимать национальное своеобразие как доморощенную грубость, (…) со злобой косятся на тех, в ком чужестранцы видят и чтят Германию (…). Они меня не терпят – отлично, я тоже их не терплю. Вот мы и квиты. Мою немецкую сущность я храню про себя, а они со своим злобным филистерством, в котором усматривают свою немецкую сущность, пусть убираются к черту! Мнят, что они – Германия. Но Германия – это я. И если она погибнет, то будет жить во мне. (Перевод Наталии Ман.)
Столетием раньше Томаса Манна другой великий изгнанник, Генрих Гейне, говорил: «Германия – это мы сами» («Предисловие к первой части “Салона”», 1833).
Прообраз этой мысли мы находим уже у римского историка I в. н. э. Веллея Патеркула. Повествуя в своей «Римской истории» о республиканцах Кассии и Бруте, которые после убийства Цезаря были вынуждены покинуть Италию и отправиться в заморские провинции, Патеркул говорит: «Где они, там и республика».
В трагедии Пьера Корнеля «Серторий» (1662) римский полководец Серторий, во время гражданской войны бежавший из Рима в Испанию, восклицает:
Уже не в Риме Рим: он там, где я.
Однако Плутарх, автор биографии Сертория, вкладывал в его уста совсем другие слова: «Лучше жить ничтожнейшим гражданином Рима, чем, покинув родину, быть провозглашенным владыкой всего остального мира».
В 1981 году русский эмигрант Роман Гуль дал своим мемуарам заглавие «Я унес Россию». В предисловии он пояснял:
Какой-то большой якобинец (кажется, Дантон), будучи у власти, сказал о французских эмигрантах: «Родину нельзя унести на подошвах сапог». Это было сказано верно. Но только о тех, у кого кроме подошв ничего нет. Многие французские эмигранты – Шатобриан, герцог Энгиенский, Ришелье и другие, у кого была память сердца и души, сумели унести Францию. И я унес Россию.
Эти слова передают ощущение значительной части послереволюционной эмиграции; ее лучшие представители могли бы сказать: «Где мы, там и Россия».
17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием Франции. После того как зал заседаний был закрыт, они перешли в зал для игры в мяч. 23 июня обер-церемониймейстер Дрё-Брезе потребовал от них покинуть и этот зал. Считается, что Оноре Мирабо ответил:
– Скажите вашему господину, что мы здесь по воле народа и уступим только силе штыков.
(Сам Мирабо приводил менее лаконичный вариант этой фразы.)
С этого времени и вплоть до первых десятилетий XX века «штыки» в языке публицистики были символом деспотической власти.
Не позднее 1850-х годов в печати появилась фраза:
Все можно сделать штыками, но сидеть на них нельзя.
(франц. On peut tout faire avec des baïonnettes, excepté s’asseoir dessus.)
Она цитировалась либо как анонимная, либо как слова австрийского фельдмаршала князя Карла Шварценберга (1771–1820), который в 1813–1814 гг. командовал войсками антинаполеоновской коалиции. Согласно наиболее популярной версии, эти слова относились к династии Бурбонов, восстановленной на престоле силой союзных штыков.
Затем эта фраза стала приписываться также Талейрану, журналисту Эмилю де Жирардену (1806–1884) и т. д. Ее позднейший вариант: «На штыки можно опираться, но на них нельзя сидеть».
В 1894 году были опубликованы «Старые воспоминания» Франсуа Орлеанского, сын короля Франции Луи Филиппа. Здесь утверждалось, что историческая фраза принадлежала племяннику Карла Шварценберга – князю Феликсу Шварценбергу (1800–1852), который осенью 1848 года стал министр-президентом Австрийской империи. В «Старых воспоминаниях» не указаны обстоятельства произнесения фразы, но упомянута она в связи с революцией 1848 года.
28 августа 1829 года журналист Этьен Бекэ выступил с речью во французской Палате депутатов. Он заявил, что надежды правительства ультрароялистов на «силу штыков» напрасны:
– Нынче штыки поумнели: они знают и уважают закон.
(букв. «Штыки сегодня являются умными…» «Les baïonnettes (…) sont intelligentes…»)
«Умные штыки» сразу же вошли в политический язык, тем более что Июльская революция 1830 года подтвердила правоту Бекэ: солдаты перешли на сторону защитников конституционного строя.
Именно отсюда берет начало современная юридическая «доктрина умных штыков», признающая право на невыполнение преступных приказов.
Понятно, что разговоры об «умных штыках» не слишком нравились представителям власти, а также военным начальникам. 29 мая 1847 года генерал Бонифас де Кастеллан заявил в Палате пэров:
– Говорят об умных штыках; это слово для многих – синоним «рассуждающих штыков».
«Рассуждающие штыки» (des baïonnettes délibérantes) также вошли в политический язык.
Выражение «сидеть на штыках», возможно, возникло независимо от исторической фразы Шварценберга. Очень близкое высказывание можно найти в русской печати 1859 года (речь идет о правителях Тосканы, Модены и Пармы):
Только силою австрийских штыков эти герцоги держались на шатких своих престолах. (…) Но если бы даже какою-нибудь силою и можно было возвратить герцогам их престолы, в силах ли они будут усидеть на них без внешней поддержки, другими словами – без постоянного военного занятия Центральной Италии австрийскими или французскими штыками?
(«Политическое обозрение» в журн. «Отечественные записки», 1859, № 9)
Граф В. А. Соллогуб на Кавказском вечере в Петербурге 25 января 1863 года говорил:
– Он [Кавказ] помнит любимую поговорку князя Михаила Семеновича [Воронцова], что с штыками идут вперед, но что на штыках сидеть нельзя.
(Воронцов был наместником на Кавказе в 1844–1854 гг.)
В советские школьные учебники вошла фраза о штыках, произнесенная на «процессе 50-ти» в Петербурге 9 марта 1877 года. Один из 50-ти обвиняемых, рабочий-народник Петр Алексеев закончил свою речь словами:
– …Подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится во прах!
Этот образ нашел неожиданное продолжение в статье Михаила Гершензона «Творческое самосознание», опубликованной в знаменитом сборнике «Вехи» (1909). Говоря о русской интеллигенции, Гершензон замечает, что народ «не видит в нас людей: мы для него человекоподобные чудовища, люди без Бога в душе». Ибо у народа, в отличие от интеллигенции, «есть (…) идеи и верования религиозно-метафизические».
И далее – пророчество, ныне цитируемое гораздо чаще, чем пророчество Петра Алексеева:
Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, – бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной.
Из неверной посылки порою можно вывести верное заключение. Очень скоро интеллигенции действительно сильно досталось от народа. Но при этом народ руководствовался не «идеями и верованиями религиозно-метафизическими», а лозунгами безбожников-большевиков.
В годы Гражданской войны штык стал символом мощи коммунистической власти. В приказе Михаила Тухачевского Западному фронту от 2 июля 1920 года говорилось:
На штыках понесем счастье и мир трудящемуся человечеству. На Запад!
АФОРИЗМЫ
Наполеон I (Наполеон Бонапарт)
(великий полководец, император Франции)
(1769—1821)
1. Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим
3. Удача следует за великим человеком
4. Кто не умеет говорить, карьеры не сделает
5. Сила никогда не бывает смешной
6. Слава изнашивается
7. От великого до смешного один шаг
8. Не давать людям состариться — в этом состоит большое искусство управления
9. Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес
10. У политики нет сердца, а есть только голова
11. Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека
12. Никогда не рассматривайте, к какой партии принадлежал человек, который ищет у вас правосудия
13. Штыками можно сделать все, что угодно; только нельзя на них сидеть
14. Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима
15. Большие батальоны всегда правы
16. Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить
17. Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном
18. Один плохой главнокомандующий лучше двух хороших
19. В ранце каждого солдата лежит жезл маршала
20. Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую
21. Мужчина, допускающий, чтобы им помыкала женщина, — не мужчина и не женщина, а просто ничто
22. Любовь для праздного человека — занятие, для воина — развлечение, для государя — подводный камень
23. В любви единственная победа — это бегство
25. Для управления печатью нужны хлыст и шпоры
26. Последнее слово всегда остается за общественным мнением
27. Кто умеет льстить, умеет и клеветать
28. Нет ничего высокомернее бессилия, которое чувствует, что его поддерживают
29. Наибольшая из всех безнравственностей — это браться за дело, которое не умеешь делать
30. Журналист – это чистильщик улиц, работающий пером
31. У государственного человека сердце должно быть в голове
33. Последние всегда правы
34. Установление нерасторжимости брака есть подстрекательство к преступлению
38. Чужие глупости еще никого не сделали умными
40. Я больше боюсь трех газет, чем ста штыков
41. Что такое газета? Это рассредоточенный клуб
42. Неуч только скучен, педант же несносен
44. Со смелостью можно все предпринять, но не все можно сделать
46. Победу одерживают не числом
48. Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет
49. Когда о монархе говорят, что он добр, значит, он ни к черту не годится
50. Остановиться можно при подъеме, но не при падении
51. Анархия всегда приводит к абсолютизму
52. Вождь подобен торговцу, вложившему свои средства в дело и ожидающему прибыли
53. От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают
54. Пишите коротко и неясно
56. Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собой
58. Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен позволять себе порывистых движений
59. В каждом большом деле всегда приходится какую-то часть оставить на долю случая
62. Неустрашимых людей нет между теми, которым есть что терять
65. Только правда оскорбительна
66. Природой брак не предусмотрен
68. Случай правит миром
70. Этими жалкими побрякушками можно управлять людьми! (ордена)
72. Между теми, кто ищет смерти, мало тех, кто находит ее в то самое время, когда оная была бы им на пользу
74. Мудрецов постигшие их бедствия возвышают, а глупцов ломают окончательно
75. Оказывается, что из ста бывших в прошлом королевских фаворитов по крайней мере девяносто пять были повешены
77. Тот, кто боится быть завоеванным, обязательно проиграет
78. За свою жизнь я совершил немало ошибок; величайшей было вручение моей персоны англичанам: я поверил в то, что они следуют законам чести
Цитаты Наполеона
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Этот потрясший Европу корсиканец хотел остаться в истории не только своими делами, но и словами. И вот остался.
Об управлении государством
У народа, как и у женщины есть только одно право: быть управляемым.
Для того, чтобы народ обрёл истинную свободу, надобно, чтобы управляемые были мудрецами, а управляющие — богами.
В сущности, название и образ правления не имеют никакой важности: если только правосудие оказывается всем гражданам, если они уравнены в правах, государство управляется хорошо.
Легче создавать законы, чем следовать им.
Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно.
В управлении не должно быть полуответственности: она с неизбежностью ведёт к утайке растрат и неисполнению законов.
Правительства, в которых высказываются противоположные мнения, годятся, пока царит мир.
Если поставить баранов во главе львов, то львы баранеют, а наоборот — то даже баран будет иметь львиное сердце.
В интересах государства, чтобы должностные лица постоянно сменялись: ежели этот принцип не соблюдается, то неизбежно появляются удельные владения и сеньориальное правосудие.
Только те, которые хотят обманывать народ и управлять им, могут держать его в невежестве.
Дабы погубить отечество, достаточно даже одного негодяя: тому в истории было немало примеров.
О жизненной этике
Воображение правит миром.
Есть два рычага, которыми можно двигать людей, — страх и личный интерес.
Здравый смысл создаёт одарённых людей; самолюбие же — лишь ветер, который надувает паруса и ведёт их корабль прямо к пристани.
Только правда оскорбительна.
Вернейший способ сдержать слово — не давать его.
Бояться надо не тех, кто не согласен с Вами, а тех кто не согласен с Вами и боится Вам об этом сказать.
Наибольшая из всех безнравственностей — это браться за дело, которое не умеешь делать.
Тот, кто не стремится снискать уважение современников, не достоин его.
Пишите коротко и неясно.
В каждом большом деле всегда приходится какую-то часть оставить на долю случая.
О войне
Война состоит из непредусмотренных событий.
Нужно сперва ввязаться в бой, а там видно будет.
Для ведения войны мне необходимы три вещи: во-первых — деньги, во-вторых — деньги и в-третьих — деньги.
Бог воюет на той стороне, у которой при прочих равных условиях больше войск.
Победу одерживают не числом. Александр победил триста тысяч персов во главе двадцати тысяч македонян.
Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как страна, защищаемая народом, непобедима.
От солдата требуется прежде всего выносливость и терпение; храбрость — дело второе.
Пока мы воюем в Европе, война остается гражданской.
Когда неприятель делает ошибку, не следует ему мешать. Это невежливо.
После победы нет врагов — все люди!
О политике
У политики нет сердца, а есть только голова.
Большая политика — это всего лишь здравый смысл, применённый к большим делам.
Самое важное в политике — следовать своей цели: средства ничего не значат.
Солдаты — цифры, которыми разрешаются политические задачи.
Перевороты совершаются брюхом.
Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.
Трусливый бежит от того, кто злее его; слабого побеждает сильнейший: таково происхождение политического права.
От правосудия зависит общественный порядок. Поэтому по праву место судей — в первом ряду общественной иерархии. Поэтому никакие почести и знаки уважения не могут считаться для них чрезмерными.
Последнее слово всегда остается за общественным мнением.
О себе
Еще не отлита пуля, способная меня сразить!
Что значит для такого человека, как я, какой-нибудь миллион человеческих жизней?
Будите меня только если придут плохие новости; а если хорошие — ни в коем случае.
С того времени, как я стал во главе государства, я советовался только с самим собой, и это меня вполне устраивало; совершать ошибки я начал только тогда, когда стал прислушиваться к тому, что говорят советники.
Моя слава в том, что она будет жить вечно.
Я не думаю, что Франция когда-либо знала лучший порядок, нежели тот, каковой был при мне.
В несчастии обыкновенно не уважают того, в ком прежде почитали величие.
О человеческих проявлениях
От десяти говорящих людей больше шума, чем от десяти тысяч, которые молчат.
Вдохновение — это быстро сделанный расчет.
Со смелостью можно все предпринять, но не все можно сделать.
Неустрашимых людей нет между теми, которым есть что терять.
Те, кто ищет счастия в роскоши и расточительстве, подобны предпочитающим блеск свечей сиянию солнца.
Чужие глупости еще никого не сделали умным.
Искусные льстецы обычно не менее искусные клеветники.
Нет ничего высокомернее бессилия, которое чувствует, что его поддерживают.
О полководцах
Величайший полководец тот, кто делает меньше всего ошибок.
Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить.
Место военных действий, это — шахматная доска генерала, именно его выбор обнаруживает способности или невежество военачальника.
Всякий глава партии должен уметь пользоваться воодушевлением сторонников, ибо нет партии, которая не имела бы своих горячих приверженцев.
И величайший военачальник во главе своих солдат, лишённых боевого духа, оказывается полной бездарностью.
Плохо, ежели молодые люди постигают военное искусство по книгам: это — верное средство воспитать плохих генералов.
Об управлении
Я бываю то лисой, то львом. Весь секрет управления заключается в том, чтобы знать, когда следует быть тем или другим.
Те, кто готовы взяться за управление, должны быть готовы к тому, что их захотят умертвить.
Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности.
Человеческий дух не созрел ещё для того, чтобы управляющие делали то, что должны делать, а управляемые — то, что хотят.
Кто стоит высоко и у всех на виду, не должен позволять себе порывистых движений.
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.
О жизни
Случай — это единственный законный царь вселенной.
От великого до смешного один шаг.
Остановиться можно при подъёме, но не при падении.
Обычай принуждает нас ко многим глупостям; самая большая — это стать его рабом.
Богатство состоит не в обладании сокровищами, но в том употреблении, которое умеют им дать.
О любви
В любви единственная победа — это бегство.
Любовь — это глупость, совершаемая вдвоем.
Я считаю любовь вредной для общества. О, если бы боги избавили мир от любви!
Любовь для праздного человека — занятие, для воина — развлечение, для государя — подводный камень.
О великих людях
Гениальные люди — это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век.
Удача следует за великим человеком.
Гений состоит в умении отличать трудное от невозможного.
Великие карьеры, великие достижения рождаются из встречи характера, гения и удачи.
О женщинах и мужчинах
Красивая женщина нравится глазам, а добрая сердцу; одна бывает прекрасною вещью, а другая сокровищем.
Мужчина, допускающий, чтобы им помыкала женщина, — не мужчина и не женщина, а просто ничто.
Проститутки — это необходимость. Иначе мужчины набрасывались бы на порядочных женщин на улицах.
О патриотизме
Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.
Патриотизм — это качество, которое отличает человека от раба.
У французов чувство национальной чести всегда тлеет под пеплом. Достаточно лишь искры, чтобы разжечь его.
Нации, народу, армии, всем французам не следует забывать о своем прошлом: ведь оное составляет их славу.
Об истории
История — это лишь версия случившихся событий в нашей интерпретации.
История соткана из лжи, в которую все верят.
Когда о каком-нибудь короле говорят, что он был добр, значит царствование его не удалось.
Оказывается, что из ста бывших в прошлом королевских фаворитов по крайней мере девяносто пять были повешены.
О революции
Революция — это убеждение, подкрепленное штыками.
Великие и прекрасные истины французской революции будут вечно жить, — таким блеском, такими памятниками, чудесами окружили мы их! Эти истины останутся бессмертными. Первые пятна революции мы смыли потоками славы.
В революциях мы сталкиваемся с людьми двух сортов: теми, кто их совершает и с использующими их в своих целях.
О России
В России нет дорог — только направления.
Копните русского и найдете татарина!
Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, а русские заслужили быть непобедимыми.
О мудрецах и глупцах
Мудрецов постигшие их бедствия возвышают, а глупцов ломают окончательно.
Невозможность — слово из словаря глупцов.
Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным: он всегда доволен собой.
Об успехе
Успех — вот что создает великих людей.
Лучший оратор в мире — успех.
Если желаете добиться успеха в этом мире, то обещайте всё и не выполняйте ничего.
Ничто так численно не умножает батальоны, как успех.
О браке
Природой брак не предусмотрен.
Установление нерасторжимости брака есть подстрекательство к преступлению.
Не следует давать разрешение на брак парам, которые знают друг друга меньше, чем шесть месяцев.
О религии
Религия — отличное средство, чтобы утихомиривать чернь.
Общество без религии — как корабль без компаса. Без религии человек ходит во тьме. Только религия указывает человеку на его начало и конец. Христос полезен государству.
О людях
Дай человеку власть, и ты узнаешь кто он.
От ума до рассудка гораздо дальше, чем полагают.
О славе
В ранце каждого солдата лежит жезл маршала.
О героях
Истинный героизм состоит в том, чтобы быть выше злосчастий жизни.
Истинный герой играет во время сражения шахматную партию независимо от её исхода.
О печати и журналистах
Для управления печатью нужны хлыст и шпоры.
Журналист — это чистильщик улиц, работающий пером.
О смерти
Смерть есть лучшее изгнание.
Между теми, кто ищет смерти, мало тех, кто находит её в то самое время, когда она была бы им на пользу.
О разном
Медицина — это скопление нелогичных предписаний, приносящих скорее вред, чем пользу.
Сила никогда не бывает смешной.
Штыками можно сделать всё что угодно; только нельзя на них сидеть.
Итак, полководец и император Наполеон как и следует ожидать высказывается всё больше о войне, политике, управлении государством, полководцах. Впрочем, он затрагивает и темы любви и брака, правда без особого энтузиазма.
Цитаты про Наполеона
Комментарии также всячески приветствуются!