шри ауробиндо мантра дубянский
Шри ауробиндо мантра дубянский
SRI AUROBINDO’S GAYATRI MANTRA
तत्सवितुर्वरं रूपं ज्योतिः परस्य धीमहि |
यन्नः सत्येन दीपयेत् ||
“Om Tat savitur varam rūpam jyotiḥ parasya dhīmahi, yannaḥ satyena dīpayet”
Let us meditate on the most auspicious (best) form of Savitri,
on the Light of the Supreme which shall illumine us with the Truth
THE MOTHER RECITING THE PRAYER OF THE CELLS IN THE BODY :
THE PRAYER OF THE CELLS IN THE BODY
Now that by the effect of the Grace we are slowly emerging out of inconscience and waking up to a conscious life, an ardent prayer rises in us for more light, more consciousness:
«O Supreme Lord of the Universe,
we implore Thee,
give us the strength and the beauty,
the harmonious perfection needed
to be Thy divine instruments upon earth.»
Sri Aurobindo’s Mantra «Om Anandamayi Chaitanyamayi» by Jagjit Singh
This invocation is the call to the Supreme Mother symbolised in Her individual form as the Mother of Sri Aurobindo Ashram.
Meaning :
Om, She, the Delight
She, the Consciousness
She, the Truth
She, the Supreme
Sri Aravind sharanam mama
Mata Mirra sharanam mama
सम्पत्ति सप्तकम्
———-—
नमः सन्निधये तस्मै महसां निधये नमः ।
नमोऽस्मज्जीवजीवाय देवाय गुरवे नमः ।। १ ।।
Music & Photo copy right Sri Aurobindo Ashram, Pondicherry, India. Thank you open access website: motherandsriaurobindo.org.
= OM SRI MA =
= SRI GURU STOTRAM =
Brahmānandam Parama Sukhadam Kevalam Gnānamurtim
Dhvandvātitam Gaganasadrisham Tatva Matsyādilaksham
Ekam Nityam Vimala Machalam Sarvadhi Sākshi Bhutam
Bhāvātitam Triguna Rahitam Sadgrom Tamnamāmi
Nityam Shuddham Nirākāram Nirābhāsam Niranjana
Nityabodham Chidānandam Guruom Bhramhā Namāmyaham
Gururbhramā Gururvishnu Gururdevo Maheshwarā
Gurureva Parabhramhā Tasmay Sri Guravenamah
Akhandamandalā KāramVyāptamyenah Charācharam
Tatpadam Darshitamyenah Tasmay Sri Guravenamaha
Adyānatimirandhasya Gnānanjanashalākayā
Chakshurunmi Litamyenah Tasmay Sri Guravenamah
Sthāvaram Jangamam Vyāptamyenah Kritsnam Charācharam
Tatpadam Darshitamyenah Tasmay Sri Guravenamah
Chitrupena Parivyaptam Trailokyam Sacharacharam
Tatpadam Darshitam Yenah Tasmay Sri Guravenamah
Sarvashruti Shiroratna Samudbhasitamurtaye
Atmadyananak Nidanyenah Tasmay Sri Guravenamah
Chaitanyaha Shāshvatah Shantubhyomādido Niranjanah
Bindunād Kalādida Tasmay Sri Guravenamah
Gnānashakti Samārudhas Tatvamālā Vibhushita
Bhuktimukti Pradātācha Tasmay Sri Guravenamah
Anekajanma Samprāpta Karmendhana Vidāhine
Aatmadyānāk Nidāgnena Tasmay Sri Guravenamah
Soshanam Bhavasindhushcha Prāpanam Sārasampadah
Yasya Padudakam Samyak Tasmay Sri Guravenamah
Naguroradhikam Tatvam Naguror Adhikam Tapah
Tatvadyānā Paramnasti Tasmay Sri Guravenamah
Mannadhyāshri Jagannātho Madhguru Shri Jagadguru
Madātmā Sarva Bhutātmā Tasmay Sri Guravenamah
Gururādhijanādischa Guruh Paramadaivatam
Guruparataramnāsti Tasmay Sri Guravenamah
Гаятри Мантра – озарение ума и трансформация словом
Гаятри Мантра Шри Ауробиндо
Гаятри мантра написанная Шри Ауробиндо на Санскрите
तत्सवितुर्वरं रूपं ज्योतिः परस्य धीमहि | यन्नः सत्येन दीपयेत् ||
“Om Tat savitur varam rūpam jyotiḥ parasya dhīmahi, yannaḥ satyena dīpayet”
“Ом Тат Савитур варам рупам джйоти парасья димахи, янна сатьена дипает”
Значение Гаятри Мантры
Давайте медитировать на наиболее благоприятной (лучшей) форме Савитри, на Свете Верховного, который озарит нас Истиной.
[ Tat = Тот, Savitur = Бог-Солнце, являющийся Создателем, Varam = наиболее благоприятная, Rupam = форма, Jyotih = Свет, Parasya = Господа (так как “para” = “трансцендентый”), Dhimahi = медитировать на (так как “ Dhi” = “интеллект” ), Yannah = которым, Satyena = Истина, Dipayet = озари ( dipa = свет) ]
Согласно М.П. Пандиту изначальная Гаятри мантра предназначалась для озарения интеллекта, в то время как Гаятри мантра написанная Шри Ауробиндо предназначена для супраментализации всего существа.
Гаятри мантра написанная Матерью (Мирра Альфасса) на английском
История создания Гаятри Мантры Шри Ауробиндо
Шри Ауробиндо написал Гаятри Мантру для Митрана, сына Дорайсвами, которому предстояло пройти обряд Упанаяны, индийской церемонии духовного посвящения. Дорайсвами поклялся, что проведет церемонию только в том случае, если Шри Ауробиндо даст мантру. Тогда Шри Ауробиндо написал мантру на небольшом отрывке бумаги. Шри Ауробиндо не написал перевода на английский язык. Скорее всего, перевод был сделан Пурани, который был другом Дорайсвами, или это сделал Нолини (скорее всего он). Мантра состоит в точности 8+8+8 слогов.
М.П. Пандит о Гаятри Мантре
Существует распространенное мнение, что Гаятри мантра не очень отзывчива на призыв духовного искателя в этой Юге. Но меня привлекает эта мантра и я делаю её джапу. Я чувствую, что Свет, который призывается в Гаятри мантре, является супраментальным Светом, а её целью является супраментализация. Верно ли это?
Мне ничего не известно об этом мнении касательно несовместимости Гаятри с духовной жизнью в этой эпохе или какой бы то ни было. С другой стороны, почти во всех упасанах (санскр. воззвание к Божеству), как Вайдических, так и Тантрических, присутствует Гаятри, которая адресуется избранному Божеству. Возможно, провозглашение делающееся в хвалебных строфах Мантры, приветствующих все четыре традиционные цели жизни: дхарму, арту, каму и мокшу (dharma, artha, kāma and mokṣa), привело к возникновению мнения, что раз уж Мантрой преследуются и другие намерения, значит в той же степени она не годится для истинных духовных целей.
В отношении практики, правило безопасности состоит в том, чтобы читать Мантру к которой вы испытываете притяжение, и практикуя которую чувствуете себя счастливым. Это значит, что Мантра дружественна вам и родственна какой-то части вашего существа.
Я сомневаюсь, что целью Гаятри мантры является супраментализация; скорее всего нет. Можно с уверенностью сказать, что её воззвание направлено к Солнцу, не к небесному телу, но к Солнцу Духовной Истины, стоящему во главе всего творения, и символом которого в этой вселенной является физическое солнце. Свет, который изливается из этого Солнца, является озаренной энергией созидательного Сознания, которым оно наполнено. Вайдическая Гаятри (мантра Риши Вишвамитры) взывает о пробуждении интеллекта практикующего лучами этого Света. Её целью является духовное озарение ума, высшей эволюционировавшей части человека. И это совершенно необходимо во всех духовных дисциплинах, развитие в которых происходит посредством пробуждения и роста на Пути Гняны, Знания о Божественном, но может быть не столь важно на Пути Бхакти.
Супраментализация означает нечто гораздо большее. Она подразумевает озарение не только ума, но также всего существа практикующего, не просто делая его наполненным светом знания, но заряжая его и в других частях существа, таких как восприятие, воля, деятельность и т.п., чтобы таким образом трансформировать человеческую природу в природу Божественную. Это является целью Гаятри мантры Шри Ауробиндо.
Текст книги «О себе»
Автор книги: Шри Ауробиндо
Самопознание
Текущая страница: 33 (всего у книги 33 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]
Ответ: Они не обязательно разные. Обычно имя Матери в мантре несет в себе полную силу; но в определенных состояниях сознания двойное Имя может иметь особый эффект.
Мантра[367] 367
Шри Ауробиндо дал эту мантру садхаку, который попросил его о короткой молитве, где были бы имена Шри Ауробиндо и Матери, с тем чтобы петь ее как мантру. Посылая ее, Шри Ауробиндо писал: «Я написал вам короткую молитву в форме мантры с нашими именами. Надеюсь, она поможет вам преодолеть трудности и обрести внутреннюю твердость». (16.07.1938)
Садхак, получив мантру, спросил: «Должен ли я рассматривать имена и молитву как одну мантру?» Шри Ауробиндо ответил: «Да». (18.07.1938)
ОМ Sri Aurobindo Mira
Open my mind, my heart, my life to your Light, your Love, your Power. In all things may I see the Divine. [368] 368
ОМ Шри Ауробиндо Мира
Откройте мой ум, мое сердце, мою жизнь вашему Свету, вашей Любви, вашей Силе. Да увижу я во всех вещах Божественное.
Гаятри Шри Ауробиндо
Tat savitur varam rūpam jyotiḥ parasya dhīmahi, yannaḥ satyena dīpayet. [369] 369
Давайте медитировать на самой благостной форме Савитри, на Свете Высшего, который озарит нас Истиной. (Пер. с санскр. на англ. Шри Ауробиндо).
Благословение
От небытия к истинному бытию,
от смерти к Бессмертию.
Глоссарий
Абхимана — самоуважение, гордость; чаще всего уязвленное самолюбие или высокомерие.
Аватар – букв. нисхождение; воплощение Божества на Земле.
Авьябхикарини бхакти — непоколебимая преданность. [Гита 13.11]
Агни – «огонь» – ведическое божество огня; согласно Шри Ауробиндо, воплощение Тапаса, космической Энергии, Сознания Истины или божественной Воли в творении. Также – один из первоэлементов материальной вселенной.
Адвайта – «недуализм», «чистый монизм» – влиятельная школа Веданты. Главным ее представителем был Шанкара, создавший наиболее авторитетные комментарии к Упанишадам, Веданта-сутре и Бхагавадгите. Адвайта утверждает, что Абсолют, Брахман, – это единственная реальность. Атман есть Брахман. Проявленный мир иллюзорен (майя). Отсюда другое название Адвайта—веданты – Майявада (учение о майе).
Адеш – Божественное послание, повеление, указание.
Адхара – букв. сосуд, вместилище, опора; объединение ума, витала и тела, являющееся проводником духовного сознания и силы.
Адхикара — способность; определенные качества и способности, свойственные природе человека и определяющие его предназначение для того или иного пути в йоге.
Адья Шакти – изначальная Сила; трансцендентная Мать.
Ананда – блаженство, восторг, духовный экстаз; Блаженство как состояние Божественного бытия, один из трех аспектов (наряду с Сат и Чит) абсолютного Духа.
Анандамайя — исполненный Блаженства.
Апракаша – отсутствие света, тьма.
Арья — философский журнал, издаваемый Шри Ауробиндо с 1914 по 1921 г.
Асана — фиксированное положение тела в Хатха-йоге.
Асуры — в древнеиндийской мифологии – титаны, противники богов, враждебные существа ментализированного витального плана (плана витального разума).
Атман – высшее «Я», истинная сущность человека, индивидуальный дух, тождественный универсальному Духу (Брахману).
Ахимса – непричинение вреда, означает ненасилие, неубийство, отсутствие ненависти: не причинять вреда другим и себе ни мыслью, ни словом, ни делом.
Брамин (брахман) – представитель первой из четырех каст (варн) древнеиндийского общества – священнослужитель, человек знания; в «Ваджрасучи Упанишаде» и в других философских трактатах Веданты обозначает не социальное положение, а человека, непосредственно осознающего, что он есть атман, и вследствие этого не проявляющего эгоизма и привязанности к объектам внешнего мира.
Брахман – изначальная высшая Реальность, основа мироздания; Единый, Абсолют.
Брахмананда – Ананда Брахмана.
Брахмарандхра – «Дыра Брахмы» – одно из названий Сахасрара-чакры; отверстие на макушке головы, через которое душа покидает тело во время смерти.
Брахмистхити — состояние Брахмана.
Буддхи — интеллект, разум; мыслящий разум; различающий принцип ума и воли одновременно.
Бхава – состояние бытия; эмоциональное состояние, чувства, ощущения.
Бхагавад-гита (или Гита) – букв. «Песнь Господа», входит в 6-ю книгу священной древнеиндийской эпической поэмы Махабхараты. Она звучит перед самым началом великой битвы на Курукшетре из уст Кришны (земного воплощения высшего Бога Вишну) и адресована Арджуне, одному из братьев Пандавов, которые ведут борьбу со своими двоюродными братьями Кауравами, хитростью отнявшими у них царство. В Бхагавадгите Кришна указывает на единство трех путей освобождения – пути знания (Джняна-йога), пути преданности Богу (Бхакти-йога) и пути действия (Карма-йога).
Бхакта – тот, кто следует по пути любви и преданности Божественному.
Бхакти – любовь к Божественному, преданность, служение Божественному.
Вайкунтха – божественный мир Вишну.
Вайрагья – отвращение к миру; полное отсутствие желаний и привязанностей или же путь отречения от всего мирского.
Вайшья – третья из четырех варн (санскр. варна: сословие, каста), которая включает в себя земледельцев, ремесленников, торговцев.
Ванапрастха – лесной отшельник.
Веда – «священное знание»; одна из четырех Вед – древнейших книг индуизма.
Веданта – букв. завершение Вед; учение, изложенное в заключительной части Вед – Упанишадах, а также одна из шести религиозно-философских школ (даршан), комментирующая и систематизирующая учение Вед, Упанишад, Брахма-сутры, Бхагавадгиты и Бхагавата-пураны.
Веды – название канонического свода древнейших священных текстов индуизма, в центре которого четыре книги: Ригведа — «веда гимнов», Яджурведа – «веда жертвенных формул», Самаведа — «веда напевов», Атхарваведа «веда атхарванов» (Атхарван – имя мифического жреца огня, от которого происходит род жрецов атхарванов).
Верховный Разум – план богов.
Вибхути – эманация божественной силы; человек, в котором присутствует эманация силы Божественного.
Виджняна – Сознание-Истина; высшее Знание, супраментальный Гнозис.
Виджнянамайя – исполненный виджняны.
Виджнянамайя пуруша – гностическое существо, гностический Пуруша; Дух в состоянии Гнозиса.
Вират-махапуруша – Космический Дух; Дух всей Вселенной.
Вираха – ощущение разлуки с Божественным Возлюбленным.
Вишва манава – универсальный человек.
Гита — см. Бхагавадгита.
Голока – мир Любви, Красоты и Ананды, полный духовного Света.
Гопа, гопи – пастухи, пастушки; обитатели Голоки.
Гуны — три основных качества Пракрити (Природы), определяющие свойства человеческого характера: саттва — ясность, гармония, уравновешенность, сознательность, раджас – энергия, движение, тамас – тьма, инертность, бессознательность.
Гуру – духовный наставник и учитель.
Гурувада – доктрина, утверждающая необходимость гуру на духовном пути.
Гхорам карма – ужасная работа (Гита, 3.1).
Даридра-Нарайан-Сева — служение Богу в бедных.
Даридрер сева – служение в бедности.
Даршан — видение (лицезрение, созерцание); явление Божества искренне любящему; церемония, во время которой люди в Индии получают возможность видеть духовную личность.
Джива (Дживатман) – центральное существо; дух или вечное «Я» живого существа, поддерживающее его в процессе эволюции и переходящее от рождения к рождению; в европейской традиции именуется монадой.
Дживанмукта – человек, достигший духовного освобождения при жизни.
Джняна-йога – Йога Знания.
Дурачара – [плохое поведение, неблаговидный поступок].
Дхарма – универсальный закон мироздания и принцип следования этому закону как основная человеческая добродетель.
Дхарма-юддха – букв. нить дхармы; справедливая война.
Дхармасадхана – средства осуществления дхармы.
Ишвара – имя Бога, Творца и Владыки вселенной.
Ишваракоти – божественный человек; человек, который достиг единения с Божественным и духовного освобождения, но способен продолжать жизнь на Земле в богочеловеке.
Ишта-Дева (та) – божество, избранное для поклонения.
Йога – единение, союз; единение души с Божественным; практика, ведущая к познанию Истины и духовному освобождению.
Йога-Шакти — духовная энергия, сила йоги.
Карма – букв. действие, работа, деятельность; в древнеиндийском учении – закон причинно-следственной связи; сила, являющаяся результатом поступков, совершенных человеком в прошлых жизнях, и определяющая его судьбу в настоящей жизни.
Карма-йога – путь деяний, ведущий к освобождению души. Выполнение работы как служение Божественному, без привязанности к результатам своих трудов.
Крийя – практические упражнения (йоги); любая практика, которая помогает достижению высшего знания.
Кшатрий – представитель второй, после брамина, высшей касты в древнеиндийском обществе; кшатрии, в основном, были правителями и воинами, главной их обязанностью считалась защита подданных.
Лайя – букв. растворение, уничтожение; исчезновение границ индивидуального сознания в Бесконечном.
Лила – космическая игра; проявленный мир как игра Божественного.
Майя – первоначально (в Ведах) рассматривалась как творящая Сила и Мудрость; в индийской мифологии – это способность богов, демонов, духов изменять свой облик (колдовские чары, наваждение); в Адвайта-веданте – сила иллюзии, благодаря которой мы воспринимаем материальный мир как абсолютную реальность и не способны увидеть за видимым многообразием вещей и явлений подлинную Реальность (единого, неизменного и вечного Брахмана).
Майявада – учение, согласно которому мир есть Майя, то есть иллюзия, от которой необходимо избавиться, чтобы перейти в единую трансцендентную Реальность.
Майявадин – приверженец Майявады.
Маномайя Пуруша – ментальная Личность, истинное ментальное существо.
Мантра — священный слог, имя или мистическая формула, обладающие силой реализации.
Милана – союз, единство.
Млеччха – варвары, чужеземцы, не-арии.
Мокша – духовное освобождение; выход из круговорота рождений и смертей (сансары).
Мукта — человек, достигший духовного освобождения.
Мукти — то же, что мокша.
Ниракар – бестелесный, бесформенный.
Нирвана – букв. угасание; состояние невыразимого покоя и полной отрешенности от внешнего мира; состояние блаженства, в котором исчезает представление о собственном «я»; единство с Брахманом как Сат-Чит-Анандой.
Ниргуна – отсутствие каких бы то ни было качеств; Безличный.
Парабрахма (Парабрахман) – верховный Брахман; высшее Непознаваемое; Божественное.
Параматма (Параматман) – высшее «Я» или Дух, Абсолют.
Паратпарам (Паратпара) – Всевышний за пределами самого Высшего, высочайший трансцендентный Дух.
Пара-Шакти (Парашакти) — Высшая Божественная Энергия.
Пракрити – Природа; движущая Сила эволюции или вечное начало, разворачивающееся в ходе эволюции в мир форм.
Прана – «дыхание», «жизнь»; тонкая энергия в теле, тесно связанная с дыханием; проводник универсальной жизненной силы, который привносит и распределяет ее в физической системе. Существует пять видов праны: Прана, Апана, Вьяна, Самана, Удана.
Пранам – индусская форма приветствия, состоящая из легкого наклона головы и прикасания соединенных рук ко лбу, либо простирания; выполняя пранам, человек либо приветствует кого-то, либо выражает свое почитание и поклонение Богу или гуру.
Пранаяма — практика, позволяющая установить контроль над дыханием; управление витальными энергетическими потоками в теле с помощью дыхания.
Пранамайя Пуруша — истинное витальное существо.
Прасада (или прасад) – «божественная милость», «божественный дар»; [пища или любой другой элемент, в ходе религиозного обряда предложенный Божеству и распространяемый после этого среди верующих как духовное и священное вещество, как символ божественной благодати].
Према – то же, что бхакти.
Према-йога — Йога Любви.
Пунья – добродетельность, праведность.
Пурна-йога – интегральная йога.
Пурнам парам — совершенное и высочайшее.
Пуруша – Душа, Дух; истинное Существо, Свидетель, присутствующий за всеми движениями Природы и санкционирующий их.
Пурушоттама – Высшая божественная Личность; Высшее Существо, превосходящее и подверженное изменениям Бытие и Неизменное; Божественное Существо.
Раджа-йога – букв. «царственная Йога»; йога совершенствования и подчинения внутренней природы человека для освобождения души; использование ментальной аскезы для реализации Божественного.
Раджас – одна из трех гун – динамическое свойство природы; гуна активного действия, качество усилия, борьбы, страстного желания.
Ракшасы – враждебные существа среднего витального плана, противостоящие, в отличие от асуров, не богам, а людям.
Раса — сок; эссенция, сущность; вкус, удовольствие.
Риши – «провидец»; святые мудрецы, жрецы, поэты, создатели священных текстов Вед, полученных ими через откровение.
Рудра – «яростный, жестокий, сильный». В Ведах – Божественное в качестве повелителя нашей эволюции, следующей по пути неистовых усилий и борьбы; Бог или Божество, восходящее в космос. В Пуранах – Ужасный, Бог мощи и гнева. Один из эпитетов Шивы в его проявлении, олицетворяющем разрушительные процессы во вселенной.
Садришья – подобие, сходство [с Божественным].
Садришья-мукти – освобождение благодаря подобию с Божественным.
Садхак – человек, практикующий духовную дисциплину, садхану.
Садхана – духовная практика.
Садхармья – становление единым по закону бытия и деятельности с Божественным.
Самадхи – йогический транс.
Самата — уравновешенность, спокойствие и невозмутимость духа.
Самахита — сосредоточенный в глубинах собственного существа; пребывающий в состоянии самадхи. [Гита 6.7]
Самраджья – власть; полная власть во внешнем мире; контроль над внешним окружением и обстоятельствами.
Самсиддхи – абсолютное духовное совершенство.
Самсиддхи садхармья – достижение духовного совершенства благодаря становлению божественным по своей природе.
Санатана Дхарма – вечная религия; традиционная индийская религия.
Санкхья – одна из шести известных философских систем Индии, включающая описание 25 составляющих, принципов или истин нашего мировосприятия, истинным знанием которых человек может достичь освобождения.
Сансара – круговорот, перерождение; мир; состояние мирской активности или мирское существование; обычная жизнь в Неведении.
Саньяса – аскетизм, отречение от мира, совершаемое с целью освобождения (мокши) и выхода из круговорота рождений и смертей.
Саньясин – человек, отрекшийся от мира, аскет.
Сарва-бхутани – все существа.
Сарвакармани – все виды деятельности.
Сат – бытие, истинно-сущее; Чистое Бытие; один из трех аспектов (наряду с Анандой и Чит), определяющих природу абсолютного Духа.
Сат Пуруша – чистое божественное Я; Бог.
Саттва – одна из трех гун, свойств природы, проявляющаяся как ясность сознания, уравновешенность, покой.
Саттвагуна – гуна саттвы.
Сатьяграха – (хинд. «стремление к истине), в Индии в период английского колониального господства, тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения. Разработана в начале 20 в. Махатмой Ганди.
Свабхава — индивидуальная природа, присущая каждому живому существу.
Свадеша – букв. отечественный.
Свадхарма – справедливость, справедливый путь.
Свапна – состояние сна со сновидениями; сознание, соответствующее более тонкому витальному и ментальному планам.
Сварадж – (хинд.) [«самоуправление»], национальная свобода, независимость.
Свараджья – управление собой, самообладание, власть внутреннего существа.
Сварга – рай; божественный мир.
Сверхразум – то же самое, что и Супраментал, план Сознания-Истины.
Сева – бескорыстное служение.
Сиддха — совершенный, полный; совершенная душа, совершенный человек.
Сиддхи – «совершенство», «осуществление»; достижение совершенства на определенном пути духовного развития; сверхъестественные, оккультные или духовные силы, приобретаемые в результате практики йоги.
Стотра – хвалебный гимн.
Сукшма шарира — тонкое тело.
Супраментал – то же самое, что и Сверхразум, план Сознания-Истины.
Сушупти – глубокий сон; сознание, соответствующее супраментальному плану.
Тамас – одна из трех гун; свойство инертности, темноты и бессознательности природы.
Тантра – система йоги, в основе которой культ поклонения божественной Матери, Шакти, в одном из ее многочисленных аспектов; как духовная практика, тантризм основан на признании Природы, а не на ее отвержении и ставит целью одухотворение человеческой природы.
Тапас – букв. пыл, жар, сила; духовная энергия, накапливаемая в результате аскетической практики и позволяющая оказывать магическое воздействие на окружающий мир и обстоятельства.
Тапасья – аскетическая сила, усилие; концентрация воли и энергии для управления умом, витальным и физическим телом и для их изменения или для привнесения высшего сознания в низшие части существа, а также других йогических целей.
Тригунатита – состояние за пределами трех гун.
Турья – четвертый план нашего сознания; сверхсознание; Абсолют.
Тьяга – отказ, отречение; [Гита:] внутреннее отречение, полный отказ от всех привязанностей к плодам своих трудов, к самому действию или к личным побуждениям к действиям.
Хатха-йога – йога тела; система йоги, связанная с преобразованием праны в теле, что достигается работой с тонко-физическим и физическим телом.
Химса – причинение вреда.
Чинмайя — духовное сознание; трансцендентный.
Чит – сознание; свободное и всепорождающее самоосознание Абсолюта; один из трех аспектов (наряду с Анандой и Сат), определяющих природу абсолютного Духа.
Шакти – сознательная Энергия, Сила Божественного, с помощью которой Оно выражает себя в действиях Природы; Божественная Мать.
Шанти — духовный покой.
Шарирананда – [Ананда в теле].
Шастра — любое систематизированное учение или наука; свод моральных и социальных законов; наука и искусство правильного знания, правильного труда, правильного образа жизни; [в йоге:] знание истин, принципов, сил и процессов, обеспечивающих достижение духовной реализации.
Шишья — ученик, последователь.
Яджня – жертва; действие, совершаемое как посвящение богам; Владыка Трудов.
Символы Шри Ауробиндо и Матери
Символ Шри Ауробиндо
Треугольник, обращенный вершиной вниз, символизирует Сат-Чит-Ананду, обращенный вершиной вверх – отклик Материи в формах жизни, света и любви. Квадрат в центре на пересечении треугольников – символ совершенного Проявления. Цветок лотоса, расположенный в нем, – олицетворение Аватара Божественного; вода символизирует многообразие творения.
Символ Матери
Окружность в центре – Божественное Сознание. Четыре лепестка – четыре главные ипостаси Матери. Двенадцать лепестков представляют собой двенадцать ипостасей Матери, проявляющих себя в Ее работе.