с какого времени нельзя есть яблоки до яблочного спаса женщинам
Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Здравствуйте! Почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Действительно, существует такая церковная традиция – не есть яблоки до Преображения. Но это не какое-то обязательное церковное правило для всех, поста на яблоки нет. Есть лишь записанное в Типиконе для монахов правило не есть плодов винограда до освящения на праздник Преображения. За нарушение которого им не разрешалось есть плоды весь август.
Смысл этой традиции не в дополнительном посте, а в том, что мы приносим плоды нашего урожая с благодарностью Богу для освящения в храм. Воздержание от вкушения плодов до их освящения – это реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам» и напоминание о том, Кто является настоящим Хозяином вселенной. Кроме того, следует не забывать, что с Яблочным Спасом связаны и другие традиции — после праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами.
При этом хочу подчеркнуть, что всякие утверждения, что «есть яблоки до Яблочного спаса нельзя, потому что не будет урожая» и тп – это суеверия, на которые православные христиане не должны обращать внимание.
А Яблочный Спас правильнее называть Праздником Преображения Господня, потому что дело тут не в яблоках, а в том великом событии, которое мы вспоминаем 19 августа.
В чем же оно заключалось? О Празднике можно прочитать в следующих наших материалах:
И в главе 17 Евангелия от Матфея.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Польза и вред яблок. Как правильно есть яблоки?
Яблоко является самым известным и полезным фруктом. Именно этот плод наделен волшебной силой, которая нашла отражение не только в медицине, кулинарии и косметологии, но и в литературе. Оно становилось и предметом раздора, и средством, дающим молодость и долголетие.
Польза яблок.
Яблоко самый распространенный фрукт на земле — существует около 10 000 сортов яблок! Бледно-желтые, зеленые, розовые и красные — яблоки различаются, в основном, внешним видом, а состав их примерно одинаков. Считается, что в одном яблоке содержится такой большой запас витаминов и нутриентов, что употребление одного яблока в день способно спасти от многих заболеваний: от авитаминоза и анемии, до рака.
Безусловно, яблоко содержит витамины С, К, группы В, рибофлавин, калий, медь, марганец и магний, органические соединения, фитонутриенты и флавоноиды (такие как эпикатехин, кверцетин и хлоридзин). Также яблоки являются отличным источником полифенолов — антиоксидантов, которые защищают клетки от оксидативного стресса и продлевают молодость.
В яблоках содержится много пектинов — мягких пищевых волокон, которые являются энтеросорбентами, усиливают перистальтику кишечника и мягко избавляют от запоров. Употребление одного среднего яблока в день обеспечивает около 12% суточной потребности в клетчатке.
Вред яблок.
Яблоки противопоказаны при пищевой аллергии, индивидуальной непереносимости и повышенной чувствительности желудочно-кишечного тракта. Люди с гастритом и язвой двенадцатиперстной кишки могут есть яблоки только в ограниченных количествах. Тем, у кого есть проблемы с сердечно-сосудистой системой, также стоит отказаться от красных сортов яблок.
Семена яблок содержат токсичное вещество амигдалин, которое считается опасным для жизни, и употребление в пищу слишком большого количества семян яблока может навредить здоровью.
Кроме того, яблоки могут содержать пестициды — ведь яблоневые деревья почти всегда обрабатывают от болезней и насекомых с помощью различных химикатов — это не запрещено. Причем, яблоки, выросшие на юге, будут с большей вероятностью обработаны пестицидами, чем северные, так как их нужно защищать от болезнетворных бактерий, активнее размножающихся в жарком климате. С другой стороны, испорченные и червивые яблоки есть тоже нельзя.
Как есть яблоки?
Лучше всего съедать одно яблоко в день в качестве перекуса, отдельного приема пищи, не совмещая фрукт с другими продуктами — так он лучше переварится и усвоится. Интересно, что яблоко лучше съедать с сердцевиной — в ней содержатся полезные бактерии, которые действуют как пробиотики и помогают сформировать здоровый кишечный иммунитет. Еще лучше разрезать яблоко на дольки, чтобы убедиться, что внутри нет никаких неприятных сюрпризов — насекомых, плесени или других дефектов.
Из яблок можно делать чипсы, но нужно помнить, что содержание в них сахара в пять-шесть раз выше, чем в сырых яблоках. Они прекрасно утоляют аппетит, содержат много клетчатки, но, если вы следите за калориями — чипсы из яблок нужно употреблять в умеренном объеме.
Помните, что при термической обработке в яблоках разрушаются витамины, поэтому печеные и тушеные яблоки представляют ценность лишь как источники клетчатки. Зато они легче и быстрее перевариваются и усваиваются. Конечно, из яблок получаются вкусные пироги, оладьи, варенье, компоты и другие замечательные блюда, но природной пользы в них очень мало. Все-таки, отдавайте предпочтение сырым фруктам.
Успенский пост и три Спаса. Как не стать жертвой суеверий?
О вреде и пользе существующих традиций
– Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?
– Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.
У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.
Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.
С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.
Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.
– Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.
– 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.
Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.
Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.
– Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?
– Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.
Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.
– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?
– Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.
– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?
Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).
Почему до спаса нельзя есть яблоки? Отвечает настоятель Свято-Митрофановского храма
Многие православные свердловчане традиционно готовятся к празднованию Яблочного Спаса: к 19 августа запасаются фруктами, выбирают мед повкуснее. Но только ли во вкушении этих яств заключается праздник Преображения Господня? С этим вопросом корреспондент «Твоего города» пообщалась с благочинным Должанского округа церквей, настоятелем Свято-Митрофановского храма в пос. Бирюково Александром Ястребовым.
«Это сын мой возлюбленный!»
— В Евангелие описано, как в своих крестных страданиях Господь возвел трех своих учеников: Петра, Иакова и Иоанна на гору Фавор, и находился с ними в долгой молитве. Отягощенные духовными трудами ученики уснули, но вскоре пробудились они от яркого света, потому что одежды Христа стали ярко-белыми, как снег, а лицо сияло, как солнце. С ним были еще два человека: пророки Моисей и Илья. Глядя на это, ученики пребывали в восхищении, и сказали: «Как хорошо здесь быть! Давайте поставим здесь палатки!». В это время они услышали голос с неба Бога-отца, который сказал: «Это есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение!». Когда Спаситель стал поднимать упавших в страхе учеников, то попросил их, чтобы они об этом никому не рассказывали до определенного момента.
Не можешь делом делать добро — делай его словом, не можешь делать словом – делай добро помышлениями
Феофан затворник
На горе Фавор Христос показал свою божественную суть – то, что он является владыкой живых и мертвых. То есть Илия живым был взят на небо, а Моисей попал туда после смерти. А страдания, которые нес Христос, были добровольными, и терпел он их по своей благости. Когда ученикам открылось божество Спасителя, они находились в таком восхищении, что уже о себе не думали – ни о еде, ни об одежде, ни о палатках. О случившемся на горе Фавор они рассказали другим апостолам лишь после распятия и Воскрешения Иисуса Христа.
Преображение Господне – один из двенадцати великих праздников. Всегда в этот день в каждом храме совершается богослужение для того, чтобы каждый из нас пришел и прославил преобразившегося Господа. К тому же, каждый из нас сам преобразился – немного отстранился от житейской рутины, и подумал о жизни вечной.
А должен быть виноград
Традиция вкушать в этот день яблоки восходит к Ветхому Завету. Старшие дети Адама и Евы плоды своих трудов приносили в жертву Богу. Авель занимался животноводством, и выбирал для Бога самого лучшего ягненка, а Каин был земледельцем, но о жертве Богу не сильно беспокоился, и приносил подпорченные продукты. Именно с этих людей начинается история жертвоприношения — получая плоды земли как благословение божие, часть они отдают Господу.
Правильный духовный путь таков: забывай добро, сделанное тобою, и помни добро, сделанное тебе другими
Паисий Святогорец
Что касается яблок. К этому времени в Иерусалиме, откуда пошло христианство, созревают виноград и пшеница. Именно эти продукты нужны для таинства причастия: вино, которое должно превращаться в кровь Христову, и мука, из которой выпекают просфоры, которая превратится во время евхаристии в тело Христово. Иерусалимский устав был взят Русской православной церковью, но к этому времени в наших широтах виноград не вызревает, а большей частью поспевают яблоки. Ими и заменили виноград. А мед уже освящен 14 августа во время первого Спаса, или происхождения древа Господнего. С этого дня начинается Успенский пост (с 14 по 28 августа). Он короткий, но строгий, и мед необходим для поддержания физических сил.
О яблоках и не только
Нередко ко мне обращаются женщины, похоронившие своих детей, с вопросом, почему нельзя вкушать до Спаса яблоки. Иерусалимский устав гласит: тот, что ел виноград до Преображения, до конца августа его есть не должен. Правда, это наказание для монахов, и для мирян там ничего не прописано.
Наведи порядок в мыслях, и увидишь мир другими глазами
Симеон афонский
Рассуждая, откуда пошли такие ограничения, стоит напомнить, что к женщинам, похоронившим своих детей, относятся и те, кто решился на убийство в утробе, то есть совершил аборт. Возможно, кто-то из священников наложил на одну из таких женщин епитимью, то есть запрет до праздников эти фрукты не есть. Так как яблоки — это райские плоды, ставшие образом первородного греха, такая примета быстро закрепилась в народе.
Грех ли есть яблоки до Преображения?
В нашу редакцию часто приходит вопрос: почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса? Мы решили узнать подробности у священнослужителей.
Так почему же нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса?
Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа).
Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.
Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.
«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».
Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.
Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года. И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.
К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.
Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов — всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.
Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.
Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.
Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.
Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.