рки можно нужно нельзя
НАДО, НУЖНО, МОЖНО – это очень сложно!
По мнению молодых преподавателей РКИ, одна из самых сложных тем для иностранцев – употребление вида глагола в инфинитиве, особенно со словами надо, нужно, можно, должен. С чего стоит начать изучать данную тему?
Во-вторых, педагогу нужно знать, что со словами “надо”, “нужно”, “можно”, “должен” и “нельзя” могут употребляться инфинитивы и несовершенного, и совершенного вида, в зависимости от значения.
Тем не менее, на более высоких уровнях начинаются некоторые трудности. Например, в чём же разница между “Нужно ложиться спать” и “Нужно лечь спать”? Основное отличие заключается в том, что, когда мы употребляем глагол “ложиться”, мы имеем в виду действие, которое возможно или желательно в настоящем времени. Когда мы употребляем глагол “лечь”, то действие, скорее всего, относится к будущему времени, хотя, вероятно, и к ближайшему. Кроме того, глагол совершенного вида указывает не на желательность действия, а на конкретную цель.
Не стоит также забывать, что со всеми этими словами употребляется Дательный падеж, кроме слова “должен”, которое, как мы знаем, используется с Именительным (сравните: МНЕ нужно помыть посуду. Я должен помыть посуду).
Педагогам также необходимо отметить тот факт, что слова “нужно” и “надо” являются синонимами, однако “надо” больше используется в разговорной речи.
Безусловно, существует также список конструкций и глаголов, с которыми всегда используется инфинитив несовершенного либо совершенного вида. Например, несовершенный вид используется после:
При этом необходимо ответить, что все данные глаголы и конструкции либо связаны с отрицанием, либо обозначают процесс, либо “усталость” от повторяемости действия.
Совершенный вид используется после глаголов “суметь”, “забыть”, “успеть”, “удасться”. Отметим, что данные глаголы имеют значение результативности.
Безусловно, не стоит забывать о практике. Упражнения на практику употребления видов в инфинитиве можно найти в таких пособиях как “Улучшим наш русский”, “A Living Russian Grammar”, “Чистая грамматика”. Разнообразные тесты есть в пособиях, связанных с подготовкой к ТРКИ-2 и ТРКИ-3, которые называются “Тесты, тесты, тесты”.
Автор: Юлия Амлинская, преподаватель русского языка как иностранного, администратор группы «Преподаватели РКИ»
Читайте также на нашем портале другие статьи автора.
“Можно” и “нельзя” сторителлинга
1. Не форсируйте естественный ход событий
Когда учитель только приступает к сторителлингу, класс неизбежно проходит через этап молчания (delayed oral response), когда ученики слушают и понимают учителя, но сами еще не говорят свободно на иностранном языке. В одном классе такой «молчаливый» промежуток времени может быть очень коротким, в другом – длиннее.
Нельзя форсировать этот период, заставляя учеников продуцировать самостоятельную спонтанную речь, пока они еще к этому не готовы. На начальном этапе важнее всего полное понимание того, что ученики слышат. Сторителлеры знают, что ключ к успеху – это многократное повторение, и как только ученики получат достаточно много понятной информации, они заговорят сами.
2. Не исправляйте ошибок
Если учитель-сторителлер заметил ошибку, он может вслед за учеником повторить правильный вариант и тут же дать ему возможность несколько раз повторить его в различных контекстах. Иногда учитель может отреагировать на ошибку так, как обычно делают родители совсем маленьких детей: если ребенок сказал какую-то фразу неправильно, например, «я идем магазин», мама или папа просто отвечают: «Да, правильно, мы идем в магазин». Постепенно ребенок научится говорить правильно. То же самое происходит и на уроке иностранного языка. Учитель не подчеркивает ошибку, а просто переформулирует правильно.
3. Не заучивайте грамматические правила
Сторителлеры не учат грамматические правила и вообще не рассказывают о языке. Но грамматике сторителлеры учат! Просто они делают это иначе.
Сторителлеру не важно, умеет ли ученик формулировать то или иное грамматическое правило. Сторителлеру важно, чтобы он грамматически правильно говорил или писал. В прошлом метод сторителлинга фокусировался на том, чтобы у учеников был обширный активный вокабуляр. Но самый трудный аспект изучения иностранного языка – это говорить так, чтобы для носителей языка твоя речь звучала естественно.
Сторителлеры не учат грамматике вне контекста, вне конкретной фразы. Сторителлеры учат значению конкретного выражения, при этом все грамматические объяснения ограничиваются рамками этой конкретной фразы. Подробнее см. Всплывающая грамматика.
Учитель только объясняет грамматическое значение того или иного выражения. Учитель не обсуждает грамматические правила и не употребляет грамматическую терминологию.
Например, учитель обращает внимание учеников, что -или в конце слова говорили означает что это было в прошлом. Учитель не говорит, что -л- – это суффикс прошедшего времени, а -и – окончание множественного числа и что они прибавляются к основе глагола говорить.
Сторителлеры не объясняют сначала грамматические правила, а потом рассказывают историю. Сторителлеры останавливаются на тех или иных элементах грамматики только по мере того, как они возникают в контексте по ходу рассказа. Но самый удобный момент, чтобы остановиться на грамматике – это чтение, которое следует за рассказыванием истории. ….. → Далее Перевод
«Какой ещё подкаст? Говорите по-русски!» Почему нас раздражают заимствованные слова и можно ли их переиначить на русский
На портале Свойкировский нередко можно видеть комментарии читателей, которые просят в буквальном смысле перевести на русский такие слова, как «подкаст» или «лайфхак». Некоторые беседы даже перерастают в жаркие споры. Вместе с доцентом кафедры русского языка, культуры речи и методики обучения ВятГУ, кандидатом филологических наук Алексеем Калининым мы разбирались, почему нельзя переиначить на русский то или иное заимствованное слово и так ли плохо их появление в языке.
Современный русский язык, как и любой другой, находится в постоянном изменении, что, безусловно, отражается и на его лексическом составе. Как отметил Алексей Калинин, результатом этого стало активное появление новых слов, среди которых значительную часть составляют заимствования. К примеру, быстрое развитие техники и широкое внедрение во все сферы жизни компьютерных технологий заставило нас привыкать к смартфонам, айфонам, айпадам, ноутбукам, нетбукам, принтерам, сканерам и прочему.
– Значительная часть таких вещей была разработана в других странах, следовательно, и называются эти вещи не по-русски. Это же можно сказать и о политической, экономической и прочих сторонах жизни: новые реалии и мировые тенденции приходят и в нашу страну, находят отражение и в нашем языке. Уже прочно вошли в обиход слова «президент», «спикер», «парламент», «ипотека», «кредит», «рефинансирование», «имидж», «бренд», «презентация» и множество других, – пояснил лингвист.
По словам Алексея Калинина, остановить эти процессы невозможно и бессмысленно: жизнь будет изменяться, и вместе с ней будет обновляться лексический состав языка, отражая всё происходящее с миром и с нами.
Почему раздражают заимствования?
Одна из причин, почему людей раздражают заимствования, объективна: язык в той или иной мере перестаёт выполнять свою главную задачу – служить средством общения.
– Это наблюдается тогда, когда мы видим или слышим слово, которое не понимаем, из-за чего оно превращается для нас в пустой набор букв и звуков. Приведу такой пример: депривация часто приводит к агрессии. Все ли поняли смысл этого предложения? Думаю, что далеко не все. А раз человек не понимает смысла, то он закономерно начинает испытывать дискомфорт, – говорит Алексей Калинин.
Вторая причина – субъективная: люди часто уверены в том, что для всего нового есть (или должны быть!) русские слова, и не готовы признавать право за иностранным словом на существование.
– Почему у нас сосуществуют киллер и убийца? Тинейджер и подросток? Тьютор и наставник? Ответ прост: эти слова, хотя и пересекаются по смыслу, имеют отличия либо в оттенках значения, либо в стилистической окраске. Это вполне оправдывает их одновременное существование в языке, – отмечает лингвист.
У тех же, кто не видит между ними разницы, сам факт наличия в языке «лишних» слов может вызывать недовольство. Однако вместо того, чтобы сердиться на язык, может быть, стоит заглянуть в словарь и узнать, какие оттенки смысла передают «слова-конкуренты»?
Сам Алексей Калинин относится к новым заимствованиям как к данности, которую следует принимать и понимать. Точно так же, как мы принимаем, например, смену времён года: это происходит, потому что мир живёт.
– Надо понимать и то, чтовсе мы – дети своего поколения. Особо подчеркну – своего! Поэтому для нас субъективно лучшим кажется какой-то отрезок в нашей жизни, когда всё вокруг – в том числе и в языке – казалось понятным и достаточным, – подчёркивает Алексей Анатольевич. – Но проходит время, и мир меняется: наши дети начинают говорить иначе, чем мы когда-то.
По мнению лингвиста, именно в языке молодёжи быстрее всего появляются новые, часто иностранные слова. Вот тут-то и могут подкрадываться гнев и раздражение: «Какой ещё подкаст? Какие лайфхаки и хайпы? Говори по-русски!» Но, скорее всего, многие из этих слов останутся в языке, так как для них нет равнозначных по смыслу однословных русских аналогов.
– Пример приведу с давно освоенным словом, значение которого, к сожалению, для кого-то так до конца и не открылось. На улицах нашего города сегодня можно увидеть рекламу одного обувного магазина (называть его не буду), которая содержит фразу «Стань улучшенной копией себя». Вроде бы и звучит красиво, но копия не может быть улучшенной, копия – это всегда точное воспроизведение чего-либо. Так что в погоне за новым и необычным следует заботиться не только об оригинальности, но в первую очередь о том, чтобы быть правильно понятым. Язык предоставляет нам для этого все возможности, – поясняет эксперт.
Обилие заимствований обедняет язык?
По мнению лингвиста, ни от каких заимствований язык обеднеть не может. Напротив, заимствования – это один из путей обогащения словарного состава языка. Язык просто развивается, меняется, и это происходит не только в наше время – так было всегда. И это, скорее, хорошо, чем плохо, потому что благодаря своей гибкости язык приспосабливается к потребностям любой эпохи. Да, порой поток заимствований кажется нам избыточным, но проходит время – и всё наносное исчезает из активного употребления, остаётся только то, что оказывается действительно необходимым и важным, что язык сумел освоить, то есть сделать «своим».
– Как понять, что чужое слово становится освоенным языком? Каждый из нас сможет ответить на этот вопрос, если будет достаточно внимателен: как только от заимствованного слова начинают образовываться другие однокоренные слова, так его уже и можно считать освоенным, – пояснил Алексей Калинин. – При этом вновь возникшие слова считаются уже собственно русскими, как бы странно это ни звучало применительно к словам типа отксерить, хайповать, распиаренный, фейковый, хакнутый и другим. Но они образованы по законам русского словообразования, с участием наших «родных» приставок и суффиксов.
Живой язык, активно осваивающий новые смыслы, создающий новые слова, обеднеть не может. Однако всегда стоит помнить о том, что обеднеть может наша речь. И это происходит совсем не обязательно по причине избыточного использования заимствований, а, скорее, из-за нежелания узнавать новое, читать хорошие книги, сознательно относиться к выбору слова в собственной речи. Речь может стать более примитивной и из-за отсутствия рядом достойных образцов для подражания. В связи с этим, по мнению лингвиста, особенно важно, чтобы «богатой» (то есть правильной, современной, точной) была речь тех, кого слышат многие и кто формирует облик коммуникации в обществе – речь политиков, журналистов, педагогов.
её. Мариям не понимала вопрос, а потом
строили дачу и ………………………..её. Писатель долго думал и ………………..
рассказ. Артист учил роль и …………………её.
– выучить) все новые слова. Завтра нужно обязательно
взять) словарь в библиотеке. Я очень хочу
Это Торнике, а это. мама. Это Ия, а это. сестра. Это дедушка, а это. фотография. Это дети, а это. родители. Это сосед, а это. машина.
Это я, а это. друзья.
1) Ты будешь учить уроки?
2) Они будут писать тест?
3) Вы будете делать уроки?
4) Он будет брать билет?
6) Мама будет покупать продукты?
155. Работайте по модели:
Сейчас Лика (работать) в школе.
Сейчас Лика работает в школе.
субботам. Вчера наша учительница (рассказывать)
даче. Вчера бабушка (купить)
156. Работайте по модели: Вчера Лика была (где?) на выставке.
Вчера Лика ходила (куда?) на выставку.
1) Утром бабушка была на почте
2) Вчера ученики были в музее.
3) Сегодня мама была на работе.
4) Дети уже были в цирке.
5) Днём я была в магазине.
157. Ответьте на вопросы, запишите ответы:
1) Сколько лет вы учились в школе? (10)
2) Сколько месяцев вы изучаете русский язык? (2)
3) Сколько стоит словарь? (150, рубль)
4) Сколько стоит журнал? (82, рубль)
5) Сколько стоит конверт? (5, рубль)
6) Сколько стоит компьютер (800, рубль)
7) Сколько стоят туфли? (500, рубль)
8) Сколько стоит хлеб? (21, рубль)
9) Сколько стоит кофе? (40, рубль)
10) Сколько стоит билет? (254, рубль)
158. Прочитайте микротекст. Задайте вопросы к словам:
Сейчас Крис Даггер живёт и работает в Москве (. ). Он приехал в Москву (. ) из Лондона (. ). В Лондоне (. ) живут его родители, его любимая девушка, его друзья. Он может полететь в Лондон (. ), когда не работает. Но он не может летать часто. Билеты на самолёт стоят дорого (. ).
Поэтому он ездит домой (. ) один или два раза (. ) в год.
В Москве (. ) Крис работает в банке (. ). Он живёт в центре (. ). Его банк тоже находится в центре (. ). По субботам и воскресеньям Крис уезжает из центра (. ) за город (. ). Он уже ездил в Тулу и в Петербург (. ). Крис с удовольствием ходит в театры, музеи, на выставки (. ). Все в банке (. ) знали, что из Лондона (. ) приедет хороший специалист. Но мы не могли знать, что наш консультант очень хороший и интересный человек. Откуда мы могли это знать?
159. Ответьте на вопросы. Запишите ответы:
а) Куда идут туристы?
Откуда пришли туристы?
а) Куда приехали студенты?
а) Куда пошли Игорь и Сергей?
а) Куда поехала эта группа?
в) Откуда приехала эта группа?
а) Куда едут спортсмены?
Откуда они приехали?
а) Куда идут профессора и студенты?
а) Куда идут эти люди?
Это поликлиники и больницы
а) Куда ходят на работу врачи?
160. Прочитайте маршрут. Напишите, откуда и куда поедут туристы:
Москва – Петербург – Рига – Вильнюс – Стокгольм – Копенгаген – Варшава – Берлин – Москва Из Москвы туристы поедут в
163. Составьте предложения:
1) Пальто, новое, стоит, тысячу рублей, моё
2) На углу, строили, этот, дом, два года
3) Хороший, стоит, компьютер, дорого
4) Были, мы, в, назад, Петербурге, пять, назад, лет
5) Певец, вчера, из Англии, прилетел
6) Игорь, за обед, в ресторане, заплатил
7) Номер, в гостинице, две тысячи рублей, стоит
8) Студент, из библиотеки, вышел, и, пошёл, домой
7) Мой день рождения осенью.
8) Мы пришли из музея.
А) Что можно купить?
(хлеб, колбаса, молоко, газета, билеты, книга, радуга, журнал, луна)
Б) Что можно прочитать?
(текст, рассказ, информация, объявление, расписание, стихотворение, сообщение, спектакль, сказка)
В) Что можно разбить?
(ваза, посуда, стакан, спорт, чашка, тарелка, нож)
167. Заполните таблицы:
169. Раскройте скобки:
1) Студенты ходили в
2) Бабушка ходила в
4) Зимой птицы улетели на
5) Дедушка и бабушка были в
7) Утром родители ушли на
. (Новосибирск) через месяц.
10) Подруга уехала во
11) Профессор уехал на
12) Вечером мы идём в
171. Заполните таблицу:
На урок, с лекции, в аудиторию, в магазинах, на станциях, там, в горах, в Сибири, в Москву, в Париже, из Лондона, из метро, здесь, домой, из Интернета, в офисе, на конференцию, на почту, с площади, из музея, из вагона, на вокзале, на этажах, в ресторанах, из газет, в садах, на дачу, загород, из аэропорта, в лифте, в министерство, загородом, в редакцию, отсюда, со стадиона, из гостиницы, в Канаду, с фестиваля, в круиз, в компьютере, на мониторе, из портфеля, в Индии, из России, в Китай, из посольства, в поликлинику, туда.
172. Напишите, откуда пришли/приехали эти люди:
1) Наташа Симонова была в библиотеке. Она
3) Студенты были на консультации. Они
173. Выберите правильный вариант:
В журнале нет: а) рекламы; б) реклама Раньше у нас не было: а) машина; б) машины В магазине не было: а) сосиски; б) В шкафу нет: а) место; б) места сосисок В комнате нет: а) балкона; б) балкон В деревне нет: а) церковь; б) церкви У. есть хороший друг: а) я; б) меня У. чудесный голос: а) тебя; б) ты
175. Ответьте. Запишите ответы:
1) У вас есть англо-русский словарь?
2) В школе есть Интернет?
3) В класс есть балкон?
4) На втором этаже есть буфет?
5) У собаки есть место?
6) У кошки есть молоко?
7) У курицы есть яйца?
1. В автобусе есть пассажиры?
2. В самолёте есть стюардесса?
3. На улице Пушкина есть музей?
4. В банке есть деньги?
5. В кафе есть пицца и фанта?
7. У вас есть время?
8. В лесу есть верблюды?
9. У вас есть соседи?
10. У вас есть сим-карта?
11. На улице есть снег?
12. Вы хотите отдохнуть?
176. Кто любит что? Кто любит кого? Составьте правильные ответы и запишите их:
Кто? Что делает? Что?/кого?
Мальчики и девочки
Спортсмен любит спорт.
(ученики, рыба, мясо, мороженое, дети, спорт, яблоки)
177. Ответьте, откуда приехали эти люди. Запишите ответы:
1) Дети были на экскурсии. Они приехали
2) Родители были в театре. Они пришли
3) Профессор был в университете. Он пришёл
4) Бабушка была в деревне. Она приехала
5) Директор был на собрании. Он пришёл
6) Тика была в школе. Она пришла
7) Журналист был в редакции. Он пришёл
178. Допишите окончания:
Вчера был. суббота. Ирина целый день учил. уроки. Она учила литератур. географи. решала задач. Ирина выучила уроки и пошла в магазин. Она купила сыр, колбас. фант. сим-карт. нов. журнал. Ирина хотела купить виноград и клубник.
Но в магазин. не было виноград. и клубник. Это – маленьк. магазин. А супермаркет находится далеко от дом. В супермаркет надо ехать на автобус. Ирина не поехала туд. сегодня. Она купит фрукты завтра на базар.
179. Допишите окончания (м. р. единственное число):
180. Допишите окончания (ж. р. единственное число):
— Допишите окончания (ср. р. единственное число):
182. Допишите окончания (м. р. множественное число):
183. Допишите окончания (ж. р. множественное число):
184. Допишите окончания (ср. р. множественное число):
187. Допишите предложения:
(дождь). 3) В воскресенье в театре не было
нет. (места). 5) В этом старом доме нет
8) Мой старый друг приехал вчера из
(Корея). 9) В этом учебнике нет
12) Наша дача стоит у
(вход). 14) На улице нет
(слоны). 16) В магазине нет
здоровье). 19) Сегодня нет
(Япония). 22) Дети пришли из
25) Мы ужинаем в семь
. (год) назад. 27) Почему там не было
Я купила сахар, потому что дома не было сахара.
1) Туристы купили карту, потому что у них не было
2) Лена и Наташа купили билеты, потому что у них не было
3) Мама купила в аптеке аспирин, потому что дома не было
4) Антон купил часы, потому что у него не было
5) Мы купили собаку, потому что у нас не было
6) Анна взяла визу, потому что у неё не было
190. Работайте по модели:
Андрей сейчас на работе. (Он). нет дома.
1) Вчера родители были в театре. (Они). не было дома три часа.
2) Утром в понедельник я иду в поликлинику. (Я). не будет на уроке.
3) В субботу Ира идёт в кино. (Она). не будет дома.
4) Олег пошёл на стадион. (Он). не будет весь день.
5) Наша семья едет на дачу. (Мы). не будет всё лето.
6) Когда ты приехал? Почему (ты). не было на лекции?
7) Игорь Николаевич, вы не придёте? (Вы). не будет на концерте?
10) У (мы). нет времени.
11) У (ты). есть деньги?
12) У (они). дома очень красивые окна.
13) У (она). сестры две дочки.
14) У (он). шефа новая машина.
15) У (ты). есть карта Москвы?
17) У (я). завтра день рождения!
191. Раскройте скобки:
192. Раскройте скобки. Обращайте внимание на род и число имени существительного:
(книги и журналы). 4) В зоопарке три
(аудитория). 6) В квартире три
(слова) надо выучить дома? 9) Сколько у вас
10) Я видел этот фильм три. (раз). 11) Этот режиссёр получил четыре
(чемпион). 15) В редакции десять
18) В группе тридцать два
а квинтет – это пять
фермер! У него в деревне четыре
193. Найдите и запишите пары:
а) синонимы – чудесно, базар, хорошо, блузка, холодно, скучно, служба, морозно, работа, грустно, неинтересно, рынок, кофта;
б) антонимы – весело, жарко, дёшево, много, холодно, скучно, дорого, мало
195. Ответьте на вопросы. Запишите ответы:
1) Кому ты сделал подарок? (друг)
2) Кому нужно ответить на вопросы? (ученики)
3) Кому ты обычно покупаешь газеты? (дедушка)
4) Кому дали визу? (турист)
5) Кому надо выучить стих? (сестра)
6) Кому купили компьютер? (сосед)
7) Кому он рассказал о путешествии? (класс).
Я ответила учителю –
1) Андро показал маме –
2) Сын позвонил родителям –
3) Лука подарил Натии–
4) Сосед сказал папе –
6. Скажите, кому? Запишите ответы:
1) Мои родители часто звонят (бабушка)
2) Дайте, пожалуйста, (я) книгу
3) Купите, пожалуйста, (мы) билеты
4) Скажите, пожалуйста, (Георгий), что завтра мы идём на футбол.
6) Объясните (родители), почему?
6) (Вы) нужно прочитать этот текст?
7) Мама купит (мы) мороженое!
8) (Дети) нужно отдыхать!
198. Напишите, кому нужно, нравится, можно, нельзя, надо:
1) (Мама) нужно купить продукты и приготовить обед.
2) (Дети) надо сделать задание.
3) (Ирина) нравятся артисты.
4) (Дедушка) нельзя курить.
5) (Брат) надо решить задачу.
6) (Студенты) можно отдохнуть.
199. Заполните таблицы:
200. Напишите, кому весело, скучно, холодно, хорошо, интересно, грустно:
1) (Я) очень хорошо здесь.
2) (Друзья) весело гулять в парке.
3) (Журналист) интересно писать статью.
4) (Птицы) очень холодно зимой.
5) (Брат) скучно смотреть этот фильм
6) (Бабушка) грустно смотреть старые фотографии.
201. Ответьте на вопросы. Запишите ответы:
1) К кому вы любите ходить в гости?
2) Куда вы любите ездить отдыхать?
3) Где вы отдыхали летом?
4) Откуда вы пришли в школу?
5) Кому вы обычно звоните по телефону?
6) Вы получаете письма по почте?
7) Вы любите уроки по литературе?
обычно делаете по субботам и воскресеньям?
9) Когда у вас урок по истории?
10) Вы уже путешествовали по Грузии?
11) Вы любите ходить по магазинам?
12) Кому вы рассказываете о школе, о друзьях, о проблемах?
203. Прочитайте список. Напишите, что из этих вещей вы возьмёте в поход?
Напишите:
3) 10 слов на букву «А»
4) 10 глаголов несовершенного вида
5) 10 глаголов совершенного вида
6) 10 прилагательных
206. Напишите, чем мы:
5) режем, отрезаем, нарезаем хлеб
207. Напишите, с чем вы любите:
208. Запишите, кто чем интересуется:
1) Лика интересуется
2) Мужчины обычно интересуются
3) Все женщины интересуются
5) Бабушка интересуется
Кто мечтает стать кем:
1) Маленькая девочка мечтает стать
2) Папа мечтает стать
4) Лика мечтает стать
5) Все мечтают стать
210. Ответьте на вопросы. Запишите ответы:
1) С кем вы любите говорить по телефону?
2) С кем вы хотите познакомиться?
3) С чем вы обычно пьёте чай?
4) Чем вы интересуетесь?
5) Чем вы пишите в тетради?
6) С чем вы едите макароны?
7) Чем вы нарезаете хлеб, сыр, колбасу?
8) Чем едят в ресторанах?
9) Чем мы едим суп и борщ?
10) С чем мы едим сыр?
11) Кем вы хотите стать?
12) С кем вы обычно отдыхаете летом?
13) С кем вы сидите в классе?
14) Кем был Александр Сергеевич Пушкин?
15) Кем был Галактион Табидзе?
16) Кем была Елена Ахвледиани?
17) Чем мешают сахар в чашке?
18) Чем измеряют температуру?
20) Чем гладят одежду?
21) Чем была курица?
1) Дети были в музее с учительницей.
2) Папа попрощался с соседом.
3) Лиза танцевала с Георгием.
4) Эка долго разговаривала с отцом.
5) Дедушка любит играть в шахматы с другом.
6) На вечере я познакомилась с артистом.
7) Директор сегодня встречается с журналистами.
«в номере w w w.ek smo.ru НОВИНКИ В «КНИГИ, МЕНЯЮЩИЕ ЖИЗНЬ» — С 70-ЛЕТИЕМ ПОПУЛЯРНОМ ТОЛЬКО ПРОВЕРЕННЫЕ ПРОЕКТЕ ПОБЕДЫ АПРЕЛЬ «ВРУМИЗ» ВРЕМЕНЕМ БЕСТСЕЛЛЕРЫ АПРЕ ЛЬ 70к Пока мы знаем эти имена, летию читаем эти книги, никто не отнимет у нас Нашу Победу! Победы. Джейми Локвуд старался быть хорошим мужем для Лорел. Но когда она пристрастилась к алкоголю и впала в затяжную депрессию, он не мог не сблизиться с ее подругой Сарой Уэстон, которая не просто поддержала его в трудную минуту, но и взвалила. »
«2010 Географический вестник 3(14) Экология и природопользование УДК 504.06 Е.С. Зеленина© ХАРАКТЕРИСТИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРИРОДНООЧАГОВЫМИ БОЛЕЗНЯМИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ Пермский государственный университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15, e-mail: evgzelenina@rambler.ru Показано влияние отраслей хозяйства на формирование и поддержание очагов клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Оценена эпидемиологическая ситуация по природно-очаговым. »
«Н. И. Макмак И. Н. Тасиц М. Д. Пирго РОДОСЛОВИЕ ГРЕКОВ МАРИУПОЛЬСКОГО УЕЗДА по именным переписям податного населения Российской Империи Донецк Юго-Восток УДК 929.521(477.62)«17» ББК Т3(4УКР-4Мариуп)52+Т214(4УКР-4Мариуп)52 Р61 Макмак Н. И. Р61 Родословие греков Мариупольского уезда по именным переписям податного населения Российской Империи / Н. И. Макмак, И. Н. Тасиц, М. Д. Пирго. — Донецк : Юго-Восток, 2010. — 319 с. ISBN 978-966-374-501-5 В книге описываются результаты архивных исследований. »
«ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 1 марта 2013 г. N 50-рп ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА 2013 2018 ГОДЫ 1. Утвердить прилагаемый План мероприятий (дорожная карта) по повышению эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ставропольского края на 2013 2018 годы. 2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить. »
«№5-6(2011) (2011) Учредитель : ООО «Витпостер» Главный редактор АВРУТИН Анатолий Юрьевич Редакционная коллегия: Анатолий АНДРЕЕВ Глеб АРТХАНОВ Алексей ВАРАКСИН Иван ГОЛУБНИЧИЙ (Москва) Светлана ЕВСЕЕВА Андрей КАРЕЛИН Николай КОЗЛОВ Николай КОНЯЕВ (Санкт-Петербург) Валентина ПОЛИКАНИНА Елена ПОПОВА Иван САБИЛО (Москва) Валерий СДОБНЯКОВ (Нижний Новгород) Александр СОКОЛОВ Сергей ТРАХИМЕНОК Юрий ФАТНЕВ МИНСК СОДЕРЖАНИЕ ПОЭЗИЯ ВЯЧЕСЛАВ БОНДАРЕНКО Роптанье дальнего огня. Стихи ПРОЗА АЛЕКСАНДР. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.