ритуал похорон в индии
Обряд похорон
Как только тело доставляют на место, распорядитель похорон бросает в дрова четверть анны[141]. Четыре отверстия в трупе смазываются гхи (очищенное коровье масло), затем труп осыпают рисом, а также вкладывают рис в рот. Затем сын умершего берет факел, зажженный от священного огня, и подносит к дровам. После этого все родственники умершего садятся, скорчившись, на землю, лицом на восток, берут немного травы дхарба и, разрывая ее ногтями на мелкие кусочки, бросают в воздух, все время повторяя очень громко и протяжно ведические стихи; особенно громко это положено делать на похоронах уважаемого старика.
Сожжение трупа представляет собой наиболее частый тип похоронного обряда, но из-за обезлесения Индии оно стоит дорого. Поэтому погребение в земле распространяется все шире, но считается уделом и бедняков, и наименее привилегированных членов семьи, то есть женщин и детей.
По возвращении с похорон домой люди совершают два обряда: нагна («голая») шраддха и патана стхапанам («утверждение камня»). Дух после сожжения тела считается голым. Чтобы одеть его, приносятся в жертву вода и вареный рис, а если речь идет о брахмане — одежда, лампа и деньги. Воздвигаются два камня: один — в доме, другой — на берегу пруда; камни символизируют дух умершего. В течение десяти дней совершаются перед камнями возлияния водой, смешанной с семенами кунжута и риса. Число возлияний должно быть равно семидесяти пяти, начинаясь тремя в день и возрастая с каждым днем на одно.
Отпущение грехов умершего, которое составляет неотъемлемую принадлежность всех похоронных ритуалов мира, присутствует и в индусском ритуале. Тёрстон записал подобное отпущение у одного племени Южной Индии; они произносились нараспев и очень быстро старшим членом племени. Вот наиболее интересные места из этой записи:
Структура обряда антьешти
С полной версией книги и текста можно ознакомиться на Яндексе по ссылке:
Рассмотрим основные части индусского обряда кремации.
Сначала выделим наиболее важные ритуалы, совершаемые во время торжественных обрядов: жертвоприношение пяти огням (ахавания, гархапатья, дакшина, свадебный огонь, домашний); жертвоприношения (шраута – брахманами, грихья – домашние); омовение холодной водой (в Ганге, в озере, обливанием), пылью (например, во время похорон), солнечными лучами); посвящение (упанаяна) в дваждырожденные;
Среди основных ведических обрядов, которые соблюдаются и в наше время обычно указывают: обряд зачатия (гарбхадхана); обряд посвящения (упанаяна), свадебный обряд (виваха), похоронный обряд (антьешти)…
I. Приуготовление. С приближением смерти умирающий приглашает друзей и брахманов: дает наставления, оглашает завещание, просит прощения и одаривает (вайтарани). Перед смертью умирающего кладут на пол (на песок или солому, головой на юг) и читают мантры до момента фиксации смерти…
После смерти у его головы брахман зажигает три огня (ахавания – на востоке, огонь зала собраний, жертвенника, для Агни; анвахарья – на юге (дакша), у изголовья, для предков; гархапатья – для Митры и Варуны, на западе или на севере, у ног покойника) и на них совершают жертвоприношения. Покойника раздевают, ему обревают макушку головы (вокруг темени), обмывают (абхисинчана), перевязывают ноги и два больших пальца, осыпают рисом в шелухе и жаренными зернами, благовониями, и под пение мантр покрывают его новой тканью с бахромой.
II. Похоронная процессия. Тело укладывают на носилки и укрывают белыми покрывалами. Четыре носильщика несут носилки (в древности тело везли на повозке с двумя волами). Перед выходом читается мантра Пушану (хранителю дорог и счастливых путей, аналог Гекаты в Др.Греции) и Агни. Впереди носилок идет сын, раздает сладости встречным и нищим, несет в горшочке горящие угли от домашнего очага (или факел). За носилками (повозкой) шли старики, мужчины рода, дети (старше 2-х лет). За ними шли женщины, девочки, затем гости. Раньше родственники несли три зажженных факела в указанном выше порядке (огонь богов, огонь рода, огонь земли) или (ахавания \анвахарья \гархапатья). Процессию сопровождают музыканты (барабанщики, флейтисты).
Процессия останавливается три раза и каждый раз сын (с огнём) и родственники (с тремя факелами) обходят носилки (посолонь). Во время остановок родственники поют мантры к Яме (Хари \Раме), расплетают волосы на голове, осыпают плечи пылью. Участники процессии разбрасывают на дорогу варенный рис (патхибали, приношения злым духам дороги), подают милостыню …
Структура похоронного обряда «Антьешти»
Через год похоронный обряд завершается: дом окропляется водой из Ганга, окуривается дымом, осыпается кунжутом (сладостями и благовониями); затем зажигается священный огонь, приносятся жертвоприношения (рис, овощи, гхи) на огне, снова ставиться праздничный стол, приглашаются родственники и брахман. После пира во двор выбрасываются рисовые шарики (для духов трех поколений предков) и одаривают брахманов. Считается, что к этому моменту душа, скитаясь, достигает страны Ямы и обретает свое пристанище для нового перевоплощения.
Таким образом, мы видим, что во время похоронного обряда душа не только освобождается от тела, но одной из её частей дают новое временное тело (рисовые шарики), а другую часть – прету – соединяют с душами предков. Тем самым определяют ей место для обитания и будущего перевоплощения.
Во время похорон исполняются мантры (гимны, молитвы, песни), «песня вдовы»…
Майк Эдвардс, Древняя Индия. Быт, религия, культура.
Похороны в Индии
Индия – одна из крупнейших и наиболее густонаселенных стран мира. Люди, привлеченные богатой и древней индийской культурой, рано или поздно задаются вопросом – как проходят похороны в Индии.
В современной Индии индуисты составляют около 80% населения (мусульмане составляют около 15%, христиане – около 2,5%), поэтому мы расскажем именно об индуистских обрядах. При этом надо иметь в виду, что различаться у представителей разных религий будет различаться не только обряд, но и стоимость похорон, а значит и траты семьи умершего, ущерб экологии региона.
Формальная процедура
Во всех бывших колониях Британской империи действуют государственные органы, созданные по образу и подобию английских. General Register Office (главное регистрационное бюро, более корректный перевод – бюро записи актов гражданских состояний) – орган, отвечающий за регистрацию браков и разводов, рождений и смертей – присутствует и в Индии.
В 1969 году (то есть, всего лишь полвека назад) индийский закон обязал всех граждан официально регистрировать рождения и смерти. Если человек умирает дома, о его кончине в Бюро должен доложить глава семьи. Если в медицинском учреждении, то докладывать должен медперсонал. Если тело было найдено на улице, то сообщают сотрудники правоохранительных органов. Закон предписывает уведомлять Бюро обо всех обнаруженных гражданами мертвецах в течение 21 дня. За просроченное сообщение полагаются денежные штрафы (для сравнения, в Европе о смерти нужно докладывать в течение 1-3 дней).
После регистрации смерти Бюро выдает родственникам покойного Death Certificate – свидетельство о смерти, в котором указано время и причина смерти. Свидетельство о смерти необходимо для того, чтобы освободить умершего и его семью от трудовых, долговых и иных обязательств, обеспечить передачу прав собственности и иные вопросы, связанные с завещанием, дать семье возможность получить страховку и пособия на похороны.
Обычаи и традиции
Традиционные индуистские похороны подразумевают сожжение покойного (исключения делаются для детей до 2 лет, святых и еще некоторых особых категорий) – это якобы должно помочь душе освободиться от смертной оболочки и обеспечить ей благоприятное перерождение в новом теле. Испокон веков индуисты сжигают своих мертвых на погребальных кострах, используя дерево в качестве топлива. Церемонией руководит представитель касты брахманов, который также может посоветовать добавить к костру те или иные дополнительные ритуальные предметы, которые должны сделать обряд более успешным и повысить шанс того, что в будущей жизни умершему будет сопутствовать удача. Сожжение обычно происходит в течение 24 часов после смерти, все это время покойный должен (желательно) оставаться дома.
На саму церемонию одеваются в белое (черная одежда считается неприемлемой на индуистских похоронах), но при этом специальной одежды не предусмотрено. Под руководством священнослужителя собравшиеся поют гимны и мантры, после чего делают подношения богам. На индуистские похороны допустимо приносить цветы, но не еду. Фрукты приносят на церемонию прощания, которая обычно проводится спустя от 10 до 30 дней после похорон. Тело возлагают на костер в открытом гробу, чтобы все собравшиеся могли его видеть до момента возжигания, однако прикасаться к телу крайне нежелательно (индуисты верят, что это оскверняет прикоснувшегося). Во время похорон также считается неприличным использовать записывающие устройства.
После похорон прах умершего собирается в урну и развеивается. Предпочтительно делать это над рекой Ганг. После этого предполагается, что священнослужитель будет ежемесячно молиться за душу ушедшего, а через год после смерти от семьи покойного ожидается, что они организуют большое празднество.
Экономика и экология
Принадлежность к среднему классу индийского общества позволила данной респондентке пожертвовать сбережениями, чтобы хотя бы не влезать в долги. Разумеется, представители низших классов (которых абсолютное большинство) зачастую вынуждены прибегать к займам, чтобы обеспечить свои близким обряды самого минимального уровня. Страх прослыть в обществе “невнимательными [к мертвым]” для них сильнее страха попасть в долговую яму.
Похороны приводят к экологической катастрофе
Основной ценообразующий фактор традиционных индуистских огненных похорон – древесное топливо. Сжечь человеческое тело на древесине дотла – чрезвычайно сложно: на взрослого человека весом 70-90 килограмм в зависимости от качества древесины может потребоваться от 350 до 500 килограмм топлива, а если топлива не хватит, то на полусгоревшее тело вскоре набросятся бродячие животные. Поскольку цена килограмма дерева может варьироваться от сотни до многих тысяч (в пересчете на рубли), общая стоимость похорон также будет различаться многократно в зависимости от социального статуса семьи и региона. Электрические и газовые крематории в Индии в настоящее время – это большая редкость: их всего пара десятков, и есть они пока только в крупных городах. Их распространению мешают религиозные соображения: многие традиционные ритуалы просто невозможно исполнить, если сжигать тело в крематории. Например, одна из традиций требует, чтобы на похоронах отца старший сын взял бамбуковую трость и разбил ей череп покойного сразу после поджога. Другая традиция требует, чтобы прах сожженного был собран в урну, а затем развеян, но в электрокрематориях прах разных людей перемешивается.
Разумеется, массовые сожжения (в Индии с её миллиардным населением происходит несколько тысяч огненных похорон в день) губительно сказываются на экологии. Еще губительнее на ней сказываются последствия неудачных сожжений: ежегодно более 100 тысяч не до конца прогоревших тел выбрасываются в реки Индии, отравляя воду. Более того, как не сложно догадаться, отдельной большой проблемой являются массовые вырубки деревьев для топлива: по официальным оценкам, ежегодно в Индии вырубается от 50 до 60 миллионов деревьев для одних только для похоронных костров. Их сожжение приводит к массивным выбросам диоксида и монооксида углерода в атмосферу. Исследователи сообщают, что в некоторых районах Индии запустилась своего рода замкнутая цепная реакция, с годами лишь набирающая силу: массовые сожжения приводят к чудовищным загрязнениям окружающей среды, плохая экология бьет по здоровью жителей района, учащаются хронические заболевания, заболевания ведут к росту числа преждевременных смертей, которые еще сильнее губят экологию. В настоящее время правительственные и негосударственные организации Индии разрабатывают долгосрочные стратегии по исправлению сложившейся ситуации.
Возможно, вам будет интересно:
Традиции индуистских похорон
Время после смерти человека в Индии имеет важное значение. Согласно индуистскому Священному Писанию Бхагават Гите считается, что душа человека, который только что скончался, находится на пути к следующему уровню существования.
Тэравих — индуистские поминки
Индийцы соблюдают много обрядов и ритуалов, связанных с душой усопшего.Одной из таких индуистских церемоний смерти является тэравих. Этот период траура соблюдается индийцами, начиная со дня смерти человека (будь то мужчина, женщина или ребёнок), до 13-го дня после похорон.
Во время церемонии смерти тэравих, существует много правил, которые члены семьи умершего должны соблюдать. Например, они не должны посещать религиозные мероприятия, есть определённые продукты, такие как сладости. Нельзя и носить новую одежду или участвовать в каких-либо культурных мероприятиях или праздниках. Основная идея следования индийцами всем похоронным традициям — выказать почтение умершему человеку.
Обычно, за это время вся семья делится друг с другом скорбями, и молится, чтобы душа умершего человека обрела покой. Во время теравиха ритуалы смерти строго соблюдаются, процедура поминовения проводится до года после смерти.
В конце года все пожилые члены умершего собираются один раз для церемонии Шраада. 3-й, 5-й, 7-й или 9-й день после смерти — важные дни умершего, так как все родственники собираются, чтобы вспомнить умершего за столом.
Могут быть небольшие различия в том, как люди разных религиозных направлений совершают этот обряд смерти. Многие индусы верят в костры кремации. Тела после смерти кремируются в куче брёвен на гате. Пепел высыпают в реку Ганг. Здесь — самое священное место в Индии для похорон и развеивания праха.
Есть ли жизнь после смерти в индуизме
В Индии считается что с сожжением тела человека, его душа быстрее очиститься и перейдёт на более высокий духовный уровень, после жизни на земле. В индуизме есть ряд сект или «ответвлений» с различными убеждениями.
Небольшое количество воды из реки Ганг помещают в рот умирающего. Если это невозможно до смерти, тогда эти действия должны осуществляться сразу после смерти.
Как только человек умирает, собравшиеся избегают прикосновения к телу, так как оно в этот момент считается нечистым.
Подготовка к похоронам начинается сразу. Похороны должны состояться, по традиции, как можно скорее, к следующему закату или рассвету, в зависимости от того, что наступит раньше. Священник он может помочь в процессе принятия решений, и направить семью в индуистский похоронный дом.
Донорство органов является приемлемым для индусов, так как нет индуистских законов, запрещающих донорство органов или тканей умершего. Бальзамирование также приемлемо в индуизме.
Подготовка тела
Традиционно в Индии тело усопшего омывают семья и близкие. Многие индуистские похоронные бюро признают важность мытья и позволяют семье подготовить тело. Если это невозможно, похоронное бюро может омыть и одеть тело. Для ритуального омовения голова покойного должна быть направлена на юг. Голова покойника по ритуальному обряду должна держать зажженную масляную лампу и изображение любимого божества покойного.
Традиционно для «абхисегам» (святая ванна) тело моют смесью молока, йогурта, топленого масла (очищенного масла), мёда. Тело также можно мыть в обычной чистой воде. Пока тело моют, те, кто моют, читают мантры. Как только тело очищено, большие пальцы ног должны быть связаны вместе, а руки помещены ладонью в положение молитвы, тело должно быть окутано простым белым листом. Если умершей была замужняя женщина, которая умерла раньше мужа, её одевают в красное одеяние.
Аналог бальзамации
Тело должно быть в простом ящике. «Вибути» (ясень) или «чанданам» (сандаловое дерево) по традиции следует наносить на лоб мужчины, а куркуму — на лоб женщины. Гирлянда цветов должна быть помещена вокруг шеи, а святой базилик помещен в шкатулку. Во время бодрствования семья и друзья собираются вокруг гроба и могут читать гимны или мантры. В конце пробуждения, прежде чем тело извлекают для кремации, многие индусы ставят «пинду» (рисовые шарики) возле шкатулки. По окончании следа шкатулка снимается на ноги и доставляется к месту кремации.
Таинство индуистской кремации
Традиционно всех индусов после смерти — кроме младенцев, детей и святых — кремируют.
Ящик переносится на носилках к месту кремации, хотя её можно перевозить в транспортном средстве. Если транспортное средство, такое как катафалк, используется для перевозки, гроб должен сопровождать старший родственник мужского пола (известный как «карта») и другой старший мужчина семьи. В основном кремацию посещают только мужчины.
Исторически индуистские кремации происходят на реке Ганг в Индии. Семья готовит костёр и помещает тело на костер. Священник обходит тело три раза, идя против часовой стрелки, чтобы тело оставалось слева от него, проливая святую воду на костёр. После чего священник поджигает ветки костра, а собравшиеся остаются, пока тело не сгорит полностью.
Для индусов, живущих за пределами Индии, ритуальные организации помогут с доставкой тела в Индию и проведут традиционную кремацию.
В Соединенных Штатах только крематории могут кремировать тела. Тем не менее, большинство крематориев разрешают проведение церемоний перед кремацией и позволяют гостям присутствовать на самой церемонии прощения.
Тело должно быть помещено в крематорий так, чтобы ноги были направлены на юг. Собравшиеся могут помолиться, и тогда священник совершит обряд. В этот момент тело готово для кремации и должно быть помещено в специальные печи. Когда тело будет полностью кремировано, собравшиеся могут вернутся домой.
Поминальные обряды индуистов
По возвращении домой все члены семьи моются и переодеваются. Тогда семья собирается за столом как было выше сказано. Священник по желанию родственников умершего может навестить семью и очистить дом благовониями.
Кремация умершего знаменует начало траурного периода, который длится 13 дней. В течение этого времени семья умершего должна оставаться дома и принимать гостей, но некоторые траурные ритуалы могут различаться в зависимости от общины.
Фотография умершего может быть поставлена на видном месте и украшена гирляндой цветов.
В течение траурного периода выполняется ритуал «прета-кармы», который помогает бестелесному духу умершего обрести новое тело для реинкарнации, то есть нового рождения.
Через год после смерти семья будет отмечает памятное событие под названием «шраддха», в котором отдают дань уважения умершему. Карта (священник) приглашает близких и друзей на поминовение за обедом.
После года душа умершего человека полностью свободна, и готова к новому рождению по индийским верованиям.
Как происходят индийские похороны человека
Люди, интересующиеся древней и современной индийской культурой, рано или поздно начинают интересоваться: как проходят похороны в Индии. Это неспроста, ведь эта страна является одной из самых густонаселенных и древних стран мира, несомненно, богатой мистическими и историческими событиями. Помимо обычных похорон, также многим интересна процессия под названием кремация в Индии, и какими обрядами она сопровождается.
Некоторые особенности кремации по-индийски
Индуистские особенности кремации остаются неизменными с древних времен. В XX веке в стране появились лишь газовые и электрические крематории. В этих местах принято сжигать тела высокопоставленных чиновников, богатых людей и иностранцев, умерших в Индии.
Основная масса населения, более миллиарда человек, по своей сути ортодоксальные индусы, предпочитают классический способ похоронной процессии – погребальное кострище. Но бывает так, что у бедного населения не хватает заплатить стоимость ритуала, и тогда они просто спускают тело по реке.
Подготовка тела
Для тех, кто интересуется, как хоронят в Индии, будет актуальна информация о том, каким ритуальным обрядам подвергают умершего, прежде чем его сжечь. Подготовка тела к кремированию:
Саван — похоронное одеяние из белой ткани.
Кострище для кремации
Костер разжигают из пирамиды, сделанной из дров разной длины и ширины. В небольших поселениях тела высокопоставленных людей сжигают на кострище из сандаловых веток. Погребальный костер считается самой затратной частью обряда. Похороны, проходящие в Индии ежедневно, требуют сжигания достаточно большого объема дров.
Большинство бедных семей в стране копят всю жизнь на погребальный костер, а порой не стесняются просить денег у иностранцев, ссылаясь на то, что у них умер какой-то родственник. Общепринятая высота костра для всех каст равняется 1 метру, а это от 350 до 400 кг дров на одно тело.
Кого запрещено сжигать
Важно отметить, как правильно хоронят людей в густонаселенной Индии – готовят к кремации людей на набережных реки Ганг, длина которых достигает 5-8 км. На площади Маникарника-гхате ежедневно кремируют почти 400 трупов, поэтому костры горят тут круглые сутки. К слову стоит отметить, что запрещено сжигать людей:
Варанаси — город в Индии, главное святое место у индусов.
Добровольно или насильственно
На сегодня сати не приветствуется современным законодательством в Индии. Проведение ритуала карается судебным разбирательством, которому будут подвергнуты все участники и даже просто те, кто пришли посмотреть на это зрелище.
Другие виды похорон
Ежегодно в Индии умирает около 7 млн. человек, но лишь 300 тысяч счастливчиков удосуживаются чести закончить жизненный путь на реке Ганг в Варанаси. Из документальных источников известно, что людей в Индии хоронят в землю, но этот способ распространен среди бедняков и низших слоев населения.
В Индии помимо кремации, также есть исключения, когда тело человека не сжигают, а просто пускают вниз по реке. Не сжигают тела беременных женщин, незамужних девственниц и детей до 12 лет. Считается, что их души чисты.
Похороны брахманов
Когда брахман или брамин умирает, то его тело тотчас подлежит омовению. На лоб умершего наносят религиозные метки, бетель и подсушенные зерна риса в шелухе. Также зерна разбрасывает по всему телу и около него сын брахмана. Далее совершают все необходимые действия по подготовке тела к похоронам: моют, бреют, читают над ним молитвы. Родственники также сами переодевают и наряжают мертвого.
Брахманы, брамины — члены высшего сословия индуистского общества.
На месте у реки Ганг тело смазывают в четырех отверстиях коровьим маслом гхи, осыпают его рисом и закладывают зерна в рот. Сын умершего священным зажженным факелом поджигает кострище. После этого родственники садятся, скорчившись, на землю, глазами к востоку, берут немного травы дхарба и, разрывая ее ногтями на мелкие кусочки, бросают в воздух. Весь процесс сопровождается громким чтением Вед.
Веды — священные писания индуизма.
После смерти и погребения
Через 4 дня после смерти на место, где был сожжен умерший, приходят родственники и собирают останки и золу на пепелище. Собирают они их в глиняный сосуд. Эту емкость затем наполовину закапывают в землю. Когда проходит еще несколько дней содержимое сосуда развеивают над водоемом.
Бедных людей без родственников порой не хоронят даже по самым простым обычаям. Их тела просто сбрасывают в Ганг. Трупы могут долгое время разлагаться в реке, но бывает так, что на них набрасываются собаки, а также птицы: хищные грифы, орлы и стервятники. У неподготовленных туристов такое зрелище обычно вызывает отвращение и ужас.
Душа после смерти тела
Чтобы близкие помнили, что дух их родственника всегда наблюдает за ними, они устанавливают два камня – первый дома, а второй на берегу ближайшего водоема. Богатые жители возводят в честь умерших мавзолеи.
Свечи и благовония
Индусы верят, что душа, после того как тело умирает, решает отправиться на небо или повторно на землю. Если человек выполнил свое земное предназначение, то вероятнее всего, его дух отправится на небеса. Если умерший погиб в результате несчастного случая или убийства, то у него будет шанс получить телесную оболочку вновь.
Значение рек
Река Ганг традиционно считается местом для обряда захоронения людей в Индии. Также тела людей отправляют в особо почитаемую реку Брахмапутра. По индийским традициям не принято сжигать тела святых, детей и женщин, умерших в процессе родов, поэтому их спускают по водам этих рек.
Шокирующие похороны в Индии на реке Ганг
Обряды, которые готов увидеть своими глазами не каждый путешественник по этой чудесной стране, происходят на реке Ганг в городе Варанаси. Для жителей Индии это вполне собой разумеющееся явление – сжигать тела умерших или просто спускать их по реке с крокодилами. Многие туристы просто пребывают в шоке от происходящего на берегу этой реки. Японцы носят марлевые повязки, европейцы брезгливо ходят, боясь наступить в нечистоты.
Тела хоронят спустя 5-7 часов после смерти из-за жаркого климата. Погребальные обряды не запрещено снимать на камеру. Любители экстремальных ощущений могут поселиться в близлежащие отели, с балконов которых видны погребальные костры и исходит постоянный специфический запах дыма. Увидеть настоящие кадры с этого зрелища можно в передаче «Орел и решка», где ведущие кидают монету. И также кадры с места обрядов на реке Ганг есть в передаче «Мир наизнанку».
Похороны в Индии — это исторически сложившийся важный ритуал для жителей данной страны. Туристы, планирующие поездку в Индию, должны быть готовы, что каждый аспект жизни местных здесь происходит на улице, поэтому к похоронам здесь следует отнестись как к простому обыденному явлению.