ритуал и традиция разница
Понятие обычая, обряда, ритуала, традиции
Мы видим, что стремлением людей ярко, красиво, торжественно и памятно отметить узловые события своей жизни обусловлено придание этим событиям форм праздников и обрядов. Такие события, как свадьба, рождение ребенка, совершеннолетие и др. являются переломными моментами в жизни людей, меняющими их отношения с окружающими, дающими им новые права и предъявляющими новые требования. И вполне объяснимо стремление людей празднично отметить эти события торжественными, запоминающимися обрядами, которые переходят из поколения в поколение в определенной устоявшейся, закрепленной форме и выражают внутренний смысл, содержание данного события.
Историческая смена общественных формаций, жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает влияние и на развитие праздников и обрядов. Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции. Отмирают одни обряды, вступающие в противоречие с мировоззрением людей, трансформируются другие, в которых новое содержание вкладывается в прежние формы, и, наконец, рождаются новые обряды, отвечающие потребностям и требованиям новой эпохи.
Что же заключается в понятии «обряд»? В чем его сущность? Почему во все времена, начиная с первобытнообщинного строя, люди отмечали торжественными ритуальными действиями наиболее выдающиеся события своей жизни?
Первые элементы обрядности возникли задолго до появления христианской религии из потребностей людей в торжественно-радостные и торжественно-скорбные моменты жизни собираться вместе и определенным образом выражать охватившие их чувства. В этом состоит социально-психологическая природа обрядности.
Обряд является одним из способов существования традиций.
Изменение жизненных условий, потребностей и взаимоотношений людей оказывает свое влияние и на развитие праздников и обрядов. Как результат изменения действительности обрядность проходит длинный и сложный путь эволюции, модифицируется, изменяется.
Между традициями, обычаями и обрядами много общего: все они представляют собой формы передачи новым поколениям социального опыта, накопленного обществом, причем эта передача происходит в яркой образной форме с помощью условно-символических действий.
Традиции охватывают более широкий круг явлений, чем праздники и обряды. Они встречаются во всех сферах общественной жизни.
Таким образом, мы остановимся на следующих определениях основных используемых понятий.
Эти понятия в обыденной жизни имеют тенденцию к расширению их объемов и довольно часто подменяются одно другим. Тем не менее их разведение и определение содержания от более широкого к более узкому представляется нам правомерным, так как позволяет свободно оперировать ими в ходе наших рассуждений и отличать одно от другого.
Календарные обряды
Вообще же календари создавались независимо от Древнего Рима, задолго до и после него в разных уголках Земли, ибо потребность измерять время возникала у всех народов, как только осознавалась периодичность явлений природы (смена дня и ночи, времен года).
В определении сроков и продолжительности времен года крестьянин целиком исходил из реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт. Поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, но в сознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарными временами года. Для большинства районов России самым длинным сезоном оказывалась зима. «Народ, чутко следивший за изменениями в природе, остро реагировавший на происходящие перемены, практическими мероприятиями откликался на ощутимое наступление зимы. Ему не было дела до того, что по календарю осень длится три месяца. Холод в октябре говорил крестьянину среднерусской и северной полосы о наступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы».
С днем Егория вешнего связывался цикл примет, определяющих, каким будет лето. В частности, полагали, что если на Егория будут сильные теплые росы, то и все лето будет теплым и влажным. В духовном стихе говорилось, что Егорий «взял ключи золотые, пошел в поле, росу выпустил, росу теплую». С поверьем был связан и ритуал катания по росе. Его нужно было выполнить, чтобы получить от земли силу для будущих работ.
У всех славянских народов Егорий считался покровителем скота. Ведь к концу апреля уже появлялась первая трава, поэтому ко дню Егория приурочивался первый выгон скота на пастбища. В этот день чествовали пастухов, посвящая им специальный обряд «окликания Егория».
В ночь на 23 апреля, еще затемно, группа мужчин во главе с пастухом обходила все дома и произносила окликание:
Мы ранешенько вставали,
Спаси нашу скотинку,
Обычно каждое утро под звуки барабанки пастух собирал коров в стадо. Иногда барабанку заменяли березовым рожком. После завершения обряда окликальщиков обычно одаривали пирогами и яйцами. Их складывал в мешок мехоноша.
Утром в Егорьев день коров и овец выпускали из хлева и трижды ударяли веткой вербы, обращаясь к святому:
Христос с тобой, Егорий храбрый,
Прими мою животинку
На все полное лето и спаси ее.
Обряд завершался обходом собранного стада. При этом пастух или уважаемый в деревне человек брал в руки решето, в которое насыпали зерно, клали крашеные яйца, иконку святого Георгия, замок и зажженную свечу.
С решетом обходили все стадо, произнося заговор: «Господи, благослови меня, Василия, обнести своих милых животов. Не я обношу, а прошу Николая Чудотворца и Егория Победоносца: обнесите моих милых животов железным тыном, обтяните медной проволокой, покройте святой пеленой, спасите от огня, от воды, от лютого зверя, от ползучего змея, от волшебных стихов. Аминь» (имя просящего соответственно менялось).
Как только обход завершался и обходчик произносил «Аминь», пастух и подпасок ударяли топорами обухом об обух или стреляли из ружья, угрожая воображаемому зверю.
Мы вокруг поля ходили,
Егорий, спаси нашу скотинку.
Потом Юрий делил пирог. Одновременно поворачивали ломти и смотрели, кому достанется кусок с самым большим количеством начинки. Если таковой оказывалась девушка, то считалось, что она обязательно вскоре выйдет замуж.
Полная зависимость от природы заставляла земледельца тщательнейшим образом изучать окружающий его мир, примечать «мельчайшие подробности случайностей природы», улавливать закономерности и связи одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений, знать которые не грех и сегодняшнему сельскому жителю, да и не только ему.
«Пора пахать, когда гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки начинают квакать».
«Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу ни выпало, зима не наступит, оттепель его сгонит».
«Круг около солнца или месяца зимою предвещает продолжительные метели с морозами» и т.д. и т.п.
Знание природы и жизненный опыт выливались в пословичные выражения, которые зачастую приобретали второй, обобщенный смысл:
«Год на год не приходится».
«Что посеешь, то и пожнешь».
«Время дороже золота».
«Спустя лето по малину в лес не ходят».
«Всякое семя знает свое время».
«Случается такой год, что в нем семь погод».
«Всяк Еремей про себя разумей; когда сеять, когда жать, когда в скирды метать».
Приметам, знаниям, передаваемым из поколения в поколение. установившимся правилам народ доверял больше, чем застывшим данным календаря:
«Кто по календарю сеет, тот редко веет».
«Без примет ходу нет».
«Обычай старше закона».
Знакомясь с народным устным календарем, не перестаешь удивляться поразительному соседству в нем самых тонких наблюдений, точных знаний и самых нелепых (с нашей, материалистической точки зрения) суеверий, основанных на случайном сходстве явлений или на простом созвучии слов. Невероятно переплелись в нем трезвый практицизм и высокая поэзия, явь и фантазия, привычка к тяжелому труду и бесшабашная удаль; скромность, целомудрие и праздничный разгул. Один характерный пример: 16/29 июня церковь отмечает день св. Тихона Амафунтского. в народе про этот день говорят: «С Тихона солнце идет тише». Наблюдение абсолютно верное. По свидетельству астрономов, солнце в эту пору «и взаправду «идет тише»: к концу июня Земля сбавляет скорость движения вокруг Солнца по сравнению со скоростью на 1 января на 3600 километров в час. Эту особенность небесной механики пытливый народный ум подметил как «застаивание солнца»»¹. Не менее интересно другое. Тот же «пытливый народный ум» из всех дней второй половины июня для фиксации данного явления выбрал именно Тихонов день. Поводом послужила звуковая ассоциация имени святого со словами «стихать», «тихо». На том же основании к 16 июня приурочена еще одна верная примета: «На Тихона певчие птицы затихают» (кроме соловья и кукушки). И уже без всякой реальной причины, исключительно на созвучии возникла вера в способность чудотворца снимать боль, что отражено в одной из молитв: «Снятый Тихон, утиши, господи, болезни и вся недуги зубные. «.
Вообще русский аграрный материал очень архаичен и консервативен. Крестьяне в подавляющей массе даже в прошлом столетии плохо понимали истинные причины смены времен года и многих явлений природы, для них причинно-следственные связи были иными, чем это представляется нам сейчас. Крестьянин видел, что приход весны связан с прилетом птиц, поэтому, желая обеспечить своевременное начало весны, обращался к жаворонкам, ласточкам, куликам с просьбой поскорее вернуться в родные края. Так встречали праздник «Зазывание (кликание) весны».
Люди радовались тому, что с каждым днем приближалась Пасха, обозначавшая наступление весны. В этот день женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенья назывались «грачами», «жаворонками» или просто «птичками».
Каждый член семьи брал в руку печенье, выходил на улицу и подбрасывал его в воздух. Одновременно произносились заклички:
Принесите нам лето теплое!
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.
В некоторых из них содержались заклинания, обращенные к живительным силам природы:
Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостию:
С крестообразным печеньем был связан особый ритуал гадания. В отдельные печенья клали зернышки, чешуйку хмеля или монетку. Впрочем, иногда могли запечь и таракана.
Крестики, крестики, жавороночки,
Крест подают и водой обдают,
Половина-то говина перевалится,
Кадка с молоком перекатится.
Крестообразная форма выпечки сложилась под влиянием христианства, а сам обряд сохранился с давних времен. Ритуальное выпекание хлеба должно было способствовать новому урожаю, дать силу земле, а также пахарю, работавшему на ней.
Участие детей тоже не было случайным. В древности обряд закликания совершали взрослые, со временем основными участниками стали дети, заклички вошли в детский фольклор как самостоятельный жанр. Дети собирались на освободившихся от снега лужайках, где водили хороводы и играли с «жаворонками», громко выкрикивая заклички:
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотину поморила.
Когда игры заканчивались, печенье прикрепляли к веткам деревьев или прятали его под застрехи в сараях или домах. Оставшееся печенье съедали или скармливали скоту.
Если после зазывания весны продолжались заморозки, то совершали особый обряд, обращенный к Морозу. Для него пекли небольшие шарики-колобки. Их выбрасывали на улицу, приговаривая:
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру-поздорову.
Иногда вместо колобков варили овсяный кисель и выставляли его в миске на краю поля или просто на крыльцо. Затем Мороз приглашали отведать кушанье:
Мороз-Мороз, не тронь мой овес,
Приходи кисель есть.
Обычно после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам. То, что позднее стало восприниматься как поэтическое сравнение, метафора, когда-то было реальной верой, отражало понимание природы: жаворонок, по мнению земледельца, действительно нес весну на своих крыльях. Земля в самом деле засыпала зимой, а в начале лета была беременна будущим урожаем и, страдая (ср.: «страда», «страдная пора»), в муках рожала хлеб, лен, овощи, ягоды (отсюда и слово «урожай»).
Народный земледельческий календарь сохранял такой взгляд на природу, взгляд, по сути, языческий, когда все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость.
У великороссов обрядовое празднество производилось только с березкой, но не с другими деревьями. В песне поется:
Не радуйтесь, зеленые,
Не к вам девушки идут,
Не к вам пироги несут,
Ио, Ио, Семик да Троица!
К вам девушки идут,
К вам пироги несут,
Ио, Ио, Семик да Троица!
Березовые ветки или молодые березки приносились из леса и расставлялись по домам без особых обрядовых действий. Дома украшались также цветами. Березками украшали дворы, дома, горницы, ворота, отчего деревня приобретала праздничный вид. Для этого праздника мыли, чистили, белили хаты, всюду наводя чистоту. Эти дни в Смоленской губернии и в некоторых других местах назывались «зелеными святками». По-видимому, еще в XIX веке березки освящались в церкви. Народ на церковной службе стоял с березками, и этим березкам приписывалась особая целебная и оберегательная сила. П.В. Шейн сообщает из Смоленской губернии, что освящались не только ветки березок, но цветы и травы.
Более сложное явление представляют собой обряды, связанные с выбором одного молодого дерева в лесу. В состав этого комплекса входят: выбор и зарубка деревьев, украшение его, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева и торжественное внесение его в деревню, хороводные игры и песни под ним (до порубки в лесу или после внесения его в деревню), уничтожение дерева, гадание на венках, брошенных в воду. Здесь я кратко рассмотрю обряд завивания и внесения березки в деревню.
Березка избирается молодая, сочная, в таком месте, чтобы вокруг нее можно было водить хороводы. Если березка избиралась заранее, ее заламывали, т.е. отмечали. Для совершения празднества девушки шли в лес. Выбранную березку «завивали», т.е. загибали концы веток в кольца и закрепляли их так, чтобы образовались венки, которые как бы росли на дереве. Особый интерес представляет сибирский обычай пригибать вершины березок к траве и делать «косы», связывая эти вершины с травой³. В других местах верхушки двух берез связывались между собой так, что образовывался род арки. Венки могли плестись из веток других березок, переплетаться с травами и цветами и навешиваться на избранное дерево. Завитую березку украшали. «У кого-нибудь из девушек находился шелковый поясок, которым перевязывают березку внизу у корня»¹. На березку навешивали разноцветные ленты, нитки и лоскутки. Иногда украшали березку и цветами. На березку могли также навешиваться «козули», т.е. венки, испеченные из теста. В Европе дерево срубали и вносили в деревню. Это так называемое майское дерево или просто «май». У русских дерево не всегда срубали, оно могло оставаться в лесу. Е.В. Аничков утверждает, что у русских нет майского дерева. Между тем это неверно. Нет в народе слова «майское дерево», как нет и некоторых специфических видов увеселений (влезание на дерево за призом), но у русских явственно наблюдается две формы обряда. Одна, преобладающая, состоит в том, что празднество происходило в лесу вокруг избранного дерева. Другая, более редкая, состояла в том, что дерево срубалось, торжественно вносилось в деревню, устанавливалось здесь, и вокруг него проводились игры. В некоторых местах дерево завивалось в Семик (т.е. в четверг до Троицы), а на Троицу его вносили в деревню. Так, П.В. Шейн сообщает из Владимирской губернии: «В Троицын день девушки меняют свой наряд на лучшие платья, на голову надевают свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе идут в лес развивать березку. Пришедшие туда, они становятся в кружок около завитой березки, и кто-нибудь из них срубает ее и устанавливает посреди кружка. Тут все девушки подходят к березке и начинают ее украшать лентами и цветами. Далее открывается триумфальное шествие девушек попарно, а впереди всех одна из них несет березку и так5им образом обносят ее кругом всей деревни. Пришедши в какую-нибудь из улиц, они втыкают березку в землю и начинают водить вокруг нее хороводы; тут присоединяются к ним парни, и все хором поют».
Под деревом водили хороводы и пели так называемые семицкие песни. Содержание этих песен разнообразно. В них воспеваются березки, восхваляется праздник, девушки величают самих себя. Песни передают радостное весеннее настроение.
Под тобою, березынька,
Под тобою березынька,
Про тебя, березынька,
В песнях поется о венках, гаданиях, замужестве. На Семик поются также обычные, т.е. не приуроченные к праздникам, игровые и хороводные песни любовного содержания.
Хоровод водят вокруг дерева, а там, где верхушки двух березок связаны в форме арки, под ними проходят играющие и поющие. Веселье длится до самого утра.
Каков исконный смысл этого обряда? Исходя из предположения, что сила роста, по представлениям народа, находится в верхушках и в концах веток, откуда идет рост, можно рассматривать загибание в кольцо и связывание как способ уловления и сохранения этой силы. Эту силу надо внести из леса и передать ее земле и людям.
Пригибание верхушки к земле и переплетание ее с травой довольно явно представляют собой попытку передачи вегетативной силы от березки к земле.
На ячмень колосистый,
Вот образец другой подобной же песни. В ней густота молодой листвы сопоставляется с густотой ржи.
А и густо, густо на березе листье,
Ой ли ой люли, на березе листье.
Гуще нету того во ржи, пашеницы.
Господа, бояре, мужики крестьяне!
Не могу стояти, колоса держати,
В этот день девушки, выполняющие обряд, как бы перенимают от березы и венков их силу и предают ее земле:
Умолотишь три мешка.
Иногда место для празднования выбирали такое, которое прилегало бы к полю ржи. Это делалось для того, чтобы рожь была гуще. «Местом для завивания венков преимущественно избирают такую рощу, которая прилегает к ржаному полю, в том поверье, что и от этого, так же, как и завивание ржи в Воскресенье, она будет лучше».
Приведенные материалы дают мне право на вывод, что внесение обряженного дерева из леса на поле и в жилище представляло собой попытку использовать растительную силу дерева в земледельческих целях и передать ее от деревьям земле и злакам.
Припев повторяется после каждой строки.
Собственное имя было у большинства недель: «пестрая», «всеядная», «сырная», Фомина, «зеленая», «сборная» и т.д. Названия имели посты (холодный, голодный, великий, лакомка и пр.) и морозы (Введенские, Никольские, крещенские, афанасьевские, власьевские и пр.).
Сравнивая праздники и обряды земледельческого года между собой, легко убедиться в том, что отдельные компоненты в них совпадают, что повторяются некоторые действия, что употребляются одни и те же ритуальные кушанья, что существуют устойчивые поэтические формулы. Этой проблеме посвящено исследование В.Я. Проппа, на которое я уже не раз ссылалась. Ученый объясняет использование одних и тех же элементов в разных обрядах замкнутостью годового цикла, единой мировоззренческой основой и объединяющей все действия и помыслы земледельца задачей вырастить и сохранить урожай.
Единым является и понимание места человека в мире, взгляд на взаимоотношения его с природой. Давно замечено, что «в бытовой практике крестьянина земледельческие и семейные интересы были неразрывно связаны. Этому единству соответствует и общность аграрной и свадебной обрядности, выполняющей функцию достижения хозяйственного и семейного благополучия, довольства, плодородия и т.п.
От урожая зависело благополучие, да и сама жизнь хлебороба, поэтому он старался в точности выполнять предписанные традицией правила крестьянской агрономии (проведений сева, подготовка седин, пахота, удобрение навозом, уход за всходами, соблюдение севооборота и пр.). Насущный хлеб и другие средства к существованию доставались тяжким трудом и нуждались, по мнению крестьянина, в защите от злых сил и в активном провоцировании на воспроизведение и увеличение достатка. Для этого в течение веков выработалась целая система обрядовых действ, включая песни, пляски, звучание музыкальных инструментов, особые ритуальные тексты (заговоры, заклички, обращения, издевки, плачи и др.).
Ими завершались святочные вечера. Обычно они начинались после того, как девушки собирались домой. Чаще всего каждая из присутствующих поочередно бросала свой сапог через порог в сени. Если он падал носком к порогу, то в текущем году девушку не ожидало замужество. В противном случае считалось, что она может выйти замуж. Местом гадания могли становиться и ворота дома, через которые также бросался башмак. Девушки также гадали на банника и домового.
Поскольку, как и все переходные периоды года, святки считаются временем наибольшей активности нечистых и потусторонних сил, во время праздника стараются выяснить свою будущую судьбу. Святочные же гадания делятся на две группы: простые и сложные.
Народные привычки: отличие традиции от обычая
Что такое традиция
Изначально слово «традиция» означало «предание». Сейчас традицией называют социальное явление, отражающее общественный опыт, систему стандартных действий и поведенческих стереотипов, передаваемых от поколения к поколению на протяжении длительного времени.
Традиции складываются на основе жизненных нужд в конкретных исторических условиях и сохраняются до того времени, пока отвечают потребностям определенной группы людей. Важная особенность этого феномена – всеобщность. Традиции принадлежат всем сразу и никому одновременно. Их можно соблюдать или не придавать никакого значения. Тем не менее, они являются мощным средством воздействия на людей – на формирование образа их мыслей, типа поведения. Сохранение традиций обеспечивается силой общественного мнения.
Обычай как общественное явление
Обычаи сформировались почти в каждой сфере человеческой жизни. Они могут быть культурными и религиозными, семейными или относиться к профессиональной сфере. В некоторых случаях соблюдение их считается обязательным. В противном случае предполагается применение неофициальных санкций – неодобрения, порицания, иногда – принуждения.
Общие особенности народных привычек
Традиции и обычаи во многом схожи. Все они являются способами передачи накопленного предыдущими поколениями общественного опыта, происходящей с помощью ярких запоминающихся и понятных образов, через выполнение условно-символических действий.
Как традиции, так и обычаи – явления не личностного характера. Они не существуют без поддержки и одобрения группы людей.
Оба феномена выражают связь с предками, уважение к наследию, единство с ближними.
Несмотря на то, что крепость и глубина коллективных привычек свидетельствует о культуре народа, иногда их существование становится не только бесполезным, но и мешает развитию сообщества.
Отличие традиций от обычаев
Взаимная подмена понятий в быту, исследования культурологов, историков и фольклористов – все говорит о смежности явлений. Для того, чтобы разграничить их, надо знать критерии по которым это проще всего сделать:
Пытаясь привести конкретные жизненные примеры отличия традиций от обычаев, можно внести некоторую путаницу – ведь обычай одной социальной группы может уже принадлежать к традициям другой. Наглядной иллюстрацией послужит следующая абстрактная ситуация.
Наследие народа или что такое традиции
Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с определением традиция или обычай. История значения этих слов уходит корнями в глубокую древность. Конечно, со временем их суть и ценность существенно изменились. Однако некоторые ритуалы по-прежнему до сих пор являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Важно понимать, чем отличается традиция от обряда, чтобы до конца разобраться в их роли в жизни народа. Давайте вместе детально рассмотрим этот вопрос.
Понятие обычая
Под данным определением скрывается способ поведения человека в обществе. Он основывается на многовековых привычках, которые являются нормой в той или иной социальной группе. Каждый ее член считает свое поведение логичным. И если какие-то обычаи для стороннего человека покажутся странными, то участники данного общества не видят в этом ничего предосудительного.
В значение слова скрывается религиозный, культурный и правовой порядок, который порой носит принудительный характер. Когда речь заходит об обычаях, то подразумевается передача от старшего поколения к младшему многочисленных обрядов, ритуалов, торжественных мероприятий и правил поведения на похоронах или свадьбах.
Понятие традиции
Сохранение основ поведения и норм устройства общества – это традиции. Их также передают по «наследству». Основное отличие от обычаев заключается в национальной привязке. Например, к традициям относят народные костюмы. А вот если какая-то часть общества добавит к нему аксессуар, то речь пойдет об обычаях.
Выделяют семейные, народные традиции. Они могут оказывать на человека как положительное, так и отрицательное воздействие.
Виды традиций
Существует несколько основных направлений:
Основные отличия традиции от обычаев
Вторые, как правило, имеют отношение к определенной национальности или государству. Традиции тесно связаны с семьей, работой и т. д.
Например, с давних времен существует традиция весело праздновать Новый год. На протяжении многих веков люди провожают уходящий год и встречают новый. Обычно на этот праздник принято ставить в доме елку и украшать деревце. Причем у каждой нации существуют свои правила относительно данной процедуры.
Второе отличие заключается в уровне влияния. Иными словами, обычай – это привычка, человек повторяет ее на автомате. Особо не задумываясь о смысле и цели своих поступков. А вот традиция – это направленные мероприятия, сложные и многогранные. К обычаям можно отнести положение девушки в семье, ее обязанности и права. А традиция – это празднование именин или субботний поход в кинотеатр.
Укоренение в сознании людей. Со временем обычай перерастает в традицию. Первый обладает скромной историей, а вот истоки второй уходят корнями в древность. Например, обычай уважать старших, почитать родителей и заботиться о них, давно превратился в традицию. |
Направление. Основное предназначение традиций – информирование людей. У обычаев цель немного иная. Они направлены на внесение практичности в жизнь каждого индивида. Например, ухоженный вид человека считается обычаем. А традиция, в свою очередь, информирует о том, что нужно следить за внешним видом и выглядеть опрятно.
Основная суть. В принципе эти два понятия очень близки. Можно смело утверждать, что традиция – это старинный обычай. Но если рассматривать их «под микроскопом», то легко отметить ряд различий. Белоснежное платье девушки на свадьбе – обычай, отмечать бракосочетание – традиция.
Воздействие на жизнь. Обычай связывает современное поколение с предками. Придерживаясь их, мы высказываем уважение к старшим. Традиция является зеркалом жизни нации и ее развития. С помощью обычаев человек учится, приобретая ценные знания и опыт. Используя традиции, мы приспосабливаемся к жизни в обществе. Например, у семьи существует традиция каждое воскресенье готовить утку. А вот рецепт и секреты приготовления блюда – это обычай.
Изменение во времени. Обычаи имеют склонность к трансформации, поскольку отталкиваются от текущих тенденций и не несут особого смысла. В древности они выступали в роли нравственного закона. Обычай зависит от мнения общественности, что хорошо, а что плохо. Традиции остаются неизменными на протяжении веков.
Примеры обычаев и традиций
Чтобы разобраться в данных определениях, стоит рассмотреть несколько наглядных примеров:
Современное отношение к культурным традициям
Многообразие традиций большинства стран порой поражает воображение. Что для определенной нации является обыденным поведением, в другом государстве примут как личное оскорбление. Традиция не зря считается одной из основ культурного наследия стран.
Поэтому при посещении экзотического места на карте, рекомендуется предварительно хорошенько ознакомиться с их «правилами поведения». В противном случае рискуете оказаться в неловкой ситуации или даже спровоцировать конфликт.
Религиозные традиции
Вероисповедание народа также имеет в основе ряд традиций, что делает ее духовным и культурным наследием. Религиозные традиции представляют собой набор устойчивых норм и приемов поклонения Всевышнему. Каждое вероисповедание бережно хранит и поддерживает каноны, формировавшиеся на протяжении многих тысячелетий.
Нередко в одной религии объединены несколько традиций, например, в христианстве мирно сосуществуют православие, католицизм и протестантство. На Востоке традиции направлены на обучение работе с телом и сознанием. Цель религии – просветление человека.
Христианские традиции включают посещение храмов, чтение молитв, хождение на исповедь и почитание церковных праздников. Самые известные религиозные «торжества»: Рождество, Пасха, Троица, Крещение. |
Однако в век инновационных технологий не все традиции вероисповедания свято чтутся и выполняются. Причина кроется в том, что люди стали менее набожными. Никто в наши дни не станет за праздничным столом просить богов о богатом урожае.
Заключение
Обычай можно смело считать прародителем традиций. Его истоки лежат в первобытном обществе, когда не было письменности и для достижения поставленной старейшиной цели, люди придумывали определенный порядок действий, надеясь на удачный исход события. Постепенно обычаи плавно превращаются в традиции, которых мы неосознанно придерживаемся каждый день в повседневной жизни.
Посмотрите познавательный видеосюжет «Для чего нужны традиции?».