резные обереги на славянских избах
r_nedo
r_nedo
Оригинал взят у sergey_krotkrot в ЗАБЫТОЕ ТАИНСТВО ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
С. Есенин.
грозовик, защищает от непогоды.
огневик, символ Рода – защита от упырей и навий.
защита от внешних воздействий, в христианстве – крест-боттони, защита от нечисти.
в христианстве знаки Перуна и Сварога преобразуются в розетку, это и общий символ солнца, и пожелание удачи.
Нередко коловраты объединяли в комплексы – лабиринты
знак рысич – защита от тёмных сил.
рубежник, разделяет Явь и Навь с правью, является рубежом, за которым действуют не земные, а небесные законы.
Когда хотели показать универсальность солярного знака, на него накладывался круг, но при этом указывалось время суток.
Так как наши предки делили сутки на светлое и тёмное время, то и солнце, в этом случае, изображали вот так:
дневное, на кокошниках или боковинах. (
ночное, на подоконной доске.
Подобное размещение этих символов обеспечивало круглосуточную защиту от нечисти.
Бывало, что солнце изображали на фоне вытянутого ромба. Позднее, в результате упрощения, это привело к трансформации рисунка.
В первом случае функция оберега перешла на сам ромб (внизу слева), но солярность проявляется только тогда, когда знак расположен на верхней или боковых частях наличника. В случае его расположения внизу, на подоконной доске, он переходит в разряд знаков земли.
Во втором случае от солнца остаётся только круг, а его лучи превратились в декоративный элемент треугольной или стреловидной формы (внизу справа), но здесь солярность сохраняется, даже если этот знак располагается в нижней части наличника.
Знак солнца считался очень важным и его часто дублировали, так что полный комплект, как минимум, состоит из 6 (восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное, предвосходное) символов.
Волнообразные узоры в верхней и нижней частях наличника, бегущие ручейки и витые колонны по его боковым полочкам, спиральные завитки – всё это знаки водной стихии. Так же, как и огненные знаки, они могут образовывать лабиринты.
Бесконечник, заворачивает злых духов, не давая им проникнуть в дом.
земля, пропитанная водой, другое название – «Мать Сыра Земля», защитница и кормилица.
распаханное поле
Строго говоря, данный знак амулетом не является, так как здесь имеется незавершённость действия, но из-за того, что рисунок узора чрезвычайно прост (что косвенно указывает на очень древнее его происхождение), в настоящее время он один из самых распространенных.
засеянное поле
эти символы обычны в нижней части наличника.
Звериные знаки
Эти знаки наиболее характерны для лесных регионов, то есть там, где жизнь и достаток больше зависели от охоты и рыбалки, а земледелие и огородничество были побочным подспорьем (рис 25).
Появление подобных символов обусловлено несколькими причинами.
Во-первых, по верованиям предков, языческие боги часто сами имели звериные воплощения, и, кроме того, использовали животных в качестве слуг, посыльных и своих наблюдателей в явном мире.
Во-вторых, у всех народов мира, и наши предки не являлись исключением, на ранних этапах их развития была особая религиозная система, носящая название «тотемизм». Согласно тотемизму, живущие своим родом люди-родственники считали основателем, или одним из основателей их рода некое существо (или вещество), выходца из среды, их окружающей. Это и был тотем. Чаще всего тотемами считались животные, реже – растения, и уж совсем редко неживые предметы или даже явления природы. Персонаж тотема был для людей родоначальником, предметом религиозного почитания, хотя ему и не поклонялись, как божеству. В сознании людей рода он был их советчиком, помощником и покровителем.
Во времена романтизма к языческим оберегам добавились ещё и западные символы. И хотя в орнаменте изб они редки, но всё же встречаются.
Велесовы знаки
Велес – один из древнейших восточнославянских богов. Фактически это воплощение силы, первобытного хаоса, неупорядоченной природы, а так же и животные инстинкты самого человека, то есть той части личности, которая не признаёт слово «надо», а знает только «хочу». Враждебен к вам он будет только в том случае, если вы не способны или не хотите подавить, обуздать свои звериные инстинкты.
Велесов знак «Комоедицы».
Изначально Велес «заведовал» небесными стадами, а так как скот раньше был мерилом достатка, денег, то и Велес предстаёт перед нами, как бог богатства.
Небесные стада проливают на землю жизнедающее молоко, отсюда ещё одна его ипостась – «скотий бог», то есть покровитель всей и дикой, и домашней живности.
Укрощённый Перуном Велес загнан в подземелье и отвечает за подземные воды, то есть за плодородие. В ряде мест считалось, что он стал повелителем царства мертвых – поэтому его боятся Навьи и упыри. Велес не любит беспорядка и загоняет их обратно в Навь.
В домовой резьбе он изображался в виде змея, чаще всего сильно стилизованного под вьющееся растение.
Змеи на кокошнике – небесный пастух, покровитель охотников и скотоводов, а так же дарующий дождь.
На боковине – пожелание дождя, защита от грызунов.
Змеи в нижней части наличника символизируют подземные воды, где двуглавый змей ночью передвигает под землёй солнце, то есть это оберег от ночных напастей, дающий уверенность в завтрашнем дне. Во всех случаях изображение змеи – это амулет, копящий достаток, богатство, а так же защита от упырей.
Считалось, что Велес благоволит к детям, так что это ещё и детский оберег-амулет.
Иногда Велеса символизировал Ящер. Кстати, Ящер – это одно из имён Велеса.
Огнедышащий дракон – это оберег от молний.
У финно-угров Ящер был ещё и владыкой подводного мира, и потому его изображение больше подходит для районов, где есть крупные озёра и реки с сильно разветвлённой и плотной сетью притоков.
Иногда дракон трансформируется в щуку и выполняет роль амулета рыбацкой удачи.
Небесная корова Земун
Земун – мать Велеса, кормилица богов. Это её молоко наполняет молочную реку, которая отделяет Явь от Ирия, а, проливаясь из вымени на землю, приносит жизнь.
Её символ – женские груди на подзоре.
и прорезное или объёмное, часто парное изображение на наличниках и внешней обкосячке дверей.
В некоторых регионах символ коровы помещали вместо Берегини, так как одновременно это ещё и символ Макоши, точнее, той её ипостаси, которая даёт жизнь. Рога коровы (в некоторых регионах лосихи, оленихи) – это солнечные лучи, защищающие от нечисти.
нередко вместо полного изображения птиц вырезают только их лапки.
Точно также выглядит ещё один символ. Одна из финно-угорских богинь имеет образ лягушки. Основные её функции, это покровительство женским домашним работам (ткачество, шитьё, готовка пищи…). Вспомните сказку о Царевне-лягушке. Братья Ивана-царевича женились на дочерях соседей славян, а он из болотистого края привёз невесту, местную, из коренного населения, но зато и самую хозяйственную и работящую. Это, кстати, очень похоже на домашнюю ипостась Макоши, так что в качестве амулета или оберега совсем не важно, чьи это лапки.
Упряжка золотых коней днём влечёт за собой по небесному своду солнечную колесницу Хорса. Иногда он и сам предстаёт в этом образе. У христиан гнедые кони так же представляют собой солярный знак, даруя защиту от нечисти. А вот белый конь, это символ не физической, а небесной, духовной силы, не даром святой Георгий поражает Змея, сидя на белом коне.
Так же кони олицетворение силы и выносливости.
У славян символ небесного огня. Вспомните: «Пустить красного петуха», «Жареный петух клюнет». Являлся оберегом от молний.
В христианстве это символ воскрешения. Крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение, по мнению христиан, должно напоминать о страшном суде. Кроме того, крик петуха, это вестник восхода солнца и наступлении дня, то есть времени, когда наибольшая часть нечисти лишается сил и прячется. Таким образом, петух – это ещё и защитник от злых духов, поэтому его наравне с конём часто вырезали на охлупне.
Если перед нами не изображение щуки, то это христианский символ Христа и его апостолов.
Голубь
Христианский знак духовной чистоты, эмблема святого духа. Парные голуби – символ семейного счастья.
Павлин
Он же Жар-птица, птица Феникс (рис 45). Символ бессмертия, так как в древности верили, что его тело нетленно.
Божья коровка
Один из атрибутов Богородицы.
Створки раковин
Символ возрождения
Бабочка
Символ счастливого детства, переход души в вечную жизнь.
Пчела
Символ чистоты души.
Растительный орнамент
Часто является основообразующим. Под растительные элементы часто стилизуются Берегини и многие звериные знаки.
Отдельные элементы растительного орнамента так же имеют свой смысл.
– трилистник.
Считался защитой от мира мёртвых и хранил удачу, поэтому его часто «прятали» среди других изображений. В христианстве это символ троицы, у католиков – крест святого Патрика.
лилия.
В отличие от трилистника её боковые лепестки сильно загнуты вниз. Символ троицы и трёх добродетелей – веры, надежды и милосердия. Так же знак процветания.
виноградная лоза (рис 53, 54).
Символ Христа. Лоза и грозди, это тело и кровь Христова.
Берёзовая ветвь, это преграда для нечисти.
Ветвь сосны – символ вечной жизни и юности.
Вишня – символ девичей красы. Приносит любовь.
Горох – один из символов плодородия.
Гранат, символ пасхального воскресения, дарует уверенность в прощении, веру в жизнь грядущую и воскрешение. Из-за обилия семян ещё трактуется, как символ плодородия.
Геометрический орнамент. Геометрические фигуры
В язычестве это символы солнечной, водной и земной стихий.
Христианство трактует их иначе.
мандала, возносящийся Христос, иногда символ духовного пламени. Три мандалы образуют трилистник.
символ чистоты и святости, победы добра над злом. Ромб красного цвета – единение земли и неба.
символ Святой Троицы.
четыре стихии, усвоенные Христом при воплощении, а так же символ твёрдости веры.
в обрамлении кокошника это символ нахождения под защитой веры, знак пламени свечи, духовного огня.
Вполне естественно, что в небольшой статье невозможно упомянуть все знаки-символы, используемые в домовой резьбе, да мы к этому и не стремились. Тем более, что многие символы меняют свою трактовку в зависимости от местоположения или от совместного сочетания с другими символами.
Если судить по современному, усреднённому рисунку домовой резьбы, то можно с уверенностью сказать – талисманы-амулеты живы, но из-за потери обережных традиций на современных домах они единичны и не обеспечивают полной защиты, то есть надёжной безопасности. Для этого надо просто задействовать все стихии и всё время суток.
Мы надеемся, что данная статья поможет тем, у кого есть желание восстановить старую традицию.
Зорочкин Сергей, Хромов Сергей.
Резной узор оконцев руских
Стоит отъехать на несколько километров от крупного города, подальше от однотипных многоэтажек с пластиковыми окнами и железными дверями, как глазу открывается необыкновенный простор и манящая древность деревянных домиков с замысловатыми узорами. В каком бы состоянии не был дом, а видишь, что за оконными наличниками хозяин следит в первую очередь.
Образы, запечатлённые в наличниках, можно найти в руской народной вышивке или писанках.
Определённые элементы резьбы зачастую можно было увидеть на всех домах одной деревни или села. В другом селе мотивы резных наличников на окнах могли быть уже совсем другими. Чем дальше друг от друга находились эти населённые пункты, тем сильнее отличались по внешнему виду резные наличники на окнах.
Во второй половине 20 века, с развитием транспорта, печати, телевидения и других средств коммуникации, орнаменты и виды резьбы, присущие ранее одному какому-либо региону, стали использоваться и в других. Началось повсеместное смешение стилей.
Собиратели сказаний
В наши дни всё больше людей обращают взор к своим историческим корням, интересуются традициями и культурой предков. И резные узоры, украшающие деревенские избы, как наглядный кусочек истории привлекают любознательные и пытливые умы.
Создан даже Виртуальный музей резных наличников, где собрано множество фотографий наличников с разных регионов нашей страны и представлена их классификация.
Становится популярным искать такие дома и рассказывать о них жителям мегаполисов. К примеру, некоторое время назад учитель географии и собиратель руских сказаний – Листвина Наталья стала выкладывать свои снимки оконцев руских в Инстаграм. Некоторые из её фотографий представлены ниже.
город Козьмодемьянск, Республика Марий Эл
посёлок Палех, Ивановская область
село Пурех, Нижегородская область
посёлок Пестяки, село Мыт, Ивановская область
село Соймицы, Ивановская область
Когда появились наличники
Можно утверждать, что период популярности резных наличников на Руси приходится на вторую половину 19 века. А вот факт их первого появления в истории не зафиксирован. Ни в каком веке это произошло, ни в каком городе – достоверно не известно.
Иван Хафизов, создатель Виртуального музея резных наличников считает, что они, хоть и в своём упрощённом виде, но были и раньше.
Такие выводы он сделал на основании картинки из книги 1955-го года (Сухов Д.П., Максимов П.Н. «Деревянное зодчество Горьковской области»)
и текста из 1916-го (Красовский М., «История русской архитектуры»), можно копнуть немного поглубже. Читаем:
«Что касается художественной обработки окон, а именно дощатых наличников, украшенных порезками и наружными ставнями (…), то они могли получить широкое применение лишь в послепетровскую эпоху (…). До этого же времени, рама окна («колода») обычно не закрывалась наличником, и порезки делались непосредственно на ней (…). Колоды такого типа могли устраиваться лишь в хозяйственных сооружениях (из-за особенностей конструкции), в жилых же и вертикальные и горизонтальные части делались из отдельных брусьев (…).
Зазор снаружи закрывался бруском или широкой украшенной порезками тесиной, которая составляла венчающую часть наружной обработки окна».
Конструкция и символы наличника
Несмотря на кажущуюся простоту, наличник – это сложное по конструкции сооружение.
Каким бы по внешнему виду наличник не был, у него всегда имеются четыре основных элемента.
Сверху их прикрывает прикреплённый под углом к стене карниз (1). Его функция – защита от попадания в возможные щели стекающей по стене дождевой воды. Карниз изготавливают из одной или двух досок, во втором случае верхняя доска делается несколько больше нижней, но встречаются и исключения.
Красоту, разнообразие, а зачастую и неповторимость наличникам придают такие дополнительные элементы, как «уши» (6) и подзор, или завершение (7), навершие, или кокошник (5), расположенные по бокам кокошника, а иногда, дополнительно, и по его центру фигурки берегинь (9). Иногда на месте фигурок берегинь могут размещать что-то другое, например, звериные знаки, знаки солнца. По бокам подзор ограничивают «серьги» (8). Иногда серьги настолько неярко выражены, что создаётся впечатление их отсутствия. Часто «серьги» выглядят, как продолжение боковин.
Дополнительные элементы могут присутствовать как все вместе, так и по отдельности. Наличие или отсутствие их полностью зависит от фантазии и умения мастера.
Весь орнамент, который встречается у древних славян, можно условно разделить на несколько групп:
— солярные символы;
— символы воды;
— символы земли (и как подгруппа – символы плодородия);
— символы-обереги;
— символы-пожелания.
Что же обозначают домовые символы? Давайте попробуем их расшифровать.
При этом следует помнить, что верхняя часть наличника (фризовая доска и кокошник) символизировала небо, нижняя часть (подоконная доска и подзор) – землю, а боковые доски (боковины) – связь неба с землёй. Кроме того, верхняя часть композиции считалась дневной, а нижняя, соответственно, ночной, так как солнце на ночь опускалось под землю. Иногда боковины выходят далеко за нижний край подоконной доски. В этом случае на выступающей части помещают символы, относящиеся к подземному, Навьему миру.
То же самое можно сказать и обо всей композиции общедомовой резьбы.
Обережные символы
Изображение Берегини обычно размещается в центре верхней части наличника. Её фигура обычно сильно стилизована, часто тело образовано сплетением растений, змей и т.п., но в любом случае можно угадать голову, раскинутые руки и ноги.
Если «руки» у фигурки подняты – просьба дать небесную воду и свет, с опущенными руками – обращение к Матери-Земле с просьбой об урожае. Нередко в теле Берегини помещали росток (крин) – символ зарождения жизни, плодородия.
Иногда на кокошнике по бокам Берегини либо на боковых досках располагают ещё две женские фигурки – Рожаницы.
символ «Звезда Рожаниц»
Они отвечали за благополучие семьи, рода. Их изображение, это защита «своих» от любых посягательств со стороны, а также накопление достатка и сохранения традиций.
Солнечные знаки (огненные, солярные)
Солнечные символы очень разнообразны по форме и исполнению, особенно если учитывать многовековые стилизации и упрощения. Самый древний из них – это коловрат, то есть крест с загнутыми концами. Часто его помещают в круг. Различают более 140 разновидностей солнечного колеса, каждая из которых подчёркивает какую-либо сторону солнечной функции.
Cолярные знаки – это защита от зла. Кроме того, без солнца не растут растения, нет пищи ни животным, ни людям. Так что это ещё и пожелание материального благополучия.
Грозовик, защищает от непогоды.
Огневик – защита от всякой нечисти.
Повёрнутый в обратную сторону – Яровик – защита собранного урожая и домашнего скота.
Восьмилучевое колесо – знак Сварога – пожелание высшей справедливости и мудрости.
Нередко коловраты объединяли в комплексы-лабиринты:
Знак Рысич – защита от тёмных сил.
Рубежник – разделяет Явь и Навь с Правью, является рубежом, за которым действуют не земные, а небесные принципы.
Когда хотели показать универсальность солярного знака, на него накладывался круг, но при этом указывалось время суток.
Так как наши предки делили сутки на светлое и тёмное время, то и солнце, в этом случае, изображали вот так:
дневное, на кокошниках или боковинах;
ночное, на подоконной доске.
Подобное размещение этих символов обеспечивало круглосуточную защиту от всякого зла.
Бывало, что солнце изображали на фоне вытянутого ромба. Позднее, в результате упрощения, это привело к трансформации рисунка.
В первом случае функция оберега перешла на сам ромб (внизу слева), но солярность проявляется только тогда, когда знак расположен на верхней или боковых частях наличника. В случае его расположения внизу, на подоконной доске, он переходит в разряд знаков земли.
Знак солнца считался очень важным и его часто дублировали, так что полный комплект, как минимум, состоит из 6 (восходящее, полуденное, заходящее, зашедшее, полуночное, предвосходное) символов.
По представлениям наших предков, воды бывают небесные и подземные. С небесной влагой на землю падают и зародыши жизни – пожелание плодовитости и богатства. Подземные воды питают растения, формируют родники и реки – опять-таки пожелание спокойной, безбедной жизни. Кроме того, через текущую воду нечисть не переступает.
Волнообразные узоры в верхней и нижней частях наличника, бегущие ручейки и витые колонны по его боковым полочкам, спиральные завитки – всё это знаки водной стихии. Так же, как и огненные знаки, они могут образовывать лабиринты.
Безконечник – заворачивает злых духов, не давая им проникнуть в дом.
Знаки земли
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Аграрные знаки, пожалуй, самые простые, одни из самых распространённых. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы – так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
Эти символы обычны в нижней части наличника.
Земля, пропитанная водой, другое название – Мать Сыра Земля – защитница и кормилица.
Звериные знаки
Изображения животных на наличниках наиболее характерны для лесных регионов, то есть там, где жизнь и достаток больше зависели от охоты и рыбалки, а земледелие и огородничество были побочным подспорьем.
Велесов знак «Комоедицы».
Изначально Велес «заведовал» небесными стадами, а так как скот раньше был мерилом достатка, денег, то и Велес предстаёт перед нами, как бог богатства. Небесные стада проливают на землю жизнедающее молоко, отсюда ещё одна его ипостась – покровитель всей и дикой, и домашней живности.
Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни.
В Белоруссии и соседних с ней областях домовым считали настоящего ужа, живущего под печью; хозяйки называли такого ужа господариком и кормили молоком. Ужи считались охранителями посевного зерна, потому что их боятся мыши. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах.
Так же часто на наличниках можно было встретить изображение ящера или дракона.
У многих народов птицы, такие как гуси, утки, лебеди связаны с восприятием мироустройства. Прилетели птицы – принесли на крыльях весну, то есть тепло, пищу, достаток. Прилёт гусей и уток спасал от зимнего голода, дарил надежду на урожай. Таким образом, изображение этих птиц является пожеланием материального благополучия, обеспечением защиты от неблагоприятного климата, а расположенное в нижней части наличника защищает от ночных напастей.
Нередко вместо полного изображения птиц вырезают только их лапки.
Точно также выглядит ещё один символ. Одна из финно-угорских богинь имеет образ лягушки. Основные её функции, это покровительство женским домашним работам (ткачество, шитьё, приготовление пищи и пр.).