реклама с суворовым до первой звезды нельзя
Все ролики банка «Империал» (19 видео)
Многие из нас помнят такой банк. Причем его рекламные ролики смотреть было не менее интересно, чем жить в то время. Однако, пересматривая их, обратил внимание что не все я помню.
Немного с WIKI:
«Всемирная история, Банк Империал» — серия рекламных роликов, снятых в 1992—1997 годах Тимуром Бекмамбетовым для банка «Империал».
Договариваясь с Бекмамбетовым о съёмках, президент банка Сергей Родионов сразу же поставил условие: никакой анимации, никакой компьютерной графики — только живая постановочная съёмка. Но при этом, по словам Тимура Бекмамбетова, компьютерная графика применялась.
Ролики завоевывали многочисленные призы на фестивалях рекламы. Среди премий — «Золотое яблоко» на Московском международном фестивале рекламы (ММФР) в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах, Золотая медаль Международного кинофестиваля в Хьюстоне в 1995 году и др.
В некоторых роликах снимался Виктор Вержбицкий. Основной закадровый голос — телеведущий и продюсер Александр Гуревич. В отдельных роликах закадровый текст читают Иннокентий Смоктуновский (ролики про Петра I, Тамерлана), Владимир Машков (ролики про Дмитрия Донского, Чингисхана и Угэдея, Конрада III) и др.
Сам банк в 1998 году был лишён лицензии, после долгих судебных разбирательств её удалось вернуть, но в 2005 году банк был признан банкротом.
Одним из дочерних банков «Империала» являлся банк «Славянский», причём председателем совета директоров этого банка был Сергей Родионов, бывший председатель правления «Империала». Неудивительно, что спустя некоторое время после окончания рекламной кампании банка «Империал» некоторые его ролики были использованы банком «Славянский» (в частности, про Петра I и Наполеона). Кроме того, Бекмамбетов снял для «Славянского» целую серию других рекламных роликов со стихами знаменитых отечественных поэтов (Есенина, Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Блока).
В другой версии Наполеон в конце садится мимо барабана.
Цезарь.
С точностью до секунды.
Цезарь спешит на собрание, но в коридоре цепляется одеждой за упавший бюст и рвёт накидку. Он успевает прийти до того, как упала последняя песчинка в часах. Люди видят, что его одежда порвана сзади.
Людовик XIV
С точностью до копейки.
За обедом королю подают дичь, прося за блюдо 10 франков, но Людовик XIV соглашается только на 9.
В роли Людовика XIV — Виктор Вержбицкий.
Монархи.
За столом сидят разнообразные правители, от императоров до вождей племён. «С точностью до миллиметра» — зачитывает глашатай, и встаёт Наполеон. «С точностью до секунды» — поднимается Цезарь. «С точностью до копейки» — Людовик XIV. «С точностью до короля» — встают все монархи, лишь Конрад III в тяжёлых доспехах никак не может встать. Наполеон и Людовик помогают ему подняться.
Россия. Конец XVII века.
Петр 1.
Нет промышленности, нет торговли, нет выхода к морю. Осенью года 1692 царь Пётр приехал к озеру Переславское. Там, вдали от моря, строился флот. Через месяц первые корабли по суше волоком доставлены были на Белое море. Неожиданно для всей Европы Россия стала морской державой.
Закадровый текст — Иннокентий Смоктуновский.
Империя Тамерлана. XIV век.
Отправляясь в поход, приказал Тамерлан каждому воину оставить у дороги камень. И вырос курган. И был огонь! И была победа! И возвращались они, и поднимали камни свои. Но остались камни. И последним шёл Тамерлан. И поднимал он тяжёлые камни. И говорил с ними, вспоминая их имена.
Закадровый текст — Иннокентий Смоктуновский.
Екатерина Великая и Суворов
Ужин у императрицы Екатерины II в последний день Рождественского поста, едят все, кроме полководца Суворова.
— А что это у нас граф Суворов ничего не ест, а? — спрашивает императрица
— Так ведь пост, матушка. До первой звезды нельзя. Ждём-с, — отвечает Суворов.
Все прекращают есть, но Екатерина находит выход: «Звезду Суворову Александру Васильевичу!».
В роли Екатерины Великой — Евгения Уралова. В роли Суворова — Иван Уфимцев. В роли одного из придворных (по правую руку от Екатерины) — Владимир Стержаков.
Александр Македонский.
IV век до Рождества Христова.
Александр Македонский покорил Парфянское царство, но войско его, погрязшее в распутстве и отягощённое богатой добычей, не могло двигаться дальше. И тогда приказал он собрать все трофеи и сжечь. И пошли они дальше, и покорились им и Персия, и Бактрия, и Индия!
В роли Александра Македонского — Виктор Вержбицкий.
Александр II.
У Александра II просят разрешения использовать войска против крепостных крестьян Херсонской губернии, самовольно бегущих в Крым. Император видит слугу, подрезающего крылья лебедям:
— Стрижем, Ваше Величество! — говорит слуга. — Чтоб не улетели!
— Кормить надо лучше, они и не улетят, — отвечает император.
Приходит зима, лебеди улетают. Голос за кадром говорит: «В 1861 году в Лондоне была пущена первая линия метрополитена, а в России отменено крепостное право».
Наполеон I Бонапарт.
17 ноября 1812 года у реки Березины французские войска были окончательно разбиты. Император Наполеон бросил остатки своей армии и бежал в Париж. Тайно. Его встречает старушка, которая любуется им. Наполеон дарит ей монету со своим портретом: «Посмотрите, мадам — это для вас. Здесь я выгляжу гораздо лучше».
Конрад 3.
XII век.
Император Священной Римской империи Конрад III осадил город Вейнсберг в Южной Германии. Разгневанный упорством осаждённых, он попросил женщин покинуть город, разрешив взять самое ценное, но только то, что они смогут унести на себе. И когда отворились ворота, изумлённый император увидел женщин, несущих на себе своих израненных мужей. Шествие возглавляла юная герцогиня Гвельфская, и Конраду ничего не оставалось, как завершить дело миром.
Закадровый текст — Владимир Машков.
Великий Инка
Когда-то, давным-давно, жили инки. Они не знали денег, а из золота делали только то, что им нравилось — бабочек, лягушек, улиток. И когда приплыли испанцы, они вышли навстречу и радовались. И Великий Инка подарил чужеземцам своих бабочек, лягушек, улиток, а испанцы переплавили их в кирпичи. В день своей казни Великий Инка простил испанцев, ведь они родились там, где нет ничего прекрасней золотого кирпича.
Иван IV Грозный
Тьма над нами. Тьма!
Царь Иван Грозный оглашает перед собравшейся толпой народа: «Бояре расхитили казну земли русской! Воеводы не хотят быть защитниками христиан! Отдали Русь на растерзание Литве, ханам, немцам! Каждый думает о своём богатстве, забыв об Отечестве! А посему, повинуясь великой жалости сердца, беру снова государства свои и буду владеть ими самодержавно!»
Раздаётся крик из толпы: «А на каких условиях?!» Все смотрят на кричавшего, он повторяет тише, пожимая плечами: «На каких условиях?» Иван Грозный, уходя, говорит: «После узнаете…» По снегу волокут окровавленное бездыханное тело вопрошавшего.
Дмитрий Донской.
«Они никогда не побеждали монгол. И отцы их никогда не побеждали монгол. И деды их никогда не побеждали монгол. И они знали, что победить монгол нельзя…»
Русские воины стоят на Куликовом поле[6], ожидая атаки противника. Один испуганный ополченец убегает, но, увидев Дмитрия Донского, останавливается. Дмитрий отдаёт ему свой шлем. Русские воины начинают атаку, Дмитрий идет впереди всех, как простой воин.
Закадровый текст — Владимир Машков.
Чингисхан и Угэдэй.
Однажды отец спросил своих сыновей:
— В чём самое большое наслаждение для человека?
— Охотиться с беркутом, — ответил старший.
— Быть богатым, — ответил средний.
И только самый младший из них Угэдэй сказал то, что так хотел слышать отец: «Заботиться об отечестве — вот самое большое наслаждение для человека». И не солгал Угэдэй, будущий правитель Монголии, потому что именно так жил великий отец его Чингисхан.
Закадровый текст — Владимир Машков.
Николай I.
В Париже поставлен спектакль, некоторым образом порочащий честь императрицы Екатерины, её внук Николай I обещает императору Франции[7] послать миллион зрителей в серых шинелях, которые смогут освистать это представление… некоторым образом. Спектакль закрывают.
В роли Николая I — Виктор Вержбицкий.
Ян III Собеский.
Летним утром 1693 года некогда освободивший Европу от турок польский король Ян Собеский играл в шахматы. Противником его был диковинный автомат, который обыгрывал любопытных на базарах Кракова. Собеский проигрывал.
— Ещё раз! — сказал король и бросил на кон табакерку.
— Требуется смазать, Ваше Величество, — запротестовал владелец автомата.
— Мажь!
Но и эту партию он проиграл. Разозлившись, Собеский швырнул на стол табакерку и пошёл прочь, и тут случилось невероятное — автомат чихнул. Негодуя, проигравший король сорвал с автомата железную крышку и увидел под ней человека:
— Помилуйте, Ваше Величество, инвалида, оставившего ноги на полях сражений за отечество наше!
— Поклянитесь, что никто не узнает о случившемся здесь! Иначе мы лишим последнего куска хлеба защитников наших, — сказал король своим придворным, отпустив владельца «автомата» и шахматиста-инвалида.
И маленькая добавка : ролик Наполеон и барабан
«Звезду Суворову!»: исторические ляпы в главных хитах Бекмамбетова
«До первой звезды нельзя — Звезду Суворову!» или «И поднимал он тяжёлые камни. И говорил с ними» — одни из первых отечественных мемов, появившихся до того, как мы узнали слово «мем». Обычно рекламу не любят, но ролики банка «Империал» ждали с нетерпением. Насколько их сюжеты соответствовали реальности? Сейчас расскажем!
В 90-е годы рекламу на отечественном телевидении смотреть было просто невозможно. Там крутили плохо переозвученные западные ролики (с далёкими от нас реалиями и рассинхроном звука и изображения), а также аляповатые творения первых отечественных креативщиков.
На их фоне масштабные дорогие ролики банка «Империал» смотрелись пришельцами из другой реальности. Мини-фильмами, по уровню не уступавшими тогдашним сериалам, но никак не рекламой. Для режиссёра Тимура Бекмамбетова они в некотором роде стали билетом в мир большого кино.
Правда, с точки зрения историчности, эти ролики смотрятся уже не так блестяще.
«Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?».Этот великий полководец при всём своём желании никак не мог покорить Парфянское царство. Оно возникло спустя семьдесят с лишним лет после его смерти, в III веке до н. э.
Македонский завоевал державу Ахеменидов, где Парфия была лишь одной из сатрапий (административных единиц). И Индия ему не покорилась — Александр смог завоевать лишь небольшую часть её. Позже в войнах с Парфией несколько раз ломали зубы римские полководцы.
Факт сожжения Персеполя гетерой Таис мы все знаем. Сожгли персидский город из мести за Афины по пьянке. А вот так, чтобы добычу и целенаправленно? Увы.
И да, в ролике панцири и шлемы македонских воинов также имеют очень отдалённое отношение к историческим.
Тут представлена несколько странная картина завоевания империи инков конкистадорами. Индейцы показаны как такие — ути-пути — наивные дети, либо тихие обитатели сумасшедшего дома.
В реальной же истории первых испанцев, которых встретили инки, Атауальпа (наместник провинции инков Кито) приказал принести в жертву. А своих бабочек и прочих мимимишных зверушек из драгметаллов он подарил испанцам только в качестве выкупа. Самого большого выкупа в мировой истории: около шести тонн золота и двенадцати тонн серебра. Золотые кирпичи, в которые испанцы переплавили украшения, в ролике очень напоминают современные банковские слитки.
Возможно, ролик отражает мечту владельцев банка — чтобы лохи отдали им все свои сбережения. А потом простили.
На верфях Плещеева озера при Петре I действительно построили потешный флот. В его составе были даже два фрегата. Только вот корабли, построенные на этой верфи, волоком к Белому морю никто не тащил. Все они остались в Переяславле (сейчас — Ярославская область), тихо гнили, а позже погибли в большом пожаре 1783 года. Огонь тогда уничтожил не только остатки флота, но и часть города.
Сохранился ботик Петра «Фортуна», он сейчас находится в музее Переславля-Залесского. А «дедушкой русского флота» считается судно «Святой Николай», которое Пётр нашёл в Измайлове. Сейчас этот ботик хранится в Санкт-Петербурге. Вот его, возможно, англичане и привезли в подарок отцу будущего императора, царю Алексею Михайловичу.
К Ивану Грозному точно ни один из этих ботиков никакого отношения не имеет.
Против факта не попрёшь. Лондонский метрополитен открыли в 1863 году. К сожалению для авторов ролика, Александр II не захотел тянуть ещё два года с освобождением крепостных крестьян, чтобы приурочить это событие к его открытию. Крепостное право в России было отменено в 1861 году.
Конрад III не был императором, а имел титул короля Германии (который слился с императорским только спустя столетия). Доспехи на всех участниках ролика обгоняют своё время на триста лет. Если закрыть на эти факты глаза, то остальное имеет под собой твёрдую мифическую основу.
Легенда о «верных жёнах Вайнсберга» — одно из самым популярных немецких сказаний. Хотя утверждать, как оно там было на самом деле, невозможно. Впрочем, разнообразные, порой довольно странные условия и обстоятельства сдач крепостей и городов встречались сплошь и рядом.
Римский император Нерон действительно считал себя превосходным исполнителем, актёром, драматургом и поэтом. Он с радостью выступал на публике с многочасовыми представлениями и принимал участие во всех проводимых творческих состязаниях. В каждом из которых, естественно, одерживал блистательные победы. Из-за него «изящные искусства» даже ввели в программу Олимпийских игр 67 года (которые ради императора сдвинули на год). Разумеется, он побеждал во всех дисциплинах, в которых принимал участие. Даже в гонке на колесницах, в которой не смог финишировать, вылетев с трассы.
По легенде его последними словами перед самоубийством (чтобы не попасть в руки мятежным военным) были: «Какой великий артист погибает!»
«Они никогда не побеждали монгол. И отцы их никогда не побеждали монгол. И деды их никогда не побеждали монгол. И они знали, что победить монгол нельзя…» Это описание Куликовской битвы — более чем странное не только с точки зрения грамматики.
К 1380 году русские князья уже не раз наносили серьёзные поражения всё более погружающейся в междоусобицы Орде. Всего за два года до событий на Куликовом поле ордынцев разгромили в битве на реке Воже. В 1367 году их разбили нижегородско-суздальские полки на реке Пьяне, а в 1365 монголы были биты рязанцами у Шишевского леса. В 1362 литовский князь Ольгерд разбил их в битве на Синих водах (о чём в русских княжествах было прекрасно известно).
Так что к 1380 году выросло уже целое поколение, для которого борьба с монголами была всё ещё крайне трудным, но уже совершенно точно не безнадёжным делом.
Князь [А. Н.] Голицын рассказал, что однажды Суворов был приглашен к обеду во дворец. Занятый одним разговором, он не касался ни одного блюда. Заметив это, Екатерина спрашивает его о причине.
— Он у нас, матушка-государыня, великий постник — отвечает за Суворова Потемкин,— ведь сегодня сочельник, он до звезды есть не будет.
Императрица, подозвав пажа, пошептала ему что-то на ухо; паж уходит и чрез минуту возвращается с небольшим футляром, а в нем находилась бриллиантовая орденская звезда, которую императрица вручила Суворову, прибавя, что теперь уже он может разделить с нею трапезу.
Ролики банка «Империал» — пусть и не очень достоверные — были одним из ярчайших явлений своей эпохи. А очень и очень многие, кто залипал на них перед телевизором, потом двинулись узнавать — так о чём, чёрт побери, там вообще шла речь. И открывали для себя удивительный мир истории.
А Бекмамбетов на историческую тематику так ничего лучше и не снял. #.
Реклама с суворовым до первой звезды нельзя
Начиная с 1992 года на нашем телевидении в течение шести лет с успехом шли рекламные ролики банка «Империал». Банка давно уже нет, а мы до сих пор помним графа Суворова («Пост, матушка, до первой звезды нельзя») или Людовика XIV («Точность – вежливость королей»). Все 18 роликов «Империала», что вышли тогда на экраны, давно уже изучают студенты на факультетах рекламы.
Годы замечательной жизни
Для рекламной кампании банка пригласили тогда еще неизвестного режиссёра Тимура Бекмамбетова, который позже прославился своими «Дозорами» — «Дневным» и «Ночным», продолжением «Иронии судьбы» и «Ёлками».
«К тому времени я снял свой первый фильм – «Пешаварский вальс», — вспоминает Тимур, — и понял, что кино никому не нужно. Фильм ездил на фестивали, получал призы, но люди его не видели: в кинотеатрах размещались мебельные салоны и магазины запчастей. Зато по телевизору стали показывать рекламу, которая снималась без правил: делай что хочешь. Ну, конечно, мы в рекламе подрабатывали.
И вот однажды, талантливый копирайтер Володя Перепёлкин предложил мне сценарии трёх роликов со слоганом «Точность – вежливость королей». А потом я познакомился с президентом банка «Империал» Сергеем Родионовым. И понял, что ему важно не просто рекламировать банк, он хочет быть меценатом такого вида искусства как рекламный ролик. Я спросил его: « А почему ты кино не снимаешь?» — «А как его потом люди увидят?».
С роликами было понятнее: их можно было показать по телевизору. Тогда я расширил концепцию: появилась «Всемирная история». А дальше были годы замечательной жизни. Мы искали сюжеты: например, историк Кирилл Зубков, консультант, познакомил нас с докторами наук из Историко-архивного института. Они рассказывали много историй».
До первой звезды
Сейчас никто уже точно не помнит, кто придумал сюжет о постящемся графе Суворове, но легенда гласит, будто эту историю напомнили Бекмамбетову игроки одесской команды КВН. Однако некоторые знатоки утверждают, что в ролике есть нестыковка: известно, что Александру Васильевичу присвоили титул графа в 1789 году, за победу при Рымнике. А свою первую звезду – орден Святого Георгия II степени – он получил намного раньше, в 1773-м.
Александра Суворова сыграл артист и мультипликатор Иван Уфимцев – это он в своё время работал над известным мультфильмом «38 попугаев». К сожалению, несколько лет назад Иван Васильевич ушел из жизни.
«Пожалуй, грим Суворова был самым сложным, хотя я делала его за двадцать минут, — смеётся, вспоминая работу с Уфимцевым, художник-гримёр Людмила Раужина. – В то время ведь трудно было с материалом для пластического грима. Я сама придумала такую специальную смесь, которая, когда застывает, имитирует человеческую кожу. Латекс в этом плане смотрится на экране неестественно. Так вот, на лоб Уфимцева-Суворова я надевала эту пластику, на голову – паричок. Парики для всех роликов использовала из своей личной коллекции, я ведь много лет в кино работаю. Тимур Бекмамбетов утверждал Ивана Уфимцева уже загримированным. И вот артист заканчивает съёмку, переодевается и появляется на площадке, чтобы за камерой подыграть Екатерине II. Тимур не обращает на него внимания. Через какое-то время сердится: «Ну где же этот артист?» Мы показываем на сидящего тут же Ивана Васильевича. Тимур был удивлён: не узнал.
Мы, конечно, старались искать похожие типажи, гримировали их, сверяясь с портретами. Но иногда помогали операторы. Например, в роли Петра I снимался молодой парень – студень ВГИКа. Он в жизни и не похож на Петра. Загримировали его – более-менее похож стал. Но оператор специально снимал с таких ракурсов, чтобы добиться еще большего сходства».
«Костюмы не отдадим»
В историях о Петре I и Тамерлане за кадром звучит голос самого Иннокентия Смоктуновского. В то время повальной безработицы реклама была для артистов хорошим подспорьем.
«Однажды я услышал в Казахстане от своего друга по институту Тимура Кабулова: «Знаешь, Тамерлан собирал камни». Так и придумали сюжет», признаётся режиссёр.
На роль массовки через местного председателя колхоза пригласили несколько сотен кочевников – со своими овцами и верблюдами. Всех нарядили в костюмы. Поскольку кочевникам надо было срочно возвращаться на свои стойбища, решили снимать одним дублем. После того как те проскакали перед камерой, их пытались остановить, чтобы вернуть костюмы. Но в ответ костюмеры услышали: «Эт костумы наш продэд! Нэ отдадим!» И массовка ускакала в горы.
Во время работы Тимур Бекмамбетов впервые использовал компьютерную графику – кадрах, где далеко в степи идут воины.
Не совсем удобно
Графика была использована еще в двух роликах – в «Иване Грозном» пририсовали толпу. Кстати, сюжет об Иване Грозном, где звучали слова «Бояре расхитили казну», показали в эфире всего несколько раз, а потом запретили. Дело в то, что тогда проходили выборы в парламент. Применили и в ролике о Чингисхане: чтобы не было видно склеек, добавили размытости – марево от огня. Кстати, в этом ролике за кадром звучит голос Владимира Машкова. Также мы можем услышать его и в видео о Дмитрии Донском. Кстати, говорят, что Владимир Машков на озвучании отказался говорить по сценарию «Они никогда не побеждали монголов» — и настоял на неправильном варианте: «Они никогда не побеждали монгол». Аргументировал: «Если мы говорим «победить татар» — значит, надо говорить «победить монгол». В ролик вошёл вариант, на котором настаивал актёр.
Сюжет о Дмитрии Донском снимали в подмосковной деревне Алабино. «Помню, было не совсем удобно, — вспоминает исполнитель роли князя артист Сергей Греков. – Во-первых, на мне была тяжёлая кольчуга, ещё подумал тогда: это какими здоровыми были богатыри, чтобы в таких кольчугах двигаться и сражаться. Во-вторых, шёл дождь и мой плащ стал мокрым и тяжелым. Я сел на коня, поскакал, но из-за тяжести плаща свалился. Хотя в седле держаться умел. А атмосферу на съёмках вспоминаю с благодарностью. Было всё очень интересно и по-доброму. Тимур – профессионал, умеет работать и с отдельными артистами и с большой массовкой.
Брут ждет Цезаря
Большая массовка участвовала во многих роликах банка «Империал». Например, в сюжете о Цезаре снимались полторы тысячи человек. Помните, когда собрание ждёт знаменитого полководца, а он чуть не опоздал, потому что на плащ упал бюст?
«Когда меня позвали в эту рекламу, я поначалу отказался, — вспоминает актёр Анатолий Калмыков. – Мне было некогда, в день съёмок я уезжал на гастроли. Но всё же приехал на «Мосфильм», а в те годы там царил ужас, сплошные склады с чаем и мотоциклами, — познакомился с Тимуром. Он мне просто поставил задачу: ты – Брут и ждёшь Цезаря, который опаздывает. И всё. Надели на меня тунику, венок на голову и провели в павильон номер один. Он самый большой на «Мосфильме», именно там снималась знаменитая сцена бала из фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука. Там установили уникальные декорации древнеримского форума, и всё это для минутного ролика, — так профессионально работает Тимур Бекмамбетов. Я, как бывший клоун, сразу начал импровизировать. К тому же спешил, боялся опоздать на самолёт. То как будто бы на часы смотрю на руке (хотя, понятное дело, в Древнем Риме таких часов не было), то папироску у соседа одалживаю – но этот кадр в ролик не включили. Быстро отснялся и убежал в аэропорт».
В этом ролике особо придирчивые зрители тоже обнаружили ошибку. Как гласит история, только Цезарь имел право носить венец, который был редкой наградой, и он охотно им пользовался, чтобы скрыть плешь. В ролике мы видим противоположное: все сенаторы в венцах, а Цезарь – без.
Анатолий Калмыков продолжает: «Тимур Бекмамбетов приглашал меня ещё и в ролик об Александре Македонском – сыграть воина, который долго не может снять перстень. Но по срокам я не смог. Если посмотрите ролик, то увидите, что взяли артистом, очень похожего на меня».
Интереснейшая наука
«Ролик про Александра Македонского снимали на «Мосфильме», — рассказывает Людмила Раужина. – В кадре рядом с большой черепахой лежит седой Диоген. Вокруг – райский сад. Появляется Александр, и Диоген ему говорит: «Отойди, ты заслоняешь мне солнце». Ну и дальше по сюжету. Вдруг на следующий день мы узнаём, что подобный ролик только что сняли для другой рекламы: там тоже Македонский, и Диоген говорит те же слова про солнце! Всем стало обидно: но как так получилось? Непонятно. А только пришлось придумывать новый сюжет и срочно всё переснимать».
Македонского в рекламе сыграл артист Виктор Вержбицкий. Он же изобразил императора Николая I и короля Людовика XIV. «С Тимуром мы вместе учились в Ташкенте в театральном институте. Только я на артиста, а он – на театрального художника, — рассказывает Виктор Александрович. – Ещё мы там ставили этюды, отрывки из спектаклей. Тимур уехал в Москву раньше, я попозже. Я счастлив, что работал в этих коротких роликах банка «Империал», мы снимали их как настоящее кино. В минутном ролике сыграть целый характер и судьбу – сложно, но крайне интересно. После той рекламы я много играл исторических персонажей. Люблю костюмные роли – в них чувствуется эпоха. Костюм учит держать осанку, вырабатывает походку. К примеру, высокий, вышитый золотом жёсткий воротник сделан так, что при всём желании голову не опустишь. Мундир всегда делается по талии: согнёшься – сразу чувствуешь плотный шов. Это дисциплинирует. Если сапоги со шпорами, значит, при ходьбе ты не можешь близко держать ноги, иначе шпоры начнут цокать. Если твой герой – военный царской эпохи, при нём обязательно шпага. С ней не откинешься в расслабленной позе, не сядешь, согнувшись. Все эти костюмные нюансы – интереснейшая наука, которую мне нравится изучать.
Надо заметить, что несколько лет спустя Вержбицкий снова сыграл Николая I в популярном сериале «Бедная Настя».
Еще увидим
По словам Тимура Бекмамбетова, в бюджете он не был ограничен. «Президент «Империала» Сергей Родионов, как человек умный, выбрал правильную политику: доверять бюджет режиссёру, — признаётся Бекмамбетов.- И это оказалось самым рациональным подходом. Я вынужден был сам себя ограничивать: ведь если к тебе относятся по-человечески, то искренне хочется не злоупотреблять доверием. Бюджеты были немаленькие, но не то чтобы невиданные».
С годами бюджет менялся, как и курс доллара. Если первые ролики стоили 7 тысяч долларов, то последние – уже по 200-250 тысяч. Художник Наталья Дзюбенко делала всё возможное, чтобы сэкономить на костюмах, но при этом выполнить поставленную задачу.
«Поскольку экономили деньги и всё надо было делать быстро, мы проявляли смекалку – признаётся Наталья. – Шли даже на «преступления». Например, брали на киностудии «Мосфильм» несколько платьев и делали из них одного. После съёмок снова перешивали и сдавали в том виде, в каком брали. Меня часто спрашивают: над каким роликом или костюмом сложнее всего было работать? Не могу сказать. Когда интересно, то сложности даже привлекают и вовсе не чувствуются. Поехали в Прагу на съёмки ролика про Конрада III: помните, где женщины выносят на себе раненых рыцарей? Продюсеры нам сказали: берите поменьше костюмов, найдём на месте. Но на всякий случай мы всё-таки набрали разных тряпочек, ещё каких-то вещей. Да, В Праге мы нашли хорошие костюмы, но у них всё такое начищенное, по задумке герои должны быть «полуразрушенные»: война же. Рыцарские доспехи, которые там арендовали, мазали грязью, старили. А костюм для княгини сшили за ночь в гостинице из мешковины, которую привезли с собой.
Помню съёмки про Наполеона. На киностудии нашли какие-то старые костюмы французских генералов. Они были в таком ужасном виде! Поэтому что-то похожее шили сами, а потом, на съёмках, старались скрыть огрехи при помощи каких-то складочек, перьев, развевающегося плаща. Где-то снежком припорошили. Как могли, старались сделать, чтобы было похоже на французскую армию. Что интересно, лет через пятнадцать я работала на одной исторической картине, и там были консультанты по военным костюмам французской армии. Я их что-то спрашиваю, а они: «Ну что вы спрашиваете? Вот посмотрите ролик банка «Империал» про Наполеона, вот там сразу видно – французская армия!» И мне приятно, что люди помнят и ставят в пример нашу работу».
Режиссёр Тимур Бекмамбетов признаётся, что есть несколько историй, которые до сих пор не сняты. Например: «Однажды в Китае взошло девять солнц, и случилось великое несчастье. И никто не знал, когда ночь, когда день, когда сеять, когда жать, когда зима, когда лето. Наступил великий хаос, народ бедствовал. Тогда император взял лук и сбил восемь солнц. С тех пор в Китае только одно солнце и только один император».
И хотя банк «Империал» прогорел ещё в конце 1990-х, вполне возможно, что в рекламных блоках ТВ мы еще увидим новые творения про королей и императоров.
Дмитрий Степанов, Общероссийская газета «Моя Семья»,
www.moya-semya.ru
Справка из Википедии:
Ролики завоевывали многочисленные призы на фестивалях рекламы. Среди премий — «Золотое яблоко» на Московском международном фестивале рекламы (ММФР) в 1992, 1994, 1995 и 1996 годах, Золотая медаль Международного кинофестиваля в Хьюстоне в 1995 году и др.
Банк в 1998 году был лишён лицензии, после долгих судебных разбирательств её удалось вернуть, но в 2005 году банк был признан банкротом.
Одним из дочерних банков «Империала» являлся банк «Славянский», причём председателем совета директоров этого банка был Сергей Родионов, бывший председатель правления «Империала». Неудивительно, что спустя некоторое время после окончания рекламной кампании банка «Империал» некоторые его ролики были использованы банком «Славянский» (в частности, про Петра I и Наполеона). Кроме того, Бекмамбетов снял для «Славянского» целую серию других рекламных роликов со стихами знаменитых отечественных поэтов (Есенина, Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Блока).