пусть аллах примет ваш мавлид и садака
Правда ли, что лучшее садака – это то, которое дано родственникам?
Всевышний Аллах предписал своим рабам давать садака во благо сохранения общества и сохранения и очищения их имущества. В зависимости от намерения подающего от способа подачи, формы милостыни и её эффективности, а также в зависимости от получателей подающий получает за садака награду.
Каждый мусульманин, подавая милостыню нуждающимся, желает посредством этого приблизиться к Всевышнему Аллаху. Подавать милостыню лучше всего скрытно – доводя её до нуждающихся таким образом, чтобы об этом никто не узнал.
Садака заключает в себе огромную пользу для человека и всего общества. Милостыня воспитывает в людях дух братства, взаимовыручки и взаимопомощи. Подача милостыни в этом мире принесёт верующему большую пользу в мире вечном, ведь в День воскрешения Создатель укроет в тени в числе прочих и тех, кто подавал милостыню.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
سبعةٌ يظلّهم الله في ظلّه يومَ لا ظلَّ إلا ظلٌّه: وَرَجُلٌ تَصَدَّقَ أَخْفَى حَتَّى لاَ تَعْلَمَ شِمَالُهُ مَا تُنْفِقُ يَمِينُهُ
«Семерых укроет Всевышний Аллах в тени Своей (то есть в тени Своего Арша) в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его Арша … кто подаёт милостыню настолько тайно, что его левая рука не ведает, сколько тратит правая». (Бухари, 660; Муслим, 1031; Тирмизи, 2391; Ан-Насаи, 8/222; Ибн Хиббан, 4486)
Как было упомянуто выше, награда за садака зависит и от пути его расходования. Что же касается раздачи милостыни родственникам, то общеизвестно, что подающий получает за это две награды – за садака и за укрепление родственных уз. Поэтому садака, которое дано родственникам, лучше милостыни, которая подаётся кому-то другому.
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ الصَّدَقَةَ عَلَى ذِي قَرَابَةٍ يُضَعَّفُ أَجْرُهَا مَرَّتَيْنِ
«Поистине, за милостыню (садака) родственникам вознаграждение удваивается». (Табарани; «Аль-Му‘джам Аль-Кабир», 7834)
Также от ‘Амра бин аль-Хариса (да будет доволен им Аллах) передаётся:
وَكَانَتْ زَيْنَبُ تُنْفِقُ عَلَى عَبْدِ اللَّهِ، وَأَيْتَامٍ فِي حَجْرِهَا، قَالَ: فَقَالَتْ لِعَبْدِ اللَّهِ: سَلْ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَيَجْزِي عَنِّي أَنْ أُنْفِقَ عَلَيْكَ وَعَلَى أَيْتَامٍ فِي حَجْرِي مِنَ الصَّدَقَةِ؟ فَقَالَ: سَلِي أَنْتِ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ، فَانْطَلَقْتُ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَوَجَدْتُ امْرَأَةً مِنَ الأَنْصَارِ عَلَى البَابِ، حَاجَتُهَا مِثْلُ حَاجَتِي، فَمَرَّ عَلَيْنَا بِلاَلٌ، فَقُلْنَا: سَلِ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَيَجْزِي عَنِّي أَنْ أُنْفِقَ عَلَى زَوْجِي، وَأَيْتَامٍ لِي فِي حَجْرِي؟ وَقُلْنَا: لاَ تُخْبِرْ بِنَا، فَدَخَلَ فَسَأَلَهُ، فَقَالَ: «مَنْ هُمَا؟» قَالَ: زَيْنَبُ، قَالَ: «أَيُّ الزَّيَانِبِ؟» قَالَ: امْرَأَةُ عَبْدِ اللَّهِ، قَالَ: «نَعَمْ، لَهَا أَجْرَانِ، أَجْرُ القَرَابَةِ وَأَجْرُ الصَّدَقَةِ
«Зайнаб, жена ‘Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен ими обоими Аллах) расходовала свои средства на ‘Абдуллаха и сирот, находившихся на её попечении, и однажды она сказала ‘Абдуллаху:
Учитывая блага, которые заключаются в милостыне, которую человек даёт родственникам, Посланник Аллаха ﷺ побуждал своих сподвижников (да будет доволен ими всеми Аллах) давать садака своим родным и близким.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что когда был ниспослан 92 аят суры Али ‘Имран, Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал:
«О Посланник Аллаха, поистине, Всевышний Аллах ниспослал следующие слова: “Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите…”, а самым любимым из моего имущества для меня является “Байрухаъ” ( сад финиковых деревьев), так пусть же она станет милостыней (садака) ради Аллаха. И я надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе “запас” у Аллаха. Используй её, о Посланник Аллаха, по своему усмотрению».
На это Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким».
Абу Тальха сказал: «Я так и сделаю, о Посланник Аллаха», — а потом он разделил садака между своими родственниками и сыновьями своего дяди. (Бухари, 5611; Муслим, 998)
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн Аль-Хаджадж», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«В этом хадисе помимо других полезных наставлений содержится указание на то, что милостыню предпочтительнее давать родственникам, чем чужим людям, если родственники являются нуждающимися».
Также имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ Шарх Аль-Мухаззаб» пишет следующее:
«Большие учёные нашего мазхаба (асхаб) сказали: «В вопросе о желательности раздачи садака среди родственников и предпочтении их чужим людям не имеет значения, является этот родственник одним из тех, кого подающий милостыню обязан обеспечивать, или не является«. Более того, Аль-Багави сказал, что дать садака родственнику, которого подающий человек обязан содержать, предпочтительнее, чем подать милостыню чужому человеку.
От Салмана ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
الصَّدَقَةُ عَلَى الْمِسْكِينِ صَدَقَةٌ وَهِيَ عَلَى ذِي الرَّحِمِ اثْنَتَانِ: صَدَقَةٌ وَصِلَةٌ
«Садака, поданное бедному человеку, засчитывается как одно садака, а садака родственнику – это две милостыни: садака и укрепление родственных уз». (Ан-Насаи, 2374; Ибн Хиббан, 3344)
Аль-Манави в своей книге «Файз аль-кадир», комментируя этот хадис, пишет следующее:
«В этом хадисе имеется побуждение давать милостыню родственникам и говорится о желательности предпочтения их чужим людям, такая ситуация возникает в большинстве случаев, но иногда обстоятельства требуют поступать наоборот.
Поэтому Ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни в своей книге «Фатх Аль-Бари», также комментируя этот хадис, пишет: «Из этого правила не следует, что подарок родственнику безусловно лучше, ибо может быть так, что другой бедняк более нуждается»».
Исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что садака, которое даётся родственникам, является одной из лучших форм милостыни, за которую верующему воздастся как минимум двойная награда.
Однако могут быть случаи, когда родственники не нуждаются в этом, и в таких случаях для человека предпочтительнее отдать садака нуждающимся, не являющимся ему родственниками. Однако такие и подобные ситуации можно посчитать исключением из общего правила.
Да примет Всевышний Аллах наши садака!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Садака – ступени Рая
Самое большое различие между победителем и лузером не в масштабе таланта, оно в том, готов ты или нет сделать всё возможное, чтобы воспользоваться дарованным шансом, или же позволишь ему ускользнуть. (Гинтама)
Приквел
2090 год. На Земле господствует Шариат, и мир прибывает в состоянии процветания. Войны давно прекратились, а нечестие и вероломство полностью искоренены. Неимущих практически не осталось, и люди соревнуются друг с другом не в добыче богатств, а в совершении богоугодных дел.
Теперь, чтобы сделать пожертвование, люди становятся в очередь и ждут возможности оказать кому-то помощь и тем самым заслужить довольство Аллаха. Жители Земли боятся, что могут не успеть хотя бы раз в своей жизни дать садака и подняться уровень ваше перед Всевышним.
Человек переживает о том, что по своей халатности может упустить шанс всей своей жизни и постоянно об этом думает. Его начинают мучить угрызения совести, и ничто мирское не способно отвлечь его от этих дум.
Он начинает искать знакомых, которые могли бы помочь ему найти мискина в других странах. Человек, не раздумывая, отправится туда, если это будет необходимо, ведь на кону стоит очень многое – возможность кому-то помочь.
Реальность
Нет, это был не трейлер из сиквела нашумевших «Мстителей» и даже не разгул моего воспалённого разума – это всего лишь описание того, что, возможно, будет происходить во время правления имама Махди. Об этом сказано в книгах, и коли наши потомки до этого доживут, то это будет просто отпад.
Мы же, к сожалению, живём в диаметрально противоположной плоскости, где алимы то и дело напоминают нам о том, какое гигантское воздаяние ожидает того, кто даёт садака. Чем же особенна милостыня?
Всевышний Аллах в Своей книге сказал:
وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ
Как известно, в Судный день перед нашим взором предстанет истинное положение вещей и то, как многое мы упустили. Если вдуматься, то даже сегодня не каждый человек имеет возможность совершать благие деяния и получать за это вознаграждение, как того хотелось бы. Именно поэтому так важно вовремя использовать возможность оказать кому-то помощь.
Как этого добиться? Адекватное размышление и постоянный анализ собственных поступков неизбежно натолкнёт любого из нас на мысль о скоротечности жизни. Понимая это, мы будем прилагать гораздо больше усилий, чтобы наши благие деяния в Судный день перевесили наши грехи. А садака – как раз один из самых мощных способов искупить собственные грехи и заслужить прощение.
Согласитесь, что не воспользоваться этой возможностью – просто преступление века, друзья мои. От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся:
انْتَهَيْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ فِي ظِلِّ الكَعْبَةِ، يَقُولُ: «هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ، هُمُ الأَخْسَرُونَ وَرَبِّ الكَعْبَةِ» قُلْتُ: مَا شَأْنِي أَيُرَى فِيَّ شَيْءٌ، مَا شَأْنِي؟ فَجَلَسْتُ إِلَيْهِ وَهُوَ يَقُولُ، فَمَا اسْتَطَعْتُ أَنْ أَسْكُتَ، وَتَغَشَّانِي مَا شَاءَ اللَّهُ، فَقُلْتُ: مَنْ هُمْ بِأَبِي أَنْتَ وَأُمِّي يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: «الأَكْثَرُونَ أَمْوَالًا، إِلَّا مَنْ قَالَ هَكَذَا، وَهَكَذَا، وَهَكَذَا »
Качество садака
Любимец Аллаха ﷺ в хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сказал:
يأتي على الناس زمان لا يبالي المرء ما أخذ منه، أمن الحلال أم الحرام
«Настанет для людей такое время, когда человек перестанет заботиться о том, дозволенным или запретным является то имущество, которое он станет приобретать». (Бухари)
Учитывая, что мы максимально близко приблизились к такому времени, думаю, не лишним будет напомнить, что важным условием садака является то, чтобы потраченные на него средства были заработаны дозволенным путем.
Если человек, к примеру, содержит притон или берёт джек-пот в букмекерских конторах, а потом из этих денег «отстёгивает» на благотворительность, то едва ли получит от этого ожидаемую пользу.
Проще говоря, чтобы наша помощь брату по вере принесла ему баракат, необходимо чтобы она была «хяляльной». Это, так сказать, фундаментальные основы, о которых нельзя не знать.
Садака как защита
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلانِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ
(смысл): «Тем, кто расходует своё имущество ночью и днём, тайно и явно, уготована награда их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Аль-Бакара»: 274).
Нет сомнения в том, что поданная искренне милостыня поможет нам защитится от огня Ада. Пророк Мухаммад в одном из своих хадисов, который передаёт Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), сказал:
السَّخِيُّ قَرِيبٌ مِنَ اللَّهِ قَرِيبٌ مِنَ الجَنَّةِ قَرِيبٌ مِنَ النَّاسِ بَعِيدٌ مِنَ النَّارِ، وَالبَخِيلُ بَعِيدٌ مِنَ اللَّهِ بَعِيدٌ مِنَ الجَنَّةِ بَعِيدٌ مِنَ النَّاسِ قَرِيبٌ مِنَ النَّارِ، وَالْجَاهِلُ السَّخِيُّ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ مِنْ عَابِدٍ بَخِيلٍ
«Щедрый человек близок к Аллаху, близок к Раю и людям и далёк от огня Ада. Скупой человек далёк от Аллаха, далёк от Рая и людей, близок к огню Ада! И невежественный, но щедрый человек любимее Всевышнему Аллаху, чем много поклоняющийся Ему скупец». (Тирмизи, 1961)
Примеры из жизни праведных
От Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах) приведено следующее.
Далее Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«После того как был ниспослан аят, в котором говорится (смысл): «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите. «, – Абу Тальха подошёл к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал:
«О Посланник Аллаха, поистине, Всевышний Аллах ниспослал тебе слова: «Не достигнете вы, о верующие, благочестия дел, которые ведут в Рай, пока не будете расходовать из того, что вы любите…«, а самым любимым из моего имущества для меня является роща Байрухаъ, так пусть же она станет милостыней (садакой) ради Аллаха. И я надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о Посланник Аллаха, как укажет тебе Аллах«. На это Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким«. Абу Тальха сказал: «Я так и сделаю, о Посланник Аллаха«, – а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди». (Бухари, Муслим)
Постскриптум
Вероятно, со смертью Пророка ﷺ и четырёх праведных халифов ушла целая эпоха «золотого» Ислама, и на этом месте люди не раз пытались воздвигнуть Вавилон со своим «Шариатом».
Различные идеологии, конституционные строи и взгляды на мир стали меняться со сверхзвуковой скоростью, постепенно выжигая из нас образ истинных мусульман. Возможно, поэтому нашим уважаемым алимам приходится изо дня в день напоминать нам о достоинстве братства, взаимопомощи и садака. По-иному до нас, к сожалению, не достучаться.
Так, в недалёком будущем мы придём к тому, что наши дети будут представлять собой бездушную биомассу с единственным желанием – потреблять. И это не пустое сравнение для красного словца, а печальная констатация очевидного. Однако, пока наше солнце не взошло с Запада, не все мосты ещё сожжены.
А это значит, что у нас есть пока возможность творить добро. И один из самых лучших вариантов это сделать – садака. Думаю, именно милостыня, данная от чистого сердца, способна помочь нам не проиграть сегодня последний бастион нашего имана в этом мире пластмассовых ценностей.
И поэтому, пока кто-то судорожно калькулирует призрачный куш, другие, отламывая от своего хлеба ломоть, делятся им с бедными. На этом испокон веков и держится мир: на добре, на сопереживании, на помощи.
На этом, друзья мои, я с вами прощаюсь, любите друг друга и до новых встреч!
Дорогие братья и сёстры!
Каждую пятницу с 13.00 до 14.00 в Мечети г. Хабаровска по адресу: Костромская 23 проводится коллективный намаз.
Лекции об исламе каждую субботу в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Луговая 10. оф 41 Тел: 8-924-303-8411 Всё бесплатно
Лекции об исламе каждую субботу в 10-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Луговая 10. Тел: 8-924-303-8411
Достоинство садака (милостыни)
Воистину, одной из величайших дверей блага, к которой призывает и побуждает шариат — это садакъа.
Всевышний Аллах сказал:
Аллах также сказал:
«Скажи: «Воистину, мой Господь увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает. Он возместит все, что бы вы ни израсходовали. Он — Наилучший из дарующих удел». Сура Саба 39 аят.
Всевышний также сказал:
«Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены». Сура аль-Бакъара 274 аят.
От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сын Адама! Расходуй (во благо), Я буду расходовать на тебя! Десница Аллаха полна и от трат ночи и дня в ней не уменьшается нисколько»
Это — обещание от Аллаха расходовать на того, кто расходует имущество на пути Аллаха, и Аллах не нарушает Свое обещание.
Приводится от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды я подошёл к находившемуся в тени Каабы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который повторял: «Они потерпят наибольший ущерб, клянусь Господом Каабы, они потерпят наибольший ущерб, клянусь Господом Каабы!» — и я сказал: «Что со мной? Неужели что-то не так во мне? Что со мной?» И я сел рядом с ним, а он всё продолжал повторять эти слова. Я был не в силах молчать, ибо охватило меня то, что было угодно Аллаху, и я спросил: «Кто они, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Обладающие большими богатствами, кроме тех, кто станет делать так, так и так, (расходуя) сзади и спереди, справа и слева, и их мало».
Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Из всех ансаров Абу Тальха владел в Медине наибольшим имуществом, а больше всего из того, что ему принадлежало, он любил находившуюся напротив мечети (рощу) Байруха, куда часто приходил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и где он пил хорошую воду».
Анас сказал: После того как был ниспослан аят (, в котором говорится): «Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите…», Абу Тальха подошёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха, поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: «Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите…», а больше всего из принадлежащего мне я люблю Байруху, так пусть же она станет садакъой (милостыней) ради Аллаха. Я надеюсь, что благодаря ей я обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о посланник Аллаха, как укажет тебе Аллах». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: «Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова, я считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким». Абу Тальха сказал: «Я сделаю это, о посланник Аллаха», а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди.
Ибн Къайим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, более любимым было давать милостыню, чем что-то получать, он чувствовал более сильную радость, когда давал милостыню. Он был щедрейшим человеком в благом, его правая рука была подобно ветру. Когда к нему приходил нуждающийся, он предпочитал его нужду своей, иногда в еде, иногда в одежде. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал давать садакъа, а так же призывал к этому своим словом и делом.
Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был самым щедрым среди людей, самым великодушным, и обладал самым добрым сердцем. Воистину, у садакъа и благих дел удивительное влияние на сердце».
Абу Хурайра сообщил, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота с (гору) Ухуд, если бы на третий год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга».
Когда Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, какая садакъа больше и значимее, он сказал: «Та, которую ты подаешь, будучи здоровым, скупым, боясь нищеты и желаешь богатства. Но не тяни! А иначе, когда (твой дух) достигнет глотки (когда ты будешь смертельно болен), ты дашь одному столько-то, второму столько-то, а им она, быть может, нужна уже не будет».
Из достоинств садакъа, то что если она была пожертвована из дозволенным способом заработанного имущества, была искренней ради Лика Аллаха, то Аллах примет ее Своей милостью, увеличит ее воздаяние в разы, ведь Аллах — Обладатель великого достоинства.
Абу Хурайра сообщил, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый раз, когда кто-либо подаст милостыней добротно приобретенный финик, Аллах возьмет его в Свою правую Руку и взрастит его, подобно тому, как кто-либо среди вас выращивает своих жеребят или иной приплод, пока тот не станет как гора или еще огромнее». И верующий человек придет в судный день и обнаружит, что у него благие деяния, подобные горам, и он возрадуется воздаянию Аллаха.
К достоинствам садакъа относится то, что она стирает грехи. От Муаза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Не направить ли мне тебя к дверям блага? Пост — щит, а садакъа гасит грехи, как вода тушит огонь».
Из достоинств садакъа то, что с ее помощью увеличивается имущество. Абу Хурайра передает от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказавшего: «Не оскудеет из-за милостыни богатство»
Кроме этого, садакъа приведет к тому, что в судный день верующий будет укрыт в тени. Передают со слов Абу Хурайры, от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказавшего: «Семерых Аллах укроет в Его тени в день, когда будет одна единственная тень — Его тень: …мужчина, поднесший милостыню тайком так, что его левая рука даже не знает, что израсходовала его правая рука…».
В Судный день ученый придет со своим знанием, муджахид — с джихадом, молящийся со своим намазом, постящийся со своим постом, а дающий садакъа придет со знанием, джихадом, намазом и постом, т.к. он печатал книги ученых в качестве вакъфа своим братьям-мусульманам, построил мечеть, в которой молятся мусульмане, помог муджахидам на пути Аллаха своим имуществом, кормил постящихся после поста из своего имущества, и он получит награду их всех. Это — милость Аллаха, которую Он дает тем, кому пожелает.
Также садакъа хорошо защищает раба от зла и бедствий. Ибн Къайим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Это широко известно, среди простых людей и специалистов. Все люди земли это подтверждают, потому что они лично испытали это. Даже если эта садакъа (милостыня) была от притеснителя или неверующего, Аллах защитит его посредством садакъа от бед и несчастий».
Одним из лучших видов садакъа является «садакъа джария», которая продолжается после смерти человека, как, например, рытье колодцев, строительство мечетей, печатание книг, поддержка кружков по заучиванию наизусть Священного Корана, благотворительные вакъуфные пожертвования для помощи бедным и т.д.
Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда человек умирает, то его деяние останавливаются, за
исключением трёх — кроме действующей милостыни — «садакъа джария», используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него».
Расходующему свое имущество в качестве садакъа нужно соблюдать следующее: быть искренним перед Аллахом в своей садакъа, избегать давать садакъа чем-то плохим из еды, одежды и пр., не проявлять скупость в том, что ему даровал Аллах или требовать обратно что-то из садакъа.
И хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех сподвижников.