приметы и суеверия в исламе
Мусульманские приметы и суеверия на все случаи жизни
Мусульманские приметы имеют влияние на верующих, если несут позитивный характер. Негативные предсказания принято игнорировать. Если это плохо получается, мусульмане обращаются к Творцу, чтобы он направил их на верный путь истины.
Простой талисман будет почаще напоминать о Творце
Можно ли мусульманам верить в приметы
Как известно, мусульманство не признает другого божества, тем более явления множества Богов, кроме единого Творца. Люди, подверженные более крепкой, глубокой вере, утверждают, что приметы выдуманы, в них нельзя верить. Тем не менее, среди восточного народа мусульманские приметы существуют и внушают страх или восхищение.
Люди едва ли не по всему земному шару с замиранием сердца смотрят на просыпанную соль, поскольку это примета, которая ссорит всех. Однако она берет свое начало из древних времен. Сотни лет назад вожди и главари разных племен и народов скрепляли тот или иной договор небольшим обрядом – они сыпали щепотку соли себе в рот, пользуясь одной солонкой. Считается, что именно тогда возникла мусульманская примета, что просыпанная приправа приведет к ссоре (или к расторжению контракта).
И все же мусульманские поверья имеют место на просторах современного мира, многие из них схожи с общемировыми. Черная кошка не к добру, и вообще «во всем виновата лестница у стены».
Речь о том, что большинство примет имеют свое начало, но с ходом времени их возникновение забылось, зато значение того или иного суеверия приобретало мистический характер. Здравый смысл верующего мусульманина подсказывает, что приметам верит тот, у кого низкая самооценка, ведь намного проще свою неудачу свалить на волю случая, судьбу, нежели на отсутствие ответственности или мастерства у себя.
Издревле считалось, что верующий мусульманин, который «предал дело из-за приметы» попросту доверился многобожию. Один из немногих сподвижников Пророка говорил, что нет на Земле добра, кроме добра Аллаха, так же, как и нет другого зла, кроме его кары. Искупление ложной веры принесет возобновление поклонения единому Творцу.
Мусульманские приметы на все случаи жизни
Во многом мусульманские приметы мало отличаются от христианских. Например, они также опасаются проходить под лестницей у стены, разбитых зеркал, рассыпанной соли.
Мусульманские приметы гласят, что, просыпаясь утром, встают с правой ноги. Домой входят правой ногой. Также поступают, приходя на работу, магазин, салон. Это способствует удаче и хорошему настроению.
Есть приметы для мужчин, у которых несколько жен. Он должен относиться к ним с одинаковым уважением. Передавать им в руки предметы или подарки одной рукой, но запрещается делать это разными. В целом, отношение, общение к каждой супруге не должно отличаться.
Молодой особе нельзя мерить обручальное кольцо мужчины – она будет несчастна в браке.
Нельзя передавать из рук в руки колющие предметы, их кладут на стол, на землю, на подоконник, куда угодно. Иначе быть большой ссоре, даже драке.
После захода солнца не стригут ногти, считается, что, поступая так, человек укорачивает себе жизнь. Также по мусульманским приметам не подметают вечером – вместе с сором уйдет удача и деньги. Не свистят ночью, чтобы не призвать зло.
Мусульманские поверья про 40 девушек предполагают противоречивую трактовку. С одной стороны, считается, что «познав многих», мужчина сможет лучше понять одну единственную. С другой – такой человек эгоистичен, пренебрегает чувствами, вряд ли отыщет свою судьбу.
Нередко можно услышать из уст восточной женщины, будто по мусульманским поверьям нужно поливать детской мочой больные места – ребенок чист физически и духовно, а такое действо ослабит и даже исцелит болевые ощущения.
Некоторые могут задаться вопросом, посещают ли мусульманские женщины мечеть, в ответ можно привести примету. Если у женщины сильно болит голова, ей нужно посетить мечеть, где платком или шарфом, что покрывает ее голову, провести по земле. Тогда боль, согласно мусульманским приметам, уйдет.
Женщины, которые ждут пополнения, должны как можно дольше скрывать от чужих людей факт беременности. Считается, что в этот период ее энергетика ослабевает, и она легко поддается сглазу. Эта мусульманская примета подходит под все веры.
Как избежать предсказанного в приметах
Мусульмане верят в то, что нужно отдавать предпочтение хорошим приметам, которые вселяют в душу надежду, улучшают настроение и самооценку. Плохие предсказания игнорируют либо защищаются от них амулетами и талисманами от сглаза и порчи. Чаще всего именно женщины носят кулоны, внутри которых спрятан листок с мусульманской молитвой, оберегающей слабое место женщины. Мусульмане руководствуются тем, что Творец – един, он тот, кто защитит, исцелит, оградит от зла. Поэтому ему читают молитвы и выражают почтение, особенно в моменты, когда сила воли подкашивается, а не верят в приметы.
Стены Храма вернут веру в добро
Заключение
Мусульманские приметы мало чем отличаются от христианских. Люди стараются руководствоваться здравым смыслом. Искать корень мусульманской приметы, объяснить ее, чтобы не бояться негативного значения. Примечательно, что им полагается верить в хорошие предзнаменования, если от этого становится легче жить. Но негатив стоит избегать, игнорировать.
Суеверия
Му‘авия однажды спросил у пророка Мухаммада: «Среди нас есть люди, которые принимают во внимание дурные предзнаменования [зависимы от них]». Пророк ответил: «Это то, что они чувствуют [по сложившейся в народе традиции обращают на них внимание, реагируют]. [Но] пусть это ни в коем случае не препятствует им [не сбивает верующего с намеченного курса]»[1]. То есть следует игнорировать дурные предзнаменования и продолжать свой путь, начатое дело. В противном случае — это очевидный грех пред Богом, ведь все происходящее находится в полной власти и управлении Господа, а не во власти примет и дурных предзнаменований[2].
Пророк Мухаммад говорил: «Нет плохим предзнаменованиям [в Исламе недопустимо следовать им и зависеть от них]! Лучшее — аль-фа’ль». У него уточнили: «А что это такое?» — «Это хорошее слово, которое слышите вы», — ответил Пророк[3]. Здесь имеются в виду слова, которые воодушевляют, поднимают настроение, подбадривают, а также все то, что предвещает хорошее, прекрасное от Бога[4] — ты уверен, что с Божьей помощью все завершится наилучшим образом, стараешься заметить знаки Свыше и воодушевленным движешься к очередной цели, несмотря на временные затруднения и сложности[5]. Пророк любил аль-фа’ль (слова или действия, вселяющие радость, воодушевление, уверенность)[6], ему нравилось это[7].
У пророка Мухаммада спросили однажды про приметы (суеверия, плохие предзнаменования), и он ответил: «Лучшее — аль-фа’ль (все то, что предзнаменует хорошее и положительное). [А вот плохие предзнаменования] не должны останавливать мусульманина [не должны препятствовать реализации его намерений и планов]. Если кто-то из вас увидит порицаемое им [то, что в его народе считается плохим предзнаменованием], то пусть скажет: «Аллаахумма, ля я’ти биль-хасанаат илля анта, ва ля ядфа‘ус-сайи’аат илля анта; ва ля хавля, ва ля куввата илля бикь» (Господи, все хорошее только от Тебя и защищаешь от плохого только Ты. Нет ни силы, ни могущества, кроме как у Тебя)»[8].
Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «[В человеческой сути имеются] три качества, которые сложно[9] поставить под контроль (сложно победить, обезопасить себя от них)[10] [но работать над ними, прося помощи у Всевышнего и делая все от себя зависящее, необходимо]. Это — (1) [обращение внимания на] плохие приметы (предзнаменования) [зависимость от них на уровне мысли, первых впечатлений]; (2) дурные размышления [о других людях, приписывающие им что-то плохое]; (3) зависть [именно черная зависть, когда желаешь того, чтобы человек лишился своего преимущества или благосостояния]». У посланника Божьего спросили: «А как же нам быть, где выход [если так сложно полностью избавиться от этого]?», на что он ответил: «(1) Если увидел плохое [по народной традиции] предзнаменование, то не сворачивай [с пути, не обращай внимания, продолжай начатое]. (2) Если появляются плохие мысли [о ком-то], то не превращай их в истину [не убеждай себя в этом; не проверяй, не производи расследование, не оправдывай свои предположения; не веди разговоры об этом]. (3) А если появилось чувство зависти, то не давай ему хода [не делай что-либо грешное в адрес того, кому позавидовал]»[11].
Также есть похожий риваят (вариант хадиса): «Три вещи [в той или иной степени] постоянно будут сопровождать моих последователей: (1) плохое мнение о других [когда больше замечаешь плохого, нежели хорошего], (2) зависть и (3) дурные предзнаменования [зависимость от них]. Если плохо подумал [о другом], то не подтверждай [не закрепляй эти мысли в сознании, например, размышляя об этом вслух; не развивай их, находясь в поиске «подтверждений» своих подозрений]. Если завидуешь, то попроси у Бога прощения (скажи «астагфирул-ла», то есть прости меня, Господи). А если увидел дурное предзнаменование [например, черная кошка перешла тебе дорогу], иди дальше [проигнорируй и продолжай свой путь]»[12].
Говорится ли в Коране о переселении душ? Может ли одна душа приходить на землю несколько раз?
Категорически — нет. Душа появляется только единожды. Душа каждого человека приходит в этот мир, проходит мирской путь испытаний и переходит в мир душ, ожидая там Конца Света и следующего за ним Судного Дня. Об этом неоднократно говорится в Священном Коране. Например:
«Вы отрицаете Аллаха (Бога, Господа), хотя ранее были мертвы [вас попросту не было], и Он оживил вас [дал жизнь, тело, душу, сделал вас людьми], после чего снова умертвит [по завершении срока мирского пребывания], а затем вновь оживит [в день всеобщего Воскрешения], и затем будете возвращены к Нему [в Судный День предстанете пред Ним для ответа за свои намерения, устремления и поступки]?!» (Св. Коран, 2:28).
Стоит ли опасаться числа 13? И вообще есть ли в Исламе плохие числа?
Опасаться и обращать внимание на подобное не стоит. «Плохих чисел» не существует. Это из категории выдумок и нашептываний Сатаны.
Можно ли следовать поверьям, например, присесть на дорожку, посмотреть в зеркало, если возвратился домой, забыв взять с собой что-либо, верить в то, будто если упадет вилка, то кто-то в гости придет и т. д. Является ли это грехом?
Верить в то, что несоблюдение поверий может навредить, — грех, большой грех. Этого делать нельзя. Верующий убежден в том, что все, и плохое и хорошее, от Бога. Жить в соответствии с приметами — недопустимо.
Имеют ли смысл доски, брелоки, медальоны с надписями аятов из Корана или тасбихов?
Наличие в доме полотна с кораническими надписями или в автомобиле брелока с аятами Корана, именами Аллаха способствует тому, что человек при взгляде на них в очередной раз вспоминает о Боге, Господе миров. Это хорошо. Но не более того.
Я слышала, что если у человека челка от рождения растет набок, значит, его ангел облизал. У меня племянник с такой челкой. Правда это или нет?
Вероятно, это народная примета. Канонического обоснования ей я не знаю.Отношение мусульман к приметам: хорошие — могут быть приняты во внимание и сопровождаться мольбой ко Всевышнему о благодатности результата, плохие — отвергаются и не удостаиваются внимания, игнорируются.
Объясните, почему нельзя допускать, если человек порезался, чтобы кровь капала на пол?
Без сомнений, это чья-то выдумка.
Говорят, что дома нельзя держать колокольчики. Правда ли это?
Канонический запрет по этому поводу отсутствует.
Скажите, пожалуйста, имеет ли какое-нибудь отношение к Исламу примета, что нельзя покупать вещи ребенку до рождения?
Она не имеет отношения к Исламу.
У нас в народе говорят, что если человек родился, к примеру, в год тигра и сейчас наступил год тигра, то он должен дать садаку (милостыню). Что говорится о таких вещах в Исламе? Думаю, это один из видов ширка, но все равно хочу удостовериться в правильности.
Китайский календарь никак с Исламом не связан, никакого отношения к мусульманским канонам не имеет. Ширком (многобожием) не является, это лишь — перенятая традиция, ставшая модной, напоминающая людям о важности проявлять щедрость. Побольше вашему народу тигров, львов, жирафов и крокодилов, щедро делящихся своими возможностями и дарами с другими.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 216, хадис № 33–(537); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 497, хадис № 3/701; там же. Т. 2. С. 364, хадис № 5/1674.
[2] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 497, пояснение к хадису № 3/701.
[3] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1837, хадис № 5755; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 263, 264, хадис № 5755 и пояснение к нему.
[4] «Я [говорит Господь миров, — Своей безграничной силой, щедростью, милостью] рядом с [как хорошим, так и плохим] мнением (мыслями) раба Моего обо Мне». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2310, хадис № 7405 и с. 2340, хадис № 7505; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 473, хадис № 7405 и пояснение к нему; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 399–407; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 2. С. 522, 523.
[5] См., например: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 13. С. 76, 77; там же. Т. 12. С. 184.
[6] См.: аль-Му‘джам аль-‘араби аль-асаси. С. 912.
[7] См.: Ибн Маджа М. Сунан. 1999. С. 382, хадис № 3536, «сахих».
[8] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 367, хадис № 4/1679, «сахих»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. 1999. С. 429, хадис № 3919, «да‘иф»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 263, в пояснении к хадису № 5755.
[9] В другом риваяте сказано, что вообще «невозможно победить» (поставить под полный и постоянный контроль), а также — «мало кому удастся».
[10] В разных риваятах используются разные глаголы.
[11] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 591, в комментарии к хадису № 6064; аль-Газали М. (450–505 гг. по хиджре). Ихья ‘улюм ад-дин. Т. 3. С. 177; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 459.
Хадис имеет недостоверность в иснаде, но известные имамы, например, такие, как Ибн Хаджар, аль-Газали и др., упоминали этот хадис, используя его не как однозначное пророческое повествование, а как то, что имеет основу (так как не относится к выдуманным-мавду‘) и может применяться как полезная и практичная мудрость.
[12] Св. х. ат-Табарани. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 209, хадис № 3465, «да‘иф».
Также см.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 364; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 1. С. 293. Замечу, что степень достоверности у хадиса низкая, но в качестве мудрого наставления он, конечно же, может быть применим, тем более что не вступает в прямое противоречие с достоверными хадисами, а отдельные его части соответствуют тому, что говорится в других достоверных хадисах.
Приметы и суеверия в исламе
Хотелось бы здесь привести несколько примеров из нашей современной жизни. Например, ложно считается что:
Этот список ложных и выдуманных людьми примет и суеверий можно продолжать очень долго, причем с каждым годом появляются все новые и новые виды примет и суеверий.
Всевышний Аллах сказал:
«Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого» Аль-А’раф 7:131.
Это означает, что все добрые и неприятные события происходят с людьми в соответствии с божественным предопределением и предустановлением, которое записано у Великого и Могучего Аллаха. Дурные предзнаменования всегда были качеством многобожников, враждующих с посланниками, и поэтому шариат порицает дурные предзнаменования. Последователи Божьих посланников понимают, что происходящие события связаны с предопределением Аллаха и могут быть либо вознаграждением за совершенные благодеяния, либо наказанием за совершенные грехи.
Он также сказал:
«Они сказали: “Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих”» Йа син 36:19.
Божьи пророки сообщили неверующим, что в действительности любые несчастья или радостные события происходят с ними по причине их собственных деяний. Несчастья постигали их только потому, что они творили зло, враждовали с посланниками и считали их лжецами. Из этого аята также следует, что дурные предзнаменования были присущи многобожникам, враждующим с посланниками Аллаха.
Передают, что Абу Хурайра рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Инфекция – ложь, дурные приметы – ложь, плачущая сова – ложь, и злополучность месяца сафар – ложь». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
В версии Муслима добавлено: «. лунные фазы – ложь, и злые духи – ложь».
Из этого хадиса следует, что инфекция не распространяется сама по себе, а распространяется с дозволения Великого и Могучего Аллаха. Во времена невежества люди полагали, что заразные болезни передаются сами по себе, но Великий и Могучий Аллах изобличил лживость этих убеждений. Дурные приметы также не оказывают воздействия на происходящие события, поскольку они являются всего лишь воображением человека, которое запечатляется в его душе и не оказывает никакого влияния на предопределение и предустановление Аллаха.
Аль-Бухари и Муслим передали хадис Анаса о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Инфекция – ложь, дурное предзнаменование – ложь, а вот доброе предзнаменование мне нравится». Его спросили: «А что такое доброе предзнаменование?» Он сказал: «Доброе слово».
Это означает, что инфекция воздействует не сама по себе, а с дозволения Великого и Могучего Аллаха, а дурные приметы вообще не оказывают никакого влияния на происходящее вокруг, потому что все события происходят только в соответствии с предопределением и предустановлением Аллаха. Что же касается доброго предзнаменования, то оно похвально, потому что в его основе лежит надежда на милость Аллаха, тогда как дурные приметы в сущности представляют собой дурные помыслы о Великом и Могучем Аллахе. Вот почему доброе предзнаменование похвально, а дурные приметы заслуживают порицания.
Абу Дауд передал с достоверной цепочкой рассказчиков хадис Укбы ибн Амира, который рассказывал: «Когда при Посланнике Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, завели разговор о дурных предзнаменованиях, он сказал: “Наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел. Если один из вас увидит что-либо, что ему не нравится, то пусть скажет: “О Аллах, только Ты несешь все благое, и только Ты отвращаешь все злое! Нет силы и нет могущества, кроме как от Тебя!”».
Дурное предзнаменование – это широкое понятие, которое охватывает слова и деяния, происходящие на глазах у человека и влияющие на его решения. Верить в дурные приметы и предзнаменования запрещается, а вот добрые предзнаменования поощряются, потому что они приносят радость и облегчение и удаляют стеснение, порождаемое сатаной и оказывающее дурное влияние на сердце человека. И если человек верит в добрый исход, то он избавляется от воздействия сатаны. Что же касается выражения «наилучшим будет доброе предзнаменование, которое не отвратит мусульманина от его дел», то оно подразумевает запрет на изменение решения по причине дурного предзнаменования. Если же мусульманин увидит то, что ему не нравится, то ему надлежит сказать: «О Аллах, только Ты несешь все благое, и только Ты предотвращаешь все злое! Нет силы и могущества, кроме как от Тебя!» Это – великая мольба, позволяющая уберечь сердце от всевозможных дурных предзнаменований.
Передают, что Ибн Мас’уд рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Дурные приметы – это многобожие! Дурные приметы – это многобожие! А у каждого из нас. Но Аллах удаляет это, если уповать на Него». Этот достоверный хадис передали Абу Дауд и ат-Тирмизи, причем последний назвал его достоверным и отметил, что последние слова принадлежат Ибн Мас’уду.
Слова «а у каждого из нас…» означают, что дурные предзнаменования возникают в сердце каждого человека. Однако Аллах удаляет их, если уповать на Него, потому что в награду за упование раб обретает защиту от козней сатаны, который внушает ему верить в дурные приметы.
Ахмад передал хадис Ибн Амры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот приобщил сотоварищей к Аллаху». Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он ответил: «Вам следует сказать: “О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет божества, кроме Тебя”».
Из этого хадиса ясно следует, что суеверие является многобожием. Что же касается слов «нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла», то они означают, что любое добро и зло происходят согласно предопределению Аллаха, и знание о сокровенном принадлежит только Великому и Могучему Аллаху.
Он приводит также хадис аль-Фадла ибн аль-Аббаса: «Суеверие – это то, что толкает тебя на какой-либо поступок или отвращает тебя от него».
Если веришь в приметы. Спросите имама
Можно ли верить в приметы? Если нет, есть ли исключения? Как Шариат смотрит на такие предрассудки? Об этом мы спросили имама-хатыба Московской Мемориальной мечети Асхата-хазрата Гиматдинова.
Верить в приметы с точки зрения шариата запрещено. Почему? Во-первых, верующий человек понимает смысл того, что Аллах говорит: «Аллах сотворил всё и Он предопределил». Если человек начинает верить в какие-то там приметы, то это мешает его упованию на Всевышнего Аллаха.
Во-вторых, мы знаем, что Аллах в Коране говорит, что если Он тебе предопределил что-то плохое, то никто не может тебя освободить кроме Всевышнего Аллаха. И так же наоборот, если Аллах пожелал тебе милость, то никто не может её остановить помимо Всевышнего Аллаха. Или как в хадисе от ибн Аббаса, где Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если весь народ (люди, джинны) соберутся тебе в чем-то помочь, то они тебе смогут помочь только в том, что предопределил для тебя Всевышний Аллах. И так же если они (люди и джинны) соберутся для того, чтобы тебе навредить, то они не смогут тебе ни в чем навредить, только в том, что предопределил тебе Всевышний Аллах».
Так же если во времена джахилии (невежества), языческие времена до Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), когда люди верили в некие приметы, на сегодняшний день тоже есть такие люди, которые верят в приметы. Например, чёрная кошка пробежала дорогу и т.п. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, который привели в своих сборниках Бухари и Муслим, запретил верить в приметы.
Тогда были такие приметы: они боялись месяца Сафара или, например, не женились, не выходились замуж в месяц Шауаль, хотя Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сам женился на Аише (да будет доволен ею Аллах) в месяц Шауаль. Аиша сказала, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на ней женился в месяц Шауаль. Так же были там какие-то люди, которые со звёздами что-то делают. Это уже ближе к сихру, ближе к колдовству.
Джинны гули, передача инфекции, суеверия и астрология в Исламе
Существует несколько риуаятов (версий передачи) хадиса, которые охватывают по смыслу убеждения относительно нескольких вещей: джиннов гулей, передачи инфекции, суеверий, основанных на поведении птиц, астрологии и отношении к месяцу Сафар как к «несчастливому». Вот эти хадисы:
Передаётся от Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا عَدْوَى، وَلَا طِيَرَةَ، وَلَا غُولَ
« Нет заражения [кроме как по воле Аллаха], нет суеверий и нет вредящих джиннов [злых духов] » (Муслим 2222).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ عَدْوَى، وَلاَ طِيَرَةَ، وَلاَ هَامَةَ، وَلاَ صَفَرَ
« Нет заражения [кроме как по воле Аллаха], нет суеверий, не (приносит беды крик) совы, не (несёт в себе злополучия) месяц Сафар » (Бухари 5757).
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لا عدوى ولا صفر ولا هامة
« Нет ни заражения [кроме как по воле Аллаха], ни (злополучия в месяц) Сафар, ни совы [, которая бы приносила беду] ».
Тогда бедуин спросил:
يا رسول الله. فما بال الإبل تكون في الرمل كأنها الظباء، فيجيء البعير الأجرب فيدخل فيها فيجربها كلها؟
« О посланник Аллаха, а как же тогда верблюды? Они [бывают красивыми, находясь] на песке, как олени [обладают такой же чистой кожей]. И тогда появляется паршивый верблюд, входит в их (стадо) и передаёт паршу всем остальным ».
Он ответил (вопросом):
« Тогда кто же заразил первого? » (Муслим 2220).
Также со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ عَدْوَى وَلاَ طِيَرَةَ وَلاَ هَامَةَ وَلاَ صَفَرَ، وَفِرَّ مِنَ الْمَجْذُومِ كَمَا تَفِرُّ مِنَ الأَسَدِ
« Нет заражения [кроме как по воле Аллаха], нет (дурных примет по полету) птиц или (крику) совы, и нет (ничего плохого в месяце) Сафар, и убегай от прокажённого, как убегают ото льва! » (Бухари 5707).
Передаётся от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لَا عَدْوَى وَلَا هَامَةَ وَلَا نَوْءَ وَلَا صَفَرَ
« Нет ни заражения [кроме как по воле Аллаха], ни совы [, которая бы приносила беду], ни разных фаз Луны, ни (злополучия в месяц) Сафар» (Муслим 2221).
Разберем каждую из вещей, которые отрицает на уровне убеждений посланник Аллаха ﷺ более подробно.
Джинны гули (злые духи)
Подобные убеждения являются неприемлемыми с точки зрения Ислама, поскольку их имели арабы времён невежества (джахилия).
Аллах говорит об этом в Кур’ане:
وَأَنَّهُۥ كَانَ رِجَالٌ مِّنَ ٱلْإِنسِ يَعُوذُونَ بِرِجَالٍ مِّنَ ٱلْجِنِّ
«Некоторые мужи из людского рода искали покровительства мужей из числа джиннов» (72:6)
Абу Зубайр объясняет, что такое джинны гули:
هذه الغول التي تغول
« Эти гули — [джинны,] которые нападают (на человека) » (Муслим 2222).
Имам ан-Науауи в своем «Шарх Муслим» пишет:
قَالَ جُمْهُورُ الْعُلَمَاءِ: كَانَتِ الْعَرَبُ تَزْعُمُ أَنَّ الْغِيلَانَ فِي الْفَلَوَاتِ، وَهِيَ مِنْ جِنْسِ الشَّيَاطِينِ، تَتَرَاءَى لِلنَّاسِ وَتَتَغَوَّلُ تَغَوُّلًا، أَيْ تَتَلَوَّنُ تَلَوُّنًا فَتُضِلُّهُمْ عَنِ الطَّرِيقِ فَتُهْلِكُهُمْ، فَأَبْطَلَ النَّبِيُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — ذَاكَ
« Большинство учёных сказали: (во времена джахилии) арабы думали, что в пустыне обитают (джинны) — гули, которые являются одним из видов шайтана, и что они сбивают людей с пути, а потом убивают их там. Посланник Аллаха ﷺ сказал, что подобные убеждения являются ложными ».
Из слов посланника Аллаха:
Подобные ложные убеждения, которые часто встречаются у невежественных мусульман, являются ничем иным как джахилией.
Приметы и суеверия в Исламе
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ عَدْوَى وَلاَ طِيَرَةَ، وَيُعْجِبُنِي الفَأْلُ
« Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием полёт) птиц, но хорошее предзнаменование мне нравится ».
« А что такое хорошее предзнаменование? »
« Доброе слово » (Бухари 5776, Муслим 2224).
Посланник Аллаха ﷺ объясняет в этом хадисе, что не следует связывать произошедшие несчастья с какими либо вещами. Подобные убеждения являются ложными и не доказаны из Ислама.
Господь Миров говорит в Кур’ане:
أَلَآ إِنَّمَا طَٰٓئِرُهُمْ عِندَ ٱللَّهِ وَلَٰكِنَّ أَكْثَرَهُمْ لَا يَعْلَمُونَ
«Знайте же, поистине, их дурные предзнаменования у Аллаха, но большинство из них не знают» (7:131)
Аллах приказывает пророку ﷺ сообщить об этом людям:
قُلْ أَفَرَءَيْتُم مَّا تَدْعُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ إِنْ أَرَادَنِىَ ٱللَّهُ بِضُرٍّ هَلْ هُنَّ كَٰشِفَٰتُ ضُرِّهِۦٓ أَوْ أَرَادَنِى بِرَحْمَةٍ هَلْ هُنَّ مُمْسِكَٰتُ رَحْمَتِهِۦ ۚ قُلْ حَسْبِىَ ٱللَّهُ ۖ عَلَيْهِ يَتَوَكَّلُ ٱلْمُتَوَكِّلُونَ
«Скажи: «Видели ли вы тех, кому вы молитесь вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. Только на Него уповают уповающие»» (39:38)
Во времена джахилии арабы верили, что если сова прилетит и сядет на дом, то случиться несчастье. Также дурное предзнаменование они видели в крике совы.
Именно поэтому посланник Аллаха ﷺ, разъясняя ложность подобных убеждений, сказал:
«Не (приносит беды крик) совы».
Именно поэтому пророк ﷺ, порицая такую практику, сказал:
«Нет (дурных примет по полету) птиц».
Передается от Бурайды, да будет доволен им Аллах, что:
أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ لَا يَتَطَيَّرُ مِنْ شَيْءٍ
Пророк ﷺ никогда не придавал значения никаким дурным предзнаменованиям (Абу Дауд 3920).
В ещё одном риуаяте передается от Ибн ‘Умара, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ عَدْوَى وَلاَ طِيَرَةَ، وَالشُّؤْمُ فِي ثَلاَثٍ فِي الْمَرْأَةِ، وَالدَّارِ، وَالدَّابَّةِ
« Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха), и не (является дурным предзнаменованием полёт) птиц, а если что-нибудь и бывает злополучным, так это дом, женщина и конь » (Бухари 5753, Муслим 2225).
В этом хадисе плохие дом, жена или конь упоминаются не как дурные приметы, относительно которых люди имеют убеждения, связывая их с несчастьями, а в качестве вещей, которые на практике наиболее сильно отравляют человеку жизнь.
Так, передаётся от Ибн Мас’уда, что пророк ﷺ сказал:
الطِّيَرَةُ شِرْكٌ، الطِّيَرَةُ شِرْكٌ، ثَلَاثًا
« Вера в суеверие — ширк! Вера в суеверие — ширк! Вера в суеверие — ширк! »
А затем (Ибн Мас’уд) добавил:
وَمَا مِنَّا إِلَّا وَلَكِنَّ اللَّهَ يُذْهِبُهُ بِالتَّوَكُّلِ
« Нет среди нас такого [кому не приходит в голову нечто подобное], однако Аллах избавляет от этого благодаря упованию на Него » (Абу Дауд 3910).
Передача болезни в Исламе
Слова посланника Аллаха:
В этих хадисах пророк объясняет убеждения и не имеет в виду, что инфекционные болезни отсутствуют в принципе, как это ошибочно понимают некоторые люди.
Так, со слов Усамы ибн Зейда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
إِذَا سَمِعْتُمْ بِالطَّاعُونِ بِأَرْضٍ فَلاَ تَدْخُلُوهَا، وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلاَ تَخْرُجُوا مِنْهَا
« Когда вы услышите, что в какой-то земле есть эпидемия (та’ун), то не заходите туда, а если вы уже находитесь в этом месте, то не уходите оттуда » (Бухари 5728).
Шарид ибн Сууейд, да будет доволен им Аллах, рассказывал:
« Среди членов делегации племени Сакыф был один прокажённый мужчина, и пророк ﷺ послал к нему сообщить :
إِنَّا قَدْ بَايَعْنَاكَ فَارْجِعْ
« Мы приняли твою присягу, а теперь возвращайся »» (Муслим 2231).
Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк ﷺ сказал:
لا يُورِدَنَّ مُمْرِضٌ عَلَى مُصِحٍّ
« Не следует помещать больного заразой (верблюда) вместе со здоровым » (Бухари 5771).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал:
«В своё время ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, выступил в поход на Шам. Когда же он достиг селения Сарга, его встретили командиры войск, а именно — Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах, да будет доволен им Аллах, и его товарищи, которые сообщили ему, что в Шаме началась эпидемия чумы.
Тогда ‘Умар велел: « Позови ко мне первых мухаджиров », — и я позвал их к нему. Сообщив им о том, что в Шаме распространилась чума, он стал спрашивать у них совета, и мнения их разделились.
Некоторые говорили: « Ты выступил в поход ради конкретного дела, и мы не считаем, что ты должен от него отказаться ».
Другие же говорили: « Вместе с тобой находятся и другие люди, а также сподвижники посланника Аллаха ﷺ, и мы не считаем, что тебе следует вести их туда, где распространилась эта чума ».
Выслушав их, ‘Умар сказал: « Теперь оставьте меня », — а потом велел: « Позови ко мне ансаров », — и я позвал их к нему. ‘Умар обратился за советом и к ним, и они, подобно мухаджирам, разошлись во мнениях.
Выслушав их, ‘Умар сказал: « Теперь оставьте меня », — а потом велел: « Позови ко мне находящихся здесь старцев-курайшитов, которые переселились до покорения Мекки », — и я позвал их.
Среди них никаких разногласий не возникло, и все они говорили: « Мы считаем, что тебе следует вернуться вместе с людьми и не вести их туда, где распространилась эта чума ».
После этого ‘Умар обратился к людям со словами: « Утром я отправляюсь назад в путь, и вы должны приготовиться к этому ».
Тогда Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах сказал: « Значит ты хочешь убежать от предопределения Аллаха? »
‘Умар воскликнул: « О если бы это сказал кто-нибудь другой, о Абу ‘Убайда! Да, мы бежим от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха!
Скажи мне, будь у тебя верблюды, которые спустились бы в долину с одной стороны покрытую травой, а с другой — бесплодную, и ты стал бы пасти их на стороне, покрытой травой, разве ты делал бы это не по предопределению Аллаха?!
А если бы ты пас их на бесплодной земле, то разве ты делал бы это не по предопределению Аллаха?! »
Потом пришёл ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, который сначала отсутствовал по каким-то делам, и сказал:
« Поистине, я кое-что знаю об этом. Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал :
إِذَا سَمِعْتُمْ بِهِ بِأَرْضٍ فَلاَ تَقْدَمُوا عَلَيْهِ، وَإِذَا وَقَعَ بِأَرْضٍ وَأَنْتُمْ بِهَا فَلاَ تَخْرُجُوا فِرَارًا مِنْهُ
« Если вы услышите, что на какой-нибудь земле распространилась чума, то не входите туда, а если она распространится на той земле, в которой находитесь вы, то не покидайте её, убегая от чумы »».
Что же касается ‘Умара ибн аль-Хаттаба, то он воздал хвалу Аллаху и покинул эти места» (Бухари 5729, Муслим 2219).
« Нет заражения », — объявляют недействительными любые убеждения, согласно которым болезни распространяются каким-либо способом, не обусловленным причинно-следственной связью.
Так, некоторые люди думают, что болезни могут передаваться посредством джиннов. В Афганистане существует поверье, что если человек прикасался к трупу человека, а затем, не взяв полное омовение и не сменив одежду, прикоснулся к новорожденному ребёнку, то у этого ребёнка якобы разовьётся рахит. Некоторые люди связывают возможность заболеть с тем, что увидят какое-то животное или наденут одежду какого-то определенного цвета.
В разных народах существует масса аналогичных суеверий, и именно их посланник Аллаха ﷺ объявляет ложными.
Убеждение джахилии о злополучии месяца Сафар
Сафар — صفر — это второй месяц лунного календаря, который арабы времён джахилии традиционно считали несчастливым временем. Они ошибочно полагали, что в этот месяц людям особенно часто начинают вредить джинны, а также случается много болезней и других проблем.
«Не (несёт в себе злополучия) месяц Сафар».
Астрология в Исламе
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
Во времена джахилии, люди связывали различные убеждения с движениями Луны. Считалось, что фазы Луны оказывают влияние на то, что происходит на Земле, и становятся причиной удачи или несчастий.
Также свои убеждения они связывали со звёздами, говоря, что по причине звёзд выпадает дождь.
Пророк ﷺ отрицает истинность подобных убеждений, называя их ложными.
Относительно астрологии есть и другие высказывания посланника Аллаха ﷺ.
Так, Зейд ибн Халид рассказывал, что посланник Аллаха ﷺ совершил с ними утренний Намаз в Худайбийе, сразу после выпадения дождя. После совершения намаза он повернулся к людям и сказал :
هَلْ تَدْرُونَ مَاذَا قَالَ رَبُّكُمْ
« Известно ли вам, что сказал ваш Господь? »
Люди ответили: « Аллаху и Его посланнику это известно лучше ».
Тогда Пророк ﷺ произнёс:
أَصْبَحَ مِنْ عِبَادِي مُؤْمِنٌ بِي وَكَافِرٌ، فَأَمَّا مَنْ قَالَ مُطِرْنَا بِفَضْلِ اللَّهِ وَرَحْمَتِهِ فَذَلِكَ مُؤْمِنٌ بِي وَكَافِرٌ بِالْكَوْكَبِ، وَأَمَّا مَنْ قَالَ بِنَوْءِ كَذَا وَكَذَا فَذَلِكَ كَافِرٌ بِي وَمُؤْمِنٌ بِالْكَوْكَبِ
« Он сказал: «Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие». Если человек говорит, что дождь выпадает благодаря Аллаху и Его милости, то он верит в Меня и не верит в звёзды. Если же человек говорит, что дождь выпадает благодаря (или по причине) такой-то звезде, то он не верит в Меня, а верит в звёзды »» (Бухари 846, Муслим 71).
В этом хадисе пророк ﷺ называет тех, кто верит в астрологию, кафирами.
Так же посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنِ اقْتَبَسَ عِلْمًا مِنَ النُّجُومِ اقْتَبَسَ شُعْبَةً مِنَ السِّحْرِ زَادَ مَا زَادَ
« Тот, кто обучился чему-либо из астрологии, тот научился части колдовства. И чем глубже он изучает астрологию — тем больше он узнает из колдовства » (Абу Дауд 3905, Ибн Маджа 3726).
При этом не секрет, что колдовство (сихр) — является одним из видов большого куфра.
Имам Бухари приводит в своём «Сахих» высказывание Катады, который сказал:
خَلَقَ هَذِهِ النُّجُومَ لِثَلاَثٍ: جَعَلَهَا زِينَةً لِلسَّمَاءِ، وَرُجُومًا لِلشَّيَاطِينِ، وَعَلاَمَاتٍ يُهْتَدَى بِهَا، فَمَنْ تَأَوَّلَ فِيهَا بِغَيْرِ ذَلِكَ أَخْطَأَ، وَأَضَاعَ نَصِيبَهُ، وَتَكَلَّفَ مَا لاَ عِلْمَ لَهُ بِهِ
« Поистине звезды эти были созданы для трех целей: Аллах создал их как украшение для неба, для метания в дьяволов и в качестве ориентиров. Все те, кто думают по этому поводу иначе, высказывают свое собственное мнение и сильно ошибаются, когда говорят о том, о чем у них нет знания » (Бухари 2/420).
Резюмируя, можно сказать, что говоря:
Очевидно, что ложными будут и все подобные убеждения, которые имеют люди в наши дни.