почему женщинам нельзя быть на похоронах у мусульман
Мусульманский траурный этикет
Как вести себя на похоронах
Мусульманский этикет предписывает чтение Корана во время похоронного обряда. Необходимо прочитать Джаназу (мольбу к Аллаху о прощении усопшего). Пророк Мухаммад сказал: «Лучшие из вас те, кто научился чтению Корана, его толкованию и обучал этому других. Они получат большой саваб», и также он говорил: «Читайте Суру «Ясин» вашим покойникам».
При чтении Корана благодать получает усопший и сам верующий, который произносит суры. Во время похоронного обряда читайте:
Просите Всевышнего о том, чтобы он послал саваб (вознаграждение) скончавшемуся верующему. Если с мыслями об усопшем вы будете соблюдать пост или распространять учение Аллаха, мертвый получит полный саваб.
Можно ли скорбеть верующим
Мусульманский траурный этикет ограничивает скорбь по умершему человеку. Сказано: «Не разрешено реветь и выть по умершему, соблюдать траур, носить черные одежды, накрываться черной вуалью, носить черные банты и любые предметы напоминающие о трауре, нести портреты покойника».
Исламские правила поведения не запрещают оплакивание усопшего, но это нужно делать тихо. Верующий не может царапать себе лицо или рвать свою одежду, как бы не горевал. Считается, что покойный страдает, если его семья скорбит по нему. В хадисах говорится: «Покойник испытывает муки от плача тех кто остался».
Мужчин, которые плачут, окружающие должны упрекать, а если плачут дети или старики, их нужно утешить. Сказано: «По покойнику можно плакать не издавая звука. Потому что со смертью верующего плачут небеса».
Истинные верующие должны переносить горе спокойно. Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времени джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир ему) – не из нас (т.е. не из числа благочестивых)».
Какое поведение порицается в Шариате
Исламский этикет также порицает другие похоронные обычаи, практикующиеся в ряде исламских стран:
Траурный этикет для женщин
Само слово траур переводится с арабского как «запрет» или «отказ». Исламские правила поведения предписывают женщине, которая потеряла близкого человека и находится в трауре, отказаться от некоторых вещей, разрешенных до этого.
Если у мусульманки умер муж, ей нужно соблюдать траур четыре месяца и десять дней. До окончания этого срока нельзя делать ничего из того, что может подтолкнуть женщину к новому браку. Запрещается использовать благовония, наряжаться или покидать дом без необходимости.
В сурах приводят слова Аллаха: «Если кто-либо из вас скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать, не выходя замуж четыре месяца и десять дней. Когда же они дождутся истечения этого срока, то вы (т.е. опекуны овдовевших женщин) не будете в ответе за то, как они распорядятся собой в соответствии с шариатом. Аллаху ведомо о том, что вы делаете».
Считается, что соблюдением траура жена выполняет долг перед покойным мужем. По истечении установленного Всевышним срока женщина может снова выйти замуж. В том случае, если она окажется беременной, нужно ждать дольше. Сказано: «Для тех же жен, которые беременны, срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени».
Если умер другой близкий человек, исламский этикет предписывает верующей скорбеть не более трех дней.
Даже после похорон продолжайте молиться за усопшего. Найдите утешение в вере, поскольку сказано: «Ищите помощи Аллаха в терпении и молитве, поистине Аллах с терпеливыми. Те, кого постигает какое-либо бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаха и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это – те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем».
Почему женщин не пускают на мусульманское кладбище и к сопровождению траурных процессий
Почему женщин не пускают на мусульманское кладбище и даже к сопровождению траурных процессий, становится понятно, если обратиться к древним традициям этого народа. Мусульманкам позволено находиться в доме умершего и молиться о нём, но не у гроба покойного, а только за мужчинами.
У гроба могут стоять только мужчины, а потом уже за ними выстраиваются женщины. Присутствующие в своей молитве обращаются к Аллаху с просьбой простить усопшему все его прегрешения. Однако уже с момента сопровождения усопшего на кладбище в процессии остаются только мужчины.
Почему женщинам нельзя быть на мусульманском кладбище
По мусульманским обычаям, кладбище считается местом, где может присутствовать только тихая скорбь. А эмоциональность женщины такова, что она очень ранима и вполне может не сдержаться, причитая и громко плача. А такое поведение на мусульманском кладбище просто недопустимо, потому что если по покойнику скорбят, это доставляет ему мучения. Так у мусульман принято считать.
Если женщина горюет о ком-либо или о чём-либо, или печалится, она, сама того не желая, может совершить какой-либо неподобающий поступок, а то и преступить моральные нормы.
Иногда женщина позволяет себе одеваться так, чтобы не сливаться с общей массой, а чем-то выделяться – и это также считается нарушением правил поведения.
Запрет для женщины участвовать в похоронной процессии – это также объясняется нормами поведения, существующими в мусульманском обществе. Ведь в похоронной процессии люди идут близко друг к другу, а женщинам запрещено находиться слишком близко к постороннему мужчине – это считается аморальным. Какое бы это ни было мероприятие, нахождение мужчин и женщин «вперемешку» недопустимо.
Мусульманское кладбище – это не место для разговоров о мирских делах, для решения каких-либо проблем и обсуждения других тем. Женщины же, как считается, могут это правило нарушить.
Мужчины мусульмане не несут портрета покойного и тоже не плачут. По их правилам, если и плакать, то только молча, так как покойного оплакивают сами небеса.
На мусульманском кладбище хоронят ли усопших в гробах
В гробу принято хоронить по христианской вере, однако и Ислам такого захоронения не отрицает. Чаще всего похороны проводят в гробу, если похороны по каким-либо причинам становятся затяжными, и человека предают земле не в день его смерти. Используют гроб и при перезахоронении останков. В любом случае, запрета на захоронение в гробу нет, как в Исламе, так и в Коране, и в Сунне.
Разные школы имеют свое мнение на этот счет
Ханафитское учение допускает использование гроба, хоть даже каменного, хоть железного, если слишком рыхлая или мокрая земля, или гроб опускают в воду. Но во всех этих случаях внутрь гроба принято слоем насыпать землю.
По учению в шиитском мазхабе, захоронение в гробу для мусульманина – не лучший выбор, однако и в этом случае считается допустимым вариантом.
Малакитское учение придерживается мусульманских норм захоронения – не в гробу, а путём укрепления ниш кирпичом и досками.
Ханболитское учение не предусматривает захоронений в гробу, потому что так не передавали ни Пророк, ни его сподвижники.
Если говорить в общем, по мусульманским правилам захоронение в гробу нежелательно, однако и строгого запрета так поступать тоже не существует. Грехом это не будет, но лучшим выбором, тем не менее, будет укрепление ниши и захоронение покойного, обёрнутого в саван.
Правда ли, что женщинам нельзя посещать кладбища?
Вопрос:
Можно ли женщинам посещать кладбища?
Ответ:
Посещать кладбище мужчинам не только не запрещено, напротив, для них это является желательным, ибо и в этом есть польза как для посещающего, так и для посещаемого. Посещение кладбища напоминает человеку об ахирате и является назиданием о том, что живые тоже умрут и должны готовиться к этому, творя добрые дела.
Также от этого получают пользу те, кто погребён в могилах, особенно если человек, посещающий их могилы, будет делать за них дуа и читать Коран за их души. Покойный мусульманин, так же, как и живой, заслуживает права на посещение, и мольба за него может стать причиной прощения его грехов или повышения его степени пред Всевышним Аллахом.
Что же касается посещения кладбищ конкретно женщинами, то им разрешается посещать кладбище, но некоторые учёные, сославшись на хадис: «Всевышний Аллах проклял женщин, часто посещающих могилы» (Имам Ахмад), посчитали это нежелательным (макрух), а некоторые даже и запрещённым. Однако большинство учёных, ссылаясь, помимо этого, и на другие хадисы, считают посещение кладбищ для женщин только нежелательным.
От Бурайды (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
كنت نهيتكم عن زيارة القبور فزوروها فإنها تذكر بالآخرة
«Раньше я запрещал вам посещать могилы, но теперь посещайте их, ибо, поистине, это напоминает о загробной жизни (ахират)» (Муслим, Ахмад).
Слова Пророка ﷺ «но теперь посещайте их» касаются и мужчин, и женщин, ибо причина посещения (напоминание об ахирате) полезна и для мужчин и для женщин.
Также от Абдуллаха Ибн Абу Мулайка передаётся: «Однажды я встретил Аишу (да будет доволен ею Аллах), когда она возвращалась с кладбища, и спросил: «Откуда вы идёте, о мать правоверных?» Она ответила: «С могилы моего брата Абдуррахмана Ибн Абу Бакра«. Я опять спросил её: «Разве Посланник Аллах не запретил посещение могил?» Тогда она сказала: «Да, запретил, но потом он повелел посещать их«. (Аль-Хаким)
Однако всё вышесказанное касается случая, когда в посещении могил женщинами нет места смуте (фитне) и соблюдены все условия выхода женщины из дома. Более того, им разрешается посещать кладбище самостоятельно, только если оно находится в пределах населённого пункта. Если же кладбище находится за пределами населённого пункта, посещение его разрешается лишь в присутствии мужа или близкого родственника (махрама) при условии, что зиярат (посещение) совершается к могилам пророков, богословов, любимцев Аллаха (авлия), а также близких родственников.
Посещение же женщинами могил тех, кто не входит в этот перечень, как и было сказано выше, является нежелательным (караха) даже в пределах населённого пункта.
Помимо этого, женщины, намеревающиеся посетить могилы, должны соблюдать определённые условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам запрещается.
Согласно вышеприведённому хадису Пророка (мир ему и благословение Аллаха), тех из женщин, которые посещают кладбища, не соблюдая вышеуказанных условий, постигает проклятие Всевышнего. Что же касается тех женщин, которые соблюдают вышеприведённые условия и другие правила поведения, установленные Исламом, и, посещая кладбища, вспоминают об ахирате и размышляют о смерти, то для них посещение кладбищ является дозволенным.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Можно ли женщине ходить на похороны?
Д-р Усама Аль-Азами
Краткий обзор мнений ученых, приведенный ниже, ни в коем случае не является исчерпывающим, но я надеюсь, что его можно считать информативным для широкого круга читателей.
Это не фатва, а скорее краткий обзор мнений ученых прошлого с некоторыми предложениями относительно того, как этот вопрос можно понимать в наше время. Наконец, я должен отметить, что речь идет о проводах умерших к месту их последнего упокоения после проведения похоронной молитвы (салат аль-джаназа).
Проводы покойного женщинами считается более спорным, чем просто посещение похоронной молитвы, поэтому в целом ученые, которые разрешают такие проводы, допускают посещение молитвы, в то время как ученые, которые не разрешают сопровождать покойного, могут более неохотно разрешать молитву. Какими бы ни были конкретные случаи, я не буду вдаваться в это обсуждение ниже.
Ключевые положения и доказательства
Мне удалось выделить три общие позиции, касающиеся участия женщин в похоронной процессии и проводах покойного до места погребения:
В целом ясно, что большинство правовых школ разрешают женщинам посещать похороны, а большинство ученых, которые препятствуют этому, ссылаются на определенные причины, которые мы рассмотрим ниже. Таким образом, будет ясно продемонстрировано, что представление о том, будто женщины не должны присутствовать на похоронах умершего, является положением меньшинства ученых прошлого и настоящего. А, как известно, мусульманам нужно следовать за мнением большинства ученых.
Свидетельства Сунны являются основной правовой основой для какого-либо решения. А сейчас я рассмотрю наиболее достоверные хадисы по этому вопросу.
Общее правило законодательства состоит в том, что законы применяются к обоим полам одинаково. Соответственно, в хадисе, рассказанном Аль-Бухари и Муслимом, Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) настоятельно рекомендовал присутствовать на похоронах умершего. Таким образом, решение о запрете на участие женщин в похоронах будет основано на противоположных доказательствах. Это доказательство содержится в другом хадисе. Этот короткий хадис стоит процитировать полностью:
Умм Атийя сказала: «Нам было запрещено следовать за похоронной процессией, но мы на этом и не настаивали».
Интерпретация доказательства
Шариатское постановление по этому вопросу зависит от того, как понимать этот хадис. В этом вопросе ученые различных школ заняли ряд позиций, изложенных выше. Но из-за специфики того, как следует понимать формулировку хадиса, стоит подумать о его прочтении одним из выдающихся хадисоведов Ибн Хаджаром аль-Аскалани (ум. 852/1449). В своем авторитетном комментарии к сборнику «Сахих аль-Бухари» под названием «Фатх аль-Бари» он интерпретирует фразу в вышеупомянутом хадисе «но мы на этом и не настаивали» как «но мы на запрете и не настаивали». Он добавляет: «Как будто она сказала: «Нам не хотелось идти на похоронную процессию и без запрета»».
Хадис, однако, интерпретировался различными школами права по-разному. Полезное резюме этих интерпретаций можно найти в энциклопедических работах фикха, написанных в последние десятилетия. В своем «Аль-Фикх аль-Ислами ва-Адиллатуху» известный сирийский ученый Вахба аз-Зухайли (ум. 1436/2015) отмечает (на стр. 518), что большинство ученых считает, что женщинам нежелательно (макрух танзихи) следовать за похоронной процессией на основе вышеупомянутого хадиса Умм Атийя. Однако, как добавляет он, ханафиты исторически считали, что это недопустимо, практически запрещено (макрух тахрими) на основании другого хадиса, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал группе женщин, ожидающих похоронной процессии: «Возвращайтесь с грехами и без награды».
Аз-Зухайли склоняется к этому мнению, несмотря на то что в сноске он отмечает, что упомянутый им вышеуказанный хадис является слабым (даиф). Однако он также добавляет, что ученые маликитского мазхаба позволяют пожилым женщинам безоговорочно присутствовать на похоронах умершего, а также очень молодым женщинам, от которых нет опасения возникновения фитны.
То, что представляет собой фитна, обычно не указывается в этих обсуждениях и, возможно, нуждается в дальнейшем изучении, но один современный ученый-ханафит определяет ее как «смешение с противоположным полом» и, таким образом, предполагает, что там, где нет такого смешения между представителями противоположных полов, женщинам посещать похороны разрешается.
Другим ценным энциклопедическим источником для изучения юридических постановлений различных школ и отдельных ученых является важный 45-томный сборник «Аль-Мавсуа аль-Фикхия», составленный группой ученых и опубликованный кувейтским Министерством вакфов четверть века назад. В своем разделе по этому вопросу он отмечает, что ханафиты категорически запрещают женщинам участвовать в похоронной процессии, шафииты и ханбалиты мягко это запрещают, а маликиты разрешают это там, где нет страха перед фитной.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что из четырех школ фикха только ханафиты настрого запрещают женщинам присутствовать на похоронных процессиях. Я уже указал один пример современного ханафита, который приближается к позиции менее строгих школ в этом вопросе, но стоит выделить и другой.
Шейх Нуриддин Итр (р. 1355/1937), один из величайших современных хадисоведов, в своем комментарии к хадису Умм Атийя пишет, что в докладе указывается, что женщинам не рекомендуется посещать похоронную процессию (макрух танзихи). Кроме того, в сноске он критикует современника, который интерпретирует хадис как указание на запрет, а затем приступает к цитированию менее строгой позиции маликитов с явным одобрением.
Фикх современности
Ни в одном из вышеперечисленных случаев я не утверждаю, что одно из этих мнений сильнее другого. Я представляю их так, чтобы можно было ознакомиться с различными мнениями исламского законодательства по этому вопросу. Тем не менее, этот диапазон также указывает на существование законных разногласий, которые должны помешать приверженцам одного мнения критиковать тех, кто придерживается одной из законных альтернатив, с необоснованным обвинением в том, будто они не следуют Корану и Сунне.
Кроме того, существуют интересные предположения, встроенные в досовременную юридическую традицию, которой современные мусульмане вообще не в состоянии следовать, такие как предположение, будто женщины вообще не должны выходить из дома. Это описывается в некоторой литературе по фикху, и в наше время мы иногда обнаруживаем, что это приводит к тому, что в мусульманских общинах отстаивают непоследовательные правовые позиции. Например, мы находим, что в большей части современной литературы по фикху ханафиты запрещают женщинам посещать мечеть из-за боязни фитны, в то время как мы живем в такие времена, когда женщины часто работают вне дома. Как сказал один из моих учителей по фикху, ученый-ханафит из Оксфорда, шейх Мохаммад Акрам Надви, что для ученого не абсурдно запрещать женщинам посещать мечеть из-за боязни фитны, при этом ни один из этих ученых не запретил бы женщине поход в торговый центр.
Это подчеркивает необходимость сбалансированного фикха, подходящего для нашего времени, позволяющего как мужчинам, так и женщинам участвовать в духовно возвышенных мероприятиях, таких как посещение мечети и похорон, при соблюдении соответствующих исламских норм, так, чтобы остальная часть их жизни вдохновлялась такими действиями.
Ответом на общее духовное недомогание современности является не закрытие возможностей для духовного роста, а скорее противоположность этому. Это произойдет только тогда, когда мусульмане, индивидуально и сообща, будут вкладывать больше своей энергии в размышления о том, как они могут добросовестно жить в соответствии с Кораном и Сунной в условиях, совершенно отличных от тех, в которых жили улемы прошлых веков.
Посещение женщинами кладбищ
Скажите, девушкам, женщинам ходить на кладбище макрух (нежелательно) или харам (запрещено)? Йолдыз.
Запрет на посещение кладбищ некоторое время имел место быть при Пророке (да благословит его Всевышний и приветствует). Затем, когда закрепилась вера в сердцах людей, а также осознание мирского и вечного, посланник Всевышнего заявил об отмене данного запрета и допустимости посещения могил. Разрешение это, по мнению большинства мусульманских ученых, касалось как мужчин, так и женщин[1].
Пророк Мухаммад сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности [о том, что мирское — временно, а вечное — неотвратимо]»[2].
Однажды супруга пророка Мухаммада ‘Аиша возвращалась с кладбища. Повстречавшийся ей Ибн Абу Малика спросил: «Откуда ты идешь, о мать правоверных?» — «Я посещала могилу моего брата ‘Абдурахмана», — ответила та. «А разве Пророк не запретил нам посещать могилы?» — вопросил Ибн Абу Малика. «Да, запрещал раньше, но теперь он (да благословит его Всевышний и приветствует) призвал нас посещать могилы»[3].
Также достоверно известно, как однажды пророк Мухаммад увидел на кладбище женщину, которая плакала над могилой своего ребенка. Он призвал ее проявить терпение и не терзать себя. При этом посланник Всевышнего ничего не сказал о запрете посещения могил женщинами, никак не упрекнул ее по этому поводу[4].
Исходя из вышеупомянутого, когда женщина посещает могилы своих умерших родственников, желая почтить их память, помолиться за них и получить назидание от атмосферы кладбища (таинства жизни и смерти), тогда это в полной мере канонически допустимо[5].
Излишние и многочисленные посещения женщинами кладбищ не приветствуются и даже могут подвести их к Божьему проклятию[6]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Проклинаемы Богом женщины, постоянно посещающие кладбища»[7]. Замечу, что некоторые исламские ученые уточнили: все запрещающие хадисы, в том числе и только что процитированный, были высказаны Пророком до окончательной разрешенности: «Теперь же можете посещать их (кладбища, могилы)»[8].
Итак, посещение женщинами кладбищ и могил однозначно не является запретным (харам).
Я раз в год приезжаю на свою родину навестить родных. Считаю своим долгом посетить могилы близких. Но иногда это совпадает с наступлением у меня менструации. Ждать, пока она закончится, времени не бывает, так как нужно уезжать обратно. Скажите, пожалуйста, имеет ли женщина право посещать кладбище во время менструации? Рудана.
Да, конечно же, имеет полное право.
Могут ли женщины участвовать в похоронных процессиях?
Во-первых, советую учитывать те обычаи относительно посещения кладбищ, которые сложились у разных мусульманских народов. С точки зрения канонов, народные обычаи должны приниматься во внимание (безусловно, если они не вступают в явное и резкое противоречие с основами веры и религиозной практики), особенно когда нет однозначного положения по тому или иному вопросу в Коране и Сунне.
Во-вторых, основным достоверным хадисом являются слова Умм ‘Атыйи: «Нам (женщинам) было запрещено сопровождать похоронные процессии, но запрет этот не был категоричным»[9]. В своде хадисов ан-Насаи и Ибн Маджи, а также у Ибн Абу Шейбы имеется повествование о том, как однажды ‘Умар окликнул женщину, присоединившуюся к похоронной процессии. Увидев это, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Оставь ее, ‘Умар [пусть она идет вместе с нами]»[10].
Подавляющее большинство исламских богословов говорило о том, что участие женщин в похоронной процессии является нежелательным (макрух танзихэн), но это допустимо и регулируется в соответствии с обстоятельствами[11].
Женщины, сопровождающие похоронную процессию вместе с мужчинами, должны идти позади[12].
О смерти и похоронах по Исламу читайте здесь.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191.
[2] Св. х. Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, аль-Хакима. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 4. Ч. 7. С. 46; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. (2000). Т. 4. С. 191; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 364, хадисы № 3234 и 3235, оба «сахих».
[3] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. С. 220.
[4] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 382, хадис № 1283.
[5] См., например: Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 220, 221.
[6] Среди тех, кто говорил об этом, обосновывая свое мнение упоминаемым хадисом, был и имам аль-Куртуби. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 191.
[7] Св. х. Ахмада, Ибн Маджа, аль-Хакима и ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 328, хадис № 1057, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 447, хадис № 7277, «сахих».
[8] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 328, хадис № 1057 и пояснение к нему.
[9] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 381, хадис № 1278.
[10] См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Т. 3. С. 170, глава № 9, раздел № 71, хадис № 1; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 173, хадис 1587, «да‘иф»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 187.
[11] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 187; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 4. Ч. 7. С. 2.
[12] См.: Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар. Т. 3. С. 170, глава № 9, раздел № 71, хадис № 4.