почему в уразу нельзя есть днем
Почему мы постимся днем, а не ночью?
Пост в месяц Рамадан является одним из столпов ислама. Всевышний Аллах предписал нам поститься в одном из двенадцати месяцев года и сделал этот месяц самым благодатным временем во всём году. Следовательно, главной причиной, по которой мы держим пост в дневное время, а не ночью, считается то, что таково было указание на это нашего создателя Всевышнего Аллаха.
Кроме того, в соблюдении поста в дневное время сокрыта глубокая мудрость, которая отсутствует в соблюдении поста ночью. Так как основной целью соблюдения поста при воздержании от еды, питья и прочих телесных наслаждений является воспитание своего эго, а для того чтобы достичь этой цели, необходимо соблюдать пост днем, а не в ночное время.
Соблюдение поста кардинально отличается от других столпов Ислама тем, что Всевышний Аллах отнес его к Себе, ибо всевышний Аллах сказал, как об этом поведал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ يُضَاعَفُ، الْحَسَنَةُ بِعَشْرِ أَمْثَالِهَا إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ، قَالَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ: إِلَّا الصَّوْمَ، فَإِنَّهُ لِي، وَأَنَا أَجْزِي بِهِ
«Вознаграждение за каждое благое деяние человека (потомка Адама) увеличивается минимум в десять раз и может достигать семисот раз. Всевышний Аллах сказал: «Кроме вознаграждения за пост, ибо, поистине, он (совершается) для Меня, и Я воздам за него (человек держит пост только ради Меня)»». (Ибн Маджа)
И Всевышний Аллах в священном Коране говорит:
إِنَّمَا يُوَفَّى الصَّابِرُونَ أَجْرَهُمْ بِغَيْرِ حِسَابٍ
[Смысл]: «Поистине, терпеливым (тем, которые терпели ради довольства Аллаха) дается их награда в Вечной жизни без счета и без ограничения». (Сура Аз-Зумар, 10)
А пост – половина терпения, как об этом сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
الصَوْمُ نِصْفُ الصَبِر
«Пост – половина терпения». (Тирмизи)
Следовательно, вознаграждение за него превосходит все пределы определения размеров и счета.
О постящемся Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
قَالَ رَبُّكُمْ عَزَّ وَجَلَّ : عَبْدِي تَرَكَ شَهْوَتَهُ وَطَعَامَهُ وَشَرَابَهُ ، ابْتِغَاءَ مَرْضَاتِي ، وَالصَّوْمُ لِي وَأَنَا أَجْزِي بِهِ
Всевышний Аллах сказал: «Мой раб ради Меня оставил свои желания и наслаждения, свою еду и питье. Пост соблюдается для Меня, и Я воздам за него». (Имам Ахмад)
Человеку, который будет соблюдать пост весь световой день, воздается бессчетно, его награды безмерны, ибо пост – ради Аллаха и чтим, потому что относится к Нему. Даже если человек исполняет все свои поклонения ради Аллаха, то Всевышний Аллах отнес соблюдение поста к себе, подобно тому как Он почтил Каабу отнесением ее к Себе, тогда как вся земля вместе со всем содержимым является Его владением и собственностью. И это сделано так по двум причинам:
Во-первых, пост – это воздержание и отказ от того, чего желает нафс (эго) человека. И такое воздержание само по себе есть нечто скрытое, в нём нет действия, которое можно увидеть воочию. Другие обряды и поклонения обычно совершаются прилюдно, а воздержание и отказ постящегося видны лишь Всевышнему Аллаху, ибо пост – скрытое действие, которое совершается одним лишь терпением.
Во-вторых, пост – это средство для преодоления врага Аллаха, ибо орудие шайтана – это плотские страсти, а они усиливаются от еды и питья. Следовательно, воздержание от еды и питья расслабляет позиции шайтана, и постящийся может с лёгкостью победить его.
Помимо воздержания от явных действий, которые нарушают пост, имеются также и сокровенные условия поста, без соблюдения которых постящийся не получает вознаграждения за свой пост. Более того, такой пост не принимается Всевышним Аллахом.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
كم من صائم ليس له من صيامه إلا الظمأ
«Сколько таких постящихся, которым от соблюдения поста достаются лишь голод и жажда». (Ад-Дарими)
Человек, который соблюдает пост и воздерживается от еды, питья, совокупления и других действий, нарушающих пост, но одновременно нарушает его совершением грехов, подобен человеку, который при совершении омовения трижды протирает положенные органы омовения, но пренебрёг самым важным – промыванием этих органов водой. Следовательно, его омовение и намаз будут отвергнуты из-за незнания сути омовения.
Как известно, почти все люди большую часть ночи проводят во сне, поэтому, если бы пост соблюдался ночью, вышеприведённый смысл соблюдения поста оказался бы нераскрытым. Нам вменено в обязанность поститься днём, так как в другое время многие люди, не испытывая истинного голода и жажды, не ценят те блага, которыми их одарил Всевышний Аллах.
Месяц Рамадан. Почему нельзя есть после рассвета и кому можно пропустить пост
Ураза-Байрам является одним из пяти главных праздников для всех приверженцев ислама
В любой исламской стране в этот день объявляется общегосударственный праздник. Наступает Ураза-Байрам после того как заканчивается священный месячный пост Рамадан.
Когда начинается пост
В 2018 году Рамадан в России начинается 15 мая с заходом солнца, а первый день поста приходится на 16 мая. Согласно древнему преданию, в тот день, когда наступает Священный период, Аллах становится открытым для разрешения судеб верующих благополучным образом и исполняет их прощения.
Главный смысл поста
Смысл ограничений в том, чтобы показать верность Аллаху, усмирить отрицательные черты личности (в исламе их называют нафс), которые подталкивают к злу. В эти дни все мирское и суетное уходит на второй план. Очень важно в дни поста совершать добрые поступки, быть милосердным, приглушить свои страсти и желания. В месяц Рамадан происходит уравнивание малоимущих с богатыми, что очищает от совершенных грехов, среди которых чревоугодие занимает первое место.
Молитвы в священный месяц
Днем во время месяца Рамадан мусульмане проводят в многочасовых молитвах. Верующие отказываются от греховных мыслей и развлечений, совершают намаз с большим усердием, читают Коран и раздают подаяния – обязательные (закят) и добровольные (садака). В этом году, согласно фетве, подписанной муфтием Нурмухаметом Нигматуллиным, фитр-садака для всех верующих вне зависимости от пола и возраста составляет 100 рублей. Для состоятельных мусульман – 460 рублей.
Основные правила приема пищи
Каждый день про себя важно произносить намерение (ният). Это придает смысл поста – почему именно мусульманин отказывается от пищи. Намерение совершают обычно до начала рассвета каждого дня месяца поста, после последнего приема пищи, но можно сделать ният на пост следующего дня сразу после захода солнца. Произнесенное после рассвета намерение нарушает пост.
Кому можно пропустить Рамадан?
Для тех, кто страдает от душевных недугов, а также для стариков и детей это ограничение не применяется – они могут есть и пить в любое время. Исключения допускаются для женщин, вынашивающих детей, кормящих матерей и тех, кто серьезно болен. Тем не менее, эти категории мусульман должны будут выдержать пост после того, как исчезнет причина, по которой они его пропустили. Многие верующие, отказывающиеся от поста по состоянию здоровья, считают своим долгом также «расплатиться» за допущенное послабление: предписано за каждый пропущенный день накормить неимущего на сумму, которую жертвователь обычно тратит в день на еду. Этот взнос называется фидия, который для жителей республики равняется 200 рублям.
Что делать, если пост нарушен?
Если же пост был нарушен без уважительной причины, то этот день должен быть восполнен в будущем (до наступления нового Рамадана). Кроме того, такому провинившемуся верующему надлежит накормить нуждающихся или дать им денег. Не считается за нарушение, если вдруг во время чистки зубов мусульманин случайно глотнул немного воды. Если у верующего были уважительные причины для несоблюдения поста, то он может возместить пропущенный день любым другим днем поста до следующего Рамадана.
Последний день Рамадана приходится на 14 июня, и на следующий день, 15 июня, российские мусульмане отметят Ид-аль-Фитр (Ураза-Байрам или праздник разговения). Еще накануне необходимо: навести чистоту во всем доме и хозяйственных постройках, купить новую, праздничную одежду, украсить дом, продукты для праздничной трапезы, сменить постельное белье, приобрести подарки и очиститься перед молитвой.
С наступлением праздничного дня все представители исламской веры надевают самую красивую одежду и отправляются в мечеть для совершения молитвы, носящей название «гает-намаз». Религиозный обряд проводится за час до рассвета. Конечно, по канону большинства мусульманских стран на молитву идет лишь мужская часть населения, а женская остается дома, чтобы накрывать столы и готовиться к приходу гостей. За стол собираются не только друзья и родственники, но важно позвать бедных и нуждающихся.
Почему в Рамадан мусульмане не едят днём?
Пост единобожников с древности до наших дней
Одним из пяти столпов Ислама является пост в священный месяц Рамадан. Мусульмане всего мира стараются в эти благословенные дни больше совершать добрые дела, проявлять милосердие к окружающим, усугублять свою молитву.
С внешней же стороны мусульмане следуют четким предписаниям Священного Корана (смысл): «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения.
Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны… Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя (ослушаетесь Аллаха и вступаете в половую близость с женами по ночам во время поста в Рамадане), и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи…» (сура «аль-Бакара», аяты 183-187).
Между тем, сегодня мусульманам нередко приходится слышать насмешки в сторону их религии из-за формы поста, принятого в ней. «Что у вас за пост такой? Почему вы не едите днем, зато ночью предаетесь страстям? Что, Аллах ночью не видит? Разве это воздержание?».
Конечно же, никто не обязывает мусульман отвечать на подобные кощунственные выпады. В 109-й суре Корана в этой связи говорится (смысл): «Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!». Понятно, что такого рода споры ни к чему хорошему не приведут. А вот разъяснить, по крайней мере, почему пост в Исламе соблюдается именно таким образом, я думаю, будет уместно.
Одними из ключевых слов в вышеприведенных аятах можно назвать следующие (смысл): «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь». Исходя из этих слов, можно предположить, что пост мусульман ничем не должен отличаться от аналогичного поклонения христиан и иудеев. И в действительности, если мы внимательно проанализируем как иудейские, так и христианские источники, то увидим, что изначально пост являлся полным воздержанием от пищи, питья (и некоторых других вещей) в светлое время суток до наступления темноты. Именно полное воздержание, а не исключение из своего рациона определенных видов пищи животного происхождения.
Вот как описывается пост в иудаизме
«В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение, ношение обуви и половые сношения, а также различные виды работы; некоторые спали на земле, что напоминает ритуалы траура… Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные – в течение суток… Пост рассматривался как акт раскаяния, ритуальное выражение сожаления, подчинения и мольбы, посредством которого можно снискать прощение Бога. Иногда целью этого ритуала была подготовка к общению с Богом… Так, чтобы удостоиться лицезрения Господа, Моисей постился 40 дней…» (Еврейская газета, июль 2006, №7(47) «Пост в иудаизме»).
Изначально у иудеев не существовало фиксированных дней поста, каждый сам назначал себе пост, либо его назначали старейшины для своего народа. Исключением был лишь пост в день, когда весь народ просил у Бога прощения за грехи и отпускал в пустыню козла (см. Книгу Левит, 16). Этот праздник называется Йом-Кипур. И уже после вавилонского плена появляются дни поста, установленные в память о трагических событиях в истории еврейского народа.
Пост в раннем христианстве
В Христианство посты перешли из религии Ветхого Завета. Большую часть жизни провёл в посте пророк Яхья (мир ему) (у христиан Иоанн Креститель); Иисус (пророк Иса, мир ему), перед тем как выйти на общественное служение с пророческой миссией, также ушёл в пустыню и «там сорок дней он был искушаем от дьявола и ничего не ел в эти дни…» (Евангелие от Луки: 4, 2).
В первое время формирования христианства был известен лишь Великий Пост, уже позже появились Рождественский, Успенский и пост в честь апостолов Петра и Павла. Известны также и однодневные посты, связанные с определёнными днями недели и важными событиями в истории Христианства. Сами христиане заявляют, что Великий пост берёт начало от того сорокадневного поста Иисуса в пустыне.
Естественно, по человеческой немощи христианам не предписывается полное воздержание от еды и пищи в течение всех сорока дней поста, а лишь в первые два. В остальное же время христиане, следуя своему уставу о посте, должны воздерживаться от пищи и питья в дневное время. И лишь после наступления темноты им разрешается употребление пищи. К сожалению, сегодня большинство христиан не знают своих же предписаний о посте.
Действительно, если мы откроем книгу «Типикон», т.е. устав, то там, в разделе о постах ясно сказано, что христиане во время поста не едят и не пьют, до совершения вечерни. После этого они уже имеют право употреблять немного пищи, необходимой для поддержания сил в человеке. Но именно после вечерни, т.е. службы, которая совершается вечером и заканчивается после того, как сядет солнце. В Великий пост вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных даров, которая так же совершается вечером.
Почему пост заканчивается именно вечером и наступает утром?
На этот вопрос, скорее всего, никто не даст ответа, кроме Самого Аллаха. Такова Его воля. Конечно же, во всех трёх монотеистических религиях основным смыслом поста является не телесное воздержание, а совершенствование в молитве и добрых поступках. Ещё пророк Исаия (мир ему) в Торе изрёк такие слова от Всевышнего: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». (Ис. 58, 6-7).
Именно выполнение дел милосердия, повышенное внимание к духовной жизни отличает истинно постящегося человека от лицемерно выполняющего пищевые предписания, неважно, является ли он иудеем, мусульманином или христианином. И поэтому нынешний Рамадан для каждого из нас, верующих в Бога, должен послужить ещё одной возможностью стать отзывчивее к проблемам ближних и показать всему миру, что ислам действительно является религией истины, которая несёт в мир не разрушение, а мир и покорность воле Всевышнего.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Что мусульманам нельзя делать в Рамадан?
Совсем скоро начнется Рамадан — месяц обязательного поста для мусульман, во время которого они отказываются от еды и питья от рассвета до заката, а также имеют прочие ограничения, связанные с повседневной жизнью. Рассказываем — какие.
Сколько длится Рамадан?
Рамадан (или Рамазан) — это девятый месяц лунного исламского календаря, во время которого был ниспослан Коран. Из-за того, что лунный год по календарю короче обычного примерно на 11 дней, начало Рамадана ежегодно смещается. В 2021 году Рамадан начинается 13 апреля и продлится до 12 мая. Этот месяц называют священным — это время милости Аллаха, когда открываются врата рая, закрываются врата ада, а шайтана в этом месяце заковывают в цепи. Поэтому важно иметь смирение и поститься, соблюдая ряд ограничений, а также больше молиться, помогать нуждающимся и радоваться.
Завершается Рамадан праздником окончания поста Ураза-байрам — в этом году он приходится на 13 мая.
Как правильно поститься?
На протяжении всего месяца Рамадан особенно важно соблюдать ограничения от рассвета до заката. В Коране написано: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». Такое воздержание от приема пищи и питья называется имсак.
После захода солнца устраивается трапеза, которую называют ифтар. Ее принято ждать терпеливо, но если мусульманин с нетерпением ожидает этого приема пищи — в этом нет ничего плохого, разговение — это радость. Обычно начинают ифтар с фиников или других сухофруктов и стакана теплой воды. После вечерней молитвы, с наступлением ночи, накрывают полноценный ужин — могут подать суп, айран, молоко, легкие блюда из овощей и круп, нежирное мясо. Несмотря на то, что ночью многое позволено, все же излишеств стоит избегать. Выбирать стоит полезные продукты, которые легко усваиваются, избегать большого количества сладкого, жареного и острого. Утренний прием пищи, который совершается до рассвета, перед молитвой, называется сухур. Во время ифтара и сухура нежелательно переедать. Кстати, готовить еду днем можно, даже пробовать, главное — не проглатывать ее.
Одной из целей поста является подавление своих страстей, своего нафса, внутренней сущности человека, которая чаще всего тянется к излишествам (развлечениям, богатству, болтовне, вкусной еде и прочим наслаждениям). И когда мусульманин сокращает количество еды, продолжительность сна и меньше разговаривает — сторона нафса ослабевает, а духовная составляющая — укрепляется. Пост совершается и душой, и телом, поэтому запрещены злость, ложь, сплетни, сквернословие, хула, взгляды на чужих женщин. Самое главное требование поста — это ниет — намерение и искреннее желание соблюсти пост ради Аллаха.
От чего отказываются мусульмане в светлое время:
Исключение составляют случаи, когда человек сделал что-то нечаянно или забыв про пост. Но нарушение поста без важной причины считается грехом. Тем, кто нарушил пост, нужно покаяться и впредь совершать лишь благие дела, а пропущенный день поста восполнить позже. В любом спорном вопросе лучше посоветоваться с имамом.
Кто может не соблюдать пост?
Существуют мусульмане, которые освобождаются от соблюдения поста в Рамадан, в первую очередь, по состоянию здоровья: люди с хроническими заболеваниями, болеющие, пожилые, если отказ от пищи и питья может им навредить. Также освобождаются беременные женщины, женщины в период менструации и кормящие матери, которые беспокоятся за здоровье своего ребенка, а также дети, не достигшие половой зрелости.
В Коране указано так: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!».
Но даже если мусульманин освобожден от соблюдения Рамадана, то все же не стоит днем демонстративно есть, пить или курить. Это же правило касается и поведения немусульман в мусульманских странах.
«Поклонники дробного питания считают уразу вредной – это заблуждение!»
Почему мусульманский пост может оказаться полезнее, чем иные диетические схемы? Как нужно правильно есть, чтобы выйти из уразы, оздоровившись не только духовно? Известный казанский гастроэнтеролог и практикующий мусульманин Айрат Зиятдинов дает советы читателям «БИЗНЕС Online», постящимся в эпоху коронавируса.
Айрат Зиятдинов: «Идти на поводу у фанатичных бабушек и поститься, несмотря ни на что, тоже ни в коем случае нельзя» Фото из личного архива Зиятдинова
ЕСТЬ И ТАКИЕ ВРАЧИ, КОТОРЫЕ ВООБЩЕ НЕ ИМЕЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ УРАЗЕ
Естественно, Аллах разрешил людям, которые болеют, не поститься. Но здесь все зависит от намерения, ведь если человек ищет для себя повод, чтобы не держать уразу, то он найдет его в любом случае. С другой стороны, если поститься, будучи нездоровым, то тем самым мы пренебрегаем облегчением от Аллаха и можем усугубить свою болезнь, а также впасть в немилость к Всевышнему.
Если же мы говорим о нынешней пандемии, то больной может заразить свое окружение, врачей, с которыми имел дело. Потому сначала обязательно на этот счет посоветуйтесь со специалистами, особенно если есть признаки COVID-19, например температура, насморк, сухой кашель. Но есть некоторые мнительные люди, которые подозревают у себя все что угодно, есть даже такое определение «болезнь третьекурсника мединститута», когда студенты, изучая разные заболевания, начинают их симптомы находить у себя. В общем, это не совсем верно, когда, смотря телевизор и читая книги, вы находите у себя признаки недугов, которые сейчас стремительно распространяются.
Еще раз повторю, что нужно обратиться к доктору и, если он запретит поститься, ни о какой уразе речи идти не может. Но есть и такие врачи, которые вообще не имеют представления об уразе и просто запрещают пациенту выполнять этот важный ритуал, что может нанести психологическую травму мусульманину. Особенно трудно пожилому человеку, который всю жизнь держал пост, ведь людям с крепкой верой очень важно выполнять предписание Аллаха, коим является пост в месяц Рамадан. Так что лучше было бы проконсультироваться с врачом — практикующим мусульманином, конечно, если найдете такого.
Но и идти на поводу у фанатичных бабушек и поститься, несмотря ни на что, тоже ни в коем случае нельзя. Кстати, если нельзя посетить медицинское учреждение, то можно получить консультацию в онлайн-режиме или по телефону. А еще у человека может быть какое-то заболевание, при котором ему необходим прием лекарств, но сейчас есть много препаратов пролонгированного действия, которые принимают один-два раза день, значит, можно разбить их прием на время утренней трапезы (сухура) и ифтар. Грамотный специалист подскажет, как это сделать.
Прием пищи 2 раза в день, как это делают во время уразы, никакого вреда организму не нанесет, естественно, если речь идет о здоровом человеке Фото: «БИЗНЕС Online»
СОГЛАСНО ВЫСКАЗЫВАНИЮ ПРОРОКА МУХАММЕДА, ИФТАР ТОЖЕ НАДО НАЧИНАТЬ С ПРИЕМА ВОДЫ
Вообще, у нас есть такое заблуждение, когда больного стараются обильно кормить. На самом деле, если так делать, энергия этого человека будет уходить на переработку пищи, а не на выздоровление. Должно иметься достаточное количество жидкости, будь то чай или отвары трав. Даже здоровому человеку необходимо принимать в сутки 30 мг жидкости на 1 кг веса. Она необходима, чтобы выводить из организма токсины. Предпочтение нужно отдавать фруктам, так как в них много витамина С, он есть и в овощах, и в цитрусовых, других плодах, квашенной капусте.
Белок тоже необходим, как нас учили во времена Советского Союза, организм человека, занятого умственным трудом, в сутки должен поглощать 80–100 г белка, 80–100 г жира, две третьих которого должны составлять жиры животного происхождения. Лишнее не нужно, ведь дополнительная порция все равно не будет переработана организмом. Что касается информации, распространенной в СМИ, о том, что жирная пища способствует противостоянию COVID-19, то это больше мифы, хотя жиры организму нужны как источник энергии, строительный материал для тела.
Если продолжать разговор о мусульманском посте, то поклонники дробного питания считают уразу вредной, то есть, по мнению доморощенных диетологов, есть нужно маленькими порциями и как можно чаще. Это заблуждение, которое ведет к подрыву здоровья! Объясняю. Принятая пища задерживается в организме 5–6 часов, и если она еще не успела перевариться, а мы добавляем туда дополнительную порцию, то в нем происходит загнивание непереваренной пищи. Это приводит к выделению токсинов, других вредных веществ.
Для того чтобы соляная кислота, которая обрабатывает попавшую в желудок еду, действовала эффективно, ни в коем случае нельзя запивать пищу водой. Согласно высказыванию пророка Мухаммеда, ифтар тоже надо начинать с приема воды, богатыми жидкостью фруктами и овощами. И это правильно! А не так, как у нас делается, когда разговляемся фиником и парой глотков воды, потом набиваем желудок фруктами, пловом и затем много чая. Это приводит не к разложению пищи, а к ее окислению, значит, мы открываем врата для микробов и вирусов. Не должно быть и речи о том, что нужно разбавлять соляную кислоту водой! Потому прием пищи два раза в день, как это делают во время уразы, никакого вреда организму не нанесет, естественно, если речь идет о здоровом человеке.
Воду нужно пить до еды, но тут надо помнить, что делается подобное с умом. Раз необходимо пить в сутки 30 мл на 1 кг веса, то это не значит, что принимаем залпом литр во время сухура и столько же, когда наступает ифтар. Утром достаточно выпить два стакана, а это уже пол-литра, после захода солнца постепенно остальную часть, ведь до утренней трапезы время еще остается. Через пару часов после приема пищи уже можно пить воду.
В 2020 году запретили коллективные намазы в мечетях, потому ночную молитву, которую совершают во время месяца Рамадан, — таравих — каждый будет делать у себя дома Фото: «БИЗНЕС Online»
МАСКА САМА МОЖЕТ СТАТЬ ПРИЧИНОЙ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИИ
Еще раз хочу повторить, что у человека, который применяет дробное питание, сопротивляемость организма болезням уменьшается, вспомните о нынешней пандемии. Энергия идет на переработку пищи, снижение иммунитета, так как микробы не умирают в гниющей пище, а, наоборот, развиваются. Значит, организм открыт для любой инфекции. Но тут должно быть без фанатизма, например, больной человек, узнав о том, что частое питание вредит ему, начинает голодать или поститься, это нанесет вред ослабленному организму еще больший. Потому все надо делать разумно, должна быть золотая середина, нужно прислушиваться к своему организму.
В 2020 году запретили коллективные намазы в мечетях, потому ночную молитву, которую совершают во время месяца Рамадан, — таравих — каждый будет делать у себя дома. Это тоже может вызывать беспокойство у верующих. Но ведь можно пригласить к себе мусульман и с ними совершить намаз. Тут тоже надо все продумать, пригласить к себе только тех, в ком ты уверен, что он не носитель COVID-19. Ведь даже если среди гостей есть хоть один зараженный человек, то он навредит всей твоей семье. Кроме того, советуют держать между людьми расстояние 2 м — ну как у себя в квартире такое сделать? Это практически невозможно. Потом, если к тебе пришел инфицированный человек, то расстояние не имеет значение, ведь он трогает ручки, выдыхает воздух, а это ограниченное пространство. То же самое касается ифтара: пригласишь хоть одного инфицированного, он и других перезаражает. В медицине есть такая вещь, что к каждому человеку надо относиться как к потенциальному носителю болезни. Есть у него какая-то инфекция, ВИЧ или гепатит, тот же коронавирус (мы не знаем), но нужно вести себя так, как будто человек — носитель болезни. Здесь то же самое: когда приглашаешь к себе домой кого-то на ифтар или совершить коллективный намаз, ты должен быть уверен в нем.
Мыть руки, хотя это надо делать постоянно, а не только во время карантина, — аксиома, ведь через грязные руки и грибки передаются, другие заболевания. Приходишь домой — помой руки! Что касается масок и перчаток, здесь тоже надо действовать с умом. Бывает, человек надел резиновые перчатки, трогает ими еду в магазине, потом возвращается домой, садится в машину, задевает руль, затем может схватиться за него голыми руками. То есть, когда надеваешь перчатки, маски, надо придерживаться определенных правил. Те же перчаток, маски хватает на пару часов, а люди, бывает, уже две недели в одной и той же маске ходят, до того они внешне замаслены. А такая маска сама может стать причиной распространения инфекции.
Еще один вопрос, который волнует мусульман, — это проведение Ураза-байрама. Пока твердого решения нет, но, скорее всего, праздничного намаза в мечетях не будет из-за угрозы распространения коронавируса. Людям не надо на этот счет беспокоится, нужно слушать фетвы ученых-богословов. Раз они сказали, что мечети будут закрыты, то необходимо к подобному спокойно отнестись. Выполнять предписания совета улемов, а не разглагольствовать, мол, что это за ученые такие, правильно ли они вынесли решения. Если люди не будут подчиняться богословам, то подобное может привести к смуте в обществе.