почему в исламе нельзя брызгаться водой
Дозволено ли расточительство воды?
Каково постановление шариата относительно расточительства воды?
Вся хвала Аллаху, величие и сохранность Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).
Всевышний Аллах сделал воду основой, от которой зависит жизнь всего сущего на Земле. Водой орошаются земли, из неё пьют люди и животные. Вода является самым распространённым из благ Творца на Земле. «Мы разделили их и создали всё живое из воды». (Сура Аль-Анбия, аят 30)
Ислам побуждает человека беречь воду и не тратить лишнее, запрещает лить её напрасно и портить, потому что вода является великим благом, от которого зависит жизнь во многих её проявлениях.
Если же мы сохраним это благо, дарованное нам Всевышним, как требует от нас религия, то таким образом мы сохраним воду от излишней траты. «Если вы будете благодарны, Я одарю вас большим (большими благами). А если вы будете неблагодарны [за все дарованные вам блага], то наказание Моё будет сурово». (Сура Ибрахим, аят 7)
Обязательным же является сохранение воды от того, что может её испортить, путём собирания у широких плотин или же в местах, отведённых специально для воды, без напрасного расходования даже малой капли, ведь это капля, которую Творец ниспослал в качестве блага для нас.
«Мы низвели с неба благодатную воду и взрастили ею сады и зёрна собранного урожая и высокие пальмы с плодами, растущими гроздьями». (Сура Каф, аяты 9-10)
Из-за важности этого правила Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предостерегал нас от расточительства, даже при поклонении, например, при омовении или купании.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амру ибн аль-‘Аса (да будет доволен Аллах ими обоими) передаётся, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прошёл мимо Са‘да, когда тот совершал малое омовение. Он сказал ему: «Что это за расточительство, о Са‘д?» Тогда тот спросил: «Разве во время совершения омовения можно проявить излишество?» Пророк ответил: «Да, даже если ты находишься на берегу реки». (Ахмад, 6768; Ибн Маджа, 419)
Учёные-богословы установили количество воды, необходимое для омовения частей тела. Если же израсходовать воду сверх нормы, то это расточительство (исраф). Если расточительство будет допущено хозяином воды, то это нежелательно (макрух), если же вода принадлежит другому, и человек, который допускает излишество, не уверен в довольстве хозяина, или же вода является вакуфным имуществом, то расходование такой воды является запретным, по мнению всех учёных-богословов.
В достоверном хадисе передаётся: «Пророк, мир ему и благословление, купался са’ом и совершал омовение маддом».
Мадд – 687 миллилитров.
Это минимум, с которым можно выполнить поклонение, но это количество не является обязательным.
Иордания относится к беднейшим странам, и из-за этого для нас ещё более обязательно беречь воду, и это достигается избеганием расточительства, сбором воды в специальных местах или накоплением дождевой воды, при этом следует возносить Господу за дары благодарность, выражая её бережливостью и наиболее полным использованием.
(Количество воды, необходимое для омовения, может меняться в зависимости от человека и ситуации.)
Исламский туалетный этикет
Этикет исправления естественных нужд подробно описан в Коране. Правила предписывают верующему удалиться в специальное место и следовать предписаниям Пророка Мухаммада.
Исламский этикет не терпит нарушения норм и предписывает мусульманам произносить молитвы при посещении туалета.
Как правильно себя вести
Для того, чтобы справить потребность, верующим необходимо пройти в уборную или (при ее отсутствии) в другое место, скрытое от посторонних глаз. В хадисах говорится:
«Мы вышли в путь вместе с Посланником Аллаха, и Посланник Аллаха не испражнялся, пока не удалялся и никто его не видел».
Также стоит покрыть голову и надеть обувь.
Если вы хотите следовать духовному пути (сунна), то входите в уборную с левой ноги, а выходите – с правой. Исламский туалетный этикет предписывает ступать с левой ноги во все места, которые считаются нечистыми, а с правой – уходить. Напротив, при посещении мечети или других святынь нужно входить с правой ноги.
Прежде чем посетить туалет, следует приготовить воду, камешки или туалетную бумагу. Запрещенно брать с собой то на чем написаны имена Всевышнего, Пророка или ангелов (сюда входит бумага, ювелирные украшения).
Мусульманский этикет устанавливает также ряд правил, которые стоит соблюдать:
Не забывайте прочитать молитву, прежде чем пойдете в уборную. Помните – туда стекаются бесы, а отогнать их можно только правильными словами. При входе произнесите: « С именем Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков» или «Во имя Аллаха. Прошу у Аллаха защиты от гнусного, скверного, злого, зловредного и проклятого шайтана ». Во время выхода скажите: « Прости, о Аллах! »
Что делать нежелательно или запрещено
Следуя правилам, которые устанавливает этикет исправления естественных нужд, не открывайте гаурат (части тела, которые необходимо скрывать от глаз посторонних) до тех пор, пока не присядете. Как только вы завершите процесс, его нужно сразу закрыть.
Вот что не одобряет исламский этикет при посещении уборной:
Исламский туалетный этикет запрещает справлять потребности, повернувшись лицом или спиной к кибле (направление в сторону священной Каабы). Исключение можно сделать только когда существует риск попадания скверны на одежду.
Также запрещено совершать акт мочеиспускания или дефекации:
В хадисах приводят также слова Пророка Мухаммада: «Бойтесь двух проклятий». Сказали (сподвижники): «Что это за два проклятия, о посланник Аллаха?». Сказал: «Тот, который освобождается (т.е. справляет нужду) на дорогах (которыми пользуются) люди в тени (которой они пользуются)».
Очищение после посещения отхожего места
Мусульманский этикет предписывает верующим очищать тело после посещения уборной. Это можно сделать двумя способами – подмыванием (истинджа) и при помощи чистых предметов, разрешенных для этих целей (истиджмар). Верующим можно использовать только один из этих методов, но будет сунной, если вы совместите их.
Во время истинджи или истиджмара пользуйтесь левой рукой, подмывайтесь минимум 3 раза и используйте такое же количество чистых платков, бумаги или камешков. Запрещено подтираться костями или нечистотами.
Несоблюдение правил очищения считается грехом. Сказано: « Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся ».
Сунной будет считаться соблюдение всех установленных правил. Выполняйте их, чтобы укрепиться в вашей вере.
Религиозно-правовое заключение о воде, которая попадает на одежду при подмывании /истинджа/
Дата публикации : 04-08-2020
Вопрос
Каково положение воды, которая попадает на одежду при подмывании из специального шланга?
Текст ответа
Вода, которая попадает на тело или одежду из крана, несомненно, чистая. В кране течет чистая вода.
Что же касается ситуации, когда на одежду или тело попала вода, которой смывалась нечистота, то: 1) если из-за этой нечистоты изменится одно из свойств воды, то она считается нечистой; 2) если же ни одно из свойств воды не изменится, то она считается чистой. Таким образом, если на тело или одежду попадет вода первого вида, то необходимо смыть её с того участка, куда она попала. Если попадет вода второго вида, то – не нужно.
Таково мнение мазхаба имама Ахмада, да помилует его Аллах. Подробно см. в Энциклопедии по фикху (аль-Маусу‘ату-ль-фикхийа. Т. 29. С. 99).
Необходимо помнить, что через эту дверь сатанаможет внушать наущения, чтобы ввергнуть человека в излишество и крайность, противоречащие Шариату. Не нужно сомневаться в тех каплях воды, которые могут попасть при справлении нужды, если только мусульманин точно не будет уверен, что на него попала нечистота. Это можно узнать по изменению цвета жидкости или запаха. В этом случае он должен будет обмыть эти участки тела и помыть одежду, на которую попала нечистота.
Шейху-ль-ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал:
«Вода сама по себе чиста. Но если с нею смешается нечистота и станет в ней заметна, то использование такой воды будет сродни использованию нечистоты. Запрещено использовать воду, которая смешалась с чем-то нечистым. Не потому, что она стало нечистой, но потому, что смешалась с нечистотой. Значит, если в воде нет признаков смешивания с нечистотой, и присутствуют лишь сомнения в этом, то сама вода считается чистой. Таково облегчение Аллаха, которое он дал в нашем Шариате.
Достоверно передается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, совершил омовение из кувшина христиан, несмотря на вероятность, что кувшин мог быть нечистым. Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, вместе со своим спутником прошел мимо водостока.Его спутник спросил: „О владелец стока, вода твоя чиста, или является нечистой?“ ‘Умар же сказал: „Владелец стока, не сообщай этого. Человеку нет необходимости (спрашивать, но ограничиться внешним признаком воды)“. Имамы (Ахмад и другие) прокомментировали этот случай. Они сказали, что если на человека попала вода из стока, но нет ни одного признака, что вода в стоке является нечистой, то он не обязан спрашивать о ней. Это даже нежелательно» (аль-Фатауа-ль-кубра. Т. 1. С. 225, 226).
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усеймин, да помилует его Аллах, был спрошен о человеке, который совершил омовение в месте, где люди справляют нужду. Есть вероятность того, что на его одежду попала нечистота. Обязан ли он постирать свою одежду?
«Прежде чем ответить на этот вопрос, я бы хотел сказать следующее.
Закон Аллаха, Шариат, хвала Всевышнему, совершенен со всех сторон. Он соотносится с природой человека, которой он был наделен при сотворении. Шариат легок и послан Аллахом для отдаления человека от блуждания в сомнениях и воображаемых им фактах.
Сейчас о человеке и его одежде. В основе одежда и тело остаются чистыми, пока человек не убедится, что на его тело или одежду не попала нечистота. Это положение, эту основу подтверждают слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Пророку пожаловался мужчина, ему казалось, что у него во время молитвы нарушается омовение. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: „Не покидай (молитву), пока не услышишь звук или не почувствуешь запах“. Основой остается то, что было изначально.
Если одежда, в которой человек вошел в место справления нужды, испачкалась, то кто может утверждать, что эта жидкость является жидкостью нечистой (мочой или водой, которая смешалась с нечистотой и т.д.)? Если мы не уверены в этом, то одежда считается чистой. Верно, человек может предполагать, что испачкался чем-то нечистым, но, пока он не убедится в этом полностью, одежда будет считаться чистой.
Поэтому, в ответ на вопрос мы скажем следующее. Если человек не имеет твердой уверенности в том, что одежда испачкалась чем-то нечистым /наджас/, то она считается чистой, какой и была изначально. Он не обязан стирать одежду и может совершать в ней молитву. А Аллаху ведомо лучше» (Маджму‘ фатауа Ибн ‘Усеймин. Т. 11. № 23).
О брызгании водой на половой орган после омовения
О брызгании водой на половой орган после омовения
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
О брызгании водой на половой орган после омовения
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Из серии «Оживление забытой Сунны»
Зайд ибн Хариса рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда ангел Джибриль (мир ему) обучил меня омовению, он велел мне взять воду и побрызгать ею на половой орган». Ахмад 5/203, ад-Даракъутни 41.
В иснаде этого хадиса передатчик по имени Ибн Ляхи’а, относительно которого были большие разногласия. Одни ученые считали все хадисы, которые он передает – достоверными. Другие считали все его хадисы слабыми. А третьи разделяли, и считали, что хадисы, которые он передает до того, как сгорели его книги – достоверные, а которые он передает после этого – слабые, поскольку после того, как его книги сгорели, он стал путаться и допускать ошибки в хадисах.
Ученые разошлись относительно достоверности хадисов данной главы. Например, хафиз аль-Мунзири говорил, что в данной главе нет ни одного достоверного хадиса.
Однако на самом деле это не так, и упомянутый хадис усиливается множеством других версий, а также другими хадисами, в которых говорится о брызгании на половой орган водой после омовения:
Например, аль-Хакам ибн Суфьян говорил: “Я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил омовение и побрызгал на свой половой орган водой”. ан-Насаи 135.
Все передатчики этого хадиса являются надежными, однако, ученые разногласили относительно аль-Хакама ибн Суфьяна – являлся ли он сподвижником, или нет. Многие исследователи считали, что он застал пророка (мир ему и благословение Аллаха) и был сподвижником. См. “аль-Исти’аб” 1/318, “аль-Хуляса” 1/243.
Также об этом передается со слов сподвижника Джабира ибн ‘Абдуллаха, который рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил омовение и побрызгал на половой орган водой”. Ибн Маджах 464.
Таким образом, все эти хадисы усиливают друг друга без сомнения, и о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) брызгал водой на половой орган после совершения омовения передают многие сподвижники, среди которых: Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра, Джабир, Зайд ибн Хариса, аль-Хакам ибн Суфьян и др.
На основании этого, хадисы о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) брызгал водой на половой орган после омовения, считали достоверными многие имамы. Так, говоря о слабости передатчика одной из версий данного хадис по имени Хасан ибн ‘Али аль-Хашими, имам аль-‘Укъайли сказал: “Не следуют за ним в этом хадисе. Однако об этом также передается не через этот иснад, а через другой, хороший иснад”. См. “ад-Да’ифа” 3/477.
Говоря о слабой версии одного из хадисов данной главы, шейх аль-Мубаракфури сказал: “Хадис этот слабый, однако, относительно данной темы передается множество хадисов, которые в совокупности указывают на то, что у него есть основа!” См. “Тухфатуль-ахуази” 1/169.
Шейх ‘Али ибн Адам аль-Атьюби в комментарии на сборник хадисов имама ан-Насаи говорил: “Хадис от аль-Хакама ибн Суфьяна посчитали слабым по причине его запутанности (в его имени и видении им пророка). Однако мы упомянули, что правильное мнение относительно его имени, что его зовут аль-Хакам ибн Суфьян, а Ибн Ма’ин, Абу Зур’а, Ибрахим аль-Харби, Ибн Хиббан и Ибн ‘Абдуль-Барр доказывали то, что он был сподвижником. И относительно этой темы передаются другие хадисы, усиливающие его, и даже если они все слабые, они усиливают друг друга. И внешне то, что имам ан-Насаи упомянул этот хадис, указывает на правильность версии Суфьяна, так как он упомянул его в виде свидетельства. И этот хадис достоверный!” См. “Шарх Сунан ан-Насаи” 3/289.
О достоверности этих хадисов говорил и шейх аль-Альбани. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 159, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 841, «Сахих аль-джами’» 76.
Также этот поступок усиливает понимание сподвижников:
Ибн ‘Аббас относительно того, кто находит выделение или влагу (на нижнем белье), сказал: “Ему следует совершить омовение тщательным образом, а затем побрызгать водой половой орган. И если он после этого увидит что-то влажное, то скажет: «Это от воды». И таким образом он избавится от этого”. ‘Абдур-Раззакъ 1/151, аль-Байхакъи 1/167. Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность. См. “Маталиб аль-‘алия” 1/46.
Нафи’ рассказывал: “Когда Ибн ‘Умар совершал омовение, он брызгал водой на половой орган”. Ибн Аби Шайба 1786. Иснад достоверный. См. “Сыфатуль-уду уаль-гъусль” 45.
Поэтому нет никаких сомнений в правомочности подобного поступка! И этому следовали многие саляфы и имамы, среди которых Саляма ибн Акуа’, аль-Къасим, Ибн Сирин, Мухаммад ибн Ка’б, Муджахид, Маймун ибн Михран и др. См. “аль-Мусаннаф” 1/151-153, ‘Абдур-Раззакъа и “аль-Мусаннаф” 1/167-168, Ибн Аби Шайбы.
И это известное мнение ханафитов, шафиитов и имамов других мазхабов. Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Когда к имаму Ахмаду обратились некоторые его сторонники с тем, что находят выделения или влагу после того, как совершают омовение, он повелел им брызгать водой на половой орган после справления малой нужды и сказал: «Не делайте это вашей постоянной заботой!»” См. “Игъасату-лляхфан” 1/151.
Имам аль-Мунауи сказал: “Желательно после совершения омовения побрызгать водой на половой орган, чтобы избавиться от наущений”. См. “Файдуль-Къадир” 1/126.
Имам ас-Синди сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) брызгал водой на половой орган, чтобы избавиться от сомнений и обучить этому свою общину”. См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” 1/269.
О понимании хадисов данной главы и того, к чему они побуждают
Разногласие ученых в понимании слова «брызгать»
Ученые разошлись на несколько мнений в понимании слова «брызгать» (надаха), упомянутое в приведенных хадисах. Так, например, имам аль-Хаттаби говорил: “Речь идет об очищении водой (после справления нужды), так как большинство людей очищались камнями, а не водой. Также слово «брызгание» можно истолковать, как обрызгивание полового органа водой после его очищения, чтобы избавиться от наущений шайтана”. См. “Ма’алиму-Ссунан” 1/63.
А имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби передал, что среди мнений ученых, в отношении данной главы, также то, что речь идет в этих хадисах о том, что недостаточно брызгать на половой орган для очищения, и что его следует мыть. Также среди мнений то, что речь идет о брызгании водой на одежду, которой прикрыт половой орган, чтобы избавиться от сомнений и наущений. См. «‘Аридатуль-ахуази» 1/66.
И правильным является мнение тех ученых, кто сказал, что слово «надаха» в данных хадисах означает: «брызгать водой на половой орган после совершения омовения», как на это указывает внешнее понимание хадисов данной главы и слова имамов, которые с дозволения Аллаха будут приведены далее.
Когда именно следует брызгать на половой орган водой?
Также ученые разошлись в том, когда именно следует брызгать на половой орган водой – до или после омовения? Правильным является то, что это следует делать после завершения омовения. Имам Ибн Маджах назвал главу в «ас-Сунан» 1/263, в которой привел эти хадисы так: «Что пришло относительно брызгания после омовения».
Имам ад-Даракъутни назвал главу в «ас-Сунан» 1/198, в которой привел этот хадис, следующим образом: «О брызгании водой на половой орган, после омовения».
Имам Ибн аль-Мунзир назвал главу так: «Брызгание водой на половой орган после омовения, чтобы избавиться посредством этого от наущений шайтана и удалить сомнение». См. “аль-Ишраф” 1/121.
Шейх Шарафуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорил: “Эти хадисы указывают на то, что брызгание совершается после совершения омовения”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 1/287.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Правильным является то, что брызгание, о котором идет речь, совершается после омовения, как на это указывают большинство хадисов данной главы!” См. “Тухфатуль-ахуази” 1/169.
Касается ли данное положение всех или только тех, у кого есть сомнения?
Ученые разошлись относительно того, желательно ли брызгать воду на половой орган после омовения тому, у кого нет никаких сомнений или же нет. См. “Ихда ад-дибаджа би шарх Сунан Ибн Маджах” 1/254.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Подобный поступок не является желательным для того, у кого нет сомнений”. См. “аль-Ишраф” 1/122.
Однако нет сомнения в том, что данный поступок является Сунной в омовении, независимо от того, поступает так имеющий наущения о выделениях, или же нет. И нельзя сказать, что пророк (мир ему и благословение Аллаха), Ибн ‘Умар и др., кто так поступал, имели наущения и сомнения о выделении мочи и т.п. Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил: “Нафи’ рассказывал: «Когда Ибн ‘Умар совершал омовение, он брызгал водой на половой орган». Передатчик этого хадиса ‘Убайдуллах сказал: «Мой отец тоже это делал». И это также передается от Муджахида, Маймуна ибн Михрана, Салямы и Ибн ‘Аббаса. И это мнение наших сторонников (ханафитов), что данный поступок из числа желательных вещей в омовении – побрызгать водой на половой орган и на одежду после омовения, не говоря уже о том, чтобы поступать так при наущении!” См. “Шарх Сунан Аб Дауд” 1/388.
Как следует брызгать водой на половой орган?
Наилучший способ брызгания водой – это брызгание после омовения на половой орган через нижнее белье, прилегающее к половому органу. И хадисы о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) или сподвижники брызгали на половой орган после омовения водой, не указывают на то, что они брызгали воду на оголенный половой орган, учитывая, что это передают те, кто их видел при этом поступке. Однако они брызгали на половой орган водой через одежду, прикрывавшую его. Такое понимание извлекается также из одной версий хадисов данной главы, в которой сказано: “Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) набрал в ладонь воду и побрызгал ею на свою одежду”. ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/243.
Однажды один человек пришел к Маймун ибн Михрану и пожаловался ему на то, что он иногда находит влагу. Тогда Маймун сказал ему: “Когда совершишь омовение, то обрызгай водой на свой половой орган и одежду, которая прикрывает его. И если после этого ты что-то найдешь, то скажи: «Это вода»”. Ибн Аби Шайба 2/209.
Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил: “Данный поступок из числа желательных вещей в омовении – побрызгать водой на половой орган и на одежду после омовения”. См. “Шарх Сунан Аб Дауд” 1/388.
Шейх Шарафуль-Хаккъ ‘Азым Абади говорил: “В книге «Джами’ аль-усуль» (Ибн аль-Асира) сказано, что речь идет о брызгании водой на одежду и т.п. И смысл этого в том, чтобы совершать так после омовения, дабы избавиться от сомнений, которые постигают человека в связи с тем, что из его полового органа что-то могло выйти. И когда он увидит, что на этом месте есть влага (от воды), то это избавит его от наущений”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 1/285.
Заключение
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучил свою общину наилучшим образом тому, как следует избавляться от сомнений и наущений шайтана, который заставляет мусульман сомневаться в их омовении, внушая им то, что из полового органа у них во время молитвы что-то вышло, будь то капля мочи или иное выделение. И сколько же мусульман в наше время мучается от подобных наущений, выбегая после каждой молитвы и открывая одежду, чтобы убедиться в отсутствии следов выделения на нижнем белье. Какое же прекрасное лечение в упомянутом от этих сомнений и трудностей для мусульман!
Также можно с уверенностью сказать, что данный поступок, как брызгание водой на половой орган после омовения, относится к числу забытых Сунн в наше время, которую необходимо распространять среди мусульман и обучать ей. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды! А тот, кто внесет нововведение, которое будут совершать люди, понесет на себе бремя этого, что не уменьшит и бремени тех, кто совершал нововведения!» Ибн Маджах 209, ат-Тирмизи 2677. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам аль-Багъауи, шейх Ибн Хаджар аль-Хайтами и шейх аль-Альбани. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/128, “Шарху-Ссунна” 1/198, “аз-Зауаджир” 1/98.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!