почему в армии нельзя говорить слово можно
8 ошибок, из-за которых тебя могут забрать в армию
Призывники нередко совершают различные ошибки, а иногда и вовсе глупости, которые приводят к одному исходу — службе в армии. Сегодняшняя статья как раз об ошибках, из-за которых тебя могут забрать в войска. Информацией об этом с нами поделились специалисты из «Службы Помощи Призывникам».
1. Не подготовился к медкомиссии
Если ты думаешь, что у тебя есть язва желудка и врачи поверят тебе на слово или вычислят наличие болезни по одному только твоему виду, то ты ошибаешься. Никто в призывной комиссии не заинтересован в том, чтобы выискивать у тебя какие-то болезни.
Что нужно делать перед медкомиссией:
— Собери все документы, касающиеся твоего здоровья. Можешь хоть на грузовике подвезти, главное — показать, что у тебя есть болезни.
— Пройди обследование перед медкомиссией. На документы из твоего детства, конечно, посмотрят, но их будет мало для освобождения от армии. Не поленись пройти обследование и узнать, есть ли у тебя какие-либо основания для отсрочки или для освобождения от службы.
— Посмотри документ «Расписание болезней». В нём перечислены все основания для отсрочки или освобождения. Если не хочется разбираться во всём этом, то можешь обратиться в «Службу Помощи Призывникам» — они помогут тебе определить основание и подготовиться к медкомиссии.
И запомни: не отдавай подлинные экземпляры документов, подтверждающих непризывной диагноз. Их могут потерять. Предоставляй только копии документов, которые врачи сверят с оригиналами и вложат в личное дело.
2. Лечился в платных клиниках или давно не был в поликлинике
Проходить обследование в частной клинике — это равносильно не проходить его вовсе и быть в глазах военкомата богатырём, которого можно отправить в спецназ, ведь информация о лечении не может быть проверена на достоверность.
После того как ты пожалуешься на здоровье, подкрепив это обследованиями, военкомат сделает запрос в поликлинику, к которой ты прикреплён. Если ты, как и многие молодые парни и девушки, не доверяешь «бесплатной» медицине и лечился только в частных клиниках, то твоя карточка будет пустой. А раз она пустая — значит, ты здоров, и можно поставить тебе категорию «А» или «Б».
Хочешь избежать этого — показывайся в своей поликлинике, проходи обследование там. Хотя бы формально.
3. Излишняя уверенность в том, что с твоим диагнозом не берут в армию
То, что у тебя есть заболевание из «Расписания болезней», ещё не значит, что тебя освободят от несения службы. Для получения военного билета нужно иметь определённые функциональные нарушения, записи о лечении в стационаре и тому подобное. Как пример, если у тебя сколиоз, то нужно не просто сказать врачу, что он у тебя есть, и идти домой, а доказать, что искривление позвоночника превышает 17 градусов, сколиоз фиксированный и сопровождается болями, ограничениями подвижности и так далее.
А иногда врачи могут приуменьшать какие-то болезни. К примеру, у тебя плоскостопие третьей степени, которое по «Расписанию болезней» является непризывным. Лёгким движением руки врача ставится вторая степень — и ты уже годен к несению службы. Это может произойти как по ошибке, так и специально. Выход прост: просматривай записи и, если увидел там ошибку, обжалуй.
4. Отчаялся и сдался, не стал обжаловать решение военкомата
В дополнение к предыдущему пункту. Даже если болезни не увидели или не отправили тебя на дополнительное обследование, а просто поставили категорию «А» или «Б» и дали повестку на отправку, то не жди, пока тебя заберут в армию, — беги собирать документы и писать жалобу на несогласие с решением призывной комиссии. То же самое касается и тех случаев, когда тебе завысили категорию. Не обжалуешь решение до дня отправки — поедешь служить.
Самостоятельно грамотно написать жалобу сложно. Тут лучше всего воспользоваться услугами опытных специалистов.
5. Отказался от дополнительного обследования
«Не хочу» и «не буду» лучше оставить дома. Врачи на медкомиссии не будут уговаривать тебя пройти обследование. Не хочешь — твоё право. И ты, уверенный, что уже освобождён от службы, ведь на медкомиссии предоставил бумаги о наличии болезни, идёшь в армию, потому что в документах указаны формулировки, не соответствующие регламенту. А раз они не соответствуют регламенту, то не подходят в качестве доказательной базы. Решение медкомиссии в таком случае будет в утверждении категории «А» или «Б», причём на законных основаниях.
Запомни: если в военкомате тебе назначают дополнительное обследование — соглашайся. Только так ты докажешь, что у тебя действительно есть основания для отсрочки или освобождения от службы в армии.
Кстати, встречается и такая ошибка, когда отправляют на дополнительное обследование не по твоему диагнозу. В больнице диагноз не подтверждают, и ты признаёшься годным к несению воинской службы. При получении направления на обследование посмотри, что там написано. Если диагноз неправильный, то не постесняйся сказать об этом медкомиссии. Врачи тоже люди — они устают и допускают ошибки. И это понятно: медкомиссию ежедневно могут проходить десятки парней, и каждому нужно уделить внимание.
6. Постеснялся рассказать о проблемах со здоровьем
Да, мы прекрасно понимаем, что есть такие болезни, о которых просто стыдно говорить. Если у тебя энурез, варикоцеле, крипторхизм, фимоз и другие неудобные заболевания, то ты как минимум получишь отсрочку на полгода с продлением ещё на полгода. А в случае отсутствия улучшения ты получишь освобождение от призыва.
7. Испугался угроз
На медкомиссии тебе могут сказать, что с психологическими проблемами, например неврозом, тебя не возьмут на работу, ты не сможешь получить права и вообще нормально сосуществовать с обществом, поэтому лучше послужи, а там, глядишь, исправят. Или же будут давить на стыд, если ты придёшь с одной из болезней из предыдущего пункта. Тут всё зависит от самого врача, особенно если это психолог, цель которого — выявлять не только психические заболевания, но и симулянтов. Не иди на поводу и требуй направление на дополнительное обследование.
8. Не обратился за помощью к юристам
Если тебя всё же призывают на службу из-за отсутствия подготовки к медкомиссии или из-за ошибочного решения врачей, то не отчаивайся, ведь можно обратиться за помощью к юристам, которые имеют опыт в вопросах призыва на военную службу, например в «Службу Помощи Призывникам». Даже если ты уже получил повестку, грамотный юрист сможет обжаловать это решение, подготовить недостающие документы и подсказать, по какому основанию ты можешь получить военный билет.
Права во время срочной службы в армии
В октябре начнется осенний призыв — в армию уйдет около 130 тысяч человек.
Служить по призыву идут те, кому исполнилось 18 лет и у кого нет права на отсрочку или освобождение от службы. А еще до 1 ноября призывники, у которых такое право есть, могут от него отказаться и тоже пойти служить. Права на службе у них будут одинаковые.
По призыву служат один год. Все это время государство будет бесплатно кормить, одевать, лечить и каждый месяц платить зарплату — денежное довольствие. Закон гарантирует военнослужащим по призыву право отдыхать один раз в неделю, спать по 8 часов и иногда бесплатно ездить домой.
Служба по призыву еще называется срочной службой, а солдаты — срочниками. Это неофициальные термины, но все их используют. Так проще отличать тех, кто проходит службу по призыву, от тех, кто служит по контракту. У контрактников права отличаются, потому что военная служба — их профессиональный выбор и служат они дольше.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Если вам или вашим близким пришла повестка, сохраните таблицу со ссылками на нормативные акты, чтобы знать о правах в армии. Но учтите, что доступ к ним с телефона во время службы будет проблематичен: пользоваться смартфонами в армии нельзя.
Если в армию пока не собираетесь, почитайте, как законно избежать призыва:
Служить поближе к дому, если есть дети или пожилые родители
Как это работает. Закон не дает возможности выбирать, где служить. Отправить могут и в удаленную воинскую часть, если государству там нужны военные. Но все-таки призывников распределяют не как получится, а по правилам. Некоторые из этих правил могут пригодиться, чтобы служить ближе к дому.
По закону призывника должны отправить служить рядом с местом его жительства, если:
Если у призывника двое детей или родители болеют так, что за ними нужно постоянно ухаживать, а кроме призывника делать это некому, его вообще не должны забирать служить. Это основания для отсрочки, от которой нельзя отказаться.
Чтобы служить направили рядом с местом жительства, нужно заранее сообщить военкомату о том, что есть такие обстоятельства. Для этого понадобятся документы, подтверждающие родство, — обычно это свидетельство о рождении или об установлении отцовства. Возраст родителей подтвердят копии их паспортов, а болезнь — справки от врача. Могут попросить и другие документы. В законе эти правила четко не прописаны, уточняйте в своем военкомате.
Все это не гарантирует, что призывника отправят служить именно в ближайшую воинскую часть. В законе есть оговорки: направлять туда призывников с детьми или пожилыми родителями нужно «по возможности» и «в пределах установленных норм призыва». Но все-таки это дополнительная законная возможность как-то повлиять на свое место службы.
Выбрать альтернативную гражданскую службу
Как это работает. Тем, кто не может служить в армии по морально-этическим соображениям, государство разрешает туда не ходить. Но вместо этого нужно будет пройти альтернативную гражданскую службу — поработать на благо государства 21 месяц, это в 1,75 раза дольше, чем обычная служба по призыву. За альтернативную гражданскую службу платят зарплату, при необходимости обеспечивают жильем. И обычно ее проходят в том же регионе, в котором живут.
Есть список профессий, которые государство считает подходящими для альтернативной гражданской службы: санитары, дворники, грузчики, лифтеры, оленеводы, врачи и инженеры.
На альтернативную гражданскую службу может перейти:
Чтобы уйти служить санитаром, а не солдатом, нужно подать в призывную комиссию своего военкомата заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую. К нему прикладывают автобиографию и характеристику с учебы. На практике согласовать такой перевод бывает сложно: призывнику могут отказать, если комиссия посчитает, что его мотивы недостаточно убедительны и он вовсе не против военной службы, а просто не хочет идти в армию. Такой отказ можно обжаловать в районном суде — на это дают 3 месяца. Все это время на военную службу призвать не могут.
Заявление важно подать в правильное время:
Те, кто идет служить этой осенью, уже не смогут перевестись на альтернативную гражданскую службу, если еще не подавали заявлений. Но могут рассказать об этом друзьям и младшим братьям.
Обращение военнослужащих друг другу, к начальникам и старшим; Обращение военнослужащих во внеслужебное время и вне строя
Обращение военнослужащих друг другу, к начальникам и старшим
56. При обращении начальника или старшего к отдельным военнослужащим они, за исключением больных, принимают строевую стойку и называют свою воинскую должность, воинское звание и фамилию. При рукопожатии старший подает руку первым. Если старший без перчаток, младший перед рукопожатием снимает перчатку с правой руки. Военнослужащие без головного убора сопровождают рукопожатие легким наклоном головы.
67. Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о Вооруженных Силах в целом.
Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе взаимного уважения. По вопросам военной службы они должны обращаться друг к другу на «Вы». При личном обращении воинское звание называется без указания слов «юстиции» или «медицинской службы».
Начальники и старшие, обращаясь по вопросам службы к подчиненным и младшим, называют их по воинскому званию и фамилии или только по воинскому званию, добавляя в последнем случае перед воинским званием слово «товарищ».
Например: «Рядовой Петров», «Товарищ рядовой», «Сержант Кольцов», «Товарищ сержант», «Мичман Иванов».
Военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не имеющих воинских званий сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов, офицеров, а также военнослужащих, обучающихся в учебных воинских частях, называют по воинской должности, на которую они назначены.
Например: «Курсант (слушатель) Иванов», «Товарищ курсант (слушатель)».
Подчиненные и младшие, обращаясь по вопросам службы к начальникам и старшим, называют их по воинскому званию, добавляя перед воинским званием слово «товарищ».
Например: «Товарищ старший лейтенант», «Товарищ контр-адмирал».
При обращении к военнослужащим гвардейских соединений и воинских частей перед воинским званием добавляется слово «гвардии».
Например: «Товарищ гвардии старшина 1 статьи», «Товарищ гвардии полковник».
Вне строя офицеры могут обращаться друг к другу не только по воинскому званию, но и по имени и отчеству. В повседневной жизни офицерам разрешается применять утвердительное выражение «слово офицера» и при прощании друг с другом допускается вместо слов «до свидания» говорить «честь имею».
При обращении к лицам гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающим воинские должности, военнослужащие называют их по воинской должности, добавляя перед названием должности слово «товарищ», или по имени и отчеству.
Искажение воинских званий, употребление нецензурных слов, кличек и прозвищ, грубость и фамильярное обращение несовместимы с понятием воинской чести и достоинством военнослужащего.
Устав Внутренней службы ВС РФ
утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495
Обращение военнослужащих во внеслужебное время и вне строя
68. Вне строя, отдавая или получая приказ, военнослужащие обязаны принять строевую стойку, а при надетом головном уборе приложить к нему руку и опустить ее после отдания или получения приказа.
Докладывая или принимая доклад, военнослужащий опускает руку от головного убора по окончании доклада. Если перед докладом подавалась команда «Смирно», то докладывающий по команде начальника «Вольно» повторяет команду, а при надетом головном уборе опускает руку.
69. При обращении к другому военнослужащему в присутствии командира (начальника) или старшего у него необходимо спросить на это разрешение.
Например: «Товарищ полковник. Разрешите обратиться к капитану Иванову».
Устав Внутренней службы ВС РФ
утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495
Все об оружии
Популярные публикации
Последние комментарии
Почему в армии «можно» нельзя?
Абсолютно каждый солдат, особенно по началу службы, неоднократно сталкивался с тем, что на любую просьбу, которая начинается со слова «можно» получал грубый ответ от старших и командиров.
А у большинства отслуживших и по сей день слово «можно» вызывает кислую гримасу на лице и ехидный оскал подготавливающего ответа, как они делали это во время службы.
Так в чём же суть этого слова «можно» в армии и почему оно вызывает такой негатив?!
Всё дело в том, что в уставе нет слова «можно»при обращении к старшим по званию. Есть только слово «разрешите». «Можно» считают в армии не профессиональным словом, которым пользуются только гражданские. Это армейская этика обращения к командованию, которая ещё раз подчёркивает всю строгость и серьёзность воинского устава.
Существует масса забавных ответов на просьбу, начинающуюся со слова «можно». Вот например: «Можно Машку за ляшку», «Можно козу на возу»это самые распространённые варианты ответа старших по званию. Эти ответы уже озвучиваются на автомате, если неопытный солдатик произнесёт его при какой-нибудь просьбе. Для старших, это как бальзам на душу поправить речь новобранца!
В части, где служил я, был ответ намного грубее: «Можно за *** подержаться!» Напомню, что матерный язык в армии является вторым официальным, после уставного. Поэтому ничего удивительного в таком ответе нет.
Совет новобранцам: Запомните! Чтобы не нарваться на грубый ответ от командиров, обращайтесь к ним с фразы «Товарищ (звание), разрешите обратиться».
Бонус: Забудьте на год слово «Да«! Вместо него используйте «Есть!» и «Так точно!». Забудьте на год слово «Нет«! Вместо него используйте «Никак нет!».
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
ПЕРЕЧЕНЬ, ЗАПРЕЩЁННЫХ ВЫРАЖЕНИЙ В АРМИИ.
Если вспомнить срочную службу.
Проще назвать перечень разрешенных выражений:
Да ладно, будто у любого работодателя сейчас для холопов не то же самое
21. Я тогда в наряде был
Вариация древнего баяна про работу.
слова хотел/хочу вообще не должно быть
Рывок
Депутатка Мосгордумы Наталья Метлина заявила, что пенсионерам пора не упрашивать государство, умоляя помочь, а требовать поддержки у своих детей.
А тот факт, что пенсионеров наёбывают мошенники на сотни и миллионы рублей говорит о том, что у них есть накопления!
Полжизни пенсионных отчислений и налогов не для того были сделаны, чтобы их теперь выпрашивать
Вот так вот
Мама, мы все тяжело больны!
Мама, я знаю, мы все сошли с ума!
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)