почему староверам нельзя брить бороду
Почему старообрядцы не бреют бороды
Русичи издревле носили бороды, как до принятия христианства в качестве официальной религии князем Владимиром в 988 году, так и после этого эпохального события. Практически каждый взрослый русский мужчина носил традиционную одежду и бороду также и в средневековье, и в ранее новое время. И только лишь Петр I, с его программой, которую нынешними словами можно было бы охарактеризовать как «догоним и перегоним Европу», вознамерился лишить русских мужчин бороды. Для чего ему это было нужно? Дело в том, что, побывав в Европе, Петр увидел, что тамошние джентльмены носят парики и бреют лицо. Вынужденные покориться жестокой воли царя, многие из его подданных начали стричь и брить ранее неприкосновенные бороды. Однако с петровских времен и до наших дней в России осталась одна группа, которая продолжает блюсти традиции предков и носить длинные бороды – это старообрядцы, т.е. православные верующие, не принявшие в XVII веке реформы патриарха Никона. Продолжая быть частью русского народа, старообрядцы, в известной степени, выстроили свою собственную религиозную традицию, во многом отличающуюся от общепринятой в православной России.
Российское законодательство о ношении бороды
Обязательное бритье бороды было введено Петром I в 1698 году. С 1705 года за ношение бороды взималась пошлина, взамен которой выдавался специально отчеканенный бородовой знак. Указом от 1714 года было вообще запрещено носить бороду; исключение было сделано лишь для старообрядцев. По указу 1722 года они должны были платить за бороду 50 рублей в год. Из одежды они могли носить зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Воротник должен быть из красного сукна. В 1724 году вышел указ о том, что старообрядцы должны пришивать к своей одежде медные знаки об уплате «бородатой» пошлины.
Окончательно эта пошлина была отменена лишь в 1772 году. После этого в течение длительного времени ношение бороды не являлось чем-либо удивительным. Однако в ранние советские времена бритье бороды стало нормой практически для всех граждан СССР как символ борьбы с пережитками «темного» прошлого. Из всех ближних Сталина бороду носил, пожалуй, только всесоюзный староста Михаил Калинин (кстати, некоторые современные авторы приписывают ему старообрядческое происхождение). Пожалуй, только с этого времени наличие длинной неподстриженной бороды в России стало символом принадлежности к какой-либо ярко выраженной религиозной традиции – старообрядческой, иудейской, мусульманской или какой-либо еще.
Историческое обоснование брадоношения у старообрядцев
Запрет на бритье бороды у старообрядцев восходит к предписаниям библейской книги Левит, не позволяющим брить волосы и края бороды. Одно из них гласит: «не порти края бороды твоей» (19:27). Другое указывает: «они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (21:5). Аналогичное предписание «Кормчей книги» (сборник церковных и светских законов при управлении церковью и в церковном суде) также восходит к ветхозаветному канону:
«Что же о пострижении брады; не писано ли есть в законе: не постригайте брад ваших: се бо женам лепо, мужем же не подобно: создавый Бог судил есть, Моисеови бо рече, постризало да не взыдет на брады вашы, себо мерзость Господеви. Ибо от Константина царя Ковалина и еретика суща се узаконено есть: на том бо вси знаяху, яко еретическия слуги суть, имже брады постризаны. Вы же се творяще человеческаго ради угодия, противящеся закону, ненавидими будете от Бога создавшаго вас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, от всего того отступити, его же Той ненавидит, и ничтоже неугоднаго Ему не творите».
Как мы видим, авторы «Кормчей книги» также ссылаются на предписания Моисеевых времен, говоря о том, что мужчина, подстригающий бороду, уподобляется женщине, что «мерзость есть пред Богом». Т.е. подстригание и бритье бород напрямую отождествляется с нарушением религиозных законов. Первым это начал делать, согласно данному источнику, «Константин царь Ковалин», т.е. византийский император Константин V Копроним (718-775). Инициатор иконоборческого движения, Константин воспринимался старообрядцами как один из главных ересиархов, виновный, среди прочего и в грехе брадобрития. И еще важный фактор: сбривание бороды является искажением изначального облика человека, созданного Богом «по образу своему».
По мнению некоторых исследований, впрочем, у старообрядцев есть иное, народное понимание этого предписания: длинные бороды необходимо носить, т.к. такая борода была у Иисуса. Этот фактор, пожалуй, поможет нам понять почему старообрядцы так отрицательно воспринимали Петра I с его политикой насильственного бритья бород.
Современные старообрядцы о брадобритии
Несмотря на то, что современная РПЦ Московского патриархата не считает брадобритие грехом, нынешние старообрядцы всех толков по-прежнему решительно осуждают «брадобрийство». Так, в постановлении собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 2014 года говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».
А вот что на эту тему пишут современные старообрядческие авторы Алексей Муравьев и Дмитрий Урушев в работе «Прение о бороде»: «Необходимо отметить еще один важный аспект: русские люди глубоко пережили еврейский Закон, данный в Библии как норма, продиктованная самим Богом. И строгое правило брадоношения стало для русских людей, как и для евреев, признаком покорности Богу и уважения к его благому плану творения мира. Но для русских православных христиан в бороде был еще и смысл религиозно-ограничивающей нормы. Православный человек самоидентифицировался через эту норму брадоношения».
Таким образом, как мы видим, современная старообрядческая церковь, как одна из самых консервативных церквей России, продолжает решительно и однозначно настаивать на необходимости соблюдения брадоношения как части религиозной самоидентификации православного человека.
Реальная ситуация
Значит ли это, что все современные старообрядцы все как один отпускают длинные усы и бороды? Безусловно, все духовное сословие и многие прихожане действительно соблюдают это предписание. Практически в любом информационном буклете, составленном современными старообрядцами об их религиозной традиции, можно найти информацию о необходимости носить усы и бороду. Однако, зайдя в старообрядческий храм во время службы, вы, несомненно, увидите там верующих с подстриженными бородами или даже вовсе без них. Современный образ жизни неизбежно откладывает свое влияние и на эту традиционную общину, заставляя многих из старообрядцев выглядеть вполне конвенционально, не отличаясь от большинства мужчин современной России.
Почему на Руси нельзя было брить бороду
Сила Руси – в её народе. Сила народа, по крайней мере, мужецкого пола, – в его бороде. Так для чего же русскому человеку нужна была хорошая растительность на подбородке?
Чтобы попасть в Царствие Небесное
Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию Православный человек должен был по наружности соответствовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие Небесное был заказан.
Чтобы показать свою силу
На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека, и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.
Чтобы сохранить свое достоинство
Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде.
За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.
Чтобы подчеркнуть свою русскость
Борода считалась даром Господа. И русский народ по этой части был весьма одаренным. Борода была нашим национальным достоянием, которое оберегалось в том числе негласными уставами не вступать в браки с инородцами. Особенно с теми, которых природа не наделила густой растительностью на лице.
Согрешивших с «басурманами» легко узнавали по потомству, а точнее – по «козлиным», редким бородам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова блуд), и нужно было приложить не мало усилий, чтобы стать полноправным членом общества.
Для гармонии
Борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Утрата волос на бороде непременно сказывалась на судьбе человека. К случайно вырванным клокам и выпавшим волосам на подбородке относились весьма серьезно: «облысевший» мужчина, как правило, шел на исповедь, а затем садился на строгий пост.
Люди же, которые добровольно избавлялись от бороды, считались одержимыми. Простые люди сторонились их, чтобы не заразиться бесами. Но самым страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе национальной катастрофой…
Для независимости
В XIX веке борода воспринималась признаком вольнодумства. Не вызывали подозрений бороды у священников, старообрядцев, купцов. Разночинцы же, отпускавшие бороды расценивались как потенциально опасный, ненадёжный элемент.
В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического ученого, а позднее также поклонников подозрительных интеллектуалов вроде Хемингуэя или неформатного Высоцкого.
Для мужественности
Во все времена борода была признаком мужественности и зрелости. Безбородому мужчине даже отказывали в благословении и не пускали на поле боя.
О грехе брадобрития — как решиться и отрастить, отпустить бороду
«Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды – прим. автора) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшего тебя по образу Своему».
Постановления святых апостол, книга 1, стр. 6-7.
В первых книгах Библии, а именно – в книге «Левит», Господь дает заповеди своему избранному народу, и среди этих заповедей есть такая: «не брей головы твоей и не порти края бороды твоей». Тем самым Господь строго заповедует, чтобы всякий верующий, всякий благочестивый человек, если он мужчина, непременно носил (то есть не брил) свою бороду. А почему, собственно говоря, это должно быть так?
Ну, вообще-то мы не должны бы и задаваться таким вопросом! Если Господь дал нам таковую заповедь, то мы ее должны принять просто, как волю Божию, как поручение нам от лица нашего Господа, Творца всего видимого и невидимого мира. И если мы примем сию заповедь именно с таким настроением, то у нас и сомнений никаких не будет в необходимости ее исполнения – раз этого хочет от нас Господь, значит, так и должно быть. Но сегодня мы позволим себе все-таки поразмышлять над важностью и смыслом этой заповеди.
Сотворение первых людей, Адама и Евы, как мы знаем, Господь совершил «по образу и по подобию Своему». Этим подразумевается, что тот естественный облик, который человек получил из рук своего Создателя, является образом Божиим, отражением Господа в каждом из нас. И поэтому мы, сознавая себя творением Божиим, должны с благодарением принять и тот облик, который мы, каждый, получили от Бога.
Но, может быть, кто-то скажет: «А при чем тут я? Ведь из рук Божиих свой облик получил Адам! А я-то родился таким от своей матери?». Тем не менее – разве каждый из нас сам является архитектором своему телу? Разве каждый сам конструирует свою плоть и свой облик? Нет! Каждый рождается на свет Божий от своих родителей, и это происходит неизреченным образом, по Божию повелению, изреченному Им еще прародителям нашим, Адаму и Евве. И так, от Адама и до нас с вами, а так же и до тех, кто будет жить на Земле после нас, в рождении каждого нового человека снова и снова исполняется это таинственное благословение Божие. Никто из нас не сам привел себя в земную жизнь, и поэтому уже считается, что тот внешний облик, который мы унаследовали, мы должны беречь как печать творения Божьего. Отсюда-то и следует требование Закона – не вторгаться никаким противоестественным образом в тот внешний образ, который мы изначально получили от Господа и который является для нас родным и естественным. Именно поэтому считаются противоестественными и греховными, а потому – недопустимыми, всякого рода действия по искажению человеческого облика, в том числе и весьма распространившийся в последнее время грех бритья бороды и усов у мужчин.
Иллюстрация XVIII в. Бритье бороды. В дораскольной русской Церкви брадобритие считалось хулой на Бога.
Надо сказать, что в прошлые времена, даже еще совсем недавно – лет 100 тому назад, ношение бороды для мужчин было вполне естественным делом. Еще даже и в начале прошлого века увидеть человека бритого, а особенно – где-нибудь в глубинке, среди простых христиан, было большой редкостью. А если такой человек мог кому-то встретиться, то сразу было понятно, что это или иностранец, или иноверец, или какой-то иной отщепенец, одним словом – кто угодно, только не настоящий, истинно верующий человек. Но в прошедшем XX-м веке, как мы знаем, в нашей стране произошли страшные события; эти события сломали устоявшуюся жизнь, перевернули сознание людей, извратили обычаи, многое поставили с ног на голову. И вот сегодня наша общая беда в том, что мы часто уже даже и не понимаем, что к чему и зачем. Поэтому, я уверен, что и этот простой вопрос сегодня у многих – как у мужчин, так и у женщин – вызывает некоторое недоумение:
«Ну в Бога-то мы, конечно, веруем… А борода здесь причем?»
Весь закон Божий согласно свидетельствует о том, что мало только «веровать», то есть веровать на словах. Вера в Господа – если она действительная, настоящая – наша вера должна подтверждаться не словесными заверениями, не показным биением себя в грудь «Я – христианин!», а конкретными делами: соблюдением заповедей Божиих. А если наша жизнь, наши поступки противоречат заповедям Господним, то и называть себя христианами преждевременно, ибо, по слову апостола Иоанна Богослова, «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Иоанна 2-4).
Можно привести много поучительных примеров строгого соблюдения Господних установлений по части бороды. В 1341 году в Вильне за отказ исполнить волю Литовского князя Ольгерда (он требовал сбрить бороду) пострадали до смерти мученики Антоний, Иоанн и Евстафий; их телеса почивают нетленными (память им и служба 14 апреля). За отказ благословить княжеского сына – брадобрийца был скинут с корабля в Волгу и протопоп Аввакум (см. его «Житие…»). Много есть и других примеров, когда вплоть до пролития крови готовы были страдать истинные христиане – ради ношения бороды, ради того, чтобы исполнить эту важную заповедь Божию.
Но сегодня все стало гораздо проще: никто ни к чему нас не принуждает, никто ничем не угрожает – живи, как тебе заблагорассудится. Теперь всем стало вовсе не трудно соблюдать заповеди Божии, теперь каждый может начать устраивать свое житие по Закону Христову! Вот когда должно бы процвести христианское благочестие! Ан – нет… Наоборот: именно в нынешнее время усердие к соблюдению заповедей уменьшилось – как никогда! Так что же, неужели нам не на пользу нынешняя свобода, современное общественное благополучие? Или мы уж настолько ослабли своей верой, что опасаемся даже не то что каких-то угроз, а зачастую – даже самого простого вопроса, вроде ужасного: «Слушай-ка, ты это что – бороду стал отращивать, что ли?».
Вопрос этот приведен здесь вовсе не для красного словца. Такой, или подобные этому вопросы приходилось слышать, наверное, каждому мужчине, кто когда-то решался отпустить бороду. Ну, так и что? В чем проблема-то? Разве трудно на такой вопрос ответить – «Да, вот решил отрастить» – и все вопрошатели быстро теряют интерес к данной теме! Но беда многих нынешних мужчин в том, что даже такой мелкий, мимолетно заданный вопрос вдруг может вызвать у них серьезный испуг… И бывает, что какой-нибудь взрослый мужчина, глава семейства, отец своих детей – вдруг начинает трепетать, как осиновый лист, от подобных вопросов! Хотя – если все-таки вдуматься – чего же мы боимся? Кто нам сегодня может помешать исполнить заповедь Божию, если мы этого захотим? Какие страхи, какие притеснения не дают нам этого делать? Только лишь одно – наше маловерие! Если мы сомневаемся – значит, не так страшен нам Господь Бог, и не столь дороги нам Его спасительные заповеди, а гораздо страшнее кажется нам косой взгляд соседа или ехидный вопрос сослуживца по работе – это нас страшит гораздо больше. А то, что нами растоптана, попрана Божия заповедь – это нам, выходит, вовсе и не страшно? Да-а-а… Но если задуматься – в сущности, почему мы должны бояться мнений других людей? Да пусть они думают, что хотят! Нам-то бы за свою совесть перед Богом ответить!
Да и вообще – когда нам хочется оглянуться на других, нам всегда следует задуматься: что мы хотим увидеть, чему научиться от окружающих нас людей? Ладно, если добру, правде да благой вере! Но мало вокруг нас правды, и добра – не так много, а уж примеров благой Христовой веры – этого меньше всего. А тогда – зачем мы оглядываемся по сторонам? Боимся, что будем выглядеть как-то «невыгодно» в глазах наших знакомых, соседей, сослуживцев? Опасаемся вопросов, которые могут нам задать? Страшимся показаться «белыми воронами» среди окружающих? Но ведь мы с вами знаем, что весь окружающий мир, почти все люди, кто нас сегодня окружает, все человечество, не пришедшее к спасительной церковной ограде – весь этот мир в одночасье погибнет, и этот час приближается. Спасутся лишь избранные, немногочисленные люди, и дай, Господи, чтобы мы с вами оказались в их числе.Вот поэтому мы не должны недуговать своею зависимостью от окружающего мира. Именно к этому и призывает нас Господь, об этом же говорят нам Его апостолы:
И вот теперь, когда мы искуплены от окружающего мира, погрязшего в суете и грехах, столь дорогою ценою – неужели мы будем оглядываться на этот же, окружающий нас, падший мир, ища там понимания и поддержки? И зачем это нам? Наоборот – братие, давайте прекратим это наше озирание по сторонам, ибо Сам Господь искупил нас, и даровал нам свободу от всякого греха, от любой недоброй зависимости. А потому оглядываться на окружающий нас безбожный мир, брать примеры с различных греховных обычаев, которые вокруг нас прописались – это пагубное дело, противное христианской совести. Это не только не поможет делу нашего спасения, но может завести еще глубже в пучину греховного жития и лишит Царства Божия. Нет, братие, не польза нам от того, что мы оглядываемся на окружающих безбожников! Но если уж с кем и сравнивать себя, то с теми людьми, которые сегодня живут по вере Христовой или которые жили в прошедшие времена.
Сегодня многие из женщин, слушая меня, возможно, недоумевают: «Понятно, брадобритие – грех, но при чем тут мы? Ведь это – чисто мужская проблема, – вот с мужиками об этом и говорите!» Однако, дорогие сестры, это не совсем так: вообще, сегодня нет «чисто мужских» или «чисто женских» грехов, и каждый должен задумываться о своем участии в том или ином вопросе, могущем иметь какое-то отношение к человеческим грехам. Господь на Страшном Суде будет спрашивать не только за совершенные дела, но и за намерения, за данные кому-то советы или даже за высказанные оценки. И мы должны уже сегодня обо всем этом внимательно думать и трезво размышлять.
Вот, например, некий муж захотел исполнить заповедь Божию и решил отпустить бороду, но боится прямо сказать об этом своей жене, и прикидывает про себя: «Не побреюсь-ка я пару-тройку дней – посмотрю, как жена к этому отнесется? Если ей понравится – отпущу бороду, если не понравится – сбрею. Интересно, что она мне скажет? Может, вообще не заметит?». И вот на второй день этого «эксперимента» жена этак невзначай произносит: «Слушай, не пойму – у тебя что, бритва, что ль, сломалась?» Встретившись с этаким проявлением заботы, редкий мужчина найдется что ответить. И вот он уже со вздохами сбривает следы своего неудавшегося эксперимента – вопрос решен. Но кто же в таком случае в большей степени будет виноват в грехе совершившегося брадобрития? А вы говорите – «мужской грех»!
Вот поэтому и вы, дорогие сестры, проявите ту христианскую сознательность, которая поможет и вашим мужьям, и вашим детям, и другим близким отряхнуть с себя сию человеческую слабость, и хотя во внешнем образе своем приблизиться к Богу! Добро нам даже и на этом, малом примере поучиться следовать заповедям Божиим. И только так, поддерживая друг друга и помогая друг другу в делах нашего спасения, мы сможем прийти к Богу и наследовать Его Небесное Царствие.
Автор: Протоиерей Евгений Чунин, настоятель старообрядческого храма г. Ржев.
Почему старообрядцы не бреют бороду
Почему на Руси нельзя было брить бороду
Сила Руси – в её народе. Сила народа, по крайней мере, мужецкого пола, – в его бороде. Так для чего же русскому человеку нужна была хорошая растительность на подбородке?
Чтобы попасть в Царствие Небесное
Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию Православный человек должен был по наружности соответствовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие Небесное был заказан.
Чтобы показать свою силу
На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека, и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.
Чтобы сохранить свое достоинство
Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде.
За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.
Чтобы подчеркнуть свою русскость
Борода считалась даром Господа. И русский народ по этой части был весьма одаренным. Борода была нашим национальным достоянием, которое оберегалось в том числе негласными уставами не вступать в браки с инородцами. Особенно с теми, которых природа не наделила густой растительностью на лице.
Согрешивших с «басурманами» легко узнавали по потомству, а точнее – по «козлиным», редким бородам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова блуд), и нужно было приложить не мало усилий, чтобы стать полноправным членом общества.
Для гармонии
Борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Утрата волос на бороде непременно сказывалась на судьбе человека. К случайно вырванным клокам и выпавшим волосам на подбородке относились весьма серьезно: «облысевший» мужчина, как правило, шел на исповедь, а затем садился на строгий пост.
Люди же, которые добровольно избавлялись от бороды, считались одержимыми. Простые люди сторонились их, чтобы не заразиться бесами. Но самым страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе национальной катастрофой…
Для независимости
В XIX веке борода воспринималась признаком вольнодумства. Не вызывали подозрений бороды у священников, старообрядцев, купцов. Разночинцы же, отпускавшие бороды расценивались как потенциально опасный, ненадёжный элемент.
В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического ученого, а позднее также поклонников подозрительных интеллектуалов вроде Хемингуэя или неформатного Высоцкого.
Таким образом, можно утверждать, что ношение бороды – своего рода нонконформизм, показывающий независимость взглядов её “хозяина” и даже его революционный настрой. Достаточно вспомнить бородатых вождей мировых революций.
Для мужественности
Во все времена борода была признаком мужественности и зрелости. Безбородому мужчине даже отказывали в благословении и не пускали на поле боя.
Ну а сегодня борода снова в моде – главное, чтобы она была ухоженная и опрятная.
Бриться – грех? Ответы бывалых бородачей
«Апостольские постановления» в книге первой говорят: «Не должно… на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте бород ваших».
Стоглавый Собор 1551 года – решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» – строго запретил пострижение бороды. Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».
Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.
В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную. Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».
Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?
Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)
– Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам – чтобы их не схватили за бороду.
Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.
В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.
В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого – там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.
Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.
Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.
Лично я не брил бороду никогда – кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.
Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.
Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.
Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.
Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.
Максим Исаев
доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:
– Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.
Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.
Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.
В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.
Владимир Лавров
доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:
– К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.
Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».
После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад – в связи с расставанием с любимой женщиной.
Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…
Александр Басалаев, фотограф, журналист:
– Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.
Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.
Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.
А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.
Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.
Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.
Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.
А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.
Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев».
Поскольку вы здесь…
… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал “Православие и мир”, но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.
Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.
Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.
Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.
После Преображения для верующих есть две реальности
Любовь иногда требует от нас переступать через собственное «я»
Почему, глядя на протестантов, иногда бывает стыдно за православных
Лицензия Минпечати Эл № ФС77-44847
может не совпадать с позицией редакции.
(книгах, прессе) возможна только с письменного
Украшает мужчину борода
Бритье бороды издревле осуждалось христианской Церковью. Искажение облика, данного Богом, в угоду внешней красоты и мнимой молодости считалось делом весьма греховным. Строго осуждалось и осуждается сегодня брадобритие в старообрядчестве.
Тем не менее борьба с этим явлением в разные эпохи имела разный успех. В константиновскую эпоху к брадобритию относились терпимо. На старинных византийских фресках и иконах можно увидеть немало безбородых персонажей. После эпохи иконоборчества и торжества православного монашества отсутствие бороды постепенно становится символом греховности и противоестественного прелюбодеяния. Очень строго к наличию бороды относились в древней Руси. Бритых поднимали на смех, а вырывание бороды стало одним из жестоких и позорных наказаний.
Во времена никоно-петровских церковных и культурных реформ государство поменяло политику. Власти стали бороться с бородоношением как символом старой Руси, которую нужно было во что бы то ни стало искоренить. Был введен налог на ношение бороды, в среде новообрядческого духовенства появились безбородые священники и епископы.
Борьба с бородой несколько ослабла во второй половине ХIХ века, когда некоторые российские императоры сами стали носить бороду. Однако тут уже не государственные репрессивные меры, а тенденция светской моды заставляла людей брить бороды.
В советское время брадоношение законодательно не осуждалось, однако ношение бороды могло привести к насмешкам, обвинениям в отсталости, религиозных предрассудках. Были случаи, когда некоторые священники сбривали бороды, чтобы избежать преследований со стороны безбожников или арестов правоохранительными органами.
Однако времена, как говорится, меняются. Меняется мода, меняется и отношение к бороде. Так, например, в ХVI-ХVII века бритое лицо называли любодейным образом, потому что часто это свидетельствовало о гомосексуальных наклонностях такого человека. Сегодня ношение или неношение бороды никак не говорит о сексуальной ориентации. В эпоху толерантности, вседозволенности и распущенности наличие бороды не только не свидетельствует о склонностях носителя, но и, как выясняется, не всегда правильно указывает на пол индивидуума.
Тем не менее светская культура, еще недавно резко выступавшая против ношения бороды, сегодня не только смирилась с бородой, но и активно соглашается с её существованием и высоким социально-физиогномическим статусом. О том, что думают обычные, нецерковные люди о ношении бороды, рассказывается в публикации давнего партнера сайта «Русская вера» тверской газете «Караван +Я».
Также в публикации дается комментарий настоятеля старообрядческого храма г. Ржева протоиерея Евгения Чунина.
Почему растительность на лице снова вошла в моду
Борода сегодня в тренде. Считается, что она добавляет мужчинам модной нынче солидности и брутальности.
Аккуратные метросексуалы, которые бреют даже ноги и грудь, уступили место «классическим» мужикам с окладистой бородой, суровым взглядом и соответственным маскулинным поведением (метросексуалы — мужчины, придающие своей внешности чрезмерное нарциссическое внимание — прим. ред. «Русская вера»). Даже бородатая Кончита Вурст, бесполый фаворит «Евровидения-2014», не смогла пошатнуть авторитет «настоящих» бородачей. «Караван+Я» спросил у парикмахера, культуролога, старообрядческого священника и прочих небритых людей, что значит борода в жизни мужчины
С начала 2010-х продажи бритв и лезвий падают, а к парикмахерам, умеющим стричь бороды, наоборот, стоят очереди. Бородатые мужчины сбиваются в профессиональные группы и проводят конкурсы на самую лучшую «растительность». Наиболее экстравагантные плетут из бороды косички, украшают ее стразами, красят в ядреные цвета. Те, у кого нет бороды, могут носить накладные — вязаные, соединенные с шапочкой.
Осенью 2013 года тренд дошел до Твери: местные бородачи объединились в сообщество, сначала виртуальное, а потом и реальное. В апреле они организовали субботник на Дорошихе и планируют устроить еще что-то общественно полезное. Корреспондент «Караван+Я» побывал на заседании клуба и понял, что борода — это не просто волосы на лице. У нее куда больше функций. Хорошая борода способна полностью изменить жизнь мужчины.
«Мужчину без бороды к иконе не пускают»
Протоиерей Евгений Чунин, настоятель Покровской старообрядческой церкви (РПСЦ) в г. Ржеве:
— Для старообрядца носить бороду — одно из проявлений его сознательной веры и добровольного принятия на себя обязанности исполнения Закона, данного Господом. Эти требования проистекают из Библии: «Да не бриете брад ваших» (Левит, 19:27).
К сожалению, по грехам и слабостям людским есть исключения. Иные из наших прихожан служат в силовых ведомствах — МО, МЧС или МВД, — где борода запрещена уставами. Но и здесь возможен компромисс: офицер может написать рапорт начальству с просьбой разрешить ему носить бороду. Эти нюансы приходится учитывать.
В храмах, где дух православия поддерживается на высоте, бритому человеку не позволят приложиться к кресту, подойти к праздничной иконе или к Евангелию. Есть и такие приходы, где, если мужчина преставился без бороды, его тело не внесут в храм и погребение будут совершать на паперти.
Почему сейчас в России снова популярны бороды? Возможно, возвращается понимание, изначально свойственное российскому менталитету: если мужчина солидный, состоявшийся как семьянин, христианин и просто ответственный человек, он должен ходить в том самом виде, какой дал ему Бог.
Борода как культурный код
Бородачи собираются в мужском заведении с мужским названием — пиццерии «Папа Джонс». Они заказывают себе мужскую еду: килограммовую пиццу на всех, пиво, колу и квас. Тверские бородачи встречаются каждый месяц 13-го числа — в знак того, что одноименная группа «ВКонтакте» была
создана 13 сентября.
— Я лично знал нескольких бородачей и однажды подумал: почему бы всем, кто носит бороды, не объединиться? — вспоминает Николай Жданов, серьезный мужчина с пышной угольно-черной бородой. — Хотелось, чтобы люди встречались, заводили новые знакомства, обсуждали актуальные темы.
На заседания приходит разное количество бородачей. Сегодня их пятеро: Юрий, Николай, Александр, Виктор, Илья. Поросль у них на лицах разная: от окладистой бороды, как у Толстого, до легкой небритости, как у доктора Хауса. Группу поддержки обеспечивает хрупкая девушка Ксения.
— Среди нас нет лидера, все равны, — признаются бородачи. — Здесь артель, все вопросы решаются коллективно. Мы люди взрослые и сами отвечаем за свои поступки.
Действительно, за столом жуют пиццу не «юнцы безусые», а зрелые мужчины с серьезным взглядом и богатым лексиконом. У каждого жена, дети, дом. Сами они позиционируют себя как «достопочтенные горожане русского города».
— В Твери давние традиции ношения бороды, — рассказывает Николай, историк по образованию. — Вот в Великом Новгороде историческое население светловолосое, голубоглазое, борода у мужчин почти не растет. А в Тверской губернии — в наших архивах много старинных фото — большинство мужчин с бородами. Так что наша борода — это элемент культурной идентичности.
«Борода становится декором»
Ефим Беренштейн, культуролог:
— Изначально борода — это гендерный код, знак мужской заявленности. В Древней Греции сбрить бороду считалось все равно что стать евнухом. А вот древние римляне бороды тщательно сбривали. Самим словом «борода» мы обязаны Риму: оно однокоренное слову barbarus — «варвары». Мол, только они могут носить бороды.
В Новое время в России и Европе борода определяла социальный статус. Если у тебя обычная, непричесанная борода — ты мужик. Если она окладистая, но в меру организованная — ты купец. Если откорректированная, подстриженная — ты дворянин.
С начала XX века борода становится декоративным элементом. Ее носят в основном творческие люди, богема, чтобы выделиться из толпы.
В СССР, где все люди были среднего пола, борода не приветствовалась. Нормой считалось ежедневное бритье. В этих условиях борода стала симптомом диссидентства. Поэтому я ее и отрастил.
Сегодняшняя мода на бороды, с одной стороны, реакция на давний советский запрет. С другой стороны, она становится украшением, как бусы или сережки в ушах. Вплоть до волшебного «Евровидения», которое вызвало у меня тошноту. Кончита Вурст — это торжество бисексуальности, когда борода перестает быть знаком мужественности и божественности. Это десексуализация, когда не поймешь, где мужчина, где женщина.
Что касается «клубов бородачей», с моей точки зрения, это убогость. Борода растет у всех мужчин, и встречаться по этому поводу, по крайней мере, глупо. Несмотря ни на что, сегодня многомерная символика бороды остается. У гладко выбритых «офисных мальчиков» аналогом бороды выступает галстук. А если его нет, можно расстегнуть рубашку, чтобы показать растительность на груди – она, как и борода, символизирует мужское присутствие.
Борода как вишенка на торте
У каждой бороды своя история. Но все владельцы в один голос утверждают, что борода помогла им многое изменить в жизни.
— Я ношу бороду около года. До этого то отращивал, то сбривал, то носил одни бакенбарды. С бородой я постоянно экспериментирую: на прошлой неделе она была в два раза больше. Таким образом, я ищу себя, меняюсь внутри и снаружи. Ведь я художник, личность творческая. Борода — это внешнее отражение моих внутренних перемен.
— Появление бороды связано для меня со вторым счастливым браком, рождением ребенка, повышением по службе. Я отпустил бороду, и все пошло в гору. Правда, перед этим я здорово изменился внутренне.
— Меня мой друг из Химок подвиг носить бороду. А через полгода я себя уже другим не представлял. Жена меня активно поддержала, у нее отец бородатый. Если я побреюсь, она будет против. Да и дети, у меня их трое, уже привыкли к моей бороде. Один раз на празднике мне даже предлагали Деда Мороза сыграть.
— Я ношу бороду со старших классов школы. В 16 лет я начал работать, все коллеги в офисе были старше меня. Борода добавила возраста и солидности. Сейчас для меня это норма. Как говорил Козьма Прутков, «не все стриги, что растет».
Мужчины признаются, что борода — это как вишенка на торте, дополнительный штрих к портрету. Она придает индивидуальности и отражает характер. Однако мало отрастить бороду — о ней надо заботиться.
— Если не будешь ухаживать за бородой, станешь как бомж, — говорит один бородач, и все согласно кивают.
Парикмахерам свое сокровище доверит не каждый. Многие сами ухаживают за бородой. Из средств ухода рекомендуют репейное масло: оно сделает вашу бороду густой, послушной и быстрорастущей.
Борода как медитация
Интересуюсь, какие еще функции может выполнять борода. Отвечают наперебой:
— Зимой она защищает от ветра и мороза. А летом с бородой прохладно: там своя микрофлора.
— Есть еще медитативная функция. Когда поглаживаешь бороду, лучше думается. Я сначала стал подбородок гладить, а потом бороду отпустил.
— С бородой сразу видно — серьезный человек. Настоящий мужчина. У моего друга не растет борода, вылезает 10-15 волосков, это генетическое отклонение. Он сильно страдает.
— Есть и негативный момент: бородачей часто останавливает полиция. Когда я еду на машине, в кепке и с бородой, это вызывает подозрения. Но гаишники отходят, когда я на чистом русском отвечаю:
— Какие документы, ребята? Это моя родная борода!
У «тверских бородачей» есть планы на будущее, но пока они четко не оформлены:
— Может, следующим нашим мероприятием будет субботник или фестиваль. Мы ждем активных людей, которые хотят проводить время интересно и полезно. Ведь некоторым, кроме бороды, и похвастаться нечем. А с нами они смогут обрести себя.
— Бывают плохие бородачи? — спрашиваю напоследок.
— Я не встречал, — серьезно отвечает Николай. — Обычно мы спокойные, добрые. Ведь если борода начинает расти, юношеская дурость и раздолбайство проходят.
«В моду вошли бороды ala лесоруб»
Илья Молчанов, арт-директор парикмахерской «Чоп-Чоп», мастер-модельер:
— Борода — это символ брутальности. Единственная черта, которую женщины не могут у нас забрать. Борода отделяет шею от челюсти, делая ее более массивной: это спасает мужчин, у которых узкий подбородок. Форм бороды существуют тысячи. Парикмахер подбирает оптимальный вариант, чтобы скрыть недостатки внешности. Например, широкое лицо удлиняют вертикальные линии бороды, а узкое «расширят» горизонтальные.
— Если человек сам не ухаживает за бородой, ему надо раз в пять дней чистить ее контуры. Форму бороды равняют один раз в три недели, чтобы убрать топорщащиеся волоски. Клиентов у нас хватает: до работы в парикмахерской я не думал, что в Твери так много бородачей.
— В моде брутальные бороды a la лесоруб. Такие классические, окладистые русские народные бороды. Эспаньолок никто не выбривает.
— Сколько стоит уход за бородой? Предлагаете ли вы оригинальные услуги — например, украсить бороду стразами или заплести из нее косички?
— Пока этого никто не спрашивал (смеется). По желанию клиента мы делаем стайлинг: укладываем бороду воском или маслом, забираем усы вверх или из одной массивной бороды делаем две тонкие. Все услуги по уходу за бородой стоят 400 рублей.
Статьи
Спецпроекты
«Русская вера»
При перепечатке материалов ссылка на сайт обязательна!