почему самолетам нельзя летать над москвой
Часы без еды, воды и возможности уехать — даже за свой счет. Истории людей, застрявших в самолетах из-за тумана в Москве
Пассажиры задержанных из-за тумана в Москве самолетов рассказали о часах ожидания и невозможности покинуть салон
Из-за аномального тумана в Москву не могут прилететь десятки самолетов. Часть из них задерживают или отменяют, а тех, кто успел вылететь, перенаправляют в другие города. В аэропорту Нижнего Новгорода уже коллапс: пассажиры часами не могут покинуть самолеты, еда и вода закончились, а в гостиницах нет мест. Никаких прогнозов не могут дать ни капитаны, ни диспетчеры, ни авиакомпании.
Пассажиры, которым предстояло прилететь в Москву 2 ноября, были вынуждены изменить свои планы. Из-за густого тумана, который держится над городом почти сутки, аэропорты не могут принять самолеты. Все суда, которым дали разрешение на вылет утром, перенаправили в соседние города.
Коллапс в Нижнем Новгороде
Напряженная ситуация из-за этого сложилась в аэропорту Нижнего Новгорода: там застряли десятки самолетов. По словам пассажира рейса Минеральные Воды — Самара, который должен был делать пересадку в Москве, около 14:00 в аэропорту Нижнего Новгорода было порядка 50 самолетов.
Пассажир другого застрявшего в аэропорту Нижнего Новгорода самолета Алексей рассказал «360», что автобус для них нашли только спустя 10 часов ожидания на борту. В некоторых самолетах была еда, но персонал не мог просто раздать ее, так как она не входила в стоимость билетов.
Пассажирка рейса Краснодар — Москва Нина Куряшкина, летевшая на лечение, поделилась с «360»тем, что их самолет прибыл в столицу на 20 минут раньше положенного, но еще почти час кружил над аэропортом, пытаясь сесть. После этого их перенаправили на запасной аэродром Нижнего Новгорода.
«Нас не принял Ярославль, нас не приняла Калуга. Все самолеты из Шереметьево шли в Калугу и Ярославль, нам досталось свободное место здесь. До Петербурга нам бы не хватило топлива. Мы ждали сколько могли, вылетали по прогнозу погоды — был приемлемый», — объяснил по громкой связи капитан судна.
В аэропорту Нижнего Новгорода всего два трапа. Мы девятые из самолетов в очереди. И из двух автобусов для пассажиров один сломался. При этом аэропорт переполнен, гостиница переполнена. Все кафе и рестораны аэропорта закрыты, потому что там нет питьевой воды и еды
При этом, по словам капитана судна, на котором летела Нина, проблема еще и в том, что технический персонал, который сможет закрыть люки, может приехать в аэропорт только утром. Так что если пассажиры покинут борт, вылететь самолет не сможет, даже если ему дадут разрешение диспетчерские службы.
Также, как объяснил капитан по громкой связи, коллапс в аэропорту настолько серьезный, что скорая помощь не может проехать к самолетам, где людям стало плохо. Пассажирка другого самолета Надежда рассказала, что врачи все же смогли подняться на борт, а пассажиры вышли из салона. Однако дальше их не пустили, так как пока не нашли автобус.
Следственный комитет обещал проверить, почему в нижегородском аэропорту не хватило трапов и автобусов, из-за чего пассажиров держали в салонах самолетов.
Проблемы в аэропортах Москвы
Проблемы возникли и у пассажиров, планировавших вылет из Москвы. Александра Мосейкина с бабушкой и четырьмя детьми должна была вылететь в Сочи из Домодедово еще в 13:45. Однако сначала рейс просто откладывали, а затем перенесли на 22:20.
Аналогичные переносы, а то и вовсе отмены произошли и с другими рейсами. Ситуация осложняется тем, что все заведения в аэропортах закрыты либо работают только навынос.
«Ты не можешь сидеть в кафе, ты можешь только купить что-то навынос, при этом сидеть можно только либо на каком-то кресле, если найдешь свободное, либо на полу. Бизнес-зал забит. В комнату матери и ребенка по правилам Домодедово на одного взрослого должен приходиться один ребенок, то есть попасть туда мы можем только по очереди», — объяснила Мосейкина.
Пресс-секретарь Внуково заявил, что аэропорт работает в обычном режиме для условий ограниченной видимости. В Шереметьево и Домодедово, по словам представителей, старались принять все прилетающие суда, конечное решение о посадке принимали экипажи.
Почему самолетам нельзя летать над москвой
Федеральная служба охраны разрешила коммерческим авиасудам совершать полеты над Москвой, но не ниже, чем на высоте 8, 1 км.
Об этом говорится в ответе ФСО на запрос «Газеты.Ru».
Зона над Москвой под кодом UUP53 полностью закрыта для полетов воздушных судов. Границей этой зоны до сих пор являлся МКАД. Исключения составляют воздушные суда госструктур. Кроме того, при заходе на посадку во Внуково открыт коридор над жилыми районами при условии, что высота пролета над ними составляет не менее 400 метров.
Запрет действует еще с советских времен. Как напоминает ФСО, последний приказ Минтранса, касающийся этого вопроса, вступил в силу 6 сентября 2011 года. Норма действует «для защиты важных государственных объектов с точки зрения национальной безопасности страны», говорят в службе.
ГосНИИ «Аэропроект» (структура Росавиации) предлагал значительно сократить запретную зону: разрешить полеты над Москвой на высоте 8, 1 км в радиусе 5 км от Кремля; далее ввести зону полетов на высоте 1, 5 км (зона, примерно соответствующая территории внутри Третьего транспортного кольца), а от второй зоны до границ МКАД разрешить полеты на высоте от 300 м.
«ФСО России согласовано уменьшение вертикальной границы запретной зоны над Москвой до высоты 8100 метров для обеспечения возможности пролетов транзитных воздушных судов», — говорится в сообщении ФСО.
Граница запретной зоны, судя по информации службы, остается в границах МКАД.
«Сокращение горизонтальной границы запретной зоны над Москвой является неприемлемым», — подчеркнули в ФСО.
Работа по сокращению количества запретных зон в московской воздушной зоне ведется ведомствами для увеличения пропускной способности авиаузла.
В 2018 году было выдано 22 разрешения на полеты над территорией Москвы
Такими исключениями в 2018 году стали, в частности, полеты для проведения инфракрасной аэрофотосъемки районов города (за исключением полетов в центральной части города); аэросъемочных работ с целью предпроектного анализа территории будущей застройки и реконструкции существующих объектов (также за исключением полетов в центральной части города); воздушная съемка с целью разработки схем транспортного обслуживания территории в зонах остановочных пунктов; для трансляции Московского международного фестиваля света; выполнение авиационных работ на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы и др.
При отсутствии разрешения на использование воздушного пространства над Москвой лицо, осуществлявшее запуск беспилотного воздушного судна, привлекается к административной ответственности по части 2 статьи 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушений, что влечет за собой наложение штрафа до 500 тысяч рублей или административное приостановление деятельности, если запуск осуществляло должностное или юридическое лицо, до 90 суток.
По информации Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта правоохранительными органами в 2018 году были выявлены 79 фактов несанкционированного использования воздушного пространства над Москвой
Все нарушители были привлечены к административной ответственности за несанкционированное использование воздушного пространства над Москвой беспилотными летательными аппаратами.
Новое небо: как в России за одну ночь изменилась схема воздушного движения
Автор фото, Getty Images
В ночь на четверг в России начала действовать новая система воздушного движения. Эту реформу можно сравнить с одновременным изменением правил дорожного движения и сети автомобильных дорог. Пилоты теперь беспокоятся о безопасности полетов, а авиакомпании пытаются приспособиться к переменам. Зачем нужны были изменения и как теперь будут летать самолеты над Россией?
Некоторые правила вступят в силу по всей стране, некоторые изменения коснутся только московского аэроузла, но, поскольку он связан авиационными маршрутами с соседними, то они окажут влияние на всю европейскую часть российского воздушного пространства.
Изменения затронут районы полетной информации Москвы, Архангельска, Вологды, Екатеринбурга, Котласа, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Сыктывкара и Тюмени.
Эта реформа призвана упростить работу экипажей самолетов и диспетчеров, а также уменьшить задержки во время полетов.
В декабре 2019 года Максим Акимов, который на тот момент занимал пост вице-премьера и как раз отвечал за транспорт, заявил, что новая схема позволит авиакомпаниям на 15% сократить время нахождения самолетов в московской воздушной зоне, на 14% снизится расход топлива, а время задержек при взлетах и посадках уменьшится на 70%.
В компаниях отнеслись к этим изменениям всерьез. Как минимум в одной крупной российской авиакомпании S7 подготовку к работе в новых условиях прошли все пилоты. СМИ сообщали о возможной отмене части рейсов «Победы» из-за новой схемы.
Русская служба Би-би-си объясняет, зачем нужна новая схема, как она будет работать и как к ней относятся пилоты.
Футы вместо метров и сложных формул
Что происходит сейчас. Воздушное пространство делится на верхнее, где самолеты летят от одного пункта к другому, и нижнее, где они маневрируют, готовясь к посадке или после взлета.
Иностранные самолеты, как и современные российские, на которых летают авиакомпании, используют систему измерения высоты в футах. До сих пор такая практика создавала неудобства для работы экипажа, которому приходилось пересчитывать высоту при переходе из одного пространства в другое по формуле, а также используя специальные таблицы перевода некоторых часто встречающихся высот из метров в футы, которые крепились в кабине (это упрощало работу в условиях повышенной занятости экипажа). Эти расчеты, например, нужны были для связи с диспетчером.
Что меняется. Теперь для оценки высоты полета самолета в кабине на приборах, при переговорах пилотов и общении экипажа с диспетчерами будут использоваться только футы, хотя диспетчеры по просьбе пилота могут выдать ему информацию в метрах.
Правда, экипажам старых советских самолетов, например Ан-2 или Ту-154, придется теперь наоборот пересчитывать свою высоту, которая на приборах будет показана в метрах, в футы.
Зачем это нужно. Это было необходимо сделать для того, чтобы привести стандарты российской гражданской авиации к мировым, освободить экипаж от ненужной заботы по пересчету данных и упростить общение с диспетчерами.
Измерять высоту в метрах также придется при заходе на посадку в отдельные, например, военные аэродромы.
В советские времена высота во всех пространствах тоже измерялась в метрах. На ее измерение в футах в верхнем воздушном пространстве Россия перешла В 2011 году.
Уровень моря вместо уровня аэропорта
Эта система в авиации называется QFE. Она не очень удобна, поскольку требует постоянного внесения корректировок в приборы, ведь самолет летит из аэропорта, расположенного на одной высоте, в аэропорт, расположенный на другой. QFE аэродрома назначения пилоту сообщает диспетчер.
Что изменится. Теперь российская гражданская авиация будет использовать другую систему, где каждый альтиметр будет откалиброван по уровню моря, а садиться самолет будет на аэродром с поправкой на его высоту.
Другими словами, пилот всегда будет знать свою высоту относительно уровня моря, но ему надо будет каждый раз делать поправку на то, что поверхность земли под ним с этим уровнем не совпадает.
Зачем это нужно. Это, во-первых, освободит экипаж от калибровки альтиметров, ведь теперь они всегда будут мерять давление относительного одного «нулевого» показателя.
Во-вторых, все самолеты в одной воздушной зоне будут отсчитывать свою высоту от некоего единого для всех уровня, что упростит управление воздушным движением.
В третьих, это также приведет систему воздушного движения в России к мировым стандартам.
Эти два новых правила будут действовать на всей территории Российской Федерации.
Новая схема полетов над Москвой
МУДР включает в себя пространство вокруг Москвы. Его границы проходят на удалении 150-180 километров. В пределах МУДР расположены аэропорты Домодедово, Шереметьево, Внуково и 13 аэродромов государственной и экспериментальной авиации.
Полет в гражданской авиации строится вокруг так называемых аэронавигационных точек. Этими точками на аэронавигационных картах покрыт весь мир. Для каждой из них определены географические координаты, а также принадлежность к определенному государству и диспетчерской зоне.
Автор фото, Marina Lystseva/TASS
В новой системе воздушного движения взлетные курсы самолетов не будут пересекаться
Каждая точка обозначается пятибуквенным кодом. Иногда такой код выбирают созвучным с местом на карте, городом, горой или другим местом на карте, но чаще всего он не значит ничего.
Пилоты строят маршрут полета от точки к точке, внося их в бортовой компьютер самолета. Этими же точками пользуются и аэронавигационные службы, выстраивающие схемы захода на посадку в аэропорт, взлета из него, стандартные маршруты полетов.
Зачем это нужно. Реформа схемы воздушного движения позволит выстроить маршруты движения самолетов более оптимально, так, чтобы они не пересекались, например, на взлете и посадке.
Это поможет, в частности, в случае, когда один самолет вылетает из аэропорта, а второй собирается заходить на посадку и его курс находится в опасной близости со взлетным курсом первого.
Кроме того, воздушное движение в московском аэронавигационном районе осложнено наличием различных запретных зон, также осложняющих маневрирование самолета в воздухе.
Он также рассказал, что для ожидающих самолетов будет введена так называемая «веерная» схема полета, которая позволит более оперативно перестраиваться из полетного режима ожидания и заходить на посадку, чем сейчас, когда самолеты движутся по овальной траектории.
Последствия: необновленные карты и посадки по бумажным картам
РБК обратило внимание на внутреннюю презентацию авиакомпании «Аэрофлот», в которой говорилось об этой проблеме. У Русской службы Би-би-си имеется аналогичный документ авиакомпании Azur Air, в котором перечислены аэропорты, о которых в системе Jeppesen отсутствует обновленная информация.
Автор фото, Getty Images
При посадке теперь экипажи будут измерять высоту в футах
Это аэропорты Раменского, Ярославля, Магаса, Нарьян-Мара, Грозного, Таганрога, Астрахани, Белоярского, Советского, Ижевска, Кирова (Победилово), Кургана, Калуги (Грабцево), Иваново (Южный), Липецка, Ухты, Воркуты, Пензы, Курска, Петрозаводска.
Компания Jeppesen, как говорится в документе Azur Air, обещает полностью исправить ситуацию только к следующему циклу обновления в конце декабря.
Полеты в зонах, где были изменены аэронавигационные точки и маршруты, дело довольно сложное, рассказал Би-би-си пилот одной из российских авиакомпаний, он не уполномочен давать комментарии СМИ. Если раньше при подготовке к полету в навигационную систему просто вносились их названия, а она выстраивала маршрут на их основе, то теперь каждый раз перед полетом надо фактически внести в него координаты точек, которых пока нет в системе, а также высоту и скорость самолета для каждой из них.
Глава Росавиации Александр Нерадько 24 ноября написал письмо в российские авиакомпании, призвав их подготовить экипажи для полетов с использованием процедуры векторения.
В компаниях отнеслись к этим изменениям всерьез. Как минимум в одной крупной российской авиакомпании S7 подготовку к работе в новых условиях прошли все пилоты. СМИ сообщали о возможной отмене более 100 рейсов «Победы» из-за новой схемы.
Впоследствии, как сообщает агентство РБК, авиакомпания отменила более 100 рейсов, и, кроме того, ввела в состав экипажей на некоторых других летчиков-инструкторов, которые будут помогать экипажу справляться со сложностями в полете.
Русская служба Би-би-си обратилась в несколько российских авиакомпаний, включая «Победу» с вопросом о том, как они собираются решать эту проблему.
Стой, кто летит? Госдеп США получил российское небо по щелчку пальцев
Москва одобрила запросы американских авиаперевозчиков об увеличении числа полетов в воздушном пространстве РФ
Этим сообщением Госдеп порадовал американских грузоперевозчиков, которые уже топали ногами и требовали от него решительных действий, чтобы получить соответствующие разрешения.
Крупнейшие в США перевозчики, в том числе American Airlines, Delta Airlines, FedEx Corp United Parcel Service вынуждены были направить госсекретарю Энтони Блинкену письмо, в котором разъясняли, что им необходимо открытое воздушное пространство над Россией, чтобы совершать эффективные перелеты из США в Индию и страны Ближнего Востока.
По данным Reuters, Госдеп уже получил от российских властей соответствующее разрешение, но количество допустимых перелетов пока не уточнено. То есть у России есть возможность поторговаться.
История вопроса такова: после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году Вашингтон ввёл запрет на полёты самолётов американских компаний над полуостровом. Но октябре 2020 Федеральное авиационное управление (FAA) США заявило, что ситуация с безопасностью в районе Симферополя стабилизировалась, и запрет был отменен. Однако в апреле этого года эта структура разродилась двумя директивами либо летать над территорией Крыма и еще некоторыми регионами РФ «с особой осторожностью», либо вообще отказаться от них.
Но директивы — это одно, и интересы бизнеса — другое. Авиаперевозчики деньги считать умеют. Поэтому и хотят летать наиболее удобными маршрутами, в том числе — через Россию. Вот только для того, чтобы залететь в воздушное пространство суверенной страны, нужно, получить у этой страны разрешение. Над чем Госдеп и работает. Причём — успешно.
Народ наш искренне позлорадствовал, узнав про проблемы амеров, разразившись в сети градом шуток:
«Пусть через Северный полюс летают в Европу, так короче…»
«Нет ребята-демократы, только на оленях. С Санта-Клаусом».
«Если они не в курсе — Земля имеет форму шара. Можно с другой стороны облететь».
Некоторые пользователи, впрочем, увязывают выдачу разрешений на полёты с большой политикой:
«Разрешить после возобновления консульской службы и начала двусторонних полетов! Только так!»
«Только в обмен на полную отмену санкций!»
«После внесения США и Чехии в список недружественных стран, думаю, что логичным решением было бы совсем запретить полёты для стран из этого списка. Бизнес есть бизнес, а безопасность на первом месте».
«Пролет над Россией не разрешать. Пусть летают неэффективными маршрутами через вражеские страны и американские базы, созданные вокруг России. Что посеяли, пусть теперь то и пожинают, вместе с Польшей, которая хочет понижения цены на газ…»
Комменты пользователей наводят на мысль: может ли Россия извлечь выгоду из сложившейся ситуации?
— Россия вполне может поторговаться и должна торговаться! Но этого не делает, продолжая придерживаться политики угодничества, которая началась при Горбачёве, только теперь это делается завуалировано, — считает военный эксперт Михаил Александров. — Умело нажимая на экономические рычаги, Россия имеет возможность эффективно отстаивать свои интересы. Например, мы давно уже могли бы отказаться от транзита газа через Украину, заплатить штраф и закрыть этот вопрос, но не делаем этого.
Теперь о выдаче разрешений на полёты: авиаперевозчики США очень заинтересованы в том, чтобы летать через наше воздушное пространство, поэтому они будут продавливать получение разрешений всеми силами. Мы могли бы поставить условие: пусть, например, сертифицируют наши новые самолёты МС-21, с новыми двигателями. Или пусть лоббируют сертификацию нашей вакцины «Спутник-V».
ВОЗ ведь наверняка не просто так с этим упирается и тянет время, есть силы, в том числе, и ряд американских компаний, которые в этом крайне заинтересованы. Надо добиваться, чтобы нам делали предложения, от которых мы не сможем отказаться, — убеждён эксперт.
Выдавая разрешения на полёты гражданских авиаперевозчиков, торговаться можно, но с умом и без нажима. Можно выдвигать какие-то условия, но результативность этого будет зависеть от искусства переговорщиков. Но делать надо это в тиши кабинетов. Выдвигать какие-либо требования публично, да еще в жёсткой форме нельзя ни в коем случае — это может выйти боком, предупреждает Виктор Алкснис.
Конечно, приятно осознавать, что наши заклятые друзья нуждаются в разрешениях. Но надо учитывать, что не только американцы летают через наше небо, но и мы — через их. Например, на Кубу. Это, между прочим, наш всё еще верный союзник в регионе. Да и про деньги, поступающие в российский бюджет за каждый полёт в нашем воздушном пространстве тоже забывать не стоит. Поэтому пусть уж летают, пока платят. Не так ли?