почему по корану нельзя держать дома собаку
Почему по корану нельзя держать дома собаку
Домашние животные в исламе
Домашние животные являются спутниками человека с первобытных времен. Когда древние люди разделывали туши животных после охоты, где-то поодаль за ними наблюдали тогда еще дикие предки современных собак. Возможно, кто-то из жителей первобытной деревни стал оставлять для них кости или часть внутренностей убитых животных. Через какое-то время дикие собаки перестали бояться людей, наоборот, приходили к определенному времени к их жилищам, поскольку знали, что их могут покормить.
Еще через некоторое время люди догадались, что, если этих зверей приручить, они могут оказать им большую услугу – они будут защищать их место обитания от диких зверей, охранять их во время похода, помогать искать зверя на охоте. Так началась дружба человека и животных, которая продолжается по сей день. Ученые считают, что собаки стали домашними животными у наших предков примерно 10-15 тысяч лет назад на территории нашей страны – в Сибири или на Дальнем Востоке.
Более того, через какое-то время эта полезная деятельность кошек, видимо, произвела столь сильное впечатление на египтян, что они стали считаться священными животными, их охранял закон – за убийство кошки полагалась смертная казнь. При пожаре или ином стихийном бедствии в доме следовало прежде всего, спасать кошек.
Кошки и собаки – это самые древние и поэтому самые распространенные домашние любимцы. Однако, наряду с ними у многих людей в домах живут попугаи и канарейки, хомячки и крысы, черепахи и морские свинки, аквариумные рыбки, ящерицы и другие животные.
Психологи считают, что домашнее животное положительно влияют на жизнь человека, делают его более гармоничным и, следовательно, социально активным. К примеру, психолог из Великобритании Коринн Свит доказала, что присутствует особый тип связи между домашними животными и социальной активностью людей. В частности, добрые отношения с питомцами, по словам специалиста, в большой степени влияют на человека, делая его счастливее и успешнее.
Анализ статистических данных позволил эксперту установить, что люди с одним или несколькими любимцами реже обращались в больницы и неотложную скорую помощь, гораздо лучше и быстрее устраивали свою личную жизнь, добивались более заметных результатов относительно коллег. По словам психолога, животные, будь то кошки или собаки, помогают человеку намного быстрее справиться с трудностями. (Подробнее: Домашние животные делают людей счастливее).
Другие ученые утверждают, что кошки способны помочь излечить психические расстройства своего хозяина, справиться с депрессией и неврозами и даже избавить от алкогольной зависимости. Более того, 20 минут, проведенные вместе с кошкой, могут нормализовать работу сердца и давление (Подробнее: Ученые назвали пять животных, которые могут исцелить человека).
Что же говорит о содержании домашних животных исламская религия? Каких животных можно держать в доме, а каких нельзя?
Кошка в исламе считается чистым и поэтому дозволенным для содержания дома животным. Из исламской истории мы знаем, что наш Пророк (мир ему и благословение) очень любил кошек – по преданию, у него была любимая кошка, с которой он не расставался даже во время молитвы. Однажды, когда ему нужно было куда-то пойти, а кошка спала на рукаве его халата, он отрезал рукав, чтобы не побеспокоить кошку.
Передается, что Пророк совершал омовение водой из сосуда, из которого попила кошка. Жена Пророка Аиша (да будет доволен ей Аллах) передавала его слова: «Они не нечистые, они – ваши домочадцы» (Сунан Абу Дауд).
Если же вы хотите завести дома собаку, здесь возникают определенные проблемы. Шерсть и слюна собаки считаются нечистыми согласно исламу. Поэтому мусульмане не держат собак в домах – в противном случае, вам придется постоянно следить за чистотой вашей одежды и мест, где вы молитесь, иначе ваша молитва будет недействительной из-за наличия там нечистоты. Однако, собак можно держать в сельской местности во дворе – для охраны территории, для охоты или как пастушеское животное.
Также нет запрета в том, чтобы держать дома птиц, хомяков, рыбок, черепах, кроликов. Но следует помнить, что содержание дома животных накладывает на человека определенную ответственность. Когда вы становитесь хозяином животного, вы отвечаете за его благополучие.
У каждого животного есть определенный режим питания и содержания, какое-то животное любит тепло, а какое-то – холод, если оно живет в клетке или террариуме, аквариуме, его нужно вовремя чистить, менять там воду, насыпать корм. Если ваш питомец заболел, его нужно отвезти к ветеринару и следовать его рекомендациям.
Существуют хадисы, где человеку дается строгое предупреждение – что ждет тех, кто бросает своих животных без помощи, отказываются от ухода за ними.
«Женщина была приговорена к адскому огню из-за кошки. Она привязала ее и не давала ей поесть, не давала воды и не позволяла ей самостоятельно найти себе пропитание, пока та не умерла, поедая грязь» (Бухари).
За доброе отношение к живым существам, наоборот, полагается большая награда:
«Одного человека, который находился в пути, начала мучить жажда. Он нашёл колодец и спустился в него для того, чтобы попить воды. Когда же он поднялся из колодца, то увидел собаку, которая жевала влажную землю из-за жажды. После чего он обратно спустился в колодец, зачерпнул воды в свою кожаную обувь и напоил животное.
За этот поступок Господь простил тому человеку все грехи». Услышав данную историю, сподвижники задали вопрос: «Неужели и за животных мы получим награду?» На что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) ответил: «За каждое живое существо вы обретёте награду» (Бухари).
О чем еще следует помнить, если вы хотите завести для себя или для своих детей домашнее животное?
1. Если у вас никогда до этого не было домашних животных, проверьте себя – сможете ли вы вообще взять на себя эту ответственность. К примеру, если вы хотите взять в дом кошку, попросите кого-то из друзей дать вам возможность один день подержать ее у себя дома, пообещав тщательно соблюдать инструкции по уходу за ней. Тогда вы будете более-менее представлять, по силам ли вам вообще эти хлопоты.
2. Помните о том, что на шерсть, перья, пух животных и птиц может быть аллергия у вас или у ваших домашних. О наличии такой аллергии можно узнать, пройдя специальные медицинские тесты или анализы.
3. Подбирайте животных, исходя из своего характера и темперамента. Есть животные, которые привязаны к хозяевам, а есть равнодушные к людям, есть тихие, а есть шумные. Это тоже нужно учитывать, когда вы думаете – какое конкретно животное вы хотите держать дома.
Подумайте, для чего вы заводите живое существо? Чтобы оно просто радовало глаз – как красивые рыбки в аквариуме; либо чтобы создавало уют в доме – как кошка; могло петь или разговаривать – как канарейки или попугайчики? Исходя из этого принимайте решение.
4. Прежде чем взять животное, прочитайте всю возможную информацию о нем – как за ним нужно будет ухаживать, чем кормить, каковы условия его содержания, сколько лет оно может прожить в неволе.
5. Если оказалось, что домашнее животное не подходит вам или кому-то из ваших домочадцев – дома кто-то тяжело заболел, и оказалось, что животное вредно для больного; стало некому за ним ухаживать, поскольку у вас много работы; вы куда-то переезжаете, где вы не сможете это животное держать, следует позаботиться о дальнейшей судьбе вашего питомца заранее. Найдите ему хороших хозяев либо устройте в специальный приют, где о нем позаботятся.
Итак, какой можно сделать вывод? Домашние животные сопровождают жизнь человека с древности – некоторые из них помогают нам в быту (охраняют жилище, ловят мышей или крыс), а какие-то – просто радуют глаз (как рыбки или птицы).
Почти всех из распространенных домашних животных (кошек, птиц, хомяков, рыбок, черепах, кроликов) можно держать дома, за исключением собак – которых лучше держать не в доме, а в сельской местности во дворе по причине их нечистоты.
Содержание дома животных накладывает на человека большую ответственность – за ним надо будет ухаживать, вовремя кормить, соблюдать другие условия его содержания. Человек в ответе за тех живых существ, которых он приручил.
Отношение к собаке в Исламе
Пророк Мухаммад сказал: «Однажды некий мужчина, находясь в пути, испытывал сильную жажду. Он нашел колодец и попил из него. И через некоторое время собрался было идти [дальше, продолжить свой путь], но вдруг он увидел собаку, высунувшую язык от жажды и поедающую влажную землю. Человек сказал [себе]: «Эта собака испытывает жажду так же сильно, как и я некоторое время назад». Он снял свой башмак, набрал им воды из колодца и напоил собаку. [В итоге] Аллах (Бог, Господь) был так доволен им, что простил ему [накопившиеся у него ранее прегрешения]». Сподвижники [слушавшие эту историю от пророка Мухаммада] уточнили: «О посланник Божий! В животных [в нашем отношении к ним] есть воздаяние?! [Бог нас вознаградит за это?!]». — «В любом живом существе [в благодеянии в его адрес] – воздаяние [Божье]»[1].
В другом риваяте (варианте) данного хадиса сказано: «Однажды некий человек увидел пса, жующего влажную (сырую) землю от жажды [и отсутствия доступного для него источника воды]. Мужчина снял обувь, зачерпнул ею воду и дал напиться собаке. Поступок этот настолько высоко был оценен Аллахом (Богом, Господом), что Он [Творец всего сущего] наделил этого человека [по милости Своей] райской обителью [в вечности]»[2].
В наследии заключительного Божьего посланника есть несколько подобных хадисов. Все они указывают на важность совершения благодеяния в адрес любого живого существа: человека – независимо от его национальности или вероисповедования; животного – независимо от того, является ли оно канонически чистым или нечистым (наджаса)[3]. И такая форма благодеяния высоко ценится пред Всевышним, служит причиной прощения грехов. Да, Господь миров порой необычайно щедро одаривает за на первый взгляд простые и легкие благородные поступки. И это, полагаю, из-за их особой актуальности и необходимости.
О собаке на umma.ru есть и другие материалы:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 739, хадис № 2466; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 143, хадис № 2466 и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 125, хадис № 10/126 и пояснение к нему.
[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 81, хадис № 173; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 368, хадис № 173 и пояснение к нему.
[3] Слюна собаки, например, является канонически нечистой, наджасой: при попадании на одежду ее необходимо тщательно смыть, дабы можно было молиться в этой одежде.
Можно ли держать дома собаку?
Вопрос: Можно ли держать дома собаку?
Ответ: Если собака для каких-то целей, то есть она приучена сторожить пастбище, скот, посевы, огород или приучена к охоте, то можно заводить собаку в таких целях, и в этом ученые единодушны.
Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) пишет:
اتفق الفقهاء على جواز اقتناء الكلاب التي تتخذ للصيد والماشية والزرع
«Ученые-факихи единодушны в том, что дозволено иметь собаку, которая приучена охотиться, охранять пасущийся скот, посевы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).
Что касается того, чтобы иметь собаку во дворе дома для охраны дома, животных, хозяйства и т.д., то есть два мнения: те, кто не дозволяют и те, кто дозволяют иметь собаку. Об этом имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что это запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).
А если нет пользы от собаки, то ее держать нельзя, как пишет имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах):
قال الشافعي والأصحاب : لا يجوز اقتناء الكلب الذي لا منفعة فيه
«Сказали имам аш-Шафии и его последователи: «Нельзя иметь собаку, от которой нет пользы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).
Держать собаку внутри дома
1) Что касается содержания собаки дома без вышеприведенной пользы, мы писали, что это запрещено, а держать собаку внутри дома тем более запретно, потому как собака является наджасом, как утверждает большинство ученых, такие имамы, как: аш-Шафии, Абу Ханифа, Ахмад и их последователи, за исключением имама Малика.
Также вдобавок к этому есть хадис, в котором сказано:
لا تدخل الملائكة بيتا فيه كلب ولا صورة
«Не входят ангелы (ангелы милости) в тот дом, в котором находится собака и присутствует изображение (живых существ)» (имам Муслим).
2) Что касается того, есть ли нужда в охране дома, если двора при этом нет, например, в квартире, то собаку можно держать внутри дома, как сказано в более весом слове, которое привел имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах):
«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).
Конечно, это дозволено при условии, что внутри дома будет создано отдельное место, изолированное от места пребывания домочадцев, потому как собака является наджасом, а мусульманин обязан отдаляться от нечистоты.
Как только нужда в собаке уходит, запрет держать собаку возвращается, и нужно избавиться от нее.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Можно ли мусульманам держать дома собаку? Спросите имама
Отношение мусульман
В исламе собаки считаются нечистыми животными. Контакты мусульман с этими четвероногими не поощряются. Многие исламисты только из-за этого объясняют свою не любовь к этим существам. В Коране описано негативное отношение к любым проявлениям жестокости. Все животные охарактеризованы как дружественные к человеку. Псы описаны как существа, оскверняющие вещи, еду, хозяина.
Существует мнение, что мусульманин должен провести омовение, если тронет собаку
В хадисах не указывается нигде, что после касания собаки мусульманин обязан совершить омовение. Мухаммад рассказывал, что если собака выпьет воды из посуды, такая посуда омывается 7 раз. Ряд богословов полагают, этот хадис указывает на нечистую слюну собаки, но не на ее тело. Как рассказывал ибн Умар, во время жизни Мухаммада, собаки забегали в мечеть могил даже мочиться рядом. Есть предположение, что собаки не были нечистыми, когда в Медине, жили первые мусульмане.
В Корне есть аят, где рассказывается об использовании собак для охоты. Указание на очищение посуды, после питья собаки, может быть связано только с гигиеной, так как животное может быть больное или бешеное. Из-за этого и есть указание о мытье предметов после собаки.
Немного истории
Во многих крупнейших мусульманских городах мира издавна собаки выполняли другие важные функции помимо охраны — они ели пищевые отходы. От Дамаска и Багдада до Каира и Стамбула городские власти поддерживали популяции этих животных как потребителей отходов, чтобы уберечь городские улицы. Мусульманские лидеры строили поливные желоба для собак, многие мечети выбрасывали для них пищу, а мясники использовали их, чтобы уничтожать крыс и других паразитов.
Все это говорит о том, что мусульмане во всем мире мирно существовали со многими собаками. Они осознавали, насколько полезными являются четвероногие, и развивали отношения с ними.
Негативное отношение к собакам сегодня
Учитывая эту историю, почему собака запрещена в исламе? Короткий ответ: из-за распространения инфекций. Около двухсот лет назад познания об инфекционных заболеваниях начали меняться. Люди на Ближнем Востоке, в Европе начали констатировать тесную связь между вспышками чумы, холеры и малярии и близостью жертв к таким местам, как кладбища, мусорные кучи и болотистые озера. Планировщики городов и правительства на всем Ближнем Востоке начали убирать эти источники болезней из все более переполненных районов, в которых жили люди. Они выкидывали мусор за пределы городских стен, также невольно избавились от собак, которые съедали эти отходы. В городах не становилось меньше мусора, а отходы, которые оставались, считались угрозой для общественной гигиены.
Действительно, всего за несколько десятилетий в начале девятнадцатого века собаки стали рассматриваться как экономически бесполезные и опасные существа для общественного здравоохранения. Результаты? Несколько крупномасштабных кампаний по уничтожению, гораздо меньше животных в ближневосточных городах и изменение отношения. И собаки — уже не полезные, а опасные, подверженные болезням и распространению инфекций.
Основополагающим принципом ислама является то, что все допустимо, за исключением тех вещей, которые были явно запрещены. Исходя из этого, большинство мусульман согласятся с тем, что разрешено иметь собаку с целью обеспечения безопасности, охоты, ведения сельского хозяйства или службы инвалидам.
Многие мусульмане занимают среднюю позицию относительно собак, позволяя им существовать рядом, но настаивая на том, что животные должны занимать пространство подальше от дома с жилыми помещениями. Многие держат животное на открытом воздухе в максимально возможной степени и, по крайней мере, не допускают ее в районы, где молятся мусульмане. По соображениям гигиены, когда человек вступает в контакт с собачьей слюной, необходима стирка одежды.
Почему мусульманам нельзя держать дома собаку
Отношение к собакам среди приверженцев ислама довольно противоречивое. Многие считают их совершенно нечистыми животными, с которыми нельзя иметь никаких контактов. Другие же не видят в собаке никакого греха и держат дома даже ради развлечения. А что же говорит об этом классический ислам?
В данном случае следует опираться на хадисы (предания о словах и действиях пророка Мухаммеда), являющиеся ценным источником исламского права — шариата. Так, в одном из изречений имама Муслима сказано, что следует несколько раз промывать посуду после того, как её лизнёт собака. Из этого исламские богословы вывели, что слюна животного является «наджисом», то есть нечистотой. Соответственно, недопустимо совершать намаз (молитву) или производить какие-либо иные ритуальные действия при контакте с собачьей слюной. Кроме этого, часть богословов и шерсть животного определяет как «наджис».
Хадисы — священные предания о жизни, чудесах и поучениях пророка Мухаммеда, являются одной из главных культурных ценностей исламского мира
При этом сама собака «грязным» существом не считается. Так, имам ан-Нававий говорил, что допустимо держать это животное в целях охоты или охраны. То есть в практических целях. А если нет пользы, то и заводить её не нужно, как следует из изречения богослова. Ему же вторит и имам аш-Шафии, говоря о том, что нельзя держать собаку без пользы.
Таким образом, в представлении классического суннитского ислама нет единодушного запрета на то, чтобы держать собаку. Однако заводить её можно только в практических целях, например, для охраны двора.
Также мусульманские богословы обращают внимание, что недопустимо держать собаку в самом жилище. Один из хадисов имама Муслима предостерегает от этого, предупреждая, что в дома, где живёт собака, не входят ангелы.
Поистине, ангелы не входят в дом, в котором находится собака.
Шейх Садуг
Ман ла йахзурухуль-фагих, том 1, стр. 246, хадис 743
Больше запретов на то, чтобы держать собаку в каких-либо целях содержится в исламе шиитского толка. Это, по всей видимости, связано с тем, что шиитами являются преимущественно жители Ирана (персы), на землях которого долгое время с исламом конкурировал зороастризм, чьи последователи весьма высоко ценили данное животное. Соответственно, запрет на собаку — часть борьбы с чуждой религией, а жестокость по отношению к этим животным — печальный пример религиозного соперничества.
Несмотря на всё это, в самом Коране — священной для каждого мусульманина книге, нет прямых указаний на то, что держать этих животных запрещено. И даже напротив, в суре «Пещера» есть указание на собаку по кличке Китмир, имя которой впоследствии приобрело некий магический смысл (его надписывали на посланиях, чтобы уберечь их от пропажи).
Видео: шейх Усман Аль-Хамис о собаке у мусульманина в доме
Коран о животных в исламе
Ислам поддерживает права всех живых существ на доброе обращение и справедливость по отношению к ним. Животные не должны подвергаться насилию. В Коране все живые существа подобные людям и имеют схожие права. Убийство без какой-либо разумной причины или жестокое обращение ведет к серьезному греху и нарушению прав, возложенных Аллахом. Люди должны быть нежными с животными, даже когда их приходится приучать к дисциплине.
Ислам учит быть очень осторожными в нашем поведении с животными и всеми живыми существами, так как есть большая награда за их любезное обращение и великое наказание за нарушение их прав. Люди должны хорошо относиться к животным, не преступать пределы, установленные Аллахом.
Отношение к кошкам в исламе
Кот — уважаемое животное в исламе. Их любил исламский пророк Мухаммед. Кошки считаются типичным домашними животными мусульман. Они были почитаемы с древних времен. Согласно многим хадисам Мухаммед запретил преследование и их убийство. Они восхищают своей чистотой и чрезмерной лаской. Роли кошек и собак в исламе абсолютно противоположны. Существует мнение, что мяукающие создания ритуально чисты, в отличие от собак, и поэтому им разрешено посещать дома, мечети, включая Масджид аль-Харам. Пища, отобранная кошками, считается халялью.
Почему собака нечистое животное в Исламе?
Собака нечистое животное в Исламе
Большинство мусульман отличается своей брезгливостью. Такое чувство неприязни распространяется и на собак.
Так почему собака нечистое животное в Исламе? Такое отношение возникло из описания собак в Коране.
Нечистой считается именно слюна животного, так как в ней живет много инфекций и бактерий. Собаки часто подбирают мусор с земли, съедают отходы со свалок, перенося, таким образом, различные болезни. Если мусульманин случайно вступил в контакт со слюной собаки, то необходима тщательная стирка его одежды и омовение водой, чтобы смыть с себя частицы слюны. Так поступают из соображений гигиены и брезгливости к этим животным.
С какой целью разрешено держать собак
Для чего же допускает держать этих животных ислам? Можно ли держать собаку мусульманам? Им разрешено существовать бок о бок с этими животными только с такой целью:
Держать в качестве домашнего животного собаку дома ислам считает харамом (запретные действия).
Роль пророка Мухаммеда в отношении к собакам
Мухаммед сделал резкие заявления о собаках, и эти замечания повлияли на животных трагическим образом. Его учения, возможно, исходили из культурного уклона, языческих концепций или собственного воображения, но, откуда бы они ни пришли, они привели к жестокому обращению. Ни одно из негативных утверждений о собаках не встречается в Коране, но ими изобилуют различные сборники традиций (хадис). Они являются основой исламского богословия и многих исламских законов. Хадисы описывают собак нечистыми и прививают негативное отношение к этим животным верующим мусульманам.
Мухаммед утверждал, что он пророк Аллаха, и поэтому к его наставлениям прислушивались и их выполняли непреклонно.
Можно ли трогать собаку?
По исламу мусульманам, совершившим контакт с этим животным, требуется совершать омовения 7 раз. В одежде, которая соприкасалась с животным, нельзя совершать намаз, молиться. Это постановление исходит от хадиса: «Пророк сказал: «Если собака оближет сосуд, пусть человек выбрасывает все, что в нем, и мыть его необходимо семь раз, один раз с землей»». Следует отметить, что одна из основных исламских мыслей указывает, что это не вопрос ритуальной чистоты, а просто метод здравого смысла, чтобы предотвратить распространение болезни.
Посуда с которой ела собака
Более того, посуда, из которой держат кормят собак никак не подходит для использования человеком, то есть человек не может потреблять пищу через эту посуду. Если уж очень надо это сделать, то пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) посоветовал 7 раз ее промыть, да еще и с песком. В этом совете пророка (мир ему и благословение Аллаха), так называемый, ияуджаз, то есть такое чудесное предвидение пророка, действительно, в пищеварительной системе, в пищеводе собаки, в слюне собаки огромное количество болезнетворных микробов, которые вредны для человека. Они не вредны для собаки, но очень вредны для человека. Есть очень серьезные заболевания, которые могут передаться собакой, одна из самых опасных, наверное, это чума и другие, которые просто могут привести к летальному исходу.
Хадисы о собаках
Есть несколько хадисов, которые предупреждают о последствиях для владельцев животных:
Это кажется несовместимым с Кораном, говорящим, что вы можете есть то, что эти животные поймают на охоте. Также конкретно упоминается, что любая добыча, пойманная охотничьими собаками, может быть съедена без какой-либо необходимости в дальнейшей очистке. Естественно, добыча охотничьего животного вступает в контакт со слюной, и это не делает мясо нечистым.
Собака в исламе считается «наджис».
Наджис — это библейское слово переводится как «змей», то есть нечистое животное, которое может осквернить одежду, пищу и самого человека. После осквернения любой правоверный обязан совершить очищение. Существуют специальные правила, что делать в таких случаях.
Есть хадисы, где говорится, что ангелы не войдут в дом, если там есть собака.
Как мусульмане относятся к борзым.
В то же время, есть знаменитые арабские породы собак, например, салюки (слуги) — и другие борзые. В эмиратах они пользуются невероятным успехом, их возят с собой на седлах и выпускают лишь при приближении к дичи.
В восточных странах существует красивая легенда о происхождении борзой собаки.
Борзые служат предметом нежных забот для женщин-мусульманок. На зиму они шьют им теплые покрывала. На лето — легкие плащи, чтоб предохранить их от назойливости мух и других насекомых. Все это делается со вкусом, изяществом и даже некоторой роскошью. Борзой делается особая постель, кормят ее питательной, но не тяжелой пищей, главное основание которой составляет мясо.
Арабы дают своим борзым также финики в виде теста и верблюжье молоко, по мнению бедуинов, имеющие свойство укреплять легкие и сообщать скачке собак большую легкость.
О ценности борзой говорится даже в Коране. В средние века каждый хозяин настолько дорожил своей борзой, что у собаки на передней ноге выжигалось тавро — знак владельца, чтобы собаку можно было найти.
Существует и арабское изречение:»Хороший сокол, быстрая собака и благородный конь дороже, чем двадцать жен».
У татар, живущих в Добрудже, постель борзой устраивается на верхушке крыши, рядом с гнездом аиста, который почитается как птица, приносящая благополучие дому. Собака поднимается в свое отделение по особо приспособленной для этого лестнице. Над постелью ее делается иногда даже зонтик из камыша, чтоб защищать ее от солнца. В этом уютном помещении она отдыхает спокойно, здесь не тревожат ее блохи и разные насекомые, которые мешают обыкновенно собаке спать, отчего слабеют ее силы и падает энергия».
Нечистыми собаки считаются только в шиизме. В суннитском Исламе этого нет, во всяком случае, так сказал Моххамед.
Хадисы о черных собаках
Собака в Коране
В Священной Книге Коран трижды упоминается вопрос о таком животном, но ни разу это упоминание в ее отношении не имеет отрицательного оттенка, а дважды собаке воздается должное, поскольку она является спутником и помощником человека. Если обратиться к суре под названием «Аль-Маида», то там сказано о дичи, которая называется дозволенным благом для верующих, и на нее человеку по Исламу дозволяется охотиться при помощи обученных собак.
В суре под названием «Аль А‘раф» Всевышний Аллах обращается с упреком к человеку, которому были ниспосланы знамения, но этот человек последовал не знамениям, а своим прихотям. Человек, который так поступил, сравнивается с этим животным, поскольку собака высовывает язык, когда дышит, независимо от того, оставили ли ее в покое или прогоняют.
В Коране также упоминается история о юношах, которые были благочестивы и вынуждены были скрываться в пещере, а собака охраняла их.
Из всего этого можно сделать вывод, что в Коране нет негативного отношения к вопросу собак, и Священная Книга Коран такого отношения мусульманам не диктует. Но многочисленные перегибы и злоупотребления в процессе толкования Корана и вопросов исполнения религиозных предписаний Ислама, комментарии приводят к тому, что формируется устойчивые стереотипы относительно того, как трактуется собака в Исламе и каково к ней отношение среди мусульман.
Не ненависть, а отсутствие знания
Во многих странах собаки обычно не содержатся в качестве домашних животных. Для некоторых людей их единственный контакт происходит только с бродячими животными, кучкующимися в стаи, блуждающими по улицам или сельской местности. Люди, которые не растут вокруг дружественных собак, могут иметь естественный страх. Они не знакомы с поведением собак, поэтому животное, которое бежит к ним, воспринимается как агрессивное. Многие мусульмане, которые, кажется, «ненавидят» собак, просто боятся их из-за незнания. Они могут оправдываться («Я страдаю аллергией») или подчеркивать религиозную нечистоту этих животных просто для того, чтобы избежать взаимодействия с ними.
Что недопустимо по отношению к собакам в исламе
Немного о прикосновении к собаке
Можно ли трогать собаку по исламу? Считается, что мусульманин не должен прикасаться к псу.
Почему? Какой довод приводят верующие? Самый распространенный — это животное является наджаса (нечистое, грязное, препятствующее молитве). В исламе есть перечень нечистот, после контакта с которыми верующий не может заходить в мечеть или приступать к молитве, не совершив очищение.
К веществам, оскверняющим мусульман, относятся:
Как собака попала в этот список? Объяснением, почему мусульманам нельзя трогать собак, может служить боязнь, порожденная тем, что у этого животного много схожих болезней с человеком. Чтобы не бояться заражения, мусульмане огранили контакты с опасным для здоровья питомцем.
Современные мусульмане
В современном мире можно встретить мусульман, живущих бок о бок с собакой. Все больше и больше людей осознают и видят пользу от содержания такого животного дома. Вот некоторые причины, почему некоторые последователи ислама держат собаку дома:
Владение домашним животным — это огромная ответственность, за которую мусульманам нужно будет ответить в Судный день. Те, кто предпочитает владеть собакой, должны осознавать все обязанности, которые возложены на них. Они должны обеспечить животных продовольствием, крышей над головой, обучением, физическими упражнениями и медицинским обслуживанием. Тем не менее большинство мусульман признает, что домашние животные не являются членами семьи, и у них не возникает желание обеспечить четвероногих должными условиями.