почему о покойниках нельзя говорить плохо мнение церкви
Почему о покойниках нельзя говорить плохо мнение церкви
Смерть является неотъемлемой и печальной составляющей жизни любого живого существа. Со смертью связано множество преданий, суеверий, верований и мистических историй. Одним из главных ритуалов является поминовение усопшего, а также уважительное отношение к его памяти. В православном мире всем хорошо известна поговорка «о покойных либо хорошо, либо ничего». Эта фраза передается из поколения в поколение, но далеко не все знают, откуда она произошла, и почему о покойниках нельзя говорить плохо.
Исторические факты фразы
Всем известная фраза ничего не имеет общего со славянской культурой, и ссылается в глубокую древность. Местом происхождения фразы является Древний Рим и Древняя Греция, где она произносилась по-разному, но имела одинаковый смысл:
В древности люди считали, что говорить плохо о покойном опасно и для живых, и для самого умершего. Сквернословить в адрес покойного запрещалось до 40 дня с момента смерти. Такой запрет связывали с тем, что душа еще находится на земле, и услышав сквернословие, может навредить живому, плохо отзывающемуся человеку. Также есть мнение, что сквернословие, способно навредить душе пройти очищение, притягивая ее обратно на землю.
Интересно то, что мысль о том, что о покойных нельзя говорить плохо, приходили разным правителям и философам. В древности, один политик из Греции, Солон, даже издал указ, запрещающий говорить о мертвых плохо, под страхом смертной казни.
Разъяснение фразы на основе энергетических структур
Существует мнение, что наш мир состоит из множество слоев энергетических структур. Наслоения возникают из переживаний, эмоций и мыслей людей, проживающих в одном пространстве. К примеру, энергетическая структура есть в каждом доме, офисе и любом другом месте, где часто появляются одни и те же люди. Самую активную и плотную энергетическую структуру имеют кладбища, где соприкасаются живые и мертвые энергии. После смерти человека, его душа соприкасается и воссоединяется с этим полем, получая его защиту.
Любое плохо сказанное слово об умершем, с болью отзывается на энергетической структуре души. Если же плохие слова повторяются часто, структура энергии будет стараться защитить душу умершего, даже прямым воздействием на обидчика, навлекая на него беды, болезни, финансовые проблемы, и прочее.
Мнение религии о злословии об умершем
Христианство запрещает говорить о покойном плохо, так как это большой грех. И за этот грех сквернослову придется в свое время ответить перед Богом, так как не ему судить о поступках и помыслах умершего грешника. Злословие – это библейское выражение, которое применяемо в различных традициях, религиях и канонах. И означает оно запрет на произношение плохих слов в адрес живых и мертвых.
Помимо религиозных аспектов, не стоит забывать и моральной стороне. Любой живой человек имеет возможность защититься от сквернословия другого живого человека. Какое бы обвинение не выдвигалось, защитное слово всегда предоставляется даже самому отъявленному преступнику. В юриспруденции признание вины не легитимно, пока вина не доказана. С умершим человеком оправдательный закон не действует, и опровергнуть любые слова он уже не может. Душа покинувшая этот мир, сама ответит за свои грехи перед Всевышним, и судить ее не могут простые люди, не имеют такого морального права.
Как известно, на протяжении сорока дней душа покойного периодически посещает землю, и плохо сказанные слова в ее адрес, воспринимают болезненно. Душа, о которой говорят плохо, не сможет попасть в райскую обитель, и злые слова близких родственников способны увлечь ее в ад. Также запрещено сквернословить в присутствии родных покойного, у которых об умершем остались теплые воспоминания.
Что говорят эзотерики о силе сказанного слова?
О том, что говорить плохо о покойнике запрещено, говорят и эзотерики. Изучая материи и потусторонние миры и загробную жизнь, специалисты уверяют, что слово имеет силу и мощную энергетику. Есть множество историй, где сквернословие в сторону умершего заканчивалось для человека плохо, так как слово, заряженное негативной энергетикой возвращалось к сквернослову.
Дух умершего человека может намекать о своем недовольстве, проявляясь такими действиями:
Также человек, плохо отзывающийся о покойном, может начать чувствовать себя плохо, болеть, имея при этом отличное здоровье, ощущать упадок сил, отсутствие хорошего настроения.
Стоит заметить, что в данном вопросе, правда у каждого своя. Для кого-то покойный был лучшим другом, кристальным и самым лучшим человеком. Для других – это безответственный разгильдяй, принесший море слез и обид. Однако, со смертью человека, нужно постараться простить его и отпустить, и избегать плохих разговоров о нем с точки зрения этических, и моральных норм.
Живым стоит помнить, что после смерти, душу ожидает нелегкая судьба, и пройти все перипетии ей придется в одиночестве и страхе. И на сколько тяжел будет этот путь, зависит от его действий в земной жизни. Никто не сможет уйти от расплаты за свои действия и грехи, и каждая душа получит в загробной жизни то, что заслужила своими поступками.
Оставьте заявку для заказа товара
Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
*Почему о мертвых нельзя говорить плохо*
Эгрегор образуется под влиянием мыслей, действий, переживаний некоторого количества людей, а иногда и сущностей тонкого плана. Человек после своей кончины попадает в потустороннюю энергетическую систему, хотя бы на некоторое время становясь ее частью. Неважно, какое название использовать: эгрегор смерти, Бог, зазеркалье, космос – в любом случае душа покойника обретает надежного защитника. Неприятные слова, насмешки, намеренная порча личных вещей умершего и прочие неблаговидные поступки активизируют эгрегор. Он обороняет своего подопечного, «щелкая по носу» обидчика. Говоря о мертвом плохо, можно накликать на себя разные беды, начиная от потери кошелька и заканчивая смертельной болезнью. Эгрегор не анализирует, насколько его «частичка» (душа покойного) была неправа при жизни. Его интересует только вопрос защиты своего элемента, а значит, и себя в целом. Аналогично поступают и прочие энергетические структуры, просто люди не всегда понимают, что возникшие неприятности связаны с неправильным поведением в отношении какого-либо эгрегора.
Умерший не может оправдаться
Каждый человек волен защищаться. Даже отъявленным преступникам позволяют пользоваться услугами адвоката, оставляя шанс доказать невиновность. Но этого законного права лишен покойник. Его душа, покинув материальный мир, теряет контакт с живыми людьми и их порядками.
Она выходит за грань и попадает туда, где человеческий суд бессилен. Если убийца умрет, его не посадят в тюрьму. То же самое должно касаться и злословия, которое следует прекратить. О мертвых не говорят плохо, так как не имеют на это права. Покойный уже на ином уровне, где им «займутся» другие силы. С христианской точки зрения, он предстанет пред Богом; с индуистской – последует за своей кармой. В любом случае умерший получит наказание, соразмерное его проступку. Но живые люди не должны принимать участия в осуждении: это утяжеляет сердце и заставляет страдать самого человека, который постоянно прокручивает в уме былые горести.
Умерший способен дать отпор
Первые 40 дней душа еще очень привязана к знакомым местам и людям. Если человек жил, не соблюдая социальных норм и законов, то огромная вероятность того, что процесс умирания и прощания с телом дастся ему очень тяжело. Такая душа взбудоражена, она мечется из точки в точку и постоянно находится рядом с родственниками, друзьями, знакомыми. Покойника беспокоят слова критики, хулы, ненависти. Душа может встревожиться и отвлечься от своей первостепенной задачи перехода в иной мир, вместо этого решив «ударить» обидчика. Чем сильнее энергетика умершего, тем тяжелее будет его «ответ». Можно просто выронить себе на ногу тяжелый предмет, а можно вдруг перепутать газ с тормозом и попасть в аварию. Месть души импульсивна, ее цель – остановить злословие. Иногда ругаемые покойники ломают зеркала, сбрасывают со стола собственную фотографию, перемещают свои любимые вещи. Это мягкий вариант просьбы перестать говорить об умершем плохо.
Дурно отзываться о знакомых – нехороший тон в любой ситуации. И лучше помолчать, чем обвинять покойника в былых грехах. Этого человека больше не существует, и отныне он никому не причинит вреда. Гораздо разумнее попытаться простить умершего и помочь ему, поставив за него свечу или искренне помолившись.
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Почему о покойнике принято говорить либо хорошо либо ничего?
Почему о покойнике принято говорить либо хорошо либо ничего?
Почему те, кого при жизни недолюбливали, по смерти становятся «дорогими» и «родными»?
Как-то задавал я вопрос: где похоронены все злодеи и грешники? Вопрошение подобное всегда возникает, когда по кладбищу бродишь. Не заезжаешь с очередным усопшим и не забегаешь помянуть на «красную горку», а именно бродишь и фотографии рассматриваешь, вкупе с подсчетом годов жизни.
Почему возникает? Да потому что все там, под плитами, «дорогие», «любимые» и «родные», но вот когда они еще на земле нашей бренной пребывали, чего только священнику (да и не только ему!) не приходилось выслушивать насчет их характеров и поведения.
Знаменитое: «о покойнике только хорошее или ничего» — аксиома вечная, без споров повсеместно принятая и среди народа нашего строго соблюдаемая. Как, впрочем, и не удивляют меня бесконечно повторяемые синодики на молитвенное поминовение тех, кого не столь давно не иначе, как «злыдень» и «нехристь» определяли.
Скамеечка есть в храме, где старики наши и старушки (сплошь вся интеллигенция 60- 70-х), заранее на службу пришедшие, проблемы свои обсуждают. Храм у нас небольшой, и мне в алтаре, хочешь не хочешь, все слышно. Так вот беседы там всегда в двух направлениях происходят. Первое — жалобы на плохих и непутевых. Второе — сожаления, что нет уже рядом тех, кто после «со святыми упокой» стали хорошими и добрыми.
Так что определение «смерть всех примирит» — тоже аксиома, если, конечно, ее в житейском смысле брать, а не в политических реалиях рассматривать.
Есть, конечно, преткновение: панихиду выше Таинства евхаристического возносят, но это не потому, что языческие тризны в подсознании, а от того, что мало мы священники объясняем да разъясняем.
Недавно попал я в ситуацию, которую самому разрешить не получалось. Казалось, и служу уже почти четверть века, и отпел столько, что ни Требника, ни Евангелия не надобно, наизусть все помнится, а вот растерялся, не знал, как поступить. Пришлось к самому архиерею обращаться, мол, простите, Владыко, но не знаю, что и делать.
Дело же было в следующем: попросили отпеть усопшего, да не дома, а в храме. Как известно, есть три типа прихожан: прихожане как таковые, «захожане» — это те, которые по праздникам и когда сильно припечет в храм заходят, и «заношане», то есть те, которых два раза в церковь приносят, крестить и отпевать. Вот об такого «заношанина» моя священническая суть и споткнулась.
Мало того, что он в храм не ходил, лоб, когда требуется, не крестил и на исповеди не бывал, но до конца дней своих еще и в компартии числился. Партийная принадлежность меня мало обеспокоила, тем более, что о человеке этом пред Богом представшим я только доброе слышал. Да и занимался он в последние годы делом хорошим: пенсионерам помогал. Даже молодежь, от которой хвалу поколению старшему нынче не часто услышишь, о нем мнение благосклонное имеет: «Хороший дядька был».
Иное меня мучило: ведь не был в храме никогда, а я его под иконы, да «со святыми упокой» причислять буду. Изначально отказал. Предложил: давайте дома отпою. Родственники ни в какую, не согласны. Причем, искренне просят, слезно и настойчиво. Естественно и власть подключилась, мол, чего это ты доброго человека отпевать отказываешься?! Власть — она, конечно, дело кесарево, но с ней все же лучше в дружбе и мире жить — и не только потому, что помогают иногда, но и оттого, что даже языческие философы утверждали, что мир — это мудрость.
Решение окончательное не приходило, и пришлось в самую главную для священника инстанцию обращаться. Епископу позвонил, благо во времена нынешние это уже не сложность. Рассказал все и пожаловался, что ума-разума не хватает, как ответить, что сказать и как поступить.
Владыка тоже подумал, порассуждал, а затем все же благословил — отпевать в храме, но с условием, что я обязательно скажу проповедь. Расскажу о том, что родным и близким молитва нужна теперь серьезная и искренняя, и не только во спасение их родного человека, в гробу перед ними лежащего, но для них самих в первую очередь.
На отпевание много людей пришло, ведь человека всем известного в городе нашем провожали. Причем, в большинстве те под сводами храма определились, у которых в лучшем случае «Бог в душе», а не в Церкви находится. Стоят со свечками, практически никто не крестится, как вести себя не знают и на меня как на архаизму смотрят.
Насколько понимали, что мы пели и возглашали — не ведаю, но очень давно я не видел таких внимательных слушателей, когда дело до проповеди дошло.
Что говорил? Да как всегда, о том, что рано или поздно, но обычно намного раньше, чем предполагаешь, мы так же лежать будем; что от пожелания «земля ему пухом» легче не становится; что как бы не забывали Творца, но все же в глубине каждой души надежда на жизнь вечную обязательно осталась; что любовь твою к ушедшему лучше всего молитвой утверждать, а не тостом на поминках.
Не могу сказать, что завтра, в день Вселенской поминальной субботы, все слушавшие в храм придут, но то, что просветлели лица убитых горем родственников и пропали скептические усмешки у пришедших «по долгу и совести», было видно явно.
Не знаю я пока, где душа усопшего «доброго человека» пребывает, мне лишь известно, что очень многие на этом отпевании совершенно искренне у Бога просили, чтобы она «в месте светле, в месте злачне и месте покойне» определена была. Просили, даже толком не понимая слов этой молитвы. Внутреннее говорило, то, что необъяснимо, но обязательно есть.
Именно это внутренне чувство необходимости молитвы об умерших и наполняет наши храмы в дни поминальных суббот, именно оно говорит о вечности наших душ, и лишь только поэтому на кладбищах все дорогие, родные и любимые.
Почему о покойниках нельзя говорить плохо – о них только хорошо или никак: объяснение с точки зрения эзотерики, религии и энергетической силы слова
Когда умирает человек, родственники собираются, поминают усопшего. Они совершают определенные обряды, способствующие облегчению перехода нетленной оболочки покойного между мирами. Один из обычаев – вспоминать хорошие черты характера ушедшего, рассказывать истории, связанные с ним. Причем все слова о покойном должны быть в положительном ключе. Важно узнать, почему о покойниках нельзя говорить плохо. Это может причинить вред душе.
Кто впервые сказал фразу «о покойниках хорошо либо ничего»
После смерти человека принято подготавливать тело к погребению, провожать в последний путь, читать молитвы. Это делается, чтобы душа покойного получила поддержку, увидела, что к ее телу на земле относятся почтительно, т. к. сама еще пребывает рядом с ним на протяжении первых 3 дней до похорон. Нетленная оболочка позднее вознесется на небеса, где предстанет перед Господом, чтобы держать ответ за совершенные злодеяния на Частном суде.
Путь в мир иной
В это время умершему необходима поддержка, надежда на лучшее, т. к. она не может самостоятельно просить прощения за грехи, покаяться в них. Родные читают молитвы, почтительно отзываются о близком человеке. Церковь настоятельно рекомендует относиться к умершему с уважением, говорить о хорошем. Но сама фраза дошла до наших времен из глубокой древности. Первым ее изрек древнегреческий мыслитель – Хилон из Спарты, живший в VI веке до н. э.: «Demortuisautbene, autnihil». Объяснение у фразы неоднозначное, т. к. существует 2 мнения:
Если интересно, почему о мертвых нельзя говорить плохо, нужно узнать, куда душа попадает после смерти: знакомится с раем, адом, проходит испытания, данный этап длится 40 дней. Поддержку умершему оказывают именно близкие. Значит, указание на многочисленные прегрешения покойного чревато тем, что его дух останется скитаться между мирами или попадет в ад.
Если родным есть что сказать, нужно перечислять праведные поступки, иначе лучше промолчать, это тоже будет проявлением уважения, даже если между родственниками и покойным случилась ссора перед смертью.
Выражение с противоположным значением
Существует еще одна фраза: «Demortuis – veritas». Она имеет противоположное значение, нежели та, что рассмотрена выше. Существуют разные мнения о происхождение крылатой фразы. Считается, что она являет собой продолжение известного «о мертвых хорошо либо ничего».
Согласно другому мнению, обе фразы являются перефразировкой других слов Хилона – мыслителя Древней Греции. Именно он стал основоположником правил поведения в Спарте того времени. Соответственно, Хилон определил, что можно, а что нельзя на похоронах. Он завещал почитать умершего, отдавать должное добрым поступкам и делам его.
Отпевание покойного
Запрет на сквернословие об умершем
Древнегреческий политик Солон даже издал указ, согласно которому, запрещалось сквернословить в адрес покойных. Причем наказание было тяжелейшим – нарушившим требование властьимущего грозила смертная казнь. Сегодня до сих пор многие выполняют такое правило, но чаще всего опасаются последствий: общество порицает тех, кто недоброжелательно высказывается об умершем на похоронах и поминках. Несмотря на существующий обычай, мало кто знает, почему о мертвых нельзя говорить плохо. Отмечают несколько обоснований этого.
Объяснение энергетики слова
Мысль, как и ее продолжение – слово, имеет энергетический эквивалент. Учитывая, что в мире живет огромное количество людей, меняются поколения, приходят следующие, постепенно энергия наслаивается, образую разные структуры: дома, в офисе и других местах, где часто бывают одни и те же люди.
Слова — это как бы продолжение наших мыслей, и они так же влияют на реальность
Наиболее сильное энергетическое поле – на кладбище, т. к. здесь происходит столкновение живой и мертвой энергии. Под его защитой оказывается душа после смерти. Когда родные говорят плохо об умершем, нетленная оболочка чувствует это. Негативное отношение вызывает боль, что откликается в виде ответной реакции. Как результат, тот, кто злословил об умершем, мистическим образом начинает болеть, удача покидает его, возникают беды, начинаются разного рода проблемы. Те люди, которые не знают о такой взаимосвязи, полагают, что душа умершего мстит родственникам.
Религиозные аспекты злословия о покойном
Запрет на негативные высказывания об умершем установлен также и церковью. Считается, что тот, кто осуждает другого, совершает греховное деяние, а значит, попадет в ад. Истинно верующий не может судить человека, т. к. только Господь имеет возможности для этого. Еще одна сторона вопроса – притяжение к земле души, о которой плохо говорят родные и близкие. Нетленная оболочка лишается возможности войти в рай, т. к. вместо поддержки и молитв, получила порцию негативной энергии.
Почему нельзя говорить плохо о покойниках
Откуда появилось это выражение
Это выражение, ставшее чуть ли не руководством к действию, встречается в трактате Диогена Лаэртского – «Жизнь, учение и мнение православных философов». De mortuis nihil nisi bonum, или De mortuis nil nisi bonum dicendum est. Основой для этого стало выражение Хилтона (VI в. до н. э.) — τὸν τεθνηκóτα μὴ κακολογεῖν, которое можно перевести как «Об умерших не злословить».
Существует также совершенно другая латинская пословица: De mortuis – veritas, которая переводится как «О мертвых – правду».
Эти два выражения не имеют ничего общего между собой, поэтому какому из них следовать, каждый решает сам.
Получается, что не существует единого мнения по этому поводу, тем более что правда, как известно, у каждого своя. Для кого-то умерший человек был самым лучшим, а кому-то, напротив, принес много горестей в жизни.
Если все соберутся и начнут выражать свою индивидуальную точку зрения на земной путь покойного, то непременно возникнет грандиозный скандал, поэтому и считается неприличным говорить о покойниках плохо.
Другие версии
Есть еще такое мнение, о мертвых нельзя говорить плохо не потому, что есть такая пословица. Считается, что умерший человек уже никак не сможет себя оправдать, а ведь даже самые страшные преступники имеют все же право на адвоката. Говоря плохо о покойнике, человек берет на себя роль обвинителя и судьи, а кто имеет право тягаться с Богом, к которому прямиком и отправилась душа умершего.
В народе также есть еще одно поверье, когда говорят плохо о покойнике, его душа начинает беспокоиться, а за клевету и ложь, она даже может вернуться и отомстить обидчику.
Также о мертвых не говорят плохо, потому что не хотят обидеть его родных и близких. Просто из этических соображений.
Почему иногда все же можно говорить плохо о мертвых
Если разобраться, то получается, что ни один человек на Земле не придерживается этого правила. Разумеется, все стараются не злословить про умерших родственников, друзей и знакомых, однако, этот негласный закон никак не распространяется на известных людей. Чем больше человек знаменит, тем активнее вызнаются все подробности его жизни.
А что же тогда говорить о преступниках, маньяках и убийцах? Как можно вспомнить Андрея Чикатило или Адольфа Гитлера добрым словом или просто промолчать об их преступлениях.