почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной

ГИПОТЕЗА — что это. Суть, понятие и виды гипотезы

Гипотеза – это довод о том или ином явлении, который основывается на субъективном взгляде человека, направляющего свои действия в какую-нибудь установленную сторону. Если результат человеку пока неизвестен, то создается обобщенное предположение, а проверка его позволяет скорректировать общую направленность работы. Это и есть научное понятие гипотезы. Можно ли упростить значение этого понятия?

Объяснение «не научным» языком

Гипотеза – это способность предугадывать, прогнозировать результаты работы, и это важнейшая составляющая фактически каждого научного открытия. Она помогает просчитать будущие ошибки и промахи и понизить их количество в разы. При этом гипотезу, рожденную непосредственно во время работы, можно доказать частичным образом. При известном итоге в предположении нет смысла, и тогда гипотезы не выдвигаются. Вот такое простое определение понятия гипотезы. Теперь можно говорить о том, как она строится, и обсудить самые интересные ее виды.

Как рождается гипотеза?

Создание довода в человеческой голове – непростой мыслительный процесс. Исследователь обязан уметь создавать и обновлять полученные знания, а также он должен отличаться такими качествами:

В чем состоит суть гипотезы?

Гипотеза отражает объективную действительность. В этом она сходна с разными формами мышления, но она также и отличается от них. Главная специфика гипотезы состоит в том, что она отображает в материальном мире факты в предположительном ключе, она не утверждает категорически и достоверно. Потому гипотеза — это предположение.

Всем известно, что при установлении понятия через ближайший род и отличие потребуется указать еще и на отличительные признаки. Ближайшим родом для гипотезы в виде какого-либо результата деятельности является понятие «предположения». В чем же отличие гипотезы от догадки, фантазии, предсказывания, угадывания? Самые шокирующие гипотезы не строятся на одних домыслах, у всех них есть определенные признаки. Чтобы ответить на этот вопрос, потребуется выделить существенные признаки.

Признаки гипотезы

Если говорить об этом понятии, то стоит установить его характерные признаки.

Эти отличительные черты, взятые вместе, позволят отличать гипотезу от иных видов предположения, а также установить ее сущность. Как видите, гипотеза – это вероятностное предположение о причинах того или иного явления, достоверность которого сейчас не может быть проверена и доказана, однако это предположение позволяет объяснить некоторые причины явления.

Важно помнить, что термин «гипотеза» всегда употребляется в двояком значении. Под гипотезой понимают предположение, которое поясняет какое-то явление. Также о гипотезе говорят как о приеме мышления, выдвигающем какое-то предположение, а после строящем развитие и доказательство этого факта.

Гипотеза частенько строится в виде предположения о причине минувших явлений. Как пример можно привести наши познания о формировании Солнечной системы, земного ядра, о рождении Земли и так далее.

Когда гипотеза прекращает существовать?

Подобное возможно лишь в паре случаев:

Подобное может произойти во время проверки гипотез, когда накопленных знаний достаточно для установления истины.

Что входит в структуру гипотезы?

Строится гипотеза из следующих элементов:

Стоит отметить, что гипотезы всегда одинаковы по логической структуре, но они различаются по содержанию и выполняемым функциям.

Что можно сказать о понятии гипотезы и видах?

В процессе эволюции знаний гипотезы начинают различаться по познавательным качествам, а также по объекту исследования. Остановимся детальнее на каждом из этих видов.

По функциям в познавательном процессе различают гипотезы описательные и объяснительные:

История показывает, что с развитием знаний появляется все больше экзистенциальных гипотез, которые рассказывают о существовании конкретного объекта. Дальше появляются описательные гипотезы, которые рассказывают о свойствах тех объектов, а уже в завершении рождаются объяснительные гипотезы, которые раскрывают механизм и причины появления объекта. Как вы видите, происходит поэтапное усложнение гипотезы в процессе познания нового.

Какие гипотезы бывают по объекту исследования? Различают общие и частные.

Что такое версия?

Понятие научной гипотезы уже выяснили, но вот существует еще один такой необычный термин – версия. Что это такое? В политическом, историческом или социологическом исследовании, а также в судебно-следственной практике часто при пояснении тех или иных фактов или их совокупности выдвигается ряд гипотез, которые по-разному могут объяснить факты. Вот такие гипотезы называются версиями.

Версии бывают общими и частными.

Каким нормам обязана отвечать гипотеза?

Само понятие гипотезы в нормах права должно отвечать некоторым требованиям:

Как разрабатывается гипотеза?

Гипотезы человека представляют собой мыслительный процесс. Конечно же, представить общий и единый процесс построения гипотезы трудно: все из-за того, что условия для разработки предположения зависят от практической деятельности и от специфики той или иной проблемы. Однако возможно все же выделить общие границы этапов мыслительного процесса, которые приводят к появлению гипотезы. Это:

Теперь потребуется рассмотреть каждый этап возникновения гипотезы.

Выдвижение гипотезы

Для выдвижения гипотезы потребуется иметь некоторые факты, относящиеся к определенному явлению, и они должны обосновывать вероятность предположения, пояснять неизвестное. Поэтому вначале происходит сбор материалов, знаний и фактов, относящихся к определенному явлению, которое будет в дальнейшем поясняться.

На основании материалов высказывается предположение о том, что же представляет собой данное явление, или, другими словами, формулируется гипотеза в узком смысле. Предположение в данном случае представляет собой некое суждение, которое высказывают в результате обработки собранных фактов. Факты, на которых сделана гипотеза, можно логически осмыслить. Вот так появляется основное содержание гипотезы. Предположение должно отвечать на вопросы о сущности, причинах возникновения явления и так далее.

Развитие и проверка

После выдвижения гипотезы начинается ее развитие. Если предполагать выдвинутое предположение правдивым, то должен появиться ряд определенных следствий. При этом логические следствия нельзя отождествлять с выводами причинно-следственной цепи. Логическими следствиями являются мысли, которые поясняют не только обстоятельства явления, но и причины его возникновения и так далее. Сопоставление фактов из гипотезы с уже установленными данными позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Такое возможно только в результате проверки гипотезы на практике. Гипотеза всегда порождается практикой и только практика может решить вопрос о том, является ли гипотеза правдивой или ложной. Проверка на практике позволяет трансформировать гипотезу в достоверное знание о процессе (ложный он или истинный). Потому не стоит сводить истинность гипотезы к определенному и единому логическому действию; при проверке на практике применяются разные методики и способы доказательства или опровержения.

Видео: Почему теория эволюции — это теория, а не гипотеза?

Подтверждение или опровержение гипотезы

Гипотеза работы в научном мире применяется часто. Этот способ позволяет подтвердить или опровергнуть отдельные факты в юридической или экономической практике через восприятие. Примерами можно назвать открытие планеты Нептун, обнаружение чистой воды в озере Байкал, установление островов в Ледовитом океане и так далее. Все это когда-то было гипотезами, а сейчас – научно установленные факты. Проблема состоит в том, что в некоторых случаях с практикой трудно или же невозможно действовать, и проверка всех предположений не является возможной.

К примеру, сейчас есть шокирующая гипотеза о том, что современный русский язык глуше древнерусского, но проблема в том, что сейчас услышать устную древнерусскую речь невозможно. Нереально проверить на практике, постригался ли в монахи русский царь Иван Грозный или нет.

В случаях выдвижения прогностических гипотез нецелесообразно ожидать их непосредственного и прямого подтверждения на практике. Потому в научном мире пользуются таким логическим доказательством или опровержением гипотез. Логическое доказательство или же опровержение протекает опосредованным путем, ведь познаются явления из прошлого или сегодняшнего времени, недоступные для чувственного восприятия.

Главные пути логического доказательства гипотезы или ее опровержения:

Логическое доказательство или опровержение может протекать в прямой или косвенной форме доказательства или опровержения.

Важная роль гипотезы

Раскрыв проблему сущности, структуры гипотезы, стоит отметить еще и ее важную роль в практической и теоретической деятельности. Гипотеза – это необходимая форма развития научных знаний, без нее невозможно понять что-то новое. Она играет важную роль в научном мире, служит фундаментом при формировании фактически каждой научной теории. Все существенные открытия в науке возникали далеко не в готовом виде; это были самые шокирующие гипотезы, которые порой не желали даже рассматривать.

Интересные гипотезы и их опровержение

Все всегда начинается с малого. Вся физика была построена на бесчисленных шокирующих гипотезах, которые подтверждались или опровергались благодаря научной практике. Потому стоит упомянуть некоторые интересные идеи.

Подобных самых шокирующих гипотез была масса в свое время, однако многие из них не подтверждались после ряда научных экспериментов, но о них не забывали. Фантазия и научные обоснования – вот два главных компонента для каждого ученого.

Видео: Цель и задачи исследования, гипотеза

Источник

Понятие гипотезы и условия её появления

Слово гипотеза (греч. hypothesis – предположение) имеет несколько значений. Во-первых, это догадка о факте, который пока недоступен для обнаружения, но может проявиться с вероятностью, близкой к единице. Во-вторых, это предположение, которое появилось в результате научного поиска. Нам приходится выдвигать и затем обосновывать различные предположения для объяснения явлений и их связи с другими явлениями. Наблюдая какой-нибудь новый факт, который невозможно объяснить прежним способом объяснения фактов, относящихся к той же группе, мы создаем потребность в новых способах объяснения, выходящих за ограниченное число фактов и наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет одни из них, исправляет другие, пока гипотеза из предположения не станет достоверным знанием.

Гипотеза становится необходимой в тех случаях, когда факты настолько сложны для их объяснения, что требуется предположение о причинной зависимости явления; или требуется обобщить знания, и тогда гипотеза выступает как первый шаг к их объяснению; или нужно выдвинуть предположение об ожидаемом результате научного эксперимента.

Построение гипотезы всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений. Гипотетическое суждение является проблематичным суждением, в котором выражено первоначальное предположительное знание о причинах или свойствах исследуемых явлений.

Гипотеза возможна при наличии следующих условий:

1). Если её содержание не противоречит научной картине мира, основанной на достоверном знании. Гипотеза должна органически входить в систему теоретических знаний той области, для которой она привлекается в качестве инструмента познания.

2). Если знания, содержащиеся в гипотезе, достаточны для выдвижения предположений относительно исследуемых фактов. При этом гипотеза должна брать факты в их совокупности для наибольшей полноты объяснений.

3). Если по своему составу знания, составляющие содержание гипотезы, полнее и точнее, чем предшествующие им знания, способны объяснить исследуемые факты.

Эти условия ограничивают область применения гипотез для получения нового знания и не допускают произвольные или фантастические предположения в исследовательскую деятельность.

Как форма развития знания гипотеза представляет собой сложный мыслительный процесс, включающий в себя не только рациональную, но и чувственную, и интуитивную формы мышления.

Итак, гипотеза – это предположение о причинах, свойствах и отношениях исследуемого явления на основании предшествующего знания и опыта.

Гипотеза возникает как вероятный вывод из фактов, которые не представляют достаточного основания для признания достоверности этого вывода. После того, как гипотеза возникла, из нее могут быть выведены различные следствия о существовании еще неизвестных явлений. Это определяет направление дальнейшего исследования и потребность в новых гипотезах.

Классификация гипотез

В зависимости от степени общности предмета научного исследования гипотезы делятся на общие, частные и единичные.

Общая гипотеза выдвигается для объяснения совокупного множества явлений, образующих полный класс, как предположение о сущности устойчивой и повторяемой связи данныхприродных и общественныхявлений. В случае подтверждения общая гипотеза становится законом науки и ядром научной теории.

Частная гипотеза выдвигается для объяснения подмножества явлений объектов, выделенных изданного класса, как предположение о некоторых закономерностях признаков и связей части рассматриваемых объектов природы, общественной жизни данных явлений. В случае подтверждения частная гипотеза становится периферией научной теории в виде достоверного знания.

Единичная гипотеза выдвигается для объяснения единичных явлений данного класса, как предположение о некоторых закономерностях признаков их происхождения и свойств данных явлений и предметов. В случае подтверждения единичная гипотеза становится формой достоверного знания.

Разновидностью единичной гипотезы является версия как одно из возможных предположений, связанных с одной из сторон данного явления или факта. В отличие от других видов гипотез, в которых выдвигается одно предположение, в версии выдвигается несколько предположений (версий), связанных с данным явлением или фактом. Это позволяет из множества причинно-следственных связей выделить одну, наиболее ясно показывающую признак или свойство исследуемого явления или факта.

Построение гипотезы

Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяснить ряд новых фактов, которые не наблюдались ранее, но предполагается их связь с уже исследованной и ставшей частью достоверного знания реальностью. Гипотеза не должна противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой теориям. При построении гипотезы надо учитывать и требование, чтобы гипотеза объясняла наибольшее количество фактов и была бы по возможности простой по форме и содержанию.

В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько этапов.

1-й этап. Выделение группы фактов, которые обнаружены исследователем и не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

2-й этап. Формулировка предположений, которые объясняют данные факты.

3-й этап. Выведение из данной гипотезы как можно большего числа вытекающих из нее следствий.

4-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с наблюдениями, близкими данным фактов, результатами экспериментов, с научными законами.

5-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.

Гипотеза живет до тех пор, пока предположения не станут достоверными знаниями.

почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть картинку почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Картинка про почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной
ОСНОВАНИЕ (исходные данные)
предположения (рабочие гипотезы)
почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть картинку почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Картинка про почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной
почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть картинку почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Картинка про почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной

Важным условием построения плодотворной гипотезы в процессе реализации конкретной научно-исследовательской программы является соблюдение принципа объективности исследования, когда исследователь руководствуется интересами установления истины, а не своими субъективными склонностями, предпочтениями и желаниями.

В логико-методологическом плане объективность означает следование законам и правилам логики.

Во-первых, при выдвижении гипотезы или версии должен учитываться весь исходный эмпирический материал. Исследователь должен дать рациональное объяснение всем собранным фактам, не допуская никаких исключений (см.: §2. Правила доказательства и опровержения).

Если гипотеза строится с учетом лишь части фактов, хотя и согласующихся с выдвинутым предположением, но противоречащим другим, то она не может считаться надежной. Будучи односторонней, а значит, и необъективной, такая гипотеза обычно соотносит причину и следствие в данном пространстве и времени, что приводит к заблуждению.

Во-вторых, всесторонность требует построения всех возможных предположений в конкретном пространстве и времени. Это требование диктуется применением метода, известного в науке как «метод множественных гипотез». Поскольку первичный материал в любом эмпирическом исследовании или наблюдении, как правило, бывает неполным, то он дает представление лишь об отдельных звеньях, отдельных зависимостях между явлениями. Чтобы связать всю цепь, необходимо предположить все возможные объяснения полученным фактам, то есть построить ряд версий, по-разному их объясняющих.

Развитие гипотезы

Гипотеза не сводится к выдвижению предположения, а проходит процесс развития, в ходе которого она корректируется, дополняется новыми предположениями и либо опровергается и заменяется новой гипотезой, либо становится ядром научной теории и, следовательно, достоверным знанием, прошедшим логическую и опытную проверку.

Гипотеза – это развивающееся знание и в процессе развития гипотеза проходит три стадии развития.

Первая стадия – это возникновение гипотезы при нахождении новых фактов и противоречий в науке. На этой стадии проходит два этапа: 1) выделение группы фактов, их обобщение с помощью синтеза, нахождение их связи с исследуемым явлением, 2) формулировка гипотезы на основании предположений, которые объясняют выделенные факты.

Вторая стадия – это анализ основного предположения и разработка ряда следствий, вытекающих из данного предположения. На этой стадии проходит также два этапа: 1) выдвижение как можно большего числа следствий из основного предположения, 2) сопоставление следствий с фактами, научными законами, результатами экспериментов, моделирования и наблюдения.

Третья стадия – это доказательство гипотезы и превращение её из вероятного в достоверное знание. Доказательство может быть фактическим и логическим. Фактическим доказательством является обнаруженная причина, вызвавшая данное явление. Логическим доказательством становится то, что не может быть опровергнуто.

Ценность гипотезы состоит в том, что если она не искусственно надуманное измышление, а научное допущение, соответствующее действительности, то из нее аналитически выводятся не только те факты, которые были известны и задействованы в процессе развития гипотезы, но также и те, которые становятся известными уже после того, как гипотеза была сформулирована.

Следует заметить, что дополнительные факты, присоединяемые к первоначальным, делают обоснование гипотезы более полным. Они не требуют изменения основного предположения гипотезы, а только уточняют его. Именно это присоединение дополнительных фактов улучшает взаимную связь между основанием гипотезы и ее следствием, то есть предположенной в гипотезе причиной.

В процессе исследования фактов и явлений часто возникают несколько гипотез. Они вступают в борьбу за право быть главной и единственной, достойной внимания. В этом случае все гипотезы подвергаются логической процедуре, называемой фальсификацией их следствий. Это позволяет обнаружить ошибки и несоответствия следствий действительности. Кроме того, в процессе фальсификации могут быть обнаружены новые факты, противоречащие следствиям. Эта борьба гипотез является правомерным процессом развития науки, чтобы не дать ей обрести догматичность и ограниченность.

Подтверждение гипотезы

Чтобы превратиться в достоверное знание, предположение подлежит научной и практической проверке. Процесс проверки гипотезы, протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода, приводит в итоге либо к подтверждению гипотезы, либо к ее опровержению. Проверка гипотезы идет в двух направлениях. На первом направлении, сформулировав основное предположение, надо стремиться получить как можно больше следствий. При отсутствии противоречий между следствиями и данными наблюдения, моделирования и эксперимента гипотеза считается вероятной. Степень вероятности зависит от разнообразия и многообразия следствий.

Самым действенным способом подтверждения гипотезы является обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства, которое является причиной рассматриваемого явления.

На здании Адмиралтейства в Лондоне установлена памятная доска с «вечным порицанием невежества лордов Адмиралтейства», которые усомнились в результатах опыта, связанного с моделированием. Проверочный опыт, определяющий выбор одной из двух противоположных гипотез, используется при опровержении одной и оправдании другой гипотезы.

Проверочный опыт служит верным средством для обнаружения ошибки в целой системе положений науки, в которую гипотеза входит как ее часть. Отрицательный результат опыта показывает, в каком из положений науки находится ошибка. В этом случае либо это положение, либо вся теория отбрасываются, но сохраняется единство научного знания.

Косвенный способ превращения гипотезы в достоверное знание состоит в опровержении всех конкурирующих гипотез, после чего заключают об истинности одного оставшегося предположения. Для этого применяется разделительно-категорическое умозаключение, построенное по отрицающе-утверждающеиу модусу.

Явление А могло быть вызвано либо В, либо С, либо Д.

Явление А не вызвано ни В, ни С.

Явление А вызвано Д.

В этой форме в меньшей посылке отрицаются все члены де­ления, за исключением одного, который и утверждается в заклю­чении.

А есть или B, или С, или D.

Следовательно, А есть D.

Необходимо выполнить два условия: во-первых, перечислить все возможные гипотезы, причем дизъюнкция может быть как строгой, так и нестрогой, во-вторых, следует опровергнуть все ложные гипотезы.

Построение опровержения гипотез осуществляется так же, как и опровержение тезиса (см. гл.:6).

Если опровержение гипотез осуществляется путем опровержения их следствий, то может обнаружиться, что многие или все необходимые следствия рассматриваемой гипотезы не имеют места в действительности. Кроме того, возможно, будут найдены факты, противоречащие выведенным следствиям.

Опровержение гипотез происходит в форме отрицающего модуса условно-категорического умозаключения:

Если имела место причина (гипотеза) Г, то должны быть следствия:

Следовательно,причина (Г) не имела места.

В символической логике это умозаключение можно записать таким способом:

почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть картинку почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Картинка про почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной
почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть картинку почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Картинка про почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной
почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть картинку почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Картинка про почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной

Чем большее число следствий отсутствует, тем выше степень опровержения высказанной гипотезы. Гипотеза считается окончательно опроверженной, если обнаруживаются факты, обстоятельства, явления, противоречащие вытекающим из данной гипотезы следствиям.

Вопросы для самопроверки

1.Какую роль играет гипотеза в познании?

2.Назовите виды гипотез и их отличительные признаки.

4.Какие этапы в построении гипотезы вы знаете?

5.Какие стадии проходит гипотеза в своём развитии?

6.Что подтверждает правильность выбора гипотезы?

7.Чем является проверочный опыт?

Упражнения

Подберите факты и постройте гипотезу.

В известном кинофильме «Земля Санникова» было высказано предположение, что в Северном Ледовитом океане на большом расстоянии от материка должна находиться неизвестная земля (гипотеза). Предположение было сделано на основании того факта (основание гипотезы), что перелётные птицы весной летели в сторону океана, а осенью возвращались из северных широт. Для проверки этого предположения необходимо было предпринять экспедицию в направлении птичьего перелёта (решающий опыт). В результате предпринятой экспедиции было доказано существование большого острова и получены новые данные о его происхождении и его обитателях (достоверное знание).

Определите этапы и стадии и укажите обоснование гипотезы. Выделите места текста, где имеется действительное подтверждение фактами и теориями.

Большинство этих следствий подтверждено уже известными в науке фактами. А два следствия можно подтвердить экспериментами. Это следствие о «покраснении» волны за счёт расширения и падения плотности той среды, в которой эта волна распространяется. Этот эффект можно обнаружить в случае звука. После чего положительный результат эксперимента можно распространить на объяснение красного смещения в космологии.
Гравитационные волны, как волны пустоты в эфире, тоже можно обнаружить экспериментально. Природа уже проводит этот эксперимент в Бермудском треугольнике. Там существует гравитационная аномалия. Это явление можно создать в лаборатории при помощи электромагнитов, расположенных определённым образом

Теперь сформулируем гипотезу №2 «Абсолютной пустоты нет в природе». Она построена по интуиции без применения показанного выше метода познания. Эта гипотеза скрыто присутствует в науке. Об этом мы узнаем по вызванным ею в науке следствиям. Для этого выведем из неё путём дедукции ряд следствий. Затем сравним эти следствия со следствиями гипотезы №1.
Так как абсолютной пустоты нет в природе, то:
а) то наша Вселенная стационарная и вечная;
б) то второй закон термодинамики несправедлив в масштабах Вселенной;
в) то красное смещение в космологии вызывается не расширением и падением плотности светоносной среды, а вызывается оно движением галактик относительно этой среды, как неподвижной субстанции; то есть данное явление надо объяснять эффектом Доплера, что и делается сейчас в науке.
г) то Большого взрыва не могло быть, так как за пределами нашей вечной и единственной в природе Вселенной ничего нет; То есть, в природе нет явлений за пределами Вселенной, которые могли бы вызвать её рождение.

Ни одно из этих четырёх следствий не подтверждено известными в науке фактами. Ни одно из них не является предсказанием, которое можно было бы подтвердить экспериментами.
А это означает, что гипотеза №2 построена неверно и неверно доказана.
Её несправедливость очевидна на фоне справедливости гипотезы №1. Поэтому мы поступим талантливо, если будем разрабатывать, скажем так, более справедливую из этих двух гипотез.
При помощи формальной логики гипотезу №2 доказал Аристотель. Но он тогда не знал, что справедливость гипотезы надо подтверждать экспериментами. Это первым понял Ньютон. Ну а я первым понял, что свои и чужие гипотезы в физике надо строить, доказывать и опровергать так, как это делали интуитивно Коперник, Ньютон и Менделеев.

Глава восьмая. Основные законы логики

Мы познакомились с логическими формами мышления, но логика должна не только создать эти формы, но и объяснить их логическими законами мышления. Следует понять, что они суть законы в том смысле, что представляют собою известные требования, которым мысль наша, чтобы быть правильной, должна следовать этим требованиям.

Чтобы определить действительное значение законов мышления, нам следует вспомнить то, что было сказано выше о различии между психологией и логикой. Психология более близка к естественным наукам и её целью является описание процессов мышления так, как они совершаются в действительности. То есть психология формулирует общие положения, служащие для выражения того, как совершается мышление, и эти общие положения можно назвать законами мышления. Логические законы мышления не ставят перед собой цель показать, как совершается мышление, но имеют цель показать, как надо выразить те мысли, которые приводят к достижению соответствия этих мыслей действительности.

Законами формальной логики называются такие формулы, которые при замене логических переменных на конкретные по содержанию мысли всегда приводят к образованию истинных суждений.

Среди множества законов формальной логики (а законом логики может считаться каждое суждение, в котором отношение между субъектом и предикатом есть устойчивая, повторяющаяся и существенная связь, то есть закон) выделяют четыре в качестве основных: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.

Закон тождества

Следует отметить, что всякая правильная мысль должна быть определенной. Это значит, что в процессе рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим. Например, в рассуждении «жизнь бьет ключом» предметом мысли «ключ» может быть и ключ как источник воды, и гаечный ключ, и ключ от двери и т.п.

Закон тождества внешне кажется очень простым и очевидным. Однако в этой простоте уже имеются трудности, поскольку даже понятия ухитряются истолковывать неправильно. Например, понятие «студент» тождественно понятию «студент» в одном и только одном отношении и времени. Как и любая мысль о нём. Это не значит, будто этот закон утверждает, что вещи всегда остаются неизменными, тождественными самим себе. Закон ничего не говорит об изменчивости или неизменности. Он утверждает только, что если вещь меняется, то она меняется в отношении к чему-то, либо к себе самой, а если она остается одной и той же, то она остается той же.

Требование определенности можно сформулировать в виде закона тождества: всякая мысль тождественна сама себе в данное время, данном месте и данном отношении. Закон тождества можно записать в виде формулы «А есть А» = (А ≡ А) = (А → А). Таким образом, по закону тождества, всё то, что мы мыслим, должно оставаться тождественным самому себе. Этот закон применяется главным образом к понятиям и суждениям. Они в процессе мышления должны оставаться тождественными самим себе, иначе будет нарушена правильность мышления.

Говоря о тождественности мысли самой себе, необходимо иметь в виду тождественность её объема. Это означает, что вместо логической переменной А в формуле «А есть А» могут быть подставлены суждения любого содержания, но если они имеют один и тот же объем.

Закон тождества требует, чтобы понятия, которыми мы оперируем в мыслях, были определены и, по необходимости, уточнены. Примером нарушения закона тождества является ошибка силлогизма, которая получила название «учетверение термина»:

Хождение в институт – движение.

Хождение в институт – вечно.

Понятие «движение» в первой посылке не тождественно понятию «движение» во второй посылке (движение как частный случай). Подмена одного понятия другим, внешне повторяющим первое, создаёт двусмысленность – амфиболию (от греческого amphibolos – двусмысленность, двойственность). Та же ошибка наблюдается при использовании метафоры.

Чтобы такие ошибки не возникали, требуется точно выяснить объем понятий, особенно сложных понятий и их содержание и, если возможно, связывать такие понятия с контекстом.

Закон противоречия

Из закона тождества следует, что никакая мысль не может быть тождественна мысли её отрицающей, то есть, чтобы быть понятым, необходимо соблюдать требование непротиворечивости мысли и её отрицания. На основании закона противоречия мысль, что «река Ухта не является притоком реки Ижмы» противоречит мысли, что «река Ухта является притоком реки Ижмы». Из этих двух суждений истинным является то, что соответствует действительности. Нам известно, что действительно «река Ухта является притоком реки Ижмы». Требование того, чтобы мысль считать истинной лишь после того, как приведены действительные основания для этого, называется законом противоречия: два суждения, в одном из которых утверждается, а в другом отрицается об одном и том же предмете в данное время, данном месте и данном отношении не могут быть оба вместе истинными, либо вместе ложными. Закон противоречия можно записать в виде формулы «А не есть не А». Прочитать эту формулу следует так: не могут быть одновременно истинными суждение А и его отрицание не А. (А Λ Ā).

почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Смотреть картинку почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Картинка про почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательной. Фото почему ни одну гипотезу нельзя считать окончательнойОднако противоречия не будет, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относительно одного и того же предмета, которое, однако, рассматривается в разное время. Например, солдат срочной службы и не солдат срочной службы могут быть истинными одновременно в отношении к одному и тому же человеку, если они относятся к разному времени: он был солдат срочной службы, и он теперь не солдат срочной службы.

Закон противоречия обосновывает наличие логической необходимости в выборе альтернативы двух суждений с противоположными качествами. Он отражает тот факт, что та или иная вещь, свойство или отношение не могут одновременно быть и не быть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *