почему нельзя жалеть людей по исламу
Как должен относиться к своим обидчикам настоящий мусульманин
Читать «Новости Югры» в
Не раз горячие джигиты становились героями журналистских триллеров. Масс-медиа создали и внушили нам образ эдакого кровавого мстителя, карающего всех на своем пути. Но есть ли в исламе такое понятие, как месть? Как относится к ней шариат? Что на самом деле религия рекомендует вспыльчивым людям, и как советовал поступать Пророк?
— Прощение является великим нравом, потому что это нрав самого Всевышнего, — считает заместитель имама пос. Белый Яр Джабраил Хазрат Лагабов. — Как бы человек ни грешил, если он искренне прибегнет к прощению Всевышнего, он его прощает. Такое качество, как умение прощать близкого или любого другого человека, — это одно из самых восхваляемых черт и нравов. И, конечно, если человек прощает обиду, он получает за это большое воздаяние.
«. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности. »
О чем речь? Если мы заглянем в историю Пророка и великих людей ислама, каждый из них испытывался такими трудностями, испытывалось их умение прощать. Причем как обидой, так и личной утратой.
«Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд».
В этом Аяте Всевышний не просто говорит, обращаясь к Пророку: «Будь снисходителен», он даже приказывает творить добро и отвернуться от невежд.
— Когда этот Аят был ниспослан ангелом Пророку, то Он обратился к нему с вопросом: в чем же смысл этих слов? На что ангел сразу ему не ответил и попросил разъяснить самого Всевышнего. И Всевышний ответил: «Господь приказывает, чтоб ты наладил отношения, связи с теми, с кем ты их прервал или кто их с тобой прервал: дружеские, родственные. И дай тому, кто тебя лишил, — объяснил имам. — Даже если он тебя лишил имущества, но если ему это нужно, то дай ему это. То, что человек проявил к тебе вероломство, не должно тебя останавливать в добре. Всевышний говорил простить того, кто тебя притеснил, кто сделал зло. Подобного Аята, который объединял бы в себе самые великие человеческие качества, мы больше не найдем в Коране.
«Которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро».
В этом Аяте Всевышний описывает качества, которыми должен обладать настоящий мусульманин. Верующий человек должен сдерживать гнев, уметь прощать и творить добро.
— Если тебя ударили, что-то забрали, то ты начинаешь гневаться, но нужно проглотить этот гнев, сдержать его, а после простить этого человека… — советуют священнослужители.
Однажды почитаемый мусульманами Пророк Муса, который мог общаться напрямую со Всевышним, спросил у Него: «Какое самое почтенное богослужение для тебя?». И Всевышний ответил: «Для Меня почтенным является, когда человек может ответить на зло прощением».
— То есть, Аллах обратил внимание не на молитву, паломничество, милостыню, хотя это тоже все хорошо и правильно. Но самое важное для Всевышнего — это не ответить на зло, когда ты можешь это сделать, а проявить терпение и снисходительность, — объясняет Джабраил Лагабов.
— Свобода для раба — в те времена свобода была ценнее золота, ее нельзя было купить. Они не просто убили дядю Пророка, но расчленили его тело, и Пророк, когда увидел это, то сказал, что эти минуты для него были самыми тяжелыми, — рассказал имам.
Но он просто отпустил этого человека — убийцу своего дяди. Он простил его.
— Пророк говорил: если к кому-то пришел брат, друг, прося прощения и приводя причины, почему он так поступил, почему совершил зло, и если этот брат его не простил, то он лишается возможности испить из моего источника. У Пророка есть источник в раю, которого удостаиваются только те, кто стремился быть похожим на Него и жил, как Он, — объяснил священнослужитель.
Такого понятия, как кровная месть, в исламе не существует. Это был языческий обычай, когда люди в отместку лишали жизни родственников убийцы. Священнослужители говорят, что нужно прощать своих врагов. Самое же суровое наказание — смертную казнь — шариат предусматривает для террористов и убийц. Именно поэтому ислам учит сохранять жизнь — свою и других людей.
Материал подготовлен при поддержке администрации Сургутского района.
Всегда ли хороша жалость?
Мы, женщины, народ сердобольный. Нас хлебом не корми, дай кого-нибудь пожалеть. Даже самую незначительную ситуацию мы умеем раздуть до трагедии вселенского масштаба, что уж говорить о серьёзных проблемах.
Но всегда ли хороша жалость?
Предлагаю поговорить об этом в рамках данной статьи.
Для начала давайте определимся с понятием жалости, чтобы знать, с чем мы имеем дело. И весьма подходящим для нашего с вами разговора является определение слова «жалость», приведённое в Wikipedia. А звучит оно так:
«Жалость – одна из форм чувства дискомфорта, часто приобретающее вид снисходительного сострадания. Объект жалости воспринимается как «жалкий», то есть униженный в своём несчастном положении. Жалкий человек обозначает себя через жалобу, которая обозначает недостаток, причинённый либо самим ходом вещей, либо другим существом.»
На что нам с вами нужно обратить здесь особое внимание? На слова «жалкий», «униженный». Из чего следует, что, жалея, мы утверждаем человека в состоянии униженности, подтверждаем его жалкий статус.
Но разве кому-то из нас хочется быть жалким или униженным? Конечно же, нет! А потому нужно признать тот факт, что жалость – не всегда хорошо.
Да, сочувствовать нужно, но в меру, не переходя на тотальное «жаление». Почему? Потому что, очень сильно жалея человека, мы оказываем ему медвежью услугу. Вместо того, чтобы помочь выбраться из трудной ситуации, мы его загоняем в неё целиком, с головы до ног.
Есть такое понятие – «позиция жертвы», и когда мы жалеем человека, мы его в этой позиции укрепляем. Человеку начинает нравиться, что его жалеют, обращают на него повышенное внимание, вследствие чего он начинает нуждаться в этом и поэтому постоянно жалуется.
Что происходит в этом случае – проблема не решается. Человеку нравится жить с проблемой, потому что, сохраняя её, он остаётся в центре внимания.
Именно поэтому я стараюсь никого долго не жалеть. Не потому, что я такая злая и у меня не развито чувство сострадания.
Мне тоже бывает жаль, до слёз. Но я понимаю, что слезами горю не поможешь, поэтому нельзя показывать человеку слишком много жалости, дабы не пробудить в его душе слабость. Это действительно так.
И нам пора понять, что жалея, мы делаем человека слабым, неспособным решить свою проблему. Вернее, нежелающим решать её вовсе. Разве это хорошо? Едва ли.
А потому, стремясь проявить жалость, не забывайте оценить её масштабы.
Рая Акавова
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Сочувствие в Исламе
ПООЩРЯЕТСЯ ЛИ ПРОЯВЛЯТЬ СОЧУВСТВИЕ В ИСЛАМЕ? НЕСОМНЕННО!
Обратите внимание на аят Корана, посвященный Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям):
«К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден» (Сура «ат-Тауба», 9 / 128).
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) всегда сопереживал страданиям окружающих, так как Аллах наделил его чутким сердцем. Он побуждал верующих сочувствовать друг другу, о чем сказано в хадисе:
«Мусульмане похожи на одно тело в присущей им взаимной доброте, сопереживании и проявлении симпатии. Когда один орган испытывает боль, то все тело реагирует на нее ознобом и лихорадкой» (Бухари).
Коран называет верующих проявляющими сострадание людьми, что является одной из форм эмпатии – помогать другим в беде:
«Откуда тебе знать, что такое это препятствие? [Это] — отпустить на волю раба, или же накормить бедняка в голодный год, или же сироту [из числа] твоих родичей, или обездоленного. Сверх того он должен быть из верующих и из тех, которые призывают друг друга к терпению, к милосердию» (Сура «аль-Балад», 90 / 12 – 17).
Вот один из примеров безграничного сочувствия Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
Однажды утром он сидел вместе с сахабами, как к ним подошло обездоленное племя. У этих людей не было обуви, а кости выпирали сквозь кожу от голода. Увидев их бедственное положение, Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) вздрогнул, и выражение его лица изменилось. Он велел Билялю (радыяллаху анху) читать призыв на молитву. После намаза мусульмане собрали для голодающего племени еду и одежду (Муслим).
Известно, что Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) заботился о животных и проявлял к ним безграничное милосердие. Как-то раз, заходя в сад, он увидел чрезвычайно худого верблюда и расплакался от столь печального зрелища. Затем он положил руку на голову несчастного животного, чтобы хоть немного успокоить его, после чего обратился к хозяину:
«Разве ты не боишься Аллаха? Почему ты не заботишься о верблюде, который дан тебе как аманат? Он пожаловался мне, что вы оставляете его голодным и нагружаете непосильной работой!» (Абу Давуд).
Также известен хадис о сострадании Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) к матерям в мечети, переданный Анасом бин Маликом:
«Однажды Посланник Аллаха сказал: “Я начал богослужение и хотел, чтобы оно продолжалось долго, однако затем я услышал плач младенца и решил сократить намаз, так как не хотел, чтобы материнское сердце страдало, зная о слезах ребенка“» (Ибн Маджа).
Сожалеть или нет?
Люди очень часто используют в своей речи выражение «если бы», думая, что тем самым могли бы изменить ситуацию. Даже мусульмане, которые твердо знают, что нельзя сожалеть о прошлом, допускают такое выражение, не замечая этого за собой. А ведь Всевышний Аллах сказал: «Дела целиком и полностью принадлежат Аллаху».
Исламские ученые говорят, что использование такого выражения, как «если бы», имеет два значения: дозволенное и запретное.
Если говорить о запретном, то это употребление в тех случаях, когда случается какое-нибудь неприятное событие и человек говорит: «Вот если бы я поступил так, а не так, то все окончилось бы иначе». Но это козни шайтана, поскольку в выражении этом есть две ошибки. Первая: подобное открывает мысли сожаления, печали, гнева, а это недопустимо в исламе, ибо нет в этом никакой пользы. Вторая: в этом проявляется недовольство по отношению к Всевышнему и Его предопределению, потому как все события, от мелких до крупных, происходят исключительно по желанию Всевышнего. То, что произошло, обязательно должно было произойти. А в словах «если бы я поступил так» или «если бы было так» прослеживается несогласие с этим и проявляется слабость веры в предопределение Всевышнего. Сказал посланник (мир и милость ему от Аллаха): «Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо.
Стремись к тому, что принесет тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки. А если постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы я сделал то-то и то-то!», но говори: «Это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал», ибо эти «если» открывают шайтану путь к его делам». Или еще один хадис пророка (мир и милость ему от Аллаха): «Если с тобой что-нибудь случится, ты не говори: «Ах, если бы я сделал вот так». Скажи ему: «Аллах распорядился так, Он поступает лишь так, как Сам пожелает». А выражение «если бы» раскрывает двери для дел, которые присущи шайтану».
Есть также дозволенное использование выражения «если бы», оно употребляется тогда, когда человек желает сказать что-то благое. Так, например, слова пророка (мир и милость ему от Аллаха), который передал слова человека, желающего совершить что-то хорошее: «Если бы у меня было столько же денег, как у такого-то, то я бы распорядился ими так, как это сделал такой-то». Или, к примеру, еще один хадис: «Если бы мой брат Муса проявил терпение, то Аллах рассказал бы нам еще весть о них».
Если человек говорит «если бы» с хорошим намерением, то это разрешено, если же есть сожаление и печаль о чем-либо, то это запрещено. Не стоит сильно расстраиваться, если произошло не так, как мы хотели, ведь Аллаху больше известно, что для нас хорошо, а что — плохо. И когда человек говорит: «Если бы я поступил так, а не иначе, то со мной бы этого не случилось», разве может он знать, что с ним не случилось бы худшее?
Научное обоснование предопределения или почему нельзя жалеть о прошлом?
Вера в Предопределение является одним из столпов имана. Идея предопределения подразумевает, что будущее определяет настоящее, а не наоборот. То есть, я совершаю действие Х, которое в последствии приводит к результату У. Но может ли быть так, что У стало причиной того, что я совершил действие Х?
Ученые занялись исследованием этого вопроса во второй половине прошлого века. Одним из исследователей, пришедших к подобному выводу, был нейрофизиолог Бенджамин Либит. Он исследовал реакции людей, в то время как их мозг был открыт. Сами они были в состоянии бодрствования под воздействием обезболивающих. Профессор стимулировал мизинец, наблюдал за зоной мозга, активирующейся при этом. И наоборот – стимулировал зону мозга, «соединенную» с мизинцем и измерял скорость реакции. После многократных повторений результат был один – мозговые клетки активизируются до того, как человек осознает свои намерения и действия. То есть человек как будто «опаздывает» во времени: сначала действует и лишь потом осознает. Человек таким образом, как будто «отстает» от самого себя.
Эксперимент был довольно прост. Профессора поместили в аппарат, в котором наблюдатель мог отслеживать активность его мозга, а профессор в это время должен был делать выборы: нажимать на одну или другую кнопку. Когда задание было выполнено, он выбрался из аппарата и услышал новость, которая его шокировала. Наблюдатель сказал: «В Вашем случае мы можем предсказать Ваше решение за шесть секунд, как Вы его примете. Решения определяются бессознательной активностью, а сознание подключается на очень поздней стадии». Другими словами, действие, которое вы совершили, было принято еще шесть секунд назад до того, как вы сами поняли, что хотите сделать именно так, а не иначе. «Эксперимент помог мне понять, что такое Я. – признается дю Сотой. Это лишь финальная стадия сложной мозговой активности. Я не знаю ничего о большей ее части, а та крошечная часть, которую я осознаю, это и есть то, что мы называем Я».
Подтверждают вышесказанное и российские ученые. Так, доктор Д. Шаменков, отмечает: «Мы действуем каждую минуту времени. Но существует определенный интервал между тем, что мы сделали, и тем, что мы осознали, что мы это сделали. Этот интервал по данным разных исследователей разнится от 50 мс до 500 мс. Например, я что-то сказал, провел рукой, но я осознаю, что я это сделал, только после того, как я совершил это движение. То есть, мое локальное Я, мое маленькое Я осознало, что я совершил это движение, только через 250 мс, как я совершил это движение».
Значит ли это, что мы не можем влиять на свои решения? Да, большая часть влияния нам недоступна, потому что мы не можем контролировать 95 % бессознательной активности мозга. Но не стоит забывать, что в нашем распоряжении остаются те самые 5 %, которыми мы можем принимать новые решения. Эти 5 % тоже могут оказывать влияние «в обратную сторону». И данный факт не противоречит тому, что сказано в Коране: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят себя» (сура «Гром», аят 11).
Данные открытия также дают нам научное понимание того, почему Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал от того, чтобы жалеть о прошлом. Так, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…А если постигнет тебя что-либо, не говори: «Если бы я сделал то-то и то-то!», но говори: «Это предопределено Аллахом и Он сделал, что пожелал», ибо эти «если» открывают шайтану путь к его делам». (Муслим)