почему нельзя закрывать калитку на кладбище оградки на могилу
Почему нельзя закрывать калитку на кладбище, почему нельзя ходить туда вечером и оборачиваться? Другие приметы
Любые захоронения являются местами, с которыми связано много примет. Это объясняется тем, что людей волнует близость к мертвым. Чтобы немного сбавить свое беспокойство, они начинают верить в приметы и исполнять защищающие ритуалы. К примеру, закрытая калитка на кладбище считается недобрым знаком.
Почему нельзя ходить вечером на кладбище?
Медиумы считают, что посещать погост следует до полудня. В это время энергетический обмен между миром живых и мертвых слабее всего. Побывав на могиле родственника до обеда, человек практически не получит отрицательной энергетики.
После 12 часов энергообмен усиливается. Люди с ослабленным здоровьем или пожилые могут почувствовать себя на кладбище в это время плохо. После полудня не стоит ходить туда беременным, чтобы не навлечь беду на неродившегося ребенка.
Если посетить место захоронения в вечерние часы, то стоит ждать следующих последствий: мигрень, головокружение, внезапная смена настроения, заторможенность и т.д.
Впрочем, не обязательно эти признаки проявятся у всех людей. Личности с сильной энергетикой могут подолгу находиться на кладбище в любое время и не ощутить ухудшения самочувствия. Но все же эзотерики не советуют шутить с такими вещами и рекомендуют убраться на могилке и почтить память покойного до обеда или, в крайнем случае, до 4-х часов.
Впрочем, здесь есть практический аспект. Многие кладбища не охраняются, там нет нормального освещения. Поэтому туда могут забредать пьяницы и другие антисоциальные личности, встреча с которыми может окончиться плохо. Также в такие места забредают бродячие собаки. Они опасны, когда сбиваются в стаи.
Почему не стоит закрывать калитку?
Есть интересная примета, связанная с погребальной культурой и калиткой. Она, как и забор, по поверьям обладает способностью удерживать негативную энергию.
Другой момент касается закрытия калитки, когда внутри ограды нет никого. Суеверные люди в этом случае не считают нужным запирать калитку. Они ее просто прикрывают. Объясняется это просто – усопшему тоже надо «общаться» с другими мертвыми. Полностью закрытая калитка не даст ему этого сделать.
Кто-то считает необходимым держать калитку нараспашку рядом с могилой самоубийцы. Правда, по каким причинам появилось поверье точно не известно.
Некоторые закрывают калитку по вполне рациональным соображениям. Они не хотят, чтобы к могиле их друга или родственника подходили бродячие животные.
Кстати, во многих странах на кладбищах вообще отсутствуют ограждения вокруг могил. Наши граждане делают это в основном ради удобства и из-за религиозных особенностей. Ведь забор позволяет точно разметить границы участка на кладбище, где можно установить столик и скамейки.
Многие приезжают на погост семьями во время значимых православных праздников, чтобы помянуть умершего. Сделать это психологически комфортнее внутри ограждения.
Почему на кладбище нельзя оборачиваться?
Согласно примете, не стоит оборачиваться при уходе с погоста. Особенно если человек недавно похоронил родственника. Его душа или душа другого умершего воспримет это как приглашение идти за живым. Неуспокоенный дух поселится в доме незадачливого посетителя кладбища и наделает много бед.
Некоторым даже казалось, как их кто-то окликал по имени, когда они покидали место захоронения. Важно избежать соблазна обернуться, иначе от духа будет непросто отделаться.
Также после посещения погоста желательно заехать в какое-нибудь другое место (кафе, лес, заправку и т.д.), а не возвращаться сразу домой. Это позволит избавиться от плохой энергетики и не приносить ее с собой.
Отношение православных священников к приметам
Подавляющее большинство подверженных суевериям людей считают себя верующими. Но церковь отрицательно относится к любым приметам, вроде закрывания калитки, боязни обернуться на кладбище и т.п. Не стоит поддаваться страху суеверий по следующим причинам:
Поэтому, если человек все же хочет считать себя православным, то ему стоит воздерживаться от веры в приметы.
Разумеется, некоторые из них связаны с вполне рациональными идеями. Например, суеверие о том, что беременным нельзя посещать кладбище. Этого действительно не стоит делать впечатлительной девушке, которой ни к чему лишние переживания.
Но если умер любимый и очень близкий человек, то она наверняка захочет проститься с ним. Родным не стоит запугивать ее приметами. Требуется морально поддержать ее и быть рядом на кладбище на тот случай, если девушке вдруг станет плохо и ее потребуется увезти домой.
Почему нельзя ничего брать с кладбища?
Считается, что любая вещь, даже немного пролежавшая на могильной земле, пропитывается негативной энергетикой. Поэтому найденное на погосте кольцо или новенькие кожаные перчатки принесут много печали новым владельцам.
Когда на землю случайно упала дорогая вещь, вроде золотого украшения или смартфона, то надо оставить «откуп» духам кладбища. Это должно быть что-то малозначительное, но все же имеющее хотя бы минимальную ценность. Вместо уроненной вещи на землю сразу кладется монета, конфета, брелок, блокнот и т.п.
Другие интересные приметы, касающиеся кладбища
Есть несколько примет, связанных с местами захоронения:
Это малая часть примет, касающаяся такого печального места, как кладбище. Желание оставить калитку открытой – лишь капля в большом море суеверий. Если человек привык не закрывать ее и ему так психологически легче, то не стоит пытаться убеждать его в обратном.
Но все же знающий основы православия верующий человек или материалист не станет забивать себе голову такими вещами.
Нужно ли закрывать оградку на кладбище
Сторонники того, чтобы не закрывать оградку, опираются на довольно распространенное мнение о том, что души покойных по ночам покидают свои могилы и бродят по кладбищу. Оградка, закрытая на цепочку, сдерживает их и не позволяет беспрепятственно передвигаться.
В старину считалось, что душа человека не пребывает в могиле вместе с телом. Она встает, ходит и практически полноценно живет, только в своем, параллельном мире. Но такая вполне материальная вещь из нашего мира, как закрытая могильная оградка может сдержать душу.
Ровно того же мнения о том, что души покойных ходят по ночам, придерживаются и сторонники закрытых оградок. С той лишь разницей, что они опасаются, как бы душа не покинула пределы кладбища и не явилась за кем-то из родных.
Существует поверье, что до сорокового дня оградку на кладбище держат открытой или не устанавливают вовсе. Так как именно до этого срока душа покойного прощается с этим миром. После сорокового дня оградку держали закрытой, чтобы покойный не мог передвигаться и пребывал в месте своего упокоения.
По факту, если откинуть в сторону все верования о бессмертных блуждающих душах, то рациональнее закрывать оградку на кладбище. Это может уберечь могилу от бродячих собак, например. Часто они в поисках пропитания слоняются по кладбищу и могут навредить захоронению. Но для этого оградка должна быть достаточно высокой и не иметь широких открытых узоров.
ТОП-3 важных причины, почему нельзя закрывать калитку ограды на кладбище: полное толкование приметы, мнение церкви, правила посещения могилы
Кладбище – место, где сосредоточена энергия смерти. Здесь действуют свои правила, что вызвано негативным воздействием места на всё живое и предметы. Ранее вокруг могилы не ставили ограду, но времена меняются, а вместе с ними – традиции. Сегодня повсеместно встречаются ограждения на кладбищенских участках, но предки предупреждают, чтобы их оставляли открытыми. Прежде чем следовать рекомендации, нужно понять, почему нельзя закрывать калитку на кладбище.
Зачем ставят ограду на могилу
Во все времена ограждение выполняло основную функцию – так можно обозначить собственность. Сегодня традиция устанавливать невысокий заборчик вокруг могил родственников все еще актуальна. Однако люди вкладывают свой смысл в оградку:
У оградки есть и практическая сторона – она защищает могилу от разорения бродячими собаками, которых может привлечь пища, оставляемая родственниками в открытом доступе. Наличие оградки с закрытой калиткой позволяет остановить животных. Но тогда бездомным, которые могли бы употребить принесенное угощенье, помянуть умерших, будет сложно подойти к могиле.
Почему на могиле не закрывают калитку ограды на кладбище: полная расшифровка приметы
С тех пор как пропала необходимость защищать территорию погоста от скота, мнения разделились. Некоторые считают, будто нужно и дальше закрывать участок: от бродяг, собак и т. д. Другие уверены, что такая мера приведет к множеству других проблем, большая часть из которых относится к сфере потустороннего, связана с поведением души покойного.
Среди людей, которые предпочитают закрывать калитку оградки на кладбище, есть те, кто считает открытую калитку угрозой для родственников умершего. Душа покойного не сразу привыкает к новому статусу после смерти, часто нетленная оболочка стремится вернуться или приобщиться к жизни через тело другого человека. Такая душа отправится на поиски близких, чтобы забрать кого-то с собой.
Люди внутри на могиле могут оказаться в опасности
Незакрытая калитка на оградке – возможность защититься от негативной энергетики, которая присутствует у могилы. Когда родственники приходят проведать умершего, закрывают за собой периметр. В результате живые оказываются в условно замкнутом пространстве один на один с энергией смерти, что может привести к их гибели.
Но даже когда люди уходят с кладбища, внутри периметра (закрытой оградки) все еще может оставаться концентрированная негативная энергетика. Предки считали, что в этом случае необходимо прикрывать калитку, но не запирать ее на замок, цепочку.
Существует поверье, будто души умерших «общаются» друг с другом. По этой причине калитку оставляли незапертой, чтобы они имели возможности выйти.
Дают возможность душе странствовать
После смерти тело разрушается, а нетленная оболочка продолжает существование – живет в иной форме, при этом имеет возможность перемещаться. Предки считали, что душа появляется в разных местах. Чтобы не допустить беспокойства, которое она может причинить, старались закрывать калитку оградки.
Изначально длительность периода, когда нетленной оболочке было нежелательно перемещаться, составлял 40 дней после смерти. Как раз в это время душа проходит мытарства, знакомится с райской, адской обителью. Она мечется, пытается смириться с новой формой существования, может пытаться вернуться к привычной жизни. Тогда же нетленная оболочка является близким, беспокоит их или стремится найти контакт.
Приглашение прохожих зайти помянуть
Родственники раньше всегда поминали покойного на могиле, здесь же совершалась трапеза. Это языческие традиции, которые были подкреплены условиями, созданными при советской власти (гонения священнослужителей, закрытые церкви). Тогда же было принято оставлять у могилы часть принесенной пищи. У этого действия двойной сакральный смысл: угощение для умершего и возможность для прохожих помянуть. Но, чтобы бездомные люди смогли подойти к могиле, для них оставляли открытой калитку оградки. Это позволяло чужим людям вспомнить о покойном за трапезой.
Аналогичный смысл имеет современная традиция оставлять сладости на кладбищенском участке.
Другие правила поведения на могиле
Оказываясь на погосте, где сконцентрирована энергия смерти, важно вести себя определенным образом. Ошибки, допущенные людьми, могут прямо или косвенно влиять на их жизни. Правила поведения:
Видео: правила посещения кладбища
Почему нельзя закрывать калитку на кладбище
Погребальная культура — одна из самых таинственных и неосвещённых тем в обществе. Поэтому вокруг него появилось множество примет и суеверий. Некоторые из них обладают рациональной или исторической основой, другие же — лишь вымысел народа, верящего в примитивные сверхъестественные силы. К какой категории можно отнести обычай оставлять калитку на кладбище открытой? Сейчас разберёмся.
Почему калитку на кладбище принято оставлять открытой
Заборы и калитки в поверьях обладают определённой магической силой — они удерживают различного рода энергию внутри и не дают ей выйти наружу. Поэтому закрывать калитку могильной ограды, находясь внутри, считается плохим предзнаменованием. На человека, который таким образом заперся на кладбище, якобы может напасть негативная энергия смерти, а потому эта примета предсказывает скорую гибель несчастливца.
Но если внутри ограды никого из живых уже нет? Суеверные люди советуют прикрыть, но не запирать калитку. Некоторые объясняют это тем, что мертвецу нужно общаться с другими усопшими, а запертая калитка помешает ему выбраться наружу. Другие утверждают, что открытая калитка как бы приглашает всех проходящих мимо зайти и помянуть покойника — особенно если оставить у могилки какие-нибудь вкусные подношения.
В большинстве других стран могилы вообще не отделяют заборами — там так попросту не принято
Но почему же тогда просто не отказаться от установки ограды? Здесь вступают в силу некоторые культурные особенности. Во-первых, родственники усопшего, устанавливая небольшой забор, надеются оградить могилу от осквернения вандалами. Конечно, низкое заграждение не остановит никакого хулигана, но это уже другой вопрос. Во-вторых, отношение к собственности на территории бывшего СССР несколько отличается от других стран, а потому ограждать свой участок считается не только нормой, но и обязанностью. В-третьих, забор помогает установить границы, где можно поставить скамейку и расположиться родственникам во время крупных поминальных дней, например, Радоницы.
Мнение церкви
В Библии никаких подобных запретов нет. РПЦ признаёт этот обычай суеверием, а потому призывает отказаться от него и закрывать (или не закрывать) калитку в соответствии с доводами рассудка.
Вообще представители церкви неоднократно акцентировали внимание на том, что такие физические атрибуты, как одежда, еда и «дом» (то есть могила и место на кладбище), важны не для покойника, а для живущих. Главная цель погребальных ритуалов — не имитировать загробную жизнь в соответствии с примитивным представлением о ней, а стимулировать живых родственников, знакомых и просто прохожих людей помолиться за упокой души.
Особых рациональных причин не запирать калитку на кладбище не существует. А потому вы вправе самостоятельно решать, открывать её или нет — никакие злые духи вас за это не покарают.
padolski
Традиции и ритуалы
Зачем нужно кладбище или Богатством гроба не удивишь Бога
АВТОР СТАТЬИ
Игумен Федор (Яблоков)
– Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?
– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.
– А на кладбищах возлагать венки правильно?
– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.
Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.
Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.
– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…
– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.
– А может, это пластмассовое наваждение на могилах – следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?
– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.
Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.
Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.
– Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?
– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.
– Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.
– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.
– Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?
– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.
Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.
Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.
То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…
Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!
Те, кто устраивают могилы так, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.
– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище – ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?
– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.
Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.
– Когда принято посещать кладбище?
– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.
– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?
– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.
Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…
– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?
– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности, какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.
– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?
– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?
А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.
– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?
– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.
– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?
– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают ( смеется).
Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.
– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?
– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.
Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.
– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.
– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.
Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.
При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.