почему нельзя задавать вопрос почему
Почему чаще всего не стоит задавать вопрос Почему? Или как решать проблемы
В попытке разрешить какую-то жизненную проблему, скорее всего пережить какие-то неприятные обстоятельства на жизненном пути, многие люди задаются внутренним вопросом: «Почему?», «Почему это произошло?», «Почему это произошло со мной?», «Почему это так…, а вот это вот эдак…?».
Люди убеждены, что это поможет им. Что, когда найдётся ответ на этот вопрос, они познают истинную причину происходящего, и вот тогда-то они будут понимать, что делать.
Появляется привычка мыслить в концепции «почему». И частое прокручивание в голове этого вопроса, размышлений на тему «Почему» в какой-то момент совершенно изматывает человека.
Ментальная жвачка (пережёвывание в голове сотен вариантов «Почему») отбирает огромное количество энергии. И вот уже не хватает сил на погулять, накрасить ногти и даже принять ванну.
И… Так и не помогает решить задачу.
А началась эта история в раннем детстве (впрочем, как и все неприятности в жизни), когда ребёнок запачкал только что одетые новые ботики, порвал колготки… или ещё что-нибудь, это не важно. Ребёнок что-то сделал «неправильное». И мама с возмущением или досадой (с любым ярким эмоциональным чувством) говорит: «Ну почему ты испачкал ботинки?!»
И ребетёнок стоит и судорожно ищет ответ в своей головушке: «Почему я испачкал ботинки? Почему? Почему? Ну почему?». А маме-то ответ совсем не нужен. Мама так выражала своё возмущение. А ребёнок так и остался с вопросом в голове: «Почему?».
И уж взрослый тот ребёнок стал, а в голове всё то же: «Почему». И речь его наполнена этим словом. Совсем не замечают такие люди, как вставляют «почему» и там, и сям, и чаще всего не к месту вовсе, а так — по привычке…
Вопрос «почему» уместно применять при выяснении причин физических явлений.
— Почему небо голубое?
Начнём с упражнения. Если вы его сейчас не проделаете, то не поверите ни одному моему слову.
Итак, находясь в той позе, какая сейчас есть у вас (силя, лёжа, стоя, хоть на голове — это не важно!), прислушайтесь к себе и ощущениям в теле. Ощущения тела — это то, что происходит у вас в мыщцах, костях, коже и любых внутренних пространствах под ней.
Для особенных людей (такое тоже бывает) тело — это руки, ноги, туловище (грудь, спина, живот и всё, что внутри этого) и голова, включая её внутреннее пространство.
Прислушайтесь к ощущениям тела и одновременно начните мысленно задавать себе вопрос: почему? Почему? Наблюдайте, что внутри. Будьте внимательны, ощущения могут быть очень тонкими, еле уловимыми.
А сейчас начинайте задавать вопрос: Зачем? Зачем. Наблюдайте, что внутри. Будьте внимательны, ощущения могут быть очень тонкими, еле уловимыми.
Чаще всего у людей возникают следующие ощущения.
На «почему»: руки тяжёлые, ноги тяжёлые, ватность в теле, давление в разных частях тела, состояние — не хочется двигаться, некая инертность, опустошённость, туманность и т.п.
На «зачем»: импульс на движение в руках, ногах, активность, ясность в голове, тепло, жар и т.п.
При вопросе «Зачем» вы получаете чёткий ответ, что делать!
Например, «Почему я за него вышла замуж?!». Здесь ещё можно подвыть: ууууууу!
Понятно — стремление пострадать, попричитать, и ничего с этим не делать.
«Зачем я за него вышла замуж?»
Ответ: «Чтобы научиться заботится». Это вариант, здесь может быть что угодно.
Ага! Тут есть подвох. Признаться себе в правде не так легко. Зачем же так мало?
А, чтобы не напрягаться, не рисковать, не нести ответственность, например.
Итак, если вы реально хотите решать жизненные проблемы и сложности, задавайте себе вопрос: «Зачем». А «почему» оставьте только для голубого неба и дождя.
«Почему?» или «зачем?»
Тот и другой вопрос хороши по-своему. И заслуживают пристального внимания! Итак.
«Почему?»
Вопрос «почему» (так произошло, я так поступил и т.п.) помогает проанализировать ситуацию, сделать необходимые выводы на будущее. Чтобы перейти уже ко второму вопросу.
Однако многие люди не переходят, они так и застревают в «почему». И либо непрерывно задают этот вопрос, либо отвечают на него. Ответы генерируются автоматически, поскольку модель уже откатанная.
Попробуйте ответить на вопрос: «Почему ты опоздал?» Легко? Ещё бы. Будильник не сработал… пробка… мама позвонила не вовремя… телефон разрядился…
Это не значит, что все ответы — ложь. Они могут быть и правдивы. Не в этом дело.
Вопрос «почему?» ведёт к деградации.
Он водит нас по одному и тому же кругу одних и тех же шаблонов.
«Зачем?»
Вопрос «зачем?» ведёт к развитию и самопознанию.
Тот же самый вопрос, заданный по-другому, даёт нам массу открытий чудных.
«Зачем ты опоздал?» Странный вопрос. Но только на первый взгляд.
«Зачем ты поехал отдыхать именно на этот курорт?»
«Потому что подвернулась дешёвая путёвка», — ответ тоже правильный.
«Затем, чтобы не думать, не напрягаться, не мучиться выбором», — ответ гораздо более интересный.
Тогда я узнаю о себе, что я — ленив и пассивен в выборе.
А если «Потому что я там ни разу не был»? Тоже хорошо.
Но лучше: «Затем, что я хочу увидеть новые места».
Тогда я узнаю о себе, что я — любознательный и стремлюсь к новым впечатлениям.
«Зачем ты уволился с этой работы?»
«Потому что начальник дурак», — тоже верно.
«Затем, чтобы не решать проблем взаимопонимания», — лучше.
«Затем, чтобы найти для себя более комфортные отношения», — ещё лучше.
Тогда я узнаю о себе, что комфортные отношения с руководителем для меня приоритетны. Более приоритетны, чем зарплата, местоположение работы и т.д. И это не хорошо и не плохо. Это просто правда. Правда про вас.
Реактивное и проактивное поведение
Вопрос «почему?» и ответы на него знаменуют реактивное поведение. Поведение «от».
Что-то случилось — и я реагирую.
Но застрять в этом — значит, прекратить развиваться.
Вопрос «зачем?» и ответы на него знаменуют проактивное поведение. Поведение «к» или «для».
Маленький ребёнок берет в руки предмет. Если этот предмет не издаёт звуков, что делает ребёнок? Он стучит. Этим предметом по какой-либо поверхности. Ребёнок хочет извлечь звук. Ребёнок проактивен. Он хочет быть причиной чего-либо, создателем явления. Для него существует лишь вопрос «зачем?»
«Зачем ты стучишь?» — «Чтобы было громко!»
Проактивное поведение, поведение «зачем» — более осознанное.
В этом случае между стимулом и реакцией есть промежуток. И это — пространство свободного выбора.
В случае «почему» промежутка нет. Свободный выбор отсутствует. Я — раб привычек, шаблонов, обстоятельств, других людей…
У таких людей в речи доминируют пассивные конструкции и их аналоги: «мне приходится», «я вынужден», «у меня нет выбора», «меня позвали», «мне сказали»… бесконечное количество вариаций.
Вопрос «зачем?» требует осознанности в любой ситуации и с проекцией на будущее. Иногда даже очень отдалённое.
Вопрос «зачем?» требует ориентации на цель. Каждый поступок должен соответствовать цели, иначе вопрос «зачем?» не будет иметь ответа и превратится в «почему».
«Зачем ты занимаешься фитнесом?» — «Чтобы к 50-ти годам быть в отличной физической форме!»
Вопрос «Почему ты занимаешься фитнесом?» как-то и неуместен даже…
«Зачем ты все свободное время проводишь на диване?»
«Потому что мне лень шевелиться», — хоть и честно, но неправильно.
«Затем, чтобы к 50-ти годам превратиться в развалину с лишним весом и остеохондрозом, чтобы иметь все поводы жаловаться на здоровье, ныть и отравлять жизнь окружающим», — вот это то самое оно.
Почему не стоит спрашивать «Почему?»
Кому-то навык общения словно дан от рождения. Эти люди легко подбирают слова, чувствуют настроение собеседника. Но есть те, кто обделен коммуникативным талантом. Стараясь докопаться до причин недопонимания, они начинают диалог с вопроса «Почему?». Психолог-консультант Кристин Хэммонд объясняет, в чем опасность такой формулировки и как наладить общение.
Майк не понимал, что с ним происходит. Он был успешным человеком, но не умел выстраивать отношения. Общение с коллегами было поверхностным и ограничивалось рабочими вопросами, а если он пытался поддержать разговор на другие темы, казался себе странным и глуповатым.
Дома дела обстояли не лучше. Отношения с женой свелись к обсуждению их детей подросткового возраста и их проблем в школе. При этом большую часть времени он не знал, чем занимаются дети и с кем проводят время. Майк не понимал, что происходит в браке, но постоянно чувствовал себя одиноким и дома, и на работе.
Он решил что-то изменить в жизни и как человек с аналитическим складом ума начал задавать вопросы. Они начинались со слова «Почему?». Это казалось логичным — понять, почему люди делают то, что делают. Он надеялся, что это поможет вернуть взаимопонимание, но эффект получился обратным. Тогда он обратился за помощью к психотерапевту, чтобы понять, что не так с желанием докопаться до причин чего-либо. Он хотел узнать, как наладить отношения с коллегами и близкими людьми.
1. Этот вопрос звучит как обвинение
«Почему ты так поступил?», «Почему ты это сказал?», «Почему ты такой злой?», «Почему ты так остро реагируешь?» Ответы начинаются со слов «Потому что», это ставит отвечающего в оборонительную позицию, он как будто должен оправдываться и объяснять свое поведение. За вопросом о причинах стоит предположение, что человек сделал или сказал что-то плохое, неправильное и это нуждается в объяснении. Когда мы начинаем приставать с такими вопросами, мы как будто ставим себя на ступеньку выше и с этой высоты задаем «неразумному» собеседнику вопрос. Такие вопросы используйте крайне осторожно.
2. В каких ситуациях вопрос вреден?
Когда этот вопрос используется в отношениях, он отталкивает близких. Жене Майка казалось, что, задавая ей подобные вопросы, он обращается с ней как с ребенком, а не как с равным партнером. Дети чувствовали, что отец их допрашивает, и ненавидели необходимость объяснять каждый поступок. Коллеги думали, что он задает такие вопросы, поскольку считает их некомпетентными специалистами. И хотя Майк хотел понять других людей, а не задеть, получалось наоборот.
3. В каких ситуациях вопрос полезен?
Иногда такая постановка вопроса может быть уместна. Например, следователи и адвокаты используют подобные вопросы, допрашивая свидетелей и обвиняемых. Смысл в том, чтобы заставить человека обороняться, получить больше информации, вынудить совершить ошибку и сказать что-то лишнее. Даже в личных отношениях бывают моменты, когда стоит использовать вопрос, если конфронтация необходима, чтобы что-то изменить.
4. Как понять причину, не задавая этого вопроса
Есть масса вариантов, позволяющих понять смысл слов или поступков людей. «Я не понимаю, что произошло, объясни, пожалуйста?», «Помоги мне понять, что ты имел в виду?», «Я вижу, что ты расстроен, могу ли чем-то тебе помочь?», «Ты всегда такой заботливый и понимающий, что сейчас так тебя разозлило?», «Я чувствую, что для тебя это очень важно, может, расскажешь подробнее?»
Эти вопросы и утверждения удовлетворяют желание выяснить, почему человек сделал или сказал что-то, но не вынуждают защищаться. Если хотите укрепить отношения, этот способ подойдет лучше, чем вопрос «Почему?».
Майк перестал спрашивать, почему кто-то что-то сделал или сказал, и начал использовать альтернативные варианты. Сначала ему было сложно перестроиться, приходилось каждый раз думать, как сформулировать вопрос. Но со временем он развил этот навык, который помог ему существенно улучшить отношения в семье и на работе.
Вредное слово «почему», или Как правильно задавать вопросы
21 августа 2020 10 739
Сегодня рассмотрим, как правильно задавать вопросы, что в них добавлять и почему стоит отказаться от вопроса «Почему?»
Напоминаю, что вопросы — это мощный инструмент, активирующий поиск оптимального решения в любой ситуации.
Но когда у тебя что-то не получается, когда из твоего окружения уходят люди или просят прекратить рабочие или дружеские отношения, не стоит задавать себе и окружающим вопросы, которые начинаются со слова «почему». Например,
То же самое относится к ситуациям, в которых вы хотите разобраться, сделать правильные выводы и в корне изменить своё положение.
Вредность слова «почему»
Дело в том, что вопрос «Почему?» заставляет человека искать оправдание случившемуся. Ведь это слово в русском языке употребляется ещё и как как возражение.
Вдумайтесь, в одном слове — согласие, отрицание и возражение.
— Tы не хочешь co мной разговаривать?
При описании чего-то необъяснимого и непонятного мы используем наречие «почему-то».
«Лаврецкому почему-то всё хотелось улыбнуться и сказать что-нибудь забавное».
Иван Тургенев, «Дворянское гнездо».
«Почему-то» ассоциируется с неизвестной причиной, как влиять на которую, непонятно. Очень много вопросов, начинающихся со слова «почему», мы слышим в детстве от своих родителей:
С этим словом у большинства людей связаны неприятные воспоминания. Ведь, как правило, после фразы с «почему» от родителей следовало наказание или начинался неприятный эмоциональный разговор.
Общаясь с разными людьми и уточняя, какие ощущения от вопроса «Почему?» в большинстве случаев они испытывали в детстве, я слышал ответ: «Как будто тебя сейчас поставят в угол».
В дополнение к сказанному
Естественно, что никто не хочет в угол. Особенно будучи взрослым и самостоятельным. Именно поэтому, услышав «почему», человек начинает ощущать себя маленьким ребёнком перед родителями. Сразу хочется найти оправдание своим поступкам и привести убедительные причины своего бездействия.
Японская система задавания вопросов
Большинство ответов на вопрос «Почему?» в сложных ситуациях затрудняет поиск оптимальных решений. Возможно, кто-то захочет возразить и привести пример знаменитой техники «пять почему» основателя компании Toyota Сакити Тойоды.
Данный метод предполагает осознанное применение вопросов со словом «почему» для поиска сбоев в производственных процессах.
Сначала формулируется проблема. Далее производится поиск первопричины, найти которую поможет фокус не на человеке, а на процессе. Сакити Тойода считал, что «люди не ломаются, ломаются процессы». Этот подход мне очень близок.
В трансляции на весь мир мощной техники «пять почему» нас обманули языковые особенности перевода с японского на русский. Просто такая интерпретация более красивая и короткая.
В Японии есть несколько вариантов формулирования привычного нам «почему». Ниже приведу четыре часто употребляемых:
При переводе важно учитывать контекст всей фразы, а также лингвистические особенности устойчивых выражений.
Язык — это набор визуальных символов и звуков, используемый нами для передачи информации, в том числе своих и чужих мыслей.
Таким образом, японское применение техники «пять почему» отличается от русского. Если дословно перевести стихи с любого иностранного языка, то получится нескладная словесная каша.
Этимология русского слова «почему» призывает нас соглашаться с проблемой, но при этом возражать и отрицать своё причастие к ней.
Польза слова «почему»
Но есть моменты, когда именно «почему» своим согласием и отрицанием проблемы помогает направить фокус нашего внимания на потенциальные возможности и включает мощную мотивацию.
Напоминая положительный опыт и помогая представить возможную награду за труды, вопрос «Почему?» открывает новые горизонты.
Для поиска и устранения первопричин в сложных ситуациях важно использовать раскрывающие и продвигающие вопросы, пробуждающие осознанность.
Ниже приведу примеры самых мощных вопросов на такой случай со словами «что», «где», «когда», «кто», «как».
Причём «Как?» — самый универсальный вопрос. А сочетание вышеперечисленных слов с «именно» позволяет сфокусировать внимание на оптимальном поиске даже при ограниченности имеющихся ресурсов.
Будет полезно узнать
«Что именно сейчас произошло? Что именно они сделали?», «Где именно это может пригодиться?», «Когда именно это можно использовать? Когда именно ты это сделаешь?»
При такой формулировке вопросы активируют режим осознанности и помогают найти свежие решения. Ты можешь увидеть ситуацию под разными углами и рассмотреть важные подробности, которые устранят сомнения и неуверенность.
Если чувствуешь, что в своей деятельности начинаешь топтаться на месте и не продвигаешься к желаемому результату, то помогут следующие вопросительные фразы:
1. Что именно сейчас произошло/происходит?
2. Чему учит/научила меня сложившаяся ситуация?
3. Какой опыт здесь мною получен?
4. Где этот опыт мне может пригодиться?
5. Что благодаря случившемуся для меня стало/становится возможным?
6. Какие варианты действий в принципе могут быть приемлемы в сложившейся ситуации?
7. Что ещё можно было бы предпринять?
8. Что из вышеперечисленного мне интереснее больше всего?
9. Что сейчас для меня начинает проясняться?
10. Что я хочу сделать в первую очередь?
11. Какие шаги я собираюсь предпринять в ближайшие 72 часа?
Попробуй использовать вопросы, сформулированные по описанным алгоритмам, и увидишь, насколько изменится твоя личная продуктивность и производительность твоих подчиненных.
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Автор программы ПУТЬ НАСТАВНИКА: как создать мощную команду. Практикующий коуч, ментор, супервизор, эксперт по наставничеству. Профессиональный опыт в коучинге с 2010г. МОЯ МИССИЯ-Не учить, а помогать учиться!
cinematographua
Записки продюсера
Зачем нужны вопросы Почему?
Чаще всего, менеджер задает вопросы, чтобы:
Теперь давайте разберемся, какие вопросы для этого подходят, а какие — нет.
Это легко, так как по сути есть всего один плохой вопрос — «Почему?».
Почему же «почему» плохой вопрос
Несмотря на то, что тысяча вопросов «почему» в день от пятилетнего ребенка выглядят мило, во взрослом мире практически в любой ситуации и на любом языке мира он звучит как претензия.
Такой вопрос может спровоцировать ответную агрессию, защитное поведение и оправдания. Но никак не поможет решить проблему. Как правило, человек сам понимает, почему он допустил ошибку, и в подробном разборе причин, скажем собственной невнимательности, не нуждается. Вопрос «Почему?» отлично подойдет, чтобы просто отчитать его. Но я надеюсь, что ваша цель не в этом.
Не несет конструктива и не решает проблему. Он заставляет человека снова анализировать причины неконструктивного поведения, еще сильнее закапываться в неверном решении и подрывает уверенность в собственных силах и навыках. Задача менеджера — решить возникшую проблему как можно эффективнее и быстрее, а не ругать коллегу, мучая подробным разбором полетов.
Часто не имеет смысла. Если что-то плохое уже произошло, само по себе выяснение причин сбоя точно ничего не изменит.
Но если поговорить о причинах все-таки хочется, лучше так и спросить: «Какими были причины?». Этот вопрос звучит менее агрессивно и способен вывести вас на диалог.
Стоит ли задавать закрытые вопросы
Закрытые вопросы не подходят для поиска способов решения, эффективного диалога, углубления понимания и мотивации команды. Они ограничивают полет фантазии и сужают поле действия до двух вариантов: «Да» или «Нет». На самом деле вариантов больше. Если хотите помочь коллегам посмотреть на задачу под новым углом или найти нестандартное решение, избегайте таких вопросов:
Правда, один случай, для которого закрытые вопросы подходят как нельзя лучше, существует. Это фиксация договоренностей. Они уместны при завершении переговоров и встреч, когда после открытых вопросов и развернутых ответов мы уточняем, все ли одинаково понимают ситуацию и согласны с выводами друг друга. Например:
На этом с плохими вопросами можно закончить — как видите, список не длинный. Теперь пора перейти к хорошим вопросам, ради которых эта статья затевалась.
10 признаков правильных вопросов
Ниже — три кейса и эффективные вопросы, которые помогут в решении описанных проблем. В каждом случае первым напрашивается вопрос «Почему?» или его более грубые производные. Но такие вопросы не принесут проекту никакой пользы.
Кейс 1
Вместо этих вопросов и попыток напасть на коллегу лучше выдохнуть, успокоиться и спросить:
Кейс 2
Вы долго наблюдали на вашим лучшим Senior Java-разработчиком и после успешного завершения проекта предложили ему стать тимлидом проекта. Он отказался! Ваш первый вопрос? Снова «Почему»? На него могу ответить и я.
Часто бывает, что грамотные и опытные специалисты не стремятся занять лидерские позиции, хотя объективно от них там будет больше пользы. Одни не хотят или боятся брать на себя больше ответственности. Другим кажется, что они знают для этого недостаточно.
Попадая под воздействие эффекта Даннинга — Крюгера, высококвалифицированные специалисты склонны сомневаться в себе и своих способностях. А менее компетентные люди, наоборот, совершая ошибки, не способны их осознавать и остаются убежденными в своей правоте и превосходстве.
Часть высококлассных специалистов страдает синдромом самозванца, при котором человек не способен отнести свои достижения на счет собственных качеств, способностей и усилий. Такие люди занижают уровень своей компетенции и уверены в том, что не заслуживают успеха, которого достигли. В том, что они умеют и знают, они не видят ничего особенного. «Каждый может так же».
Поэтому хороших специалистов часто приходится уговаривать принять повышение. Задавая такому человеку вопрос «Почему?», вы только заставите его лишний раз вспомнить о своем «непрофессионализме» и, возможно, попытаться признаться в нем вам.
Но причины отказа могут быть и совершенно другими. Например, однажды в моей практике человек отказался от должности тимлида, потому что ему пришлось бы задерживаться в офисе и больше работать. Он был счастлив на своей должности, живя в удобном для себя ритме. Ему нравилось спокойно отдыхать, не отвлекаясь на звонки вечером или в выходной: «Зачем мне больше денег, если я не смогу ездить на рыбалку?».
Какие вопросы подошли бы в этом случае:
Кейс 3
В середине спринта ваш скрам-мастер говорит, что реализация центральной задачи релиза потребует двух месяцев вместо запланированных двух недель. И снова, казалось бы, естественный вопрос «Почему?» никак не поможет решить проблему.
Хорошими вопросами в этом случае будут:
Но и правильные вопросы сами по себе не гарантия успеха. Помочь команде или коллеге они смогут, будучи заданными правильным тоном в подходящей обстановке.
Как правильно задавать вопросы
Не имплантируйте в вопрос собственных идей и не пытайтесь заранее влиять на ответ коллеги. Намного важнее помочь человеку раскрыться и найти ответы самостоятельно. Если мы общаемся с синьор-разработчиком с опытом, скорее всего, у него есть все нужные знания для того, чтобы решить задачу. Возможно, его идеи будут продуктивнее ваших, просто пока он застрял мыслями или комплексует — его нужно вдохновить и немного подтолкнуть.
Иногда бывает, что менеджеры с техническим бэкграундом начинают креативить за разработчиков и навязывать им решения. Команда часто видит в этом манипуляцию, которая вызывает только отторжение.
Правильно: Внимательно выслушать коллег, возможно, что-то подобное предложит команда. Если не предложат — два раза подумать. Возможно, ваше решение не такое уж и гениальное?
Неправильно: «Давайте возьмем за основу вот такое решение. »
Создайте доброжелательную и доверительную атмосферу. Важно ваше искреннее и очевидное желание разрешить проблемную ситуацию. Одним правильным вопросом тут не обойдешься, следить за ней придется постоянно. Важно, чтобы команда чувствовала: вы не ищете виноватых и не пытаетесь лишний раз утвердить власть.
Правильно: Сфокусироваться на решении проблемы.
Неправильно: «Давайте искать автора коммита, который положил прод».
Не осуждайте и не критикуйте. К сожалению, восточноевропейской культуре часто свойственно общение в осуждающей манере: «Так поступать нельзя!», «Как ты умудрился такое сделать?». Но острая реакция на ошибку заставляет того, кто ее совершил, закрыться и не помогает решению проблемы. Постарайтесь избегать осуждения и негативной оценки.
Правильно: «Что мы можем сделать, чтобы исправить ошибку?»
Неправильно: «У нас такие ошибки даже джуны не делают».
Внимательно слушайте собеседника. Ваше полноценное присутствие в разговоре и желание слышать ответы чрезвычайно важны. Конечно, речь не о физическом присутствии, а об искреннем интересе к общению с коллегой и совместному поиску решения проблемы.
Классический кейс. Менеджер устраивает коллегам one-to-one и безучастным тоном задает вопросы о планах, профессиональном развитии и тому подобное. Один из коллег обратил на это внимание и спросил: «Зачем ты задаешь эти вопросы?». Менеджер честно признался: «Меня попросили в HR-отделе».
Кстати, сам по себе вопрос «Кем вы себя видите через 5 лет?» — отличный! Он переносит вас в будущее, заставляет подумать, в какую сторону вы хотите расти, пересмотреть планы и так далее. Проблема в том, что за последнее время его испортили, выхолостив суть. Ведь чаще всего задают его на собеседованиях люди, которые знакомы с кандидатом 5 минут и практически ничего о нем знают.
Пять лет — достаточно долгий срок, раскрывать планы на него первому встречному готов не каждый. К тому же всегда ли рекрутер готов к искреннему ответу и понимает, что мечта о жизни дауншифтера в Таиланде не делает соискателя плохим кандидатом здесь и сейчас? Потому они и получают в ответ стандартный набор фраз, подсмотренных в статьях с советами, как пройти собеседование. Если такими же стандартными репликами обмениваются люди внутри проектной команды, выглядит это еще печальнее.
В итоге
Чтобы человек искренне ответил на глубокий вопрос, нужно сначала создать подходящую атмосферу. Подтолкнуть человека к полезным размышлениям можно только тогда, когда вы доверяете друг другу и ему с вами интересно. Даже идеально составленный вопрос, заданный в неподходящий момент, всего лишь сотрясает воздух. Мораль — очень важно задавать правильные вопросы, но не менее важно задавать их правильно. link