почему нельзя взять фамилию мужа в исламе
Может ли мусульманка взять фамилию мужа?
Смена фамилии женщины после замужества стало довольно распространённым явлением. Однако в последнее время всё чаще раздаются голоса о запретности подобного действия со ссылкой на высказывания Пророка ﷺ. Вопрос разбирается в фетве Муфтията РД.
Вопрос: Можно ли жене взять фамилию мужа?
Ответ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!
Мусульманин должен относить себя к своей семье, предкам, роду. И ответ на вопрос о смене фамилии зависит от намерений того, кто её меняет. Запрещено брать фамилию мужа или иную фамилию, желая скрыть свое происхождение, из неприязни к своим родственникам или с целью разорвать с ними родственные отношения.
Если же мусульманка выходит замуж и берёт фамилию супруга не из-за вышеупомянутых соображений, то запрета нет, так как смена девичьей фамилии на фамилию мужа, по сути, свидетельствует о том, что отныне она имеет отношение к семье мужа посредством брака.
Что касается нижеприведённых хадисов Пророка ﷺ о запрете относить себя не к своим предкам, то речь идёт конкретно об отчестве, когда человек преднамеренно и осознанно меняет своё отчество, чтобы скрыть своё истинное происхождение, что является тяжким грехом и даже неверием в случае предумышленного подлога, идя на такой шаг, будучи осведомлённым о запрете, но считая это дозволенным.
Пророк ﷺ изрёк: «Для того, кто объявляет о себе, как о сыне некоего человека, зная, что тот не является его отцом, Рай станет запретным» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Также в другом хадисе сказано: «Вы не отрекайтесь от своих отцов. Тот, кто отречётся от своего отца, является неблагодарным Всевышнему» (имамы аль-Бухари и Муслим).
Аргументация
عن سعد رضي الله عنه قال سمعت النبي صلى الله عليه وسلم يقول: «من ادعى إلى غير أبيه وهو يعلم أنه غير أبيه فالجنة عليه حرام». رواه البخاري ومسلم.
عبارة تحفة المحتاج: فصل في الإقرار بالنسب وهو مع الصدق واجب ومع الكذب في ثبوته حرام كالكذب في نفيه بل صح في الحديث أنه كفر لكنه محمول على المستحل أو على كفر النعمة.(3)
(1) См.: Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-бухари, т. 12, с. 55.
(2) См.: Далилюль фалихин, т. 8, с. 614.
(3) См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 5, с. 401.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Фамилия мужа
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!
Мусульманин должен относить себя к своей семье, предкам, роду. И ответ на вопрос о смене фамилии зависит от намерений того, кто её меняет. Запрещено брать фамилию мужа или иную фамилию, желая скрыть свое происхождение, из неприязни к своим родственникам или с целью разорвать с ними родственные отношения.
Если же мусульманка выходит замуж и берет фамилию супруга не из-за вышеупомянутых соображений, то запрета нет, так как смена девичьей фамилии на фамилию мужа, по сути, свидетельствует о том, что отныне она имеет отношение к семье мужа посредством брака.
Что касается нижеприведенных хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о запрете относить себя не к своим предкам, то речь идет конкретно об отчестве, когда человек преднамеренно и осознанно меняет свое отчество, чтобы скрыть свое истинное происхождение, что является тяжким грехом и даже неверием в случае предумышленного подлога, идя на такой шаг, будучи осведомлённым о запрете, но считая это дозволенным.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Для того, кто объявляет о себе, как о сыне некоего человека, зная, что тот не является его отцом, Рай станет запретным». (Бухари, Муслим).
Также в другом хадисе сказано: «Вы не отрекайтесь от своих отцов. Тот, кто отречётся от своего отца, является неблагодарным Всевышнему». (Бухари, Муслим).
А Аллах знает лучше.
АРГУМЕНТАЦИЯ
عن سعد رضي الله عنه قال سمعت النبي صلى الله عليه وسلم يقول: «من ادعى إلى غير أبيه وهو يعلم أنه غير أبيه فالجنة عليه حرام». رواه البخاري ومسلم
عبارة تحفة المحتاج: فصل في الإقرار بالنسب وهو مع الصدق واجب ومع الكذب في ثبوته حرام كالكذب في نفيه بل صح في الحديث أنه كفر لكنه محمول على المستحل أو على كفر النعمة [3]
Отдел фетв Муфтията РД
[1] См.: Фатх аль-Бари шарх Сахих аль-бухари, т. 12, с. 55.
Смена фамилии после замужества не имеет основы в Шариате
Стремясь подражать Западу, мы, мусульмане, переняли многие западные обычаи, не имеющие основы в Шариате. Один из таких обычаев – смена родной фамилии на фамилию мужа после замужества.
В действительности, Ислам не требует от женщины сменыфамилии после замужества и нет доказательств из Сунны, что женщине следует взять фамилию мужа.
На в самом деле, ученые называют это нововведением и неодобрительным поступком в свете Ислама.
Сейчас, наверное, многие скажут: «Да ладно…Какая разница?!».
Читайте дальше и вы поймете, что я имею ввиду.
Жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются Матерями Правоверных, а сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) – самым достойным из людей и лучшим примером для нас. Если мы посмотрим на их пример, то увидим, что когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) женился, ни одна из его жен не взяла его фамилию. Наоборот, каждая его жена сохранила фамилию своего отца, даже если он был неверующим. Точно также не меняли свои фамилии жены Сподвижников и тех, кто пришел после них.
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему они не делали этого?
Если бы смена фамилии была благом, то, несомненно, жены Пророка (мир ему и благословение Аллаха) сделали бы это и сам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) повелел бы нам делать так и призывал бы нас к этому.
Причина в том, что Аллах приказал нам сохранять фамилии своих отцов как указание на нашу родословную:
«Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом» (Сонмы 33:5)
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто зовет себя не по имени отца, на том будет проклятие Аллаха, ангелов и людей». Ибн Маджа, 2599.
Он (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Человек, который сознательно причисляет себя не к своему отцу, совершает куфр. А тот, кто приписывает себя к людям, с которыми он не имеет кровной связи, пусть приготовит свое место в Огне!». Аль-Бухари 3317; Муслим 61.
Некоторые могут поспорить: «Но женщина же не заявляет, что ее отец кто-то другой. Она делает это из уважения к мужу и не имеет ввиду что-то плохое. Она просто хочет относится к мужу из-за любви к нему».
Я же отвечу этим людям: если бы присвоение фамилии мужа было бы знаком уважения и почтения, неужели Матери Правоверных не сделали бы это??
Разве иметь фамилию Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не является самым большим почетом в мире?? Тем не менее, его жены не делали этого.
Если это способ выразить свою любовь к мужу, то почему они не делали этого, ведь не было на свете лучших отношений между мужем и женой, чем отношения между Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и его женами. Но ни одна из Матерей Правоверных не выражала свою любовь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) посредством присвоения его фамилии.
Фамилия указывает на отца человека и его родословную.
Шейх Бакр Абу Зейд сказал: «Это является одной из прелестей Шариата, потому что обращаясь к человеку по имени отца, легче узнать его и разделять людей». См. «Тасмият аль-Маулюд», 30-31.
Первоначально, женщина является «дочерью такого-то», а не «женой такого-то».
Между мужем и женой нет кровной связи, так как же она может взять его фамилию, как будто она принадлежит к его роду?
Она ведь не заявляет, что муж ее отец?!
Что, если она разведется или овдовеет и выйдет замуж за другого? Будет ли она менять свою фамилию каждый раз, как выходит замуж? Кроме того, существуют правила, связанные с ее принадлежностью к отцу, например, в вопросах наследования, содержания и определения махрама. Смена фамилии препятствует этому. Это противоречит фактам и здравому смыслу.
Муж не обладает чем то, что делает его лучше отца своей жены. Так почему же она должна отказываться от фамилии отца и брать фамилию мужа?
Почему мужчина должен сохранить свою фамилию, а женщина нет? Это не имеет смысла.
Сказал шейх Салих аль-Мунаджид: «Запрещено женщине менять свою фамилию и брать фамилию мужа после свадьбы. Шариат не дозволяет подобное, потому что запрещено причислять себя к кому-нибудь, помимо своего отца. И Аллах знает лучше».
Не только в этом мире, но и в Следующем человека будут называть по фамилии: «В День Воскресения, каждый предатель будет иметь перед собой флаг, и будет сказано, это предатель такого то и сын такого то». Аль- Бухари, 5709; Муслим 3265.
Незамужние женщины, не спешите менять свою девичью фамилию после замужества. А тем, кто уже сделал это, скажу: «Никогда не поздно все изменить». Верните фамилию отца и возвратите свою принадлежность к своему роду. Это часть Шариата.
Смена фамилии при замужестве
Имам отвечает на вопросы читательниц о необходимости смены фамилии во время брака. Надо ли это делать мусульманке? Читайте в ответах.
Мне предстоит выйти замуж. Скажите, пожалуйста, как быть при заключении брака со сменой фамилии? Я слышала разные мнения. Одни говорят, что женщине-мусульманке харам (запретно) брать фамилию мужа, другие — что это нежелательно, третьи — что этот вопрос вообще не имеет значения и это личное дело каждого. Как поступить? Сторонники запрета приводят только один (на мой взгляд, сомнительный) довод — 5-й аят 33-й суры. Я считаю его сомнительным аргументом, так как там речь идет не о женах, а о детях — своим давать свою фамилию, приемным — фамилию и отчество их отца. Помогите, пожалуйста, прояснить этот вопрос. Аматуллах.
В Священном Коране сказано:
«Не говорите ложно (лживо) языками своими, что «это — разрешено (халяль), а это — запретно (харам)» [выдумывая, предполагая, не зная что к чему, не имея прямых доказательств и тем самым] наговаривая ложь (клевету) на Аллаха (Бога, Господа)» (см. Св. Коран, 16:116).
К сожалению, как показывает практика жизни, многие не знакомы с этим аятом.
Упомянутый вами аят не касается вопроса женитьбы. Он касается приемных детей:
«Зовите их [детей] по их отцам. Это наиболее справедливо пред Аллахом (Богом, Господом)» (см. Св. Коран, 33:5).
Относительно же замужества смысл аята актуален в том, что невеста оставляет неизменным свое отчество.
Без каких-либо проблем вы берете фамилию мужа, становясь частью его рода и сохраняя при этом свое отчество, которое четко указывает на то, кто есть ваш отец и каковы ваши корни.
Недавно прочел о смене фамилии жены после заключения брака на фамилию мужа, и у меня возник вопрос: это явный харам или относится к нежелательному? Ведь в обществе, в котором мы живем, у женщины при оформлении некоторых документов могут возникать трудности по причине разных фамилий, и у нее, и у ее детей.
Менять фамилию можно, главное, чтобы отчество осталось. Потому что именно отчество показывает, чьей дочерью она является, даже после замужества и смены фамилии. А то, что вы прочитали, — неграмотные домыслы.
Я знаю, кто мой биологический отец, но у него другая семья, да и особых усилий с его стороны к общению не наблюдается. Я ношу фамилию дедушки по материнской линии, он меня растил и воспитывал до совершеннолетия. Сейчас его уже нет в живых. Нужно ли мне менять фамилию на отцовскую либо брать в качестве отчества его имя? У меня есть жена, трое детей. Фамилию жены я не менял при заключении брака, а детям дал свою фамилию. Даркен.
Вы должны носить отчество своего настоящего отца.
Что касается вашей жены, то она может взять вашу фамилию. Это канонически не возбраняется. Она обязана лишь сохранить отчество.
Рекомендуем прослушать проповедь по данной теме:
Почему нельзя взять фамилию мужа в исламе
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Каждый человек, будь то мужчина или женщина должен причислять себя лишь к своему отцу. На это указывают Коран и Сунна. Так, Всевышний Аллах говорит: «Зовите их (приемных детей) по именам их отцов. Это более справедливо перед Аллахом» (аль-Ахзаб 33: 5).
И именно так будут называть каждого человека в Судный день, по имени его отца, как об этом сообщается во многих достоверных хадисах. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, вероломный поднимет знамя свое в Судный день, по которому люди узнают о нем, и будут говорить: “Это вероломство такого-то сына такого!”» аль-Бухари 5709, Муслим 3265.
И поэтому саляфы и те, кто был задолго до них, всегда говорили: «Такой-то сын такого-то» или «Такая-та дочь такого-то». И не говорили: «Такая-та жена такого-то».
Шейх Бакр Абу Зайд сказал: “Причисление человека себя к своему отцу, наилучшим образом указывает на его происхождение и его отличие. Ведь отец – это глава семейства, который проявляет заботу о нем!” См. “Тасмия аль-маулюд” 30.
И следует знать, что каждая фамилия берет свое начало от имени предка этого рода. И в шариате есть строгий запрет на причисление себя не к своему роду! Со слов Абу Зарра сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто объявляет себя сыном не своего отца, зная, что это не так, впадает в неверие! Что же касается заявляющего о своей принадлежности к тому народу, с людьми которого у него нет родственных связей, то пусть он приготовится занять свое место в Огне». аль-Бухари 3508, Муслим 61.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто причислил себя не к своему отцу, на том проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!» Ибн Маджах 2609. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6104.
Таким образом, эти ясные тексты шариата указывают на строгий запрет этого поступка.
О том, что жена не может брать фамилию мужа, даже если муж или его семья принуждает ее к этому, говорил шейх аль-Мунаджид. На его сайте не раз поднимался этот вопрос. См. № 1942, 6241, 105420, 114624.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!