почему нельзя встряхивать мокрые руки мусульманам
ВОПРОС-ОТВЕТ
Войти используя аккаунт социальных сетей
Стряхивание с себя воды
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
Стряхивание с себя воды
Re: Стряхивание с себя воды
Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух!
Нет ничего запретного в встряхивании рук после омовения. В достоверном хадисе, передаваемом от матери правоверных Маймуны (да будет доволен ею Аллах), описывающей совершение полного омовения пророком (мир ему и благословение Аллаха), она сказала: «Я принесла ему тряпку (кусок ткани, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) вытерся после полного омовения «гусля»), но он отказался, и начал встряхивать руки». (Аль-Бухари, Муслим). Ибн Дакык Аль-‘Ид упомянул в своём комментарии к книге «’Умдатуль-ахкам»: «Этот хадис указывает на дозволенность встряхивания воды с частей тела после полного и малого омовений».
Что же касается слов, приписываемых к пророку (мир ему и благословение Аллаха), как об этом упоминается у Ибн Хиббана в книге «Аль-Маджрухин», а также в некоторых других сборниках, от Аль-Бахтури ибн ‘Убейд от своего отца, от Абу Хурейры, где сказано: «Не встряхивайте своими руками, поистине это (действие) – веер сатаны», то этот хадис недостоверный. Некоторые учёные даже откровенно назвали этот хадис надуманным, т.к. в цепочке передатчиков есть Аль-Бахтури ибн ‘Убейд, обвиняемый в том, что он придумывает хадисы. Многие учёные, такие, как Абу Хатим Ар-Рази, Ибн ‘Адий, Аз-Захаби отрицали его.
И Аллах более Сведущ!
Приметы и Суеверия
Энциклопедия суеверий и примет народов Мира
Помыл руки – не стряхивай, счастье свое и удачу потеряешь
Наши предки верили в различные приметы и неукоснительно их соблюдали. До нашего времени дошла лишь крупица тайных знаний. Например, такая примета. «Помыл руки – не стряхивай, иначе потеряешь свою удачу и счастье».
Этой приметой часто пренебрегают мужчины, считающие своим долгом стряхнуть руки после каждого мытья. Этот алгоритм надо поменять: вместо стряхивания рук заведите привычку вытирать их полотенцем или, в крайнем случае, салфеткой.
Почему появилась такая примета
Значение этой приметы восходит к одному из околобиблейских мифов. Когда Бог сбросил Дьявола на Землю, тот, оставшись в одиночестве, опечалился. Черт обратился к Творцу: «Дай мне мое воинство – помощников, чтобы я не скучал».
Бог ответил на эту просьбу так: «Окуни руки твои в воду и стряхни, сколько будет брызг, столько и помощников будет у тебя». Дьявол последовал Божьему совету и наделал себе бесчисленное множество демонов, чертей и малых чертенят.
Разумеется, мало кому хочется, чтобы в его доме или вообще по жизни были черти. Так примета трансформировалась в «не стряхивай руки, а то счастье потеряешь». Какое же может быть счастье, если твоими спутниками являются черти?
Гигиеническое значение приметы
Впрочем, у этой приметы есть не только эзотерическое, но и бытовое, гигиеническое значение. В таком контексте примета связана с детьми, если руки не вытирать, то на них появляются цыпки, а кожа начинает трескаться и чесаться.
Почему нельзя встряхивать мокрые руки мусульманам
Сунны Пророка (с.а.с.) по уходу за собой (Источник фото: freepik.com).
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Татарская пословица гласит: «Чисталык – сәламәтлекнең билгесе» («Чистота – показатель здоровья»). Действительно, наше здоровье зависит от соблюдения правил личной гигиены. Так, при загрязнении кожа теряет свои защитные свойства, на ней начинают размножаться болезнетворные микроорганизмы, а пот и кожное сало, разлагаясь, источают неприятные запахи.
Много микроорганизмов скапливается и под ногтями, поэтому рекомендуется регулярно стричь ногти, желательно коротко. Также через грязные руки можно заразиться различными кишечными инфекциями, гельминтами и т.д., во избежание всего этого необходимо обязательно тщательно мыть руки и принимать ежедневный гигиенический душ.
Если после каждого приема пищи не ополаскивать рот и не чистить зубы перед сном, то могут развиться серьезные заболевания десен и зубов. Любой врач вам скажет, как важна регулярная чистка языка. Ведь язык – это основное место скопления болезнетворных микроорганизмов в ротовой полости. Несоблюдение же правил личной гигиены половых органов может привести к таким заболеваниям, как уретрит, цистит, кольпит, бартолинит, кандидоз – у девочек и женщин, уретрит, баланит, баланопостит – у мальчиков и мужчин.
Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал: «Очищение – это половина имана (веры)» (Муслим). Мусульмане всегда уделяли особое внимание чистоте. Помимо соблюдения правил личной гигиены, верующие совершают ритуальное омовение, которое благосклонно отражается и на здоровье.
Мытье рук
Пророк Мухаммад (ﷺ) побуждал мыть руки перед молитвой, до и после еды и после утреннего пробуждения. Передают со слов Абу Хурайры (р.а.), что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна, пусть не окунает руку в сосуд до тех пор, пока трижды не помоет ее, ибо ему не ведомо, где ночевала его рука» (Бухари, Муслим).
Мытье рук до и после еды является мустахабом. Сальман аль-Фариси (р.а.) передает: «Я (до принятия ислама) читал в Торе, что благодать еды – малое омовение перед ней. Я рассказал об этом Пророку (ﷺ) и он сказал: «Благодать еды – малое омовение и до неё, и после неё» (Тирмизи). Ученые, комментируя этот хадис, пришли к мнению, что здесь подразумевается не омовение, совершаемое для молитвы, а просто мытьё рук и рта (‘Аун аль-ма‘буд).
Ополаскивание рта после еды
Передают со слов Ибн Аббаса (р.а.), что (однажды) посланник Аллаха (ﷺ) выпил молока, а потом прополоскал рот и сказал: «Ведь оно содержит жир» (Бухари, Муслим).
Абу Хурайра (р.а.) передает, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Если бы это не было слишком трудным для моей общины, я велел бы им оттягивать вечернюю молитву (‘иша) и использовать сивак (прим. веточка арака, которой чистили зубы) перед каждой молитвой» (Бухари, Муслим).
Абу Бурда передает от своего отца [Абу Мусы аль-Аш‘ари]: «Мы пришли к посланнику Аллаха (ﷺ), чтобы попросить у него верховых животных, и я увидел, как он водит сиваком по языку» (Бухари).
Аммар ибн Ясир (р.а.) передает от посланника Аллаха (ﷺ): «Поистине, к естественным вещам относятся полоскание рта и промывание носа» (Абу Дауд).
Правая рука для еды, а левая – для уборки нечистот
Исламский этикет обучает использовать левую руку для того, чтобы убирать грязь. Например, для очищения после туалета, высмаркивания и других видов очищения и уборки нечистот. В этом действии, помимо сунны и наград за ее исполнение, кроется выгода и с точки зрения медицины. И заключается она в том, чтобы во время еды предотвратить попадание в рот инфекции через руку, которую верующий человек использовал при высмаркивании или подмывании.
«Когда один из вас ест, пусть ест правой, и когда пьет, то пусть пьет правой, потому что шайтан ест левой рукой и пьет левой рукой» (Муслим).
«Пусть никто из вас при оправлении нужды не касается полового органа правой рукой и не подмывается правой рукой» (Муслим).
Али ибн Абу Талиб (р.а.) передает, что Пророк (ﷺ) высмаркивался левой рукой (Насаи).
Очищение после туалета
Посланник Аллаха (ﷺ) обучил верующих «гигиене туалета». Арабы не знали о подмывании с использованием воды до прихода Пророка (ﷺ). Всевышний похвалил жителей Медины, потому что они первые последовали тому, чему он их научил. Аллах сказал о них: «В ней – мужчины [ансары], которые любят очищаться. И Аллах любит очищающихся» (ат-Тавба, аят 108).
Прикрывание рта при кашле или чихании
Посланник (ﷺ) учил этому мусульман еще до того, как люди поняли, что болезни могут передаваться по воздуху. Абу Хурайра (р.а.) передает: «Когда Пророк (ﷺ) чихал, он прикрывался рукой или куском ткани» (Тирмизи).
Подстригание волос и ногтей
Сообщается, что Анас ибн Малик (р.а.) сказал: «Промежуток времени, который определил для нас посланник Аллаха (ﷺ) для подстригания усов, ногтей, удаления волос с лобка и подмышек, составлял не более сорока ночей» (Муслим).
Аиша (р.а.) передает, что Пророк (ﷺ) сказал: «Каждый, кто будет подстригать ногти в пятницу, будет убережен от всего злого и дурного до следующей пятницы» (Табарани).
Встряхивание постели
Посланник Аллаха (ﷺ) говорил: «Когда кто-то из вас идет спать, пусть он отряхнет свою постель, поскольку он не знает, кто приходил туда, когда он оставил ее» (Бухари). Пользу этого действия сегодня доказывают микробиологи, паразитологи и врачи.
Чистота одежды
Абдуллах ибн Аббас (р.а.) сказал: «Однажды посланник Аллаха (ﷺ) проходил мимо двух могил и сказал: «Поистине, они подвергаются мучениям, и мучают их не за что-то тяжкое. Этот не препятствовал попаданию мочи [на тело и одежду]. А этот распространял сплетни». Затем он велел принести свежую пальмовую ветвь, разломил её пополам и воткнул в землю над каждой из могил, сказав при этом: «Я надеюсь, что их мучения облегчатся до тех пор, пока эти ветви не засохнут». В похожей версии от Ибн Аббаса говорится: «Он не закрывался от мочи». А в версии Абу Му‘авии говорится: «Не избегал [попадания] мочи…» (Бухари, Муслим).
Все эти рекомендации Пророка (ﷺ) указывают на важность личной гигиены и несут верующему пользу в обоих мирах.
Исламский туалетный этикет
Этикет исправления естественных нужд подробно описан в Коране. Правила предписывают верующему удалиться в специальное место и следовать предписаниям Пророка Мухаммада.
Исламский этикет не терпит нарушения норм и предписывает мусульманам произносить молитвы при посещении туалета.
Как правильно себя вести
Для того, чтобы справить потребность, верующим необходимо пройти в уборную или (при ее отсутствии) в другое место, скрытое от посторонних глаз. В хадисах говорится:
«Мы вышли в путь вместе с Посланником Аллаха, и Посланник Аллаха не испражнялся, пока не удалялся и никто его не видел».
Также стоит покрыть голову и надеть обувь.
Если вы хотите следовать духовному пути (сунна), то входите в уборную с левой ноги, а выходите – с правой. Исламский туалетный этикет предписывает ступать с левой ноги во все места, которые считаются нечистыми, а с правой – уходить. Напротив, при посещении мечети или других святынь нужно входить с правой ноги.
Прежде чем посетить туалет, следует приготовить воду, камешки или туалетную бумагу. Запрещенно брать с собой то на чем написаны имена Всевышнего, Пророка или ангелов (сюда входит бумага, ювелирные украшения).
Мусульманский этикет устанавливает также ряд правил, которые стоит соблюдать:
Не забывайте прочитать молитву, прежде чем пойдете в уборную. Помните – туда стекаются бесы, а отогнать их можно только правильными словами. При входе произнесите: « С именем Аллаха! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей помощи от порочности и дурных поступков» или «Во имя Аллаха. Прошу у Аллаха защиты от гнусного, скверного, злого, зловредного и проклятого шайтана ». Во время выхода скажите: « Прости, о Аллах! »
Что делать нежелательно или запрещено
Следуя правилам, которые устанавливает этикет исправления естественных нужд, не открывайте гаурат (части тела, которые необходимо скрывать от глаз посторонних) до тех пор, пока не присядете. Как только вы завершите процесс, его нужно сразу закрыть.
Вот что не одобряет исламский этикет при посещении уборной:
Исламский туалетный этикет запрещает справлять потребности, повернувшись лицом или спиной к кибле (направление в сторону священной Каабы). Исключение можно сделать только когда существует риск попадания скверны на одежду.
Также запрещено совершать акт мочеиспускания или дефекации:
В хадисах приводят также слова Пророка Мухаммада: «Бойтесь двух проклятий». Сказали (сподвижники): «Что это за два проклятия, о посланник Аллаха?». Сказал: «Тот, который освобождается (т.е. справляет нужду) на дорогах (которыми пользуются) люди в тени (которой они пользуются)».
Очищение после посещения отхожего места
Мусульманский этикет предписывает верующим очищать тело после посещения уборной. Это можно сделать двумя способами – подмыванием (истинджа) и при помощи чистых предметов, разрешенных для этих целей (истиджмар). Верующим можно использовать только один из этих методов, но будет сунной, если вы совместите их.
Во время истинджи или истиджмара пользуйтесь левой рукой, подмывайтесь минимум 3 раза и используйте такое же количество чистых платков, бумаги или камешков. Запрещено подтираться костями или нечистотами.
Несоблюдение правил очищения считается грехом. Сказано: « Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся ».
Сунной будет считаться соблюдение всех установленных правил. Выполняйте их, чтобы укрепиться в вашей вере.
Что сказал Пророк ﷺ о мытье рук до и после еды?
Ответ:
Относительно мытья рук до и после еды имам ибн Маджа, имам аль-Байхаки, имам ас-Суюти передают хадис Пророка Мухаммада ﷺ :
من أحب أن يكثر الله خير بيته فليتوضأ إذا حضر غذاؤه وإذا رفع
«Кто хочет, чтобы Всевышний Аллах увеличил ему благодать в доме, тот пусть моет руки перед трапезой и после неё».
(См: Сунан ибн Маджа, №3260, Шу’аб аль-Иман, №5424, Джами’ ас-Сагир, №8311).
Также относительно этого имам ат-Табрани в книге «Му’джам аль-Авсат» приводит хадис:
الوضوء قبل الطعام وبعده مما ينفي الفقر، وهو من سنن المرسلين
«Мытьё рук до трапезы и после неё избавляет человека от бедности. И это обычай Посланников Божьих».
(См: Ат-Табрани, Му’джам аль-Асват, №7166).
من آداب الأكل أن يغسل يديه وفمه قبل الأكل وبعده، لكن المالك يبتدئ به فيما قبله ويتأخر به فيما بعده .
«Из этики приёма пищи является мытьё рук и полоскание рта до еды и после неё. Хозяин дома моет руки и полоскает рот первым до приёма пищи (гостями) и последним после трапезы»
(См.: Шейхуль ислям аль-Ансари, Аль-Гурар аль-Бахия, т. 4, с. 2014).
Учёный ханбалитского мазхаба Ибн Кудама аль-Макдиси в книге «Аль-Мугни» отмечает:
«Желательно мыть руки до и после приёма пищи, даже если будет в омовении. Имам Аль-Марвази сказал: “Я видел, как Абу ‘Абдулла моет руки перед едой и после неё, даже будучи в омовении”»
Далее имам ибн Кудама приводит те же вышеупомянутые хадисы в качестве довода на желательность мытья рук до и после приёма пищи.
(См.: Ибн Кудама аль-Максиди аль-Ханбали, Аль-Мугни, т. 7, с. 289).
Заключение:
Желательно мыть руки до и после приёма пищи, также полоскать рот. Если хозяин дома принимает гостей, то ему желательно вымыть руки первому до еды, чтобы обслужить гостей, и последнему после трапезы.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!