почему нельзя водить детей к бабкам
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Почему ходить к бабкам — грех?
Почему ходить к бабкам — грех?
Неприятности на работе, плохо ведет себя ребенок, мучает бессонница, не складывается личная жизнь. «Надо к бабке идти, — советуют подруги, — она водичку заговорит, молитву прочитает, энергетическое поле восстановит, вот жизнь и наладится».
Побуждаемые скорбями и печалями, мы понимаем, что самостоятельно со своими неурядицами справиться не сможем. Нужна помощь силы более могущественной. Такое стремление для нас естественно. Человек был создан Богом, как венец всего творения, жил в Раю, был совершенным и мог напрямую общаться с Господом. Кознями дьявола первые люди поддались соблазну греха и пали, утратив помимо райских кущей еще и возможность Богообщения. Память о потерянном навсегда отразилась в человеческом подсознании в виде стремления найти духовную опору, найти Спасителя, Защитника и своего Творца.
Современный человек и не догадывается, что ходить к бабкам – грех, он духовно дезориентирован, не видит разницы между понятиями христианскими и христианству противоположными и начинает искать легкий путь избавления от неприятностей. Здесь-то дьявол и подсовывает очередную свою уловку в виде колдунов, ворожей, народных целителей и знахарок. Человек не понимает, что совершает грех и идет к целителям, хотя еще в Ветхом Завете сказано «…К волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:31).
Что подразумевается под колдовством?
Колдовство или магия, впрочем, как и ворожба, знахарство, целительство, экстрасенсорика, телепатия, ясновидение, рейки и пр. — это совокупность определенных действий, целью которых является связь и взаимодействие с низшими силами демонического мира. Посредством привлечения демонических сил человек пытается решить свои жизненные проблемы, приобрести здоровье, личное счастье, финансовое благополучие. Кто-то пытается узнать свое будущее, кто-то обращаются к темным силам просто из любопытства или за компанию. Большинство из них и не подозревает к чьей «помощи» они прибегают, кто на самом деле стоит за безобидной на первый взгляд бабушкой-знахаркой или народным целителем. Почему-то принято считать эти силы безличностными, не имеющими собственного сознания энергиями природы, легко поддающимися к управлению деревенскими знахарками или их городскими коллегами экстрасенсами. Но они личности, они духи, очень хитрые и безмерно злые и ненавидящие венец Божественного творения – человека.
Святитель Иоанн Златоуст писал: «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души».
Православные атрибуты в знахарской деятельности.
Церковь однозначно утверждает, ходить к бабкам – грех. Бабки говорят: «Бог и Церковь не помогут, зато я помогу». Если человек обращается к колдуну, он отрицает силу Божию, Его всемогущество и Промысел. Он сам отворачивается от Бога. Но, если некоторые народные целители в открытую заявляют о своей причастности к темным силам, другие наоборот утверждают, что служат Богу. В подтверждение своих слов они активно пользуются христианской атрибутикой, крестятся, читают православные молитвы и советуют всем страждущим ходить в Церковь.
Одной моей подруге, такая целительница даже посоветовала причастить ребенка, в котором, по ее словам, обитал бес, а уж если это «чудодейство» не поможет, прийти к ней за помощью. Обратите внимание, Причастие она преподносила в качестве некоего магического средства от недуга одержимости. Но Причастие, это Таинство Церкви, в котором тело человеческое соединяется с Телом Христа. Главным его условием является искреннее покаяние и вера в Бога. Если человек, принимающий Таинство представляет его себе, как магический ритуал, который должен непременно сработать, он отворачивается от Господа, хулит Его и становится доступен для низших сил, злых и нас ненавидящих. Знающие колдуны, которые служат сатане целенаправленно советуют причаститься в Церкви, а затем прийти к ним, чтобы еще больше осквернить святыню и то, что у человека внутри после Таинства.
Использование предметов церковного обихода, молитв и святой воды не по назначению порицается церковью. Бабки-знахарки выдают иконы за талисманы, обереги, амулеты. Предлагают мазать святой водой больные места. Преподобный Ефрем Сирин учил: «Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы».
Что такое молитва? Это обращение к Богу, славословие Бога. Целитель же использует молитвы в качестве заклинания, он к Богу не обращается, он вычитывает слова молитвы определенное количество раз, как заговор. Такое упоминание имени Бога всуе, есть хула на Создателя, страшный грех. Зачастую колдун использует вообще не молитвы, а одному ему известные постулаты народного творчества «Встану перекрестясь, пойду, благословясь…».
Залог молитвы – искренний настрой, чистота сердца, нравственное усилие. При этом молитва не предполагает немедленного исполнения желаемого. Помните слова Христа: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22: 42). В молитве, христианин просит Бога о помощи, но он понимает, что Господь может и не дать просимого, ибо Господу виднее что человеку лучше для его спасения.
А если колдуны искренне думают, что служат Богу?
Многие народные целители искренне думают, что служат Господу, что дар, которым они якобы обладают ниспослан им Спасителем и они должны помогать людям. Им кажется, что они видят святых, ангелов или Христа. Они начинают с ними разговаривать, слушать их советы, а затем лечить страждущих, восстанавливать энергетические поля, заряжать воду, изгонять «пришельцев».
Был такой случай, недавно уверовавшая во Христа женщина, первый раз в жизни прочитала молитву из молитвослова вместе с соседкой, которой показалось, что от этого у нее прошла головная боль. Она рассказала подругам. Подруги стали ходить к этой женщине и просить ее лечить их молитвами. Стоит заметить, что ни в их деревне, ни в соседних не было ни храма, ни священника, посоветоваться им было не с кем. В итоге слава о чудесной «целительнице» разлетелась по соседним деревням и к ней стали ходить люди. Сама женщина пребывала в полной уверенности, что она неожиданно и без всяких усилий получила дар от Господа и должна лечить людей. Ей и в голову не приходило, что лукавый сыграл с ней злую шутку. Она не знала Заповедей Божиих и понятия не имела, что Господь не мог дать ей, грешнице, за всю жизнь ни разу не исповедовавшейся, благодатный дар.
Такое состояние заблуждения в Православии называется – прелестью. Это в современном русском языке слово «прелесть» используется в качестве положительной характеристики, в христианском же понимании оно всегда имело отрицательное значение. Лесть – в переводе со славянского означает «ложь». Приставка «пре-» добавляет слову превосходную степень. В прелести пребывает тот, кто принимает ложь за истину, кто, не имея смирения, в гордыне своей заблуждается. Прельщение, это состояние ложного духовного самопревосходства, самомнение, вызванное страстью тщеславия и гордыни и подогретое воздействием падших духов. Никакие сверхспособности ниоткуда и вдруг не берутся. Но самолюбие человека мешает ему трезво оценивать ситуацию. Горделивое самосознание подсказывает: «Я особенная, я не как все, у меня дар от Бога, я все могу».
С той женщиной в итоге все разрешилось благополучно. Господь привел ее в Православный храм, где священник вел проповедь о подобных заблуждениях и объяснял почему ходить к бабкам — грех. После продолжительной и трудной беседы с батюшкой, женщина покаялась и рассталась со своей ролью «целительницы».
Но не всем удается адекватно оценить свое духовное состояние. Вот и множатся ряды прельщеных грешников, возомнивших себя достойными Божественных дарований. Св. Паисий Святогорец рассказывал: «Однажды, когда я жил в каливе Честного Креста, ко мне пришел посетитель и постучал железным клепальцем возле калитки. Когда я выглянул из окна, моим глазам предстало страшное зрелище! Я увидел человека, за которым шла целая фаланга бесов. Его окружал целый черный бесовский рой! Я впервые увидел человека, находящегося под властью столь многих нечистых духов. Этот несчастный был экстрасенсом. Между словами церковных молитв он вставлял призывания бесов, христианские книги смешивал с оккультной литературой, и после всего этого бесы получали над ним власть. Страшное дело!».
Дьявол может повторять чудеса.
Позвольте, скажете вы, но ведь есть множество случаев, когда заговорами действительно излечивались различные болезни. Разве может излечение идти не на благо человеку, ведь он избавляется от мучений? Неужели и в этом случае ходить к бабкам – грех?
Нужно понимать, что сверхъестественные способности, которыми манипулируют знахари и колдуны, их собственностью не являются. Это не таланты, дарованные Богом от рождения, такие как музыкальный слух, математический склад ума или талант художника. То, что имеют целители, на самом деле принадлежит демонам. Христос сказал: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:22-23).
Дьявол же хочет у нас что-то украсть, погубить нас. Его цель не здоровье, не финансовое благополучие и т.п., а душа. Если положить душу человека и сами просьбы, с которыми он ходит к бабкам на чашу весов, то сама просьба по сравнению с душой не будет ничего стоить. Дьявол знает это и поэтому готов дать хоть все богатства мира, лишь бы человек отдал самое ценное – душу. Вспомните, как дьявол искушал Христа в пустыне, предлагая ему власть над всеми земными царствами, взамен поклонения себе, «и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк.4:6-8).
Обращение к дьяволу дает ему права не только на душу человека, но и на жизнь, вследствие чего тот оказывается в положении еще худшем чем был.
Единственным источником спасения для человека является Господь, только к Нему должны быть обращены наши молитвы о помощи. Залог спасения – искреннее покаяние, жизнь в соответствии с заповедями и приобщение Таинств Церкви. Но всегда стоит помнить, Господь может и не ответить на вашу молитву немедленным исцелением. Такое происходит не потому, что Он вас не слышит или не хочет вам помогать. Просто Он знает, что помощь, оказанная именно в этот момент не пойдет вам на благо. Он предвидит, что, исцелившись телесно, вы забудете об исцелении духовном. Избавившись от недугов, вы непременно вернетесь к прежней, полной греха жизни. Господь терпеливо ждет момента, когда помощь Его будет иметь благодатные последствия. Нужно всегда помнить, Бог попускает только то зло, которое непременно обратится в добро.
Если же человек, не понимая всей последующей тяжести греха, все-таки обратился к колдуну, знахарю, экстрасенсу и пр., но потом пожалел об этом, ему необходимо в кратчайшее время исповедовать свой грех, искренне покаяться и уповать на помощь Господа.
Отец Дионисий: «Все целители, экстрасенсы, бабки — от бесов»
Бывший экзорцист — о порче, пороке и покаянии
Причина порчи — неосознанный и не исповеданный человеком грех, либо грех, унаследованный от родителей, считают священнослужители. Способ избавления от нее только один — это осознание греха, искреннее покаяние и исповедание. Другого не дано. Но, чтобы понять это, к сожалению, человек проходит иногда длительный путь скитания по «бабкам» и экстрасенсам. Испытывая то временные облегчения, то рецидивы болезни или трансформации ее в новые формы, человек становится подобен футбольному мячу, который умело разыгрывают «в пас» силы зла.
Иеромонах Дионисий (Колесников), в прошлом следователь прокуратуры и успешный адвокат, в монашестве в течение восьми лет нес послушание экзорциста — занимался отчиткой бесноватых в Константиновке. Отец Дионисий согласился поделиться своим духовным опытом. АП публикует интервью, которое он дал корреспондентам газеты Благовещенской епархии «Благовещение».
— Отец Дионисий, некоторые люди, считающие себя православными, защищают колдуний. Они говорят, что «бабушка» может помочь, а в церкви не могут, поэтому, дескать, церковь ей «завидует». Действительно ли целительницы и экстрасенсы могут вылечить человека?
— Я уверен, что никакого исцеления быть не может. Обращения к бабкам в 100 % случаев заканчиваются еще худшими болезнями или неприятностями, духовными и душевными расстройствами. Может наступить временное облегчение, так бесы готовят ловушку для людей мало воцерковленных, которые связывают свою веру только с возможностью исцеления, чтобы заманить их дальше. Потом все кончается: если человек «исцелился», например, от бородавки, от грыжи, от испуга, то потом заболевает раком, или заканчивает жизнь самоубийством, или с родственниками что-то случается, которые водили его к бабкам. Это закономерность. К нам приезжала мама с мальчиком, который физически не может находиться в храме: с ним случаются истерики, припадки. Это началось с ним в пятилетнем возрасте, после того, как мама свозила его к бабке лечиться от грыжи.
— К вам на отчитку приезжали многие люди. Какие причины одержимости чаще всего встречались в вашей практике?
— Как правило, это занятия оккультизмом, блудная страсть и еще аборты. К нам, например, приезжала женщина из Благовещенска. Раньше она занималась спиритизмом, обращалась к экстрасенсам, увлекалась хиромантией, уфологией. С тех пор много лет она испытывает ужасную депрессию и уныние. Она работает, но дома, говорит, «я валюсь на кровать и не могу встать», испытывает огромную слабость, лежит как мертвая. Это тяжелое состояние духа сродни большой боли.
Были и более страшные случаи. У одной женщины из Белогорска в квартире стоял трупный запах, который чувствовали и эта женщина, и ее родственники, и даже здесь, в Константиновке, когда она ночевала, тоже чувствовался запах. Воду набирала в ванну, чтобы помыться, а вода начинала бурлить, волны шли, при этом живот у нее ходуном ходил.
Ты исповедуйся, причащайся, соборуйся. Вот оно — лечение! Это таинство исповеди, причастия, соборования, воцерковление, борьба с грехом. Потому что болеют люда по грехам чаще всего. А все целители, экстрасенсы, бабки — от бесов.
Была у нас на отчитке женщина, которая занималась по системе Малахова. У нее тоже живот ходуном ходил и якобы в утробе кто-то что-то говорил, она голоса слышала. Это означает вселение беса, он производит такие движения. Женщина потеряла всякий интерес к жизни, оставила учебу, жила в постоянном ежедневном ужасе. Бес может производить и блудные ощущения, несколько женщин мне об этом рассказывали. Как они ни пытались противодействовать, это совершалось. Как правило, это последствие блудной жизни, неразборчивых связей, измен.
Последствия греха могут сказаться на детях. У нас был ребенок из Белогорска, еще совсем младенец, годика два, а к матери выражал похоть. Видимо, это проявление блудного беса в детях по грехам родителей, когда зачинали в грехе. Хотя не у всех эти последствия проявляются, бывает, что ребенок рождается в блуде, даже прелюбодеянии, но проявлений нет.
— Часто бывает, что целительницы и даже те, которые сами себя считают колдуньями, направляют людей в храм, чтобы креститься, причаститься, исповедоваться. Разве это не гарантия того, что целители действуют Божьей силой?
— Ни в коем случае. Это кощунство особого рода, которое сознательно или неосознанно, по внушению лукавого используют колдуны. Человек только что вышел из крещальной купели чистым, дал обеты — отрекся от сатаны. Но когда он возвращается к колдуну, то снова падает в ту же лужу, лицом в грязь, в бесовщину погружается. В таинстве исповеди такой человек не исповедует главного греха, что он действует по указанию колдуна, верит в него и выполняет его задание.
В Константиновке была колдунья, которая приходила в храм раз в году, на Пасху, чтобы, как она считала, подзарядиться энергией для лечения людей. Дьявол в первую очередь дурачит самих колдунов, уверяя их, что они лечат Божьей силой. Еще для целителей это способ саморекламы. Те, кто понимает, чем они занимаются, рекламируют себя: вот, видите, мы ходим в церковь, стоим с вами в рядах верующих людей, вы к нам приходите, мы вам поможем.
— А существуют ли настоящие православные целители, которые благословлены церковью, чтобы лечить людей молитвой, или таких целителей в принципе нет?
— Я думаю, таких и не должно быть. Потому что святые, как, например, Матронушка Московская, делали это не на показ и не говорили: приходите, я лечу! Ко мне обращались за благословением, говорили: «Батюшка, а можно мне заниматься параллельно тем, что вы делаете? Я могу лечить людей!» Приходилось объяснять, что я занимаюсь отчитками вопреки собственному желанию, по монашескому послушанию и рад бы от него избавиться. Если же вы сами стремитесь к целительству, это от лукавого, забудьте об этом. Если люди начинали спорить, я прекращал беседу, потому что упрямство уже само по себе говорит о духовном состоянии человека.
— Тогда что делать человеку в болезни?
— Когда к Иоанну Крестьянкину приезжали в Псково-Печерский монастырь за благословением на отчитку, он говорил: «Какая тебе отчитка? Ты исповедуйся, причащайся, соборуйся». Вот оно — лечение! Это таинство исповеди, причастия, соборования, воцерковление, борьба с грехом. Потому что болеют люда по грехам чаще всего. А все целители, экстрасенсы, бабки — от бесов.
Я занимаюсь отчитками вопреки собственному желанию, по монашескому послушанию и рад бы от него избавиться. Если же вы сами стремитесь к целительству, это от лукавого, забудьте об этом.
НЕПРИДУМАННЫЕ ИСТОРИИ
Наталья, пенсионерка из Благовещенска
Наталья обратилась к знахарке в конце 1980-х, после смерти новорожденного сына. Про бабку-знахарку ходили слухи, что она на трубе летает. Было страшно идти, но пошла. Обратилась, чтобы та помогла ей отвадить любовниц гулящего мужа.
Оккультные методы. Были ли у колдуньи иконы и кресты, Наталья не помнит, но воск колдунья отливала, читала заговоры. Колдунья «увидела» в воске Наталью, лежащую в гробу, истолковав это как злобные чары Натальиного мужа и его любовниц, желающих сжить ее со света.
Результат «целительства». Наталья развелась с мужем. Через несколько лет она заболела раком — опухоль кишечника. Врач сказал ее дочери, что маме осталось не более полугода, о чем она узнала впоследствии.
Воцерковление. Вот тут и произошло настоящее обращение. Наталья пришла в церковь, исповедовалась, стала причащаться Святых Христовых Тайн. Со временем ей стало открываться все больше ее собственных грехов: и это было, и то. Болезнь исчезла! Наталья устроилась на новую работу продавцом лекарственных трав.
Надежда, 39 лет, дизайнер из Благовещенска
Надежда обратилась к гадалке после неожиданного ухода мужа из семьи, вскоре после рождения второго сына. Гадалка, увидев фотографию мужа, всплеснула руками: «Очень сильный приворот». Потребовала привести мужа, но Надежда не могла, поскольку потеряла с ним всякий контакт. Пошла к другой гадалке, которая подтвердила «порчу». Обе обещали, что муж вернется. Это не сбылось.
Результат «целительства». Сама Надежда говорит об этом так: «Внезапно я заболела, стала беспричинно худеть, хотя анализы показывали, что все в норме. Иногда начинали неметь руки и ноги, случалось, что вовсе отнимались. Я смотрела в зеркало и видела уродину вместо цветущей женщины, какой была еще полгода назад. Я снова обращалась к гадалке, та сказала, что любовница мужа «наслала порчу». Пыталась «снять порчу», но мне от этого стало еще хуже».
Воцерковление. «Когда мне стало совсем плохо, подруга привела в церковь на исповедь. Потом ездила на отчитку в Константиновку. Сейчас дети выросли, у меня все хорошо. Но вот — не знаю, почему — какое-то время назад симптомы онемения стали возвращаться. »
Александра, пенсионерка из Благовещенска
Причиной своего несчастья Александра считает свою ревность и недоброжелательное отношение к дочери мужа от предыдущего брака, которой она препятствовала встречаться с отцом. Ее собственную дочь с 17 лет начали мучить удушья. Врачи не могли поставить диагноз. Александра пришла в церковь и обратилась к уборщице: снимают ли здесь «порчу»? Та ответила отрицательно. Вместо беседы со священником женщина бросилась искать специалистов по «порче» в другом месте.
Оккультные методы. Экстрасенс предписала ей читать заговор, вставать ночью в 4 утра и произносить молитву над банкой с водой, разбивать куриные яйца в банку и подносить эту смесь к голове дочери.
Результат «целительства». Удушье у дочери прошло, но, по ее собственным словам, стала «ехать крыша». Мысли путались в голове, у дочери появился страх выйти на улицу. Пришлось положить ее в психиатрическую больницу. Оформили инвалидность, дочь отчислили из медучилища. В поисках исцеления Александра возила дочь в Троице-Сергиеву лавру. После отчитки священник наставлял Александру регулярно водить больную дочь на исповедь и причастие, но мать не выполнила наставления и вновь обращалась за помощью к бабкам. Со временем дочь стала самостоятельно ездить к бабкам снимать «порчу». Характер дочери изменился, она стала бить мать.
Воцерковление. Эта метаморфоза с дочерью заставила мать опомниться и покаяться, прийти в церковь. Сейчас медицинские препараты снимают у дочери острые симптомы психического заболевания. «Порча» и страхи больше не беспокоят. Зато у дочери появилась подруга нетрадиционной ориентации, на 20 лет старше ее. Дочь считает мать старомодной с ее иконами и набожностью.
Целительницы и гадалки — почему люди идут к ним?
Более того, сегодня шаманов и экстрасенсов считают представителями альтернативной медицины, они имеют дипломы, реклама их деятельности так и не запрещена, хотя такой законопроект неоднократно вносился в Государственную думу, многочисленные шоу с участием магов и экстрасенсов неизменно имеют высокие рейтинги на телевидении.
Я реанимационная медсестра, живу во Владимирской области, вышла на пенсию, но продолжаю работать. Что такое реанимация в области? Частые смерти, большая ответственность на медсестре, отсутствие современных технологий и даже элементарных лекарств и стрессы, стрессы, стрессы. Меня начало подводить здоровье – скачки давления, сердце, я даже попала в больницу, сама пролежала неделю в реанимации, но лучше не стало. Врачи разводили руками.
Я не привыкла болеть – работа, дом, подработки по соседям (кому капельницу поставить, кому массаж сделать) – всё это требует постоянного внимания и участия. Тогда я решила обратиться к бабке-гадалке, раз врачи ничего не могут сделать. Я человек верующий, но в церковь почти не ходила, только по праздникам. Конечно, я понимала, что идти к бабке – не совсем правильно, но знакомые убедили: «Ей 83 года, дело знает, всё, что ни скажет, сбывается».
Эта женщина взяла с меня деньги, а потом предложила самой открыть древнюю книгу, на выпавшей странице был нарисован гроб и свечи.
С собой дала заговоренную воду, но сказала, что можно больше не приходить, всё равно умирать скоро. И велела никому ничего не рассказывать.
Сложно описать мое состояние, я действительно поверила, что должна умереть. Я очень испугалась, долго плакала, наконец поговорила с мужем, детьми, друзьями. Конечно, я побежала к священнику – исповедовалась, причастилась, впервые за 15 лет. Но страх остался, перебороть его очень трудно.
Почему люди обращаются к гадалкам: версия психолога
Денис Новиков, частнопрактикующий психолог, доцент Высшей школы психологии, член Общества практикующих психологов «Гештальт Подход»:
Первая причина – потребность в духовном понимании мира и духовных переживаниях. Душа человека по природе – христианка, и поэтому у каждого человека есть духовные потребности, в том числе в чудесном и сверхъестественном.
Всевозможные рыночные гадалки, экстрасенсы и колдуны как раз и предлагают людям удовлетворить эти потребности и легким путем получить то, что по-хорошему достигается путем серьезной, длительной духовной практики, определенным образом жизни, очищением сердца.
Конечно, со стороны человека, обращающегося к гадалке, это самообман. Такой же, как, например, финансовые пирамиды типа «МММ», только в духовной жизни. Надежда получить всё и сразу при минимальной затрате времени и сил.
Вторая причина – инфантильный склад личности. Если человек не взрослый, он всё равно старается жить во многом как ребенок.
Например, ребенок, когда просит игрушку, не понимает, что родителям нужно для этого зарабатывать деньги, трудиться. Он просит – ему дают. И в случае с обращением к гадалкам происходит такое же инфантильное переживание, балование своего внутреннего ребенка. Эта потребность есть, наверное, у всех, но у инфантильных людей она развита особенно сильно и рассматривается не как элемент стиля жизни, а как важная, необходимая и вполне естественная жизненная стратегия. Это, по сути, уверенность, что можно чудесным образом решить какую-либо проблему.
И гадалки обращаются к этим структурам психики, которые сформированы в детстве и отвечают за такое наивное мировоззрение, когда всё возможно прямо здесь и сейчас. Когда в 90-е годы проводились исследования способностей этих колдунов, гадалок, экстрасенсов, было выявлено, что среди них очень много тех, кто обладает психологическими навыками на уровне, скажем, НЛП-практик.
Почему не надо бояться
Протоиерей Димитрий Климов
Протоиерей Димитрий Климов:
Есть такой анекдот: Больной приходит к врачу и говорит: «Доктор, я умру?». Врач отвечает: «А как же?!».
Однажды, еще в конце 90-х, ко мне на исповедь пришел один мальчишечка, которого провожали на войну в Чечню. Он сходил к гадалке, которая сказала ему: «Тебя не убьют, но ранят в руку». Я его, конечно, утешил, но он, в принципе, был рад такому «мягкому» прогнозу.
И тогда я прикинул, какие варианты развития этой истории могли бы быть дальше. Если бы этого мальчика убили, никто дальше не стал бы разбираться, ходить к гадалке: «Как же так, ты сказала ранят, а его убили?!». Если бы мальчика не убили и даже не ранили, значит, если что, гадалка угадала — не убили же. Третий вариант: ранили, но не в руку. Опять же, почти угадала. А если уж, не дай Бог, действительно, его ранят в руку, то гадалку объявят пророчицей и прославят.
То есть это такая беспроигрышная лотерея, которую можно назвать просто цыганщиной. Цыгане, гадалки знают различные методы обмана, и пользуются ими, в основном, в меркантильных целях. Что самое ужасное, эти шарлатаны часто наживаются на чужом горе. Сколько раз мне приходилось отпевать онкологических больных, которые в отчаянии находили по интернету какие-то лекарства, отдавали огромные деньги за пузырёк неизвестной жидкости, который на поверку оказывался чуть ли не чаем или травяным настоем, и думали, что это их спасёт. И таких примеров очень много.
Но даже если вы верите гадалке, бояться не надо. Если человек действительно осознал и оплакал свой грех, а не просто констатировал факт его совершения, его покаяние будет имеет творческую силу. Бог может многое поменять, причем не только в человеке. Мы говорим: после исповеди грехи, изглаживаются. И действительно Господь как бы стирает грехи из книги жизни человека. При этом Он стирает их не только для будущего, но стирает их и в самом прошлом. И, соответственно, меняются и исчезают последствия греха. То есть если человек покаялся, и Бог изгладил его прошлые грехи, то и последствия этих грехов изглаживаются из жизни человека.
Если покаявшись, человек все еще боится, это говорит о его недостаточной вере в то что Бог прощает и защищает. И тогда священнику надо дать этому человеку какую-то разумную, но эффективную епитимью. Если нет утверждения в вере, нет упования на волю Божию и на Бога, значит надо человеку месяц Евангелие почитать, например. После этой епитимьи вера у человека укрепится, он будет понимать, что покаяние очищает и меньше сомневаться в том, что он оборвал узы, которыми связал себя с дьяволом.
Николай Б.: «Исцеление молитвой?»
Это произошло около 40 лет назад. Я страдал психологическими расстройствами, головными болями и нехваткой сил к жизни – не мог элементарно поколоть дрова для печки. Я потратил много времени и средств, чтобы выяснить причину, даже лежал в клинике, но толку не было.
Однажды мой родственник посоветовал обратиться к целительнице, которая, по его словам, излечила его самого от болезни и вообще вернула в семью к жене и детям. Я согласился. Дом, где жила Мария (целительница), и домом-то назвать было сложно, жила она небогато, денег за свою работу не брала, но всегда просила привезти хлеба и бутылку водки, которую иногда тут же со своим гостем и распивала.
Мария была красавицей – белое лицо, черные волосы, огромные в пол-лица глаза, но при этом кривая спина и скрюченные от полиомиелита руки. И взгляд – она так могла сверкнуть глазами, что пьяные мужики, шумевшие в соседней комнате, поймав его на себе, вдруг замолкали и разом отключались.
Она не задавала вопросов, глядя на нее, человек сам начинал рассказывать.
Лечила так: сложит пальцы, как для креста, и начинает водить по больному месту – то по кругу, то крестом, то звезду Давида вырисовывает и что-то бормочет. Она учила меня читать «Да воскреснет Бог», только странным деревенским выговором: «и да бежат от тца иво…» Она строго наказала читать «Да воскреснет Бог» девять раз в день, тогда всё хорошо будет.
Лечение помогло – силы прибавились, летать просто стал, карьера в гору пошла, отношения с родственниками наладились. Но потом я стал лениться, молитву перестал читать и всё вернулось – силы и здоровье ушли.
Не молитва, а заклинание
Протоиерей Димитрий Климов:
Иногда люди говорят: «У них тоже иконы, они молитвы читают». Но если бы человек сравнил, он бы понял, что там с молитвой мало общего. Слова те же, а смысл заклинательный. Мы знаем, что любую молитву можно превратить в заклинание – одно дело, человек читает молитву «Отче наш», обращаясь всем сердцем к Отцу Небесному, а совсем другое, если он молитву «Отче наш» читает как заклинание: например, строго сорок раз, просто произнося текст.
В молитве всегда есть определенная структура: обращение к Богу, просьба, покаяние, прославление Бога. Эта структура создает духовное содержание обращения человека к Богу. А в «молитвах» гадалок нет обращения, они не упрашивают, а заставляют, заклинают: ты, архангел, встань впереди, другой архангел – позади, и так далее. Потому что силы, с которыми они имеют дело – бесовские.
Елизавета Р.: Ангел-хранитель от массажа
Моя свекровь сказала: «Лиза, у меня есть отличный массажист. Даже два. Пойдем к ним с Верой!» Вера – это моя дочка, массаж ей очень нужен.
На пороге массажистка встретила заявлением о том, что работает по благословению Русской Православной Церкви. Потом начала знакомиться с проблемами дочки. Массаж оказался акупунктурой, женщина меня пыталась учить передавать энергию рукой. В этот момент я уже сильно засомневалась, что пришла куда нужно.
Последней каплей стало даже не заявление о том, что во всём виноваты врачи, которые делали мне кесарево (не виноваты ни в чем, и я это знаю точно), а какой-то календарь энергий и сообщение о том, что у Веры пока нет ангела-хранителя. Но вот мы позанимаемся, и он появится.
Уезжала я с чувством выжатого лимона. Вообще я совершенно четко почувствовала, что тетя та «что-то умеет», я чувствовала ее силу. С ней было неуютно. Наверно, она даже хороший человек. И наверно, даже добра хочет. Но у меня не было никаких сомнений в том, от кого у нее силы.
«Ребенка к бабке!»
Протоиерей Димитрий Климов:
Человек должен задуматься, с кем он имеет дело, с какими силами. Когда к ребенку приходит врач, то родитель, если этот врач не переобуется или руки не помоет, к своему ребенку его даже не подпустит. А ведь то же самое в духовном смысле: неужели людям всё равно, с какими помыслами, с какими пожеланиями, с какой верой человек трогает твое дитя, к какой силе он обращается?
Я как священник могу свидетельствовать о многих случаях, когда была прямая связь между обращением к гадателям и последующими проблемами в жизни человека. Например, у одной девочки были какие-то воспаления на коже, она пошла к бабке, та ей что-то там нашептала, помазала, водичку заговорила, вроде всё прошло. А потом через полгода с ней такая страшная беда случилась, что она чуть ли не умерла.
Почему люди не верят врачам?
Анна Сонькина-Дорман, врач-педиатр, врач паллиативной помощи, тренер навыков общения:
Для начала оговорюсь: я не изучала специально эту тему, здесь наверняка много интересных исследований и данных. Скорее всего, есть и проблемы в образе медицины вообще, который создается и врачами, и СМИ, и политиками, и рекламой, и в общем уровне образованности – в том числе научной – пациентов, и в личном опыте столкновения с практикующими врачами.
Анна Сонькина-Дорман. Фото: Иван Джабир
Положительный образ научной медицины у нас в стране никак специально не создается, и это очень печально. Видна реклама странных лекарств, видны странные реформы здравоохранения, заметны расхождения во взглядах на самые важные для здоровья нации вещи (прививки, например) среди врачей и в пространстве соцсетей. Соотношение научных фактов и необоснованных умозаключений в публичном пространстве никем не отслеживается и не регулируется, нет единых критериев профессионализма, практически нет честных и добросовестных медицинских журналистов. Люди видят этот хаос, и это не внушает доверия.
Если сконцентрироваться именно на отношениях конкретный врач – конкретный пациент, которыми я как тренер навыков общения занимаюсь, то основная проблема также – недостаток доверия. Врачи часто не умеют или не считают нужным завоевать доверие пациента.
Доверие зависит не только и даже не столько – что удивительно – от знаний и компетентности врача, которые пациенту трудно оценить, сколько от умения слушать, задавать вопросы, располагающие к диалогу, а не к допросу, от принятия точки зрения и эмоций пациента, соотнесения разъяснений с потребностью пациента в информации и так далее. Даже короткое время, которое у врача есть на пациента, можно использовать с большей эффективностью, чем это происходит на практике. Но этому не учат, а само это ни откуда не возьмется.
К гадалке вместо врача
Тут в лучшем случае упущено время, в худшем – нанесен непоправимый вред. Но у меня больше было проблем не с откровенными знахарями, а с «народной медициной». Когда ребенка, который умирает от рака, поют водкой, смешанной с растительным маслом, от которой его рвет – это ужасно. Даже если человек неизлечимо болен, и медицина ничего не может предложить, знахарство может принести вред в виде необоснованных надежд. Человек упускает время, которого не так много осталось, в которое можно было бы переживать стадии утраты и к моменту смерти быть более подготовленным.
Как не допустить пациента до гадалок или «все равно умирать»?
Ответственность врача, думаю, достаточно велика. Есть способы внушить доверие и не потерять пациента.
Мнение Церкви
Категорически отрицательное отношение Церкви к гадателям и знахарям имеет глубокие корни и опирается на ветхозаветную традицию и соборные правила.
Ветхий Завет содержит прямой запрет на обращение к гадалкам:
«Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Вт. 18:10-13).
В соборных постановлениях запреты, касающиеся гадателей, ворожей и чародеев, также однозначны. Церковь категорически запрещает гадания. Текст 61 правила VI Вселенского собора с толкованиями епископа Никодима (Милоша) выглядит так:
«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают».
Колдовство, гадание и подобные им дела это правило порицает как сатанинское дело и наказывает шестилетней епитимией всякого, кто этими делами занимается; если же таковой не покается, а упорствует во грехе, – подлежит вовсе извержению из Церкви.
О волхвователях и чародеях говорится и в правилах (65, 83) святителя Василия Великого. Обратившийся к гадалкам сравнивается с убийцей, получая равную по тяжести епитимию: «Предавший себя волхвователям или неким подобным да будет под епитимиею столько же времени, сколько убийца».
Подобно святителю Василию чародеев осуждали Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и многие другие. Причем Иоанн Златоуст призывает не верить и положительному результату обращения к гадалкам: «Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления».
Конечно, сегодня уже никто не отлучает обратившихся к гадалкам, экстрасенсам и колдунам на шесть лет от причастия. Так как, если бы эти правила действовали сейчас, в храмах никого бы не было. Так что практика отлучения от причастия на длительный срок не существует, по меньшей мере, полторы-две тысячи лет. А указами Святейшего Синода она вообще воспрещена под угрозой извержения из сана тех пресвитеров, которые налагают подобные епитимьи.