почему нельзя включать радио в магазине
Можно ли в магазине включать радио, не последуют ли штрафы?
можно ли в магазине включать радио? не противоречит ли это закону? не будет ли последствий, огромного штрафа?
Если имеется в виду включать музыку в торговом зале для улушения настроения покупателей, то можно нарваться на штраф в пользу авторского общества за каждую зафиксированную их представителями песню.
а разве радио не закупает у правообладателей музыку?
Трансляция музыки с помощью радио- и телеприемника требует согласия автора или иного правообладателя. Закон относит это к публичному исполнению произведения (подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ — Публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения). Исключительное право на текст песни и музыку действует в течение всей жизни автора и еще на протяжении 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Право на исполнение и фонограмму охраняется в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет. Отсчет начинают с 1 января года, следующего за тем, в котором исполнили песню либо сделали ее запись. По истечении этих сроков произведение, фонограмма переходят в общественное достояние.
Трансляция Радио в общественных местах
Радио в магазине, как на это смотрит закон?
Наверное, каждый из нас в той или иной мере сталкивался с ситуацией, когда в общественных местах осуществляется трансляция радиопрограмм, в том числе и проигрывание музыкальных произведений. Сталкивались многие, но мало кто задумывался над тем, насколько это является правомерным и соответствует ли закону. Чуть ли не единственными людьми, которые сталкивались с этой проблемой, являются представители организаторов либо собственников таких публичных мест: магазинов, ресторанов, кафе, торговых центров. В действительности же вопрос простой: можно ли осуществлять такие трансляции или все-таки или нет?
За музыку придется платить
Российское Авторское Общество (РАО) к этому вопросу подходит просто: нельзя, за такую трансляцию необходимо платить по тарифам и ставкам, установленным РАО. При этом судебная практика в этом вопросе полностью поддерживает РАО. Так, например, в одном деле РАО обратилось в суд общей юрисдикции по причине того, что в кафе были публично исполнены музыкальные произведения, транслируемые «Радио СИ». По итогам дела Свердловским областным судом было вынесено Определение, резюмирующее, что «предприятия торговли, общественного питания и другие подобные организации обязаны выплачивать авторское вознаграждение за использование на своих площадках охраняемых законом авторских произведений» (см., Определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 05.07.2007 г. по делу N 33-4822/2007).
Аналогичной точки зрения придерживается и Верховный суд Российской Федерации. Так, например, по иску РАО к «К» о нарушении авторских прав, в связи с воспроизведением музыки по радио «Европы Плюс» в здании кафе суд не принял во внимание то обстоятельство, что публичное использование ответчиком музыкальных произведений транслируемых радиостанций «Европа плюс» без заключения соответствующих договоров с авторами включенных в эти передачи музыкальных произведений либо лицензионного соглашения с истцом в силу закона является неправомерным (см. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года» (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 30.05.2007 г.).
Обязательно ли платить за радио в общественных местах?
С одной стороны, можно подумать, что данное разрешение ситуации не соотносится с законом, так как в законе сказано, что использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) (что подразумевает платность такого использования) считается, в том числе публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением (пп.6., п.2, ст. 1130 ГК РФ). Из чего можно сделать логический вывод о том, что если вход в заведение является бесплатным, то транслировать радиопередачи можно и без авторского вознаграждения.
Логику в именно таком регулировании проследить довольно-таки затруднительно, ибо получается, что собственники заведений должны платить не только за фоновое воспроизведение музыки по радио, но вместе с тем еще и за рекламу, воспроизводимую на радиоканале. Кроме того, еще неизвестно какой репертуар именно в данный момент предпочтет радиостанция, чтобы точно знать за что придется платить. В дополнение возникает проблема «двойной» оплаты: с одной стороны радиостанция УЖЕ произвела отчисления за публичное вещание музыкальных произведений, с другой стороны собственники публичных помещений со свободным входом и посещением должны платить за ретрансляцию этих же УЖЕ оплаченных произведений.
Вывод напрашивается простой: в целях экономии средств следует ограничить вещание радиостанций на территории своих заведений. А если есть острая необходимость в фоновой музыке – включить те музыкальные произведения, за которые уже были ранее произведены отчисления в РАО (выйдет всяко дешевле радио с непредсказуемым и широким кругом репертуара).
Фоновая музыка в магазинах. Правовые аспекты использования
Часто, заходя в магазин, мы слышим играющую из колонок музыку или радио, какие либо телеперадачи и шоу, фильмы или сериалы, однако согласно законодательству, использование известных песен или фонограмм в публичном месте без заключения договора с правообладателем или организацией, представляющей его интересы, влечет за собой серьезные штрафы (до 5 000 000 рублей). Этот факт не слишком уж «на слуху» и поэтому может принести немало проблем.
Существуют две основные организации по защите прав авторов песен, композиторов и издателей — РАО и ВОИС, однако это не означает, что все авторы пользуются только их защитой.
Российское авторское общество (РАО) и Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) осуществляют права правообладателей на получение вознаграждения в разных сферах коллективного управления правами.
Правомерное использование объектов авторского права и смежных прав, возможно, только на условиях лицензионного договора с РАО в части прав авторов и договора о выплате вознаграждения с ВОИС в части смежных прав. Причем договоры с указанными организациями должны быть заключены независимо от того, получает пользователь доход от использования произведений или нет.
Важно понимать, что включенный в торговом зале радиоприемник, телевизор или иное техническое средство (в том числе в качестве демонстрационного товара), с помощью которого используются произведения, iTunes на iPod / iPad / iPhone, CD, MP3 или цифровых файлах для фоновой музыки, законодательство расценивает как публичное исполнение произведений, и владелец помещения обязан урегулировать вопросы авторских и смежных прав.
Когда вы платите за скачивание музыки или даже фильмов, в этом случае вы по существу приобретаете лицензию, однако, вы можете воспроизводить его только в некоммерческой обстановке. Вы можете слушать песни для себя любимого столько, сколько хотите, но их запрещено воспроизводить публично.
Что такое авторское право?
Это право на само произведение, авторство, имя автора, публикацию и неприкосновенность произведения. Музыкальные произведения с текстом и без него, являются объектом авторских прав. Для того чтобы официально использовать материалы на которые распространяется авторское право, необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем.
В каком случае необходимо нужен договор? В случае исполнения в открытом для свободного посещения месте, вне зависимости происходит это в живую или же при помощи технических средств, таких как телевидение, радио, Яндекс.музыка, Apple Music, Вконтакте и Youtube. Регулируется данное положение пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.
Договор с правообладателем совсем необязательно заключать лично. Чаще всего это как минимум затруднительно. В статье 1242 ГК РФ предусмотрена возможность заключить договор со специальными некоммерческими организациями – организациями коллективного управления (ОКУ). Правообладатель в письменном виде заключает договор с ОКУ о передаче полномочий по управлению правами. Таким образом, ОКУ получает вознаграждение от пользователей произведений и перечисляет их непосредственно автору.
ОКУ бывают двух видов: аккредитованные и неаккредитованные. В чем отличия?
Сколько платить за авторские права?
Информация о всех ставках авторского вознаграждения в РАО можно найти на официальном сайте организации в пункте «Пользователям».
Важное уточнение – вознаграждение, которое указано в приложениях выплачивается за весь репертуар, а не за отдельное произведение.
Проверить наличие трека в реестре РАО можно на официальном сайте в разделе «Об обществе».
Что такое смежное право?
Это право на интеллектуальную собственность, фонограммы, вещание в эфир (теле/радио), а также на результаты этого использования. В данной области существую следующие термины:
В России правовую защиту смежных прав осуществляет ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности)
Предмет деятельности ВОИС:
Кто является плательщиком вознаграждения в пользу обладателей смежных прав?
За публичное исполнение фонограмм:
Сколько платить за смежные права?
Информация о всех ставках авторского вознаграждения в ВОИС можно найти на официальном сайте организации в пункте «Пользователям», см.пункт «Ставки для расчета вознаграждения».
Какие еще обязанности возложены на пользователей, помимо выплаты вознаграждения?
Пользователи фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, должны представлять в организацию по управлению правами на коллективной основе отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.
Чем может обернуться не соблюдения авторских и смежных прав? Ответственность
Для начала оговорим самый основной момент. Если вы не получаете реальный доход от воспроизведения фонограмм (музыки и так далее), то это не служит основанием для освобождения от ответственности.
Предусмотрены следующие её виды:
для должностных лиц 10 000 – 20 000 рублей
для юридических лиц 30 000 – 40 000 рублей
Во всех случаях средства воспроизведения конфискуются
компенсация в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей в зависимости от характера нарушения
в виде двойной стоимости прав на использование произведения
Уголовная ответственность – статья 146 УК РФ
Важно корректно подавать отчет в ОКУ.
Например, если у вас есть договор с РАО и ВОИС и вы перечисляете платежи в установленном размере. При этом вы отражаете в отчете для РАО, сколько раз исполнялись композиции определенного автора, но не отражаете в отчете для ВОИС, то, какое количество, раз воспроизводилась фонограмма и не отчисляете вознаграждение за использование смежных прав исполнителя и изготовителя фонограммы, то это является основанием для возбуждения дела.
В случае, если будет доказана вина ответчика, то штрафом будет выступать минимум 10000 рублей за каждый факт воспроизведения фонограммы.
В случае возникновения разбирательств в области авторских и смежных прав, есть ли у торговой организации шанс выиграть процесс?
Да. Такая возможность, разумеется, существует.
Например, это возможно в случае, если запись, предоставляемая суду, не позволяет точно идентифицировать, откуда осуществляется воспроизведение фонограммы.
Каким образом определяется размер компенсации за нарушение смежных прав?
Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
Ст. 1311 ГК РФ устанавливает, что в случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных Кодексом (ст. 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
Почему правоохранительные органы при проверке деятельности предприятия изымают оборудование, на котором проигрываются музыкальные фонограммы?
Если в ходе проверки предприятия правоохранительными органами устанавливается факт публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, без выплаты вознаграждения правообладателям с помощью технических средств (аудиосистемы, радиоприемника или телевизора), правоохранительные органы вправе изъять или опечатать эти технические средства.
Данная процедура проводится для того, чтобы до вынесения соответствующего решения или постановления предотвратить незаконное использование фонограмм.
Существуют ли какие-либо исключения, когда мне не нужно платить за публичное проигрывание музыки?
Если ваш бизнес транслирует живую музыку, онлайн музыку, караоке, компакт-диски, цифровые файлы или DVD-диски, вам обычно приходится платить за использование музыки в своем бизнесе. Исключение может быть одно — вы пригласили музыкантов, которые исполняют исключительно свои собственные композиции и заранее в письменном виде отказались от защиты РАО и ВОИС.
Что понимается под публичным исполнением фонограмм, и как ГК РФ определяет понятия таких способов использования фонограмм, как «публичное исполнение», «сообщение в эфир», «сообщение по кабелю»?
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «публичным исполнением фонограммы» понимается любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «сообщением фонограммы в эфир по радио и телевидению» понимается сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 1324 ГК РФ под «сообщением фонограммы по кабелю» понимается сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио и телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции).
Должен ли пользователь заключать договор и выплачивать вознаграждение, если он не получает от использования фонограмм доход (т.е. пользователем не взимается плата за звучание музыки)? Может ли применяться в данном случае ст. 7.12 КоАП РФ?
В ст. 1324 ГК РФ указано, что публичным исполнением фонограммы считается ее использование вне зависимости от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.
Отсутствие получения реального дохода на момент фиксации правонарушения не может служить основанием для освобождения от ответственности по ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ..
Вправе ли пользователь обратиться напрямую к правообладателям за разрешением на публичное исполнение их фонограмм, минуя ВОИС?
ВОИС как организация по управлению правами на коллективной основе в соответствии с пп. 5, 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ получила государственную аккредитацию в сферах осуществления прав исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.
П. 2 ст. 1326 ГК РФ устанавливает, что сбор с пользователей вознаграждения, предусмотренного п. 1 ст. 1326 ГК РФ, и распределение этого вознаграждения осуществляются исключительно организацией по управлению правами на коллективной основе, имеющей государственную аккредитацию на соответствующие виды деятельности. Других механизмов выплаты такого вознаграждения не предусмотрено.
Какие меры вправе предпринимать ВОИС для защиты смежных прав?
На основании положений ГК РФ ВОИС как аккредитованная государством организация, осуществляющая управление правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе, вправе от имени правообладателей или от своего имени, а также от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия (обращения в органы прокуратуры и МВД), необходимые для защиты прав исполнителей и изготовителей фонограмм, управление которыми осуществляет ВОИС.
На основании каких полномочий ВОИС вправе представлять интересы правообладателей в суде?
ВОИС вправе представлять интересы исполнителей и изготовителей фонограмм в суде на основании государственной аккредитации и в соответствии со п. 5 ст. 1242 ГК РФ.
Вправе ли ВОИС для выявления правонарушений в сфере смежных прав фиксировать публичное исполнение фонограмм в помещении пользователя (в кафе, магазине и пр.) с помощью аудио- и видеоаппаратуры?
Согласно ст. 1242 ГК РФ ВОИС вправе совершать определенные юридические действия с целью защиты прав, переданных ей в управление правообладателями, в том числе осуществлять сбор доказательств нарушения смежных прав – фиксировать факты бездоговорного публичного исполнения фонограмм с помощью аудио- и видеоаппаратуры в помещениях, принадлежащих пользователю.
В ст. 29 Конституции РФ закреплено право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Кроме того, согласно ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Осуществляя фиксацию публичного исполнения фонограмм в помещении пользователя, ВОИС реализует конституционное право на сбор информации, не нарушая при этом прав собственника, так как цель осуществления фиксации – это выявление неправомерного использования фонограмм, а не использование полученной информации в коммерческих целях.
Следует также заметить, что, основываясь на нормах ст. 1278 ГК РФ, ВОИС имеет право осуществлять фото- и видеосъемку в целях судопроизводства
Включаю музыку в баре. Как не нарушить закон?
Есть бары, где играет радио, музыка с диска или Вконтакте. Даже если все бары так делают, это не значит, что так можно.
Мы рассказываем, как быть с музыкой, на примере бара, но правила одинаковы для всех: коворкингов, караоке, салонов красоты или фитнес-клубов.
Плейлисты из соцсетей и с диска — это незаконно
У любой музыкальной композиции есть автор, а у автора — права на композицию. На эту же композицию могут быть права у компании, которая ее записала в студии, транслирует по радио или телевидению, продвигает.
Авторские права — большая тема, мы написали серию статей в «Деле», чтобы рассказать об этом:
Вот суть: нельзя просто так ставить песню, даже если она вроде как бесплатная.
Есть частное и коммерческое использование музыки. Гражданский кодекс рассказывает, в чем разница, перевод: если в помещении играет музыка и там обслуживают клиентов — это коммерческое использование.
Василий слушает радио «Дача» в машине — частное использование музыки.
Василий открыл бар и включает для гостей радио «Шансон» — коммерческое.
За музыку нужно платить — статья в Гражданском кодексе
За коммерческое использование надо платить, а за частное — нет. Если бар хочет поставить песню Скриптонита, он платит правообладателю или договаривается с ним напрямую, что будет использовать бесплатно.
Здесь важно, что именно оплачивать. Если купить подписку на Вк-мьюзик, это не считается. Подписка на музыку не подходит для коммерческих целей:
Ставить музыку с лицензионного диска тоже незаконно, даже если диск обошелся в пять тысяч рублей. Одно кафе поставило диск, а потом заплатило сто тысяч.
Бар нарушает закон, если включает:
При этом не важно, кто включил музыку: если бармен подрубил колонку к своему телефону, считается, что это не бармен нарушает закон, а бар.
Есть законные способы ставить музыку, среди них музыка с открытой лицензией, классика, договор с посредником или правообладателем.
Решение 1. Музыка с открытой лицензией
Что такое лицензионный договор и когда он нужен
Для музыки в баре можно ставить песни с открытой лицензией. Лицензия — документ, в котором правообладатель говорит, что он разрешает делать с композицией. Коммерческая открытая лицензия дает право ставить музыку в баре бесплатно.
Композиции с открытой коммерческой лицензией бывают на сайтах-библиотеках, среди них Фри мьюзик архив и Нэтлейблс. Подходят песни с пометками Full CC license, CC0 1.0 Universal или Allows for commercial use.
С открытой лицензией есть риск. Вот в баре играет музыка, она с открытой лицензией, и всё в порядке. Приходит проверяющий, слышит музыку, и решает, что бар ставит ее незаконно, и подает в суд. Даже если бар выигрывает суд в первой инстанции, проверяющий подаст апелляцию, а потом еще одну. Судебные разбирательства затянутся, и не факт, что бару не придется платить.
Решение 2. Старая музыка
70 лет действует право автора — статья 1281 Гражданского кодекса
Мьюс-опен — библиотека классической музыки
Авторские права действуют 70 лет с года смерти правообладателя. Через 70 лет музыкальная композиция становится народным достоянием, и любой может включать ее бесплатно. Даже бар.
Важно не только, когда написана музыка, а когда ее исполнили и записали. Допустим, звукозаписывающая компания выпускает пластинку в 1991 году с музыкой Бетховена. Семьдесят лет еще не прошли, поэтому музыку с этой пластинки ставить в баре бесплатно нельзя.
Юрист Дарья Тимохина
У бара мало шансов найти запись классической музыки, у которой композитор, оркестр и автор записи умерли 70 лет назад. А еще у авторов могут быть наследники, поэтому рисков слишком много, и я не советую этот способ.
Решение 3. Договор с авторским обществом
Еще один способ для музыки в баре — подписать договор с посредником между баром и правообладателями. Есть государственный посредник — Российское авторское общество, сокращенно РАО — и частные посредники.
Посредники работают одинаково: вы подписываете договор, платите деньги и ставите музыку из базы посредника. Благодаря посреднику не нужны договоры с каждым музыкантом. Вместо договоров со Стасом Михайловым, Скриптонитом и группой «ВИА Гра» понадобится только один — с посредником.
Договор с Российским авторским обществом помогает избежать разбирательств, потому что именно общество защищает правообладателей в суде.
В питерском баре «Эпоха» играет Мадонна. Может, Мадонна не знает, что ее ставят в баре, ей всё равно или нет времени ездить в Россию и судиться. Зато авторское общество готово защищать Мадонну. Если узнает, что в баре играют ее песни и нет договора, бар ждет требование выплатить компенсацию.
Авторскому обществу не нужно получать разрешение представлять музыкантов, право есть по умолчанию. Музыкант написал песню, и она сразу под защитой, неважно — российская или зарубежная. Исключение — музыканты, которые подписали отказ. Такие есть, но мы не знаем, сколько их.
Дарья Тимохина
Мне не нравится агрессивный подход Российского авторского общества. Но по практике договор с ним защищает от разбирательств, поэтому надежнее работать с ним.
Решение 4. Договор с частным посредником
Кроме авторского общества есть другие посредники между правообладателем и баром, они частные. Крупные — это Музкафе и «Радиоспаркс».
Частные посредники работают по двум схемам:
Из-за договоров с частным посредником появляется путаница. Допустим, бар подписал договор с «Радиоспарксом». А потом пришел проверяющий из авторского общества и говорит: «Этого автора мы защищаем, а не «Радиоспаркс», поэтому договор надо подписать с нами». Владелец говорит: «Но у меня же договор, я и так плачу». Спор может перейти в суд.
Владелица «Арт-кафе-люкс» подписала договор с частным посредником — «Южно-региональным центром интеллектуальной собственности».
В кафе пришла проверка авторского общества. Общество решило, что кафе нарушает закон, и потребовало компенсацию за нарушение прав правообладателя.
У кафе был договор с посредником, но суд его не принял, вот аргументы:
Кафе платило деньги за договор с частным посредником, всё выглядело законно. При этом владелица проиграла суд, и пришлось заплатить 57 000 рублей компенсации.
Чтобы защитить себя от издержек, советуем убедиться, что посредник возмещает убытки, если правообладатель или авторское общество подадут в суд. Это помогает быстрее получить деньги, если что-то пойдет не так.
Даже если в договоре с посредником нет гарантий выплаты, бар вправе требовать с посредника оплату судебных расходов и компенсации из-за споров с правообладателем или авторским обществом.
Решение 5. Своя музыка или радиостанция
В баре можно ставить музыку собственного сочинения. Если Скриптонит открыл бар и включает там свои песни, никаких проблем. Ему не придется платить за свою музыку.
Своя радиостанция тоже может быть выходом. Пример такой радиостанции — «Додо ФМ» сети «Додо Пицца».
Антон Колесников, руководитель Додо ФМ
Изначально концепция была такой: «Додо ФМ» заключаюет договоры с правообладателями — начинающими музыкантами из разных городов. Музыканты дают право ставить их песни на радио, а «Додо» рассказывает о них в социальных сетях и в эфире. Исполнители получают известность, а мы — музыку без отчислений в Российское авторское общество.
В реальности всё сложнее. Чтобы не нарушить закон, радиостанции надо найти исполнителей и заключить с ними договоры. Еще договориться с музыкантами, чтобы они написали отказ от защиты авторского общества. Только в этом случае не будет проблем с РАО.
Поиск музыкантов, договоры, отказные — большой объем работы, за который нужно платить зарплаты. Оказалось, что проще платить Российскому авторскому обществу.
Сейчас у «Додо» больше ресурсов, и постепенно мы возвращаемся к концепции радиостанции без отчислений в Российское авторское общество.
Решение 6. Договор с правообладателем
Бар может договориться напрямую с правообладателем. В этом случае он подписывает договор, в котором правообладатель говорит: «Разрешаю включать вот такие песни, а бар за это платит столько-то рублей». Правообладателем может быть музыкант или звукозаписывающая компания.
Бар подписывает договор со всеми музыкантами, чьи песни планирует включать. Допустим, это песни Скриптонита, Стаса Михайлова и группы «ВИА Гра». Тогда у бара должно быть три договора — по одному с каждым.
У звукозаписывающей компании могут быть права на музыку нескольких исполнителей. «Газгольдер» сотрудничает со Скриптонитом, Бастой, Смоки Мо и еще девятью музыкантами. Если у компании права на всех, можно подписать один договор и включать любимые треки в баре.
700 рублей в месяц за музыку
Итак, бар может ставить музыку, если у нее открытая лицензия или бар подписал договор с посредниками или правообладателями. Музыка с открытой лицензией бесплатная, а вот за договоры придется платить.
Стоимость музыки зависит от того, с кем бар подписал договор. Если с музыкантом или правообладателем, сумма не фиксированная — платить будете, как договоритесь. Возможно, договоритесь и за бесплатно, музыканты бывают разные.
У частных посредников цены не фиксированные. «Радиоспаркс» берет от 900 рублей в месяц:
«Музкафе» бары платят от 1500 рублей в месяц. Цена зависит от количества посадочных мест и плейлиста:
Если у бара договор с авторским обществом, стоимость зависит от количества посадочных мест:
Авторское общество просит доплатить, если в баре есть музыкальные автоматы, бильярдные столы или выступают артисты.
Чем рискует бар из-за незаконной музыки
Права музыкантов и правообладателей охраняет Российское авторское общество. Если общество узнало, что бар ставит музыку просто так, у него есть право потребовать компенсацию.
Компенсация за музыку — 1301-я статья Гражданского кодекса
Компенсация за незаконную музыку — от 10 тысяч до 5 млн рублей за песню. Авторское общество не может брать деньги на месте: сначала проводит проверку, подает в суд, доказывает вину бара, а суд определяет размер компенсации.
Судя по судебной практике, пять миллионов за песню ещё никто не платил, это цифра вроде юридической страшилки. Самая большая компенсация, которую мы нашли, — 300 000 рублей.
Проверки проходят так: сотрудники авторского общества приходят в бар под видом посетителей, записывают на диктофон или видео играющую музыку, потом расшифровывают запись и подают на владельца в суд. Требование — выплатить компенсацию. Если бар проиграет в суде, он оплачивает судебные расходы, услуги по расшифровке записи и компенсацию.
Юрист Дарья Тимохина
У моего клиента был спорт-бар, но без музыки, вообще никакая не играла. И вот ему приходит письмо от авторского общества: «Заплатите за музыку». Он отвечает, что у него нет музыки в баре.
Авторское общество опять присылает письмо, владелец бара отвечает, и так раза три. Общество подает в суд. В итоге общество отказалось от иска, но нервов потратили много.
Юрист Александра Тюрина
Заметила, что в судебной практике чаще встречаются дела за 2014-2016 годы. Возможно, это связано с тем, что предприниматели стали осознанней подходить к этому вопросу и готовы платить.
Владелец фитнес-клубов из Краснодара
У нас четыре фитнес-клуба в Краснодаре, во всех музыку включали тренеры с флешек. Кому какая нравится, тот такую и слушает: одному рок потяжелее по вкусу, другому рэп, третьему попса. Год так работали. Вообще-то мы знали, что это незаконно, но решили: пусть так будет, потом разберемся.
Разобраться потом не получилось, к нам пришел проверяющий, потренировался и говорит: «Что у вас тут за музыка, а по закону вот так вот, платите». Подписали договор, нам дали доступ к базе с песнями. Теперь включаем музыку с сервера Российского авторского общества.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Короче
Незаконно
радио или телевизор;
плейлисты из Вконтакте, Эпл-мьюзик или Яндекс-музыки;
музыка с диска, флешки, телефона, винила.
Законно
музыка с открытой лицензией;
договор с правообладателем, с Российским авторским обществом или частным посредником.
в месяц бар на 20 мест платит за музыку авторскому обществу