почему нельзя светить лазером в самолеты
Насколько опасен хулиган с лазерной указкой?
Луч лазера, направленный на самолет, может ослепить пилота и поставить под угрозу жизнь пассажиров и членов экипажа
Хулиганская выходка с ослеплением лазером пилота самолета авиалиний Virgin Atlantic, взлетавшего в ночь на понедельник из лондонского аэропорта Хитроу, далеко не первая.
По данным Британской ассоциации пилотов (BALPA), в 2015 году примерно половина летного состава подверглась лазерным атакам.
Несмотря на то, что во всех этих случаях обошлось без катастроф, не всегда такие происшествия остаются без последствий.
Так, в ноябре 2015 года при посадке в Хитроу лайнера авиакомпании British Airways второй пилот подвергся облучению мощным лазером и получил серьезное повреждение сетчатки глаза.
Генеральный секретарь BALPA Джим Макослан настроен очень жестко: по его мнению, против лазерных хулиганов впору применять «военную силу».
Что нужно знать о лазерах
Лазеры являются устройствами, которые вырабатывают концентрированный луч света. Но от других источников света, таких как электрическая лампочка, они сильно отличаются.
Лампа дает рассеянное излучение, которое распространяется во все стороны и, следовательно, может осветить комнату.
Лазерный луч производит излучение в узком диапазоне волн, образуя концентрированный, не толще карандаша, луч, который можно направлять на большие расстояния.
Владение таким предметом само по себе не является нарушением закона, однако вступивший в силу в 2010 году британский закон гласит, что если человек преднамеренно светит лазером в глаза водителя или в кабину самолета, то он совершает преступление, за которое может на пять лет отправиться за решетку.
Автор фото, SCIENCE PHOTO LIBRARY
В медицине используются мощные лазеры
В других странах, таких как Австралия, Новая Зеландия и США, лазерные атаки считаются преступлением и караются жестче.
После ряда серьезных инцидентов, связанных с лазерными атаками на пилотов полицейских вертолетов, Национальная служба воздушной полиции Британии настаивает на введении более строгих законов, регламентирующих приобретение и использование лазерных устройств.
А Агентство по охране здоровья предлагает запретить свободное обращение мощных лазеров выше второго класса мощности. Сейчас мощные лазеры можно купить в интернете, заплатив за них от 20 до 500 фунтов стерглингов (30-750 долларов США).
Опасный зеленый цвет
Если вам в глаз направить лазерный указатель, вы ощутите яркую вспышку. Это может отвлечь вас, привести к временной потере зрения в пораженном глазу, а иногда и вызвать так называемое остаточное изображение на сетчатке, то есть оптический обман.
В 2015 году половина британских летчиков подверглась лазерным атакам
Лазеры, используемые для игр, как правило, испускают инфракрасные сигналы.
Человеческий глаз не может видеть лазерный луч с длиной волны выше или ниже определенного уровня.
Наиболее опасные лазеры обычно излучают зеленый свет.
Существует четыре класса лазеров, различающихся по мощности:
Класс 1
Лазеры первого уровня мощности (класс 1 и класс 1M) безопасны и не могут вызвать травму глаза.
Можно ли лазерной указкой сбить самолет?
За первые 6 месяцев 2011 года, по данным Росавиации, в российских городах было зафиксировано 30 случаев ослепления пилотов лазерными лучами. Ни один из них, к счастью, не закончился катастрофой. На неделе президент Чечни Рамзан Кадыров объявил о запрете продажи любых лазерных указок и о своем желании приговаривать «лазерных слепителей» к 10 годам колонии.
В Европе, Америке и Австралии первые случаи «ослепления» были зафиксированы еще в 2007-м, а в 2010-м такие шутки приобрели массовый характер. Пока, правда, обходилось без катастроф.
В 2007 году в Штатах вынесли первый приговор «слепителю», причем невероятно суровый: 20 лет тюрьмы. 47-летнего хулигана судили по статье «терроризм», и при вынесении приговора решающую роль сыграли мощность применяемого устройства и большое количество жалоб: это была не разовая акция, а систематическая охота. После этого были внесены поправки в федеральный закон об аэронавтике, приговаривающие «слепителей» к штрафу до 100 тысяч долларов или тюрьме – до пяти лет.
Продажа лазерных указок ограничена в Норвегии. В Чехии близ аэропортов установлены знаки, запрещающие пользоваться лазерными указками. В Швейцарии запрет на указки мощностью более 5 милливатт появился после франкофонского саммита в 2008 году. Тогда некий житель города Мотре дразнил лазером экипажи военных вертолетов, отвечавших за безопасность мероприятия. А в канадской Оттаве недавно в больницу попал пилот вертолета «скорой помощи». У него была тяжелая травма сетчатки.
Как ни странно, после приговора число хулиганов с лазерами увеличилось на три порядка. В Америке ежегодно регистрируется до 2800 лазерных атак, в странах Евросоюза – 2000. Хотя в Европе еще приговаривают к условному наказанию или штрафу. Законодатели пока расходятся во мнении, как трактовать подобное правонарушение: как попытку теракта или как хулиганство.
Как видно из перечисленного, в результате лазерных атак чаще страдают вертолетные пилоты. Они летают низко и медленно, садятся на площадку вертикально. Им легче причинить травму, чем пилотам самолета.
Лазерные указки бывают красного (они появились первыми), фиолетового, синего, желтого и зеленого цвета. Зеленые изобрели позже всех. И, как выяснилось, наибольшую опасность представляют зеленые указки, в том числе потому, что зеленый свет для человеческого глаза в 6000 раз чувствительнее, чем красный.
В красной, фиолетовой и синей указке используется лазерный диод. Поэтому изготовить такое устройство можно самостоятельно. В зеленой инфракрасный диод применяется, чтобы «разогреть» два кристалла, дабы луч, проникая сначала через один, потом через другой, изменил частоту. По такому же принципу (с одним кристаллом) сконструированы бирюзовые указки – самые на сегодняшний день дорогие.
Простые зеленые указки снабжены пальчиковыми аккумуляторами (красные указки запитаны от маленьких батареек для часов), а более мощные модели могут питаться только от сети, да еще иметь систему охлаждения.
Ученые установили, что зеленый лазер чрезвычайно опасен на близком расстоянии из-за того, что невидимый инфракрасный луч (тот, что меняет цвет, пройдя через кристаллы) в два раза превышает заявленную мощность света. Т.е. указка мощностью 20 мВт может испускать луч в 40 мВт – этого достаточно для тяжелой травмы сетчатки.
Три года назад на фестивале техномузыки во Владимирской области использовались лазерные пушки, но из-за дождя над сценой был натянут тент, поэтому некоторые лучи не рассеивались в небе, а фокусировались на тенте. Результат: несколько десятков пострадавших и сгоревшие матрицы фотокамер. Защиту пострадавших осуществлял известный адвокат Игорь Трунов – правда, он заявил корреспонденту Online812, что такого дела не помнит. Так или иначе, лечение, стационарное и амбулаторное, проходили одновременно человек двадцать – к счастью, тогда обошлось без необратимых последствий.
— Были у вас пациенты, пострадавшие от лазера?
— Нет, но были со схожими симптомами после солнечного затмения: смотрели и досмотрелись. С другой стороны, мы сами применяем лазерные аппараты в лечении, но, конечно, не в центральной зоне зрачка.
Как ни странно, летчики сохраняют спокойствие и слепителей почти не боятся. Так, на форуме avia.ru один из них написал: «Абсолютно бесполезная игрушка. Да, может прожечь дырочку на черном материале с расстояния 10 сантиметров. Но попробуй попади в глаз пилоту на расстоянии 5 км. А ведь засечь, откуда идет зеленый луч, много труда не надо. Проблема надуманная, и интерес к ней проявляют только недоучившиеся подростки или хронические идиоты. Повышенный интерес к лазерным лучам объясняется тем, что подавляющее большинство думает, что покупает за 1000 долларов гиперболоид инженера Гарина, а в действительности никуда не годный девайс. Один мой знакомый для охоты купил: кабанов ослеплять. В итоге выкинул в помойное ведро».
Летчик-испытатель Вадим Базыкин выступает за то, чтобы лазерных хулиганов строго наказывали уже сейчас, не дожидаясь, пока произойдет настоящая авария. Хотя в возможность ослепления пилота, находящегося в кабине самолета или вертолета, верит не слишком.
— Для того чтобы послать снайперский луч в глаз пилоту, нужно, я так понимаю, находиться на одном уровне с кабиной. Кабина у всех самолетов – на верхней части фюзеляжа. Для пилота пассажирского самолета точка входа в глиссаду – 900 метров, ближний привод включается на 200 метрах. Чтобы прицелиться, нужно находиться на полосе метров за 30 до касания, а это исключено. Так что это чисто психологический раздражитель, но он ведь настигает в самый ответственный момент. Ты заходишь на глиссаду, а радом с тобой что-то мелькает.
— А если луч попадает в грязное стекло – он рассеивается и светит ярким пятном?
— Не знаю, мне пока не попадал, к счастью. Скорее всего, так и будет, ведь стекло после антиобледенителя становится жирным. Так что получаются уже не точки, а довольно большие всполохи. Да даже если и точки. Немало летчиков у нас прошли через войну – и представьте их ощущения, когда в кабине появляется пятно как от лазерного прицела. Есть и такие, кто встречался в воздухе с НЛО. Это было в 80-х годах. Я не имею в виду летающую тарелку, но ребята попали под какие-то лучи, происхождение которых никто не мог установить. Возможно, их посылали с какого-то засекреченного военного завода. Потом выяснилось, что подобное ощущали и другие экипажи, и диспетчер что-то такое заметил.
В 2008-м лазерный луч впервые был применен на футболе: направлен с трибун на вратаря во время пенальти. А в 2010-м в Греции вместо того, чтобы банально захлопать оратора в парламенте, его на секунду ослепили.
Может ли указка ослепить пилота: маленькие лазеры
За последние несколько лет в мире стало регистрироваться огромное количество «лазерных атак» на воздушные суда. Не обошло это явление и Россию — в 2011 году Росавиация насчитала несколько десятков таких случаев. И это еще довольно умеренное количество: в США, например, ежегодно регистрируется почти 3000 случаев воздействия лазерного луча на пилотов. Как правило, для этого используются достаточно мощные лазерные указки — они недороги (порядка нескольких сотен долларов) и широко доступны. Обеспокоенные власти принимают к нарушителям самые жесткие меры — от очень крупных штрафов до многолетнего тюремного заключения. Европейские страны в срочном порядке запрещают использование указок вблизи аэропортов (и даже просто на улицах), фактически приравнивая их к настоящему оружию! В Австралии и Великобритании, например, продажи лазерных указок мощностью более 1 мВт просто запрещены. Но можно ли на самом деле «сбить» самолет, ослепив пилота достаточно мощной лазерной указкой?
Указки как. указки
Определиться с мощностью тоже несложно. Для использования во время проведения семинаров, конференций и других мероприятий в закрытых помещениях вполне достаточно будет 5 мВт. Более мощные лазеры могут представлять потенциальную опасность для зрения и, что тоже немаловажно, своей излишней яркостью вызывать раздражение у зрителей. На открытом воздухе ночью — скажем, при проведении «экскурсий» по звездному небу — тоже будет достаточно 5-мВт зеленого лазера. Но это за городом, где не мешает городская засветка. В городских условиях на относительно светлом небе нужно будет чуть больше — порядка 20−50 мВт. Днем для указаний отдельных деталей архитектуры («обратите внимание на чудесную лепнину в районе пятого этажа соседнего здания!») не лишними будут указки мощностью 50−100, а в яркий солнечный день и все 200−300 мВт. Но помните: такие лазеры уже представляют реальную опасность для зрения, а в окна домов могут смотреть люди!
Даже маломощные лазеры могут представлять опасность для здоровья. Любое устройство, в конструкции которого есть лазер, в обязательном порядке снабжено этикеткой с указанием класса ее опасности.
2/II класс – лазерные указки мощностью до 1 мВт, которые потенциально представляют опасность при длительном воздействии на глаз прямого луча.
3R/IIIa класс – лазерные указки мощностью до 5 мВт, которые представляют опасность при длительном воздействии на глаз прямого луча, либо при воздействии луча, дополнительно сфокусированного оптическими приборами (например, биноклем).
3B/IIIb класс – портативные лазеры мощностью до 500 мВт, которые безусловно опасны при попадании луча в глаза.
4/IV класс – портативные лазеры мощностью свыше 500 мВт, которые потенциально способны вызывать ожоги кожи и травмировать зрение даже отраженным от матовых поверхностей светом.
При использовании лазеров с классом опасности выше IIIa настоятельно рекомендуется использовать специальные защитные очки, рассчитанные на защиту зрения от излучения лазера соответствующего типа. Прямой, отраженный или преломленный Луч лазера ни в коем случае нельзя направлять в глаза. Лазеры класса IV, при попадании прямого луча в глаз с небольшого расстояния, гарантированно вызывают серьезные нарушения вплоть до полной потери зрения, их луч может стать причиной ожогов и пожара.
Фигурное выжигание
Тем не менее в сознании большинства читателей лазеры ассоциируются с «прожигающим» лучом. И вполне справедливо: станки с лазерным раскроем работают на множестве производств, разрезая самые различные материалы — от полимерных пленок до стальных листов. Правда, и мощность лазеров там исчисляется вовсе не милливаттами. Впрочем, прогресс в этой области шагнул настолько далеко, что в настоящее время такой станок можно построить и в домашних условиях. Для этого идеальны мощные полупроводниковые фиолетовые (405 нм) и сине-фиолетовые лазеры (445 нм). Они отличаются хорошим соотношением цены и мощности, а их излучение хорошо поглощается большинством материалов. К тому же, как правило, производители предусматривают в таких портативных лазерах (называть их указками уже не совсем корректно) возможность регулировать фокусировку луча.
Самым интересным из попавших в наши руки однозначно стал сине-фиолетовый (445 нм) лазер мощностью 1 Вт. При тщательном соблюдении техники безопасности этот лазер может стать инструментом для множества научно-популярных экспериментов и отличным развлечением. Необычный цвет, высокая стабильность, регулируемая фокусировка и сокрушающая мощь способны на долгое время заставить забыть обо всех других лазерах! Его луч прекрасно виден в вечернем небе, отраженный от потолка свет легко освещает довольно большую комнату, а при соответствующей фокусировке он легко режет бумагу и за пару минут даже может проделать отверстие в дереве толщиной более 3 мм. К тому же такие лазеры принципиально имеют довольно большую расходимость — в 3−10 раз больше, чем у других типов, но в данном случае это скорее плюс, поскольку снижает опасность для окружающих. Впрочем, большая мощность и малая длина волны приводят к высокой опасности для зрения даже при наблюдении отраженного и рассеянного света, поэтому при работе с этим лазером нужно обязательно использовать защитные очки, отсекающие большую часть опасного излучения.
В качестве импровизированной защиты можно использовать стандартные очки с желтыми фильтрами для повышения контраста (например, стрелковые).
Фиолетовые (405 нм) лазеры мощнее 300 мВт сейчас найти затруднительно, но за счет лучшей фокусировки по своим «зажигательным» способностям они весьма близки к 1-Вт сине-фиолетовому (445 нм) лазеру. На расстоянии 5−10 м 300-мВт фиолетовая указка догоняет одноваттного монстра, а далее и вовсе обходит и при этом стоит дешевле. Однако и прожечь что-нибудь на таком расстоянии можно только в том случае, если и лазер, и мишень будут закреплены неподвижно. Так что пока лазерные копья Звездной Гвардии остаются уделом фантастических сериалов. Кроме выжигания, фиолетовая указка интересна тем, что заставляет ярко светиться многие материалы, подобно ультрафиолетовой лампе. Для защиты зрения от отраженного и рассеянного света также подойдут очки с желтыми светофильтрами.
Все цвета радуги
Неодимовые лазерные указки производятся уже более десяти лет. За это время, несмотря на сложность технологии, ведущие производители успели отточить производство и добиться стабильно высокого качества продукции.
Однако большинство дешевых неодимовых лазеров относится к категории «no name». Их производители зачастую неспособны обеспечить сколько-нибудь стабильные характеристики. Несколько моделей из протестированных редакцией «ПМ» зеленых указок мощностью 100 и 300 мВт показали менее 50% от заявленной мощности. Кроме того, работа многих моделей весьма нестабильна во времени и при изменении температуры, расходимость луча иногда в разы превосходит заявленную. Поэтому рекомендуем протестировать лазер перед покупкой и подробно выяснить вопрос гарантийных обязательств. А вот маломощные 5-10 мВт зеленые указки можно покупать относительно спокойно. Ну а лучше всего не гнаться за дешевизной и взять лазер от известного производителя, дорожащего своей репутацией.
Наконец, даже несмотря на то что классические красные указки мощнее 200 мВт нам найти в продаже не удалось, их не стоит сбрасывать со счетов. У этих лазеров очень высокий КПД, поэтому они очень экономичны, упакованы в компактный корпус и значительно менее склонны к перегреву. Несмотря на большой диаметр луча на выходе, мощности в 200 мВт хватает, чтобы разрезать, скажем, черный полиэтиленовый пакет. К тому же красный — самый «классический» лазерный цвет и при этом самый дешевый вариант.
А вот настоящие синие (473 нм) и желтые (593 нм) указки — эксклюзивный продукт, редкий и дорогой. И если у вас хватит денег на их приобретение, можете быть уверены, что на любой конференции все обратят внимание на луч именно вашей указки. Синие к тому же светят не непрерывно, а импульсами с высокой частотой (порядка 1 кГц), поэтому луч рисует на стене не сплошную, а штриховую линию. По яркости синие указки примерно эквивалентны красным 650-нм, а желтые аналогичны зеленым. Но и цена желтых указок в два с лишним раза выше, чем синих.
Проверяем на себе
Нашлись в редакции и добровольцы, рискнувшие подставить глаза под полуметровое зеленое пятно. (Это относительно безопасно, но повторять наш эксперимент мы ни в коем случае не рекомендуем.) По их словам, с такого расстояния зеленый луч в вечерней темноте казался весьма ярким, но как только он переставал бить прямо в глаза, зрение полностью восстанавливалось без каких-либо остаточных явлений типа плавающих ярких пятен. Опрошенные нами летчики тоже оказались скептиками, объяснив, что ослепить пилота авиалайнера лазерной указкой малореально — попасть в высокорасположенную кабину снизу довольно затруднительно. Тем не менее при удачном попадании (не ослеплении!) на стекло кабины отвлечь пилотов яркий свет вполне способен, а потеря внимания при посадке даже на доли секунды может быть опасной. Особенно для пилотов вертолетов — у них и скорость меньше, и расстояние, с которого производится воздействие, существенно ближе — не сотни метров, а десятки (собственно, среди реально пострадавших от ослепления пока и числятся только пилоты вертолетов).
Вывод таков: лазерная указка, даже достаточно мощная (300 мВт), неспособна с расстояния в несколько сотен метров не то что «прожечь» корпус летательного аппарата (как писали СМИ, падкие на сенсации), но даже и сколько-нибудь серьезно ослепить пилотов. А вот отвлечь внимание засветка от указки вполне может, поэтому в авиации, где даже к потенциальным опасностям относятся крайне внимательно, эту угрозу принимают всерьез.
zabinok
Кладовая событий
Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. Лао-цзы
Можно ли сбить лазерной указкой самолет?
В ночь на воскресенье, в начале третьего, на пульт телефона «02» поступил сигнал от бдительных граждан, что в Ворошиловском районе города Ростов-на-дону на улице Волкова гражданин светит в сторону аэропорта лазерной указкой.
Наряд патру льно-постовой службы своевременно отреагировал на заявление и у дома №4 на той самой улице задержал гражданина с лазерным устройством – «указкой», с лучом зеленого цвета.
Молодой человек был сразу доставлен в райотдел. По сообщению пресс-службы главного управления МВД по Ростовской области, злоумышленник – житель Ворошиловского район Ростова-на-Дону, 1989 года рождения. Следователи сразу стали проверять его на причастность к другим похожим преступлениям.
К примеру, 23 июня в УВД поступила информация о том, что около 22.15 при заходе на посадку в ростовский аэропорт экипаж самолета «Боинг- 735», следовавший рейсом № 497 «Внуково-Ростов», ослепили зеленым лучом, направленным из поселка Темерник.
В тот же день, с разницей примерно в час попытка ослепить пилотов повторилась, только уже из Ворошиловского района. В 23.06 лазерной атаке подвергся экипаж самолета «Боинг-735» следовавший рейсом 617 «Внуково-Ростов». Луч направляли с территории торгового центра «Горизонт».
Сотрудники полиции, уточнив районы города, откуда светили лазерными устройствами, направили туда группы патрулирования. Однако ни опрос местных жителей, ни прохожих результатов не дал.
Поймав сегодня одного из злоумышленников, полицейские поблагодарили граждан за помощь и призвали не сбавлять оборотов, и в дальнейшем оказывать всяческое содействие в розыске «лазерных хулиганов».
Тем временем, столичная полиция пока не обращалась к людям с призывом о помощи, хотя, наверное, давно бы следовало так сделать. В столичных аэропортах пилотов стали слепить с пугающей регулярностью. Последний раз такое случилось 22 июня около 23:43. Во время захода на посадку самолет Airbus А-319 осветили лазером зеленого цвета. Ориентировочно луч шел из деревни Шахово, а расстояние от земли до самолета составляло 5-6 км.
Несмотря на инцидент, самолет успешно приземлился в аэропорту «Домодедово». Никто из пассажиров и находившихся на борту членов экипажа не пострадал.
По данным Росавиации, с начала 2011 года произошло уже более 30 случаев ослепления хулиганами пилотов лазерными лучами при заходе воздушного судна на посадку. При этом во второй половине 2010 года ведомство зафиксировало всего пять таких инцидентов.
Наибольшее число подобных «хулиганств» происходит в районе аэропортов в Москве, а также в аэропорту Ростова-на-Дону.
Опасно, что, попав на стекло кабины под определенным углом, особенно в ночное время, луч может на какое-то, пусть очень непродолжительное время ослепить всех членов экипажа, находящихся в кабине, и тогда последствия будут непредсказуемые. Во время взлета и особенно посадки речь идет о секундах и долях секунды! Пилоты не могут отвлекаться от приборов ни на мгновение…
Самое обидное, что и вычислить-то таких непутевых «лазерников» почти невозможно, как я понимаю. То есть, думается, наши доблестные правоохранители когда-нибудь кого-то поймают, конечно, но вот когда это произойдет, не известно. Поэтому нужны меры, так сказать, общественного воздействия. Приведу пример.
В 70-х годах прошлого века на новую взлетную полосу полярного аэродрома Амдерма начали периодически выезжать аборигены на оленьих упряжках и пересекать ее наискосок. Причем делали это с завидной регулярностью. К счастью, аварийных ситуаций не было, но чем черт не шутит… Начали разбираться — почему так происходит?
Оказалось, что новая полоса в Амдерме была проложена как раз в районе своеобразного «шоссе», по которому северные народы веками мигрировали из одного района в другой. Это мы в тундре дорог не видим, а они-то видят очень хорошо. Причем в любое время года.
Может быть, и в этом «лазерном» случае проще и действеннее всего поступить так же, по-людски? Обратиться через СМИ к людям, проживающим в районах самых «атакуемых» аэропортов, объяснить громадную опасность, которая исходит от «лазерных» забав? Надеюсь, что люди у нас еще не полностью зачерствели душой и поймут что к чему…