почему нельзя стоять на нейтралке на автомате
Надо ли на светофоре переключать автоматическую коробку в «нейтраль»?
Инструкторы по вождению учат, что на механической коробке нельзя подолгу держать выжатым сцепление и при остановках на светофорах и в разных там заторах надо обязательно включать «нейтралку». А как действовать с автоматической коробкой?
Если вдруг рекомендация долго не держать выжатым сцепление на «механике» показалась вам непонятной, то поясним. Когда сцепление выключено (т.е. педаль выжата), то изнашивается выжимной подшипник и диафрагменная пружина «корзины» сцепления, так как вместе они «отжимают» ведомый диск от ведущего, прекращая подачу крутящего момента с мотора на коробку. Соответственно, чем дольше держим педаль выжатой при заведенном моторе, тем скорее придется покупать новую «корзину» и выжимной. Впрочем, на самом деле проблема не столь существенна, так как запас прочности у этих деталей весьма серьезный. Но вернемся к АКПП, с которыми все несколько сложнее.
По традиции обратимся к интернет-форумам и выясним, что думают по этому поводу и как обычно поступают владельцы автомобилей с «автоматами».
Одно из наиболее часто встречающихся мнений тут можно суммировать такой фразой: «Когда просто останавливаюсь у светофора или пробка небольшая, то «нейтраль» я не включаю. Если же впереди какой-то основательный и неподвижный затор, например, при железнодорожном переезде или дорожных работах, что явно надолго, то переключаюсь в «нейтралку», чтобы не перегревать коробку».
Зачем «автомату» нейтральный режим
С использованием «нейтралки» в механической коробке все более-менее понятно. Тем же, у кого машина вооружена «автоматом», лучше вообще забыть о букве N на селекторе трансмиссии, и никогда не пользоваться этим загадочным режимом. Но для чего он тогда в принципе существует?
Когда рукоятка «автомата» с классическим гидротрансформатором находится в положении Neutral, связь между мотором и коробкой отсутствует, поэтому в отличие о режима Parking автомобиль может свободно двигаться. Если на «механике» езда на «нейтралке» безопасна, то для «автомата» такой свободный ход чреват проблемами.
При случайном переключении на «нейтралку» во время движения ни в коем случае не нажимайте сразу на акселератор, иначе за ремонт коробки придется выложить круглую сумму. Напротив — прежде, чем вернуть селектор в нужное положение, следует сбросить газ и дождаться снижения оборотов двигателя до режима холостого хода. Не рекомендуется переводить рычаг в положение N и при кратковременных остановках, например, в пробке или у светофора, так как лишние переключения уменьшают ресурс работы коробки. Тем более, что исправный «автомат» с незасоренным фильтром рабочей жидкости в положении D никакой нагрузки не испытывает и перегреваться не будет.
Если уж, стоя в пробке, вы устали держать ногу на педали тормоза, лучше перевести селектор в режим паркинга.. В этом случает колеса будут заблокированы, машина никуда не укатится и можно не задействовать ручной тормоз, что придется сделать на нейтралке. К тому же, переключая селектор из положения Neutral в Drive не следует торопиться сразу газовать. Необходимо дождаться характерного толчка, который засвидетельствует, что АКПП выбрала передачу.
Нейтральный режим «автомата» предназначен только для буксировки автомобиля. При этом очень важно придерживаться ограничений по дальности и скорости в соответствии с инструкциями к определенной модели. Обычно это 40 км/ч. Перед буксировкой лучше проверить уровень трансмиссионного масла и при необходимости долить его до верхней отметки, чтобы в полной мере обеспечить смазку деталей во время движения. Если машине с «автоматом» требуется буксировка на дальнее расстояние, лучше воспользоваться эвакуатором.
Зачем нужна нейтралка на АКПП, переключение и движение накатом на автомате
Зачем нужна нейтралка на автомате, если опытные автовладельцы советуют забыть о ней на весь период эксплуатации? В механических КПП у нейтралки весьма активная роль, и водителям, пересевшим с механики на автомат, бывает сложно смириться со столь бездейственной и бесполезной нейтралкой АКПП.
Режимы акпп
Прежде чем начнем разбираться в сущности нейтралки на автомате, вспомним, какие передачи существуют в современных автоматических КПП.
В большинстве современных моделей автомобилей с коробкой автоматом существует 5 позиций, отмеченных буквами на рабочей панели рядом с рычагом-селектором.
Зачем нужна нейтральная передача на автомате
Зачем нужна нейтралка на автомате, если ее не включают, останавливаясь на светофоре? Таким вопросом задавался не один водитель. Попробуем разобраться, где применяется нейтралка, зачем эта позиция необходима на коробке-автомате? И почему нельзя использовать нейтралку, останавливаясь на светофоре, как это делается на МКПП?
Если на автомате устанавливается нейтральная передача, фрикционы расцепляются, и взаимодействие между двигателем и колесами разрывается. Гидротрансформатор вращается, не соединяя ходовую часть с движком, поскольку в данной позиции расцеплены фрикционные диски.
Основная задача нейтралки – разблокирование колес. Нейтраль на автомате применяется преимущественно при буксировке автомобиля, при условии: движение должно быть неторопливым и аккуратным.
Правда, в отношении скорости мнения расходятся. Одни автовладельцы и механики считают, что скорость буксировки не должна превышать 30 км в час, другие называют цифру 50. Протяженность буксирования транспортного средства не рассчитана на дальние «прогулки». В пределах города до ближайшего автосервиса. Лучше, транспортировать автомобиль на эвакуаторе.
Переключение селектора на нейтралку применяется также в автосервисе, когда необходимо разблокировать колеса перед ремонтом.
Накатом на автомате
Автовладельцев машин с АКПП нередко волнует вопрос: можно ли «скатиться с горки» на автоматике с выключенным двигателем? Наклонные трассы на необъятных просторах – не редкость и сэкономить горючку хочется всегда. Можно ли на ходу переключать рычаг АКПП в позицию нейтрали и наоборот. Что происходит с автомобилем, если его пустить накатом?
Зачем «автомату» нужен режим N и когда его нельзя использовать
Неопытных водителей нередко вводит в заблуждение литера N на площадке селектора.
Передвигаясь годами на «механике», они решают, что регулярный перевод рычага в «нейтраль» будет способствовать экономии топлива и снизит нагрузку на узел. При этом рачительные ездоки (многие привыкли подъезжать к светофору накатом, включая «нейтралку» для экономии горючего) буквально убивают АКП собственными руками.
Парковка на крутом уклоне вредна не только для двигателя, но и для коробки передач. Трансмиссионное масло в этом случае уходит далеко от заборника насоса.
В результате при запуске мотора смазка в АКП не поступает или поступает в недостаточном количестве, особенно если речь идет о зимних холодах, когда с наступлением морозов лубрикант в коробке густеет.
Известны случаи, когда, стремясь включить нейтраль на ходу, водители ошибаются и переводят селектор в Parking (положение P). Что может произойти в таком случае?
Долгое буксование в снегу, грязи или песке практически наверняка вызовет перегрев смазочной жидкости и подгорание фрикционов. Очень вероятно, что после четверти часа пробуксовок на рыхлых грунтах «автомат» перейдет в аварийный режим.
Не менее вредно при пробуксовках стараться переключаться из R в D и наоборот максимально быстро (этот алгоритм, раскачка, кстати, используют те, кто действовал таким же образом на машине с «механикой»). Если вы печетесь о ресурсе вашего «автомата», вылезать из грязевой, песчаной или снежной засады таким образом не следует.
Буксировать тяжелый прицеп или другой автомобиль на машинах с «автоматом», равно как с вариатором, также не рекомендуется.
Происходит сильный нагрев АКП из-за нештатной нагрузки, и коробка не может переварить потоки тяги.
Перегрев же «автомата» приводит к его быстрому износу. Горят фрикционы, резиновые прокладки начинают пропускать масло. Если тащить прицеп или другой автомобиль все же необходимо, то следует придерживаться следующих правил: скорость не должна превышать 90 км/ч, а груз, который находится в прицепе, не должен превышать веса машины, и, наконец, не следует задействовать ручной режим коробки. Те же рекомендации верны для ситуации, когда вы вытягиваете из грязи или снега тросом застрявшего там бедолагу.
Металлическая стружка забивает каналы гидроблока, в результате переключения начинают происходить с рывками и перегазовками. Одним словом, АКП просто не способна выдержать долгую пробуксовку, равно как переваривать высокий крутящий момент длительное время. Не меньший урон трансмиссии нанесут резкие старты с двух педалей, когда «гонщик» удерживает педаль тормоза, раскручивает мотор, а затем резко бросает левую педаль. Механизм коробки в этом случае также серьезно страдает.
Автомат коробка: можно ли на нейтралку переходить на светофоре
Как известно, в случае с механической коробкой рекомендуется переключать КПП в нейтраль даже при кратковременных простоях (например, на светофоре). Это продиктовано тем, что если удерживать постоянно нажатой педаль сцепления, быстро изнашивается выжимной подшипник, а также другие элементы привода и самого сцепления.
Что касается автоматических коробок, сразу отметим, для одних «автоматов» переключаться на нейтралку на светофоре или при кратковременной остановке не нужно, тогда как для других выполнять данное действие все же отдельно рекомендуется.
Другими словами, ответ на вопрос, можно ли на нейтралку переходить на светофоре, будет зависеть непосредственно от типа АКПП. Одна коробка автомат на светофорах не потребует переключения, то есть в режиме «D» будет достаточно удерживать нажатой педаль тормоза, тогда как на другой АКПП лучше переключиться в «N» или «P» из режима «драйв». Давайте разбираться, как использовать нейтраль на коробке автомат.
Нейтральная передача на автомате
Прежде чем перейти к «автоматам», для лучшего понимания вопроса начнем с МКПП. В момент, когда водитель выключает сцепление, нажимая на педаль сцепления в салоне, активно изнашивается выжимной подшипник, корзина сцепления и ее диафрагменная пружина.
Фактически, эти детали испытывают большие нагрузки, так как их основной задачей является «размыкание» дисков сцепления для прекращения передачи крутящего момента от ДВС на КПП. Также нагрузкам в момент выключения подвергаются и элементы привода сцепления.
Что касается АКПП, в данном случае следует учитывать, что сегодня существует несколько типов автоматических трансмиссий: классический автомат, вариатор, а также роботизированные механические коробки передач с одним сцеплением или преселективные роботы с двойным сцеплением.
При этом по своему устройству такие коробки сильно отличаются, однако принцип действия у них похож – отсутствие педали сцепления и автоматическое переключение передач без участия водителя для облегчения процесса управления автомобилем и повышения комфорта, а также безопасности.
Однако, пересаживаясь с простого автомата на робот или вариатор, с робота на гидромеханический автомат и т.п., нужно отдельно учитывать определенные особенности устройства и эксплуатации КПП того или иного типа. Если иначе, не на всех роботах можно ездить так же, как на обычном автомате или вариаторе, а также некоторые рекомендации по эксплуатации АКПП не подойдут для РКПП.
Другие утверждают, что раз машина оснащена коробкой автомат, причем независимо от типа агрегата, постоянное переключение селектора не предусмотрено, «нейтраль» нужна только для буксировки авто, переключение режимов изнашивает коробку и т.д.
Обратите внимание, правы как одни, так и другие, однако все зависит от самой АКПП. Как уже было сказано выше, коробки бывают гидромеханическими (гидротрансформаторными), вариаторными и роботизированными. Так вот, конструкция трансмиссии и сцепление в указанных коробках сильно отличается.
Также двойное сцепление бывает «сухим» и «мокрым». Во втором случае пакеты сцеплений работают в масляной ванне. Получается, автомат классического типа имеет гидравлическое сцепление, а робот получил фрикционное сцепление, где трутся диски.
Включений нейтральной передачи: АКПП и РКПП
Идем далее. В случае с обычной АКПП переключаться на нейтралку не нужно, если простой по времени не больше 10-15 минут, а также езда сопровождается постоянными стартами и остановками с простоями по 5-10 минут (например, в пробке). Однако нужно учитывать и тот факт, что некоторые коробки АКПП в режиме «D» и простоях более 10-15 минут могут перегреваться, особенно летом.
Как правило, это касается старых агрегатов без отдельного радиатора охлаждения коробки автомат, а также изношенных трансмиссий, где жидкость ATF в АКПП загрязнена и давно не менялась, имеются проблемы с фильтрами АКПП, система охлаждения коробки автомат неисправна, не обслуживалась должным образом и т.д. Верным признаком перегрева АКПП является появление толчков, рывков при переключениях, пробуксовки коробки автомат, проскальзывание ГДТ и ряд других симптомов.
Получается, если автоматическая коробка исправна, обслужена и не склонна к перегревам, тогда переключаться на нейтралку при простоях до 15 минут нет никакой необходимости, так как такие переключения изнашивают отдельные элементы селектора. Также при переключениях из «D» в «N» происходит перераспределение давления в гидравлическом контуре, что негативно сказывается на состоянии соленоидов АКПП, гидроблока и других деталей коробки.
В дальнейшем инженеры на многих подобных КПП решили ряд проблем. По этой причине нужно отдельно уточнять информацию по конкретной марке и модели автомобиля. Сделать это можно путем обращения к официальному дилеру марки, на профильных автомобильных форумах, изучив техническую литературу, получив консультацию у специалистов по ремонту и обслуживанию коробок данного типа и т.д.
Если же говорить о роботах с двойным сцеплением (например, Volkswagen DSG), такую коробку следует эксплуатировать при остановках аналогично классическим гидротрансформаторным АКПП. Другими словами, на светофорах и в пробках переключаться в нейтралку не следует, если машина не простаивает больше 10-15 минут с заведенным мотором.
Обратите внимание, в случае с таким роботом обращать внимание больше нужно не на переключение в нейтралку на светофорах, а на движение в пробках. Как правило, опытные владельцы и специалисты отдельно рекомендуют переходить в ручной режим управления, передвигаясь на первой передаче. Это позволит избежать постоянных переключений с 1-й на 2 передачу и уменьшит износ КПП.
Кстати, данное правило в какой-то мере справедливо и для обычных АКПП. Если приходиться долго «дергаться» в пробке, лучше перейти на ручное управление (при наличии режима Типтроник) или же перевести коробку в режим L2 или L1, что исключает нежелательное в подобных условиях включение 2 или 3 передачи. А вот для бесступенчатого вариатора переводить селектор в режимы пониженных передач нет особой необходимости.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что на большинстве современных АКП независимо от типа коробки переключаться в нейтраль на светофорах не нужно. Более того, такие переключения в режим «N» из «D» при коротких остановках только изнашивают отдельные элементы коробки. Исключением можно считать только робот типа АМТ, да и то не на всех автомобилях. В этом случае простои в режиме «D» активно изнашивают сцепление.
Напоследок отметим, так называемые «не обслуживаемые» коробки автомат являются не более чем маркетинговым ходом. Для увеличения срока службы любой автоматической трансмиссии важно, чтобы в коробке автомат было по уровню залито свежее и подходящее по всем допускам масло. Фильтры коробки также должны меняться регулярно, система охлаждения АКПП должна быть исправна и эффективна.
Особенности эксплуатации автоматических коробок передач: правильный выбор режимов, ограничения и рекомендации, как правильно ездить на машине с АКПП.
Отличия коробки робот от автоматической КПП: на что обратить внимание. Как отличить робот от автомата (визуально, в движении). Рекомендации.
Автоматическая коробка передач PowerShift: устройство, принцип работы. Преимущества и недостатки АКПП PowerShift, что нужно учитывать при эксплуатации.
Как правильно пользоваться роботизированной коробкой передач: «однодисковый» робот, преселективная роботизированная КПП с двумя сцеплениями. Рекомендации.
Роботизированная коробка передач: как буксировать коробку-робот. На что обратить внимание, основные правила буксировки автомобиля с АКПП или РКПП.
Особенности управления и эксплуатации роботизированной коробки передач типа АМТ: режимы коробки робот, как пользоваться и управлять коробкой робот.