почему нельзя собирать ягоды на кладбище
Довод 2. Трупные яды
Бытует мнение, что ядовитые трупные разложения могут вполне достичь верхнего слоя почвы. При чём в засуху такое случается ещё чаще нежели в дождливый сезон. Растения, что растут по верху грунта, вытягивают, словно насосом, влагу из нижних слоёв, а вместе с ней – и продукты распада мёртвых тел.
Довод 3. Санитарные нормы
Согласно законодательству на месте бывших кладбищ не разрешается на протяжении 50 лет строить жилые дома и распахивать земли под садово-огородные культуры. Позволено лишь организовывать парки и скверы. Создают их с той целью, чтобы земля естественным образом «очистилась» от продуктов распада.
Довод 4. У мёртвых нельзя ничего забирать
Кладбище считается сакральным местом, с избытком наполненным негативной энергетикой. Соответственно и всё то, что здесь произрастает, также ею напитывается. Нужно ли вам подрывать своё ментальное здоровье и иммунитет, вкушая заряженные негативно плоды?
Довод 6. На кладбище хоронят разных людей
Для упокоения гробом нет необходимости предоставлять справку, от чего скончался человек. Всех – и инфицированных, и неизлечимо больных, и прошедших несколько курсов химио- или радиотерапии, и пострадавших от лучевой болезни или химического заражения – всех хоронят в могильной яме 1,5-2 метра глубиной. Есть ли гарантия, что инфекция, способствовавшая смерти, или вредное излучение не будет впитано растениями или грибами?
Довод 7. Этический
Всему своё время и место. Если человек желает насобирать грибов – пусть отправляется в лес. Если человек увлекается сбором лекарственных трав – то лучше идти на луг или в подлесок. Овощи и фрукты уже давно выращивают в питомниках или сельских хозяйствах. Точно также, как на кладбище не устраивают увеселительных мероприятий, точно также не следует сюда приходить и срывать цветы или ягоды.
Довод 8. Сбор растений занесённых в Красную книгу
Растения, занесённые в Красную книгу, могут произрастать где угодно, в том числе и на погосте. Вот только за подобную сорванную травинку, где бы она ни росла, назначен штраф от 2500 до 5000 рублей согласно ст. 8.35 КоАП РФ.
Довод 9. Кладбища полны горя и отчаяния
По последним научным исследованиям наши эмоции материальны. Выплёскивая их, мы наполняем окружающую обстановку соответствующим настроем. Соответственно все погосты в избытке переполнены горем и отчаянием. Съеденная здесь еда не идёт впрок. Не даром говорят: «Чумной, как ягод с кладбища наелся». Потому и не рекомендуется поминать у могил своих умерших, а лучше сделать это дома, в спокойно обстановке.
Довод 10. Кладбищенская земля экологически загрязнена
Откуда возник такой вопрос?
Если имеется столько доводов против сбора ягод, грибов и лекарственных трав с кладбища, то откуда в принципе возник подобный вопрос? Людской фактор воистину непредсказуем. Не зря в советское время на официальном уровне вводился запрет на высаживание картошки и прочих огородных культур на кладбищенских участках.
С другой стороны, наши предки-язычники специально высаживали на места захоронений землянику. Тогда каждый, кто шёл мимо могилы мог схватить ягодку и помянуть упокоенного. В то же время следует помнить, что и хоронили то не на специально отведённых территориях, а вдоль хоженых дорог да на перекрёстках.
Как Церковь относится к сбору ягод и грибов на погостах?
Верующих часто тревожит вопрос – нет ли церковного запрета на сбор ягод или грибов на кладбище? Священнослужители приводят в ответ слова апостола Павла:
«Что входит в уста человека, не оскверняет его»
Данное изречение означает, что никакого Божественного проклятия за учинённые действия ожидать не следует.
Возможно, вам будет интересно:
Если спросить любого человека, почему на кладбище запрещено срывать фрукты или другую пищу, он ответит, что это в первую очередь неэтично. Многие брезгуют есть выросшие на трупных ядах плоды. Но кроме моральных аспектов, есть вопросы религии, вековые суеверия и просто здравый смысл. И тут уж каждый сам решает, стоит ли кормиться с кладбища.
Приметы и суеверия
У суеверных есть поговорка: «Чумной, как ягод с погоста наелся». Экстрасенсы запрещают брать продукты с кладбищенской территории, уверяя, что поедание такой пищи приводит к потере себя.
Те, кто верят в сверхъестественное, убеждают, что на кладбище зашкаливающая энергетика горя и отчаяния. А значит, и растения способны впитать всё плохое, а затем навредить едоку. Разумеется, никакого научного обоснования этим утверждениям нет.
Поддерживает ли церковь данный запрет
Многие отмечают, что вишня, яблоки, крыжовник и малина на городских и сельских кладбищах даже вкуснее и сочнее, чем плоды, выращенные в других местах. Но христиан всё равно пугает заготовка фруктов и ягод в сакральном месте.
Логическое объяснение запрета
Грибы хорошо впитывают тяжёлые металлы и яды. А кладбище — это источник загрязнения. В грунт после разложения гроба и одежды покойного попадают пластик и полиэстер, металлы от ограды. Даже компоненты, применяемые при бальзамировании, вредят растениям. Что касается ягод, то и их не стоит срывать в местах с загрязнённой почвой.
Если хочется сделать запасы на зиму, лучше выбирать для заготовок экологически чистые районы, например, в глубине леса. С могил можно забирать только подношения. Но стоит ли лакомиться конфетами и яйцами — каждый решает сам.
Уважайте мир мертвых
Территория кладбища это пограничное место между мирами. Оно требует уважения, соблюдения мер предосторожности:
Зачем есть то, что растет на могиле?
Мы есть то, что мы едим
Собирать-то ягоды можно. Но любые растения питаются землей. Кладбищенская земля — это продукт разложения мертвых тел. Тела, разлагаясь в могилах, превращаются в почву, а растения тянут из этой почвы питание и соки. Кроме некро-энергии есть более приземленное понятие «трупный яд». То есть фактически они используют в пищу мертвые тела. А что происходит, когда один организм питается другим? Он растворяет его в себе, и биологически, и энергетически. И становится частично этим поглощенным организмом.
Это эволюционный процесс. Поедая пищу, организм получает не только новые кирпичи для строительства тела. Он берет часть свойств и энергий, которые пища содержала, не будучи едой. Об этом хорошо знают религии. Например есть кашрут — запрет на некошерное мясо. Народы, соблюдающие его, знают что кровь содержит всю информацию о животном. Поедание мяса с кровью ведет к приобретению качеств убитого животного.
Вегетарианцы отличаются от мясоедов, потому что пища у них разная.
Веганы более утонченны, астеничны, как цветы, а мясоеды крепко стоят обеими ногами на земле.
Разные планы сознания
Растения, животные и люди живут в разных реальностях. Когда растение поедает землю, насыщенную человеческой плотью, оно частично выходит из своего плана сознания. Это конечно не человек, и никогда им не будет, как не способно мертвое стать живым. Но это уже и не совсем растение. Это организм, вышедший из своей эволюционной цепочки в особое состояние.
У растений нет души. Они не понимают что такое быть человеком. Но точно так же как мы изучаем свойства растений, так и они в свою очередь изучают нас. Им интересно приобрести бессмертную душу, которой в мире растений нет.
В чем отличие мертвой и живой энергии
Энергетически наш мир тоже разный. Все что живое — излучает живую жизненную энергию. Мертвое — носитель энергии смерти, покоя, небытия. Кладбище — это промежуточный мир между миром живых и мертвых. Поэтому травы и деревья, растущие на нем, частично принадлежат миру мертвых.
Напитываясь соками земли могил, они набирают больше, чем нужно для роста. Лишнее они аккумулируют в плодах и листьях. Такие ягоды и листья становятся кладовой некро-энергии, энергии смерти.
Не обижайте покойных
Для умерших могила — это их территория, дом. После смерти тело остается разлагаться в земле, душа уходит в свой мир. Но дух может остаться возле тела еще какое-то время, подпитывая разлагающуюся плоть своей энергией. Кроме этих останков и могилы у покойного больше ничего нет. Поэтому он может привязаться к тому немногому, что осталось. К предметам, оставленным на могиле, к посаженным родственниками деревьям, цветам. И будет ревностно относиться к своему «имуществу».
Растение, растущее на могиле, напитывается плотью и энергией тела, и дух может перенести свою привязанность на растение. Сорвав такие плоды или листья, вы можете сильно обидеть дух покойного. Он воспримет это как воровство и может начать мстить. Например забрав взамен то, что посчитает нужным.
Между мирами действует принцип обмена: взял — отдари. При этом ценовой политики нет. Поэтому обмен может быть не равноценный с точки зрения нашей логики. За унесенные с могилы ягоды умерший может забрать бумажник или часы «похитителя».
Как съеденные плоды дают мертвым ключ к вашей жизни
Поедающие тело растения становятся частично этим телом. Человек поел грибов или ягод, собранных на кладбище. Такая еда пропитана некро-энергией. В итоге человек получил с едой энергию смерти. Но это еще не все. Такое «угощение», попав в его организм, фактически подселяет в него часть тела усопшего. Это открывает доступ иной сущности, дает покойному право попасть в чужой организм и его сознание. Так же взяв у мертвого вы становитесь его должником.
Такая «подселенка» ничем хорошим не обернется. Духам часто скучно на кладбище. Но они привязаны к своим останкам и не могут пойти погулять. Съев грибочков, собранных на могиле, человек сам дает им эту возможность. Дух, проникнув в тело с едой, может использовать его как машину для прогулок. Это отличная возможность для духа хотя бы частично прикоснуться к миру живых. Они хотят ощутить вкусы, запахи, эмоции, ведь без тела это невозможно.
Кто в доме хозяин?
А что же хозяин тела? Если энергетика человека сильна, он может и не заметить последствий. Но сейчас очень мало людей с сильным защитным полем. Поэтому любая брешь будет воротами, через которые подселенец получит доступ к сознанию. Особенно если человек на кладбище выпил, или прилег отдохнуть, был эмоционально подавлен. Все это ослабляет его волю и облегчает задачу духа занять тело.
Сознание покойного — это целостное сознание. Поэтому тело становится носителем двух сознаний одновременно, и начнется борьба кто главный. Духу захочется ярких ощущений и эмоций. При этом вопросы этики, морали, безопасности тела его волновать не будут. В результате может получиться одержимый маньяк, или шизофреник, или дебошир, пьяница, наркоман. Сознание хозяина тела как правило в периоды активности духа находится как бы в сонном, выключенном состоянии. Поэтому часто бывает, что какое-то злодеяние или дурной поступок происходит под влиянием подселенца. А человек, «придя в себя» в прямом смысле, с ужасом спрашивает: неужели это сделал я?!
Людям не нравится мертвая энергия
Итог
Но теперь вы знаете чем это обернется, если не уважать законы другого мира.
Пористая структура грибов имеет своё предназначение. Благодаря такой особенности грибница буквально как губка впитывает питательные вещества из окружающей среды, разрастаясь повсеместно. Но что полезно для растения – не всегда полезно для людей. Корни грибов и трав буквально как насос впитывают всё, что находится в растворённом виде в почве. А это и продукты распада формальдегида, тяжёлых металлов, лакокрасочных материалов.
Аргумент 2. Трупные яды
Аргумент 3. Санитарные нормы
С течением времени на кладбищах заканчиваются места для погребения. Их в этом случае закрывают, а спустя некоторое время преобразуют в парковые зоны. При этом по санитарным нормам на данной территории ещё 50 лет запрещено выращивать садово-огородные культуры. Только после полного очищения земли от продуктов распада допускается её использование для застройки домов или выращивания плодовых культур.
Аргумент 4. У мёртвых нельзя ничего брать
Неоднократные исследования показали, что в местах с негативной энергетикой, такой как на погостах, вода, основа нашей жизни, меняет свою структуру. Следовательно, и всё, что потребляет воду, также изменяет свою внутреннюю сущность на отрицательную. Любая ягода или гриб, принесённые с некрополя, насыщены отрицательной энергетикой. Нужно ли вам потреблять эти растения, рискуя своим физическим и ментальным здоровьем?
Аргумент 6. На кладбище хоронят различных людей
Даже если вы уверены, что ваш близкий после смерти вряд ли был бы против сорванного с его могилы цветка, следует не забывать, что он не один упокоенный на кладбище. На соседнем участке вполне может быть захоронен человек, прошедший не один курс химиотерапии или облучения. А соседом с другой стороны может оказаться умерший от вирусной инфекции. Какая у вас есть гарантия, что все эти вредные вещества не будут впитаны растениями, произрастающими в цветнике вашего умершего родственника?
Аргумент 7. Каждому грибу своё место
Аргумент 8. Сбор растений, занесённых в Красную книгу
Законодательством Республики Беларусь предусмотрена ответственность за сбор растений, занесённых в Красную книгу. К таковым относят не только известные всем ландыш, подснежник или первоцвет высокий, но также черемша (лук медвежий), пролесок, печёночница благородная, сон-трава и многие другие. Согласно ст. 15.8 Кодекса об административных нарушениях Беларуси за нецелевое использование и нарушение требований по охране растений, занесённых в Красную книгу, физическому лицу грозит штраф в размере от 10 до 30 базовых величин, а за сбор – до 50 базовых величин с изъятием орудий указанного нарушения. Для юридического лица за те же действия штраф может быть наложен в размере до 500 базовых величин.
Аргумент 9. Кладбища полны горя и печали
Всякий, кто приходит на кладбище проведать своих умерших родственников исполнен горя и печали в связи с утратой. Лишь пребывание возле могилы, мысленное общение с усопшими способно утешить и успокоить скорбящих. Но ведь негативные эмоции никуда не делись – они попросту остались здесь, у места захоронения. И произрастающие здесь растения ежедневно впитывают в себя чужое отчаяние и безысходность. Не даром бытует поговорка «Чумной, как ягод с погоста объелся», отображающая реальное состояние человека, съевшего плоды, выращенные у мест погребений.
Аргумент 10. Земля некрополей экологически загрязнена
Под кладбища выделяется заведомо непригодная для садоводческих работ территория. Ведь земля отчуждается не на 1-2 года, а практически на лет сто, если не более того. Соответственно и на плодородные чернозёмы, на которых бы росли хорошо растения рассчитывать не приходится. Да что у ж говорить, порой захоронения проводятся на бывших полигонах, рядом со свалками и на прочих бросовых землях. Захоронения забальзамированных покойников в пропитанных лакокрасочными материалами или обитых синтетическими тканями гробах также не улучшают биосферу на погосте. Как и в случае с дорожными шоссе, следует помнить, что собирать растения для употребления в пищу необходимо не ближе 200 метров от таких экологически загрязнённых территорий.
Откуда возник такой вопрос?
Людское мышление воистину непредсказуемо. И вопрос о сборе ягод и грибов на погосте возник отнюдь не на пустом месте. Приведём несколько фактов поспособствовавших этому.
Факт 1 – Высаживание овощей на кладбищах
В самом начале становления советской державы, когда упразднялось индивидуальное хозяйство в пользу коллективного, некоторые люди действительно сажали картошку и прочие овощи на кладбищенских землях. Не даром в те года даже вышел закон, запрещающий такие действия.
Факт 2 – Угоститься на помин упокоенного
В языческие времена, когда было принято странников хоронить у перекрёстков дорог, на могилы последних нередко высаживали ягодные кустарники. Тогда душа усопшего, взлетевшая в небо и обратившаяся в птицу, смогла бы угоститься ягодкой. Прохожие также могли бы отведать плод и помянуть покойного. Но не следует забывать, что такие могилы были одиночными и экологическая обстановка одну-две тысячи лет назад была не настолько загрязнённой.
Отношение христианских священников к сбору ягод и грибов на погостах
Христианские священники достаточно лояльно относятся к факту сбора ягод или грибов на кладбище, не усматривая в этом крамолы. Ибо сказал апостол Павел:
«Что входит в уста человека, не оскверняет его»
То есть, кары Господа за учинённые действия не стоит ожидать, но и руководствоваться следует разумом при их совершении.
Можно ли есть фрукты и ягоды с кладбища
Фото блюда
Блок автора
Приходить на могилы самых дорогих людей – это священный долг и дань уважения. С посещением кладбища связано немалое количество поверий, плотно вошедших в нашу жизнь.
Люди привыкли не просто приходить на кладбище, а брать с собой различные продукты питания. Принесённую еду, как правило, оставляют на могилах. Такой ритуал многими традиционно проводится на Пасху. Поэтому теми продуктами, которые остаются на могилах, часто являются кусочки куличей и крашеные яйца. Однако, помимо них, на кладбище оставляют также и другие пищи – различные сладости, фрукты, ягоды и даже напитки, причём нередко алкогольные.
Но, совершая такой ритуал, мало кто задумывается о его значении и уж тем более о том, как он вообще появился. А поскольку значение его неизвестно, рано или поздно человек может задуматься, а правильно ли это – приходить на кладбище и оставлять на могилах продукты.
Другие же посетители кладбища задаются другим вопросом – «А можно ли подбирать и есть то, что было оставлено другими?» Попробуем найти ответы на все эти вопросы.
История и значение ритуала
Чтобы понять значение этого ритуала, необходимо обратиться к истории. Конечно, ни в одном источнике знаний не будет точно и с достоверностью написано, как и когда появился такой ритуал. Однако, исходя из общих данных и той информации о быте древних людей, которая известна точно, можно сделать определённые выводы.
Мы не будем обращать внимание на то, как провожали в мир мёртвых своих близких жители других стран и континентов. Кратко рассмотрим лишь обряды, проводимые нашими прямыми предками, то есть древними славянами.
1. Тризна
Когда именно проявились древние славяне на той территории, где сейчас живём мы, точно не известно. Однако самые древние предметы быта, которые остались после них и дошли до наших дней в виде археологических находок, датируются I тысячелетием нашей эры.
По этим находкам и по изображениям на них можно понять, что люди часто приходили на могилы тех, кто им был дорог и прямо там, на кладбище устраивали пиры. Кроме того, рядом с могилами проводились даже военные игры, которые зачастую завершались летальным исходом.
Этот ритуал назывался – «тризна». Проводился он ещё в те далёкие времена, когда наши предки верили в многочисленных богов, каждый из которых отвечал за то или иное природное явление.
Но вот, в самом конце I тысячелетия на Русь благодаря князю Владимиру пришло христианство. О существовавших богах славяне должны были забыть. Ведь с той поры и по сей день у нас есть только один Бог.
2. Появление христианства
Согласно христианской религии, люди, ушедшие в мир иной, не нуждаются более ни в чём материальном: ни в деньгах, ни в еде. С завершением жизни в нашем мире душа их уходит в Царствие Небесное, а оставшееся на земле тело уже не имеет особого значения.
Всё, что должны делать верующие родственники и близкие умершего – придать его земле и как можно чаще поминать с помощью молитв. Оставлять еду на кладбище нет никакой необходимости.
Впрочем, несмотря на то, что христианство за эти 1000 лет прочно вошло в нашу жизнь, до сих пор остались и отголоски язычества. Ведь люди и сегодня продолжают приносить с собой на кладбище различные продукты.
При этом считается, что каждый продукт имеет своё особое значение. Так, например, кутья символизирует вечную жизнь. А различные сладости – это символ хорошей жизни в раю.
3. Другая версия
Существует и другая версия ответа на вопрос «Почему люди приносят еду на кладбище?» И она уже даже почти не связана с религией. Всё могло быть гораздо практичнее и прозаичнее. Дело в том, что в те времена, когда христианство только недавно появилось на Руси, многие люди не могли часто посещать кладбище, так как оно находилось где-то далеко.
Приходилось преодолевать долгий путь. Времени на поездку к могилам уходило не мало. Зачастую люди вынуждены были даже оставаться на кладбище на ночь. Разумеется, нельзя было всё это время оставаться голодными. Поэтому они брали с собой определённый запас еды и воды. Применяли даже ту пищу, которая была освящена в храме накануне.
Можно ли брать оставленные продукты?
Раньше поминки проводились для бедных людей. Полагалось, что именно они больше других приближены к Богу. Именно поэтому их молитвы об усопших считались особенно значимыми и наиболее сильными.
Богатые специально оставляли на могилах своих усопших близких пищу, чтобы её мог взять любой пришедший на кладбище бедняк, съесть и тем самым помянуть человека.
Но правильно ли это? Можно ли поминать на кладбище, используя для этого не только молитвы, но и еду? Христиане уверены, что пищу можно пожертвовать неимущим и назвать им имена своих умерших родственников. Именно так делали наши предки.
Что говорят священники?
А священнослужители утверждают, что оставленная на кладбище еда не имеет никакого значения для умерших, особенно в том случае, если тот, кто её принёс и оставил на могиле, даже не помолился. Лучший способ поминать усопших, как утверждают священники – искренне верить в Господа-Бога и просто молиться.
При этом никто не будет запрещать оставлять еду на кладбище. Но нужно иметь в виду, что нуждаются в ней не те, кто похоронен, а бедняки, которым даже нечего есть.
Что лучше оставлять?
Именно поэтому, собираясь пойти на кладбище, важно подумать над тем, что с собой следует взять. Лучше всего оставлять на могилах те продукты, которые могут долго храниться. К ним относятся в первую очередь конфеты. Скоропортящиеся же продукты оставлять не рекомендуется. Иначе те люди, которые их потом съедят, могут отравиться.
Христианская Церковь всегда выступает категорически против алкоголя в любых его проявлениях. Поэтому не стоит нести с собой на кладбище спиртные напитки и уж тем более нельзя распивать их, стоя возле могилы. Поминать усопшего алкоголем – это богохульство и кощунство. Да и вообще не стоит использовать алкоголь, поминая усопшего: ни на кладбище, ни где-либо ещё.
Можно ли поминать?
Многие, приходя на кладбище на Пасху или, спустя 10 дней, на Радоницу, устраивают поминание прямо возле могилы. Церковь делать это не запрещает, но только в том случае, если среди принесённых продуктов нет ничего алкогольного и если такое поминание проходит тихо, а не превращается в шумное гулянье.
Можно ли собирать?
Еда, которую оставляют христиане на могилах – это своеобразная милостыня. Оставленные продукты могут собирать как сами нуждающиеся, так и те, кто хочет помочь беднякам. Так, если на могилах остаётся много продуктов, можно их все собрать, отнести туда, где живут много нищих и раздать. Но важно делать это искренне, с чистой надеждой на то, что эта еда принесёт нищему радость. Заодно можно попросить этого человека помолиться об умершем.
Можно ли есть с деревьев?
На кладбище часто растут деревья, которые плодоносят. Именно поэтому наряду с вопросом «Можно ли брать продукты с могилы?» возникает другой – «Можно ли есть плоды тех растений, которые растут на кладбище?» Точного ответа на него, конечно, нет. Однако существует несколько причин, по которым это делать не стоит.
1. Несъедобный плод
Плод может быть попросту несъедобным. И чтобы определить, так ли это, лучше не применять метод проб и ошибок.
2. Ядовитая почва
Труп человека, разлагаясь, выделяет ядовитые вещества, которые пропитывают почву. Дерево же или другое растение своими корнями впитывает все эти яды.
3. Суеверия
Кладбище – это место с определённой энергетикой. Это подтвердит каждый эзотерик. Причём, энергетика эта негативная, так как здесь похоронено много людей.
Итак, христианская религия не только не запрещает приносить на кладбище различные продукты, но даже поощряет это. Ведь так человек делится своей пищей с теми, у кого еды недостаточно. Но всё же гораздо лучше отдать пищу голодному человеку лично. Ведь в этом случае можно быть уверенным в том, что еда не пропадёт.