почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы

Почему нельзя ругаться матом: мнение священника

Какие слова произносить не стоит? Об этом повествует Православие. Однако современные люди все больше защищают сквернословие, определяя это тем, что мат привносит в русский язык особенный тон, является частью нашей речи и культуры. Но православная церковь считает недостойным произносить вслух мат. И вот почему.

почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Смотреть фото почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Смотреть картинку почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Картинка про почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Фото почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы

Что говорит Православие

Григорий Геронимус (батюшка Всемилостивого Спаса в Митино) комментирует: «Человек – сильное духом существо. Так повествует христианство. По-другому царь мироздания и венец творения. Человек обладает великим могуществом над миром. Большая часть его принадлежит людям. Чаще эта сила выражается не столько как физическая, сколько интеллектуальная. А ум человека и его сознание напрямую зависят от слова».

Чем опасно сквернословие

Плохие слова вызывают внутренне разрушение, они несут отрицательную силу, приносят вред и страдания. Такие слова, сказанные в шутку, приносят немалые терзания: посыл грязнее, а душа становится грубее. Некоторые родители, услышав от ребенка мат, заставляют его мыть рот с мылом. Можно смело сказать, по мнению священника, что такое наказание является отражением сути человека, ругающимся матом.

Если есть такая привычка, лучше от нее избавится, как можно быстрее. Не прибегая к лексике мата, можно выразить любую мысль или сильную эмоцию, остановить хама. Русский язык переполнен достойными выражениями, способными выразить чувства. Мы же зажимаем нос, когда дурно пахнет, и не лезем в грязь на улице? Так же и со сквернословием. Да, это часть нашего языка, но лучше обходить его стороной и не использовать такие слова в общении.

Есть места, в которых люди не ругаются матом, а разговаривают на нем – тюрьмы. Но и там человек способен обходится без мата.

почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Смотреть фото почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Смотреть картинку почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Картинка про почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Фото почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы

Таких людей никто не презирает, не оскорбляет и не унижает. А наоборот – уважает за проявленную чистоту русского языка.

Как перестать сквернословить и одолеть пагубную привычку выругаться, подскажет психолог.

А как Вы относитесь к людям, ругающимся матом, и употребляете ли Вы в своем языке мат?

Источник

Что нам говорит православие о матерной брани

Святитель Иоанн Златоуст наставлял: «Не подобает, братие, православным христианам ругаться во брани, понеже есть Мати Божия». Матерящийся оскорбляет, во-первых, Пресвятую Деву Марию Богородицу, во-вторых, землю-мать, а в третьих, собственную мать. Хулитель, пока не раскается, считает Иоанн Златоуст, не должен даже входить в храм, прикладываться к иконам, кресту, подходить к причастию.

Необходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы и Сам Господь.

Неужели не остережемся от сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога?

И в русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками.

Для убедительности того, как мерзостен перед Богом грех сквернословия, приведем несколько примеров явного наказания Божия за дерзкое срамословие.

Свящ. Порфирий Амфитеатров вспоминал:

«На первых порах своей пастырской службы я усмотрел, что мои прихожане, помимо многих других нравственных недостатков, особенно заражены были привычкой к сквернословию. Немедленно начав борьбу с разного рода пороками своих пасомых, я особенно ополчился против их сквернословия. Обличал и бичевал этот порок. Благие результаты борьбы сказались: сквернословие сперва перестало оглашать улицы, а потом стало и совсем исчезать. Но вот, гуляя по своему саду, я был неприятно изумлен и возмущен ужасной матерщиной, разражавшейся на дороге. Я увидел парня лет 16, Василия, который, бичуя палкой волов, осыпал их отборным сквернословием.

На мои обличения парень оправдывался, что его раздражали волы, медленно тащившие бочку с бардой, и что он и рад бы не сквернословить, да не может сладить с собой. Объяснив гнусность и греховность сквернословия, я постарался внушить парню немедленно и навсегда оставить свою дурную привычку, чтобы не подвергнуться гневу Божию. Парень на мои увещевания должного внимания не обратил и в тот же день подвергся грозному наказанию Божию.

Направляясь с бардой вторично из винокуренного завода в барскую усадьбу, парень по-прежнему начал осыпать волов ударами и сквернословием. Вдруг раздался треск, бочка лопнула, и кипящая барда обдала парня с головы до ног. Страдания и стоны его были услышаны. Немедленно он был отправлен в больницу, где пролежал около трех месяцев. По выходе его из больницы я беседовал с ним по поводу постигшего его несчастья, которое он сам всецело приписывает праведной каре Божией за грех сквернословия». (Свящ. Порфирий Амфитеатров, Корм. 1905г.).

Вслед за святым крещением через помазание освященным миром на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа.

Срамословием оскорбляется Дух Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божию. Оскверняясь сквернословием, человек отталкивает от себя Духа Божия.

По слову Христа Спасителя «за всякое праздное слово люди дадут ответ в день Суда» (Мф. 12, 36).

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской Академии наук под руководством Петра Горяева пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Причем ДНК не разбирается, общаемся ли мы с живым человеком или с героем телеэкрана. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Матерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает бесов на помощь и получает от них силу и жестокость. Но долги приходиться платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде пьянства, курения, половой распущенности. Все звенья этой порочной цепи поддерживают друг друга и ведут к смерти духовной и телесной.

Надо помнить великую значимость слова. Однажды произнесенное, оно уже не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию и на Суде нам будет предъявлено.

Человек, имея образ Божий, наделен даром слова в образ безначального Слова. По замыслу Творца человеку дано слово, прежде всего для молитвенного обращения к Своему Небесному Родителю, общения с людьми на началах любви и мира, а также для реализации своих творческих талантов. Человек, который сквернословит, использует этот особый дар для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь. Этим он оскверняет в себе образ Божий.

Церковь предупреждает, что злоречивые. Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10)

Неустойчив, хрупок мир в семье сквернослова. Брань возбуждает и раздражает человека. Но самое большое несчастье в такой семье — это судьбы детей. Дети, слыша грязную речь, сами приучаются сквернословить. Умственное развитие таких детей заторможено. Чем раньше внимание ребенка обратится к половой сфере, тем более в таком низменном и примитивном отображении, тем медленнее будет идти его духовное и умственное развитие.

Те родители, которые не стесняются в выражениях, должны помнить, что сквернословие, уничтожая в ребенке чувство стыда, является мостиком к последующим преступлениям.

Ведь изгоняя из дома стыд, эти родители изгоняют и лучшего воспитателя. «Ибо стыд часто больше страха обучал избегать дел несообразных» (святитель Григорий Нисский). Пусть они не ищут потом виноватых, в случае несчастья с сыном или дочерью, — они сами запланировали его.

«В 1711 году, в апреле месяце, один монастырский старец, по имени Иаков, внимательно слушал Божественную литургию и старался отрешиться мыслию от всего земного.

Тихо стоял он в молитвенном умилении. Вдруг, при возгласе: «Со страхом Божиим и верою Приступите», он упал ниц и лежал долгое время без чувств. Когда же он пришел в себя, то рассказал следующее:

При взгляде на образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Одигитрия», его вдруг объял страх. Что с ним дальше было — он не помнит, лишь помнит одно, как предстал пред ним праведный Симеон и, прикоснувшись к нему, сказал: «Встань, пойди и объяви всем, чтобы воздерживались от сквернословия и от слов бранных, иначе Господь пошлет на людей и на скот их голод и мор. Пусть все усердно молятся Господу, Его Пречистой Матери и всем святым, пусть весь народ отслужит молебное пение об отвращении гнева Божия».

Кроме того праведный Симеон приказал Иакову рассказать о сем архимандриту и воеводе, дабы люди раскаялись в своих прегрешениях и молились бы об избавлении от праведного гнева Божия, что и было исполнено всеми с величайшим усердием».

Нам только кажется, что сегодня мы сильны и независимы со своим научно-техническим прогрессом. Что способны строить свое благополучие исключительно по своему желанию. Но что мы можем, если Господь за наше нечестие не даст нам Своей благодати, не благословит наши труды? От нашей, как нам кажется, небольшой, слабости страдает вся наша жизнь.

И личная, и семейная, и государственная. Поэтому, устраивая эту жизнь, прежде всего послушаемся голоса Церкви, говорящей нам через апостола Павла: Отложите. сквернословие уст ваших (Кол. 3,8).

Впрочем, чем более молитв, священных и духовных текстов произносит и читает человек, тем проще и естественнее ему бывает отказаться от грубых слов. Потому что, как говорит Апостол, не может (не должно) из одних уст исходить благословение и проклятие, как один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3,12).

Источник

Почему сквернословие – огромное зло?

Ответы пастырей

Увы, уровень культуры речи сегодня так катастрофически низок, что к «ненормативной лексике», как именуется брань в лингвистике, не стыдятся прибегать ни политики в публичных выступлениях, ни журналисты, что уж говорить о «простых смертных»: многие по-матерному разговаривают, умудряясь почти не прибегать к иным словам. Все это очень печально, особенно потому, что сквернословие – это не только и не столько проблема культуры. И менее всего проблема культуры. О том, почему сквернословие – зло, чем оно опасно с духовной точки зрения, к каким силам взывает ругающийся, говорят пастыри Русской Православной Церкви, давая и советы, как воздерживаться от сквернословия, как противостоять искушению выругаться.

Сквернословие – это порабощение бесовским силам

– Слово – это универсальный инструмент, который дан нам для общения с людьми, но в словесную форму мы обращаем чаще всего и свою молитву к Богу. Бывает, конечно, такая молитва, как говорит святитель Феофан Затворник, когда мы молимся не словами, а чувством, какой-то мыслью, в слово не оформившейся. Но чаще всего мы всё же обращаемся к Богу словесно. Когда человек использует данный ему дар слова настолько нерассудительно, небрежно, что позволяет себе произносить гневные слова, это и нелогично, и неестественно, ибо, как указывает апостол Иаков, не может из одного источника истекать и горькая, и сладкая вода (ср.: Иак. 3: 11–12). Не может человек одними и теми же устами и Бога прославлять, и кого-то хулить.

Когда человек сквернословит, он оскорбляет не столько свои уста, сколько свое сердце, и потом бывает очень трудно по-настоящему к Богу обращаться.

– Слова не нейтральны. Они взаимосвязаны с окружающим нас миром. В отличие от животных, которых называли в древности безсловесными, человек обладает высшей степенью словесности, разумности. Он может прославить языком Бога, а может кого-то обругать или проклясть. Можно произнести простые слова: «Не знаю этого Человека», – и отречься от Него. А можно сказать: «Я верен Ему даже до смерти!» – и стать мучеником.

Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна!

Один заключенный Соловецкого лагеря особого назначения рассказывал с трепетом о том, как он слышал полноценные ругательства больших мастеров такой ругани среди заключенных в 1936 году. Он говорил, что человек, который так виртуозно ругался, не учился ни в семинарии, ни в духовном училище, но ругался с такими тонкостями и почти невозможным для простого человека знанием догматики и богословия, что становилось видно, что это трансляция мыслей и слов тех страшных сил, которые борются с Богом всегда. Повторение таких слов есть присоединение к той силе, которая именно так воспринимает Бога. Облегченные смыслы и эвфемизмы не устраняют самой сути и силы этих слов. Вот почему надо твердо и ответственно беречься от употребления таких слов и избегать сначала подчинения, а потом порабощения этим бесовским силам.

Сквернословя, мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас – способности слова

– Грех сквернословия, на мой взгляд, страшен тем, что мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас. Этой чертой является, по преподобному Иоанну Дамаскину, способность слова. Соответственно, враг рода человеческого более всего желает исказить в человеке то, через что человек становится Богу подобным. Исказить любовь, исказить чистоту, простоту души. Стремится он исказить и употребление дара слова, отличающего нас от всего иного видимого творения. И борьба против сквернословия – это не борьба против вредной привычки. Это борьба за то, чтобы оставаться христианином.

Как не поддаться искушению сказать гнилое слово

почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Смотреть фото почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Смотреть картинку почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Картинка про почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Фото почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы

– В Священном Писании говорится о том, что надо опасаться праздных слов, надо опасаться гнилых слов. Так, в Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30).

Совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее

Человек должен очень аккуратно относиться к своим словам, поэтому я обычно даю такой совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее. Как в Послании апостола Иакова сказано: кто может обуздать язык, обуздает и все тело (ср.: Иак. 3: 2). Когда человек переходит на медленную речь, ему легче ее контролировать. Он сможет избегать праздных и гнилых слов, клеветнических высказываний.

Мы должны контролировать нашу речь, насколько это возможно. Даже когда мы что-то выговариваем людям, мы должны четко понимать, для чего мы это делаем. Хотим ли мы помочь человеку? Или мы хотим опозорить его или даже погубить? Нам заповедали, что со словами обличения нельзя подходить ни к какому грешнику, если у нас нет слов исправления для этого человека. Вот об этом всегда надо помнить.

– Сквернословие – следствие обуревания сердца нечистыми страстями, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34). Бывает, что в общем-то чистый человек попадает в среду, где господствует сквернословие, – в армию, на стройку и т.п. Требуется употреблять усилие, чтобы не поддаться искушению. Поддался – кайся. Не поддаешься – несешь свой крест исповедания Христа – и помоги тебе, Господи.

– Сквернословие – это большой грех. И не только сквернословие, но и любое грубое, бранное слово. Апостол Павел говорит: «Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29). Совершенно недопустимо засорять свою речь матерной бранью – не только для христианина, но и для человека, у которого просто есть совесть.

Но это не только тяжелый грех, но еще и преступление. Административный Кодекс Российской Федерации нецензурную брань в общественных местах рассматривает как правонарушение – «мелкое хулиганство», которое карается штрафом или административным арестом до 15 суток. Статья эта очень редко применяется, но если найдутся свидетели или попадется дотошный полицейский, то человека могут оштрафовать или отправить на 15 суток. А если нецензурная брань будет высказана в адрес конкретного лица, то это уже оскорбление – преступление не административное, но уголовное. Статья 130 Уголовного Кодекса предусматривает наказание за оскорбление с употреблением нецензурной брани. Как видим, все очень серьезно.

Нельзя легкомысленно относиться к брани. Это всегда оскорбление чувств другого человека, а ведь если кто-то хочет другого человека оскорбить, то оскорбляет что-то для него святое. А самое святое для человека – это его мать или его вера. Оскорбление веры карается у нас теперь по закону. Но и оскорблением матери ты наносишь человеку очень серьезную обиду.

Употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании темных сил

Почему сквернословие для христианина – серьезный грех? Потому что, как, например, пишет епископ Варнава (Беляев), корни сквернословия – в языческом фаллическом культе. Этот культ поклонения всяким мерзостям присутствовал у многих языческих народов. Так что если человек эти слова произносит, даже не желая кого-то обидеть, просто для связки слов, он мало того что оскорбляет мать того человека, к которому обращается – и не только его мать, но, как говорили еще наши предки, он оскорбляет Матерь Божию и нашу землю – три сразу оскорбления. Так вот, он еще волей-неволей читает языческие заклинания фаллического культа. Этот культ связан с языческим поклонением силам плодородия и сопровождался всякими непотребствами. Он был или есть у всех языческих народов, в славянском язычестве в том числе. Он и сейчас практикуется различными родноверами, когда они около фаллического столба пляшут. Так что употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании нечистой силы.

Сквернословя, ты, как христианин, отрекаешься от веры и служишь всяким нечистым инфернальным сущностям. Так что это очень страшное дело.

В течение дня фиксировать, сколько раз ругнулся, а вечером класть за каждое гнилое слово 10 поклонов

Избавиться от привычки к брани сложно. Это страсть, устойчивая греховная зависимость. Один военный дал такой очень хороший совет – а среди военных, к величайшему сожалению, эта страсть распространена. Так вот, он говорил так: «Я в течение дня старался фиксировать, сколько раз ругнулся матом, а потом, придя вечером в казарму, клал за каждый мат 10 поклонов. И когда сделаешь 100 поклонов, мне уже в следующий раз ругаться не хочется». Вот так человек сам себя исправлял. Мне кажется, очень эффективно, когда ты сам фиксируешь свой грех и потом хочешь сам себя наказать за него. Конечно, фиксировать сложно; может быть, стоит какой-то блокнот завести, чтобы в нем отмечать, сколько раз ты не удержался. Но совет мне кажется хорошим.

Невозможно сквернословить и молиться!

почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Смотреть фото почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Смотреть картинку почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Картинка про почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы. Фото почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы

– Грех сквернословия имеет двойную злую особенность. Прежде всего, это грязное осквернение себя самого. Потому что слово велико само по себе. Потому что мы знаем, что слово есть Бог. Бог есть Слово. И «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6). Потому что даже само слово «человек» – русское слово, неправильно иногда трактуемое как составное от «чело» и «век», – значит «словесный». Человек – это значит: «словесный». И славяне – от слова «словесный». Слово – это то, что делает человека человеком, то, что отличает человека от животного. То, что делает человека образом и подобием Божиим. И когда человек это слово начинает унижать, уничтожать, опустошать, то человек самого себя опустошает.

Второе: слово имеет силу. Об этой силе слова прекрасно написал наш великий русский поэт Николай Гумилев:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…

Сквернословие – это разрушение мира. Бог созидает – а человек разрушает

Слово может созидать, и слово может разрушать. Слово Божие – созидательно. И слово человеческое может быть созидательно. Слово святых созидательно. Слова добра и любви очень созидательны. А вот мат и сквернословие – разрушительны. Они несут в себе призрак страшнейшего разрушения мира. Бог созидает, а человек разрушает; Бог строит, а человек уничтожает. И потому сквернословие имеет эти два смысла. А может быть, даже и больше смыслов. Но мне кажется, эти два, о которых я сказал, наиболее опасны.

– Лучше апостола Иакова об этом никто не сказал: «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3: 5–6).

Действительно, лучше не скажешь. Черное слово произнес – и все оскверняется: и тело, и душа. И люди, которые это слышат, тоже оскверняются. Сам не ругаешься матом, например, но находишься среди тех, кто сквернословит, – и через какое-то время чувствуешь себя так, будто тебя дерьмом облили из пульверизатора, – хочется пойти в душ помыться. Потому что, хочешь, не хочешь, но ты все равно эти слова в себя вбираешь, хоть и не произносишь их.

По слову апостола, язык, воспаляясь от геенны, воспаляет и круг жизни. Это воспаление, это гной – духовный гной, который накапливается в ране, потом прорывается. Страшная вещь.

Сквернословие – это антимолитва, это жертва сатане по сути дела. Раз я одному сквернослову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испытываешь никакой трудности, чтобы эти слова произносить. А попробуй хотя бы одну минуту говорить: “Господи, помилуй!” Два слова – всего одну минуту!» И он не смог. Он разозлился и еще меня матом обругал после этого. Вот такой печальный эксперимент. Попроси человека пару минут вместо сквернословия помолиться – хотя бы на спор. Ведь не произнесет даже короткую Иисусову молитву. Будет еще злиться и драться полезет.

Невозможно материться и молиться!

– Сквернословие страшно тем, что человек погружается в мир бесовской одержимости. Произнося скверные и хульные слова, он становится бесовским сосудом и бесовским рупором. Один философ сказал, что мы становимся тем, что мы едим, и мы становимся тем, что мы произносим. Поэтому страшны и сквернословие, и злословие. Потому что человек, говоря гадкие вещи, сам становится подобен им – проще говоря, сам становится гадом.

Я понимаю, почему люди сквернословят. Они сквернословят для того, чтобы не драться, для того, чтобы не набивать друг другу физиономии, но это плохой выход. Это называется черная исповедь, это вывод пара, вывод эмоций, которые на самом деле никуда не уходят, а оседают еще глубже в человеке и его отравляют. В конечном счете могут при определенных условиях спровоцировать его и на преступление.

Единственное средство, чтобы не гневаться и не сквернословить, – это исповедь и молитва. Тем более что Дух Божий и Дух Святой не совместимы со сквернословием, как несовместима с дымом пчела.

И еще один момент: произнося матерные слова, мы унижаем и оскорбляем свою мать; и во-вторых, оскорбляем Матерь Божию. А известно, что Господь наказывает за это. Как шли русские воины на поле Куликово? С молитвой, с духовным песнопением. И в день Рождества Пресвятой Богородицы, Божией Матери, Бог даровал им победу. Почему мы сплошь и рядом проигрывали в сражениях в XIX и XX веках? Потому что шли с матюгами. Вот и получаем по полной программе за это. За неумение хранить свои уста.

Для современного человека, как никогда, важен личный аскетизм, умение воздерживаться. Как никогда, при нынешнем продовольственном изобилии важны посты. И поэтому, слава Богу, проект решения Всеправославного Собора по посту, совсем недавно обнародованный, никак не посягает на его основу. Если при прежнем рискованном земледелии, при том голоде, который периодически начинался, люди находили в себе силы поститься, то нам стыдно не поститься. Понятно, почему люди сквернословят. От обжорства и пьянства. От пьянства, конечно, больше. «Отчего согрешила сестра твоя, Содома, если не оттого, что ела хлеб свой досыта и пресыщения?» – спрашивает Иезекииль.

Вот явные причины сквернословия: распущенность, обжорство, пьянство, ущемленная гордыня, большое количество отрицательных эмоций, с которыми дисциплинированный и нравственный человек с Божией помощью сможет и должен разобраться.

Источник

Как бороться с матом

про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков и
Ната­лья Яра­сова, пси­хо­лог-кон­суль­тант
Мис­си­о­нер­ского отдела Туль­ской епар­хии для «Азбуки веры»

По послед­ним ста­ти­сти­че­ским данным в России 18% опро­шен­ных людей мате­рится еже­дневно и еще 19% — несколько раз в неделю. Социо­логи отме­чают, что упо­треб­ле­ние матер­ных выра­же­ний напря­мую зави­сит от поло­же­ния в стране: чем страш­нее жить, тем больше мате­рятся люди. Это про­ис­хо­дит от того, что они очень напу­ганы и выплес­ки­вают таким спо­со­бом свой страх.

Но мат может быть и «нормой жизни» чело­века. Фор­ми­ро­ва­ние мата как при­вычки начи­на­ется обычно в под­рост­ко­вом воз­расте, или даже в дет­стве. Но если малень­кий ребе­нок слепо повто­ряет матер­ные слова за роди­те­лями, то под­ро­сток с помо­щью мата само­утвер­жда­ется. Это свя­зано с чув­ством неуве­рен­но­сти в себе, в своем буду­щем.

В обще­стве бытует мнение, что матер­щин­ники имеют недо­ста­точ­ный сло­вар­ный запас, чтобы при­лич­ным обра­зом выра­зить свои эмоции. В реаль­но­сти же мате­рятся люди самого раз­ного уровня эру­ди­ции и широты кру­го­зора. И хотя мат больше рас­про­стра­нен среди мало­об­ра­зо­ван­ного насе­ле­ния, в неко­то­рых соци­аль­ных груп­пах даже «на нём раз­го­ва­ри­вают», нельзя объ­яс­нить матер­щину только лишь малым лек­си­че­ским запа­сом.

Зачем и почему люди мате­рятся

Сред­не­ста­ти­сти­че­ский рос­сий­ский матер­щин­ник — это семей­ный муж­чина до 45 лет с высшим обра­зо­ва­нием и довольно высо­ким уров­нем еже­ме­сяч­ного дохода. Среди женщин в 2–3 раза меньше матер­щин­ниц. А почти 80% женщин старше 55 лет кате­го­ри­че­ски не при­ем­лют мат.

Что инте­ресно, муж­чины чаще всего руга­ются матом для защиты — от реаль­ной угрозы, от соб­ствен­ного страха или чтобы скрыть свою зани­жен­ную само­оценку (то есть многие муж­чины мате­рятся, как и под­ростки, для само­утвер­жде­ния).

Так почему же довольно успеш­ные люди нуж­да­ются в таких сло­вес­ных защи­тах? Согласно опро­сам, матер­щин­ники обычно убеж­дены, что мат — это отлич­ный способ снять напря­же­ние и что матер­ная речь лучше дохо­дит до «неко­то­рых», так их лучше пони­мают. Спе­ци­а­ли­сты утвер­ждают, что мат выпол­няет несколько функ­ций:

С точки зрения пси­хо­ло­гии склон­ность к упо­треб­ле­нию мата тесно свя­зана с уров­нем эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта. Поня­тие эмо­ци­о­наль­ного интел­лекта исполь­зуют в прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии для обо­зна­че­ния сово­куп­но­сти навы­ков чело­века, свя­зан­ных со спо­соб­но­стью рас­по­зна­вать и пони­мать эмоции — как свои, так и чужие, а также управ­лять эмо­ци­о­наль­ным состо­я­нием, уста­нав­ли­вать и укреп­лять эмо­ци­о­наль­ные связи.

Эмо­ци­о­наль­ный интел­лект под­ра­зу­ме­вает нали­чие у чело­века сле­ду­ю­щих качеств:

И, в самом деле, заяд­лые матер­щин­ники в боль­шин­стве слу­чаев имеют спе­ци­фи­че­ский эмо­ци­о­наль­ный интел­лект: у них недо­ста­точ­ный уро­вень эмпа­тии, они не имеют при­вычки ста­вить себя на место собе­сед­ника и сочув­ство­вать людям, зача­стую они с нега­ти­вом отно­сятся к окру­жа­ю­щим (даже если пре­зен­туют себя общи­тель­ными людьми), редко пред­ла­гают свою помощь, пре­не­бре­жи­тельно отно­сятся к чув­ствам других людей — даже жены, детей, роди­те­лей.

Воз­можно, читая эти слова, склон­ные к сквер­но­сло­вию люди воз­му­тятся — мол, ничего подоб­ного. Однако такова реаль­ность — боль­шин­ство людей не одоб­ряют мат вообще или, как мини­мум, в обще­ствен­ных местах, но убеж­ден­ных матер­щин­ни­ков это не вол­нует, они отста­и­вают свое право мате­риться где угодно, и так и делают, не счи­та­ясь с жела­ни­ями и чув­ствами окру­жа­ю­щих. В боль­шин­стве горо­дов России мат слышен на улице, в транс­порте, в мага­зи­нах. При­сут­ствие женщин и детей сквер­но­сло­вов не оста­нав­ли­вает, а попытки оста­но­вить ругань могут вызвать агрес­сив­ную реак­цию.

Пси­хо­ло­ги­че­ский эффект мата

Многие матер­щин­ники сдер­жи­ва­ются в обще­ствен­ных местах, однако в своей ком­па­нии исполь­зо­вать мат не стес­ня­ются. Ста­ти­стика неумо­лима — сквер­но­сло­вят люди чаще в домаш­них усло­виях, среди близ­ких. На работе из-за началь­ства, кли­ен­тов или других причин люби­тели нецен­зурно выра­жаться не могут дать себе волю, поэтому «отыг­ры­ва­ются» дома. Во многих семьях, где есть чело­век, руга­ю­щийся матом, на этой почве воз­ни­кает огром­ное коли­че­ство про­блем

В отли­чие от жен­ского мата, кото­рый нередко явля­ется спо­со­бом сбро­сить напря­же­ние «в пустоту», муж­ской мат чаще агрес­си­вен и направ­лен на других людей. Причем, если даже бран­ные слова без­ад­ресны, агрес­сия может про­явиться в ответ на просьбу род­ствен­ни­ков не мате­риться.

«Посто­янно мне грубит»; «мат и бес­ко­неч­ное хам­ство в мою сто­рону»; «мате­рит послед­ними сло­вами»; «во всем меня вино­ва­той делает»; «обма­те­рит, а ты еще и вино­ва­той оста­ёшься»; «обзы­вает матом, гово­рит такие вещи, что врагу не поже­ла­ешь»; «я его скоро воз­не­на­вижу»; «долго тер­пела и пугала раз­во­дом»; «поду­мы­ваю о раз­воде»; «после раз­вода, когда говорю об али­мен­тах и помощи с детьми, мате­рит меня» — это всего несколько при­ме­ров жалоб женщин на пове­де­ние мужей.

Сто­рон­ники мата нередко исполь­зуют в каче­стве аргу­мента иссле­до­ва­ния зару­беж­ных ученых, кото­рые, якобы, дока­зы­вают пользу матер­ных слов.

Пси­хо­логи Ричард Сти­венс и Олли Роберт­сон из Уни­вер­си­тета Кила (Вели­ко­бри­та­ния), про­вели ряд экс­пе­ри­мен­тов, резуль­таты кото­рых были опуб­ли­ко­ваны в жур­нале Frontiers in Psychology. Сна­чала ученые под­твер­дили, что ругань спо­собна ока­зы­вать обез­бо­ли­ва­ю­щий эффект в экс­тре­маль­ных ситу­а­циях. Затем они попы­та­лись опре­де­лить меха­низмы этого явле­ния, про­ве­ряя извест­ные гипо­тезы о том, что обез­бо­ли­ва­ние про­ис­хо­дит за счет эмо­ци­о­наль­ной реак­ции или же за счет отвле­че­ния вни­ма­ния. При этом про­во­дили срав­не­ние реак­ций на тра­ди­ци­он­ный мат, на при­ду­ман­ные новые руга­тель­ства и на нор­маль­ные слова.

В экс­пе­ри­менте при­няли уча­стие 92 доб­ро­вольца, сред­ний воз­раст 27 лет. Им пред­ла­га­лось опу­стить воду в ледя­ную воду и выкри­ки­вать матер­ные слова и слова созвуч­ные им. Когда боль невоз­можно будет тер­петь, испы­ту­е­мым нужно было выдер­нуть руку из холод­ной жид­ко­сти. При этом про­во­ди­лись замеры сер­деч­ной дея­тель­но­сти и опросы. Было уста­нов­лено, что боле­вой порог и устой­чи­вость к боли повы­ша­лись только у тех, кто мате­рился. А вновь создан­ные руга­тель­ства, как и нор­маль­ные слова, не ока­зы­вали вли­я­ния на боле­вой порог и устой­чи­вость к боли. В резуль­тате иссле­до­ва­ния уста­нов­лено, что обез­бо­ли­ва­ние про­ис­хо­дит не за счет отвле­че­ния вни­ма­ния, а, скорее всего, за счет эмо­ци­о­наль­ного воз­буж­де­ния. Причем вновь создан­ные руга­тель­ства вызы­вали эмо­ци­о­нально выра­жен­ную, но скорее юмо­ри­сти­че­скую реак­цию, и это не влияло на вос­при­я­тие боли. Соот­вет­ственно, можно пред­по­ло­жить, что обез­бо­ли­ва­ю­щий эффект связан именно с тем эмо­ци­о­наль­ным воз­буж­де­нием, кото­рое вызы­вает в чело­веке упо­треб­ле­ние матер­ных слов. Бран­ная речь в созна­нии тесно свя­зана с агрес­сив­но­стью, сек­су­аль­но­стью и с юмором, вдо­ба­вок при­сут­ствует соб­ствен­ная эмо­ци­о­наль­ная реак­ция на исполь­зо­ва­ния табу­и­ро­ван­ных, запре­щен­ных в при­лич­ном обще­стве слов. Поскольку зна­чи­мого вли­я­ния юмора на изме­не­ние боле­вого порога и устой­чи­во­сти к боли не выяв­лено, скорее всего, мат ока­зы­вает воз­дей­ствие на вос­при­я­тие боли через агрес­сию, сек­су­аль­ное воз­буж­де­ние и напря­же­ние от совер­ше­ния запрет­ного.

Все это согла­су­ется с физио­ло­гией чело­века: обез­бо­ли­ва­ние вызы­ва­ется выра­бот­кой гор­мо­нов эндор­фи­нов. Эти гор­моны вбра­сы­ва­ются в кровь под воз­дей­ствием трех видов эмоций: гнев, смех, сек­су­аль­ное воз­буж­де­ние.

Рос­сий­ский нев­ро­лог, ней­ро­фи­зио­лог Алек­сандр Будик в беседе на радио Sputnik пояс­нил, что орга­низм вос­при­ни­мает мат как агрес­сию, кото­рая поз­во­ляет частично заглу­шить боль. Обсцен­ная (ненор­ма­тив­ная) лек­сика акти­ви­рует работу цен­траль­ной нерв­ной системы, поскольку агрес­сия при­во­дит орга­низм в состо­я­ние стресса. На фоне стресса чело­век, дей­стви­тельно, может не заме­тить даже очень острую боль. Похо­жее состо­я­ние испы­ты­вают спортс­мены, про­дол­жая бороться даже после полу­че­ния травмы. «Что в обыч­ном состо­я­нии для чело­века будет силь­ная боль, то в воз­буж­ден­ном состо­я­нии он не почув­ствует», — объ­яс­нил врач.

«Юмо­ри­сти­че­ское» вли­я­ние мата, хоть он и не бло­ки­рует боле­вые чув­ства, тоже оче­видно — смех, свя­зан­ный с матом, спо­соб­ствует сбросу напря­же­ния в экс­тре­маль­ных ситу­а­циях.

Рос­сий­ский ученый Л. Китаев-Смык про­во­дил иссле­до­ва­ния пози­тив­ного и нега­тив­ного вли­я­ния матер­ной речи при под­го­товке меж­пла­нет­ного полета, в хирур­ги­че­ском отде­ле­нии Инсти­тута им. Н.В. Скли­фо­сов­ского, в боевых усло­виях на Север­ном Кав­казе и в рос­сий­ских тюрь­мах. В ходе наблю­де­ний ученый со своими еди­но­мыш­лен­ни­ками убе­дился в том, что мат спо­соб­ствует выра­ботке эндор­фи­нов всеми тремя эмо­ци­о­наль­ными путями: мат агрес­си­вен, матер­ные шутки смешны, причем сам мат, по опре­де­ле­нию, осно­ван на грубой сек­су­аль­но­сти. Поэтому мат бло­ки­рует гор­моны стресса и спо­со­бен умень­шить страх и боль. Однако Китаев-Смык под­чер­ки­вает, что сек­су­а­ли­за­ция речи может быть целе­со­об­разна только в ситу­а­ции стресса и только в муж­ской ком­па­нии, а в обы­ден­ной жизни она нано­сит суще­ствен­ный вред.

Несо­мненно, нельзя без­на­ка­занно часто или посто­янно нахо­диться в состо­я­нии агрес­сив­ного стресса или сек­су­аль­ного воз­буж­де­ния. Это вредно для орга­низма, так как создает лишнюю нагрузку на нерв­ную и сер­деч­но­со­су­ди­стую системы. Посто­ян­ное упо­треб­ле­ние мата под­дер­жи­вает в пси­хике чело­века более или менее выра­жен­ную фоно­вую сек­су­ально-окра­шен­ную агрес­сив­ность, а это может в опре­де­лен­ной сте­пени исто­щить нерв­ную систему.

Вдо­ба­вок было уста­нов­лено, что мат с его эро­ти­че­ской подо­плё­кой спо­соб­ствует выра­ботке муж­ских гор­мо­нов андро­ге­нов. У мужчин избы­точ­ная выра­ботка андро­ге­нов может остаться без серьез­ных нега­тив­ных послед­ствий, однако жен­скому орга­низму допол­ни­тель­ная выра­ботка андро­ге­нов нано­сит одно­знач­ный вред. Не менее опасен мат для детей и под­рост­ков. Грубые сек­су­аль­ные руга­тель­ства вредно влияют на ста­нов­ле­ние неокреп­шей пси­хики ребенка.

Мат — это всегда эмо­ци­о­нально окра­шен­ная речь: даже при иллю­зии «спо­кой­ного» исполь­зо­ва­ния бран­ных слов перед самым их упо­треб­ле­нием, в момент выбора слов, есть побуж­де­ние, крат­ко­вре­мен­ное эмо­ци­о­наль­ное пере­жи­ва­ние. При исполь­зо­ва­нии мата это агрес­сивно-сек­су­аль­ное побуж­де­ние. И посред­ством эмо­ци­о­наль­ного зара­же­ния мат ока­зы­вает силь­ное вли­я­ние на тех, кто нахо­дится рядом с мате­ря­щимся.

Многие люди болез­ненно вос­при­ни­мают мат. Кто-то счи­тает, что мат — это при­знак низ­кого уровня куль­туры, кто-то убеж­ден в его пси­хи­че­ской и духов­ной опас­но­сти. Столк­но­ве­ние с матер­щин­ни­ками у таких людей вызы­вает состо­я­ние дис­ком­форта, тре­вож­но­сти, даже если мате­рятся не в их адрес. Чело­век, «настро­ен­ный» на чистоту речи от бран­ных слов может даже забо­леть, если вынуж­ден при­сут­ство­вать рядом с посто­янно бра­ня­щимся матер­щин­ни­ком.

О том, какое вли­я­ние матер­ная речь ока­зы­вает на пси­хику самого чело­века, хорошо сказал доктор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щего кафед­рой пси­хо­ло­гии и педа­го­гики Алтай­ской ака­де­мии эко­но­мики и права Борис Алек­се­е­вич Сос­нов­ский: «Какова речь — таково и мыш­ле­ние. И что пло­хого, что я матом руга­юсь? Да у меня пси­хика уже вся другая. Вместо того, чтобы опи­сать нечто кра­си­вое, я сказал — такая-то мать. И все закры­лось. Нет ничего, ничего больше не вижу. Нет всех нюан­сов. Мне нра­вится, как над этим явле­нием изде­ва­лись Ильф и Петров. К при­меру, образ Эллочки Людо­едочки. Неболь­шого сло­вар­ного запаса ей хва­тало, чтобы обхо­диться в мире. То же самое и с матом. Огра­ни­че­ния, кото­рые накла­ды­вает эта лек­сика на пси­хику, потря­са­ю­щие. Это гигант­ские потери. Про­ис­хо­дит не только редук­ция речи, но и редук­ция мысли, чело­ве­че­ской пси­хики. В данной связи мат не уни­ка­лен. При­кольно, клёво. Если бы эти слова засо­ряли только язык. Они засо­ряют пси­хику. Это потеря лич­ност­ная».

Неко­то­рые иссле­до­ва­ния под­тал­ки­вают к мысли, что мат акти­ви­зи­рует в мозге иные отделы, чем весь осталь­ной сло­вар­ный запас. По словам Ричарда Сти­венса, автора книги «Белая ворона: почему хорошо быть плохим», об иссле­до­ва­ниях кото­рого уже шла речь, мозг обра­ба­ты­вает брань иначе, чем обыч­ную речь. За послед­нюю отве­чают кора голов­ного мозга и ряд кон­крет­ных участ­ков в его левом полу­ша­рии, в то время как брань ассо­ци­и­ру­ется с более «при­ми­тив­ными» отде­лами мозга. «У людей, стра­да­ю­щих афа­зией (нару­ше­ни­ями сфор­ми­ро­вав­шейся речи), обычно есть повре­жде­ния левого полу­ша­рия мозга и затруд­не­ния с речью. Но есть и немало опи­сан­ных слу­чаев афазии, при кото­рых паци­енты могли довольно сво­бодно поль­зо­ваться сте­рео­ти­пи­че­ским языком — то есть петь песни или сквер­но­сло­вить», — гово­рит Сти­венс. «Иссле­до­ва­ния паци­ен­тов с син­дро­мом Туретта, при кото­ром иногда наблю­да­ется импуль­сив­ное вле­че­ние к брани, дают осно­ва­ния пола­гать, что матер­ная ругань свя­зана с более глу­бо­кими отде­лами мозга — с его под­кор­ко­выми ядрами».

Рос­сий­ские медики давно обна­ру­жили, что когда чело­век вос­ста­нав­ли­ва­ется после инсульта или инфаркта, пер­выми сло­вами у него нередко бывают матер­ные. Это такая при­ми­тив­ная речь, поз­во­ля­ю­щая рабо­тать мозгу по упро­щен­ной схеме, вдо­ба­вок снижая страх и вос­при­я­тие боли.

Духов­ное осмыс­ле­ние мата

Про­блема мата тре­бует и духов­ной оценки. «От избытка сердца гово­рят уста» ( Мф.12:34 ) — утвер­жда­ется в Свя­щен­ном Писа­нии. Если сердце чело­века обу­ре­вают нечи­стые стра­сти, то они неми­ну­емо выплес­ки­ва­ются наружу. Про­яв­ляться это может как в словах, так и в дей­ствиях. Слово — это, с одной сто­роны, дело про­стое, но в то же время и слож­ное. Каза­лось бы, что может быть проще ска­зать что-то, бол­тать — не мешки тас­кать. Но послед­ствия у всего лишь одного слова могут быть очень раз­ными. Слово может быть сози­да­тель­ным, а может быть и раз­ру­ши­тель­ным. Одним всего лишь словом можно выра­зить любовь, и также одним словом объ­явить войну. Слово живо­тво­рит и слово уби­вает.

Сквер­но­сло­вие — это раз­ру­ши­тель­ное слово. Вот, что гово­рит об этом апо­стол Иаков: «Так и язык — неболь­шой член, но много делает. Посмотри, неболь­шой огонь как много веще­ства зажи­гает! И язык — огонь, при­краса неправды; язык в таком поло­же­нии нахо­дится между чле­нами нашими, что осквер­няет все тело и вос­па­ляет круг жизни, будучи сам вос­па­ляем от геенны» ( Иак.3:5–6 ). Неве­ро­ятно глу­бо­кая и точная оценка того, как много значит и может слово. Это неуди­ви­тельно, ведь «словом Гос­под­ним небеса утвер­ди­шася, и духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 ). Бог сотво­рил все сущее Словом. Чело­век, создан по образу и подо­бию Божию, наде­лен даром слова и должен заду­мы­ваться о том, что про­из­но­сит. Неда­ром гласит народ­ная муд­рость: «слово не воро­бей, выле­тит — не пой­ма­ешь». Гос­подь Иисус Хри­стос ука­зы­вает на стро­гость Суда Божьего за сквер­но­сло­вие: «Вы слы­шали, что ска­зано древним: «не убивай, кто же убьет, под­ле­жит суду». А Я говорю вам, что всякий, гне­ва­ю­щийся на брата своего напрасно, под­ле­жит суду; кто же скажет брату своему: «рака», под­ле­жит синед­ри­ону; а кто скажет: «безум­ный», под­ле­жит геенне огнен­ной» ( Мф.5:21-22 ).

Доброе слово дает добрый плод, худое слово — худой плод, а сквер­но­сло­вие не может дать ничего, кроме скверны, кото­рая осквер­няет, в первую оче­редь того, кто его про­из­но­сит. Также оно дей­ствует и на окру­жа­ю­щих.

Совре­мен­ные иссле­до­ва­тели отно­сят про­ис­хож­де­ние мата к язы­че­ским вре­ме­нам. Мат был частью закли­на­ний, обра­щен­ных к язы­че­ским боже­ствам, матер­ные слова были свя­заны с риту­аль­ным при­зва­нием демо­нов. Его исполь­зо­ва­ние в оби­ходе, осо­бенно дома, было недо­пу­стимо, так как могло навлечь беду. Вот что пишет об этом гнус­ном пороке епи­скоп Вар­нава (Беляев): «Сквер­но­сло­вие — гнус­ный порок, кото­рый в Свя­щен­ном Писа­нии при­рав­ни­ва­ется к смерт­ному греху ( Еф.5:4-5 ). От него стонет Земля Рус­ская, им рас­тлены души… Сквер­ные чудо­вищ­ные пред­ло­же­ния суть на самом деле «свя­щен­ные», «молит­вен­ные» фор­мулы, обра­щен­ные к срам­ным демо­нам. Хри­сти­а­нин! Упо­треб­ляя их, кому ты слу­жишь вместо Бога! Ты не просто совер­ша­ешь лег­ко­мыс­лен­ное дело, не просто грубую шутку допус­ка­ешь, но ты про­из­но­сишь страш­ные закли­на­ния, ты накли­ка­ешь и при­вле­ка­ешь гнус­ней­ших бесов, ты в это время сатане при­но­сишь про­ти­во­есте­ствен­ную сло­вес­ную жертву. Ты дела­ешься, не зная и не желая этого, кол­ду­ном, магом, чаро­деем».

К сожа­ле­нию, склон­ность людей к сле­до­ва­нию стра­стям не всегда усми­ря­ется настав­ле­ни­ями Церкви. Поэтому в XV веке на Руси необ­хо­ди­мость огра­ни­чить пагуб­ное вли­я­ние мата при­вела к появ­ле­нию пер­вого зако­но­да­тель­ного запрета на матер­ные выра­же­ния. Его ввел вели­кий князь Васи­лий III еще в 1480 году. Его сын Иван Гроз­ный велел «кли­кать по торгам», чтобы мос­ко­виты «матерны бы не бра­ни­лись и вся­кими б непо­треб­ными речами сквер­ными друг друга не уко­ряли».

Однако люди про­дол­жали мате­риться. Извест­ный автор рас­ска­зов о своем путе­ше­ствии с посоль­ством в Россию немец Адам Оле­а­рий в XVII веке писал: «Малые дети, еще не уме­ю­щие назвать ни Бога, ни мать, ни отца, уже имеют на устах непо­треб­ные слова». Несмотря на то, что записи Оле­а­рия явно пред­взяты и служат цели пока­зать Россию стра­ной диких вар­ва­ров, не стоит сомне­ваться, что про­блема мата в нашей стране стояла остро, так как на это ука­зы­вают и другие источ­ники.

Позд­нее законы пред­пи­сы­вали более суро­вые нака­за­ния за матер­щину. В 1648 году царь Алек­сей Михай­ло­вич издал указ, чтобы «песней бесов­ских не пели, матерны и всякою непо­треб­ной лаею не бра­ни­лися… А которы люди учнут кого бра­нить матерны и всяко лаею — и тем людям за такие супро­тив­ные хри­сти­ан­скому закону за неистов­ства быти от Нас в вели­кой опале и в жесто­ком нака­за­ньи».

Законы, вве­ден­ные Петром I, допус­кали острог и физи­че­ское нака­за­ния для того, «кто дру­гого не оду­мав­шись с сердца, или опа­мя­то­ва­ясь, бран­ными сло­вами выбра­нит», если он не рас­ка­ется и не попро­сит хри­сти­ан­ского про­ще­ния, или не запла­тит день­гами, если «жестоко бранил».

Если же брань была матер­ной и оскор­би­тель­ной для веры, то нака­за­ние было жесто­ким: «кто Пре­свя­тую Матерь Божию Деву Марию и святых руга­тель­ными сло­вами поно­сит», «кто имя Божие… и службу Божию поно­сит, и руга­ется слову Божию и святым таин­ствам… хотя сие в пиан­стве или трез­вом уме учи­нится: тогда ему язык рас­ка­лен­ным желе­зом про­жжен, и потом отсе­чена голова да будет».

Должно осо­зна­вать, что матер­щина осно­вана, в первую оче­редь, на гнусно-оскор­би­тель­ном упо­треб­ле­нии слова «мать». То, что дорого чело­веку, что явля­ется для него одним из самых высо­ких поня­тий, низ­во­дится до цинич­ного, вуль­гар­ного и уни­чи­жи­тель­ного упо­треб­ле­ния. А.П. Чехов писал: «Сколько ост­ро­умия, злости и душев­ной нечи­стоты потра­чено, чтобы при­ду­мать эти гадкие слова и фразы, име­ю­щие целью оскор­бить и осквер­нить чело­века во всем, что ему свято, дорого и любо».

А поскольку мат имеет риту­аль­ное про­ис­хож­де­ние, то направ­лен он не против некой абстракт­ной матери, а, в первую оче­редь, против Той, кто наи­бо­лее дорога хри­сти­а­нину — Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Неуди­ви­тельно, что ярые матер­щин­ники не спо­собны к дея­тель­ной и осо­знан­ной молитве. Нельзя одними и те же устами при­зы­вать имя Божие и Его Пре­чи­стой Матери и мате­риться.

Свя­щен­ник Алек­сандр Шум­ский опи­сы­вает один инте­рес­ный опыт: «Раз я одному сквер­но­слову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испы­ты­ва­ешь ника­кой труд­но­сти, чтобы эти слова про­из­но­сить. А попро­буй хотя бы одну минуту гово­рить: «Гос­поди, поми­луй!» Два слова — всего одну минуту!» И он не смог. Он разо­злился и еще меня матом обру­гал после этого. Вот такой печаль­ный экс­пе­ри­мент. Попроси чело­века пару минут вместо сквер­но­сло­вия помо­литься — хотя бы на спор. Ведь не про­из­не­сет даже корот­кую Иису­сову молитву. Будет еще злиться и драться поле­зет».

Но если в раз­го­вор­ной речи мат еще может быть связан с крат­ко­вре­мен­ным эмо­ци­о­наль­ным поры­вом, то исполь­зо­ва­ние мата в пись­мен­ной речи явно сви­де­тель­ствует об уко­ре­не­нии стра­сти.

С широ­ким рас­про­стра­не­нием кни­го­пе­ча­та­ния и появ­ле­нием раз­лич­ных жур­на­лов и газет про­блема мата остро встала и для пись­мен­ного слова. Неофи­ци­ально еще в XVIII веке исполь­зо­ва­ние бран­ных слов в печат­ных книгах и т.п. счи­та­лось недо­пу­сти­мым. А в XIX веке в нашей стране появился новый госу­дар­ствен­ный орган — цен­зура. Помимо идей­ной про­верки тек­стов, цен­зура не пус­кала в печать и матер­ную лек­сику. Именно с того вре­мени мат назы­вают еще и «нецен­зур­ной лек­си­кой».

Что делать матер­щин­ни­кам и как жить со сквер­но­сло­вом

Все­сто­ронне рас­смот­рев про­блему мата и сквер­но­сло­вия, необ­хо­димо дать совет тем, кто, будучи под­вер­жен гнус­ному пороку, хочет иско­ре­нить его из своей жизни.

Каждый чело­век, поз­во­ля­ю­щий себе хотя бы иногда матер­ное словцо, оправ­ды­ва­ясь стрес­сом, должен задать себе вопрос: можно ли исполь­зо­вать крат­ко­вре­мен­ный боле­уто­ли­тель, если при этом раз­ру­ша­ешь свою душу? Воз­мож­ный обез­бо­ли­ва­щий и обес­стра­ши­ва­ю­щий эффект мата слиш­ком крат­ко­вре­мен­ный. А духов­ный вред матер­ной речи — огро­мен. Пагуб­ное воз­дей­ствие на пси­хику, на душу чело­века ока­зы­вает и мат сам по себе, и та сек­су­ально-окра­шен­ная агрес­сия, кото­рую он с собой несет. Поэтому, несо­мненно, стоит пре­не­бречь воз­мож­ными «выго­дами» мата. «Ибо что пользы чело­веку при­об­ре­сти весь мир, а себя самого погу­бить или повре­дить себе?» ( Лк.9:24-25 )

Как и всякий грех, сквер­но­сло­вие тре­бует искрен­него пока­я­ния и твер­дого наме­ре­ния больше не гре­шить. Испо­ведь — первым делом. Молитва очень важна. Во-первых, молить Гос­пода помочь изба­виться от греха сквер­но­сло­вия. Во-вторых, в тот самый момент, когда с языка готово уже сорваться бран­ное слово, нужно в уме про­из­не­сти Иису­сову молитву или хотя бы корот­кое «Гос­поди, поми­луй». В‑третьих, быть очень вни­ма­тель­ными к соб­ствен­ным мыслям. Многие люди, не про­из­нося мат устами, в уме мате­рятся как сапож­ники.

Ото­всюду должно иско­ре­нять мат — с языка, из ума, из сердца. Будучи своего рода анти­мо­лит­вой, мат иско­ре­няем молит­вой, пока­я­нием и воз­дер­жа­нием языка. Нужно дер­жать в уме настав­ле­ние апо­стола Павла: «Ника­кое гнилое слово да не исхо­дит из уст ваших, а только доброе для нази­да­ния в вере, дабы оно достав­ляло бла­го­дать слу­ша­ю­щим. И не оскорб­ляйте Свя­таго Духа Божия, Кото­рым вы запе­чат­лены в день искуп­ле­ния» ( Еф.4:29-30 ).

Если затруд­ни­тельно сразу раз и навсе­гда пере­стать мате­риться, то весьма полез­ным будет начать хотя бы с обя­за­тель­ства обуз­ды­вать свой язык в дни мно­го­днев­ных постов. Мат, будучи гнус­ной при­выч­кой, будет иско­ре­няться, встре­чая сопро­тив­ле­ние ума.

Серьез­ной про­бле­мой явля­ется нали­чие в семье матер­щин­ника. Как пра­вило, это муж, хотя и жены нынче не сильно отстают от супру­гов. Бороться с матом в семье необ­хо­димо. Для того чтобы выбрать стра­те­гию пове­де­ния с матер­щин­ни­ком, нужно оце­нить ситу­а­цию: понять отно­ше­ние чело­века к мату и его готов­ность сопро­тив­ляться пороку.

Можно выде­лить несколько вари­ан­тов матер­щины.

При этом стоит учи­ты­вать, хочет ли чело­век избав­ляться от мата (хочет, но пока не полу­ча­ется) или же не хочет, осо­бенно, если попытки оста­но­вить мат при­во­дят к агрес­сив­ной реак­ции и опас­но­сти наси­лия.

Если чело­век не про­яв­ляет агрес­сии, то воору­жив­шись аргу­мен­тами данной статьи, стоит пытаться вра­зум­лять матер­щин­ника. Если удастся зало­жить зерно сомне­ния в его душу, то оно может дать добрые всходы. Тогда нема­лое зна­че­ние будет играть жела­ние самого матер­щин­ника изба­виться от греха. Хотя бы малое, даже просто выска­зан­ное, при долж­ном усер­дии оно при­не­сет плоды.

Если матер­щин­ник упор­ствует в своем грехе, оста­но­вить мат не уда­ется, но он не напа­дает агрес­сивно на других людей, то можно поста­раться отне­стись к этому, как к испы­та­нию соб­ствен­ной души, к тому, удастся ли удер­жать самого себя от стра­стей гнев­ли­во­сти, обиды и т.п., взра­щи­вать в себе тер­пе­ние, сми­ре­ние. Сми­ре­ние в данном случае не озна­чает совер­шен­ное при­ня­тие мата как нормы и мол­ча­ли­вое согла­сие с ним. Необ­хо­димо молиться, осо­бенно в моменты иску­ше­ний, и за самого матер­щин­ника. Особо усердно нужно молиться, если мат непо­сред­ственно связан с кощун­ством, оста­но­вить кото­рое чело­век не в силах. Про­из­не­се­ние в уме Иису­со­вой молитвы будет пра­виль­ным отве­том на мат.

Если же сквер­но­слов агрес­си­вен и мат — актив­ная сто­рона домаш­него наси­лия, то стоит рас­смат­ри­вать ситу­а­цию именно как про­блему наси­лия. (Домаш­нее наси­лие: хри­сти­ан­ское осмыс­ле­ние)

Очень важно пом­нить, что нельзя ста­вить знак равен­ства между матом и матер­щин­ни­ком. Бороться надо с грехом, а не с чело­ве­ком. Мат — это порок, гре­хов­ная страсть. Ведь собрав волю в кулак, при­неся пока­я­ние в сквер­но­сло­вии и укре­пив­шись молит­вой, чело­век может навсе­гда побе­дить грех. Лишь бы было жела­ние.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *