почему нельзя ругаться матом объясняют святые отцы
Почему нельзя ругаться матом: мнение священника
Какие слова произносить не стоит? Об этом повествует Православие. Однако современные люди все больше защищают сквернословие, определяя это тем, что мат привносит в русский язык особенный тон, является частью нашей речи и культуры. Но православная церковь считает недостойным произносить вслух мат. И вот почему.
Что говорит Православие
Григорий Геронимус (батюшка Всемилостивого Спаса в Митино) комментирует: «Человек – сильное духом существо. Так повествует христианство. По-другому царь мироздания и венец творения. Человек обладает великим могуществом над миром. Большая часть его принадлежит людям. Чаще эта сила выражается не столько как физическая, сколько интеллектуальная. А ум человека и его сознание напрямую зависят от слова».
Чем опасно сквернословие
Плохие слова вызывают внутренне разрушение, они несут отрицательную силу, приносят вред и страдания. Такие слова, сказанные в шутку, приносят немалые терзания: посыл грязнее, а душа становится грубее. Некоторые родители, услышав от ребенка мат, заставляют его мыть рот с мылом. Можно смело сказать, по мнению священника, что такое наказание является отражением сути человека, ругающимся матом.
Если есть такая привычка, лучше от нее избавится, как можно быстрее. Не прибегая к лексике мата, можно выразить любую мысль или сильную эмоцию, остановить хама. Русский язык переполнен достойными выражениями, способными выразить чувства. Мы же зажимаем нос, когда дурно пахнет, и не лезем в грязь на улице? Так же и со сквернословием. Да, это часть нашего языка, но лучше обходить его стороной и не использовать такие слова в общении.
Есть места, в которых люди не ругаются матом, а разговаривают на нем – тюрьмы. Но и там человек способен обходится без мата.
Таких людей никто не презирает, не оскорбляет и не унижает. А наоборот – уважает за проявленную чистоту русского языка.
Как перестать сквернословить и одолеть пагубную привычку выругаться, подскажет психолог.
А как Вы относитесь к людям, ругающимся матом, и употребляете ли Вы в своем языке мат?
Что нам говорит православие о матерной брани
Святитель Иоанн Златоуст наставлял: «Не подобает, братие, православным христианам ругаться во брани, понеже есть Мати Божия». Матерящийся оскорбляет, во-первых, Пресвятую Деву Марию Богородицу, во-вторых, землю-мать, а в третьих, собственную мать. Хулитель, пока не раскается, считает Иоанн Златоуст, не должен даже входить в храм, прикладываться к иконам, кресту, подходить к причастию.
Необходимо сознавать, что речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы и Сам Господь.
Неужели не остережемся от сквернословия, чтобы срамной речью не оскорбить Ангелов, не доставить радование бесам и не прогневить этим Бога?
И в русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками.
Для убедительности того, как мерзостен перед Богом грех сквернословия, приведем несколько примеров явного наказания Божия за дерзкое срамословие.
Свящ. Порфирий Амфитеатров вспоминал:
«На первых порах своей пастырской службы я усмотрел, что мои прихожане, помимо многих других нравственных недостатков, особенно заражены были привычкой к сквернословию. Немедленно начав борьбу с разного рода пороками своих пасомых, я особенно ополчился против их сквернословия. Обличал и бичевал этот порок. Благие результаты борьбы сказались: сквернословие сперва перестало оглашать улицы, а потом стало и совсем исчезать. Но вот, гуляя по своему саду, я был неприятно изумлен и возмущен ужасной матерщиной, разражавшейся на дороге. Я увидел парня лет 16, Василия, который, бичуя палкой волов, осыпал их отборным сквернословием.
На мои обличения парень оправдывался, что его раздражали волы, медленно тащившие бочку с бардой, и что он и рад бы не сквернословить, да не может сладить с собой. Объяснив гнусность и греховность сквернословия, я постарался внушить парню немедленно и навсегда оставить свою дурную привычку, чтобы не подвергнуться гневу Божию. Парень на мои увещевания должного внимания не обратил и в тот же день подвергся грозному наказанию Божию.
Направляясь с бардой вторично из винокуренного завода в барскую усадьбу, парень по-прежнему начал осыпать волов ударами и сквернословием. Вдруг раздался треск, бочка лопнула, и кипящая барда обдала парня с головы до ног. Страдания и стоны его были услышаны. Немедленно он был отправлен в больницу, где пролежал около трех месяцев. По выходе его из больницы я беседовал с ним по поводу постигшего его несчастья, которое он сам всецело приписывает праведной каре Божией за грех сквернословия». (Свящ. Порфирий Амфитеатров, Корм. 1905г.).
Вслед за святым крещением через помазание освященным миром на уста крещаемого налагается печать даров Святого Духа.
Срамословием оскорбляется Дух Святой, освятивший уста христианина для употребления их во славу Божию. Оскверняясь сквернословием, человек отталкивает от себя Духа Божия.
По слову Христа Спасителя «за всякое праздное слово люди дадут ответ в день Суда» (Мф. 12, 36).
Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской Академии наук под руководством Петра Горяева пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Причем ДНК не разбирается, общаемся ли мы с живым человеком или с героем телеэкрана. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.
Матерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает бесов на помощь и получает от них силу и жестокость. Но долги приходиться платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде пьянства, курения, половой распущенности. Все звенья этой порочной цепи поддерживают друг друга и ведут к смерти духовной и телесной.
Надо помнить великую значимость слова. Однажды произнесенное, оно уже не исчезает, а уходит в бесконечную память Божию и на Суде нам будет предъявлено.
Человек, имея образ Божий, наделен даром слова в образ безначального Слова. По замыслу Творца человеку дано слово, прежде всего для молитвенного обращения к Своему Небесному Родителю, общения с людьми на началах любви и мира, а также для реализации своих творческих талантов. Человек, который сквернословит, использует этот особый дар для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь. Этим он оскверняет в себе образ Божий.
Церковь предупреждает, что злоречивые. Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 10)
Неустойчив, хрупок мир в семье сквернослова. Брань возбуждает и раздражает человека. Но самое большое несчастье в такой семье — это судьбы детей. Дети, слыша грязную речь, сами приучаются сквернословить. Умственное развитие таких детей заторможено. Чем раньше внимание ребенка обратится к половой сфере, тем более в таком низменном и примитивном отображении, тем медленнее будет идти его духовное и умственное развитие.
Те родители, которые не стесняются в выражениях, должны помнить, что сквернословие, уничтожая в ребенке чувство стыда, является мостиком к последующим преступлениям.
Ведь изгоняя из дома стыд, эти родители изгоняют и лучшего воспитателя. «Ибо стыд часто больше страха обучал избегать дел несообразных» (святитель Григорий Нисский). Пусть они не ищут потом виноватых, в случае несчастья с сыном или дочерью, — они сами запланировали его.
«В 1711 году, в апреле месяце, один монастырский старец, по имени Иаков, внимательно слушал Божественную литургию и старался отрешиться мыслию от всего земного.
Тихо стоял он в молитвенном умилении. Вдруг, при возгласе: «Со страхом Божиим и верою Приступите», он упал ниц и лежал долгое время без чувств. Когда же он пришел в себя, то рассказал следующее:
При взгляде на образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Одигитрия», его вдруг объял страх. Что с ним дальше было — он не помнит, лишь помнит одно, как предстал пред ним праведный Симеон и, прикоснувшись к нему, сказал: «Встань, пойди и объяви всем, чтобы воздерживались от сквернословия и от слов бранных, иначе Господь пошлет на людей и на скот их голод и мор. Пусть все усердно молятся Господу, Его Пречистой Матери и всем святым, пусть весь народ отслужит молебное пение об отвращении гнева Божия».
Кроме того праведный Симеон приказал Иакову рассказать о сем архимандриту и воеводе, дабы люди раскаялись в своих прегрешениях и молились бы об избавлении от праведного гнева Божия, что и было исполнено всеми с величайшим усердием».
Нам только кажется, что сегодня мы сильны и независимы со своим научно-техническим прогрессом. Что способны строить свое благополучие исключительно по своему желанию. Но что мы можем, если Господь за наше нечестие не даст нам Своей благодати, не благословит наши труды? От нашей, как нам кажется, небольшой, слабости страдает вся наша жизнь.
И личная, и семейная, и государственная. Поэтому, устраивая эту жизнь, прежде всего послушаемся голоса Церкви, говорящей нам через апостола Павла: Отложите. сквернословие уст ваших (Кол. 3,8).
Впрочем, чем более молитв, священных и духовных текстов произносит и читает человек, тем проще и естественнее ему бывает отказаться от грубых слов. Потому что, как говорит Апостол, не может (не должно) из одних уст исходить благословение и проклятие, как один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак. 3,12).
Почему сквернословие – огромное зло?
Ответы пастырей
Увы, уровень культуры речи сегодня так катастрофически низок, что к «ненормативной лексике», как именуется брань в лингвистике, не стыдятся прибегать ни политики в публичных выступлениях, ни журналисты, что уж говорить о «простых смертных»: многие по-матерному разговаривают, умудряясь почти не прибегать к иным словам. Все это очень печально, особенно потому, что сквернословие – это не только и не столько проблема культуры. И менее всего проблема культуры. О том, почему сквернословие – зло, чем оно опасно с духовной точки зрения, к каким силам взывает ругающийся, говорят пастыри Русской Православной Церкви, давая и советы, как воздерживаться от сквернословия, как противостоять искушению выругаться.
Сквернословие – это порабощение бесовским силам
– Слово – это универсальный инструмент, который дан нам для общения с людьми, но в словесную форму мы обращаем чаще всего и свою молитву к Богу. Бывает, конечно, такая молитва, как говорит святитель Феофан Затворник, когда мы молимся не словами, а чувством, какой-то мыслью, в слово не оформившейся. Но чаще всего мы всё же обращаемся к Богу словесно. Когда человек использует данный ему дар слова настолько нерассудительно, небрежно, что позволяет себе произносить гневные слова, это и нелогично, и неестественно, ибо, как указывает апостол Иаков, не может из одного источника истекать и горькая, и сладкая вода (ср.: Иак. 3: 11–12). Не может человек одними и теми же устами и Бога прославлять, и кого-то хулить.
Когда человек сквернословит, он оскорбляет не столько свои уста, сколько свое сердце, и потом бывает очень трудно по-настоящему к Богу обращаться.
– Слова не нейтральны. Они взаимосвязаны с окружающим нас миром. В отличие от животных, которых называли в древности безсловесными, человек обладает высшей степенью словесности, разумности. Он может прославить языком Бога, а может кого-то обругать или проклясть. Можно произнести простые слова: «Не знаю этого Человека», – и отречься от Него. А можно сказать: «Я верен Ему даже до смерти!» – и стать мучеником.
Употребляемые многими людьми сквернословия – это эвфемизмы, то есть не договоренные до конечного смысла слова, только намеки, полуназвания. А откровенная ругань без прикрас – страшна и ужасна!
Один заключенный Соловецкого лагеря особого назначения рассказывал с трепетом о том, как он слышал полноценные ругательства больших мастеров такой ругани среди заключенных в 1936 году. Он говорил, что человек, который так виртуозно ругался, не учился ни в семинарии, ни в духовном училище, но ругался с такими тонкостями и почти невозможным для простого человека знанием догматики и богословия, что становилось видно, что это трансляция мыслей и слов тех страшных сил, которые борются с Богом всегда. Повторение таких слов есть присоединение к той силе, которая именно так воспринимает Бога. Облегченные смыслы и эвфемизмы не устраняют самой сути и силы этих слов. Вот почему надо твердо и ответственно беречься от употребления таких слов и избегать сначала подчинения, а потом порабощения этим бесовским силам.
Сквернословя, мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас – способности слова
– Грех сквернословия, на мой взгляд, страшен тем, что мы погрешаем против одной из черт подобия Божиего в нас. Этой чертой является, по преподобному Иоанну Дамаскину, способность слова. Соответственно, враг рода человеческого более всего желает исказить в человеке то, через что человек становится Богу подобным. Исказить любовь, исказить чистоту, простоту души. Стремится он исказить и употребление дара слова, отличающего нас от всего иного видимого творения. И борьба против сквернословия – это не борьба против вредной привычки. Это борьба за то, чтобы оставаться христианином.
Как не поддаться искушению сказать гнилое слово
– В Священном Писании говорится о том, что надо опасаться праздных слов, надо опасаться гнилых слов. Так, в Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4: 29–30).
Совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее
Человек должен очень аккуратно относиться к своим словам, поэтому я обычно даю такой совет людям гневливым: если раздражение подходит, то старайтесь говорить как можно медленнее. Как в Послании апостола Иакова сказано: кто может обуздать язык, обуздает и все тело (ср.: Иак. 3: 2). Когда человек переходит на медленную речь, ему легче ее контролировать. Он сможет избегать праздных и гнилых слов, клеветнических высказываний.
Мы должны контролировать нашу речь, насколько это возможно. Даже когда мы что-то выговариваем людям, мы должны четко понимать, для чего мы это делаем. Хотим ли мы помочь человеку? Или мы хотим опозорить его или даже погубить? Нам заповедали, что со словами обличения нельзя подходить ни к какому грешнику, если у нас нет слов исправления для этого человека. Вот об этом всегда надо помнить.
– Сквернословие – следствие обуревания сердца нечистыми страстями, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12: 34). Бывает, что в общем-то чистый человек попадает в среду, где господствует сквернословие, – в армию, на стройку и т.п. Требуется употреблять усилие, чтобы не поддаться искушению. Поддался – кайся. Не поддаешься – несешь свой крест исповедания Христа – и помоги тебе, Господи.
– Сквернословие – это большой грех. И не только сквернословие, но и любое грубое, бранное слово. Апостол Павел говорит: «Никакое слово гнилое да не исходит из уст ваших» (Еф. 4: 29). Совершенно недопустимо засорять свою речь матерной бранью – не только для христианина, но и для человека, у которого просто есть совесть.
Но это не только тяжелый грех, но еще и преступление. Административный Кодекс Российской Федерации нецензурную брань в общественных местах рассматривает как правонарушение – «мелкое хулиганство», которое карается штрафом или административным арестом до 15 суток. Статья эта очень редко применяется, но если найдутся свидетели или попадется дотошный полицейский, то человека могут оштрафовать или отправить на 15 суток. А если нецензурная брань будет высказана в адрес конкретного лица, то это уже оскорбление – преступление не административное, но уголовное. Статья 130 Уголовного Кодекса предусматривает наказание за оскорбление с употреблением нецензурной брани. Как видим, все очень серьезно.
Нельзя легкомысленно относиться к брани. Это всегда оскорбление чувств другого человека, а ведь если кто-то хочет другого человека оскорбить, то оскорбляет что-то для него святое. А самое святое для человека – это его мать или его вера. Оскорбление веры карается у нас теперь по закону. Но и оскорблением матери ты наносишь человеку очень серьезную обиду.
Употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании темных сил
Почему сквернословие для христианина – серьезный грех? Потому что, как, например, пишет епископ Варнава (Беляев), корни сквернословия – в языческом фаллическом культе. Этот культ поклонения всяким мерзостям присутствовал у многих языческих народов. Так что если человек эти слова произносит, даже не желая кого-то обидеть, просто для связки слов, он мало того что оскорбляет мать того человека, к которому обращается – и не только его мать, но, как говорили еще наши предки, он оскорбляет Матерь Божию и нашу землю – три сразу оскорбления. Так вот, он еще волей-неволей читает языческие заклинания фаллического культа. Этот культ связан с языческим поклонением силам плодородия и сопровождался всякими непотребствами. Он был или есть у всех языческих народов, в славянском язычестве в том числе. Он и сейчас практикуется различными родноверами, когда они около фаллического столба пляшут. Так что употребляя матерную брань, мы участвуем в языческом призывании нечистой силы.
Сквернословя, ты, как христианин, отрекаешься от веры и служишь всяким нечистым инфернальным сущностям. Так что это очень страшное дело.
В течение дня фиксировать, сколько раз ругнулся, а вечером класть за каждое гнилое слово 10 поклонов
Избавиться от привычки к брани сложно. Это страсть, устойчивая греховная зависимость. Один военный дал такой очень хороший совет – а среди военных, к величайшему сожалению, эта страсть распространена. Так вот, он говорил так: «Я в течение дня старался фиксировать, сколько раз ругнулся матом, а потом, придя вечером в казарму, клал за каждый мат 10 поклонов. И когда сделаешь 100 поклонов, мне уже в следующий раз ругаться не хочется». Вот так человек сам себя исправлял. Мне кажется, очень эффективно, когда ты сам фиксируешь свой грех и потом хочешь сам себя наказать за него. Конечно, фиксировать сложно; может быть, стоит какой-то блокнот завести, чтобы в нем отмечать, сколько раз ты не удержался. Но совет мне кажется хорошим.
Невозможно сквернословить и молиться!
– Грех сквернословия имеет двойную злую особенность. Прежде всего, это грязное осквернение себя самого. Потому что слово велико само по себе. Потому что мы знаем, что слово есть Бог. Бог есть Слово. И «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» (Пс. 32: 6). Потому что даже само слово «человек» – русское слово, неправильно иногда трактуемое как составное от «чело» и «век», – значит «словесный». Человек – это значит: «словесный». И славяне – от слова «словесный». Слово – это то, что делает человека человеком, то, что отличает человека от животного. То, что делает человека образом и подобием Божиим. И когда человек это слово начинает унижать, уничтожать, опустошать, то человек самого себя опустошает.
Второе: слово имеет силу. Об этой силе слова прекрасно написал наш великий русский поэт Николай Гумилев:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…
Сквернословие – это разрушение мира. Бог созидает – а человек разрушает
Слово может созидать, и слово может разрушать. Слово Божие – созидательно. И слово человеческое может быть созидательно. Слово святых созидательно. Слова добра и любви очень созидательны. А вот мат и сквернословие – разрушительны. Они несут в себе призрак страшнейшего разрушения мира. Бог созидает, а человек разрушает; Бог строит, а человек уничтожает. И потому сквернословие имеет эти два смысла. А может быть, даже и больше смыслов. Но мне кажется, эти два, о которых я сказал, наиболее опасны.
– Лучше апостола Иакова об этом никто не сказал: «Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3: 5–6).
Действительно, лучше не скажешь. Черное слово произнес – и все оскверняется: и тело, и душа. И люди, которые это слышат, тоже оскверняются. Сам не ругаешься матом, например, но находишься среди тех, кто сквернословит, – и через какое-то время чувствуешь себя так, будто тебя дерьмом облили из пульверизатора, – хочется пойти в душ помыться. Потому что, хочешь, не хочешь, но ты все равно эти слова в себя вбираешь, хоть и не произносишь их.
По слову апостола, язык, воспаляясь от геенны, воспаляет и круг жизни. Это воспаление, это гной – духовный гной, который накапливается в ране, потом прорывается. Страшная вещь.
Сквернословие – это антимолитва, это жертва сатане по сути дела. Раз я одному сквернослову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испытываешь никакой трудности, чтобы эти слова произносить. А попробуй хотя бы одну минуту говорить: “Господи, помилуй!” Два слова – всего одну минуту!» И он не смог. Он разозлился и еще меня матом обругал после этого. Вот такой печальный эксперимент. Попроси человека пару минут вместо сквернословия помолиться – хотя бы на спор. Ведь не произнесет даже короткую Иисусову молитву. Будет еще злиться и драться полезет.
Невозможно материться и молиться!
– Сквернословие страшно тем, что человек погружается в мир бесовской одержимости. Произнося скверные и хульные слова, он становится бесовским сосудом и бесовским рупором. Один философ сказал, что мы становимся тем, что мы едим, и мы становимся тем, что мы произносим. Поэтому страшны и сквернословие, и злословие. Потому что человек, говоря гадкие вещи, сам становится подобен им – проще говоря, сам становится гадом.
Я понимаю, почему люди сквернословят. Они сквернословят для того, чтобы не драться, для того, чтобы не набивать друг другу физиономии, но это плохой выход. Это называется черная исповедь, это вывод пара, вывод эмоций, которые на самом деле никуда не уходят, а оседают еще глубже в человеке и его отравляют. В конечном счете могут при определенных условиях спровоцировать его и на преступление.
Единственное средство, чтобы не гневаться и не сквернословить, – это исповедь и молитва. Тем более что Дух Божий и Дух Святой не совместимы со сквернословием, как несовместима с дымом пчела.
И еще один момент: произнося матерные слова, мы унижаем и оскорбляем свою мать; и во-вторых, оскорбляем Матерь Божию. А известно, что Господь наказывает за это. Как шли русские воины на поле Куликово? С молитвой, с духовным песнопением. И в день Рождества Пресвятой Богородицы, Божией Матери, Бог даровал им победу. Почему мы сплошь и рядом проигрывали в сражениях в XIX и XX веках? Потому что шли с матюгами. Вот и получаем по полной программе за это. За неумение хранить свои уста.
Для современного человека, как никогда, важен личный аскетизм, умение воздерживаться. Как никогда, при нынешнем продовольственном изобилии важны посты. И поэтому, слава Богу, проект решения Всеправославного Собора по посту, совсем недавно обнародованный, никак не посягает на его основу. Если при прежнем рискованном земледелии, при том голоде, который периодически начинался, люди находили в себе силы поститься, то нам стыдно не поститься. Понятно, почему люди сквернословят. От обжорства и пьянства. От пьянства, конечно, больше. «Отчего согрешила сестра твоя, Содома, если не оттого, что ела хлеб свой досыта и пресыщения?» – спрашивает Иезекииль.
Вот явные причины сквернословия: распущенность, обжорство, пьянство, ущемленная гордыня, большое количество отрицательных эмоций, с которыми дисциплинированный и нравственный человек с Божией помощью сможет и должен разобраться.
Как бороться с матом
протоиерей Дионисий Свечников и
Наталья Ярасова, психолог-консультант
Миссионерского отдела Тульской епархии для «Азбуки веры»
По последним статистическим данным в России 18% опрошенных людей матерится ежедневно и еще 19% — несколько раз в неделю. Социологи отмечают, что употребление матерных выражений напрямую зависит от положения в стране: чем страшнее жить, тем больше матерятся люди. Это происходит от того, что они очень напуганы и выплескивают таким способом свой страх.
Но мат может быть и «нормой жизни» человека. Формирование мата как привычки начинается обычно в подростковом возрасте, или даже в детстве. Но если маленький ребенок слепо повторяет матерные слова за родителями, то подросток с помощью мата самоутверждается. Это связано с чувством неуверенности в себе, в своем будущем.
В обществе бытует мнение, что матерщинники имеют недостаточный словарный запас, чтобы приличным образом выразить свои эмоции. В реальности же матерятся люди самого разного уровня эрудиции и широты кругозора. И хотя мат больше распространен среди малообразованного населения, в некоторых социальных группах даже «на нём разговаривают», нельзя объяснить матерщину только лишь малым лексическим запасом.
Зачем и почему люди матерятся
Среднестатистический российский матерщинник — это семейный мужчина до 45 лет с высшим образованием и довольно высоким уровнем ежемесячного дохода. Среди женщин в 2–3 раза меньше матерщинниц. А почти 80% женщин старше 55 лет категорически не приемлют мат.
Что интересно, мужчины чаще всего ругаются матом для защиты — от реальной угрозы, от собственного страха или чтобы скрыть свою заниженную самооценку (то есть многие мужчины матерятся, как и подростки, для самоутверждения).
Так почему же довольно успешные люди нуждаются в таких словесных защитах? Согласно опросам, матерщинники обычно убеждены, что мат — это отличный способ снять напряжение и что матерная речь лучше доходит до «некоторых», так их лучше понимают. Специалисты утверждают, что мат выполняет несколько функций:
С точки зрения психологии склонность к употреблению мата тесно связана с уровнем эмоционального интеллекта. Понятие эмоционального интеллекта используют в практической психологии для обозначения совокупности навыков человека, связанных со способностью распознавать и понимать эмоции — как свои, так и чужие, а также управлять эмоциональным состоянием, устанавливать и укреплять эмоциональные связи.
Эмоциональный интеллект подразумевает наличие у человека следующих качеств:
И, в самом деле, заядлые матерщинники в большинстве случаев имеют специфический эмоциональный интеллект: у них недостаточный уровень эмпатии, они не имеют привычки ставить себя на место собеседника и сочувствовать людям, зачастую они с негативом относятся к окружающим (даже если презентуют себя общительными людьми), редко предлагают свою помощь, пренебрежительно относятся к чувствам других людей — даже жены, детей, родителей.
Возможно, читая эти слова, склонные к сквернословию люди возмутятся — мол, ничего подобного. Однако такова реальность — большинство людей не одобряют мат вообще или, как минимум, в общественных местах, но убежденных матерщинников это не волнует, они отстаивают свое право материться где угодно, и так и делают, не считаясь с желаниями и чувствами окружающих. В большинстве городов России мат слышен на улице, в транспорте, в магазинах. Присутствие женщин и детей сквернословов не останавливает, а попытки остановить ругань могут вызвать агрессивную реакцию.
Психологический эффект мата
Многие матерщинники сдерживаются в общественных местах, однако в своей компании использовать мат не стесняются. Статистика неумолима — сквернословят люди чаще в домашних условиях, среди близких. На работе из-за начальства, клиентов или других причин любители нецензурно выражаться не могут дать себе волю, поэтому «отыгрываются» дома. Во многих семьях, где есть человек, ругающийся матом, на этой почве возникает огромное количество проблем
В отличие от женского мата, который нередко является способом сбросить напряжение «в пустоту», мужской мат чаще агрессивен и направлен на других людей. Причем, если даже бранные слова безадресны, агрессия может проявиться в ответ на просьбу родственников не материться.
«Постоянно мне грубит»; «мат и бесконечное хамство в мою сторону»; «материт последними словами»; «во всем меня виноватой делает»; «обматерит, а ты еще и виноватой остаёшься»; «обзывает матом, говорит такие вещи, что врагу не пожелаешь»; «я его скоро возненавижу»; «долго терпела и пугала разводом»; «подумываю о разводе»; «после развода, когда говорю об алиментах и помощи с детьми, материт меня» — это всего несколько примеров жалоб женщин на поведение мужей.
Сторонники мата нередко используют в качестве аргумента исследования зарубежных ученых, которые, якобы, доказывают пользу матерных слов.
Психологи Ричард Стивенс и Олли Робертсон из Университета Кила (Великобритания), провели ряд экспериментов, результаты которых были опубликованы в журнале Frontiers in Psychology. Сначала ученые подтвердили, что ругань способна оказывать обезболивающий эффект в экстремальных ситуациях. Затем они попытались определить механизмы этого явления, проверяя известные гипотезы о том, что обезболивание происходит за счет эмоциональной реакции или же за счет отвлечения внимания. При этом проводили сравнение реакций на традиционный мат, на придуманные новые ругательства и на нормальные слова.
В эксперименте приняли участие 92 добровольца, средний возраст 27 лет. Им предлагалось опустить воду в ледяную воду и выкрикивать матерные слова и слова созвучные им. Когда боль невозможно будет терпеть, испытуемым нужно было выдернуть руку из холодной жидкости. При этом проводились замеры сердечной деятельности и опросы. Было установлено, что болевой порог и устойчивость к боли повышались только у тех, кто матерился. А вновь созданные ругательства, как и нормальные слова, не оказывали влияния на болевой порог и устойчивость к боли. В результате исследования установлено, что обезболивание происходит не за счет отвлечения внимания, а, скорее всего, за счет эмоционального возбуждения. Причем вновь созданные ругательства вызывали эмоционально выраженную, но скорее юмористическую реакцию, и это не влияло на восприятие боли. Соответственно, можно предположить, что обезболивающий эффект связан именно с тем эмоциональным возбуждением, которое вызывает в человеке употребление матерных слов. Бранная речь в сознании тесно связана с агрессивностью, сексуальностью и с юмором, вдобавок присутствует собственная эмоциональная реакция на использования табуированных, запрещенных в приличном обществе слов. Поскольку значимого влияния юмора на изменение болевого порога и устойчивости к боли не выявлено, скорее всего, мат оказывает воздействие на восприятие боли через агрессию, сексуальное возбуждение и напряжение от совершения запретного.
Все это согласуется с физиологией человека: обезболивание вызывается выработкой гормонов эндорфинов. Эти гормоны вбрасываются в кровь под воздействием трех видов эмоций: гнев, смех, сексуальное возбуждение.
Российский невролог, нейрофизиолог Александр Будик в беседе на радио Sputnik пояснил, что организм воспринимает мат как агрессию, которая позволяет частично заглушить боль. Обсценная (ненормативная) лексика активирует работу центральной нервной системы, поскольку агрессия приводит организм в состояние стресса. На фоне стресса человек, действительно, может не заметить даже очень острую боль. Похожее состояние испытывают спортсмены, продолжая бороться даже после получения травмы. «Что в обычном состоянии для человека будет сильная боль, то в возбужденном состоянии он не почувствует», — объяснил врач.
«Юмористическое» влияние мата, хоть он и не блокирует болевые чувства, тоже очевидно — смех, связанный с матом, способствует сбросу напряжения в экстремальных ситуациях.
Российский ученый Л. Китаев-Смык проводил исследования позитивного и негативного влияния матерной речи при подготовке межпланетного полета, в хирургическом отделении Института им. Н.В. Склифосовского, в боевых условиях на Северном Кавказе и в российских тюрьмах. В ходе наблюдений ученый со своими единомышленниками убедился в том, что мат способствует выработке эндорфинов всеми тремя эмоциональными путями: мат агрессивен, матерные шутки смешны, причем сам мат, по определению, основан на грубой сексуальности. Поэтому мат блокирует гормоны стресса и способен уменьшить страх и боль. Однако Китаев-Смык подчеркивает, что сексуализация речи может быть целесообразна только в ситуации стресса и только в мужской компании, а в обыденной жизни она наносит существенный вред.
Несомненно, нельзя безнаказанно часто или постоянно находиться в состоянии агрессивного стресса или сексуального возбуждения. Это вредно для организма, так как создает лишнюю нагрузку на нервную и сердечнососудистую системы. Постоянное употребление мата поддерживает в психике человека более или менее выраженную фоновую сексуально-окрашенную агрессивность, а это может в определенной степени истощить нервную систему.
Вдобавок было установлено, что мат с его эротической подоплёкой способствует выработке мужских гормонов андрогенов. У мужчин избыточная выработка андрогенов может остаться без серьезных негативных последствий, однако женскому организму дополнительная выработка андрогенов наносит однозначный вред. Не менее опасен мат для детей и подростков. Грубые сексуальные ругательства вредно влияют на становление неокрепшей психики ребенка.
Мат — это всегда эмоционально окрашенная речь: даже при иллюзии «спокойного» использования бранных слов перед самым их употреблением, в момент выбора слов, есть побуждение, кратковременное эмоциональное переживание. При использовании мата это агрессивно-сексуальное побуждение. И посредством эмоционального заражения мат оказывает сильное влияние на тех, кто находится рядом с матерящимся.
Многие люди болезненно воспринимают мат. Кто-то считает, что мат — это признак низкого уровня культуры, кто-то убежден в его психической и духовной опасности. Столкновение с матерщинниками у таких людей вызывает состояние дискомфорта, тревожности, даже если матерятся не в их адрес. Человек, «настроенный» на чистоту речи от бранных слов может даже заболеть, если вынужден присутствовать рядом с постоянно бранящимся матерщинником.
О том, какое влияние матерная речь оказывает на психику самого человека, хорошо сказал доктор психологических наук, профессор, заведующего кафедрой психологии и педагогики Алтайской академии экономики и права Борис Алексеевич Сосновский: «Какова речь — таково и мышление. И что плохого, что я матом ругаюсь? Да у меня психика уже вся другая. Вместо того, чтобы описать нечто красивое, я сказал — такая-то мать. И все закрылось. Нет ничего, ничего больше не вижу. Нет всех нюансов. Мне нравится, как над этим явлением издевались Ильф и Петров. К примеру, образ Эллочки Людоедочки. Небольшого словарного запаса ей хватало, чтобы обходиться в мире. То же самое и с матом. Ограничения, которые накладывает эта лексика на психику, потрясающие. Это гигантские потери. Происходит не только редукция речи, но и редукция мысли, человеческой психики. В данной связи мат не уникален. Прикольно, клёво. Если бы эти слова засоряли только язык. Они засоряют психику. Это потеря личностная».
Некоторые исследования подталкивают к мысли, что мат активизирует в мозге иные отделы, чем весь остальной словарный запас. По словам Ричарда Стивенса, автора книги «Белая ворона: почему хорошо быть плохим», об исследованиях которого уже шла речь, мозг обрабатывает брань иначе, чем обычную речь. За последнюю отвечают кора головного мозга и ряд конкретных участков в его левом полушарии, в то время как брань ассоциируется с более «примитивными» отделами мозга. «У людей, страдающих афазией (нарушениями сформировавшейся речи), обычно есть повреждения левого полушария мозга и затруднения с речью. Но есть и немало описанных случаев афазии, при которых пациенты могли довольно свободно пользоваться стереотипическим языком — то есть петь песни или сквернословить», — говорит Стивенс. «Исследования пациентов с синдромом Туретта, при котором иногда наблюдается импульсивное влечение к брани, дают основания полагать, что матерная ругань связана с более глубокими отделами мозга — с его подкорковыми ядрами».
Российские медики давно обнаружили, что когда человек восстанавливается после инсульта или инфаркта, первыми словами у него нередко бывают матерные. Это такая примитивная речь, позволяющая работать мозгу по упрощенной схеме, вдобавок снижая страх и восприятие боли.
Духовное осмысление мата
Проблема мата требует и духовной оценки. «От избытка сердца говорят уста» ( Мф.12:34 ) — утверждается в Священном Писании. Если сердце человека обуревают нечистые страсти, то они неминуемо выплескиваются наружу. Проявляться это может как в словах, так и в действиях. Слово — это, с одной стороны, дело простое, но в то же время и сложное. Казалось бы, что может быть проще сказать что-то, болтать — не мешки таскать. Но последствия у всего лишь одного слова могут быть очень разными. Слово может быть созидательным, а может быть и разрушительным. Одним всего лишь словом можно выразить любовь, и также одним словом объявить войну. Слово животворит и слово убивает.
Сквернословие — это разрушительное слово. Вот, что говорит об этом апостол Иаков: «Так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак.3:5–6 ). Невероятно глубокая и точная оценка того, как много значит и может слово. Это неудивительно, ведь «словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 ). Бог сотворил все сущее Словом. Человек, создан по образу и подобию Божию, наделен даром слова и должен задумываться о том, что произносит. Недаром гласит народная мудрость: «слово не воробей, вылетит — не поймаешь». Господь Иисус Христос указывает на строгость Суда Божьего за сквернословие: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ( Мф.5:21-22 ).
Доброе слово дает добрый плод, худое слово — худой плод, а сквернословие не может дать ничего, кроме скверны, которая оскверняет, в первую очередь того, кто его произносит. Также оно действует и на окружающих.
Современные исследователи относят происхождение мата к языческим временам. Мат был частью заклинаний, обращенных к языческим божествам, матерные слова были связаны с ритуальным призванием демонов. Его использование в обиходе, особенно дома, было недопустимо, так как могло навлечь беду. Вот что пишет об этом гнусном пороке епископ Варнава (Беляев): «Сквернословие — гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху ( Еф.5:4-5 ). От него стонет Земля Русская, им растлены души… Скверные чудовищные предложения суть на самом деле «священные», «молитвенные» формулы, обращенные к срамным демонам. Христианин! Употребляя их, кому ты служишь вместо Бога! Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не просто грубую шутку допускаешь, но ты произносишь страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву. Ты делаешься, не зная и не желая этого, колдуном, магом, чародеем».
К сожалению, склонность людей к следованию страстям не всегда усмиряется наставлениями Церкви. Поэтому в XV веке на Руси необходимость ограничить пагубное влияние мата привела к появлению первого законодательного запрета на матерные выражения. Его ввел великий князь Василий III еще в 1480 году. Его сын Иван Грозный велел «кликать по торгам», чтобы московиты «матерны бы не бранились и всякими б непотребными речами скверными друг друга не укоряли».
Однако люди продолжали материться. Известный автор рассказов о своем путешествии с посольством в Россию немец Адам Олеарий в XVII веке писал: «Малые дети, еще не умеющие назвать ни Бога, ни мать, ни отца, уже имеют на устах непотребные слова». Несмотря на то, что записи Олеария явно предвзяты и служат цели показать Россию страной диких варваров, не стоит сомневаться, что проблема мата в нашей стране стояла остро, так как на это указывают и другие источники.
Позднее законы предписывали более суровые наказания за матерщину. В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ, чтобы «песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребной лаею не бранилися… А которы люди учнут кого бранить матерны и всяко лаею — и тем людям за такие супротивные христианскому закону за неистовства быти от Нас в великой опале и в жестоком наказаньи».
Законы, введенные Петром I, допускали острог и физическое наказания для того, «кто другого не одумавшись с сердца, или опамятоваясь, бранными словами выбранит», если он не раскается и не попросит христианского прощения, или не заплатит деньгами, если «жестоко бранил».
Если же брань была матерной и оскорбительной для веры, то наказание было жестоким: «кто Пресвятую Матерь Божию Деву Марию и святых ругательными словами поносит», «кто имя Божие… и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам… хотя сие в пианстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена голова да будет».
Должно осознавать, что матерщина основана, в первую очередь, на гнусно-оскорбительном употреблении слова «мать». То, что дорого человеку, что является для него одним из самых высоких понятий, низводится до циничного, вульгарного и уничижительного употребления. А.П. Чехов писал: «Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого и любо».
А поскольку мат имеет ритуальное происхождение, то направлен он не против некой абстрактной матери, а, в первую очередь, против Той, кто наиболее дорога христианину — Пресвятой Богородицы. Неудивительно, что ярые матерщинники не способны к деятельной и осознанной молитве. Нельзя одними и те же устами призывать имя Божие и Его Пречистой Матери и материться.
Священник Александр Шумский описывает один интересный опыт: «Раз я одному сквернослову сказал: «Вот ты можешь часами ругаться матом, не испытываешь никакой трудности, чтобы эти слова произносить. А попробуй хотя бы одну минуту говорить: «Господи, помилуй!» Два слова — всего одну минуту!» И он не смог. Он разозлился и еще меня матом обругал после этого. Вот такой печальный эксперимент. Попроси человека пару минут вместо сквернословия помолиться — хотя бы на спор. Ведь не произнесет даже короткую Иисусову молитву. Будет еще злиться и драться полезет».
Но если в разговорной речи мат еще может быть связан с кратковременным эмоциональным порывом, то использование мата в письменной речи явно свидетельствует об укоренении страсти.
С широким распространением книгопечатания и появлением различных журналов и газет проблема мата остро встала и для письменного слова. Неофициально еще в XVIII веке использование бранных слов в печатных книгах и т.п. считалось недопустимым. А в XIX веке в нашей стране появился новый государственный орган — цензура. Помимо идейной проверки текстов, цензура не пускала в печать и матерную лексику. Именно с того времени мат называют еще и «нецензурной лексикой».
Что делать матерщинникам и как жить со сквернословом
Всесторонне рассмотрев проблему мата и сквернословия, необходимо дать совет тем, кто, будучи подвержен гнусному пороку, хочет искоренить его из своей жизни.
Каждый человек, позволяющий себе хотя бы иногда матерное словцо, оправдываясь стрессом, должен задать себе вопрос: можно ли использовать кратковременный болеутолитель, если при этом разрушаешь свою душу? Возможный обезболиващий и обесстрашивающий эффект мата слишком кратковременный. А духовный вред матерной речи — огромен. Пагубное воздействие на психику, на душу человека оказывает и мат сам по себе, и та сексуально-окрашенная агрессия, которую он с собой несет. Поэтому, несомненно, стоит пренебречь возможными «выгодами» мата. «Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» ( Лк.9:24-25 )
Как и всякий грех, сквернословие требует искреннего покаяния и твердого намерения больше не грешить. Исповедь — первым делом. Молитва очень важна. Во-первых, молить Господа помочь избавиться от греха сквернословия. Во-вторых, в тот самый момент, когда с языка готово уже сорваться бранное слово, нужно в уме произнести Иисусову молитву или хотя бы короткое «Господи, помилуй». В‑третьих, быть очень внимательными к собственным мыслям. Многие люди, не произнося мат устами, в уме матерятся как сапожники.
Отовсюду должно искоренять мат — с языка, из ума, из сердца. Будучи своего рода антимолитвой, мат искореняем молитвой, покаянием и воздержанием языка. Нужно держать в уме наставление апостола Павла: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф.4:29-30 ).
Если затруднительно сразу раз и навсегда перестать материться, то весьма полезным будет начать хотя бы с обязательства обуздывать свой язык в дни многодневных постов. Мат, будучи гнусной привычкой, будет искореняться, встречая сопротивление ума.
Серьезной проблемой является наличие в семье матерщинника. Как правило, это муж, хотя и жены нынче не сильно отстают от супругов. Бороться с матом в семье необходимо. Для того чтобы выбрать стратегию поведения с матерщинником, нужно оценить ситуацию: понять отношение человека к мату и его готовность сопротивляться пороку.
Можно выделить несколько вариантов матерщины.
При этом стоит учитывать, хочет ли человек избавляться от мата (хочет, но пока не получается) или же не хочет, особенно, если попытки остановить мат приводят к агрессивной реакции и опасности насилия.
Если человек не проявляет агрессии, то вооружившись аргументами данной статьи, стоит пытаться вразумлять матерщинника. Если удастся заложить зерно сомнения в его душу, то оно может дать добрые всходы. Тогда немалое значение будет играть желание самого матерщинника избавиться от греха. Хотя бы малое, даже просто высказанное, при должном усердии оно принесет плоды.
Если матерщинник упорствует в своем грехе, остановить мат не удается, но он не нападает агрессивно на других людей, то можно постараться отнестись к этому, как к испытанию собственной души, к тому, удастся ли удержать самого себя от страстей гневливости, обиды и т.п., взращивать в себе терпение, смирение. Смирение в данном случае не означает совершенное принятие мата как нормы и молчаливое согласие с ним. Необходимо молиться, особенно в моменты искушений, и за самого матерщинника. Особо усердно нужно молиться, если мат непосредственно связан с кощунством, остановить которое человек не в силах. Произнесение в уме Иисусовой молитвы будет правильным ответом на мат.
Если же сквернослов агрессивен и мат — активная сторона домашнего насилия, то стоит рассматривать ситуацию именно как проблему насилия. (Домашнее насилие: христианское осмысление)
Очень важно помнить, что нельзя ставить знак равенства между матом и матерщинником. Бороться надо с грехом, а не с человеком. Мат — это порок, греховная страсть. Ведь собрав волю в кулак, принеся покаяние в сквернословии и укрепившись молитвой, человек может навсегда победить грех. Лишь бы было желание.