почему нельзя прыгать на кровати детям
Воспитание ребенка без табу. Прыгать, кричать – особенности поведения, которые нельзя запрещать своему чаду
Ваш ребенок прыгает на диване? Лезет к окну и ест руками? Возникает логичный вопрос: где та тонкая грань между счастливым детством и зверским воспитанием, которая ни к чему хорошему не приведет? И, как показывает практика, многие родители не понимают этого, потому что сами воспитывались в мире запретов, где главными словами были: «нельзя», «не трогай», «не лезь» и так далее. Мы не знаем точно, что именно нельзя запрещать ребенку, и на всякий случай запрещаем все. Многие психологи придерживаются мнения: чем меньше вы запрещаете, тем лучше для ребенка.
Когда ребенок слишком часто слышит слово «нет», он учится и его игнорировать и поступать по-своему. Посмотрите на себя. Например, вы видите абсурдные знаки ограничения скорости, 20 или 30 километров в час, тогда вы бы точно сказали, что не будете следовать правилам и поедете быстрее. У вашего чада такие же мысли по поводу ваших дурацких ограничений. Оставляйте слово «нет» только для исключительных ситуаций, чтобы оно всегда безотказно действовало, как слово «стоп». Итак, что и почему нельзя запрещать ребенку?
Пусть он бегает и прыгает
Маленькие дети всегда переполнены энергией. Он не будет сидеть слишком долго на одном месте, каждые полчаса он чувствует, что ему снова нужно попрыгать на диване и побегать сломя голову. В таком случае у вас есть три варианта развития событий. Конечно, вы можете попробовать заставить свое чадо сидеть ровно, но это скорее напоминает попытку остановить ветряную мельницу при сильном ветре. Да, вы можете каждый день водить своего ребенка прыгать на батуте, кататься на велосипеде или самокате и так далее. Но здесь есть свои нюансы: это может быть невозможным в зимнее время года или если вы работаете слишком много. В таком случае вы можете выбрать другой вариант: пусть дети прыгают и бегают прямо дома. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему детям так нравится прыгать на кровати или на диване? На самом деле это даже полезно, ведь ритмичные прыжки стимулируют вестибулярный аппарат и помогают поддерживать нормальный мышечный тонус, осанку, учат осознанию тела и координации. После прыжков ребенок быстро успокаивается. Конечно, это не отменяет того факта, что в гостях дети не должны прыгать на диване или на кровати.
Не запрещайте ребенку лазить на деревья, по дивану, на стулья
Вы можете возмущаться до глубины души, но мы произошли от обезьян и скалолазание заложено в нашей природе. И когда ребенок пробует взобраться на дерево, он практикует координацию, что позволяет ему сохранять хорошую форму. Это также влияет на его психику, потому что, если он покорил стул или диван, он чувствует уверенность и смелость. Если вы переживаете, что ребенок упадет, не ругайтесь и не запрещайте, лучше просто подстрахуйте его.
Пусть он кричит
Вы не сможете запретить ребенку чувствовать, поэтому не стоит запрещать ему выражать свои эмоции. Да, здорово, когда ребенок научится выражать свой гнев по-другому, не криками, но не стоит требовать от него большего, чем он может сделать. Чтобы справиться с гневом, нужно научиться его распознавать. Попробуйте каждый раз спокойно объяснять своему ребенку, что он чувствует сейчас, но не нужно говорить «Не кричи!», «Хорошие дети так не делают» и так далее. Получается ребенок кричит, вы кричите, что в этом хорошего?
Не ограничивайте ребенка в его независимости
Если ребенок должен подождать пятнадцать минут, чтобы самостоятельно разобраться с застежкой на своей кофте, путь так и будет. Без упражнений и тренировок он никогда не научится застегивать одежду за три секунды.
Взаимный обмен
Если ребенок не хочет делиться, не нужно на него ругаться. Почему он должен с радостью давать свои игрушки, когда к вашему телефону или косметике нельзя даже притрагиваться? Предложите ребенку следующий вариант: если он хочет поиграть с мячиком своей сестры, пусть даст взамен свою игрушку. И если она не согласится, пусть он уважает ее решение.
Он может испачкаться
Перестаньте контролировать на 100 % прием пищи
Самое главное правило детской диетологии: родитель решает, что его ребенок ест, а ребенок сам решает, сколько и как. Но у нас обычно все происходит по-другому, когда ребенок говорит, что есть больше не хочет, родители включают «хитрые методы», начинаются всем известные манипуляции в стиле «ложечку за маму, вторую за папу. » и так далее. Дайте возможность ребенку самому разобраться с тем, как и сколько есть. Пусть он трогает ее, кусает, нюхает.
Не запрещайте ему играть с едой
Подведем итоги
Можно ли позволять детям прыгать на кровати? Безопасно ли это?
Кто из детишек не любит вволю попрыгать на диване или кровати? Конечно, все непоседы с удовольствием прыгают, получая от этого массу удовольствия.
В прыжках дети выбрасывают негативную энергию и заряжаются положительной. Эффект «взлета и падения» активизирует гормон эндорфин. Именно поэтому, дети чувствуют себя очень счастливым. Такой эмоциональный подъем и чувство радости заряжает детский организм силой и энергией.
Для растущего организма прыжки просто незаменимы. У ребенка развиваются двигательные навыки и координация. Детки учатся контролировать свои движения – это несомненно поможет им в будущем.
Развитие вестибулярного аппарата предотвращает в дальнейшем укачивание в транспорте и появление морской и воздушной болезни. У детей улучшается кровеносная система за счет активации дыхания.
Можно ли прыгать на кровати?
А почему бы и нет, что в этом скверного? Прыжки направляют неуемную энергию малыша в полезное русло. Ребенок весел, активен, у него повышается аппетит, он быстро засыпает и крепко спит.
Родителям остается только выбрать крепкую надежную кровать и качественный матрас.
Меры предосторожности.
Несмотря на такое большое количество положительных моментов, прыжки все же могут принести вред. Участвовать в таких развлечениях не разрешается при наличии следующих заболеваний:
• Остеопороз, слишком хрупкие кости.
• Заболевания сосудов (тромбофлебит);
• Слабость сердечной мышцы;
Такого рода болезни бывают чаще у взрослых, крайне редко у детей. Поэтому ограничения для ребенка встречаются нечасто.
Для здоровых детей основной вред, который могут нанести прыжки на кровати – это несоблюдение правил безопасности. Не разрешайте юным дарованиям прыгать без присмотра родителей. Такая самодеятельность чревата травматизмом.
Часто родители замечают, что дети любят прыгать не только на кровати, но и с нее. Возможно ли это допускать? Не опасны ли такие трюки?
На этот вопрос отвечает Комаровский Евгений Олегович, врач высшей категории, писатель, телеведущий передачи «Школа доктора Комаровского».
«Перегибать палку, пожалуй, не стоит. Категорически запрещать прыжки — это неправильно. А вот регулировать их уж точно не помешает: прыгать с дивана — нормально, со стола — уже экстрем. Для здорового ребенка, у которого нормальные кости, мышцы, суставы, ничего опасного в прыжках нет. Резюме: прыжки не вредны, задача родителей — влиять на выбор места, откуда ребенок прыгает, помогать прыгать (прыгнуть со стола, держась за папину руку, ¬— почему бы и нет). Старайтесь не ограничивать двигательную активность ребенка, чтобы опорно-двигательный аппарат не простаивал, а постоянно тренировался.»
Важно соблюдать все правила безопасности, тогда от забавы будет только польза. Поэтому можете смело порадовать своих крох.
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.