почему нельзя проклинать людей православие
Православная Жизнь
Душа, находящаяся в мире с Богом, не может произнести проклятия, уверен иерей Андрей Чиженко
Прежде всего нам нужно понять, что проклятие – большой грех. Ведь, в сущности, что такое проклятие? Оно произносится в сильнейшем гневе, когда один человек испытывает к другому страшную злобу, градус которой чуть-чуть не доходит до физического убийства. Конечно же, первопричина проклятия и его мотивация – это проделки злого духа, ненавидящего все живое и особенно человека. Душа, находящаяся в мире с Богом, не может произнести проклятия. Это способна совершить душа, водительствуемая бесом.
Мы должны понять одну простую истину, которая очень хорошо раскрыта в Новом Завете: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1–5). Конечно же, в данном евангельском отрывке в первую очередь под Словом подразумевается Господь наш Иисус Христос – второе Лицо Святой Троицы.
Но также мы должны понять, что и со слова с маленькой буквы все начинается. Не с дела и не с поступков, но со слова.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» писал: «Что тверже, неизменнее и могущественнее слова? Словом мир сотворен и стоит: нося всяческая глаголом силы Своея; и однако ж мы грешные обходимся словом так легкомысленно, небрежно. Христианин! Дорожи каждым словом, будь внимателен к каждому слову; будь тверд в слове; будь доверчив к слову Божию и слову святых человеков, как к слову жизни. Помни, что слово – начало жизни». И продолжая мысль великого святого, хочется сказать, что слово это – молитва. С нее начинается жизнь для человека. И как только она прекратится, разрушится мир. На ней все стоит, и с нее все начинается. Поэтому, когда батюшке задают любой вопрос о проблемах, он зачастую начинает свой ответ со слов: «Молитесь, а там Бог все управит». Это истинно так! Молитва – начало всех начал. Действие, поступок, освященные ею, будто могучий дуб, произрастающий от верного и глубокого корня в доброй почве.
Проклятие же само по себе действует очень негативно и разрушительно на тех людей, которые его произносят. Потому что такой человек, объятый злобой, добровольно отлучает себя от Бога, Который, как известно, есть Любовь. Потому проклятие в первую очередь направляется на проклинающего. Оно привносит в его сердце гнев, раздражение, злопамятство и, как следствие, беспокойство, рождающее физические (инсульт, инфаркт) и психические болезни. Также в социальном отношении гневливый человек обрекает себя на тотальное одиночество. Мы так устроены Богом, что должны любить всех людей без исключения, ведь мы единое целое. И, по сути, братья и сестры, имеющие одних прародителей – святых праотцев Адама и Еву. Потому злоба на одного человека часто перерастает в злобу на других (если не на всех людей!). В итоге такой человек разрушает связи с окружающими, отгораживается от них. Мы же связаны с другими людьми и Господом узами любви. Я не говорю уже о том, что человек (любой из нас!) – образ и подобие Божье. И оскорбляя или проклиная его, мы тем самым обижаем Творца. Тем более что Христос заповедовал нам любить всех, и прежде всего врагов.
Если шлют проклятие в ваш адрес, не впадайте в панику. Незаслуженное не осуществится. В Книге Притчей Соломоновых (26:2) сказано: «Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется».
Ну, а если человек совершил грех, то какая разница, проклинает его кто-то или нет? Ведь все равно уже «включен» вселенский механизм наказания. И пока человек не исправится, он будет страдать. Какой же выход? Ответ очень прост – плоды покаяния: попросить прощения, исповедоваться в своем грехе, признать свою вину – и все Господь простит. Ни греха, ни проклятия не будет. То есть проклятие не является самодовлеющей фаталистической субстанцией типа «Меня прокляли – значит, я умру» или «Меня прокляли, потому у меня жизнь не складывается». Это неверные самовнушения. К сожалению, подобные саморефлексии являются питательной средой для разного рода «бабок», гадалок, экстрасенсов, «снимающих проклятия, порчи, сглазы, венцы безбрачия» и прочее. К ним идут малоцерковные люди, которые привыкли к удобной формуле, являющейся фундаментом для их жизни: «Во всех моих бедах виновны другие. Я же очень хороший и добрый человек». Такие люди ищут врагов, и служители сатаны с радостью им их предоставляют: в соседях, тещах, свекровях, начальниках, завистливых друзьях, любовниках, любовницах, коллегах по работе – список очень длинный.
Отношение православной церкви к проклятиям: мнение и способы борьбы
С давних времен человек проклинал других и сам становился жертвой этого эмоционального и негативно окрашенного восклицания. Мало кто сомневается в его существовании и еще меньше тех, кто желал бы получить такое «послание» в свой адрес.
Простые миряне воспринимают проклятие как потенциальную опасность. Церковь же считает его колоссальным грехом, потому что это «послание» произносится в душевном гневе. Священнослужители утверждают: истинно верующий не признает и не произносит проклятий, на это способен только тот, чья душа пала под натиском демонических сил.
История проклятий в христианстве
Священнослужители утверждают: необходимо помнить о том, что все происходящее — и радость, и печаль — действие Божьего Промысла, а не воля других людей или какое-то стечение обстоятельств. Поэтому, если человеку пришлось пострадать из-за «проклятия», не нужно чувствовать себя обреченным.
Господь дает такие испытания, чтобы очистить прежние грехи и вразумить личность к покаянию и смирению.
Анафема сопровождалась «проклятием псалмами», которое могло уничтожать тело и имущество. Этот обряд делался семью священниками и сопровождался специфическими действиями. Освобождение от анафемы проходило похожим образом, но с другой атрибутикой.
Что такое проклятие
Проклятие — густо сконцентрированная мыслительная энергия, посылаемая резкой эмоцией. Оно разрушает ослабленную ауру и внедряется в тело вместе с диссонансом, возникшим от колебания звука. Это выражение слишком часто использует в своей жизни и отталкивает неверующего от связи с Милосердным Защитником.
Если вера в «проклятия» укоренилась в сознании, люди испытывают телесные или умственные страдания, которые могут не закончиться даже после смерти.
В Библии Бог проклинал Еву, Каина-братоубийцу и всех злословящих на Авраама. Под проклятием подразумевалось лишение благословения Господа и осуждение на долгие страдания. Каждый нарушивший Божьи заповеди подвергается соответствующему наказанию, ибо только Творец знает, как исправить свое чадо, поддающееся безумию неверия.
Пришествие Мессии перевернуло отношение ко злу. Сын Божий желал, чтобы люди стали настоящими сынами Всевышнего, Спаситель стремился взрастить в людях любовь к врагам, злословящим завистникам, неверующим, ибо дождь посылается для всех без исключения. Апостол Иаков говорил: язык трудно укротить, он благословляет и проклинает. Христос же искупил все прошлые грехи, вышедшие из взаимодействия слабой воли и сатанинских коварств.
Важно! Те, кому посчастливится войти в Царствие Божие, не найдут там проклятий, осуждений и греха. Рядом с Господом есть только блаженство истинного знания.
Родовые проклятия
Это оккультное понятие особенно распространено в практике специфических лжеучений. Целители и маги предлагают особенные методики для избавления от «наследственных проклятий». За вину родителей может последовать божественное наказание до седьмого колена. Часто тайные грехи отцов и матерей перерастают в явные в жизни их детей.
«Родовые проклятия» — тщательно упакованное оккультное учение, которому часто придают христианского авторитета. Однако Церковь критикует такое знание, называя его мифом и извращая суть сошествия Иисуса на землю.
Итак, православным людям нужно верить только ортодоксальному христианству и признать Всемогущество Бога, избавившись от тьмы невежества, которое распространяют многочисленные лжеучения.
Меры борьбы с наваждением
В Священных Писаниях говориться, что в самом начале было Слово, принадлежащее Богу.
Каждый должен осознавать, что его речь начинает цепочку необходимых действий. Нет ничего тверже и могущественнее слова, поэтому следует прислушиваться к святым людям, которые говорят искренне и правдиво. Правильная речь — начало праведного пути, приводящего к истинному умиротворению.
Проклятие же имеет отрицательную направленность, разрушает жизнь произносящего его и отстраняет от любви Господа. Эти несчастные обрекаются на одиночество и большие муки. Чтобы вырваться из порочного круга этих мнимых бедствий, необходимо прибегнуть к помощи покаяния, исповеди и поста, и, таким образом, вернуться к Церкви.
Нужно полностью отказаться от термина «проклятие», не несущего в себе ничего реального. Только Господь вправе наказать, и делает Он это с целью вразумления и исправления порочных душ. Следует вжиться в церковный распорядок, чаще посещать Божьи храмы и служить молебны перед домашним иконостасом.
От бедствий избавляют Таинства Причащения и Исповеди. Тот, кто пострадал от нашествия сатанинской силы, должен приготовиться к продолжительным молитвам, которые принесут исцеление, когда человек полностью осознает причастность к Богу.
О церковных таинствах, помогающих человеку:
Православному человеку нужно помнить, что дьявол завладевает деятельностью людей, если они поддаются эгоистичным искушениям и отворачиваются от истинной религии, лелея стремление к удовольствиям.
У человека есть выбор: он способен устоят или поддаться. Эти два различных пути приводят к противоположным результатам, и мудрый всегда знает, как поступить лучше для себя и других. Сильные духом ведут самостоятельную борьбу с обольщениями, а Господь помогает им прийти в Его Царство.
Важно! Греховная жизнь автоматически включает механизм наказания. Таковы законы Вселенной, и никакие «проклятия» не обладают самостоятельностью. Господь простит и избавит от бед, когда человек придет к Церкви, покается и отдастся во власть Великого Учителя и Отца.
Православный верующий должен понимать, что главным врагом стали его неверие и склонность к удовольствиям плоти. Очищение духа через наказание — непревзойденный урок для всех нас.
Человек боится проклятий, так как отходит от истинного понимания своей сущности. Это экспрессивное выражение, произнесенное в порыве гнева, приносит большой вред говорящему и отражается на тех, кто не отдал свою судьбу в руки Господа. Для православных людей не должно существовать слова «проклятие» в его привычном смысле, есть только наказание, посланное Господом для нашего же блага.
Проклятие
Что такое Проклятие? Как снять проклятие
Проклятие — это противоположность благословения. Как навести проклятие? — просто пожелать различных бед. Благословение, особенно родительское, способно избавить от многих бедствий и направить человека на путь спасения. А проклятие — может ли повредить человеку?
В первую очередь проклятие вредит тому, кто проклинает. Самая большая заповедь — это заповедь любви, а проклятие — самый большой грех против этой заповеди. Тот, кто проклинает, противится Богу, а такие вещи ни для кого не проходят бесследно.
Тем, кто необдуманно произнес слова проклятия, нужно незамедлительно исповедать этот грех, просить Бога о том, чтобы его безумные слова не исполнились, молиться о тех, кого проклинал, и раздавать милостыню бедным.
А что делать тем, кого прокляли? Как узнать, есть ли на тебе проклятие? Как снять проклятие с себя?
Для начала — не верить словам цыганок и экстрасенсов о том, что они видят на вас признаки проклятия или что они могут снять проклятие с вас. Признаки проклятия на человеке, которые публикуют на различных сайтах их «коллеги», весьма своеобразны: дескать, если в роду есть пьющие и неверующие люди, а также кто-то болен сколиозом (неужели у вас таких родственников нет?), срочно необходимо снятие проклятия.
Думать, что если что-то в жизни не ладится, то всему виной проклятие, контрпродуктивно. Разумнее признать свою ответственность за происходящее и сосредоточить усилия на том, чтобы изменить свою жизнь и свои отношения с окружающими к лучшему.
А как быть, если вы услышали проклятие в свой адрес и переживаете по этому поводу? Помолиться о том, кто сказал эти неразумные слова, и признать свою часть вины в том, что довели человека до такого состояния.
«Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедовались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: „Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня“, — и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его», — советует старец Паисий Святогорец.
Родовое проклятие
Если вы настолько неконфликтный человек, что лично вас никто никогда не проклинал, вас могут напугать родовым проклятием. Как определить, что наложено проклятие на род?
Если в семье кто-то умирает, а у вас после этого появляются всевозможные проблемы, маги и экстрасенсы расскажут вам, что на вас перешло проклятие с умершего. Как избавиться от проклятия, наложенного на троюродного дедушку? Они предложат вам всевозможные молитвы от родового проклятия или более экзотические способы снятия родового проклятия. Но если задуматься о логике происходящего, то окажется, что на самом деле снимать ничего не нужно.
Проблемы после смерти близкого человека могут начаться по вполне объяснимым причинам: вы подавлены, расстроены — работа не ладится, начинаются проблемы со здоровьем. В семье образовалось пустое место, для заполнения которого всем ее членам придется перестроиться, а это редко бывает без конфликтов.
Вот как ответил священник на приведенный выше вопрос женщины о том, как снять родовое проклятие в церкви: «Колдовство — это грех, и все „откровения“, полученные при помощи магии — от лукавого. А что может быть доброго от него? Он — отец лжи. А Вы ему поверили. Совет Вам один — выкиньте из головы все, что Вам сказала колдунья, забудьте. Регулярно ходите в храм, исповедуйтесь, причащайтесь, молитесь и поститесь, не забудьте приобщить к этому и ребенка. Помощи Вам Божией!»
Молитва от проклятия
В интернете можно найти различные молитвы от проклятия, особенно если это проклятие на одиночество. Но молитвы ли это и помогают ли они?
Молитва — это разговор с Богом, в котором можно Бога поблагодарить за Его милости, попросить прощения за свои грехи и ошибки, обратиться к Нему с духовной или житейской просьбой. Если человек любит Бога, то просьбы о себе стоят в его молитве не на первом месте, а где-то ближе к концу. Если же он озабочен только тем, как заработать денег, выйти замуж или как снять проклятие, то он видит в Боге лишь автомат для исполнения своих желаний. Такие молитвы Бог не слышит.
В качестве молитв от проклятия вам могут предложить не только обычные церковные молитвы или псалмы, но и разнообразные заговоры и «молитвы», написанные эзотериками. Заговоры — это чаще всего рифмованные полубессвязные фразы вроде «Дело и слово мое ключ, замок, язык. Что говорила, что шептала, матерь Божия слыхала, во всяк час мне помогала, дело и слово мое благая весть». В эзотерических молитвах речь будет идти о карме, энергиях, мировой душе, розе мира, светлых силах Земли и прочем подобном. Такие псевдомолитвы христианину произносить нельзя.
Проклятие и церковь
Самый популярный совет из серии «как снять проклятие» — пойти в церковь, помолиться, поставить свечи за усопших родственников, заказать сорокоуст или молебен, исповедоваться и причащаться. Совет сам по себе хорош, но и доброе дело можно сделать так, что результат получится плачевный.
Ни в коем случае нельзя участвовать в таинствах Исповеди и, тем более, Причащения с целью снять проклятие. Исповедь — это наше покаяние перед Богом в наших грехах с твердым намерением не повторять их вновь. Причастие — соединение со Христом и через Него — со всей Церковью. Причащаться допустимо только в том случае, если вы любите Бога, хотите быть с Ним и отдаете себе отчет, что с вами произойдет в этом таинстве.
В Церкви ничего не совершается по принципу «нажми кнопку — получишь результат». Об этом нужно помнить всем людям, которых в храм приводит желание избавиться от порчи, сглаза или проклятия.
Божественное проклятие
Читайте также
Благословите, а не кляните…
А как можно освободиться от проклятия?
Покаянием и исповедью. Я знаю много подобных случаев. Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедовались и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня», — и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его, ведь Он — Бог.
А наказание постигает только того человека, на которого направлено проклятие, или же и того, от кого оно исходит?
Болезни и несчастные случаи, происходящие от проклятия
Многие болезни, причины которых не могут найти врачи, возможно, произошли от проклятия. А врачи что-разве они найдут проклятие? Как-то раз ко мне в каливу принесли одного парализованного. Вымахал здоровенный дядя, а не мог сидеть. Его туловище не гнулось, было как деревянное. Один человек нес его на спине, а другой поддерживал сзади. Я поставил несчастному два пенька, и он кое-как на них них устроился. Его спутники сказали мне, что он находится в таком состоянии с пятнадцатилетнего возраста и мучается вот уже восемнадцать лет. «Но разве — такое может учиться ни с того ни с сего? — подумал я. Быть такого не может, здесь скрыта какая-то причина».
Я начал расспрашивать и узнал, что этого юношу кто-то проклял. Что же случилось? А вот что: как-то он ехал в школу, сел в автобус и развалился на сиденье. На одной остановке в автобус вошли пожилой священник и один старичок и встали возле него. «Встань, — сказал ему кто-то,— уступи место старшим». А он, не обращая ни на кого внимания, развалился еще больше. Тогда стоявший рядом старичок сказал ему: «Вот таким вытянутым и останешься навсегда — не сможешь сидеть». И это проклятие подействовало. Видишь как — юноша-то был с наглецой. «А чего я, — говорит, — буду вставать? Я за свое место заплатил». Да, но ведь и другой тоже заплатил. Стоит человек пожилой, уважаемый, а ты — пятнадцатилетний юноша — расселся. «Вот от этого-то все и произошло, — сказал я ему.— Чтобы стать здоровым, постарайся покаяться. Тебе требуется покаяние». И как только несчастный понял и осознал свою вину, он сразу же стал здоров.
А сколько нынешних бед происходит от проклятия, от негодования! Знайте: если в какой-то семье многие умирают или гибнет вся семья, то причина этому или в несправедливости, или в колдовстве, или в проклятии. у одного отца был сын, который то и дело уходил из дома и шатался неизвестно где. Однажды отец в приступе раздражения сказал ему: «Ты у меня доходишься — придешь раз и навсегда!» И вот в тот же самый вечер, когда паренек возвращался домой, прямо напротив их подъезда его насмерть сбила машина. Он как упал, так и остался лежать, потом друзья взяли его тело и принесли домой. После его отец приехал на Святую Гору и пришел ко мне в каливу. Он плакал и говорил: «Мой ребенок убился прямо на пороге моего дома». Начал рассказывать, а потом говорит: «Я ему перед этим сказал кое-что». — «Что же ты ему сказала» — «Он гулял по ночам неизвестно где, я разгневался и сказал ему: «Ты у меня придешь раз и навсегда!» «Может быть, от этого и произошла беда?» — «Ну а от чего же еще? — ответил я — Постарайся покаяться поисповедоваться». Видите как: ты, говорит, на этот раз придешь раз и навсегда, и ребенка приносят мертвым. А отец давай потом волосы на себе рвать да плакать… Родительское проклятие действует очень сильно. Знайте, что проклятие и даже [просто] негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь — одно сплошное мучение. Потом такие дети очень страдают всю свою земную жизнь. Конечно, в жизни иной им легче, потому что своими страданиями они погашают некоторые здешние долги. Происходит то, о чем говорит Святой Исаак: «Вкушает своей геенны», то есть страданиями здесь, в этой жизни, он уменьшает свою адскую муку, потому что страдание в этой жизни есть вкушение адской муки. То есть, когда вступают в силу духовные законы, человек несколько освобождается от геенны, от мучения.
Но и те родители, что словами «посылают» своих детей к диаволу, «посвящают» их ему. После этого диавол имеет права на таких детей, он говорит: «Ты посвятил их мне». В Фарасах жили муж и жена. Их ребенок был очень плаксивым, и отец постоянно говорил: «Да чтоб тебя нечистый забрал» Ну и что же: отец так говорил младенцу и по попущению Божию тот стал исчезать из колыбели. Потом несчастная мать шла к Хаджефенди (Так звали преподобного Арсения Каппадокийского жители Фарас). «Благослови, Хаджефенди! Моего ребенка утащили бесы». Хаджефенди шел к ним в дом, читал молитвы над колыбелью и младенец возвращался. И так продолжалось без конца. «Хаджефенди, благослови!» — снова и снова говорила несчастная женщина и спрашивала: «Чем же все это закончится?» — «Мне, — отвечал ей Святой, — к вам ходить нетрудно. А тебе разве сложно приходить и звать меня? Значит, когда-нибудь диаволу это надоест, и он оставит твоего сына в покое». С того самого дня ребенок перестал пропадать. Но когда он вырос, его прозвали «дьявольское отродье». Он баламутил все село — не давал покоя никому. Как же мучился от этого мой отец. Этот малый сперва шел к одному поселянину и говорил: «Такой-то сказал про тебя то-то», потом шел к другому и говорил ему то же самое. Люди ссорились между собой, доходило даже до потасовок. Потом, пони- мая, что на каждого из них возвели напраслину, они договаривались схватить клеветника и расправиться с ним. Но тот ухитрялся сделать так, что в конце-концов оба просили у него прощения! Настолько он преуспел в коварстве! Настоящее «дьявольское отродье»! Бог попустил это для того, чтобы, увидев продолжение истории с исчезновением младенца, люди образумились, сдерживали себя и были очень внимательны. О том, как будет судить этого человека Бог, мы сейчас не говорим. Понятно, что смягчающих вину обстоятельств у него много.
Величайшее сокровище для людей, живущих в миру,— родительское благословение. Подобно тому, как в жизни монашеской величайшее благословение то, которым благословил тебя твой старец. Поэтому и говорят: «Не упусти родительское благословение». Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Мать плакала: «умру, — говорила, — от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них» Она была вдовой, ее дети — сиротами. Мне стало за них больно. Молился я, мо лился, но безрезультатно. «Что-то здесь не то», — подумал я. «На нас, — говорили ее дети, — навели порчу». — «Да нет, — говорю, — это не от порчи, порчу видно… А может быть ваша мать проклинала вас?» —«Верно, отче, — отвечают,— в детстве мы очень шалили, и она постоянно с утра до вечера твердила нам: «Да чтоб вам обрубками быть!» — «Идите,— говорю, — к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности чтоб она пришла в чувство, чтобы она покаялась, поисповедовалась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас. И за полтора года все четверо создали семьи! По всей видимости, эта несчастная мало того, что была вдовой, но еще и легко впадала в состояние раздражения и уныния. Озорники выводили ее из себя, и за это она их проклинала.
А если родители проклянут своих детей и потом умрут, то как дети могут избавиться от родительского проклятия?
Приглядевшись к себе, они, скорее всего, признают, что в свое время бедокурили, мучили родителей и поэтому те их прокляли. Если они осознают свою вину, искренне покаются и исповедают свои грехи, то все у них наладится. Преуспевая духовно, они помогут и своим усопшим родителям.
И меня, Геронда, когда я уходила в монастырь, проклинали мои родители…
Такие проклятия — единственные из всех — становятся благословением.
«Благородное проклятие»
Геронда, а правильно ли, когда обижают, говорить про обидчика: «Бог ему воздаст за его зло?»
Тот, кто так говорит, делает себя посмешищем лукавого. Такой человек не понимает, что, говоря так, он «благородно» проклинает других. Некоторые говорят о себе, что они люди чуткие, имеют любовь и душевную тонкость и терпят несправедливости, которые делают им другие. Но вместе с тем они говорят о тех, кто их обижает: «Да воздаст им Бог за их зло». В этой жизни все люди сдают экзамены, чтобы перейти в иную, вечную жизнь — в рай. Помысл говорит мне, что такое «благородное проклятие» находится ниже духовного проходного бала и христианину оно непозволительно. Ведь Христос не учил нас любви такого рода. «Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят»— вот какой любви учит Он. А кроме того, лучшее благословение из всех, это когда нас незаслуженно проклинают, и мы молча, с добротой это принимаем. Если люди поверхностные или лукавые — те, кто имеют злобу и извращают истину, — оклевещут нас или поступят с нами несправедливо, постараемся, если можем, не искать себе оправдания в том случае, когда несправедливость касается лично нас.
И слов: «Да воздаст им Бог»— говорить не будем, потому что это тоже проклятие. Хорошо, если мы от всего сердца простим наших обидчиков, попросим Бога укрепить нас понести тяжесть клеветы и будем, насколько возможно незаметно, продолжать духовную жизнь. И пусть те, чьим типиконом является суждение и осуждение других, поступают с нами несправедливо, ведь таким образом они без устали готовят нам золотые венцы для истинной жизни. Конечно, люди, живущие с Богом, никогда не проклинают других, потому что в них нет злобы, но лишь доброта. Зло, которым бросают в этих освященных людей другие, освящается — каким бы оно ни было. А сами живущие с Богом при этом переживают великую, невидимую другим радость.