почему нельзя показывать бременских музыкантов детям
Почему нельзя показывать «Бременских музыкантов» детям
Я и в детстве-то не любил этот советский музыкальный мультфильм. А пересмотрев сейчас и вовсе разочаровался в нём.
1. Принцесса начинает млеть по какому-то бродячему артисту, которого видит первый раз в жизни. Что он за человек? Откуда? Что в нём хорошего, кроме смазливой внешности? С Трубадуром-то всё понятно. Любой мужчина хотел бы отношений с девушками королевских кровей.
В мультфильме нет никакого периода знакомства и согласия. Сразу в объятия. Так приличные девушки не поступают.
2. Беспредельщики-«трубадуры» после того, как их выгоняют за дурное поведение из замка, переодеваются в разбойников, похищают(!) короля, привязывают его в лесу к дереву и оставляют там одного. Уже несколько серьёзных уголовных статей.
3. Затем сами же имитируют битву с разбойниками. Якобы спасают короля. Трубадура-жулика после такого мошенничества пускают жить во дворец, видимо, с принцессой.
И ведь принцесса в курсе всей схемы. Позволяет так поступать с её отцом!
4. Далее принцесса в ночь сбегает с этим проходимцем, похожим на хиппи, с гитарой, которого видит первый раз. Сбегает в основном потому, что животных не пустили жить во дворец. В принципе, вопрос решаемый — жили бы рядом. Но нет, надо рубить с плеча.
А ведь отец-король явно души не чает в дочери, растит её один. Для него побег — это огромная потеря.
4. Безутешный отец нанимает еще более жуликоватого сыщика.
5. Дочку находят, с боем возвращают домой. Та устраивает разнос своему отцу, не признавая своих ошибок. Король пытается запереть неадекватную беглянку дома. Он в расстройстве. А вы бы, если ваша доча так себя повела, разве не рассердились бы?
6. Музыканты переодеваются под иностранных певцов и таки похищают свою любовь. Та с радостью с ними снова сбегает в неизвестность и нищету. Неисправимая истеричка. Можно же было решить вопрос как-то по другому.
Ну и как можно показывать детям вот такое свинское отношения к родителям? Как так легкомысленно можно бросить родственников, обязательства, учебу, титул и трон, и т.д. и т.п.? Очень плохой пример для подрастающего поколения.
Почему нельзя показывать «Бременских музыкантов» детям
Я и в детстве-то не любил этот советский музыкальный мультфильм. А пересмотрев сейчас и вовсе разочаровался в нём.
1. Принцесса начинает млеть по какому-то бродячему артисту, которого видит первый раз в жизни. Что он за человек? Откуда? Что в нём хорошего, кроме смазливой внешности? С Трубадуром-то всё понятно. Любой мужчина хотел бы отношений с девушками королевских кровей.
В мультфильме нет никакого периода знакомства и согласия. Сразу в объятия. Так приличные девушки не поступают.
2. Беспредельщики-«трубадуры» после того, как их выгоняют за дурное поведение из замка, переодеваются в разбойников, похищают(!) короля, привязывают его в лесу к дереву и оставляют там одного. Уже несколько серьёзных уголовных статей.
3. Затем сами же имитируют битву с разбойниками. Якобы спасают короля. Трубадура-жулика после такого мошенничества пускают жить во дворец, видимо, с принцессой.
И ведь принцесса в курсе всей схемы. Позволяет так поступать с её отцом!
4. Далее принцесса в ночь сбегает с этим проходимцем, похожим на хиппи, с гитарой, которого видит первый раз. Сбегает в основном потому, что животных не пустили жить во дворец. В принципе, вопрос решаемый — жили бы рядом. Но нет, надо рубить с плеча.
А ведь отец-король явно души не чает в дочери, растит её один. Для него побег — это огромная потеря.
4. Безутешный отец нанимает еще более жуликоватого сыщика.
5. Дочку находят, с боем возвращают домой. Та устраивает разнос своему отцу, не признавая своих ошибок. Король пытается запереть неадекватную беглянку дома. Он в расстройстве. А вы бы, если ваша доча так себя повела, разве не рассердились бы?
6. Музыканты переодеваются под иностранных певцов и таки похищают свою любовь. Та с радостью с ними снова сбегает в неизвестность и нищету. Неисправимая истеричка. Можно же было решить вопрос как-то по другому.
Ну и как можно показывать детям вот такое свинское отношения к родителям? Как так легкомысленно можно бросить родственников, обязательства, учебу, титул и трон, и т.д. и т.п.? Очень плохой пример для подрастающего поколения.
Удивительно, насколько люди неразборчивы. Знакомому и привычному доверяют безоговорочно. То есть все что угодно может стать неотъемлемой составной частью культуры, если это завернуто в блестящую красивую упаковку. 52 отзыва про мультфильм – и никто не нашел даже недостатков (кроме двух-трех человек, отписавшихся, что там есть «что-то про разбойников»). Все в полном восторге. Такое ощущение, что голову люди используют только для того, чтобы в нее есть. Кому-то покажется, что это слишком резко? Загляните на отзывы про еду. Или бытовую технику. Там даже в положительных отзывах есть масса нюансов. То есть люди размышляли, оценивали, подсчитывали плюсы и минусы. А тут только восторженные вопли и теплые воспоминания про счастливое детство.
Когда я думаю про мультики, у меня возникает четкое ощущение скрытно ведущейся борьбы. Про Простоквашино я уже рассказывал. А тут вдруг подумал про Бременских музыкантов. Причем, меня тоже осенило лишь после того, как дети терзали вчера за ужином флешку с разными радиоспектаклями – и поставили случайно какое-то новое продолжение «Бременских». Такого треша я давно не слышал. И вспомнил, что уже пару лет назад, глядя с детьми по сотому разу оригинальный мультик, думал, что не такой уж он и идеальный.
Я, конечно, параноик. В том смысле, что когда я смотрю мультики с детьми, меня не оставляет мысль «чему он научит моих детей?», мечущаяся по задворкам сознания. К сожалению, так получилось, что мультфильм «Бременские музыканты» был нашим первым мультиком. Наверное, года полтора нам было, когда мы начали смотреть. Я, понятно, насобирал заранее всяких хороших мультиков – точнее просто «проверенных» советских, которые помню сам по своему детству – как и многие другие родители. И первым мультиком оказались «Бременские» – так вышло. Может, потому, что он безобидный, веселый и легкий, а может, потому, что нравился нашей маме. Но я, конечно, не был уверен, что для 1,5-2 лет этот мультик подходит. Более того, сегодня я вообще убежден, что этот мультик – не для детей, а для взрослых.
Вообще, надо понимать, что к сказке братьев Гримм «Бременские музыканты» наш мультик имеет ровно такое же отношение, как детский самолетик из пластилина к Су-35. То есть параллели проследить можно, но. сами понимаете. Сказка в оригинале – это сюжет типа «звери находят новый дом». Без всяких трубадуров и прочей куртуазности. По сюжету ее ближайший родственник с нашей стороны – сказка «Зимовье зверей».
А мультик 1969 года – это наш своеобразный «ответ чемберлену». То есть, проще говоря, музыкальный спектакль для подростков, пародирующий популярную в ту время западную музыку и некоторые идеи западной культуры. И, кстати, пародирует он не только западные культурные образцы – но и отечественные: обратите внимание на фигуры разбойников.
Почему для основы были выбраны именно «Бременские музыканты»? Ну я думаю, прежде всего потому, что «музыканты». А уж «бременские» – просто в нагрузку досталось. Такая тройная маскировка – каждый слой с отсылками и намеками. С этой точки зрения, произведение поистине гениально. И на уровне музыкальной пародии, и на уровне визуализации, и перекрестное пародирование всего на свете (включая самого себя) – это просто блеск.
Именно безупречностью прежде всего музыкальной составляющей и массой отсылок к хорошо знакомым культурным образцам, видимо, и обусловлена непреходящая популярность (вот уже почти 50 лет) этого поистине постмодернистского мультфильма. И самое главное – нигде нет торчащих хвостов, за которые может зацепиться пресыщенный глаз, чтобы разочароваться. То есть нет никаких особенно чуждых нашему человеку идей – ни в тексте, ни в графике, ни в музыке. Зацепиться не за что. Пока не начнешь думать: а о чем, собственно, сам мультик?
О чем сюжет? О том, что бродячий музыкант влюбляется в девушку из королевской семьи, обманом втирается в доверие к ее отцу, потом подбивает ее убежать из дома. Все произведение дышит анархической идеологией хиппи. То, что эта идеология разрушительна для семьи и государства – очевидно любому. То, что она разрушительна (при ее последовательном проведении) для жизни любого человека – тоже очевидно. То, что она льстит нонконформизму многих подростков – конечно, ясно. Но детям-то этот мульт смотреть зачем? Что они вынесут из него? Что самый лучший дом – дикий лес? Что не нужно ни работать, ни жертвовать чем-то – надо лишь петь и плясать, и все будет хорошо? Что независимо от того, как согласуются твои желания с жизнью других людей – надо всеми правдами и неправдами добиваться своего, не брезгуя обманом, наплевав на ответственность?
Кто-то может сказать: но ведь там речь ведется о дружбе и любви? О верности и свободе. Ну да, ну да. В песнях такие слова есть. А еще там говорится, что «наша крыша – небо голубое». Вы пробовали ночевать под открытым небом в России? А зимой?
Ведь дружба там тоже только декларируется, никак не подтверждаясь. Просто герои – всегда вместе. Но это и понятно – у них интересы общие. А если наступит конфликт интересов? Как они себя поведут? Из мульта это неизвестно. Вот и выходит, что красивые слова о «друзьях» – не более, чем слова. Любовь? А разве это любовь? Воспылать страстью к принцессе, соблазнить ее песнями и плясками, и увезти из дома? А что через неделю? А через месяц? Через год? Из мульта мы этого не знаем. Герои не проходят никаких испытаний, ничем не жертвуют – просто творят что хотят.
Ну ладно, пусть даже между героями вспыхнула любовь. А любовь отца к дочери – это не любовь? Вырастив ее, готовясь отдать ей все, что имеешь, даже приняв ее странный выбор и симпатию к сомнительному чужаку – просто отпустить ее бегать по лесам и полям? А когда ей надо будет родить – роды будет принимать кот с гитарой на цветочной поляне? Король в мульте несимпатичен. Но разве это оправдывает наплевательское отношение к нему дочери?
Я уж не говорю о том, как там понимается свобода и как показано государство. Стражники – трусы, король – идиот. Допустим, это плохое государство. А хорошее где? Вместо позитивной альтернативы – бегство в луга и поля? Вместо того, чтобы строить такую семью и такое государство, как надо, следует просто сбежать? Ладно, эту тему развивать не будем, а то далеко зайдем.
Иными словами – все хорошее, что можно сказать об идейном посыле мультика – пустые слова. А все не очень хорошее и сомнительное – увы, показано в красках. Каков итог?
Мультфильм «Бременские музыканты» великолепен, но он однозначно не для детей. И даже не «6+». Минимум «10+», и то только потому, что они к этому возрасту и так уже насмотрятся всякой ерунды. И, мне кажется, стоило бы вообще разговаривать с детьми об этом мультике – о том, правильно или неправильно поступают герои, зачем они так делают, можно ли так делать, что будет с ними дальше (за пределами сюжета) и т. п.
В сущности, ведь это сатира. Сатира на подростковые представления о мире и жизни. Показывать ее надо только в том возрасте, когда дети смогут это понять.