почему нельзя носить амулет в исламе
Ношение талисмана (сабаб)
В хадисе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует говорится:
» من علق تميمة فقد أشرك «
«Кто повесит на себя амулет, тот впадает в неверие»
(Муснад иамама Ахмада, №17422)
Некоторые люди, неправильно понимая смысла этого и ему подобных хадисов, обвиняют мусульман в неверии и многобожии.
Предлагаем мнения ученых шафи’итского мазхаба по данному вопросу.
Имам ан-Навави в своей книге «Аль-маджму’ Шарх аль-мухазаб» пишет:
المراد بالنهي ما كان بغير لسان العربية بما لا يدرى ما هو. قال البيهقي ويقال إن التميمة خرزة كانوا يعلقونها يرون انها تدفع عنهم الافات ويقال قلادة يعلق فيها العود
«Под запретом заклинаний и амулетов имеется в виду запрет на все, что написано не на арабском языке, смысл которого непонятен.
Имам аль-Байхаки пишет, что амулет — это бусины, которые они (арабы в период до Ислама) вешали на себя и считали, что эти обереги отвращают от них беды (несчастья). Также говорят, что это ожерелье, на которое вешали палочки».
От сподвижника ‘Утбата бин ‘Амира передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
» من علق تميمة فلا أتم الله له ومن علق وعدة فلا ودع الله له «
«Пусть Аллах не доведёт до конца дело (т.е. дело, ради которого человек повесил амулет) того, кто повесил на себя амулет. Также пусть Аллах не оставит в покое того, кто повесил (на себя) морскую раковину»
(Передал имам аль-Байхаки).
«Также аль-Байхаки пишет, что этот запрет возвращает нас к словам о тех людях, о которых говорил Абу ‘Убайда:
«Вероятно запрет, нежелательность и тому подобное касается тех людей, которые вешают на себя талисманы, считая, что полное благополучие и избавление от болезней зависит от них, как в это верили люди доисламской эпохи. А если носить талисман с целью получения благодати посредством написанного в нем имени Аллаха, будучи убежденным, что никто не избавляет его от бед и не защищает его, кроме Аллаха, то в этом нет ничего запретного»
[См.: аль-Маджмуг’ Шарх аль-Мухаззаб, т. 9, с. 66].
Имам ибн Хаджар аль-Аскаляни в своем труде «Фатх аль-Бари» после того, как привел хадисы Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, о запрете ношения амулетов, пишет:
هذا كله في تعليق التمائم وغيرها مما ليس فيه قرآن ونحوه، فأما ما فيه ذكر الله فلا نـهي فيه؛ فإنه إنـما يجعل للتبرك به والتعوذ بأسـمائه وذكره
«Все эти запреты касаются ношения амулетов и т.п., в которых не написаны аяты из Корана или подобного Корану (как имена Аллаха и т. д.). Что же касается тех [талисманов], в которых содержится поминание Всевышнего, то нет запрета на их ношение. Поистине, они для того, чтобы испрашивать баракат [у Аллаха] и прибегать к Нему [с помощью] Его Имен и Его поминания»
[См.: Фатх аль-Бари, т.9, с. 258].
Имам Абу Давуд в своём сборнике передаёт от Амра бин Шуайба следующий хадис:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обучал своих сподвижников, говорить от страха, следующие слова:
«Прибегаю для защиты, посредством совершенными словами Аллаха от гнева Его, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и их присутствия».
Также Абдуллах бин ‘Амр обучал этим словам своих детей, которые разумели, а тем, которые не разумели, он писал эти слова на бумаге и вешал на них»
[См.: Абу Давуд н. 3893, также передаёт его Тирмизи н. 3528].
Имам Шараф аль-Хак аль-аббади в своих комментариях на сборник Абу Давуда пишет следующее:
فيه دليل على جواز تعليق التعوذ على صغار
«В этом есть довод на дозволенность вешать на маленьких детей то, в чем есть просьба ко Всевышнему о защите»
[См.: ‘Авн аль-Маг’буд, с. 1769].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Дозволяется носить амулеты, учитывая следующие условия:
1. Человек должен быть абсолютно убеждён, что только Аллах защищает от бед и исцеляет от болезней, а амулет же носят только лишь для просьбы Аллаха о защите и получения бараката посредством того, что там написано;
2. Амулет должен содержать аяты Корана, имена Аллаха и мольбы;
3. Все должно быть написано разборчивым почерком на понятном арабском языке, либо на другом понятном языке.
4. Родителям разрешается надевать талисманы на своих детей с соблюдением всех вышеупомянутых требований.
Отдел фетв, Муфтият РД
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Можно ли носить талисман?
Вопрос: Я с детства ношу талисман (сабаб), который написал один уважаемый богослов. Однако несколько раз столкнулся с порицанием этого. Ответьте, пожалуйста, согласно Шариату можно ли носить талисманы, на которых написаны аяты священного Корана или молитвы?
Ответ:
« من علق تميمة فقد أشرك «
«Кто повесит на себя амулет, тот впадает в неверие» (Муснад имама Ахмада, №17422)
Некоторые люди, неправильно понимая смысла этого и ему подобных хадисов, обвиняют мусульман в неверии и многобожии.
Предлагаем мнения учёных шафи’итского мазхаба по данному вопросу.
Имам ан-Навави в книге «Аль-маджму’ Шарх аль-мухазаб» пишет:
المراد بالنهي ما كان بغير لسان العربية بما لا يدرى ما هو. قال البيهقي ويقال إن التميمة خرزة كانوا يعلقونها يرون انها تدفع عنهم الافات ويقال قلادة يعلق فيها العود
«Под запретом заклинаний и амулетов имеется в виду запрет на всё, что написано не на арабском языке, смысл которого непонятен.
Имам аль-Байхаки пишет, что амулет — это бусины, которые они (арабы в период до Ислама) вешали на себя и считали, что эти обереги отвращают от них беды (несчастья). Также говорят, что это ожерелье, на которое вешали палочки».
От сподвижника ‘Утбата бин ‘Амира передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ изрёк:
« من علق تميمة فلا أتم الله له ومن علق وعدة فلا ودع الله له «
«Пусть Аллах не доведёт до конца дело (т.е. дело, ради которого человек повесил амулет) того, кто повесил на себя амулет. Также пусть Аллах не оставит в покое того, кто повесил (на себя) морскую раковину» (передал имам аль-Байхаки).
«Также аль-Байхаки пишет, что этот запрет возвращает нас к словам о тех людях, о которых говорил Абу ‘Убайда:
«Вероятно, запрет, нежелательность и тому подобное, касается тех людей, которые вешают на себя талисманы, полагая, что полное благополучие и избавление от болезней зависит от них, как в это верили люди доисламской эпохи. А если носить талисман с целью получения благодати посредством написанного на нём имени Аллаха, будучи убеждённым, что никто не избавляет от бед и не защищает его, кроме Аллаха, то в этом нет ничего запретного»»
(См.: аль-Маджмуг’ Шарх аль-Мухаззаб, т. 9, с. 66).
Имам ибн Хаджар аль-Аскаляни в труде «Фатх аль-Бари» после того, как привёл хадисы Пророка ﷺ о запрете ношения амулетов, пишет:
هذا كله في تعليق التمائم وغيرها مما ليس فيه قرآن ونحوه، فأما ما فيه ذكر الله فلا نـهي فيه؛ فإنه إنـما يجعل للتبرك به والتعوذ بأسـمائه وذكره
«Все эти запреты касаются ношения амулетов и т.п., в которых не написаны аяты Корана или подобного Корану (как имена Аллаха и т. д.). Что же касается тех (талисманов), в которых содержится поминание Всевышнего, то нет запрета на их ношение. Поистине, они для того, чтобы испрашивать баракят (у Аллаха) и прибегать к Нему (с помощью) Его Имён и Его поминания»
(См.: Фатх аль-Бари, т.9, с. 258).
Имам Абу Давуд в своём сборнике передаёт от Амра бин Шуайба следующий хадис:
ان رسول الله صلى الله عليه وسلم كان يعلمهم من الفزع كلمات: «اعوذ بكلمات الله التامة من غضبه وشرعباده ومن همزات الشياطين وان يحضرون» وكان عبد الله بن عمرو يعلمهن من عقل من بنيه ومن لم يعقل كتبه فاعلقه عليه.
«Посланник Аллаха ﷺ обучал своих сподвижников для преодоления страха читать следующие слова:
«Прибегаю к защите Аллаха посредством Его имён, эпитетов и всех священных писаний, ниспосланных Его пророкам, от гнева Его, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и их присутствия»
Также Абдуллах бин ‘Амр обучал этим словам своих детей, которые разумели, а тем, которые не разумели, он писал эти слова на бумаге и вешал на них»
(См.: Абу Давуд, 3893, также передаёт его Тирмизи, 3528).
Имам Шараф аль-Хак аль-Аббади в своих комментариях на сборник Абу Давуда пишет следующее:
فيه دليل على جواز تعليق التعوذ على صغار
«В этом есть довод на дозволенность вешать на маленьких детей то, в чём содержится просьба ко Всевышнему о защите»
(См.: ‘Авн аль-Маг’буд, с. 1769).
Заключение:
Дозволяется носить амулеты, учитывая следующие условия:
1. Человек должен быть абсолютно убеждён, что только Аллах защищает от бед и исцеляет от болезней, а амулет же носят только лишь для просьбы Аллаха о защите и получения баракята посредством того, что там написано;
2. Амулет должен содержать аяты Корана, имена Аллаха и мольбы;
3. Всё должно быть написано разборчивым почерком на понятном арабском языке, либо на другом понятном языке.
4. Родителям разрешается надевать талисманы на своих детей с соблюдением всех вышеупомянутых требований.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Мусульманские обереги и амулеты: талисманы в Исламе
Восток – дело действительно тонкое, без всякой иронии. Менталитет жителей арабских стран в корне отличается от привычного европейскому жителю. Но многие мусульманские талисманы являются универсальными, то есть, подходят людям иных вероисповеданий. Они, в большинстве своем, ориентированы на защиту от злых сил, отведение дурного глаза и призывают удачу.
Ислам и магия
Ислам – самая молодая религия из всех официально признанных. Арабы объединились и встали под знамена пророка Мухаммеда лишь в VII столетии нашей эры. Воины-кочевники наконец обрели единую религию, но боевого духа не утратили. Они постоянно воевали, покоряя все новые земли и народы и заимствуя их культурные традиции.
Вследствие невероятного микста культур и верований, талисманы в исламе столь многообразны по происхождению и воплощению. Тут смешались традиции кочевников и их вера в джиннов, символика Древнего Египта и невероятно древние сакральные верования, присущие персидскому зороастризму.
А вот магию ислам отвергает категорически. В Коране существует несколько упоминаний о негативном отношении пророка Мухаммеда к чародеям всевозможных мастей. Даже сейчас в некоторых арабских странах за занятия магическими практиками полагается смертная казнь.
Ни один из истинно мусульманских оберегов не содержит изображения животного или человека. Это харам (запрет): считается, что животных и человека может воплощать в любом виде лишь Аллах. А вот на растения сей запрет не распространяется.
Мусульманские обереги от сглаза и порчи
Многие мусульманские талисманы старше самого ислама минимум на несколько тысячелетий. Собственно говоря, их вернее называть языческими, пришедшими в ислам из древнейших политеистических верований. Верующими их ношение не приветствуется, но и особо не порицается.
Полумесяц со звездой
Это самый распространенный мусульманский амулет на шею, но можно носить его и на запястье, на плетеном обереге либо просто красной нити (она универсальна, вне зависимости от конфессиональной принадлежности носителя).
Сам по себе символ полумесяца в Коране не упоминается, но после становления владычества Османской империи он стал как светским, так и религиозным. Он украшает минареты мечетей во всех странах мира. Собственно говоря, это мусульманский аналог христианского креста.
Форма оберега перекликается с государственной символикой Турции, современной преемницы Османской империи. Несмотря на широкое распространение этого талисмана, «неверным» носить его категорически не рекомендуется. Это символ-оберег исключительно для правоверных мусульман.
Амулет раннего ислама
Перед нами еще один талисман, предназначенный исключительно для мусульман. Считается, что его создал пророк Мухаммед специально для того, чтобы оградить верующих от боли и подарить им крепкое здоровье. Про злые силы и колдовские чары официально не говорится ничего, но ведь это Восток, дело тонкое – читайте между строк.
Амулет раннего ислама представляет собой медальон-монету, покрытую арабской вязью. Обычно его отливают из благородных металлов и медных сплавов.
Важно приобретать подобные амулеты исключительно при мечетях: так вы будете уверены, что амулет изготовлен с соблюдением традиций и наполнен внутренней сущностью.
Амулет Зульфикар
Символ, отсылающий к воинственному ангелу Зульфикару, представляет собой пару скрещенных турецких сабель (ятаганов) с начертанными на них сурами. Считается, что он оберегает воинов и помогает победить в боях за истинную веру, но его значение куда более широко.
Зульфикар зачастую носят сотрудники силовых структур, дипломаты и люди бизнеса. Этот амулет помогает распознавать ложь, привлекает удачу в делах и способствует росту уважения к носителю, а для Востока это архиважно. Это исключительно мужской талисман, дамам, даже мусульманкам, его носить запрещено.
Назар Бонджук
Более известное название этого талисмана – Глаз Фатимы или Недремлющее Око. Его возникновение относят к периоду расцвета Османской империи. Этот талисман овеян множеством легенд, в большинстве своем, романтических.
Назар Бонджук представляет собой стилизованное изображение глаза: голубой фон, «белок», «зрачок». Такие амулеты любят привозить из Турции наши туристы – вроде как экзотика.
Как ни странно, христианские священники, в большинстве своем, не высказываются категорически против ношения подобных амулетов. А вот имамы, к сожалению, к Глазу Фатимы менее терпимы.
Хамса
Амулет Хамса называют еще Рукой Фатимы, Удачи, Бога, Мириам и так далее. Этот амулет также непривередлив к вероисповеданию носителя, что неудивительно: подобная символика существовала у древних египтян, евреев и многих других народов.
Оберег представляет собой стилизованное изображение ладони, иногда дополняющееся глазом. Он может существовать в виде кулона, подвески на браслете, изображения на бумаге и так далее. Согласно народным верованиям, Хамса привлекает удачу, укрепляет здоровье и защищает от дурного глаза.
Мусульманские обереги для дома
Если вы не исповедуете ислам в качестве единственной религии, лучшими оберегами для дома станут вышеупомянутый Глаз Фатимы или Хамса. Можно вешать их как над входной дверью, так и в любом месте помещения, не скрывая от посторонних глаз.
Мусульмане свято верят в силу Слова. Поэтому наилучшими оберегами для дома, где живут правоверные, станут канонические религиозные тексты. Это могут быть:
Выдержки из Корана можно использовать всегда и везде, в любой форме, главное – вкладывать в них истинный смысл. Можно просто писать их на бумаге и развешивать по дому, но лучше оформить их в виде вышивки и поместить в рамку. И, конечно, собственно Коран и сунны – они должны быть в любом доме.
Если выдержку из Корана планируется использовать в качестве личного талисмана, то нужно:
Личный талисман из суры Корана носят обычно на шее либо в кармане. Главное, не размещать ее ниже пояса – это расценивается как неуважение к святыне.
Мусульманские талисманы для любви
В исламе нет специализированных талисманов для привлечения любви – это не особо коррелирует с религией в принципе. Однако все та же Хамса может вполне эффективно использоваться в этом качестве, ведь она привлекает удачу во всем, в том числе, и делах сердечных.
Вполне допустимо использовать в таких целях и нитяные амулеты, в особенности, сплетенные из волокон красного и зеленого цветов – так получают амулеты на счастье. А вот плетение из трех голубых и двух белых нитей призвано привлечь удачу.
Золотая подвеска с эмалью (перейти в каталог SUNLIGHT)
Нельзя забывать и о традиционных свадебных рисунках хной (мехенди), которыми покрывают тело невесты в преддверии торжества. Это могут быть растительные и цветочные орнаменты, мандалы и узоры в национальном стиле, которые наносятся обычно на кисти рук, но не возбраняется украшать ими и прочие части тела (правда, они останутся доступными для обозрения лишь супругу).
Это украшение прямо рекомендовано пророком Мухаммедом всем замужним женщинам во многих хадисах. Народ наделил его и особым смыслом: женщина, украшающая кисти рук мехенди, всегда будет любима супругом. А это крепкая семья, взаимная любовь и множество детей.
Изображения на теле должны быть именно боди-артом, со временем смываемым. Ортодоксальный ислам категорически против татуировок в любых проявлениях: человек не должен изменять свое тело.
Не стоит заигрывать с чувствами верующих, нося на себе освященные Аллахом символы и слова, но не веря в него. Существует множество универсальных амулетов и оберегов, не столь требовательных к религиозным воззрениям носителя.
Смотреть все мусульманские подвески в каталоге SUNLIGHT
Разрешается ли носить талисманы и амулеты?
Амулетами называются предметы, которые люди вешают на шею или носят при себе в надежде, что они уберегут их от болезни и несчастья. Талисман – это предмет, который, по убеждению носящего его человека, приносит удачу.
Все амулеты можно условно разделить на две группы: одни из них содержат коранические аяты и молитвы, а другие представляют собой иные предметы (нитки, бусины, раковины и т.п.).
В отношении последних до нас дошел недвусмысленный запрет Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Имам Ахмад передал со слов Имрана б. Хусайна: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел человека с желтым кольцом на руке и спросил его: «Что это такое?» Тот ответил: «Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость». Тогда он сказал: «Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с ним на руке, то никогда не преуспеешь».
Он же передал со слов Укбы б. Амира, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто повесил на себя амулет, пусть Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, пусть Аллах не даст покоя». В другой версии говорится: «Кто повесил на себя амулет, тот приобщил сотоварищей к Аллаху».
Степень тяжести этого греха зависит от убеждений человека, носящего амулет. Если он верит в то, что амулет самостоятельно избавляет его от беды или приносит ему удачу, то такое убеждение полностью подрывает основы единобожия и выводит человека из лона ислама. Если он полагает, что амулет по воле Аллаха способствует предотвращению беды или избавлению от несчастья, то он совершает малое многобожие, поскольку в действительности Аллах не сделал эти предметы средством для достижения таких целей. Наконец, если он повесил амулет только для украшения, то он совершает грех, потому что уподобляется тем, кто приобщает сотоварищей к Аллаху.
По поводу амулетов, содержащих коранические аяты и молитвы, богословы высказывали разные мнения. Как правило, молитвы записываются на бумаге, а затем помещаются в кожаный или какой-либо другой мешочек для того, чтобы человек носил их на шее.
Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи передали хадис о том, что Абдуллах б. Амр надевал на своих детей амулет с молитвой от испуга, но цепочка рассказчиков этого сообщения недостоверна. По некоторым источникам, носить такие амулеты разрешали Аиша, Абу Джафар и др.
В то же время Ибн Масуд и Ибн Аббас запрещали даже такие амулеты. В пользу этого мнения свидетельствуют высказывания Хузейфы, Укбы б. Амира и многих других ранних мусульман. Оно подтверждается несколькими аргументами.
Во-первых, хадисы о запрете на ношение амулета имеют общий смысл и распространяются на любые амулеты и талисманы.
Во-вторых, ношение таких амулетов может подтолкнуть невежественных людей к ношению запрещенных амулетов и приобщению сотоварищей к Аллаху, ведь они не знают об истинных намерениях того, кто поступает так.
В-третьих, человек, носящий на себе амулет с аятами Корана, нередко проявляет к ним неуважение, совершая грехи или же заходя с ним в уборную.
В-четвертых, если такой амулет надет на малолетнего ребенка, то он может помочиться на него, и не исключено, что в этом случае нечистоты коснутся текста Священного Корана.
В-пятых, если человек вешает на себя амулет, то он постепенно начинает привязываться к нему и полагаться на него. Сатана постарается не упустить возможности для того, чтобы ввести его в заблуждение и подтолкнуть на упование на этот предмет. В конце концов, его приверженность единобожию может ослабнуть настолько, что он может впасть в одну из форм многобожия. Упаси нас Аллах от этого!
В-шестых, если человек полагается на то, что Всевышний Аллах защитит его от несчастий или исцелит его от болезни ради этого амулета, то он перестает читать соответствующие молитвы, которые действительно приносят пользу, как об этом сообщил посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Наконец, в-седьмых, достоверно известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не носил амулетов и довольствовался чтением Корана и различных молитв для того, чтобы приблизить желаемое и уберечься от дурного. Поистине, дорога Посланника, мир ему и благословение Аллаха, лучше для тех, кто возлюбил своего Господа и часто поминает Его.
Таким образом, верующим следует избегать ношения любых амулетов, даже если они содержат только коранические молитвы. А Аллах знает лучше.
Что носят мусульмане на шее
Что носят мусульмане на шее? Дозволено ли мусульманам носить на шее всевозможные украшения, амулеты, в том числе и те, на которые нанесены тексты аятов из Корана? Что вообще подразумевается под понятием «амулеты»? Как относится Ислам к тому, что некоторые мусульмане носят на шее полумесяц подобно тому, как христианин носит на шее крест. Эти и другие вопросы касательно того, что носят мусульмане на шее и что им дозволено носить, возникают довольно часто и являются актуальными на сегодняшний день. Есть ли необходимость мусульманину подобно христианину, носящему крест на шее, постоянно носить на шее нечто в виде талисмана или кулона в виде полумесяца или других исламских атрибутов.
Амулеты и ношение амулетов в исламе
Для начала следует разобраться в том, что подразумевается под понятием амулет, и является ли ношение мусульманином его дозволенным Шариатом? Об амулетах аль-Хальхали сказал, что это то, что родители вешают детям на шею, и обычно имеет вид костей или бус. Вешается это женщинами и детьми, иногда мужчинами, на шею обычно для того, чтобы оградить их от сглаза. Аль-Хальхали называет это «Тамима», что переводится как «талисманы» или «амулеты». Поскольку мусульманин находится под защитой Аллаха, то ношение подобных вещей не имеет смысла, поэтому является запрещенным. Это касается всего того, что называют тамимой или талисманом, что вешается на шею для того, чтобы защитить человека от сглаза, неважно, из чего это изготовлено.
По поводу вопроса о запретности ношения по исламским законам таких талисманов приводят слова ибн Мас ‘ уда, который сообщил, что слышал, как Пророк Мухаммад ﷺ причислял амулеты, запрещенные виды заклинаний и привораживание к проявлениям многобожия. Достоверность этого хадиса была подтверждена шейхом Абдуль-Кадир аль-Арнаутом, шейхом аль-Альбани и имамом аз-Захаби.
По словам Укба ибн Амира, когда к Пророку Мухаммаду ﷺ явилась делегация, он принял девять человек, а одного из них не принял. На вопрос, почему он оставил этого мусульманина и не принял у него присягу в вере, Пророк ﷺ ответил: «Поистине, на нем амулет!» и сорвал с его шеи украшение, пояснив, что тот мусульманин, кто на шею надевает амулет, впал в многобожие.
Приведенные примеры говорят о том, что запрещенными для ношения на шее женщинами и мужчинами являются любые талисманы, которые не с именем Аллаха, не со словами поминания Всевышнего и не из аятов Священного Корана, их следует считать проявлением многобожия, а это значит, что они запрещены.
Большим грехом будет для мусульманина вешать себе на одежду, на шею или на другие части тела талисманы в виде бусин или веревок, нанесенных на бумагу иероглифов, помещенных в кожаные чехлы или мешочки. К такому же греху будет относиться нанесение на лоб точки, которая призвана защитить детей от дурного глаза. Ни в Сунне, ни в Коране не узаконены подобные способы защиты от неприятностей и бед. Женщина или мужчина могут надевать на шею такие амулеты, но уповать на помощь Аллаха – это по Исламу можно отнести к малому многобожию. Путь же в большое неверие начинается тогда, когда человек, надевая на шею такой талисман, действительно считает, что эта вещь избавит от беды сама по себе, либо способна эту беду предотвратить.
Люди впадают в подобное неверие, отворачиваясь от Аллаха и Ислама и доверяя жизнь своих детей изделиям из веревочек или бусинок, по разным причинам. Как говорит Аллах, «О люди! … Воистину, те, к кому вы взываете помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!».
По словам шейха Абдур-Рахмана ас-Са ‘ ди, то, что человек носит кольцо, шнурок или амулет на шее для того, чтобы предотвратить беду или избавиться от ее последствий, является «многобожием в отношении господства Аллаха, Единственного Творца и Управителя», потому что тем самым человек приписывает Всевышнему, Единственному Творцу некоего соучастника в деле сотворения мира и управления им, тем самым обожествляя не Аллаха, а кого-то или что-то еще.
Люди часто считают, что, если они будут носить такие амулеты на шее, это каким-то образом избавит их от несчастий и бед. Ислам считает, что это лишь наносит вред им и их вере. Рассказывается случай, когда Пророк Мухаммад ﷺ встретил человека, у которого на руке было желтое кольцо. На вопрос Пророка о том, что это за кольцо, человек ответил, что носит его для того, чтобы избежать слабости. В ответ на это Пророк Мухаммад ﷺ посоветовал ему снять это кольцо, потомку что «оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке, то никогда не достигнешь счастья!», имея в виду, что даже малое многобожие многократно увеличивается слабость человека.
А ведь с малого многобожия начинается путь к многобожию.
Носят ли мусульмане на шее что-либо вместо креста, как у христиан?
Мусульмане не носят на шее никаких предметов, амулетов или атрибутов исламской веры, как это принято у христиан. В исламе не узаконены предметы одеваемые на шею как символ веры и не является это из Сунны Пророка Мухаммада ﷺ, который не носил на шее какой-либо атрибутики.
Тексты с аятами Корана или именами Всевышнего Аллаха
Нет единого мнения среди мусульманских ученых относительно того, как относится Ислам к ношению мусульманами таавизов в виде нанесенных на бумагу или другие поверхности текста из аятов Корана, имен Всевышнего, а также текстов всевозможных молитв, дуа, слов поминания Аллаха или зи кр а. Такие тексты, нанесенные на бумагу или прочие поверхности, могут быть завернуты в чехлы из кожи. Ряд мусульманских ученых придерживаются мнения, что такие таавизы по Исламу должны подвергаться полному запрету, и среди них Укба ибн Амир, Ахмад, ибн Мас ‘ уд, Ибрахим ан-Наха ‘ и и ибн ‘ Аббас. Это мнение разделяют также современные ученые шейх аль-Альбани и шейх и бн Баз.
Другая часть ученых в Исламе считает ношение таких таавизов дозволенными, и к таким ученым принадлежат Аиша, ‘ Ата, ибн Абдуль-Барр, аль-Байхаки, и бн Таймия, ибн Сирин, Са ‘ ид ибн аль-Мусайиб, Малик и аль-Куртуби. Но даже те, кто считает, что ношение на шее подобных амулетов должно быть дозволенным, между собой не могут прийти к единому мнению в этом вопросе, поскольку среди них нет согласия по вопросу касательно того, следует ли считать дозволенным ношение на шее такого таавиза постоянно или же его следует носить только в том случае, когда для этого есть необходимая причина: человека настигла неприятная болезнь или в его жизнь придет какая-то беда, а до этого носить подобные амулеты не рекомендуется.
Среди доводов сторонников дозволенности приводят хадис, в котором приводятся такие слова Пророка Мухаммада ﷺ : «Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому». По мнению ученых, если человек носит на себе амулет с выдержками из текста Корана, вверяется Аллаху, поскольку верит в исцеление именно посредством Корана.
Относительно приведенного хадиса сторонники запрета ношения таавизов говорят, что этот хадис был приведен Абдуллахом ибн Укаймом в тот период времени, когда его подкосила какая-то болезнь, и тогда он услышал совет надеть что-то на себя. В тот момент и был им передан этот хадис.
Если оба эти мнения принимать во внимание, то все равно остаётся опасность, что мусульманин, носящий амулет, со временем станет все более полагаться на него, на его чудодейственную силу, думая, что в нем самом заключена основная сила, дарующая чудо исцеления, а не Аллах и его Всемогущество. И как только человек начинает придерживаться такого мнения, он погружается в мир неверия и встает на путь многобожия, и этого нельзя допускать.
Проанализировав возникшие у исламских ученых по этому вопросу разногласия, Шейх Абдур-Рахман ибн Хасан Али Шейх пришел к выводу, что правильным в данном случае будет мнение сторонников запретить ношение таавизов. Среди причин такого решения он назвал то, что амулеты следует запрещать обобщенно, не делая каких-либо исключений, что, как следствие из первого, таким образом будет возможность пресечь путь, ведущий мусульманина к искушению запретным желанием носить на себе такие украшения, которые не содержат текстов аятов. По опасениям Шейха Абдур-Рахмана ибн Хасана Али Шейха, мусульманин, повесивший себе на шею таавиз с текстом аятов из Корана, может отнестись пренебрежительно к этому, пойти, не снимая его, в отхожее место и даже справлять нужду.
Ученые Постоянного комитета, возглавляемого шейхом и бн Базом, придерживаются мнения, что мнение тех, кто против ношения таавизов следует учитывать, поскольку они в своем мнении опираются на общий смысл хадисов, которые таавизы запрещают, да и это мнение «закрывает двери, ведущие к запретному».
Если же ношение таавизов все-таки допустить, то мусульманин, который носит таавиз, должен понимать, что он сам по себе не оказывает какое-то влияние на здоровье, поэтому человек носит его лишь как свидетельство своей веры в помощь Аллаха.
Ук б а бин Амир приводит такие слова Пророка Мухаммада ﷺ : «Тому, кто повесил на себя амулет, пусть Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, пусть Аллах не даст покоя».
Ширком же следует считать ношение тех украшений, которые напоминают по форме и способу изготовления, по нанесенным на них символам те украшения, что носили людьми во времена невежества, джахилийи, а также в тех случаях, когда мусульманин или мусульманка, которые носят таавиз, уверены в том, что само украшение защищает его от болезни и зла. Также запрет касается таких украшений, которые содержат в себе запрещенные молитвы и заклинания либо неизвестные заклинания на неизвестном языке, которые могут содержать в себе заговоры и заклинания черной магии.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)