почему нельзя ломать ветки в лесу
С 3 по 7 ноября проходит Большой этнографический диктант 2021. Задания диктанта оформлены в виде теста. Тест состоит из 30 вопросов.
Время прохождения диктанта — 45 минут. Максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 100.
Предлагаем вашему вниманию ответ на один из вопросов Большого этнографического диктанта.
По всей Северной Европе был распространен культ священных рощ: культ дерева существовал у финно-угров, славян, прибалтийских народов и народов Сибири. Однако Удмуртия входит в число тех немногих регионов, где природно-культовые объекты, связанные с традиционными верованиями народа, сохранились до сих пор.
Сами деревья, произрастающие в священных рощах, играли в языческих представлениях удмуртов особую роль. В центре молитвенной рощи стояло священное дерево – связующий элемент с миром богов: под корни этого дерева зарывали жертвенные дары, предназначенные богам нижнего мира: дары среднему миру развешивали в ветвях, на макушку ставили жертвенные дары верхнему миру. По поверьям удмуртов, на главном дереве священной рощи обитает Бог Кереметь, или Луд.
Три верховных божества ассоциировались со «своими» деревьями: Инмар – сосна, Куазь – ель, Кылдысин – береза. Эти три дерева являлись самыми почитаемыми среди удмуртов: к деревьям относились как к живым существам, посаженное дерево уподоблялось самому человеку. Это почитание вылилось в многочисленные запреты и предписания, например:
Нельзя рубить посаженное кем-то дерево: если толщина его ствола окажется с толщину его шеи – тот человек умрет.
Нельзя рубить дерево, если в семье есть больной, иначе он умрет.
Рубка деревьев на хозяйственные нужды, особенно стоящих одиноко, сопровождалось особым ритуалом. У души дерева просили прощения, благодарили его, объясняя действия крайней необходимостью. Существовала даже традиция почитания высохших деревьев, что приняло на себя страдания многих людей.
В священной роще у каждого молящегося удмурта было «свое» дерево, к которому он и обращался. В этнографической литературе есть сведения о том, что удмурты хоронили умерших на лубе (в лубе), перевязав его лыком, своеобразно превращая его в дерево (аналог колоды). В трудах известного удмуртского этнографа В.Е. Владыкина есть сведения о гробах, выдолбленных из липового дерева наподобие пчелиного улья или сделанных из хвойного дерева в виде корыта.
Правильный ответ: Это места народных молений.
Елка «в законе»: деревья рубить запрещено, а ветки ломать можно?
Редакция портала «Город Киров.RU » решила разобраться с лесным законодательством и наказаниями за его нарушение
Обычай устанавливать на новогодние праздники украшенную елку был введен в России Петром I. В 30-е годы прошлого столетия традиция возобновилась, и до настоящего времени наряженные всевозможными украшениями елки разнообразят наши новогодние праздники и радуют младшие поколения россиян. В качестве новогодних украшений используются также деревья и ветви сосны обыкновенной, сосны сибирской (в просторечии называемой кедром), пихты.
К сожалению, часть елей и сосен заготавливается незаконно. Поскольку срубленные под пологом леса либо в плотном насаждении на разрывах и ЛЭП елки зачастую не имеют того товарного вида, незаконно вырубаются в первую очередь лучшие деревья на опушках, по краю лесных массивов, зачастую – в непосредственной близости от населенных пунктов.
За незаконную рубку, сбыт, транспортировку без документов новогодних елей законодательством для граждан предусмотрена административная ответственность.
Накануне Нового года леса Кировской области традиционно взяли под усиленную охрану. Мобильные группы государственных лесных инспекторов, полицейские, сотрудники местных администраций и общественники патрулируют леса и пресекают незаконную рубку и заготовку хвойных деревьев.
Рубить елки в лесу запрещено
Всё, что касается заготовки леса и его даров, описывается Лесным кодексом РФ (ЛК), а также региональными законами. Для начала стоит прояснить вопрос рубки ёлок. Это не запрещено. Но и просто так взять топор, пойти в лес и срубить дерево никто не разрешит.
Кто может срубить ель на праздник?
Есть опасность и посерьезнее, чем наказание рублем. Если ущерб лесному фонду превысит 5 тысяч рублей (например, когда срублено сразу две ели), наступает уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет, а размер штрафа для юрлиц возрастает со 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
К слову, в Кирове уже определены места, где есть возможность законно приобрести зеленую красавицу.
Можно ли вместо ели наломать веток?
В случае с отдельными ветвями тоже есть ограничения. В п. 8 Постановления правительства Кировской области «Об утверждении условий и сроков заготовки и сбора отдельных видов недревесных лесных ресурсов, заготовки отдельных видов пищевых лесных ресурсов и сбора отдельных видов лекарственных растений гражданами для собственных нужд» говорится, что еловые ветки, а также пихтовые и сосновые, относятся к недревесным ресурсам. Это значит, что собирать их можно только с уже срубленных деревьев, лежащих на лесосеках. В КоаП РФ предусмотрено наказание и для тех, кто нарушает это правило.
За самовольную заготовку и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов гражданам грозит от 500 до 1000 рублей штрафа. Кроме того, могут конфисковать орудие, которым совершено правонарушение (нож, топор и т.д.), и собранные ветви.
Отметим, что елки, по своим размерам использующиеся в качестве новогодних, как правило, имеют возраст от 10 до 18 лет. Жалко бывает видеть после новогодних праздников кучи выброшенных на свалку елок. Может, пора каждому рассмотреть вопрос о приобретении искусственной ели и много лет поддерживать новогодние традиции без ущерба для лесного фонда?
Можно ли рвать еловые ветки на Новый год?
Разбираемся с лесным законодательством и наказаниями за его нарушение
— Скоро Новый год и всем хочется ёлку, ну или хотя бы еловых веточек для праздничного настроения. То, что ёлки рубить запрещено и оштрафуют, всем известно, но не могли бы вы уточнить, разрешается ли в лесу гражданам РФ ломать еловые/сосновые ветки?
Всё, что касается заготовки леса и его даров, описывается Лесным кодексом РФ (ЛК), а также региональными законами. Для начала стоит прояснить вопрос рубки ёлок. Это не запрещено. Но и просто так взять топор, пойти в лес и срубить дерево никто не разрешит.
Кто может срубить ель на праздник?
За вырубку леса без законно выданного разрешения грозит штраф. Для граждан он составляет от трёх до четырёх тысяч рублей. Если при этом использовался какой-либо механизм, например, бензопила, то его могут конфисковать. Ко всему прочему в отношении нарушителя могут возбудить уголовное дело по ст. 260 («Незаконная рубка лесных насаждений»), а «чёрный лесоруб» должен будет возместить ущерб. Его минимальный размер составляет полторы тысячи рублей.
С ветками тоже всё непросто?
За самовольную заготовку и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов гражданам грозит от 500 до 1000 рублей штрафа. Кроме того, могут конфисковать орудие, которым совершено правонарушение (нож, топор и т.д.), и собранные ветви.
1. Рубить ёлки и собирать ветки хвойных деревьев даже на Новый год просто так нельзя.
2. Для заготовки елей нужно быть предпринимателем и участвовать в аукционе.
3. За самовольную вырубку деревьев могут оштрафовать, взыскать деньги за причинённый лесу ущерб и отобрать орудие незаконной рубки.
4. Незаконный сбор недревесных ресурсов (еловых, сосновых и пихтовых лап) тоже не разрешается. Физическому лицу грозит штраф в 500-1000 рублей и конфискация орудия рубки.
5. Еловые ветки можно срезать только с уже срубленных на делянке деревьев.
Какие деревья на Руси старались не рубить, и почему
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Деревья священные и как с ними надо было себя вести
Если почитать сочинения Константина Багрянородного (середина X века), там можно встретить описание большого дуба, у которого «росы делали жертвоприношение». А этнограф Николай Гальковский рассказывал о свадебном обряде, который существовал в Воронежской губернии: после того, как венчание было окончено, молодые направлялись к старинному дубу, чтобы три раза обойти его. В результате священный дуб давал благословение для счастливой семейной жизни.
В то же время древние дубы называли домом для нечистой силы. Потому к очень старым деревьям не рекомендовалось подходить близко. Но не только дуб удостоился такой чести. Например, в северных областях к разряду священных причислялась сосна. К ней шли после пасхального христосования, считали ее оберегом на удачный путь. Чтобы не сбиться с пути, путники жертвовали сосне мелкие монетки или красивые лоскутки. Возвращаясь, следовало произнести молитву около дерева и обязательно принести благодарность за хорошее путешествие.
Что такое царь-дерево и почему во время грозы нельзя прятаться под одиноко стоящим деревом
Почти все знают, что во время грозы стоять под одиноким деревом нельзя. А идет это из древности, когда предки считали, что в одинокое дерево рассерженный Перун (а потом и Илья-пророк) метко кидает горящие стрелы, чтобы прогнать нечистую силу, спрятавшуюся в кроне. При этом стрела могла случайно попасть и в ни в чем не виноватого человека, который спрятался от дождя.
Кладбищенские хранители душ и пьяные деревья, которые нельзя тревожить
Суеверный страх вызывали странные деревья, к ним старались близко не подходить. Речь об экземплярах, имеющих изогнутые или скрученные стволы, или о тех, что стелились по земле. Говорили, что дерево стало таким уродливым, безобразным, потому что понравилось нечистой силе. Конечно, лучше обойти стороной! Народ звал такие странные деревья пьяными.
Лазить по нему было нельзя, так как леший наверняка развесил на ветках пьяного дерева люльки со своими детьми. Беспокоить их было опасно, ведь в отместку леший мог сделать так, что человек заблудится в лесу, будет бродить по нему, умирая от голода и усталости, а в результате утонет в вонючем болоте или будет съеден страшными дикими зверями. Для того чтобы леший не зверствовал, надо было его задобрить: следовало сесть на пень и аукнуть три раза.
Внушали страх и деревья, растущие на могилах. В народе верили, что в них живут души умерших. Лазить по такому дереву означало топтать душу, а это грех. Потому к ним относились с осторожностью, не трогали, не ломали, не рубили.
Именные деревья как гарант удачи и возможность следить за судьбой
Но не только души умерших символизировали деревья. Они также олицетворяли новую жизнь. После рождения ребенка на Руси было принято перед домом сажать дерево: мужское, то есть ясень, клен или дуб для мальчика или женское (липа, береза), если родилась девочка. Это были именные деревья, которые играли роль оберегов. Родители наблюдали, как они растут, стараясь узнать судьбу своего чада. Чтобы ребенок был защищен от бед и болезней, следовало беречь дерево, ухаживать за ним. Любое повреждение могло, по народным поверьям, плохо отразиться на здоровье и благополучии того человека, в честь кого оно было посажено.
Деревья лечебные, рябина да яблоки
Народные целители всегда использовали плоды деревьев. К примеру, рябина могла унять зубную боль. А можно было просто встать перед деревом на колени и помолиться, после чего следовало поцеловать рябину и дать обещание, что никогда не принесешь ей вреда (не будешь лазить по ней, ломать ветки, рвать ягоды). Если же человек нарушал обещание, то зубы начинали болеть еще сильнее.
Еще одно целительное дерево — яблоня. Оно было олицетворением матери и ребенка, и поэтому по нему тоже нельзя было лазить, а уж тем более рубить его. В некоторых областях существовал строгий запрет, относящийся к яблокам: их нельзя было есть до Преображения, чтобы не повторить судьбу Евы и Адама, которых выгнали из Рая. Существует и другое мнение: этого нельзя было делать потому, что именно после Преображения Господь одаривает яблоками умерших детишек. А если на земле их матери нарушили запрет, то угощения не будет.
А некоторые недетские сказки вполне поучительны и просты для понимания. По этой причине их и сегодня читают детям.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Сухостой и валежник, трухлявые стволы и дупла – родной дом для многих животных. Очищая леса от упавших деревьев, мы уничтожаем среду их обитания.
Под определение «мертвая древесина» подпадают сухостои и валежник, а также отмершие фрагменты живых деревьев (например, дупла, трухлявая часть стволов, сухие ветви и корни). Все это формирует разнообразную среду обитания для множества грибов, животных и растений. Жизнь более половины видов, обитающих в естественном лесу, так или иначе связана с мертвыми деревьями.
Для большинства из них отжившие деревья – это полноценный дом, без которого они не выживут.
«Мертвая древесина выступает еще и хранилищем органической материи, углерода и азота, а также больших запасов воды, – рассказывает Павел Павлачик, польский исследователь мертвой древесины. – Стволы деревьев в речке или ручье формируют водные потоки, направляют их бег, обеспечивают разнообразие русла». Мертвая древесина регулирует лесную экосистему, влияет на взаимоотношение зверей и растительности. Для одних видов упавшие деревья – тропы, для других – барьеры.
Многие обитатели мертвой древесины нуждаются в определенном сочетании уровней освещенности и влажности. Лесные пространства позволяют крылатым подлетать к местообитаниям или гнездиться в естественных укрытиях. «На болоте Ельня мои коллеги обнаружили гнездо сокола дербника, – рассказывает белорусский орнитолог Денис Китель. – Птица нашла под поваленным деревом какую-то нишу, свила гнездо и вывела птенцов. Даже мертвое, дерево продолжает давать приют многим видам».
«Посмотри, какие живописные завалы!» – восклицает волонтер Фонда природного наследия (Fundacja Dziedzictwo Przyrodnice) Катерина Борисенко. Пока Катя пытается запечатлеть красоту девственной еловой чащи в Подкарпатье – заповедном краю на юго-востоке Польши, – я осматриваю местность. Бывает, попав в лес, утрачиваешь связь с реальностью: ты словно в павильоне, посреди декораций к фильму-сказке. Быстрый ручей разрезает надвое небольшой холм, на котором красуются поваленные столетние ели, обильно поросшие мхом, – посреди этой невероятной красоты легко представить хоть Бабу-Ягу, хоть пряничный домик из сказки братьев Гримм, хоть медвежат с картины Шишкина.
Прислонившись к поваленному стволу ели, отдыхаем: весь день мы искали мох Buxbaumia viridis, названный в честь немецкого естествоиспытателя, первого профессора ботаники и натуральной истории Санкт-Петербургской Академии наук Иоганна Христиана Буксбаума, открывшего этот вид в устье Волги. Увидеть крохотную буксбаумию зеленую можно всего два раза в год, весной и осенью, когда появляются спорофиты – относительно крупные коробочки на ножках. Это очень прихотливый мох и очень редкий, что неудивительно.
«Буксбаумия сильно зависит от уровня освещенности, а для произрастания ей нужны мертвые деревья не меньше полуметра в диаметре, упавшие в ручьи и небольшие горные реки», – объясняет глава Фонда природного наследия Радек Михальский. Эколог утверждает, что вырубки вокруг местообитаний этого мха крайне вредны – взыскательная буксбаумия служит важным индикатором естественных лесов.
Мертвые деревья – основа сложных динамически устойчивых экосистем, развивающихся на протяжении многих десятилетий. Например, существование редкого белоспинного дятла зависит от наличия на достаточно обширной территории мертвых стоящих деревьев, годных для строительства дупла. Живут эти дятлы в своих дуплах только год, но потом десятки лет, пока дерево не упадет, его будут использовать другие виды. «Дятлы, – говорит Денис Китель – основные поставщики дупел для многих других птиц и млекопитающих: мухоловок, нескольких видов синиц, поползней, вертишеек. Все они могут использовать дупла как места для гнездования. Из млекопитающих дупла привлекают мышей, потом в них могут поселиться летучие мыши – цепочку можно раскручивать очень долго!»
Первый встреченный зверек – поздний кожан – восторга у биологов не вызвал: этот довольно распространенный вид, как правило, селится в постройках. А вот встрече с малой вечерницей Елена и Сергей очень рады: этот вид можно рассматривать в качестве индикатора естественного леса. Малая вечерница сильно зависит от наличия дуплистых деревьев.
У летучих мышей проблема с дуплами стоит крайне остро. «Конечности и зубки этих животных не приспособлены для того, чтобы строить себе убежище, – объясняет Елена Годлевская. – А между тем они в этих убежищах-квартирках очень нуждаются».
Некоторые виды приучились жить рядом с человеком, но остаются и те, что привязаны к дуплам. «Малая вечерница в постройках не поселяется. То есть нет дупел, нет старого леса – нет и вида», – констатирует Елена.
Итальянские зоологи в ходе недавнего исследования пришли к выводу: в течение одного сезона колонии рукокрылых нужно 20–30 дуплистых или сухостойных деревьев. «В Голосеевском лесу, национальном парке в границах Киева, мы нашли колонию в старом дубе, – вспоминает Годлевская. – Когда через два дня мы пришли, чтобы исследовать животных, оказалось, что они уже в соседнем дереве».
Зачем рукокрылым эти постоянные переезды с места на место? Главная причина – отсутствие «канализации». В достаточно небольшой полости дупла стремительно накапливается помет. Как только объем заполняется, приходится искать новый дом. О чем говорят эти факты? О том, что практика лесников оставлять на один квартал по два-три старых дерева, а остальные вырубать, рукокрылых не спасает.
Помимо решения «квартирного вопроса» для летучих мышей важна пространственная организация леса. «Одно дело, когда растет лес сплошной, монокультурный, который специально высаживают и искусственно поддерживают, другое – когда все идет естественно, своим чередом. Старые деревья выпадают, образуются поляны. Поляны, в свою очередь, начинают зарастать – на них появляются новые виды съедобных насекомых, формируются возможности подлетов к ним», – объясняет Сергей Ребров.
Много деревьев – еще не лес. Регулярные лесопосадки не только выглядят уныло, но и неспособны противостоять экологическим вызовам. Например, таким как распространение жука короеда-типографа, кошмара всех лесников. Дмитрий Щигель объясняет, как связана пространственная организация леса и размер популяции жука: «Когда численность короеда превышает определенные пороговые границы, возникает массовая вспышка. В естественном разновозрастном лесу, где есть огромные ели и маленькие елочки, где есть деревья тонкие и длинные, широкие и толстые, есть и поляны, и валежник, разнородность леса служит естественным буфером. В таком лесу, если вспышка численности вредителя и возникает где-то на небольшом участке, возможности для расселения у жука ограничены. Возникнет масса естественных преград: одно дерево зальет жуков смолой, другое чересчур тонкое, третье слишком трухлявое… В лесопосадках все деревья одного возраста и происхождения, они все равны перед врагом: если одно уязвимо, то уязвимы все».
Наглядный пример – относительно недавняя ситуация в Московской области, когда из-за засухи короед уничтожил более трети всех ельников старше 60 лет, высаженных на месте естественных смешанных хвойно-широколиственных и широколиственных лесов. Тогда правительство выделило на борьбу с жуком более миллиарда рублей, но эффект оказался совсем скромным.
Россия сейчас подходит к тому этапу лесопользования, на котором находились скандинавские страны в 1950–1960-х годах. По словам Константина Кобякова, координатора WWF России по лесам высокой природоохранной ценности, у нас наблюдается кризис модели пионерного освоения. «Неосвоенные леса, где ранее не ступала нога лесоруба, кончаются, – поясняет Кобяков. – Вернее, их у нас еще много, но это уже леса, расположенные очень далеко от дорог, а также заболоченные, горные, малопродуктивные. То есть практически не осталось таких вот хороших доступных лесов, которые можно просто вырубить и уйти, ничего не вкладывая в лесное хозяйство».
Даже если не брать в расчет ущерб экосистемам от полного исчезновения естественных лесов, модель «пришел-увидел-спилил» исчерпает себя по чисто экономическим причинам. И очень скоро лесную промышленность ждет серьезный кризис недостатка сырья.
В такой ситуации лесопромышленники и управляющие лесами ведомства все чаще стали задумываться о скандинавской системе интенсивного лесопользования – «от собирательства к огороду» – когда внедряются технологии выращивания и заготовки леса (в дело идет вся древесная масса, вплоть до веток, пней, хвои, листвы).
Это может стать хорошей новостью для сибирской тайги или для Республики Коми с ее рекордной для Европы площадью девственных лесов – 7,8 процента территории. Но что же делать тем регионам, где первозданных лесов практически не осталось? Сохранять мертвую древесину.