почему нельзя извиняться постоянно
Эксперты не советуют постоянно извиняться на работе, особенно женщинам
Перестаньте каждый раз извиняться на работе. Больше никаких «извини» и просьб о прощении.
Когда вы действительно совершили серьезный поступок, то за него стоит извиниться. Однако в большинстве случаев люди склонны просить прощения тогда, когда делать это вовсе не обязательно. Особенно часто извиняются женщины, так как они сильнее чувствуют вину. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, то важно понять, почему так вредно постоянно извиняться и что вместо этого нужно сказать.
Вред от извинений на работе
По словам экспертов, выработка привычки извиняться на рабочем месте может негативно сказаться на вашей карьере. И вот почему.
Зачастую ваши коллеги и начальник упускают из виду повседневные ошибки или неудачи в процессе. В тот момент, когда вы говорите «Извините», вы привлекаете больше внимания к ситуации, которую другие, возможно, восприняли как несущественную. Когда вы все время извиняетесь (особенно когда вы не сделали ничего плохого), это делает окружающих невосприимчивыми к вашим извинениям, уменьшая влияние ваших слов, когда вы действительно совершаете ошибку.
Постоянное извинение заставляет вас выглядеть более пассивным или «слабым» на рабочем месте. Это воспринимается как элемент неуверенности в себе и отсутствие характера, что не слишком хорошо подходит для лидера, если вы хотите продвинуться по карьерной лестнице.
Альтернативы
Вы можете быть вежливым человеком, не извиняясь ежеминутно. Как это осуществить на практике? Ознакомьтесь с тремя альтернативами, которые помогут вам уйти от привычки извиняться.
1. Будьте ответственным
Есть огромная разница между извинениями и ответственностью. Если на рабочем месте произошла неприятность и это связано с ошибкой или недосмотром с вашей стороны, возьмите на себя ответственность. Однако быть ответственным не означает обильно извиняться. Признайте, что вы сделали, возьмите на себя решение данной проблемы и дайте понять, что вы собираетесь исправить ситуацию.
2. Измените свою речь
Изменение вашей речи имеет большое значение на работе. Вы хотите быть ответственным и уважаемым человеком, но никак не слабым или жалким. Несколько простых приемов могут изменить мир к лучшему.
Теперь вы видите разницу? Когда вы отучитесь извиняться за каждый свой шаг, то начнете чувствовать себя более уверенным человеком и преуспеете в бизнесе.
3. Вообще ничего не говорите
Почему вы извиняетесь? Возможно, причина в том, что вы нервничаете и беспокоитесь? Вы действительно уверены, что сделали серьезную ошибку, которая требует искренних извинений? По правде говоря, в большинстве случаев вообще ничего не нужно говорить. Когда вы отчитываетесь перед начальством за проект или отчет, то первой вашей реакцией может быть извинение. Но почему же? Это потому, что вы считаете себя недостойным отнимать у них время. Нервничаете, что у руководства есть другие дела поважнее, на которых они должны сосредоточиться.
Остановите внутренний диалог. Избавьтесь от чувства вины.
Почему нельзя извиняться постоянно
— Извини, я села у окна, ты не против?
— Прости, я тебя перебила.
— Извините, что вам пришлось этим заниматься.
— Простите, если я объясняю слишком сложно…
— Извини, у меня дома беспорядок.
Множество людей извиняются слишком часто. Почему? Одни считают, что это — признак вежливости и хорошего тона. Другие слишком неуверенны в себе и хотят попросить прощения даже за свое существование. Третьи хотят избежать критики. Четвертые хотят быть хорошими девочками, удобными для окружающим. Причин хронических оправданий много, потому что чувство вины — чувство не врожденное, а сформированное. Последствия одинаковы. Собеседник начинает раздражаться, что виноватого постоянно надо утешать, «ничего, все нормально, это не твоя вина». Подобные извинения вылетают на автомате, и люди перестают им верить. Или считают, что человека с гипертрофированным чувством вины можно обвинить во всем.
Британские разработчики придумали приложение, которое отслеживает неуместные оправдания в переписке. Приложение называется Just Not Sorry (просто не извиняйтесь) — оно помогает человеку увидеть частоту своих извинений и убрать их из текста или перефразировать. К сожалению, для устной речи такое приложение еще не придумали, но можно запомнить минимум пять моментов, за которые вы не должны оправдываться. У вас есть право не стыдиться, не брать на себя вину и не извиняться за:
Как перестать все время извиняться?
Вы говорите: «Простите», даже если не сделали ничего плохого? Берете ответственность за чужие ошибки или проблемы, возникшие не по вашей вине?
Вот как это обычно происходит:
• В ресторане вам приносят неправильный заказ, а вы говорите: «Извините, но это не то, что я заказывала»;
• Устав ждать, когда вас примет врач, вы подходите к стойке администратора со словами: «Простите за беспокойство, но хотелось бы уточнить…»;
• На кассе в супермаркете кассир долго не может пробить товар, и вы извиняетесь перед покупателями, стоящими позади вас в очереди: «Извините, что так долго»;
• Ваш супруг пошло шутит, а вы оправдываетесь перед подругами: «Простите, обычно он так себя не ведет».
Почему мы все время извиняемся и когда это становится проблемой?
В каждой из этих ситуаций ясно, что в извинениях нет необходимости, поскольку вы не сделали ничего плохого. Почему же вы все равно начинаете разговор со слов: «Простите»?
• Вы хотите, чтобы вас считали вежливым. Вы озабочены тем, что подумают окружающие, и не хотите их разочаровывать.
• У вас низкая самооценка. Вы постоянно волнуетесь, что сделали что-то не так, создали кому-то проблемы или просите слишком много.
• Перфекционизм. У вас завышенные стандарты, поэтому вы чувствуете потребность извиняться за каждую мелочь, которую сделали не идеально.
• Дискомфорт. Вы чувствуете себя неуютно, неуверенно или не знаете, что делать или говорить.
• Вы чувствуете ответственность за других людей или их неадекватное поведение. Люди часто извиняются за поступки своих партнеров, друзей или близких, как будто сами сделали что-то не так. Но факт того, что вы встречаетесь или даже состоите в браке с кем-то, не делает вас ответственным за его поступки.
• Плохая привычка. Вы так привыкли извиняться за все на свете, что делаете это автоматически.
freestocks-photos / Pixabay
Почему вредно извиняться без повода?
Если постоянно твердить: «Прости-прости», вы обесцените ваши извинения в случаях, когда они действительно необходимы. Кроме того, привычка просить прощения за любую мелочь лишает вас уверенности в себе. Со стороны кажется, что вы сожалеете обо всем – о своих поступках, эмоциях и даже о том, что существуете. Неуместные извинения становятся формой самокритики, ведь по сути вы повторяете: «Я не прав», «Я виноват». Это разрушает самоуважение.
Постоянные извинения – частая проблема тех, кто склонен к созависимости. Это симптом низкой самооценки, боязни конфликтов и чрезмерной озабоченности чужими потребностями и чувствами.
Плохие границы заставляют вас принимать вину за то, что не делали или не могли контролировать. Вы принимаете ответственность за попытки исправить или решить чужие проблемы. Вы оправдываете поведение других людей, как если бы оно было ваше собственное. Вы верите, что во всем виноваты сами – это убеждение усваивается еще в раннем детстве. Вам кажется, что вы обуза или проблема для окружающих. Вы боитесь отказа или критики, поэтому стараетесь быть покладистым и «удобным».
Когда нужно извиняться, а когда это неуместно?
Вы должны извиниться, если поступили плохо: задели чьи-то чувства, сказали или сделали что-то обидное, проявили неуважение или нарушили чужие границы.
Не следует извиняться за то, что вы:
• не можете контролировать;
• не знаете ответ на вопрос;
Вы не должны извиняться за то, что сделали другие люди, за свою внешность или чувства, которые испытываете.
Как перестать извиняться за все?
Осознанность – первый шаг к переменам. Замечайте, когда, почему и перед кем вы извиняетесь особенно часто. Обратите внимание на свои мысли и чувства: беспокойство, страх, ощущение собственной ничтожности и неполноценности.
Запишитесь на нашу психологическую консультацию (Москва), очно или Zoom:
Спросите себя: «Нужно ли мне извиняться?» Вы сделали что-то не так? Насколько все плохо? Или вы берете ответственность за чужие промахи? Вы испытываете стыд или тревогу, хотя не сделали ничего плохого? Возможно, вы ожидаете от себя слишком много?
Перефразируйте. Вместо того чтобы извиняться, используйте другие вежливые фразы, например: «Спасибо за ваше терпение», «К сожалению, это не то, что я заказывал», «У меня есть вопрос».
Постоянные извинения – это плохая привычка. А следовательно, вам потребуется время и усилия, чтобы заменить ее новым, более эффективным поведением. Не расстраивайтесь, если вам это не удастся сразу, практикуйтесь – и не теряйте веры в себя!